[ На главную страницу ]

Игорь Кондрашин

Учебно-практический курс

«ОСНОВЫ СВЕТСКИХ ЗНАНИЙ»

из 18 лекций

 

«Если не я, то кто же? Если я - не для себя, то кто же для меня?
Но если я - только для себя, зачем я? Если не сейчас, то когда?»

Гилель                    

ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ

Тема 1 
Введение в понятие «светскость», понимание просвещенческой роли светских знаний. Происхождение слова «светскость», суть его содержания и смысл. Время, место и условия возникновения светскости. Светские знания как разумная научная альтернатива мировоззренческому невежеству. Инновационная роль светскости в объединении здравомыслящих, прогрессивных и разумных сил общества, консолидации и развитии человечества, в нахождении решений насущных глобальных проблем. Необходимость постепенной деклерикализации и распространения светскости в обществе. Влияние секуляризации на позитивное развитие культуры поведения в обществе и сознания человека.
Тема 2 
Общие представления о структуре мироздания, о месте человека в нём. Ноосфера и научный подход в вопросах миропонимания. Понятие о понятиях, кругозоре и миропонимании. О месте ноосферы в современной научной картине мира. Онтологическая модель построения Вселенной.
Тема 3 
Манеры поведения человека как отражение его культуры. Социокультурная матрица поведения человека. Золотое правило поведения. Синтетический характер понятия культуры. Этнонациональные и конфессиональные особенности манер поведения и культуры у разных народов и народностей планеты. Развитие культуры поведения во времени и пространстве. Преемственность и взаимодействие культур в историческом процессе. Формирование на базе культурных особенностей и предпочтений социокультурных матриц поведения. Место светскости в культуре. Противоречие культурно-конфессиональных мифологем, суеверных традиций и обычаев с потребностью решения проблем современности на базе инновационных научных знаний.
Тема 4 
Историческая ретроспектива формирования духовности и нравственности на Земле и становление государственно-общественного правопорядка. Понятия - духовность и нравственность, их смысловое толкование. Мифология и религии как исторические предпосылки возникновения современных взглядов на духовность и нравственность. Общность генезиса и своеобразие формирования нравственных устоев и правопорядка в различных регионах Древней цивилизации и их последующее совершенствование. Особенности и различия основных современных конфессий.
Тема 5 
Этапность формирования общественного сознания Человечества в сферах миропонимания и духовности, становление духовности светской как высшей стадии духовности религиозной. Хронологическое чередование мифологем и религиозных посылов как объективная потребность познания мира. Роль науки в формировании атеистических мировоззренческих взглядов на верование и реалистичное сознание. Становление и утверждение светской духовности как высшей стадии духовности религиозной. Ответственность государства и его руководителей за формирование современного научного миропонимания и прогрессивного общественного сознания, свободного от суеверий, образа жизни через гражданское духовно-нравственное воспитание.
Тема 6 
Отечественные фундаментальные сборники светских наставлений, предписывающие регламентацию, манеры и культуру поведения в обществе. Становление и утверждение правовой культуры и светской духовности на Руси. Знакомство с основными историческими источниками светского поведения в России: «Домострой», «Юности честное зерцало» и другими.
Тема 7 
Человеческий менталитет: психика, сознание, алгомодуль и интеллект как регуляторы поведения индивида. Менталитет людей и его составляющие. Параметры психики. Четыре сигнальных подсистемы психики и их роль в жизни каждого человека. Суть и критерии сознания. Понятия об алгомодуле и интеллекте.
Тема 8 
Структура сознания, его деление на подсознания. Формирование общественного сознания. Дефектные искажения сознания. Параметры сознания. Индивидуальное и общественное сознание, их специфика и различие. Основные формы общественного сознания, причины их многообразия и их взаимосвязь. Позитивные и негативные подсознания человека, влияющие на культуру каждодневного поведения индивида. Дефекты психики и сознания, возможные известные их отклонения и способы борьбы с ними.
