[ На главную страницу ] [ Тема 6 ]

Тема 7. Человеческий менталитет: психика, сознание, алгомодуль интеллект и как регуляторы поведения индивида. Менталитет людей и его составляющие. Параметры психики. Четыре сигнальных подсистемы психики и их роль в жизни каждого человека. Суть и критерии сознания. Понятия об алгомодуле и интеллекте.

Содержание лекции

Структура менталитета человека

Для того чтобы понять сущность и структуру менталитета каждого индивида необходимо знать, что он включает в себя обязательным образом следующие четыре составные части: 1) психику, 2) сознание, 3) алгоритмический модуль и 4) интеллект. Все эти части менталитета, формирующиеся на базе соответствующих отделов головного мозга человека, их чётко отрегулированным на протяжении тысячелетий взаимодействием, в своём своеобразном и практически неповторимом сочетании функциональных (фн.) центров мозга, структурной организации их рефлекторных дуг в итоге находят отражение в индивидуальных особенностях личности каждого человека и непосредственным образом влияют на его кругозор, миропонимание, каждодневное поведение, характер его деятельности, делают тем или иным смысл всей его жизни.
Поэтому, чтобы осознать смысл собственной жизни, необходимо получить максимальное представление о характерных отличиях и возможностях своего собственного менталитета и его составных частей, о том, что влияет на направленность и глубину его развития и что можно, а чего нельзя сделать в создавшихся на данный момент условиях для его позитивной коррекции.

Параметры психики
Общеизвестно, что поведение самого высокоразвитого животного на Земле - человека-индивида - больше всего зависит от степени развитости двух главных составляющих его менталитета - психики и сознания. Психика является основной, базовой, исторически самой ранней составляющей менталитета человека. Психика, как свойство всего живого, и присуща всему живому, включая растения, животных и даже самые примитивные микроорганизмы. Психику в первую очередь следует понимать как своего рода рефлексию организма, т.е. его способность к различным рефлексам, точнее, проявление им реакционных способностей на раздражители как внутреннего, так и внешнего миров любого живого существа, включая и человека. Будучи важнейшим, если не самым главным признаком жизни вообще и показателем развитости любого организма, психика оказывает неоспоримое влияние на поведение любого организма, в т.ч. соответственно и каждого индивида.
Так, например, ещё Шопенгауэр утверждал, что «сила шума, которую может спокойно вынести человек, обратно пропорциональна его умственным способностям и поэтому может служить довольно точным мерилом этих способностей».
Про психику в настоящее время можно сказать, что это наиболее изученная часть менталитета человека (см. массу литературы по психиатрии и психологии). Согласно большинству определений, под психикой прежде всего подразумевают способность центральной нервной системы (ЦНС) человека осуществлять взаимодействие с окружающей его средой - биосферой и инфосферой (сферой распространения информации), т.е. поддерживать в режиме активного функционирования его организм и возможность адекватно реагировать на явления и события, происходящие вокруг, т.е. осуществлять свое поведение в интересах самого данного организма, в интересах и для пользы общества, членом которого он является, в интересах окружающей среды, как среды его обитания.
Элементные стороны психики: ощущения, восприятия, чувства, воля, мыслительный анализ, адекватная речевая или двигательная реакция в форме возбуждения или торможения. Психика находится в единстве с соматическими (телесными) процессами и характеризуется активностью-пассивностью, целостностью, соотнесенностью, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией и т.д.
Психика не является функцией организма с изначально заданными параметрами. Она, как и другие компоненты менталитета, появилась на определённой ступени биологической эволюции органических форм материи и находится в стадии постоянного всё большего совершенствования и развития. Её элементной базой является общий для всего менталитета человека спектр рефлекторных и рефлекторно-алгоритмических дуг (РАД) нервной системы во всех их сочетаниях и взаимосвязях.
Известно, что в настоящее время в психике любого нормально развитого человека должны наблюдаться и активно функционировать четыре сигнальных подсистемы его центральной нервной системы, постоянно воздействуя на его поведение, корректируя его в том или ином направлении. Напомним вкратце о них.
Первая сигнальная подсистема человека передаёт в соответствующие аналитико-инициаторно-ассоциативные фн. (функциональные) центры его головного мозга всю текущую информацию, поступающую от многочисленных рецепторов, находящихся во всех органах организма о состоянии этих органов через ощущения боли, жажды, голода, желания спать и т.д., о состоянии окружающей среды пребывания организма: светло-темно, холодно-жарко, сыро-сухо, и т.п., а также о процессах, протекающих в органах, и об изменениях, наблюдающихся как внутри организма, так и вокруг него.
Первая сигнальная подсистема человека отличается от первой сигнальной подсистемы животного тем, что человек способен замечать с помощью зрения, слуха и других органов восприятия и восхищаться также красивым, гармоничным и оригинальным и отторгать, противостоять всему безобразному, беспорядочному и мерзкому. И чем больше эта разница, тем больше первая сигнальная подсистема данного индивида превосходит уровень развитости первой сигнальной подсистемы животного, тем выше уровень развития психики у данного человека.
Но человек, будучи «социальным животным», осуществляет взаимодействие не только с окружающей его биосферой, но и с инфосферой, а значит, чтобы обеспечить свою индивидуальную, общественную и глобальную сохранность, вынужден также адекватно реагировать и на те или иные аспекты информации, поступающей к нему как из ноосферы, так и из негасферы, за которой он обязан внимательно следить. И реакции эти, регулируемые его первой сигнальной подсистемой, должны соотноситься с наиболее разумными установками, лежащими в объёме его знаний, полученных во время воспитания и образования, накопления жизненного опыта, становясь инициаторами и регуляторами его поведения.
Вторая сигнальная подсистема центральной нервной системы человека зародилась как коммуникативная подсистема. Раздражителями для второй сигнальной подсистемы у организмов I-го поколения (растений) служат запахи и электромагнитные сигнальные волны, у организмов II-го поколения (животных) - запахи, звуки (крики), знаки (жесты, символы), прикосновения (удары, пожатия, поглаживания) и т.п. намеренные раздражительные проявления. Не вызывает сомнений, что вторая сигнальная подсистема оказывает на поведение животных организмов, включая человека, гораздо большее влияние, чем первая.
Зачатки второй сигнальной подсистемы мы можем наблюдать у домашних животных, воспринимающих звуковые и жестикулярные команды, например у собак, кошек, лошадей и т.д., но проявление её в этих организмах носит очень ограниченный, примитивный, хотя отчасти и двусторонний характер. Только у человека, с громаднейшим потенциалом его головного мозга, вторая сигнальная подсистема получила своё дальнейшее функциональное (фн.) развитие, которое нашло отражение в фн. специализации подсистем слуха, речи и всё тех же аналитико-инициаторных фн. центров головного мозга.
По ходу эволюции человека всё более усложнялись подотделы его психики. В ней всё большую роль начали играть внешние раздражители, при этом внутренний механизм действия был уже довольно сложным и составлял приблизительно следующую цепочку чередования быстро сменяющихся событий: раздражение анализ ассоциация возбуждение или торможение той или иной ткани организма, приводящее к пространственному перемещению некоторого его органа (руки, ноги) согласно требуемому алгоритму, зафиксированному соответствующей РАД (куда-то пойти, что-то сделать или сказать), т.е. те или иные элементы поведения.
Современное представление о правильно функционирующей второй сигнальной подсистеме подразумевает корректные реакции на просьбы, указания, обращения, приказы (как в устной, так и в письменной форме), соблюдение инструкций, предписаний, законопослушание, следование голосу совести, чувствам долга, стыда, страха, вины (если они развиты у данного индивида). Сюда же можно отнести поступки под воздействием «силы воли», «подсказок внутреннего голоса» и т.п. Короче, это разумная дисциплина, без которой правильно себя вести, нормально жить в современном обществе просто невозможно.
Известно, что многие свойства нервной системы и психики человека, определяющие тип его высшей нервной деятельности, черты и свойства индивидуального поведения, специфические личные интересы и склонности, также как и нормы и формы индивидуальной реакции на всевозможные внешние стимулы и раздражители, включая и определяемые социальным окружением, предопределены большей частью наследственно. Следовательно, уже при рождении люди по своим потенциальным фн. свойствам и возможностям, иными словами, по природным способностям - разнообразны, не равны. В силу этого ансамблевая организация нейронных структур полушарий головного мозга человека с некоторых исторических пор стала основой для формирования третьей сигнальной подсистемы организма, раздражителем ассоциативных элементов которой выступает та или иная «проблема», вызываемая обычно отсутствием возможности выполнения каких-либо фн. алгоритмов, чаще в силу их незнания или отсутствия вообще.
Главной причиной появления третьей сигнальной подсистемы, которая, заметим, отсутствует или находится в самом зачаточном состоянии у животных и слабо развита у большинства даже современных людей, следует считать потребность организовывать или совершенствовать общественные отношения или находить пути решения бытовых, социальных, научных, технических или технологических задач, которые нужно иметь способность ещё заметить, обозначить, сформулировать. Иными словами, третья сигнальная подсистема на основе воспринимаемых ею раздражителей биосферы или инфосферы стала инициировать собственные раздражители-алгоритмы действий, воспринимаемые второй сигнальной подсистемой других индивидов.
В результате всего этого к функциям психики добавились такие, как распорядительные и творительные, лёгшие в основу различных видов продуктивной человеческой деятельности, в т.ч. организаторства (менеджмента), творчества, изобретательства, распорядительства, обучения и т.д.
В ведении третьей сигнальной подсистемы входят так называемые контрольно-ревизионные функции головного мозга, следящие за тем, чтобы как внутри организма человека, так и в его внутреннем и внешнем мирах всё было так, как должно быть. Здесь постоянно протекает внутренняя аналитическая работа, сравнивающия самочувствие организма с привычным или описанным где-то, внутреннее эмоциональное состояние с состоянием других, счастливых людей, работу того или иного человека с эталонным образом работника данной профессии, мировоззренческие взгляды с предельно познанными истинами всех сфер кругозора знаний, и т.д.
Таким образом, появление третьей сигнальной подсистемы положило начало формированию сознания человека, его ценностным ориентирам, стало концентрировать его внимание на разнице информационных сигналов, поступающих из инфосферы, о ноосферных и негасферных понятиях, знаниях, суждениях и явлениях.
Поэтому это наблюдательные сегменты третьей сигнальной подсистемы, кто после сравнительного анализа замечают грамматические ошибки в тексте, непорядок в квартире, некрашеный покосившийся забор во дворе, грязный подъезд в доме, нестандартное поведение взяточника, неадекватные действия правительства по руководству страной и т.п. Но, чтобы заметить имеющийся непорядок, сегменты третьей сигнальной подсистемы человека, представляющие собой аналитико-инициаторно-ассоциативные функциональные (фн.) центры его головного мозга, должны иметь то, с чем сравнивать, некие правила грамматики, эталоны хорошо убранной квартиры, ровного красивого забора, чистого уставленного зеркалами и цветами подъезда, честного компетентного чиновника, разумное руководство (конкретных персональных руководителей) государством. Информация об этих эталонах должна входить неотъемлемой составной частью в ЛИЧНОСТНЫЙ МИНИМУМ ноосферных (светских) ЗНАНИЙ человека, т.е. быть ему воспитана, передана, а им усвоена и храниться в его долговременной памяти. Только тогда ему будет, с чем сравнивать анализируемое.
Однако проблема-раздражитель может быть воспринята и вызвать возбуждение (рефлексию), а также стать инициатором ассоциации решения не в каждом головном мозге, а лишь в том из них, который, имея тонко скомпонованную структурную цепь соответствующим образом настроенных рецепторов, анализаторов, ассоциаторов и трансляторов, способен сформировать чётко выделяющийся соответствующий фн. центр нервной системы.
Неспособность формирования такого рода фн. центров головного мозга, а также формирование таких, в которых нечётко функционирует даже хотя бы одно из звеньев в указанной цепи, не говоря уже об отсутствии того или иного из них, ведёт к арефлексии и не позволяет людям воспринимать или анализировать те или иные проблемы, либо выдавать переведённые на язык фн. алгоритмов адекватные решения. Вот почему учёные и писатели, композиторы и художники, но прежде всего организаторы и изобретатели, талантливые руководители - это люди-лидеры, у которых фн. центры третьей сигнальной подсистемы центральной нервной системы достаточно развиты и в какие-то периоды даже доминируют над фн. центрами второй.
Первая, вторая и третья сигнальные подсистемы, как и всё в головном мозге и в организме в целом, взаимосвязаны между собой. Именно хорошая комбинация их взаимосвязи обеспечивает такие черты в характере человека, как дисциплина, самодисциплина, самоорганизация, воля - умение правильно вести себя в обществе, заставить себя что-то делать не совсем приятное самому, но полезное или нужное другим, но главное, создаёт в нём нацеленность на основную установку, определяющую весь смысл его жизни - обеспечение своего ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ - содействие ГАРМОНИЧНОМУ РАЗВИТИЮ ОБЩЕСТВА - ЧЕЛОВЕЧЕСТВА в целом.
Вместе с тем, в связи с ускоряющимся течением социального времени, а вместе с ним и темпов Жизни, её всё большей модернизацией, техногенизацией и глобализацией, уметь реагировать только на возникающие актуальные проблемы с некоторого исторического момента стало уже не совсем достаточно. Решение многих сложных, комплексных проблем требует значительного времени, а для этого необходимо их вовремя предвидеть, чтобы увеличить время для подготовки их решения (либо способов предотвращения).
Всё это, в конечном итоге, привело к тому, что сложнейшие микроструктуры головного мозга современных нормальных людей оказались способны реагировать на ещё один актуальный вид раздражения - «проблема в будущем», что стало очередным шагом вперёд в деле развития современных форм сознания человека, наделения человеческого мозга способностью к дальновидности. Генерируемое при этом доминантное возбуждение определённых областей головного мозга в отдельных случаях, в результате сложнейшей цепи биохимических процессов, происходящих в нем, способствует появлению соответствующих центров мозга, в которых «созревают» требуемые «решения», вернее, как бы заготавливаются впрок новые функции, соответствующие алгоритмы, а с ними и новые РАД. Структуры головного мозга, участвующие в этой наивысшей рефлекторной деятельности живого вещества Материи, образуют четвёртую сигнальную подсистему человеческой психики, которую, как и третью, вернее было бы назвать «решающе-организующей» подсистемой менталитета человека.
Признаками наличия у человека IV-й сигнальной подсистемы являются: ощущение им реального времени, движения его в будущее, а также проявляемая инициативность и предусмотрительность, умение видеть в текущих процессах их будущие последствия (положительные или отрицательные), активное желание организовать своевременно какой-то процесс, предупредить о приближающейся опасности, принять какое-то решение относительно будущего, или же просто сделать что-то заранее, заблаговременно, чтобы предотвратить возможные надвигающиеся проблемы и даже несчастья.
Процесс функционирования «решающе-организующей» подсистемы менталитета, зиждущейся на третьей и четвёртой сигнальных, протекает в следующей последовательности: восприятие раздраженияпроблемы в настоящем или будущем») его оценочный анализ ассоциация возможных решений их оценка выдача окончательного «решения проблемы в настоящем или будущем». Неудовлетворительное функционирование по любой причине хотя бы одной из микроструктур головного мозга, отвечающей за любое звено в цепи этого материального процесса, имеющего биохимическую основу, ведёт к снижению эффективности работы всей данной подсистемы в целом.
Поэтому, если такого рода недостаток работы головного мозга наблюдается у индивида, занимающего одну из ячеек вершины пирамиды какой-либо государственной структуры (руководителя государства - монарх, президент, должность главы или члена правительства, аппарата правительства, пост лидера партии), то эффективность работы всей структуры государственной власти сильно снижается. Вот почему для процветания наций и государств необходимо, чтобы во властных структурах этих формирований находились только люди с хорошо развитыми третьей и четвёртой сигнальными подсистемами их головных мозгов.

