[ На главную страницу ] [ Тема 11 ]

Тема 12. Патриотизм и понимание ноократической сути государственности – неотъемлемые атрибуты гражданственности. Ценности и пороки современного общества. Современное понятие о патриотизме. Патриотическая деятельность как практический результат действенного патриотического воспитания. Ноократия как лучший тип государственного устройства. Подлинная гражданственность как сплав ноократии, патриотизма и светскости. Представление о современной шкале ценностей и пороков.

Содержание лекции

О патриотизме и патриотической деятельности

Многолетнее вымирание населения России, высокая преступность и низкая культура, коррупция и неэффективное использование природных ресурсов, беспризорность детей и растление молодёжи, массовая эмиграция квалифицированных специалистов, характерные для нынешнего состояния нашей страны – всё это результаты падения уровня патриотизма и светскости в общественном сознании населения страны, а как следствие, его утраты государственным руководством.

Патриотизм является естественным для каждого нормального человека чувством и относится именно к сфере светского поведения, когда помимо своих должны учитываться и интересы других. Свидетельством этому служит смысл общеизвестного патриотического лозунга-призыва: «Прежде думай о Родине, а потом – о себе!»
В любом случае отсутствие чувства патриотизма может свидетельствовать лишь об искажении индивидуального или даже общественного сознания. Им должны обладать все граждане России, составляющие различные социальные слои и возрастные группы жителей страны вне зависимости от их расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
Только патриотизм может обеспечить консолидацию общества в духе любви к Родине, сохранению общественно-политической стабильности в стране, восстановлению национальной экономики и укреплению обороноспособности государства. Действенность патриотического воспитания, его отличие от обычных формальных мероприятий может проверяться только реальным результатом – всё более усиливающимися практическими проявлениями чувства патриотизма всем населением страны, в особенности её руководством, их каждодневной реальной патриотической деятельностью.
Возрождение утраченного населением страны, а значит, и частью её руководства, чувства патриотизма – шаг к возрождению России. Именно патриотизм у всех народов является основной духовной и культурной составляющей личности, одним из важнейших элементов как индивидуального, так и общественного сознания, фундаментом общественной и государственной систем, составляет духовно-нравственную основу их эффективного функционирования. Только наличие глубокого чувства патриотизма может служить основанием считать полноценным работником – чиновника любого уровня структуры власти, действующим в интересах страны – общественного деятеля или общественной организации, добросовестным – журналиста любого СМИ, полноценным гражданином – любого жителя страны. Патриотизм – непременный признак светского человека.
В противном случае отсутствие патриотизма у того или иного человека свидетельствует о дефекте его индивидуального сознания, что, в свою очередь, указывает на его явную профнепригодность к выполнению государственной, общественной или журналистской деятельности, о несоответствии данного индивида даже формальному статусу ГРАЖДАНИНА РОССИИ. Тот, кто не любит свою Родину, тому, как минимум, она безразлична, либо же он вольно или невольно, так или иначе, прямым или косвенным образом наносит ей, своим соотечественникам вред, по причине чего он не может с пользой для дела функционировать ни в законодательной, ни в исполнительной, ни в судебной ветвях власти, ни в СМИ.
Именно патриотизм воспитывает у граждан готовность к служению Отечеству в любом качестве и на любом государственном или общественном посту, служит укреплению их физического и нравственного здоровья, помогает выявлять среди сограждан не любящих Родину непатриотов, что в итоге способствует консолидации здоровых сил общества в интересах улучшения жизни в стране.
Следует подчеркнуть, что критерием патриотической зрелости общества служат не только высшие достижения на аренах спортивных соревнований (танцы на льду, хоккей, теннис и т.п.). Достижения по улучшению большинства мировых показателей социальной статистики, соревновательность и неуклонная динамика по ним в лучшую сторону в сравнении с передовыми странами – вот тот действительный результат эффективности светского патриотического воспитания населения, а значит, каждодневной практической деятельности общества, системы подбора его членов во властные (управленческо-организующие) структуры государства, роста патриотичности всего населения страны в целом.
Патриотическая деятельность является не только общественной, она должна иметь больший государственный статус, соответствующую государственную поддержку и должна быть обязательной для всех государственных служащих, всех общественных организаций, СМИ России, бизнес-структур; участие в ней придаёт подлинную гражданственность каждому жителю страны.
Слово патриотизм греческого происхождения от слова «patris» – родина, отечество.  В этой связи патриотизм определяется как «любовь к отчизне». Современное научное понимание чувства патриотизма связывает сознание человека с его психоэмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности.
Патриотизм является обязательным элементом как индивидуального, так и общественного сознания во всех цивилизованных странах, где его уровень планомерно развивается и всячески поддерживается всеми общественными и государственными структурами, поскольку его наличие является основой национального единства, и от уровня патриотизма напрямую зависит жизнеспособность самого данного государства. Формальными проявлениями признаков патриотизма во всех странах признаны поклонение национально-государственной символике – государственным флагу, гимну и гербу, знание и почитание Основного закона – Конституции страны. Эти проявления являются необходимыми, но далеко недостаточными для того, чтобы БЫТЬ патриотом-отчизником. Существуют как минимум три бесспорных проявления в виде ДЕЯНИЙ, которыми характеризуется фактическая причастность граждан к феноменам патриотизм и патриот – любви к Родине:

1. Главное из них – наличие среди основных здоровых психоэмоций каждого человека активной рефлексии на место своего рождения и место постоянного проживания как почитание своей (родины) Родины, любовь и забота о данном территориальном формировании, уважение местных традиций, преданность до конца своей жизни данной территориальной области, стремление её улучшать, облагораживать, усовершенствовать, делать краше, а если надо, её защищать, не отдать на поругание возможным недругам.
В зависимости от широты восприятия места своего рождения, зависящего от глубины сознания данного индивида, границы его родины могут простираться от площади собственного дома, двора, улицы, посёлка, города до районных, областных и краевых масштабов. Для обладателей высших уровней патриотизма (зиждущихся на более высоких уровнях сознания) широта их эмоций должна совпадать с границами всего данного государственного образования, именуемого Отечеством. Низшими уровнями данного параметра, граничащего с антипатриотизмом (предательством Родины), является мещанско-обывательское поведение, отражённое в поговорке: «Моя хата с краю, ничего не знаю».
2. Уважение к своей истории (особенно к возвеличивающим страну историческим фактам и событиям), своим предкам (в особенности к тем, чья деятельность была направлена на развитие науки, культуры, укрепление и защиту государства, улучшение жизни в стране), любовь и проявление терпимости к своим землякам, проживающим на данной территории, желание помогать им, отучать от всего дурного, как попавших в беду. Высший показатель данного параметра – благожелательность ко всем своим соотечественникам, являющимся гражданами данного государства.
3. Делать конкретные каждодневные дела для улучшения состояния своей родины (Родины), её приукрашения и обустройства, помощи и взаимовыручки своих земляков и соотечественников (начиная от поддержания порядка, опрятности и упрочения дружеских отношений в семье, с родственниками, с соседями в своей квартире, подъезде, доме, дворе и заканчивая достойным развитием всего своего города, района, края, Отчизны в целом).