Тема 9 
О влиянии воспитания и образования человека на культуру поведения, образ его жизни и статусное место в иерархии общества. Об уровнях воспитанности и образованности. Педагогика и демагогика воспитания и их этапность. Нравственно-статусная регламентация общества. Светская элита и псевдоэлита. Социально-правовое регулирование поведения людей.
Тема 10 
Современная культурная матрица поведения светского человека. Разделы социокультурной матрицы поведения. Краткое представление о первых двух основных разделах матрицы: личностный минимум знаний и этика поведения человека. Процесс исторического становления сознания, пробуждения у людей совести, чувства долга, справедливости и собственного достоинства.
Тема 11 
Раздел гражданственности в социокультурной матрице поведения светского человека. Классическое понятие о государстве, его функциях, принципах правления, условиях стабильности и устойчивого развития. Учения великих мыслителей о сути государства и гражданственности. О гражданских обязанностях, долге и правах.
Тема 12 
Патриотизм и понимание ноократической сути государственности - неотъемлемые атрибуты гражданственности. Ценности и пороки современного общества. Современное понятие о патриотизме. Патриотическая деятельность как практический результат действенного патриотического воспитания. Ноократия как лучший тип государственного устройства. Подлинная гражданственность как сплав ноократии, патриотизма и светскости. Представление о современной шкале ценностей и пороков.
Тема 13 
Трудолюбие, биоэтика, забота о здоровье и эстетика как непреложные фрагменты социокультурной матрицы светского человека. Труд как естественная и социальная потребность. Экологизация морали, биоэтика и аспекты правовой и сознательной защиты природы, как сферы обитания человека. Здоровье и физическое развитие - современные требования и рекомендации. Эстетика и маргинализм в теории и наяву.
Тема 14 
Этикет как аспект социокультурной матрицы, регулирующий поведение человеке в свете. Об особенностях светского поведения в различных слоях современного общества. Этикет как внешнее проявление культуры человека - традиции и национальные различия. Правила этикета в семье, в быту, в общественных местах, на производстве, в государственных и иных учреждениях.
Тема 15 
О современных параметрах статусного звания «человек» и специфика его поведения в различных социумных назначениях. Каким быть, чтобы индивиду стать и оставаться ЧЕЛОВЕКОМ, светским человеком, требуемые для этого показатели основных составляющих менталитета - сознания и интеллекта. Особенности поведения в обществе в качестве человека, гражданина, бизнесмена-предпринимателя, журналиста, государственного служащего, выборного представителя.
Тема 16 
Об особенностях поведения представителей высшего звена власти, руководства государств и мирового сообщества. Каким индивиду быть, чтобы стать чиновником высокого ранга, главой государства, глобальным руководителем всего мирового сообщества.
Тема 17 
Воспитание поведения - главная задача семьи, общества, государства и мирового сообщества. Непозволительное поведение в обществе. Этика рождения и смерти человека. Основы воспитательно-образовательного процесса. Общественное воспитание. Деление индивидов по уровню воспитанности. Что уродует людей и недопустимо в обществе. Начало жизни и её неизбежный конец.
Тема 18 
Антикультура и невежество - главные угрозы человечеству. Образ жизни как показатель разумности. О показателях цивилизованности общества. Инновационное сознание - заботы о будущем. Глобальная эталонная социокультурная матрица поведения. Светские знания - их безальтернативность. Порочные навыки и привычки, мнимые ценности как признаки антикультуры и невежества. Показатели уровня цивилизованности обществ, государств, поколений человечества. Осмысление современных научных мировоззренческих достижений, их соотнесение к глобальным политическим и экологическим процессам. Пути формирования современного инновационного сознания. Взаимодействие и сотрудничество народов и государств в деле распространения идей светской культуры в рамках современной мировой цивилизации как необходимое условие прогрессивного и безопасного развития современного и будущих поколений человечества.

[ На главную страницу ]