Поведение каждого индивида определяется как положительными факторами: знаниями и навыками, приобретёнными им во время его воспитания и образования, так и отрицательными: невежеством, суеверием, страхом, боязнью, принуждением, а также двумя видами стимулов, наиболее активно воздействующих на рефлексию человека - материальными и моральными. Первичными считаются «материальные» стимулы: удовлетворение чувств жажды и голода, других естественных потребностей, вызываемых жарой, холодом, желанием сна, отдыха, секса, физических упражнений и т.д. вплоть до стремления продвигаться вверх по вертикали служебной пирамиды (карьерный, властный, научный рост), улучшить своё благосостояние (включая меркантилизм и жажду наживы), достичь известности, популярности и славы (тщеславность) и прочее.
Более возвышенными стимулами для побуждения к функционированию сигнальных подсистем здоровой психики нормального человека всё же следует считать моральные стимулы, направленные прежде всего на удовлетворение возвышенных чувств - любви, благодарности, признательности, патриотизма, и т.д. - и благородных желаний, а также на получение удовлетворения от осознания благоприятного хода своего ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ, от процесса ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ окружающего ОБЩЕСТВА, биосферы, инфосферы, Человечества в целом. Выше этих общечеловеческих, гражданских стимулов ничего в настоящий момент на Земле не существует. Однако они способны побудить к рефлексии и соответствующему поведению только высокоорганизованные через правильное воспитание, хорошо сбалансированные варианты психики, кои встречаются не столь часто. Гораздо чаще встречаются не(до)развитые варианты психики, отличительной чертой которых являются патологическая арефлексия или неправильные виды возбудимости, т.н. порочные рефлексии, сила которых может быть очень велика (как например, болезненные влечения маньяка, садиста, алкоголика, наркомана, стяжателя, и т.д.).
Диверсификация видов стимулирования функционирования при сохранении до сего времени денежного вознаграждения в качестве базового осуществляется чаще всего путём сочетания материальных с моральными стимулами, и от оптимальности такого рода сочетаний зависит соответствие возбуждаемости подсистем менталитета того или иного индивида и характер его поведения критериям разумности.
Вместе с тем, тонкое нюансирование указанной специализации подсистем психики на определённый вид раздражителей и стимуляторов не имеет внешних отличительных признаков и поэтому может определяться только в ходе специализированного анализа результатов его функционирования. Аналитические методы распознания характера психики всё более совершенствуются, пополняются различными современными психологическими и интеллектуальными тестами (разного рода опросами, собеседованиями, проверками на детекторах, и т.д.), позволяя подбирать нужных высокоинтеллектуальных индивидов, по психическим способностям могущих адекватно реагировать на имеющийся круг проблем.
В то же время, реагируя на одни определённые проблемы-раздражители путём передачи возникшего возбуждения в нужном направлении по структурам ЦНС, люди часто остаются индифферентными, арефлексными к множеству других. Всё это, с одной стороны, благоприятным образом влияет на рост числа изобретателей в промышленности, специализирующихся на узком круге технических проблем, и учёных-узких специалистов в различных отраслях фундаментальной и прикладной науки.
С другой стороны, этих людей, особенно изобретателей ядерного, бактериологического и любого современного оружия массового уничтожения, разработчиков крупномасштабных проектов, затрагивающих биосферу Земли, её леса, недра, водоемы и атмосферу, как правило, мало волнуют гуманитарные и экологические последствия их изобретений и проектов, о которых вынуждены думать, заявлять и, если надо, протестовать совсем другие люди с сильно развитой IV-ой сигнальной подсистемой (экологи, антиглобалисты), доля которых в численности любого общества, человечества в целом должна неуклонно расти. Недостаток такого рода людей при активизации бездумного наступления людей с недоразвитой психикой (т.е. с дистрофированной IV-ой сигнальной подсистемой) на биосферу и инфосферу может привести к трагическим последствиям (соответствующим масштабности того или иного проекта, изобретения) для всего соответствующего социума, а теперь, в эпоху глобализации, и для всего человечества в целом.