Таким образом, широта понимания границ своей родины, степень любви к своим землякам и соотечественникам, а также перечень каждодневных деяний, направленных на поддержание в должном состоянии и развитие её территории и проживающих на ней жителей – всё это определяет степень патриотизма каждого индивида, является критерием уровня его истинно патриотического сознания, его отчизнолюбия. Стремление к совершенству всего окружающего (соотечественников, природы, строений) и к самосовершенствованию отличает подлинного патриота. Чем шире территория, которую патриот считает своей родиной (вплоть до границ своего государства), чем больше любви и заботы он проявляет к своим соотечественникам, чем больше каждодневных деяний он совершает для блага данной территории и её обитателей по нарастающей (свой дом, двор, улица, район, город, область, край и т.д.), тем больший патриот данный человек, тем выше и истинней его патриотизм.
Исходя из указанных критериев и принципов патриотизма, вполне естественно, что патриот должен стоять за тех и за то, что укрепляет и развивает его родину, и против тех и того, кто и что её разрушает, наносит ей тот или иной ущерб, даже если по паспорту они жители данной страны.
Патриот ясно осознаёт, что каждый гражданин имеет не только права, но и обязанности. К обязанностям относятся не только беречь и защищать свою страну, свою Родину от «стратегического влияния» извне, от тех, кто в той или иной форме (даже скрытой, завуалированной) посягает на её национальные богатства, на разрушение её основ (государственных, культурных, идеологических, нравственных, демографических). В обязанности граждан входит также защита страны от экологического загрязнения, замусоривания, отравления, поддержания в ней должного порядка, а также неустанное её приукрашение, совершенствование, развитие. Поэтому каждый гражданин, чтобы пользоваться своими правами, должен не менее рьяно выполнять и свой долг, свои обязанности: гражданские, конституционные, воинские, общечеловеческие.
В то же время непатриотами являются те, кто сеет вокруг вражду к своим соотечественникам, угнетает своих сограждан, сквернословит, мусорит, отравляет окружающую природу, браконьерствует, ведёт нездоровый образ жизни, засоряет информационное пространство страны. Продажа национальных богатств (лес, нефть, газ), принадлежащих всей нации, за рубеж с целью личного обогащения – характерный пример откровенного, хищнического непатриотизма.
Драка или вражда с соседом, нападки болельщиков одной футбольной (хоккейной) команды на болельщиков другой, воровство, алкоголизм, наркомания, проституция, неуставные отношения в армии (в т.ч. «дедовщина»), коррупция, мошенничество, обман, криминальные разборки и заказные убийства, фальсификация продуктов, низкопробные фильмы и антигосударственные и антироссийские радио-, телепередачи – всё это элементы проявления различных форм непатриотизма в России.
Разъяснение основ патриотизма, знание истории своего народа, своего государства, прославленных соотечественников, в т.ч. и ныне живущих, их заслуг перед Родиной, патриотическое воспитание на фоне общекультурного и всестороннего просвещения множат число патриотов и углубляют их здоровое чувство патриотизма, в то время как невоспитанность, невежество, забвение предков и их великих деяний на благо Отечества, уход от действительности, увлечение сектантско-религиозными догмами антипатриотической направленности, мещанско-обывательская отрешённость, алчность и продажность, стремление к наживе, криминализация сознания, алко-, табако- и наркозависимость, политическая демагогия множат число непатриотов, псевдо-, лже- и антипатриотов.
Патриотизм очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе (подсознании). О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека его здравомыслящие сограждане. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить таковым другие, но прежде всего его благодарные соотечественники.
Таким образом, настоящим (идеальным) патриотом можно считать только человека, постоянно укрепляющего своё физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещённого, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков, содержащего в надлежащем состоянии своё жилище (квартиру, подъезд, дом, двор) и постоянно улучшающего и совершенствующего свой быт, образ жизни и культуру поведения. Его работа должна быть во благо своего Отечества, он должен участвовать в общественных мероприятиях или организациях патриотической ориентации, т.е. направленных на объединение сограждан в целях достижения патриотических целей и совместного выполнения патриотических задач той или иной степени сложности и важности. Например, по борьбе с загрязнениями, по обустройству, облагораживанию и развитию природы и инфраструктуры своего района, края, своей Родины, защите её достижений и богатств от посягательств извне, по оздоровлению, умножению числа своих просвещённых, культурных и воспитанных соотечественников, на улучшение основных социальных и экономических показателей (уровень жизни населения, его смертности, рождаемости, коррумпированности чиновников, проституции, медицинского обслуживания, образованности, наличия беспризорников, экологической и эстетической загрязнённости, потребления алкоголя, сигарет, наркотиков; темпы распространения заболевания СПИДом и т.д.).
Основной целью патриотического воспитания, как уже отмечалось выше, является вовлечение в патриотическую деятельность большинства граждан России, как в индивидуальную, так и в совместную, путём практической каждодневной отдачи ими своих сил, навыков и умения на благо Родины и своих соотечественников, а также умножение числа здоровых, нормальных граждан-патриотов, привлечение их в государственные структуры власти и общественные организации федерального, регионального и местного значения с одновременным удалением (изгнанием) из этих структур функционеров-непатриотов – разрушителей, разорителей, грабителей, загрязнителей своей страны, играющих, таким образом, на руку недругам Отечества.

Основными видами повседневной патриотической деятельности граждан, всего народа России являются:
1. Индивидуальная работа над собой путём повышения уровня

-           своего здоровья (не иметь вредных привычек – не курить, не употреблять алкоголь, наркотики, использовать в пищу здоровое питание, заниматься физкультурой и спортом);

-           своего образования (стремиться иметь максимально высокий уровень образования, повышать свои профессиональные навыки, совершенствовать и постоянно обновлять свои знания, расширять кругозор, глубоко знать историю своей Родины);

-           своей культуры и образа жизни, чтобы быть максимально воспитанным, вежливым, не сквернословить, не быть грубым и несдержанным, обладать благожелательностью прежде всего к своим соотечественникам, уважая их интересы, готовностью всегда придти им на помощь, высокой нравственностью и духовностью.

2. Индивидуальная работа вокруг себя:

-            ;   всячески способствовать воспитанию, поддержанию здорового светского образа жизни в семье, среди родных и близких, друзей-приятелей. Основной долг патриота – создать нормальную семью, иметь и воспитывать детей в духе любви к своей Родине, в стремлении делать её богаче, краше и сильнее;

-            ; оказывать личное содействие благоустройству и поддержанию порядка в месте своего проживания (в квартире, подъезде, доме, во дворе, на улице, в районе, посёлке, городе, области, регионе, стране в целом);

(обшарпанный подъезд, неухоженный двор, мусор и грязь, улица с разбитой дорогой и т.п. свидетельствуют – в этом месте не живут патриоты!).

3.     Выполнение общественных обязанностей гражданина-патриота, в т.ч.:

-            ;   проявление уважения к государственной символике России – её государственному флагу, гербу, гимну. Следует знать историю их создания и то, что они символизируют. Патриот также должен хорошо знать Основной закон страны – Конституцию России;

-            ;   выборы в органы светской власти, фактически в органы государственного самоуправления страны, только сограждан-патриотов-ноократов и изгнание оттуда непатриотов, лже- и псевдопатриотов-клептократов, которых смело можно приравнивать к врагам Отечества. Все, начиная с Президента России, членов Федерального собрания страны, Правительства РФ, работников силовых структур (ФСБ, МВД, МО и МЧС), системы образования и просвещения, СМИ и работников культуры, должны быть ПАТРИОТАМИ. В этих структурах НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ непатриотов, лже- и псевдопатриотов-клептократов.