Итак, головной мозг получает информацию о внешней среде из биосферы и инфосферы в виде прямых и косвенных сигналов-раздражений через шесть органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус и воспринимающая область кожно-мышечных раздражений) посредством их воздействия на соответствующие рецепторы рефлекторных дуг всех сформированных в организме на данный момент сигнальных подсистем. В свою очередь, соответствующие центры головного мозга определяют, какова должна быть реакция организма на тот или иной раздражитель - от нормального возбуждения и адекватного действия, суждения, после чего даётся внутренняя команда той или иной рефлекторно-алгоритмической дуге (при её наличии), либо очаг раздражения игнорируется, либо происходит подавление-торможение последовавшей бы при других обстоятельствах возбудимости. Таким путём проявляется так называемая «рассудочность» в поведении человека, адекватная его рефлективность.
Более сложная надлежащая реакция на тот или иной сигнал-раздражитель, осуществлённая после аналитического сравнения полученной информации с хранящимися в памяти человека знаниями по данной тематике, может состоять в выработке нового, ранее неизвестного решения, понятия, суждения, алгоритма действия, зафиксированного соответствующим образом, и т.п., которые будут свидетельствовать о более высоком уровне рассудочности данного индивида или даже о «разумности» его поведения.
Эта наивысшая в настоящее время степень психических способностей того или иного головного мозга свойственна только тем индивидам, которые проявляют те или иные поведенческие реакции в виде решений, суждений, действий по сигналам-раздражителям, родившимся (сассоциированным) в результате сложного мыслительного процесса (обдумывания каких-то фактов-косвенных сигналов) с участием наиболее высокоразвитой части менталитета - своего сознания.

В настоящее время поведение большинства людей (хотя далеко не всех) происходит под влиянием всех четырёх сигнальных подсистем, однако, степень развитости в особенности III-ей и IV-ой сигнальных подсистем у различных индивидов различна. Разумность их поведения во многом зависит от наличия:
1. Истинных знаний, полученных в процессе образования из учебников, научных и исторических книг и фильмов, классической литературы, энциклопедий, справочников, наставлений, правил, т.е. мудрости ноосферы.
2. Правильного воспитания, приобретения хороших навыков и норм поведения, следования советам, научениям и рекомендациям достойных родителей, учителей, наставников, мудрецов.
3. Собственного опыта, анализа опыта других, умения создать авторские ассоциации и выработать для себя новые адекватные требованиям времени нормы, правила, алгоритмы действий и поступков, и т.д.
Логика дальнейшего развития психических способностей организма человека говорит, что оно пойдет по пути последовательного совершенствования организации нейропиля головного мозга, увеличения числа его центров и, прежде всего относящихся к III-ей и IV-ой сигнальным подсистемам. Вследствие этого всё большую роль в психической деятельности человека будут играть компоненты его сознания, его развитость и взаимосвязь с психикой данного индивида. На его поступки, суждения и деятельность всё большее влияние будут оказывать его повышающаяся способность всё далее мысленно проникать в макро- и микрокосмические сферы структурных формирований материи, адекватно реагировать на происходящие вокруг события в интересах не столько его самого как персоны, сколько в интересах общества, к которому он себя причисляет, в интересах самой окружающей среды как среды его обитания, в интересах детей как следующего поколения человечества.
В этой связи каждодневное поведение (суждения, действия и поступки) человека вскоре станет характеризовать не только его социальную и политическую активность, его гражданскую зрелость, не столько его кругозор, сколько уровень его психического развития, степень развитости взаимосвязи его психики с его сознанием, нормальность и здравость его психической рефлексии, т.е. адекватное реагирование на явления и события бытия согласно современным параметрам оптимальной человеческой поведенческой реакции, подкреплённой требованиями разума и безопасности человеческого общежития.

В зависимости от жизненной ситуации и хода событий, индивидуальных для каждого человека, какая-то определённая гамма центров и дуг коры его головного мозга возбуждается гораздо чаще остальных. Активное её использование, а значит, и более усиленное питание в процессе клеточного метаболизма даёт клеткам её центров и дуг устойчивое развитие по отношению к клеткам других центров и дуг, постоянно находящихся в заторможенном, вернее, неактивном состоянии. Генетическое наследование потомству строения организма передаёт и эту специфическую разницу в функциональных оттенках сигнальных подсистем головного мозга, закрепляемую затем в процессе феноразвития организма.
Всё это в итоге привело к типизации психологической разновидности людей и прежде всего к типизации их темпераментов. Иммануил Кант (см. его «Антропологию с прагматической точки зрения»), а позже И.П. Павлов выделили среди многообразия человеческого поведения четыре различных типа психических темпераментов, именуемых как сангвинический, меланхолический, холерический и флегматический. Ещё ранее своеобразная дифференциация функциональных способностей и психофизиологические различия людей в зависимости от месяца и года их рождения были подмечены в странах Древнего Востока (Китае, Японии), и поэтому к гороскопам по восточному календарю до сих пор проявляется живой интерес.
В действительности же феногенетическая классификация человеческих архетипов, которую ещё предстоит составить, гораздо обширней, хотя во внешнем облике человека это никак не отражается, что и создаёт в представлении людей впечатление (или иллюзию) функциональной равнозначности всех человеческих организмов и вносит определённую путаницу при заполнении функциональных ячеек гиперорганизмов функционирующими единицами-индивидами.
На самом деле уровень психического развития зависит от стольких факторов, не астрологических, а генетических и онтогенезных, что как нельзя найти двух полностью одинаковых яблок или картофелин, так невозможно отыскать двух индивидов с одинаковыми параметрами психики. Эти параметры зависят прежде всего от количества и качества входящих в данный индивидуальный психонабор функциональных центров мозга и их периферии, что находит отражение на всех компонентах психики, включая систему рецепторов, влияющую на восприимчивость мозга к сигналам из инфосферы, полноту набора дуг и фн. центров, обеспечивающих рефлектоспособность данной психики по сферам кругозора, наличие в ней всех сигнальных подсистем высокой степени развитости, их связь с сознанием, что определяет силу и направленность реакций организма, выраженных в суждениях, решениях, действиях, других аспектах поведения индивида.
Так, скажем, преобладание ноосферного воздействия в период онтогенеза и далее по жизни на становление и развитие психики индивида может выработать в нём рефлективность, характерную для уравновешенной личности с разумными суждениями, адекватным поведением, обладающей глубиной познаний, юмором, дисциплиной, установкой на гармоничное развитие.
С другой стороны, преобладание негасферного воздействия на становление психики индивида может выработать в нём рефлективность, характерную для мошенника, обывателя, лгуна, вора, мазохиста, бандита, стяжателя, вымогателя, террориста, убийцы, маньяка, тирана, просто неуравновешенного поведения и т.д.
Правильное понимание и скорейшее практическое использование фн. психоособенностей головного мозга каждого индивидуума с помощью составленной в полном объеме развернутой функционально-психологической классификации архетипов человека, отражающей схожести и различия в психических параметрах менталитета, дало бы большой эффект в улучшении как социально-экономической, так и личной жизни людей любого сообщества, социума, семьи (от повышения качества функционирования в каждой фн. ячейке общественных и государственных структур до сокращения количества разводов).

Итак, ещё раз отметим, что психика людей неодинакова и имеет множество разновидностей, т.н. психотипов, и современные знания позволяют обозначить параметры нормальной, здоровой психики, а также определить уровень развитости и направленности психики любого индивида и способы коррекции психических отклонений, если такие обнаруживаются, что положительным образом скажется и на поведении людей.
К сожалению, нынешняя психология, несмотря на описание широкого круга понятий и большого спектра психических особенностей менталитета человека, не имеет до сего времени единой шкалы оценки необходимых параметров психики, удовлетворяющей современным требованиям к её практическому широкому использованию.
Поэтому для соизмерения и сравнения психических особенностей архетипов человека пока можно пользоваться следующей шкалой психонормальности, позволяющей наглядно представлять и отличать здоровую, нормальную психику от частично недоразвитой или искаженной, а то и полностью больной.
Нормальную, здоровую психику человека должны отличать:
1. Сбалансированная рефлективность, т.е. адекватная сила и продолжительность реакций как возбуждения, так, если надо, и торможения на все сигналы-раздражители, поступающие из био- и инфосферы. При этом должна чётко осуществляться оценочно-аналитичекая обработка поступающей от системы рецепции информации через взаимосвязь с сознанием, обеспечивая таким образом широту и направленность рефлективности в сторону разумности, ноосферности.
2. Наличие всех четырёх сигнальных подсистем, развитость которых и взаимосвязь их с сознанием подтверждалась бы каждодневной практикой суждений, принимаемых решений, предпринимаемых действий, образом жизни и манерами поведения.
Иными словами, нормальной для нынешнего времени следует считать такую психику у человека, которая предельно рефлексивна, при этом человек способен сдерживать при необходимости свои эмоции и амбиции при любых обстоятельствах. Кроме того, его психика должна обладать способностью адекватно реагировать на раздражители всех четырёх сигнальных подсистем по всему кругу событий окружающей нас жизни, функционируя в режиме ноосферной направленности, отражая (в смысле отвергая) влияние негасферных явлений.
Какие способы оценки параметров психики (своей, чужой) известны в настоящее время? Врач-психиатр с помощью своего молоточка банальным ударом по коленке может определить только степень рефлективности некоторых центров I-ой сигнальной подсистемы. Ничего более. Даже то, как человек реагирует на прекрасное или безобразное, врач-психиатр не в состоянии выяснить сразу. Функциональные же центры прочих сигнальных подсистем с достоверностью можно оценить лишь в процессе продолжительных наблюдений за поведением человека в жизни, что специалистам вне стен клиники делать затруднительно. Другие способы проверок и тестов, включая собеседования, пока неэффективны в силу их недостаточной разработанности.
Поэтому следует иметь в виду, что нормальная работа фн. центров II-ой сигнальной подсистемы, например, выражается в послушании, дисциплине, разумном подчинении индивида, его уравновешенности. Балансировка этих центров и наполнение их соответствующим содержанием осуществляется в процессе воспитания человека, а дисбаланс или неразвитость требуемых центров проявляется при недостатке воспитания или его полном отсутствии и выражается в непослушности, недисциплинированности, неуравновешенности и/или неуправляемом своеволии.
Нормальная работа фн. центров III-ей сигнальной подсистемы выражается в умении думать, организовывать, творить, изобретать, быстро находить способы и принимать оптимальные решения в череде каждодневных проблем. Отсутствие или недостаток таких умений, неспособность хорошо управлять, руководить теми или иными процессами (технологическими, социальными), подыскивать нужные решения говорит о не(до)развитости III-ей сигнальной подсистемы, сбоях в её работе.
Нормальная работа фн. центров IV-ой сигнальной подсистемы выражается в чётком взаимодействии психики с сознанием человека, а также в умении предвидеть, предусматривать появление в будущем тех или иных проблем, опасностей и находить способы соответствующей подготовки к ним, предотвращения их. Отсутствие способностей своевременно предвидеть и решать «проблемы будущего» характерно при сбоях IV-ой сигнальной подсистемы или при её полном отсутствии.
Вполне естественно, что любые отклонения от норм рефлективности, от параметров в функциях всех 4-х сигнальных подсистем, от ноосферной направленности свидетельствуют либо о не(до)развитости тех или иных соответствующих элементов психики, либо об их искаженности.
Психическая ненормальность человека влечёт за собой широкий спектр расстройств менталитета - от лёгких кратковременных поведенческих отклонений (неврозы и другие т.н. пограничные состояния) до тяжёлых длительных заболеваний, связанных с глубокими значительными расстройствами и функциональными изменениями психоневротической деятельности, сопровождающиеся нарушением отражения реальности и поведения (психозы, депрессии, арефлексии и т.д.).
Эти отклонения влияют прежде всего на адекватность рефлективности индивида на те или иные события и явления жизни, что тем или иным образом отражается на характере и манере его поведения (нарушения спокойствия, уравновешенности, предусмотрительности, рассудительности, разумности и т.д.), а также в итоге на все параметры его менталитета.
Суммативные эффекты индивидуальных психик в итоге находят отражение в показателях общественной психики, психическом климате, атмосфере данного общества, широте сфер её рефлективности. Результирующие этих суммативных явлений дают нам нормальное психическое состояние данного общества, социума: либо общественное спокойствие, сопровождаемое гармоничным его развитием, либо общественное волнение, общественный психоз вплоть до истерии, часто сопровождающиеся какими-то общественными катаклизмами (вплоть до революций), общественную эйфорию, общественную апатию, панику в обществе и т.п.

Критерии сознания
Другим важнейшим, исторически более поздним разделом менталитета является сознание человека, которое полностью отсутствует у животных и свойственно только человеку, хотя и в различной степени развитости и сформированности. Иммануил Кант в своё время утверждал, что: «Воспитание - величайшая проблема и труднейшая задача для человека, так как сознание зависит от воспитания, а воспитание, в свою очередь, от сознания». И это действительно так, поскольку наукой давно доказано, что поведение любого животного зависит от его психофизиологических способностей, поведение человека немыслимо в отрыве от его сознания.
В этой связи сознание на сегодняшний день можно считать высшей формой мыслительной деятельности головного мозга человека-индивида, с помощью которой он идентифицирует себя, отделяя от окружающего мира, одновременно познавая, осознавая и анализируя всё, что происходит вокруг него. Наивысшие степени развитости самого сознания встречаются пока не столь часто, т.к. присущи только тем индивидам, кто обладает и другими, не менее развитыми составляющими менталитета, т.е. здоровой, хорошо развитой психикой с присутствием всех четырёх сигнальных подсистем, заполненных полезными алгоритмами алгомодулем, вобравшем большинство необходимых бытовых и профессиональных умений и навыков, и мощным, хорошо натренированным интеллектом.
Здоровая психика должна достаться им в качестве естественного наследия от родителей и прочих предков, генотип которых ложится в основу формирования нейронно-нейропильного слоя головного мозга. Получив вдобавок нормальное воспитание и образование, способствующие получению необходимых знаний для формирования подсознаний, наполнению алгомодуля и развитию интеллекта, они, тем не менее, должны также поддерживать по жизни в своём организме с помощью рационального продовольственного и информационного питания оптимальное течение клеточного и информационного метаболизмов.
Только выполнение перечисленных этапов становления сделает их обладателями правильно развившихся полушарий головного мозга, способного охватить широкий кругозор миропонимания, подкрепить его разносторонним спектром глубоких знаний, навыков и опыта, помогающим постигать и отличать среди разного рода понятий истины бытия, владеть здравым смыслом и рассудочностью. Всё это в итоге и способствует появлению у них высокоразвитого сознания, являющегося строго индивидуальным, персонализированным атрибутом каждого человека, основным источником его РАЗУМА. Без перечисленных условий, актуальнейшим из которых на сегодняшний день является получение первичных научных знаний и основ светского воспитания, вменяемое сознание не может сформироваться даже у человекообразных Homo sapiens, и тогда их удел - безумие.
Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что элементной базой сознания являются многочисленные ансамбли АФЦ и РАД, комплексы которых последовательно в течение жизни формируют те или иные подсознания, становящиеся подотделами целостного сознания того или иного индивидуума, обозначая степень комплексной развитости его менталитета. Именно полнота палитры подсознаний сознания данного человека, их взаимосвязь и взаимодействие с его психикой, алгомодулем и интеллектом определяет круг его интересов, широту и масштабность кругозора, набор мотивационных установок, его нравственное становление как личности, что в итоге сказывается каждодневно на разумности его суждений, умозаключений, поступков и действий, образе его жизни и нормах поведения.
Сознание было и остаётся одним из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающим человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении, т.е. осознание человеком себя, окружающего бытия и причинно-следственных закономерностей чередующихся событий и явлений. Сознание, таким образом, есть свойство и функция в высшей степени организованной материи, что в реальности представляет собой головной мозг человека, отражающий в процессе мышления объективный мир во всём его многообразии.
К понятию сознание, которое трактуется также как ощущение знаний, наиболее серьёзно отнёсся известный русский невролог, академик В.М. Бехтерев. В 1888 г. он пишет на эту тему фундаментальный научный труд «Сознание и его границы». В нём он, в частности, даёт определение сознанию: «Под сознанием мы понимаем ту субъективную окраску или то субъективное, т.е. внутреннее, непосредственно нами воспринимаемое, состояние, которой или которым сопровождаются многие из наших психических процессов. Благодаря этой субъективной окраске мы можем различать наши психические процессы по их сложности и тем или другим присущим им особенностям. Таким образом, мы различаем в нашем восприятии - ощущение, представление, стремление, желание, хотение и пр., т.е. те явления, сумма которых и составляет содержание нашего сознания. Яркость той субъективной окраски, которой сопровождаются наши психические процессы, бывает различной, благодаря чему мы можем говорить о различной степени их сознательности».
Итак, сознание есть высшая ступень разума, развивавшегося на протяжении миллионов лет во всём живом на планете Земля и достигшего наивысшей степени развитости лишь в самом совершенном организме, появившемся в результате длительной эволюции биосферы на Земле - в человеке, и именно в самом важном его органе - в его головном мозге, а точнее, в его нейронно-нейропильном слое. Высшие сферы нервно-психической и интеллектуально-мыслительной деятельности самых высокоразвитых подотделов мозга и являются тем, что народ до сих пор называет сердцем, теологи - душой, медики - психикой и лишь философы - сознанием. Поэтому по своей этимологии сознание является не медицинским, не церковным, а строго философским, научным, светским термином и понятием.
Будучи индивидуальным, персонализированным в силу функциональной привязки к конкретному набору-комплексу АФЦ и РАД конкретного головного мозга конкретного индивида и/или конкретной общности людей, оно развивается (или деградирует) вместе с развитием (или деградацией) этого конкретного мозга (и/или совокупности мозгов) и никоим образом не может быть оторванным от него, покинуть его, существовать без него, как не может быть натурального запаха цветов без цветов, пения соловья без соловья, света Солнца без Солнца. Это очевидная истина.
Из сказанного следует, что от условий формирования, развития и функционирования нейронно-нейропильного слоя головного мозга каждого человека зависят не только особенности его психики, специфика алгомодуля и индивидуальная способность к мышлению, т.е. его интеллект, но и степень развитости его сознания, самосознания, направленность их развития, а также деяния и поступки, совершаемые им в каждодневной жизни, в быту, в поведении.
Сознание человека никоим образом не оторвано от биологических, биохимических, биоэнергетических, физиологических и информационных процессов, беспрерывно протекающих в его организме, оно непосредственно связано как с клеточным, так и информационным метаболизмами, сопровождающими индивида на протяжении всей его жизни. Являясь важнейшим компонентом менталитета, оно непосредственным образом через сигнальные подсистемы психики человека влияет на круг его каждодневных интересов, мотивацию поведения, на стиль и образ его жизни в значительно большей мере, чем другие части менталитета.
С малых лет нас учили, что якобы «бытие определяет сознание», при этом не уточняя, какое из указанных понятий является объектом влияния, т.е. в какую сторону следует ставить стрелку: так или эдак . Однако в реальной жизни всё приходит в соответствие само собой, и наше бытие, наш кругозор и культура нашего поведения определяются не столько нашей психикой и интеллектом, сколько, и прежде всего, нашим зрелым сознанием, направленностью его развития и степенью его развитости. И лишь зреющее, либо недоразвитое сознание подвержено влиянию извне.
С одной стороны, оно подвергается в период формирования (должно подвергаться) влиянию, «определению» надлежащего воспитания и образования, только после чего само приобретает способность определять бытие. С другой, при недостатке благотворного ноосферного влияния, оно становится подверженным негасферному воздействию «улицы» и прочих сомнительных проповедников и наставников, включая некоторые радиостанции, ТВ-каналы, журналы, интернет-сайты и прочие СМИ.