4.     Обязанности граждан-патриотов, работающих в сфере бизнеса, в различных отраслях промышленного производства:

-            ;    развивать отечественное производство во благо не только себя, но и всего народа – своих сограждан, стремясь не к их беспощадной эксплуатации, а к сотрудничеству с ними, работая совместно на благо себя, своих соотечественников, не забывая о будущих поколениях граждан страны, не обездоливая их истощением невосполнимых естественных ресурсов, загрязнением недр и водоёмов, уничтожением флоры и фауны;

-            ;    выступать на мировом рынке товаров с пользой для Отечества, неся ему, своим согражданам прямую и косвенную выгоду, отстаивая геополитические и геоэкономические, но, прежде всего, национальные интересы народа России;

-            ;    стремиться к тому, чтобы промышленное производство было максимально экологически чистым, не отравляло окружающую природу – достояние всего народа, не отражалось негативно ни на его здоровье, ни на здоровье последующих поколений граждан-россиян;

-            ;  использовать излишки средств, образовавшейся прибыли не на покупку дорогих автомобилей-иномарок, зарубежных вилл или шикарных яхт, а на спонсорство просвещения своего народа, светские благотворительные цели, благоустройство и обустройство не только своих коттеджей, но и мест проживания менее имущих граждан, прежде всего юных, молодёжи, не забывая и о старшем поколении.

5.     Обязанности граждан-патриотов на посту госслужащего, государственного или общественного деятеля:

-            ;  служить во благо интересов всего народа (т.е. национальных интересов), решая наиболее разумным способом текущие вопросы, относящиеся к их компетенции, служебной деятельности;

-           не допускать использования своего служебного положения в личных, корыстных целях, изживать все формы вымогательства, коррупции, взяток как наиболее недостойных проявлений антипатриотической деятельности и формы предательства интересам всего народа, страны в целом;

-           бороться со всеми проявлениями непатриотизма среди сослуживцев, защищая интересы Отечества от их недостойной деятельности, превращающей их таким образом в агентов внешнего, враждебного влияния. Всячески способствовать просвещению, светскому воспитанию своих сограждан в духе патриотизма.

6.     Обязанности граждан-патриотов, работающих в СМИ (газеты-журналы, радио, телевидение, интернет-сайты):

-          всемерно способствовать полнейшей правдивой информированности народа о текущих событиях в стране и за рубежом, стремясь к их освещению с патриотических позиций, т.е. пропагандируя то, что направлено на поддержку национальных интересов страны, интеллектуальное и духовное развитие народа, и осуждая то, что вредит этому;

-          СМИ должны стать источником светского просвещения народа России, его патриотического воспитания. Это может осуществляться путём показа исторических и патриотических фильмов о прошлом страны, о её выдающихся деятелях различных исторических периодов, включая современников, предоставления эфира наиболее патриотически настроенным гражданам, в особенности при обсуждении патриотических задач сегодняшнего дня и путях их решения.

По мере совершенствования патриотического воспитания в нашей стране и, как следствие, усиления патриотической активности в форме конкретной деятельности ожидается:
- В области массового (общественного) сознания – его оздоровление посредством патриотического просвещения населения, его широкого привлечения к практической патриотической деятельности.
- В области государственного функционирования – рост ответственности сограждан-россиян за свою судьбу, за судьбу своего Отечества, за избрание в органы власти, в число госслужащих сограждан-патриотов и вытеснение оттуда индивидуумов-непатриотов, но прежде всего потенциальных агентов антироссийского стратегического влияния, что положительно скажется на эффективности работы всего госаппарата и госслужб, а значит, улучшении положения населения страны в целом.
- В области социально-экономической – улучшение показателей, характеризующих здоровье нации, её образ жизни, демографическую и социальную статистику, в сравнении с аналогичными показателями других стран.
- В области демографической – не просто прирост населения, а прирост высокообразованных, физически и ментально здоровых, высококультурных граждан-патриотов страны, имеющих высокую нравственность, гражданскую активность, отвечающий современным требованиям профессионализм; заселение вымирающих регионов и расселение мегаполисов.
- В области геополитической – сохранение территориальной целостности России, упрочение национального единства населения страны, усиление привлекательности и наглядности уровня и образа его жизни, культуры светского поведения для других цивилизованных и нецивилизованных народов мира, увеличение стратегического влияния российской нации в обозримом будущем на ход цивилизованного развития человечества в целом.

Все граждане-патриоты должны объединяться по месту жительства, по месту работы, создавая патриотические ячейки, объединения, клубы, которые должны стать опорой, членами и сторонниками патриотичной власти. В России должны жить только ПАТРИОТЫ, любящие свою страну, любящие свой народ, так же как во Франции живут в большинстве лишь патриоты Франции, в Финляндии – патриоты Финляндии, в Бразилии – патриоты Бразилии, и т.д. Граждане-патриоты через систему патриотического светского воспитания должны вовлекать в свои ряды граждан-непатриотов, а также духовно заблудших с тем, чтобы прививать им полезные светские навыки, оказывать моральную поддержку.
Те граждане, кто не поддается патриотическому воспитанию, кто не может полюбить Россию, кто использует проживание на её территории в целях собственной наживы, нанося ей вред прямым или косвенным образом, должны покинуть Россию (эмигрировать) и поехать в ту страну, которую они любят, где они могут чувствовать себя патриотами (так поступили уже многие, но ещё далеко не все непатриоты).
Только тогда, когда в России в подавляющем большинстве будут проживать граждане-патриоты, как это имеет место во всех цивилизованных странах, только тогда прекратится массовое вымирание населения, начнёт искореняться преступность, коррупция и воровство, беспризорность детей и растление молодёжи. Только тогда страна станет местом, в котором могут спокойно и счастливо проживать её граждане-россияне, развиваться нация россиян.

О наилучшем государственном устройстве - ноократии

Помимо знаний о патриотизме и светскости, а также о сути государственности обязательным элементом гражданственного сектора-фрагмента социокультурной матрицы должны быть также знания о лучшем типе государственного устройства.

Так, к примеру, термин демократия известен уже почти 2,5 тыс. лет. Но в политических, идеологических и пропагандистских целях он стал широко использоваться сравнительно недавно. Что стоит за термином демократия, что он на самом деле обозначает? В толковых словарях можно найти следующее определение: Демократия [греч. demokratia <demos народ + kratos власть] – народовластие, одна из форм государственного устройства.
К сожалению, в силу невежества большинства политиков, использующих этот термин, само понимание демократии стало выхолощенным, оторванным от изначально заложенного в него смысла. Именно поэтому в жизни современного общества, и не только в нашей стране, возникает столько проблем и трагических событий. То есть судьба термина демократия практически схожа с судьбой термина демагогия.
В то же время общеизвестно, что наиболее ранними идеями о сути государственного устройства, в том числе и демократии, считаются определения, разработанные Платоном и Аристотелем, оказавшимися настолько верными, что они стали классическими, и весь мир ими пользуется до настоящего времени.
Напомним, что классифицируя типы государственного устройства, они разделили их на две группы в зависимости от приоритета ценностей в сознании как стоящих у власти правителей (руководителей), так и всех граждан государства в целом.

Первая группа отнесенных к разряду правильных госустройств:

1. Монархия (развившаяся в большинстве стран в современную, республиканскую форму – президентское правление) – когда по своим выдающимся качествам наиболее выделяется один, наиболее просвещённый, из многих.
2. Аристократия (развившееся в наши дни в современную, республиканскую форму – парламентское правление) – когда с превосходными качествами имеется некое меньшинство граждан.
3. Полития (соответствующая согласно кратологии {науке о власти} более современному термину ноократия {власть разума}) – когда высшие благородные качества и разум присущи большинству граждан, а форма госустройства является республиканской.

Основополагающими ценностями данной группы госустройств являются разум, позитивные знания, нравственность, высококультурное поведение, патриотизм и т.п., т.е. те, которые достигаются посредством кропотливого и всестороннего воспитания и просвещения. Напомним, что, оценивая особенности государственного строительства, Аристотель предлагал признавать правильными, наилучшими те виды государственного устройства, в которых управление сосредоточено в руках наилучших.

Вторая группа, которую Аристотель квалифицировал как отклонения от правильных типов, включает следующие госустройства:

1. Тирания (развившаяся в наши дни в более современную форму – диктаторское правление) – наиболее очевидное и древнее отклонение, сопутствуемое невежеством народных масс, позволяющих себя угнетать какому-либо маньяку.
2. Олигархия (развившееся в наши дни в более современную форму – полиархия, т.е. криминально-олигархическое правление) – отклонение, близкое к тирании, допустимое при относительном невежестве или отупении народа, почитающего богатство и позволяющих узурпировать власть небольшому числу безнравственных, далеких от общих интересов людей. Разновидностью олигархии можно считать и плутократию – власть небольшой группы наиболее богатых граждан.
3. Демократия (имеет несколько разновидностей: охлократия – власть толпы; более распространённая в наше время клептократия – склонность недобросовестных лиц, получивших власть, к воровству или присвоению общественного достояния или средств, личному обогащению, коррупции) – отклонение, характерное для малопросвещённого народа, когда несовершенные системы воспитания и образования не в силах наделить его в достаточной мере разумом или даже рассудком, чтобы противостоять очевидной несправедливости и изменить ослабляющий государство порядок.

В отличие от действительных, подлинных ценностей госустройств первой группы при госустройствах второй превалируют, являются их отличительной чертой главным образом мнимые ценности – деньги, имущество (собственность), власть и т.п. Эти ценности, будучи по своей сути вспомогательными, второстепенными элементами механизма (или инструментами) государственного общежития, не могут доминировать в нормально обустроенном государстве, в котором благодаря правильному воспитанию и просвещению сознание граждан находится на высоком уровне. Разум, нравственность, высокая культура поведения и патриотизм в неправильных госустройствах намеренно предаются забвению и отходят на второй план, а для демагогических целей недобросовестными правителями используются более размытые абстрактные понятия, такие как защита прав человека и свобода. Раньше фигурировали ещё понятия равенство и братство, но в последние годы о них говорить практически перестали.

Итак, с давних пор известны три правильных государственных устройства – монархия, аристократия и полития (ноократия), в основу которых положены умственно-нравственные ценностные ориентиры и соответствующие параметры граждан, выдвигаемых управлять государством, и три неправильных – тирания, олигархия и демократия, отличающихся от первых трёх тем, что в их основу положены денежно-имущественные ценностные ориентиры и соответствующие негативные качества граждан, стремящихся к управлению государством.

Вполне понятно, что демократия, как и её родная сестра олигархия, идеализирующие прежде всего денежно-имущественные ценности, никоим образом не относятся к лучшим типам государственного устройства, поскольку они несут в своей сущности и поэтому в обязательном порядке сопровождаются такими производными от процесса дебилизации населения явлениями, как всеобщее невежество и невоспитанность, коррупция, криминал, правовой беспредел, мошенничество, рейдерство, терроризм, воровство, вандализм, торговля людьми, беспризорность, заказные убийства, захват заложников, бедность и экологические катастрофы, система двойных стандартов и т.д., с которыми граждане России всё чаще сталкиваются в своей жизни. При этом уменьшается число высококультурных людей, наблюдается рост презрения к разуму, совести и морали, рушатся нравственные устои общества, высмеиваются патриотизм, любовь к природе, животным и человеку в целом, как высшему достижению развивающейся природы. Поскольку демократии более всего присуща система двойных стандартов, её можно ещё именовать политической шизофренией.

Анализируя современные процессы развития цивилизации и печальный опыт реорганизации России, можно констатировать, что на смену демократическим формам социально-экономической политики должны прийти ноократические формы светского управления.

Ноократия (власть разумагреч.) – власть людей с повышенными признаками разума, определяющих политику и функции государства на основе научного анализа социально-экономических и экологических ситуаций в своей стране и в мире, прогнозирующих политику развития государства как неразрывной части единой глобальной социальной эколого-экономической системы.<
Ноократия формируется на основе позитивных достижений демократии и является высшей формой её развития. К ноократическому направлению можно отнести все те политические движения, которые осуществляют попытку разумного осмысления современных тенденций развития цивилизации и отражения их на экологических процессах. Ноократическое движение проявляется пока в проведении международных симпозиумов, конференций, конгрессов по проблемам прогрессивного и устойчивого развития цивилизации и разумных взаимоотношений общества и природы. В этих движениях уже явственно просматривается новая парадигма развития цивилизации и государственного устройства, фундаментальных принципов взаимоотношений общества и природы.
Разум позволяет правильно оценивать каждодневно меняющуюся обстановку в стране и мире, анализировать текущие события и явления, принимать эффективные решения на любом уровне в интересах развития общества, всеобщего прогресса. С помощью разума можно предвидеть и избежать или найти оптимальные пути преодоления тех катаклизмов (природных, политических, экологических, социальных, демографических), которые при отсутствии разума становятся непреодолимыми, повторяющимися, множащимися проблемами, несущим людям горе и несчастья, болезни и смерть.
Вместе с тем, мировой исторический опыт, начиная с учений Будды и Конфуция, и логика разума подсказывают, что поведение граждан должно опираться на баланс прав и обязанностей человека, при этом обязанности в этом балансе в целом должны несколько превышать права. Только при таком условии нация может оставаться жизнеспособной и жизнедеятельной.
При этом неразумно демагогически оперировать в рассуждениях либеральными штампами-понятиями свобода и свобода слова, поскольку свобода не означает вседозволенность и подразумевает одновременно разумные ограничения, и прежде всего, самоограничения, в то время как свобода слова не может служить для любой антигуманной пропаганды, а может употребляться только с добавлением слова разумный и означать только свободу разумного слова.
Ноократия – это самореферентная светская власть, представляющая собой государственный аппарат, работники которого отбираются по признакам разумности, патриотизма и нравственности. Организованная на этих принципах власть призвана достойно осуществлять управление государством через аналитическое и критическое осмысление прошлого, настоящего и будущего, а также тенденций развития постоянно меняющейся действительности, принимая разумные и взвешенные политические решения и чётко определяя цели национального развития.

В настоящее время в России с помощью административных реформ делаются попытки реформировать власть. Однако её правильнее определить понятием меритократия – власть профессионалов. Коренным отличием её от ноократии является то, что эта власть функционирует в строго ограниченных рамках взятой на вооружение и слепо копируемой модели государственного устройства, в которой отсутствуют разум, патриотизм и нравственность. Реформируемой власти менеджеров заданы жёсткие границы действия, определяемые формулой: альтернативы западной государственности, основам её социально-экономического функционирования, культуры и морали нет и поэтому Российское государство необходимо реконструировать в соответствии с данной моделью. Меритократическая власть не может, в отличие от ноократии, предлагать иную идею светского государственного развития.