Итак, согласно формулировке величайшего древнегреческого философа Аристотеля, человек - это политическое, или общественное, животное, которому присуща инстинктивная устремлённость к «совместному сожительству», обусловленная «сознанием общей пользы». «Тот, кто не может войти и составить часть некоего сообщества, - писал он 2,5 тысячелетия тому назад, - кто не нуждается ни в чём и ни в ком, достаточен самому себе, то, не являясь частью государства, он - либо зверь, либо Бог». Объединение людей, по мнению Аристотеля, есть естественный способ их бытия, при котором появляется возможность «общения подобных друг другу людей в целях возможно лучшего существования».
Именно общение близких по уровню развития менталитета, сознания индивидов и привело к созданию общества. Таким образом, Аристотель одним из первых сформулировал логическую необходимость единения людей, указав, однако, на два противоположных направления в развитии человека от уровня животного: одно в сторону Бога, другое в сторону зверя, гениально предугадав тем самым ноосферное и негасферное влияние инфосферы, отметив при этом также, что общество предполагает одинаковость сознания общающихся и объединяющихся людей.
Одинаковость сознания, или со-вместного знания, чего? Анализ истории становления сознания показывает, что осознание необходимости развития ценностных и поведенческих ориентаций в сторону благости и полезности, а не в противоположную, с одной стороны, избавление от всего порочного, а не следование ему, с другой, аналогичное понимание преимуществ и опасностей, порождаемых той или иной тенденцией, и отношение к ним как к норме, в первом случае, и как к аномалии, во втором, а не наоборот, может служить объединяющим началом для людей.
Исходя из этого, иерархия ноосферных ценностей и негасферных пороков со временем стала составлять онтологическую основу нравственного баланса личности. Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностно-порочных ориентаций образовала и до сих пор создаёт своего рода ось сознания, поддерживающую устойчивость личности или способствующую её падению, предрасположенность её к гармонии, к развитию или к деградации, преемственность того или иного типа поведения или деятельности, мотивированных направленностью потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующим мотивацию индивида в суждениях и поступках.
Развитые ценностные ориентации - признак зрелости личности, показатель меры её социальности, основание для решения в индивидуальном плане вопроса о смысле жизни, благодаря которому происходит интеграция совокупности ценностных ориентаций в нечто целостное и своеобразное, характерное именно для данного индивида.
Таким образом, на базе полученных знаний и воспитания, приобретенных опыта и навыков не только расширяется кругозор миропонимания, но и строится индивидуальная система ценностей каждого человека, составляется тот индивидуальный их набор, который в своём стремлении к совершенству он с течением времени всё более пополняет, делая свою жизнь более полноценной и целенаправленной. Одновременно в его сознании фиксируется перечень известных пороков, от которых человек стремится всячески избавиться, или не приобретать их вовсе. В случаях же, если набор ценностей оказался почему-то неполным или искажённым, это может прямым образом пагубно сказаться на судьбе данного индивида, привести к потере им смысловых установок и жизненной ориентации.
Идеи о двух противоположных тенденциях, существующих в мире и влияющих на процесс формирования сознания, а с ним и бытия, т.е. поведения, получили развитие также у Августина Блаженного - другого философа древности, обосновывавшего в IV веке суть христианства и считавшего, что «существует всегда не более как два рода человеческого общения, которое мы справедливо можем называть двумя градами. Один из них...» Град Божий - это мир добра и Бога, где «по любви служат взаимно друг другу и правители, руководя, и подчинённые, повинуясь». Другой, Град земной - это мир зла и сатаны, в нём господствует похоть, «управляющая и правителями его, и подчинёнными ему народами».
Перечень общечеловеческих ценностных ориентаций складывался из века в век постепенно по мере развития человеческого сознания. Аксиологические основы миропонимания и поведения, как мы упоминали выше, обязательно включались ещё в древние библейские тексты наставлений, где помимо поведенческих заповедей одновременно в обязательном порядке давались понятия греха, т.е. выражавшие определённые запреты.
В нашей стране выразителем аксиологической направленности мировоззренческих идей, устанавливающих общепринятую ценностную нормативность, был великий русский философ В.С. Соловьёв, который более 100 лет назад утверждал, что будущее человечества альтернативно: либо биологизация жизни, увеличение тварности бытия, опережающий рост материальных потребностей и вырождение людей в «зверочеловечество», либо культивирование всего позитивного, лучшего в обществе и достижение богочеловечества.
Таким образом, процесс общественного развития происходил и происходит до сих пор посредством формирования суммативного набора ценностных ориентиров, а также совершенствования менталитета через развитие мыслительных способностей и углубление сознания каждого человека, являющегося волею судьбы членом той или иной общности людей, в одном из двух указанных противоположных направлений: в ноосферном, позитивном, продуктивном, полезном, т.е. как должно быть, и в негасферном, порочном, разрушительном - при иных обстоятельствах.