Отметим также, что политический подиум страны представлен в наши дни разнообразным спектром партий. В основном это персонифицированные партии под какого-то политика, так называемые «карманные» партии. Но есть партии и с идеологической окраской.
Группа партий левого толка, т.е. это те, чьи предшественники, находясь более 70 лет в плену коммунистических иллюзий и заблуждений, а точнее, демагогически прикрываясь коммунистической фразеологией про «ум, честь и совесть» и пустыми обещаниями, но ничего не добившись на практике, и довели в результате страну до пустых прилавков и затратной экономики, проиграв в конечном счёте Третью (холодную) мировую войну. В номенклатурном сознании приверженцев этих партий остались лишь ностальгические желания власти ради власти, либо сытого достатка без творческого созидания.
Следует иметь в виду, что коммунистическая (социалистическая) идеология также базируется на денежно-имущественно-властных ценностях, и разум, нравственность и патриотизм не являются в ней доминантами. Поэтому государства с такого рода идеологией безусловно относятся ко второй, неправильной группе госустройств (страны социалистической демократии). Доказательством этому служит известный коммунистический лозунг: «Пролетарии (т.е. неимущие) всех стран, объединяйтесь!». Объединяться разумных людей всех стран коммунистические идеологи никогда не призывали. Поэтому на протяжении всего ХХ века пролетариям всех стран так и не удалось то, к чему призывалось в «Интернационале»: «Мы наш, мы новый мир построим», потому что согласно тексту той же песни в головах у пролетариев разум был не в функциональном состоянии – он кипел: «Кипит наш разум возмущенный!», и проку от него было, естественно, мало. Разум должен быть тёплым (36,6 гр.), спокойным, взвешенным.
Недалеко от них ушла и группа партий правого (либерального) толка, т.е. те, чьи сторонники активно участвовали в мошеннической приватизации (в фактическом разворовывании) всенародной собственности – общественного достояния, но не с целью обеспечения разумного, а поэтому более эффективного его управления с пользой для всех (других), и прежде всего для среднего класса, как это делается в других, цивилизованных, странах, а с целью частного присвоения национальных богатств узкой группой невежественных и безнравственных мошенников, т.е. ради собственной наживы и стяжательства. Этим индивидам чужды такие понятия, как стыд, совесть, Родина, справедливость, святое, светскость.
Правым, либеральным партиям, как приверженцам западного образа жизни, как общества потребления, в его наихудшем – клептократическом исполнении, с системой двойных стандартов и откровенной (часто, оголтелой) демагогией, т.е. высказыванием ложных утверждений при отсутствии у самого выступающего даже признаков совести, не только чужд патриотизм, но они в силу своей идеологической ориентации и природного невежества неспособны даже к восприятию разума и нравственности, ростки которых иногда случайно проявляются в некоторых странах западной демократии. Все их помыслы о власти сугубо ради одного – ДЕНЕГ, в то время как деньги любым способом ими используются, чтобы захватить власть. Таким образом, их формула мышления проста: властьденьги – ещё большая власть – ещё большие деньги. Поэтому ни о какой нравственности и светскости при созданном с их помощью клептократическо-олигархическом режиме не может быть и речи. Всё покупается, продаётся и делается за деньги, или за большие деньги, или за очень большие деньги. За деньги убивают, берут заложников, предают, совершают акты террора и т.д. И всё это прикрывается демагогическими рассуждениями о демократии, о либерализме, о свободе, правах человека и т.п.
Как для левых, так и для правых партий таких понятий как разум, патриотизм и нравственность по вполне понятным причинам не существует, и если левые партии в последнее время пытаются неуклюже использовать патриотическую фразеологию, но для них, в прошлом интернационалистов, за этим ничего не стоит, ибо именно под их знамёнами в начале прошлого века разрушалась Россия и одна половина сограждан в гражданской войне уничтожала другую половину, и эта война длилась долгие десятилетия.
Поскольку в умах граждан России сейчас царит сплошной идеологический винегрет, состоящий в большинстве из взаимоисключающих понятий, таких как: демократия, либерализм, православие, монетизация, свобода (слова), рынок, социализм, державность, доллар, дефолт, финансовый кризис, права человека, монархия, патриотизм, олигархия, частная собственность, ислам, госсобственность и т.д., процесс их светского просвещения должен осуществляться повсеместно: в библиотеках и читальных залах, в аудиториях вузов и на симпозиумах, с экранов телевидения и со страниц газет и учебников, в редакциях СМИ (газет и телерадиовещания), с веб-сайтов интернета и находить поддержку у Президента страны, в Правительстве и в Федеральном Собрании, поскольку разум как совокупность полезных знаний приобретается в процессе обучения, образования, а патриотизм, светскость и нравственность – в процессе правильного воспитания, просвещения максимального количества людей, всего народа. Таким образом, целью указанной борьбы является достижение всеобщего понимания необходимости повышения общего уровня светской культуры и просвещённости народа, возрождение и консолидация национального самосознания.
Только сообщество просвещённых людей может быть жизнестойким и прогрессивно развиваться. Со временем патриотизм общенациональный (государственный) перед лицом планетарных экологических катастроф и угроз из космоса будет постепенно перерастать, расширяясь, в патриотизм глобальный (любовь к своей планете Земля), т.е. в интерпатриотизм (не путать с пролетарским интернационализмом).

Разумпатриотизмнравственность светскость являются в настоящее время теми ценностями, которые, взаимно дополняя друг друга, представляют собой идеологическое целое. Это целое значительно отличается от затертых клише, порождённых в своё время на Западе, типа: свобода и демократия; свобода, равенство и братство, дающих сейчас всё большие сбои. Постижение гражданами страны перечисленных выше четырёх ценностей, отличающихся определённостью и прогрессивностью, возведение их в ранг Государственной идеологии России, позволило бы вывести страну из того тупика, в котором она сейчас находится.

Фрагменты гражданственности в социокультурной матрице поведения у каждого человека должны формироваться с малых лет его родителями, учителями в школе, а также воспитываться специальными государственными гражданско-патриотическими программами. В свою очередь каждый гражданин обязан воспитывать их с раннего возраста у своих детей, требовать, чтобы подлинные гражданские ценности уважались повсеместно, но главное, чтобы они присутствовали и каждодневно проявлялись в обязательном порядке всеми госслужащими, госчиновниками, и вне всякого сомнения, особо ярко и образцово, руководителями государства и всех его регионов.
Только тогда с помощью разума, патриотизма, нравственности и светскости граждане России вопреки проплаченным политтехнологиям смогут избирать в руководство государством лучших своих представителей, которые должны обладать умением принимать эффективные решения в области социального, экономического и политического развития страны, покончить с криминалом и коррупцией, терроризмом и наркоманией, с алкоголизмом невежественных граждан-родителей, множащих беспризорных, невоспитанных и необразованных новых граждан-детей, будущих потенциальных носителей невежества, а значит, нового криминала, терроризма и т.д.
Следует отметить, что как западная идеология, так и идеология терроризма не опираются на разум, нравственность и светскость, а часто отвергают их вовсе. Так, например, развязывая Вторую мировую войну, Гитлер (идеолог-западник) открыто призвал немцев (западников) отбросить на время разум, совесть и мораль (т.е. основы нравственности), чтобы насильственным путём уничтожить низшие, по его мнению, расы. Эти ценности до сих пор отсутствуют как среди современных идеологических установок западных, так и террористических идеологов. Это лишний раз свидетельствует о том, что идеологии, где не присутствуют эти ценности, имеют очевидно профашистский либо террористический характер, что делает их идеологически родственными между собой.
Разум, патриотизм, нравственность и светскость, будучи стержнем ноократии, должны стать отличительными символами и сутью обновлённой государственной идеологии России, а в конечном итоге эти ценности должны лечь в основу унифицированной глобальной общечеловеческой идеологии, которая в итоге и объединит наиболее просвещённую и прогрессивную часть Человечества, а со временем и всех землян.
Таким образом, клептократической идеологии терроризма можно противопоставить только ноократическую светскую идеологию. В.В. Путин, будучи Президентом России, в одном из своих выступлений призвал: «Умные всех стран, объединяйтесь!» Но не менее верно было бы в настоящее время призвать к объединению всех умных в России, как это сделал, например, стремительно развивающийся Китай, который в число национальных приоритетов последних лет включил науку, образование, разум, патриотизм, нравственность и светскость; как это делают США, куда уже многие десятилетия «утекают мозги» со всего мира, включая «мозги из России». Поэтому будущее китайской и американской наций в отличие от российской сомнений пока не вызывает.
Провозглашение ноократии как высшей стадии развития демократии с последующей заменой в Статье 1 Конституции России термина «демократическое» на «ноократическое», характеризующего подлинную идеологическую суть Российского светского государства в одночасье поменяет хищнический характер денежно-имущественных «демократических» преобразований и реформ форм собственности и хозяйственной деятельности в стране на гуманистическую, разумную природу ноократических умственно-нравственных устремлений, подкрепляемых надежной системой светского воспитания и образования, призванных обеспечить надлежащее просвещение граждан светского государства нового типа, а с ним и долгожданное совместное счастливое их проживание в стране и мире.
Подводя итоги всему вышесказанному, следует привести суждения Г. Гегеля на эту тему из его «Философии права»: «В государстве не следует желать ничего, что не есть выражение разумности… Обычно прежде всего задают вопрос, какой строй является наилучшим. На это можно было бы дать множество ответов, самый общий такой: каждый строй хорош, при условии, что в нем существует хорошее управление. Так высказываются люди, которые хотят прослыть умными, но они лишь обходят вопрос, отодвигают его. По их словам, все государственные устройства хороши, нет среди них наилучшего... Второй ответ гласит: лучшим является тот строй, которым довольны люди, ведь что же требуется еще, если люди счастливы, довольны… Удовлетворённость вообще не содержит объективного определения, человек может удовлетвориться наихудшим, свиньи довольны, пребывая в грязи, и люди довольны, находясь в самом низком, позорном состоянии, как, например, индусы, погрязшие в глубоком позорном суеверии… Наилучшее государственное устройство разумное … Обычно заранее исходят из различных определений – государственный строй должен защищать свободу, служить препятствием произволу, способствовать благу целого, счастью и довольству людей. От всех этих соображений следует освободиться, заботиться надо только о разумности … тогда всё остальное придет само собой, все эти второстепенные цели будут достигнуты попутно».