Алгоритмический модуль мозга
Если понятия «менталитет», «психика», «интеллект» и «сознание» широко используются в обиходе каждодневной жизни, включая научный, то понятие «алгоритмический модуль» головного мозга (или «алгомодуль») введён относительно недавно. Оно составлено из понятий «алгоритм», т.е. определённая последовательность действий, соотнесённых во времени и пространстве, и «модуль» - функционально обособленный отдел головного мозга. В итоге алгоритмический модуль, или алгомодуль, означает те отделы головного мозга, которые объединяют и поддерживают в режиме функционирования нервные клетки, из которых формируются рефректорно-алгоритмические дуги - РАД, а также соответствующие аналитические и ассоциативно-аналитические фн. центры - АФЦ и ААФЦ. Дуги РАД, постепенно развившиеся из примитивных рефлекторных дуг РД, ведают (рас)познаванием, запоминанием, хранением и воспроизводством практически неограниченное число раз осмысленных целенаправленных действий, обозначаемых такими привычными для всех понятиями-терминами, как, например: «умение сделать что-то», «знание, как», «технология, технологическая карта», «порядок, последовательность процедур», «рецепт приготовления», «ноу-хау (know how)», «навык», «мастерство», «работа», и т.п.
Таким образом, с помощью РАД и АФЦ, сосредоточенных в индивидуальном алгоритмическом модуле человека, специфичном для каждого индивида, осуществляется вся повседневная деятельная активность человека, т.е. продуцируются алгоритмы всех его сознательных (а иногда и бессознательных) действий, закодированные биохимическим путём в нервных клетках его головного мозга, которые организм может при необходимости воспроизвести в процессе своего функционирования неоднократно в любое время и в любом месте.
Этим, с одной стороны, подчёркивается практическая взаимосвязь, отражённая в онтологической модели развития материи через движение её форм в качестве-времени-пространстве. С другой стороны, подтверждается прямая и постоянная взаимозависимость всех каждодневных действий человека от функционирования соответствующих отделов его головного мозга.
Кроме того, привитие тех или иных РАД и АФЦ зависит также и от генетических способностей данного индивида, заложенных в его геноме. Как известно, каждый человек с разной степенью генетической детерминации своих фн. свойств при адекватных условиях жизни наследует геномную ДНК молекулярной массой в 1,8 1012 дальтон, что соответствует примерно 3 млн. генов. Но даже при таком широком генетическом потенциале мозга происходит всё большее углубление дифференциации индивидуальных совокупных спектров фн. центров АФЦ и ААФЦ и соответствующих рефлекторно-алгоритмических дуг РАД, которые, всё более специализируясь, делают у разных людей совершенно разными способности к выполнению тех или иных фн. алгоритмов.
Вследствие этого одни лучше могут играть на музыкальных инструментах, но хуже умеют ухаживать за животными; другие хорошо разбираются в программах для компьютера, но не имеют пластики движений для танцев; третьи с большим вкусом рисуют картины или слагают стихи, но плохо приспособлены к выполнению фн. алгоритмов водителя автомобиля. Таким образом, дифференциация человеческой деятельности и расширение суммативного спектра фн. алгоритмов ведёт, несмотря на всю биологическую универсальность человеческого организма, к генотипной функциональной специализации индивидуальных совокупных спектров фн. центров и наборов РАД головного мозга, что, в свою очередь, отражается на состоянии и наполненности алгоритмических модулей мозга различных людей. Поэтому так важно, чтобы алгомодули включали только максимально совершенные и эффективные РАД и АФЦ по возможно более широкому спектру деятельности, полезные как самому человеку, так и обществу, членом которого он является, и, в конечном итоге, человечеству в целом.
Как известно, алгоритмов, известных человеку и связанных с условиями его обитания и жизнедеятельности, существует великое множество, начиная от алгоритма чистки зубов и приготовления пищи до алгоритмов строительства самолётов, прокладки линий метро и воспитания детей. В зависимости от макро- и микрокосмических интересов по сферам кругозора какие-то алгоритмы являются общими для тех или иных людей, какие-то чересчур специфическими, и ими владеют только специалисты или любители. И даже если они при этом описаны в письменной форме, все они или их фрагменты, тем не менее, кодируются при помощи РАД и АФЦ в соответствующих отделах головного мозга персонифицированных групп людей, в их алгомодулях.
Вместе с тем, ввиду протекающего в биосфере процесса движения в качестве, реализуемого через приращение функций, в жизни постоянно происходит рождение, появление новых функций, а с ними и новых алгоритмов. Их творение (изобретение, открытие), описание, научение и, конечно, воспроизведение ложится на созвездия нервных клеток АФЦ и ААФЦ изобретателей, рационализаторов, организаторов, которые постоянно, всё нарастающим потоком () пополняют общечеловеческую копилку алгоритмов, из которой любой индивид имеет возможность наполнить свой индивидуальный алгоритмический модуль.
Цицерон однажды сказал: «Сделай, если можешь!» Именно индивидуальные способности мочь заключены в алгомодуле каждого человека. Их для наглядности можно представить в виде обыкновенной таблицы, заполняемой самим индивидом или другим интересующимся навыками данного индивида человеком:

Что надо знать, уметь Что знаю (знает), умею (умеет) Что не знаю (не знает), не умею (не умеет)
читать
+ -
писать
+ -
и т.д.
   
   Что не надо уметь,
   знать
   
курить
- +
воровать
- +
и т.п.
   

По своему функциональному назначению алгоритмы и соответствующие им РАД делятся на следующие группы, во многом корреспондирующиеся со сферами кругозора:

  1. Бытовые
  2. Поведенческие
  3. Образовательные
  4. Гражданские
  5. Профессиональные
  6. Гиперорганизменные
  7. Прикладные
  8. Гуманистические

Рассмотрим вкратце каждую из указанных групп.

1. Бытовые
К ним относятся РАД и АФЦ общего назначения, продуцирующие бытовые алгоритмы, такие, как уход за собой, детьми и родителями (в подробностях), постройка и уход за жилищем, добывание и приготовление пищи, наладка и пользование бытовой техникой и домашней оргтехникой обновляющихся моделей, воспитание детей, вождение собственного автомобиля и уход за ним, уход за домашними животными, банно-прачечные и садово-огородные, отдых и развлечения и т.д. Эти алгоритмы люди познают, фиксируя на соответствующих РАД, от родителей, друзей, из книг по домоводству, в инструкциях и справочниках, на курсах и лекциях, в процессе воспитания. Они представляют собой основы культуры питания, культуры ведения домашнего хозяйства, культуры одеваться, физической культуры и гигиены тела, культуры досуга и коммуникации, культуры чистоты и порядка и т.д. Индивидуальные культуры в своей совокупности составляют культуру быта, уровень воспитанности данной семьи, местности, народности, населения всей страны.
2. Поведенческие
К ним относятся РАД и АФЦ общего назначения, которые фиксируют и воспроизводят социально-общественные алгоритмы, такие, как поведение в местах общего пользования: на улице, в магазине, в театре, в музее, в учебном заведении, в учреждении, на выставке, на концерте, на стадионе, в бане, в кафе, ресторане, на похоронах, в церкви (мечети) и т.п., в общественном транспорте, в гостях, знакомство с новым человеком, приветствия при встрече и прощании, ведение беседы, поведение на собрании, совещании, научном симпозиуме и т.д. Эти алгоритмы, отражающие вежливость, приветливость (даже улыбчивость), сдержанность, чувство тонкого юмора, выражение предложения помочь, благожелательность и прочие хорошие манеры, люди познают от родителей, воспитателей и учителей, если те, в свою очередь, ими владеют, в книгах (учебниках) о хорошем тоне, манерах поведения. Эти алгоритмы также зафиксированы в кодексах законов и правил, представляя собой основы культуры общения, культуры поведения, в т.ч. в общественных местах, культуры публичного выступления, и т.п. Индивидуальные культуры в своей совокупности составляют культуру поведения, уровень воспитанности данной семьи, местности, народности, населения всей страны.
3. Образовательные
К ним относятся РАД и АФЦ общего назначения, ведающие познавательными алгоритмами, такими как внимание (от внимать) поучениям наставников (родителей, воспитателей в детсаду, учителей в школах, преподавателей училищ, ВУЗов, но более всего тех, кто мудр, а значит, философов), поведение в школе, в ВУЗе, поиск ноосферных знаний (истин) при работе с книгами, в библиотеках, в книжных магазинах, в поисковых системах Интернета и т.д. Эти алгоритмы люди познают от наставников, от приятелей, постигают со временем сами и вкупе они составляют культуру образования.
4. Гражданские
К ним относятся РАД и АФЦ общего назначения, ведающие алгоритмами, отражающими действия данного индивида как члена общества, выполняющего обязанности (хотя по понятным причинам больше любят говорить о правах) жителя данной местности, гражданина данного государства по их обустройству, по отношениям с согражданами, по выбору добросовестных (а надо ещё знать самим, что такое совесть) руководителей. Алгоритмы, подлежащие познанию, чтобы стать гражданином, включают в себя и те, которые необходимо знать, чтобы быть человеком. Эти алгоритмы, составляющие гражданскую культуру, люди познают от воспитателей, наставников, в школе, в конституции, в кодексах законов и правил (многие из которых массово игнорируются). Слова русского поэта Н.А. Некрасова «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!» относятся действительно к каждому человеку.
5. Профессиональные
К ним относятся РАД и АФЦ индивидуального, специализированного назначения, продуцирующие алгоритмы, отражающие профессиональную ориентацию данного конкретного человека, т.е. ту его деятельность, которой он отдаёт большую часть времени активного функционирования и которая приносит ему основные средства к существованию. Эти алгоритмы люди познают на производстве, куда они поступают в качестве учеников, в школах профессионального и технического обучения, училищах, ВУЗах, постоянно дополняют новыми знаниями из специализированных журналов и другой спецпрофлитературы, из собственного опыта или посредством обмена опытом с коллегами по профессии. Объём и подборка профессионального алгоритмознания составляют профессиональную культуру человека.
6. Гиперорганизменные
К ним относятся РАД и АФЦ индивидуального назначения, на которых зафиксированы и которые воспроизводят алгоритмы, отражающие служебные действия данного индивида как лица, занимающего в результате выборов или назначенного на тот или иной гиперорганизменный (общественный) пост, должность - госслужащего, депутата, директора, топ-менеджера-управленца, работника тех или иных властных структур, а также манеры взаимоотношений между коллегами, сослуживцами, работниками одной фирмы, фабрики, института, мастерской. Особо в них отличаются алгоритмические способности по организации и управлению (производством, коллективом, бизнесом). Все указанные алгоритмы несколько перекликаются по назначению с алгоритмами профессиональной ориентации, но они не одно и то же и гораздо выше по своей значимости и ответственности. В то же время этим алгоритмам, составляющим культуру организации производства, управления и руководства, практически нигде не учат и люди постигают и применяют их большей частью самостоятельно посредством собственного интереса и опыта.
7. Прикладные
К ним относятся РАД и АФЦ, продуцирующие разного рода алгоритмы, отражающие индивидуальные способности человека и его интересы, т.е. то, чем он увлекается, его хобби. Эти алгоритмы формируют культуру досуга индивида. Сюда может входить игра в футбол и в шахматы, собирание монет, марок и рисование картин, резьба по дереву и чеканка по металлу, вышивание и сочинение стихов, распевание песен и игра на музыкальных инструментах и т.д. В жизни случается, что РАД и АФЦ, отражающие способности и увлечения человека, часто становятся его профессиональными, и такое совпадение наиболее полезно, желательно и благоприятно как для индивида, так и для общества.
8. Гуманистические
К ним относятся РАД и АФЦ общего назначения, продуцирующие алгоритмы, отражающие действия данного индивида как человека очень высокой культуры и большой ответственности, как жителя планеты Земля, как представителя ныне живущего (актуального) поколения людей из череды многих поколений, как предыдущих, так и последующих. Эти действия большей частью связаны с ответственностью каждого человека перед самим собой, своими современниками, перед своими потомками. Они носят по большей части природоохранительный, гуманитарный, просветительский, альтруистический и т.п. характер. Это бережное к природе поведение в лесу, на реке, желание посадить и вырастить дерево, цветы, обучить соседских мальчишек чему-то путёвому, любое желание помочь кому-то и т.п. Этим алгоритмам, к сожалению, также пока нигде не учат, и они появляются лишь у людей с высокоразвитым сознанием, а таких людей среди нас не так много.