Общечеловеческие ценностные ориентиры

Ценность – философское понятие, обозначающее, во-первых, положительную или отрицательную значимость какого-либо объекта для субъекта, во-вторых, нормативную, предписательно-оценочную сторону феноменов человеческого сознания. В первом случае мы имеем дело с так называемыми предметными, «объектными» ценностями. Во втором – с ценностями «субъективными», к которым, в частности, относятся и моральные ценности – общественные установки, императивы, цели и проекты, выраженные в форме представлений о добре  и зле, справедливом и несправедливом, о смысле жизни и назначении человека, о его идеалах и принципах.

Наши представления о ценностях, заключающие в себе деятельностно-заинтересованное отношение человека к миру, во-первых, позволяют обосновать нормативные моральные требования. Во-вторых, они служат нормативной формой моральной ориентации человека в мире, воплощая и реализуя её в виде конкретных и зачастую «готовых» регулятивов. В-третьих, в наших представлениях о ценностях одновременно содержится оценка явлений действительности и поступков людей с точки зрения их моральной значимости.
Поступки людей имеют определённую моральную значимость потому, что они оказывают воздействие на общественную жизнь, затрагивают интересы людей, укрепляют или подрывают устои существующего общества, способствуют или противодействуют социальному прогрессу. Учитывая это социальное значение индивидуальных поступков, общество регулирует поведение людей посредством нравственных отношений, предъявляет к ним моральные требования, ставит перед ними определённые цели. Благодаря этому поступки приобретают моральную ценность: действие, отвечающее нравственным требованиям, представляет собой добро; противоречащее им – зло.
Перечень общечеловеческих ценностных ориентаций, служащих целеустановками и мотивами поведения, складывался, как известно, постепенно из века в век на протяжении всего периода эволюционного процесса существования человечества по мере развития человеческого сознания. Аксиологические основы миропонимания и поведения включались уже в древние библейские тексты наставлений, где помимо поведенческих заповедей одновременно в обязательном порядке давались понятия греха, т.е. выражавшие определённые запреты. В философском сочинении римского императора Марка Аврелия (II век) утверждается, что нравственные ценности, к которым следует стремиться, это – справедливость, истина, благоразумие, мужество, преданность интересам государства. К истинным ценностям он также относит общеполезную деятельность, гражданственность, которые противостоят таким мнимым, по его мнению, ценностям, как «одобрение толпы, власть, богатство, жизнь, полная наслаждений».
Таким образом, процесс общественного развития происходил и до сих пор происходит посредством формирования суммативного набора ценностных ориентиров, а также совершенствования менталитета через развитие мыслительных способностей и углубление сознания каждого человека, являющегося волею судьбы членом той или иной общности людей, в одном из двух указанных противоположных направлений: в ноосферном, позитивном, продуктивном, полезном, т.е. как должно быть, и в негасферном, порочном, разрушительном – при иных обстоятельствах.
От того, какие именно ценностные ориентиры стали элементами соответствующей социокультурной матрицы, зависит степень правильности её формирования, а с ней и формирования сознания индивида, стиль его жизни и манеры повседневного поведения. Так, например, ещё Гёте утверждал, что «благородство всем нравится, особенно если сопровождается скромностью».
Ценностные ориентиры можно обозначить через совокупный набор общечеловеческих ценностей и пороков, который по мере углубления сознания человека исторически всё более обогащался, дополнялся и совершенствовался, всё более обуславливая нравственную мотивацию поведения людей.
Сложившийся к настоящему времени набор общечеловеческих ценностей и пороков в целях наглядности и удобства пользования можно представить в виде таблицы, или своего рода примерной квалификационной шкалы современных, наиболее актуальных ценностей и пороков, перечисленных в определённой иерархической последовательности:

Шкала общечеловеческих ценностей и пороков по состоянию на начало XXI века

I. Любить, счи-тать превыше всего -

жизнь, глубокие знания, ум (разум), труд, правду, науку, истины, Родину (патриотизм), общечеловеческие ценности, мудрость (философию), семью, дружбу, нравственные устои, порядочность, доверие, честность, совестливость, справедливость, честь, детей, здравомыслие;

II. Уважать, одобрять, почитать -

старших, воспитанных, образованных, умных, родителей, наставников, воспитателей, друзей, законы, демократию (ноократию), свободу, свободу разумного слова, гражданские обязанности и права, красоту (прекрасное), просвещённость, творчество и выдающиеся творения, гармонию, высокую культуру, добросовестность, достоверность, выполнение долга, обещаний (держать слово), ответственность, государственную систему, разумные законы, служение обществу, умение делать добро - добродетельность, надлежащее исполнение поручений и служебных обязанностей, историю, технологию производства, моральные принципы, бережливость, хороший вкус, доброту, помощь родителям, сострадание, вежливость, гордость, благотворительность, благожелательность, искренность, благородство, аккуратность, точность, мужество, храбрость, смелость, целеустремленность, решительность, жертвенность, милосердие, интеллигентность, успех, порядок, дисциплину, грамотность, хорошие книги, театр, юмор, стремление к совершенству, здоровье, физкультуру, гигиену, чистоплотность (чистоту), свое жилище, соседей, сослуживцев, земляков, соотечественников, сограждан, профессионализм, товарищей по партии, союзников, среду обитания, природу, животных, материалистическое миропонимание, цивилизованность;

III. Восприни-мать как данность -

окружающий мир, общество, свою профессию, место рождения, книги, телевидение, компьютер, Интернет, телефонную связь, собственность, автомобили и яхты, дачи и коттеджи, спорт и спортивные мероприятия, различные виды искусства, игры, кинематографию, философствование и философствующих, калек, больных, выступления различных певцов, актеров, секс, силу, рестораны, бюрократию, налоги, государственную власть, светскость в поведении, успех, карьеру, расовую принадлежность, национальность, мировоззрение, церковь, религию любых вероисповеданий и конфессий, богатство, бедность, честно заработанные деньги, снисходительность к окружающим;

IV. Осуждать, считать недо-пустимым -

неграмотность, алкоголизм, курение, токсикоманию, сквернословие, невежество, переедание (обжорство), лень, апатию, нежелание иметь семью (здоровое потомство), алчность, стяжательство, стремление к безмерному богатству – moneyманию, корыстолюбие, чванство, трусость, тупость, хамство, оскорбительное поведение, отсутствие воли, жадность, стремление к наживе, злоупотребление служебным положением, мздоимство, войны, безответственность, безнравственность, иждивенчество, пошлость, жульничество, неряшливость, нечистоплотность, неуважение к родителям и старшим, тщеславие, злость, уныние, обман (дезинформацию), зависть, подлость, бесчестие, лицемерие, цинизм, ревность, ненависть, издевательство, злонамеренность, хулиганство, ханжество, провокации, зомбирование, хаос, грязь и запущенность, вандализм, мошенничество, ухудшение экологии, замусоривание, нарушение технологии, забвение предков, национализм, нерешительность, непатриотичность, обидеть человека (животное), причинение зла, мещанскую психологию (обывательство), наличие на госслужбе криминалитета и людей с шизоидными отклонениями, религиозное сектантство, гомосексуализм, игры в казино, вымогательство, гиподинамию, проституцию, незнание хотя бы одного иностранного языка, неделание умственной (шашки, шахматы) и физической (бег, плавание, упражнения) гимнастики, увлечение азартными играми;

V. Быть непри-миримым, бороться с -

варварством, бандитизмом, грабителями, расхитителями национальных богатств, террористами, убийцами, маньяками, оголтелым коммунизмом (большевизмом), мракобесием, фашизмом, экстремизмом, мазохизмом, милитаризмом, изменниками и предателями Родины, наркоманией, коррупцией, ложью, захватом заложников и чужой собственности (рейдерство), воровством, демагогией, клеветой, злом, совратителями детей (педофилией), вредителями окружающей среды, отупителями сознания.

Конечно, указанный перечень далеко не полный и может быть добавлен совершенно новыми понятиями – хакерство в Интернете, обман с помощью «финансовых пирамид» и игровых автоматов, мошенничество при приватизации общенародного достояния, прикрытие отдельными политиками, журналистами и редакторами электронных и печатных СМИ своих сугубо корыстных целей демагогией о «свободе слова», «правах человека» и т.д.
Вполне естественно, что в нормально развивающемся обществе должны существовать так называемые базовые ценности, к которым следует отнести такие как: разум, позитивные знания, нравственность, высококультурное поведение, светскость, патриотизм и т.п., т.е. те, которые достигаются посредством кропотливого и всестороннего воспитания и просвещения.
Однако в отличие от действительных, подлинных базовых ценностей обществу в большинстве стран все ещё продолжают навязывать мнимые ценностиденьги, имущество (собственность), власть и т.п. Эти ценности, как уже говорилось выше, будучи по своей сути вспомогательными, второстепенными элементами механизма (или инструментами) государственного общежития, не могут доминировать в нормально обустроенном государстве, в котором благодаря правильному воспитанию и просвещению сознание граждан находится на высоком уровне, как не могут служить базовыми ценностями размытые абстрактные понятия, такие как свобода, демократия, равенство, права человека, которые, как показывает практика в итоге ведут к коррупции, криминалу, варварству, правовому беспределу, мошенничеству, всеобщему невежеству и невоспитанности, терроризму, воровству, вандализму, торговле людьми, беспризорности, заказным убийствам, захвату заложников, бедности и экологическим катастрофам, системе двойных стандартов и т.д.

В то же время даже каждое из приведенных в таблице ценностей и пороков понятий требует отдельного подробного разъяснения того, что именно следует подразумевать для его правильного, предельно истинного понимания.

Для примера можно взять понятие справедливость, служащее мерилом естественных прав человека. В основе этого понятия лежит принцип равноправия, уравнивающий права каждого человека на единые стартовые возможности и дающий каждому одинаковые шансы реализовать себя. Однако равноправие отнюдь не то же самое, что равенство, хотя эти понятия часто намеренно или по невежеству путают и подменивают друг другом. Теоретически люди равны в своих правах, но не равны в своих возможностях, способностях, интересах, потребностях, «ролях» и обязанностях. С одной стороны, это замечательно: ведь именно в нашем неравенстве, нетождественности заложены истоки нашей индивидуальности, уникальности и неповторимости и было бы несправедливо мерить всех на «один аршин».
С другой стороны, это смешение понятий порождает массу недоразумений и заблуждений. Так, женщина не равна мужчине – и это прекрасно, но она равноправна ему в своём стремлении реализовать свои стартовые возможности. Студент не равен педагогу, но равноправен с ним в соблюдении гражданских обязанностей, прав и свобод, в отношении к его чести и достоинству. И поэтому, скажем, требование их уважения и у преподавателя, и у студента должно быть взаимным: педагог не имеет права унижать студента, точно так же, как это требуется от студента по отношению к педагогу. И это справедливо. Но всегда необходимо уточнять: в чём один не равен другому, а в чём – неравноправен.
К примеру, единых стартовых возможностей при частной собственности давно уже не существует. Поэтому одни могут обучаться в самых престижных учебных заведениях, вторым порою бывает не на что купить даже поесть, негде жить. Вот почему олигарх или крупный чиновник не равны с профессором, учителем, врачом, военнослужащим по уровню своих доходов, когда одни получают миллионы, порой незаконно нажитые, другие же – нищенскую зарплату. Но они к тому же и неравноправны, так у одних – право ездить на шикарных автомобилях с охраной и возможность купаться в бассейнах из шампанского, а у других лишь право на это смотреть или знать об этом. И это несправедливо.
Намеренное же или случайное смешение понятий равенство и равноправие свидетельствует или о нашей непривычке к уточнениям, т.е. к языковой небрежности, или – что гораздо серьёзнее – изобличает социально-политические и моральные спекуляции и попытки манипулирования людьми с помощью стремления к справедливости, которое всегда движет человеком.
Понятие справедливости – это всегда осуществление нравственной сущности человеческих отношений, конкретизация должного, реализация представлений о добре и зле. И поэтому в понятии справедливость воплощаются такие свойства добра и зла, как относительность и субъективность. Ведь то, что представляется справедливым одному, может быть воспринято другим как вопиющая несправедливость, что и проявляется в системе оценок, поощрений и наказаний.
Сознание справедливости и отношение к ней во все времена были стимулом нравственной и социальной деятельности людей. Ничто значительное в истории человечества не совершалось без осознания и требования справедливости. Поэтому объективная мера справедливости исторически обусловлена и относительна: нет единой справедливости «на все времена и для всех народов». В то же время понятие и требования справедливости меняются по мере развития общества. Абсолютным остаётся лишь критерий справедливости, которым выступает степень соответствия человеческих действий и отношений социальным и моральным требованиям, достигнутым на данном уровне развития общества.

В качестве другого примера аксиологического уточнения можно привести такое вроде бы уже известное нам понятие как патриотизм, вокруг которого существует немало споров и непонимания. Оно включает в себя, прежде всего, как известно, связь сознания человека с психоэмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности.