Следует отметить, что бытие человека определяется не только ноосферными понятиями и действиями. Каждый индивид одновременно находится под воздействием и негасферного влияния, исходящего из инфосферы. А это означает, что параллельно с ноосферными существуют и негасферные понятия, действия (негадействия), а соответственно, и алгоритмы (негаалгоритмы), которые по той или иной причине могут оказаться в алгомодуле каждого человека, включая, естественно, и ваш.
К такого рода негаалгоритмам, каждый из которых фиксируется всё тем же способом соответствующими РАД, следует отнести умение воровать, обманывать, брать и давать взятки, грабить, убивать, употреблять наркотики, совершать акты терроризма, брать заложников, рейдерствовать, мастерить или подкладывать взрывные устройства, курить, грубить, мошенничать, нецензурно выражаться, строить финансовые пирамиды, обижать людей, намеренно портить вещи, браконьерничать, мусорить, и многие, многие другие из той же серии, свойственные, прежде всего, нелюдям.
В этой связи человеку и даётся рассудок, разум, чувство вины, стыд и совесть, чтобы не закладывать в свой алгоритмический модуль такого рода негаалгоритмы, а, обнаружив их там, освобождаться от них как можно скорее.
Большая часть РАД алгоритмического модуля (как ноосферных, так и негасферных) со временем модулируется (изменяется) по мере модернизации, например, бытовой техники и домашней оргтехники, средств связи и получения информации, повышения опыта и мастерства (также и преступного) того или иного индивида, прогресса технологий в сфере профессиональной деятельности, общего прогресса цивилизации. Другая часть модулируется по мере развития общечеловеческого разума и неразумности, расширения общественных интересов по сферам ноосферы и негасферы, общественного сознания. Таким образом, обязательный минимальный перечень лишь ноосферных алгоритмов, который должен знать каждый человек, из года в год увеличивается, при этом жизнь не делает никому скидок на возраст. Не умеешь, не хочешь учиться? Отойди, встань в задний ряд!
Только в ХХ-ом столетии человек впервые узнал, но обязан был освоить управление автомобилем, пользование самолетом, общественным транспортом, телефоном, факсом, кредитными карточками, стиральной машиной, фото- и видеокамерами (теперь уже и цифровыми), микроволновой печью, персональным компьютером (включая принтер, сканер), копировальными машинами, сетью Интернет, пейджером, мобильным телефоном и т.д. И этот перечень будет продолжать расти, притом еще более быстрыми темпами (согласно формуле ). В то же время утратили своё былое практическое значение верховая езда, карточные игры, светские балы, охота, искусство фехтования и другие устаревшие алгоритмы.
Всё это создаёт определённые трудности при оценке наполненности алгомодуля какого-либо индивида, возможности определить имеющееся у него количество РАД каждой категории из тех, которые ему надлежит знать, их направленность. Поэтому по уровню наполненности алгомодуля и способности к реализации имеющихся у него алгоритмов индивида можно отнести либо, например, к людям, обладающим нормальной сноровкой, деловым и умелым, либо к индивидам с дурными наклонностями, неряхам, неумелым и т.д.
В общественную жизнь постепенно вводятся методы косвенного сравнения алгоритмических модулей различных индивидов, но они, как правило, затрагивают лишь профессиональную сферу, прикладную деятельность, певцов и киноиндустрию. Для этого устраиваются конкурсы, тесты, соревнования, выставки, фестивали и т.п. алгоритмические состязания. Цель конкурсов - выяснить, чьи алгомодули содержат лучшие наборы РАД данного вида, какие однотипные РАД наиболее совершенны.
Помимо индивидуального существует совокупный алгомодуль семьи, предприятия, общества, государства, человечества в целом, и чем он насыщенней и разносторонней, тем богаче, цивилизованней семья, предприятие, общество, государство. Начиная с уровня предприятия, где особенно заметен фактор состязательности (конкуренции), за алгоритмами (технологиями) осуществляется всякого рода охота, шпионаж и т.п. противоправные мероприятия, хотя и существует цивилизованная торговля ими.
Совершенство РАД других назначений различных сфер деятельности и интересов, и прежде всего ведающих алгоритмами руководства, воспитания, выполнения гражданских действий и гуманистических поступков, на практике пока еще широко и достойно не оценивается, хотя уже настало время постепенно вводить рейтинговую систему оценки такого рода РАД с той тщательностью и гласностью, как это делается у теннисистов и футболистов (РАД которых менее всего важны для судеб Человечества). Ведь от того, владеет ли руководитель той или иной страны, избираемый ее населением, требуемым перечнем соответствующих РАД и АФЦ, каков вообще его индивидуальный алгомодуль, во многом зависит ход дальнейшего развития этой страны, благополучие самих её жителей.
Разница в способностях продуцировать те или иные алгоритмы, а вместе с тем, и развитость менталитета зависят не только от состояния и содержания алгоритмических модулей людей, их психики и сознания, но и от другого, не менее важного параметра головного мозга - интеллекта человека.