И это на самом деле так, поскольку организм каждого человека, как и организмы его соотечественников, действительно связан сотнями, если не тысячами, нитей с ландшафтом его обитания с присущим ему растительным и животным миром, с обычаями и традициями данных мест, с образом жизни местного населения, его историческим прошлым, родовыми корнями.
Эмоциональное восприятие первого жилища, своих родителей, своего двора, улицы, района (деревни), звуков птичьего щебетания, трепетания листвы на деревьях, колыхания травы, смены времен года и связанные с этим изменения оттенков леса и состояния водоёмов, песен и разговоров местного населения, их обрядов, обычаев и образа жизни и культуры поведения, характеров, нравов и всего остального, чего не перечесть, влияет на гармоничное развитие психики, а вместе с ней и на становление в полном объёме сознания каждого человека, составляя основы его внутреннего патриотизма, закрепляемые на подсознательном уровне и влияющие в значительной степени на характер его каждодневного поведения, принятие им большинства жизненно важных решений как личного, так и общественного и даже государственного уровня.
В этой связи, даже не углубляясь в специфичную научную терминологию современного психоанализа, следует констатировать, что для каждого нормального человека любовь к Родине является одной из наивысших ценностей и свидетельствует при её устойчивом наличии о здравой психике и адекватно развитом сознании данного индивида. Отсутствие такой любви может свидетельствовать о разной степени заболевания или отклонений от нормы в функциональной деятельности головного мозга.
В этой связи почитание места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и забота о данном территориальном формировании, уважение местных традиций, преданность до конца своей жизни данной территориальной области относятся к основным здоровым эмоциям и даже безусловным инстинктам каждого человека.
К ним же можно отнести уважение к своим предкам, любовь и проявление терпимости к своим  землякам, желание оказать им помощь и поддержку, обустроить свою родину. Поэтому патриотизм должен охватывать всю светскую поведенческую деятельность каждого гражданина и простираться от стадии патриотического воспитания до стадии каждодневных конкретных патриотических деяний.

Подобно понятию патриот более подробного современного трактования их смысла требуют и многие другие понятия, обозначающие те или иные ценности и пороки современного человека, такие, как просвещение, национальность, коррупция, воровство, ложь, экстремизм, терроризм, мошенничество, и т.д. Но это особый разговор и тема специальных аксиологических и этимологических исследований, которые каждый, кто желает, может осуществить самостоятельно.

К ценностным ориентирам следует отнести и элементы правильно развитого посредством воспитания сознания человека, в котором в обязательном порядке должны присутствовать такие важные компоненты как совесть, чувства вины и стыда, чувство благодарности, дружелюбие, стремление помочь другому, оказать бескорыстно при необходимости услугу, стремление всегда выглядеть опрятным, ухоженным.
Здесь же хотелось бы отметить, что в идеале существует своего рода виртуальная эталонная шкала-таблица ценностей-пороков (очень схожая с приведённой выше), которая входит составной частью-сектором в соответствующую социокультурную матрицу, с которой каждый индивид, каждая общность людей должны периодически сравнивать, сличать свои индивидуальные либо общественные шкалы-таблицы соответственно, проводя своего рода поднастройку сознания, как это делается при настройке музыкальных инструментов, когда сравнивают их звучание со звучанием эталонного камертона или со звуком первой скрипки перед началом игры оркестра.
Таким путём протекает процесс постепенного выравнивания и ориентирования глобального, общечеловеческого сознания, формирования общечеловеческой шкалы ценностей-пороков, а с ним и общественных, национальных социокультурных матриц, что в итоге позволит когда-то (желательно как можно скорее) создать единую глобальную культурную гиперматрицу с унифицированной для всех стран, наций и народов шкалой-таблицей общечеловеческих ценностей-пороков.
Поэтому очень важно, чтобы каждый человек в своем головном мозге (в своём сознании) подсознательно постоянно имел бы персональную классификационную шкалу пороков и ценностей, выглядящую следующим образом:

I. Любить, считать превыше всего -

 

II. Уважать, одобрять, почитать -

III. Воспринимать как данность -

 

IV. Осуждать, считать недопустимым -

V. Быть непримиримым, бороться с -

и в зависимости от развитости своего индивидуального сознания, полноценности полученных знаний и получаемой регулярно из инфосферы информации регулярно заполнял бы её правую половину, стремясь предельно её унифицировать с аналогичным сектором эталонной социокультурной матрицы. При этом соответствующие понятия должны быть аналогичным образом закреплены либо в перечне ценностей, либо в перечне пороков, либо среди нейтральных понятий и беспричинно не перескакивали бы из одной графы в другую. Иными словами, чтобы избежать конфликтов социокультурных матриц, соответствующие понятия должны считаться у всех людей данного социума одинаково или ценностью, или пороком, либо нейтральной данностью.

Однако эталонная шкала-таблица ценностей-пороков не камертон и не первая скрипка, и поэтому, двигаясь вместе с точкой AD (Актуальной Действительности) по оси времени в сторону позитивного развития – прогресса, она соответствующим образом также трансформируется, гармонизируется, модернизируется, совершенствуется. Вот почему сравнение с ней и должно носить регулярный, систематический характер.
Кроме того, общечеловеческая унифицированная эталонная шкала-таблица ценностей-пороков служит базой для целой системы эталонных образов и идеалов, т.е. образных целей, к которым людям «должно идти». Эта система должна включать весь актуальный перечень жизненных ролей (функций), т.е. эталонный «идеал семьянина», «идеал супруга», эталонные образы дворника, продавца, таксиста, сотрудника ДПС, журналиста, чиновника, губернатора, министра, депутата Госдумы, Президента страны.
Некоторые эталонные образы со временем функционально устаревают, становятся менее актуальными, как, например, ямщик, другие же, напротив, модернизируются, или вообще только появляются вновь, как недавно родившиеся эталонные образы телеведущего, программиста-компьютерщика, менеджера по маркетингу, визажиста, дизайнера по квартире, по ландшафту и т.д. Имея необходимый набор эталонных образов и идеалов, одни люди имеют возможность стремиться к тому, каким нужно (должно) стать, другие же, сравнивая фактические характеристики кандидатов – кого избрать (выбрать, назначить) на тот или иной пост, должность. Но в любом случае людьми должно двигать желание, в них должен поддерживаться живой интерес к кантовскому императиву «каким быть, чтобы быть человеком (семьянином, гражданином, государственным служащим, журналистом, политиком, и т.д.)».

Итак, составив для себя индивидуальную шкалу-таблицу ценностей-пороков, выбрав соответствующий эталонный образ, каждый человек затем выстраивает другую шкалу – таблицу мотивационных желаний-устремлений, формирующую его жизненные целевые установки:

Примерная шкала желаний и устремлений

I. Стремиться стать, быть нацеленным на, приобрести -

весёлым, сильным, здоровым, директором, строителем, хорошим мужем, писателем, благородным, успех, знания, иметь достаточно денег, повысить карьерный статус, быть справедливым, аккуратным, точным;

II. Быть безразличным к, игнорировать -

ресторанам, подводному плаванию, игре в карты, в рулетку, плохой погоде;

III. Избавляться, отказаться от, избегать -

вредных привычек, быть злым, злоупотреблять спиртными напитками, лишнего веса, опаздывать, курить, сквернословить.

Таким образом, имея даже приближённое представление о современной шкале-таблице ценностей-пороков, об общечеловеческих и профессиональных эталонах и идеалах, которые человек должен формировать, дополнять и обновлять на протяжении всей своей жизни с самого её начала, он получает возможность выбрать более правильное направление своим целеустремлениям, максимально наполнив свою жизнь полезной и разумной деятельностью, рационально расходуя своё время и избегая ненужных, неверных или постыдных поступков, придав своему поведению более светский характер, что позволит ему чётко и ясно определить смысл своей жизни, сделав его здравым.

[ На главную страницу ] [ Тема 13 ]