Об интеллекте человека
И действительно, ещё одной составляющей менталитета человека является его интеллект, т.е. способность его головного мозга к углублённому мышлению, рациональному познанию окружающей объективной реальности, надёжному запоминанию знаний и опыта, быстрому мыслительному анализу информации и синтезу требуемых ассоциаций, принятию наиболее оптимальных решений. Человеческое познание лишь недавно выделило, обособило интеллект из общепсихической деятельности центральной нервной подсистемы (ЦНП) как показатель индивидуальных возможностей к активному, в т.ч. и творческому мышлению.
Интеллект человека, как и другие компоненты менталитета, неодинаков у различных индивидов и различается по своей силе, глубине и мощи, которые зависят прежде всего от наследственной организации клеток нейропиля головного мозга, участвующих в его мыслительной работе, в механизме памяти, в творческом процессе принятия решений, а также от их тренируемости.
Суть мыслительного процесса, как известно, состоит в том, что в коре головного мозга человека происходит постоянная дифференциация, специализация, оптимизация и локализация функций через их фиксацию в соответствующих АФЦ и РАД, однако одновременная их интеграция исключает изолированное функционирование отдельных областей нейропиля коры, и все они структурно объединены в единое целое.
Подсчитано, что число нейронов мозга человека достигает порядка 1010, а число взаимных бинарных связей соответственно составляет около 1020. Иными словами, для обработки всего объёма входящей и исходящей информации мозг человека наделён достаточно мощной нейронно-взаимосвязанной базой. В этой связи мыслительную мощь мозга следует оценивать не столько по числу нейронов, занятых в мышлении, сколько по числу связей между ними, по числу нейронов, занятых в памяти и т.п., т.е. с помощью любой комбинации этих чисел.
следствие происходящих в глубине коры полушарий дальнейших организационных процессов (по причине непрекращающегося движения Материи в качестве-времени) в аналитических и ассоциативных областях коры образуется всё больше новых соединений в виде АФЦ и РАД. Их формирование происходит из бесчисленного множества возможных новых межнейронных связей, среди которых постепенно выделяются пути, осуществляющие вначале сравнительно небольшое число коммуникаций.
Временные фн. связи (ассоциации) фиксируются тем сильнее, чем чаще они повторяются. Они нарушают первоначальную разобщённость нейронов и образуют целые ансамбли, элементы которых могут находиться в различных частях коры. При необходимости создаются вспомогательные АФЦ, усиливающие те или иные функции мозга. По мере беспрерывного поступления в воспринимающую область коры всего объёма информации в других (запоминающих) её областях фиксируется опыт каждого дня, который можно отождествить с алгоритмознанием и который изо дня в день постепенно накапливается. Его фиксации, или алгоритмозаписи, способствует хорошо налаженный механизм памяти, особенно долговременной.
Как известно, в основе этого механизма лежат биохимические реакции, меняющие структуру РНК, что отражается на биоэлектрической проводимости клеткой тех или иных импульсов, их генерации и затухании. С механизмом памяти связано наше «Я» (наша «душа»), то есть самосознание. Хранение и вспоминание информации является одной из важнейших функций коры головного мозга.
У человека различают оперативную, кратковременную и долговременную памяти. Оперативная память, основанная большей частью на биофизических явлениях, может хранить небольшое количество информации в течение нескольких минут. Хранение информации в подсистеме кратковременной памяти осуществляется со временем полураспада биохимической записи в среднем около 12 часов, то есть спустя этот отрезок времени человек способен воспроизвести лишь половину полученной им информации.
И только долговременная память способна хранить биоследы полученной ранее информации на протяжении нескольких десятков лет, однако уровень воспроизведения этой информации довольно низок и в среднем не превышает 5%. Вот почему с определённого исторического момента с появлением гиперорганизмов с высокой степенью организации и наличием высокосложных алгоритмов (как, например, алгоритмы производства авианосца, атомного реактора, современного самолета и т.п., которые не уместятся ни на одной РАД) само системное развитие вынудило человека всё чаще использовать способ хранения алгоритмозаписи и другой информации в письменной форме в виде описаний способов изготовления, технологических карт и чертежей, которые к тому же удобны ещё и тем, что ими могут воспользоваться одновременно или попеременно несколько совершенно различных людей.
По мере расширения кругозора человечества в рамках ноосферы, а также дальнейшего развития организации гиперорганизмов потребовались ещё более вместительные хранилища информации, более ускоренные способы её записи и воспроизведения, а также более удобные доступы к ней. Поэтому привлечение к обработке и хранению информации запоминающей способности электронно-вычислительных машин, персональных компьютеров с их колоссальными возможностями еще более увеличило техническую базу для создания БИБЛИИ СОВРЕМЕННЫХ ЗНАНИЙ, в которой можно реально разместить все необходимые Человечеству понятия и алгоритмы действий ноосферного содержания, доступ к которым должен быть настолько простым и свободным, чтобы легко могло реализоваться как право, так и обязанность каждого жителя Земли не только знать о них, но и в любое время пользоваться ими. Этому в значительной степени способствует быстро развивающаяся глобальная сеть Интернет, овладеть информационными возможностями которой является актуальной задачей для каждого современного человека.
Способность к хранению информации в биохимической форме с помощью механизма памяти, а также к другим интеллектуальным проявлениям зависит от индивидуальной структуры коры, развертывающейся (формирующейся) согласно генозаписи, полученной организмом по наследству, а также от приобретаемого впоследствии опыта, натренированности. Вот почему эти проявления не могут быть одинаковыми у различных людей, а зависят от их индивидуального генонаследства и феноразвития. В силу этого интеллектуальные способности различны у разных людей и даже в течение жизни одного человека меняются в зависимости от изменения психофизиологических и геронтологических (возрастных) факторов.
Как уже отмечалось, генетическое кодирование фн. способностей людей к выполнению определённого ряда специфических фн. алгоритмов привело со временем к появлению резко выраженной их генетической неоднородности, то есть разновеликой возможности выполнять те или иные фн. алгоритмы. К настоящему времени генетическая неоднородность, скорректированная фенотипным наложением (то есть опытом и знаниями, приобретёнными в течение жизни индивидуума), достигла такого разброса, что уже смело всё человеческое многообразие можно делить по степени развитости их интеллекта на несколько совершенно различных внутренне (внутри полушарий головного мозга каждого индивидуума только!), но практически ничем не отличающихся внешне разновидностей людей.
В связи с возникшей необходимостью измерения уровня развития интеллекта человека с некоторых пор в обиход был введён так называемый коэффициент интеллекта - IQ (intelligence quotient), обозначающий количество интеллекта (КИ) и отражающий уровень интеллектуальных способностей людей, т.е. живости их ума, глубину и объём памяти, эффективность работы мысли. В российской литературе прижился другой перевод аббревиатуры - «Коэффициент интеллекта».
Попытки научной оценки степени развитости интеллекта человека начались ещё в 30-х годах прошлого столетия. Исследователи с помощью разных экспериментов стремились выяснить параметры интеллекта. Например, пытались вывести закономерность между процессами, происходящими в нервной системе человека и скоростью его реакций; между умственными способностями и размерами и весом головного мозга; между КИ родителей и КИ детей; между КИ и социальным происхождением человека; между КИ и возрастом.
Однако в итоге выяснилось, что источником успеха человека в большей части случаев является не интеллект, а настойчивость и мотивация человека, зависящие от сочетания других составляющих менталитета - психики и сознания. Иными словами, интеллект никоим образом не влияет на рассудочные способности головного мозга (не говоря уже о разуме), на мотивацию поступков индивида. Он может с одинаковой скоростью обрабатывать как ноосферную, так и негасферную информацию, невзирая на её этическую окраску. Интеллект, таким образом, характеризует как бы мощь «мозгового» компьютера, а не программы, заложенные в нём. В силу этого трудолюбие и работоспособность, честность и добропорядочность, знания и опыт, целеустремленность и терпеливость - более важные качества для достижения подлинного успеха, хотя во многих жизненных ситуациях, когда требуется принять быстрое решение, запомнить и осмыслить большой объем информации, человек с высоким коэффициентом интеллекта будет находиться в более выигрышных условиях.
В настоящее время считается, что коэффициент интеллекта человека напрямую зависит прежде всего от наследственных факторов. Но его так или иначе можно увеличить, занимаясь специальными упражнениями (на развитие памяти, наблюдательности, быстрорешания). В любом случае интеллект требует регулярной тренировки, эдакой интеллектуальной гимнастики. Кто-то для этого время от времени играет в шахматы (желательно с часами), шашки, домино, нарды и т.п., другие делают это, решая кроссворды, упражняясь с тестами КИ.
Первоначально тесты строились исключительно на основе лексических упражнений. Позднее в них стали использовать такие упражнения, как неарифметический счёт, обращение с логическими рядами, способность дополнить геометрическую фигуру, опознать фрагмент, запоминание фактов, упражнение на манипуляцию буквами в словах, запоминание технических чертежей. Для приближенного измерения способностей индивидуального интеллекта всё шире стали использоваться IQ тесты со шкалой от 0 до 200.
Интеллект среднего человека согласно этому тесту в настоящее время составляет 100 условных единиц (половина решённых задач). Интеллект человека, полностью ответившего на все задания, соответствует уже 200 единицам. Тесты не только показывают ваш КИ, но и выявляют ваш предпочтительный образ мышления (логический, образный, математический, вербальный). Чем меньшую оценку вы получите по одной из стратегий, тем меньше согласно логике теста у вас развит соответствующий участок мозга. После этого вам становится известно направление, в котором вам следует работать, чтобы попытаться ликвидировать интеллектуальную диспропорцию, в особенности, если она была обнаружена не слишком поздно. Выявив пробелы в своих стратегиях и пройдя затем специальный курс интеллектуальной тренировки, можно в итоге надеяться, что ваш КИ поднимется до приемлемой величины.
Естественно, что существующие тесты IQ пока далеки от совершенства и со временем будут использоваться более точные. Однако уже и с помощью имеющихся можно с определённой степенью достоверности характеризовать уровень развитости интеллекта того или иного индивида.

  IQ  Здесь вы можете провести тест своего интеллекта.

Графически уровни развития интеллекта можно изобразить следующим способом:

Общепризнано, что средний уровень развитости интеллекта на сегодняшний день должен составлять 70 - 120 единиц. Если измерения превышают средний уровень, человек является «интеллектуалом», т.е. обладателем хорошо организованного и отлаженного головного мозга, а с ним и высокоразвитого, мощного интеллекта. Показатели, не достигающие 70 единиц, свидетельствуют о недоразвитости отдельных структур мозга, а с ним и интеллекта, о подпадании его владельца в разряд «дебилов», т.е. людей интеллектуально слабых, неполноценных. К слову сказать, если косвенным образом измерить интеллект собак, лошадей, дельфинов, кошек, то не исключено, что цифра в отдельных случаях может достичь 20 - 30 ед. шкалы. Общепризнано, что средний уровень развитости интеллекта на сегодняшний день должен составлять 70 - 120 единиц. Если измерения превышают средний уровень, человек является «интеллектуалом», т.е. обладателем хорошо организованного и отлаженного головного мозга, а с ним и высокоразвитого, мощного интеллекта. Показатели, не достигающие 70 единиц, свидетельствуют о недоразвитости отдельных структур мозга, а с ним и интеллекта, о подпадании его владельца в разряд «дебилов», т.е. людей интеллектуально слабых, неполноценных. К слову сказать, если косвенным образом измерить интеллект собак, лошадей, дельфинов, кошек, то не исключено, что цифра в отдельных случаях может достичь 20 - 30 ед. шкалы.
Вместе с тем, указанные выше цифры отражают требования к интеллекту человека с позиций современности, нынешнего дня. Вполне естественно, что 100 - 150 лет назад норма была гораздо ниже, т.е. где-то на уровне 50 - 100 ед. Все, что превышало 100 ед., должно было считаться высоким уровнем, так же как и промежуток 50 - 70 ед. относился к норме.
Однако время, как и развитие, не стоит на месте. Что сегодня считается нормой, завтра уже будет считаться недостаточной величиной. Поэтому не исключено, что уже к концу первой четверти ХХI-го века нормой будет принято считать промежуток 100 - 150 ед., а люди, набравшие 70 - 100 единиц, будут автоматически причисляться к дебилам.
Как и в случаях с психикой, сознанием и алгомодулем, суммативные эффекты индивидуальных интеллектов результируются в общественном интеллекте, интеллектуальных возможностях данного общества, в глобальных показателях. Можно также различать общественный интеллектуальный потенциал, общественную интеллектуальную деградацию и т.п. В последнее время в усилении интеллектуальных возможностей человека как в индивидуальном, так и в общественном плане, как отмечалось выше, всё большую роль стали играть персональные компьютеры и их сети, объединяемые в единую глобальную сеть Интернета.
Так или иначе, но хотя интеллект является важной составной человеческого менталитета, тем не менее, пока более важной и бурно развивающейся его частью всё же является сознание человека, подразделяющееся на различные группы специфических подсознаний.

[ На главную страницу ] [ Тема 8 ]