[ На главную страницу ] [ Тема 1 ]

Тема 2. Общие представления о структуре мироздания, о месте человека в нём. Ноосфера и научный подход в вопросах миропонимания. Понятие о понятиях, кругозоре и миропонимании. О месте ноосферы в современной научной картине мира. Онтологическая модель построения Вселенной.

Содержание лекции

Кругозор и миропонимание

У певицы Аллы Пугачевой в одной из песен есть такие слова «Этот мир придуман не нами, этот мир придуман не мной...». Эти слова довольно точно передают суть подхода к вопросам миропонимания - мир нужно не выдумывать, его надо научно изучать. А вот сложности изучения мира не всем одинаково доступны в силу неодинаковой образованности, просвещённости индивидов. В этой связи Альберт Эйнштейн был вынужден как-то заметить: «Бесконечны лишь Вселенная и глупость человеческая, при этом относительно бесконечности первой из них у меня имеются сомнения».
Итак, одним из основополагающих аспектов светского знания, а значит, и сознания в целом, являются представления о внешнем мире, т.е. согласно формулировке Канта - «звёздное небо надо мной». Иными словами, это знания о мироздании - миропонимание. Или, как говорил английский ученый-физик Стефен Хокинг: «Наша цель - полное понимание событий, происходящих вокруг нас, и нашего собственного существования».
Окружающий нас мир загадочен и разнообразен. Для кого-то он велик, для кого-то мал, для кого-то прост, для кого-то сложен, для кого-то радостен и светел, для кого-то наполнен горем и страданиями. Все это зависит от способностей каждого человека его воспринимать, понимать, осознавать, уметь существовать, вернее, жить в нём. Способности эти сугубо индивидуальны, т.е. присущи только данному конкретному человеку-индивиду и у разных людей имеют довольно существенные различия.
В то же время на протяжении тысячелетий способности воспринимать, постигать мир развиваются и у всего человечества в целом. Эти общие способности складываются из индивидуальных способностей самой прогрессивной, наиболее развитой части каждого поколения человечества. Однако эти способности не остаются неизменными. Они развиваются во времени, всё более совершенствуясь от года к году, от поколения к поколению, обеспечивая таким путём прогресс всего человечества. Уже Платон 2,5 тыс. лет назад воспринимал мир как божественный порядок, развернутый высшим разумом «прекрасный строй вещей». Он относил это и к уровню социума, и к космосу на макроуровне.
В настоящее время общечеловеческое восприятие окружающего нас мира достигло большой, неведомой ранее широты и глубины его познания. Человеческие интересы, подкрепляемые новейшими техническими возможностями, вышли, с одной стороны, в реальный макрокосмос, в пространство околоземной Вселенной, с другой, углубились в микрокосмос, в область процессов, протекающих в органах организмов, в живой клетке, в генах, в макро- и просто молекулах, атомах, в субатомных частицах.
Однако и сейчас по-прежнему отдельные индивиды видят и воспринимают окружающий их мир по-разному в силу неодинаковости их знаний, а значит, и их индивидуального сознания, вследствие чего и живут все люди по-разному. У каждого индивида своя сфера окружающего мира: кто-то видит его целостным и безграничным в рамках развивающейся Вселенной, а для кого-то он ограничивается рамками своей квартиры, работы, или, что тоже бывает, тюремной камеры, либо вообще искаженного собственного мироощущения. Вследствие этого у каждого человека складывается своя специфичная только для него сфера восприятия, постоянного внимания, приложения умения созидать или разрушать, выражения интересов или безразличия.
Графически это можно изобразить посредством своего рода сфер макрокосмоса, окружающих человека и имеющих следующий охват внимания, умения и интересов:
b>Я (эго) и всё, что с ним связано - здоровье, образ жизни, знания, умения, культура, манеры поведения, система питания, система ценностей, личные наклонности, вкусы, чувства, способности и недостатки, внутренний мир, поддержание в норме своего тела и сознания, самосовершенствование и т.д.
Дом, семья и всё, что с ними связано - родители, супруг, обустройство дома, квартиры, дети, их воспитание, образование и обучение, огород, домашние животные, уют, чистота, телевизоры, телефоны, другая домашняя оргтехника, гараж, система поддержания в порядке, ухода за непосредственным окружением и его совершенствование и т.д.
Работа, служба и всё, что с ней связано - профессия, должность, кабинет, станок, квалификация, отношение к служебным обязанностям, профессиональные интересы, достижения и открытия в профессиональной сфере, повышение профессионального уровня знаний, карьера, командировки, отношения с руководством, с подчиненными и т.д., а также увлечения (хобби).
Город, местность и всё, что с ними связано - улицы, дома, парки, школы, магазины, система право- и охраны порядка, пруд, фонтаны, скверы, их убранность и ухоженность, городские власти, снабжение продуктами, теплом, водой, газом, общественный транспорт, теле- и радиовещание, театры, кинотеатры, больницы, бани, бензоколонки, общественное самоуправление, криминогенность, экология, и т.д., а также сферы культуры, включая театр, кино, музыку, живопись, скульптуру и т.п., и прикладной науки (т.е. научные открытия, которые следует знать всем).
Страна, государство и всё, что с ним связано - политический строй, система управления, ее эффективность, персоналии во власти, какие законы, налоги, цели, безопасность, идеология, система ценностей, система образования и просвещения, геополитические установки, программа национального развития, уровень общественного сознания и т.п.
Континент, часть света и всё, что с ними связано - ближайшие страны-соседи, граничащие с данной страной, уровень их развития и степень развитости общественного сознания, степень их дружественности и/или враждебности, перспективы сотрудничества, целесообразность взаимного сближения/отдаления.
Планета Земля и всё, что с ней связано - погода, озоновые дыры, магнитные бури, тайфуны, уменьшение запасов пресной воды, нефти и газа, происхождение растительного и животного мира, тенденции в развитии ныне живущего поколения человечества, увеличение народонаселения, его состав, изменения климата, опасность ядерного или экологического самоуничтожения, глобальное загрязнение морских бассейнов, атмосферы и суши и т.д.
Солнечная система, Вселенная и всё, что с ними связано - история возникновения, возможные опасности из космоса (астероиды, кометы, вредное для человека излучение), перспективы его освоения, расселения человечества за рамки собственной планеты, поиск контактов с внеземными цивилизациями и т.д.
Мир и всё, что с ним связано - всемирные законы развития материального Мира (движение во времени-качестве-пространстве), особенности бытия, версии зарождения вселенных, природа мышления, структура сознания и предельные способности человеческого разума познавать насущное, вечное и бесконечное, творить новое.
Таким образом, в зависимости от сфер внимания, умения и интересов, куда проникает и какие захватывает индивидуальный менталитет человека, все люди делятся на индивидов с узким и с широким макрокосмическими кругозорами:

Узкий макрокругозор Широкий макрокругозор

Если макрокосмический кругозор человека ограничен лишь первой сферой - он «эгоист», если второй - он «обыватель», если третьей - он «карьерист». Наличие интересов в четвертой сфере дает ему «звание» общественника, культурного человека, пятой - гражданина, шестой - интернационалиста, седьмой - космополита, «зелёного», восьмой - астрофизика, девятой - философа.
Но сферы интересов человека не ограничиваются только МАКРОкосмосом, его внимание простирается и в МИКРОкосмос. Графически это также можно изобразить сферами уже теперь микрокосмоса, окружающими человека, которые охватывают следующие структуры материальных образований:
Предметы и объекты макрокосмоса и всё, что с ними связано - люди, здания, автомобили, животные, растения, предметы личного и производственного пользования, т.е. наш ежедневный обыденный мир;
Структурные компоненты предметов, объектов и всё, что с ними связано - органы, детали, части (запчасти), элементы структур, источники энергии и питания, схемы и карты, и т.д.;
Макрохимические компоненты, прикладная химия и все процессы, с ними связанные - пищеварение, биохимия, вирусология, садово-огородные знания, процессы сжигания и сгорания, окисления и крашения, чистки и глажения, и т.п.;
Строение материи на химическом уровне;
Строение материи на физическом уровне;
Строение материи на субатомном уровне;
Строение материи на субядерном уровне;
Строение материи на субкварковом уровне;
И т.д. вглубь материи (эфир, вакуум, виртуальные частицы, торсионные поля и т.п.).
В зависимости от сфер внимания, знаний и интересов, куда проникает и какие захватывает индивидуальный менталитет человека, все люди делятся также и на индивидов с узким и с широким микрокосмическими кругозорами:

Узкий микрокругозор Широкий микрокругозор

Итак, с некоторых пор общечеловеческое восприятие мира достигло той стадии его понимания, когда этот загадочный мир отделился, наконец, от развивающегося внутреннего мира человека и превратился в существующую независимо от сознания объективную реальность, в бытие. Но если окружающий нас мир в целом и стал независимым от сознания человека (каким он, впрочем, и является всегда, а с помощью сознания происходит лишь его индивидуумное и общечеловеческое осознание), то индивидуальная сфера окружающего мира, отражающая персонифицированный кругозор, индивидуальное восприятие информации, рефлексию на события и явления, суждения и действия других людей, продолжает в полной мере зависеть от степени развитости менталитета данного индивида, и в первую очередь от его сознания. Вот почему правильнее будет говорить: «Развитое индивидуальное сознание каждого человека определяет его кругозор, его индивидуальное бытие, в итоге отражаясь на общественном», а не наоборот. Таким образом, мы имеем как бы два варианта:
1. Для развитого, зрелого сознания, когда: индивидуальное сознание воздействует на индивидуальное бытие и далее на общественное бытие.
2. Для не(до)развитого сознания, когда: индивидуальное сознание подвергается воздействию индивидуального бытия, на которое воздействует общественное бытие.
Прежде чем начинать разбираться, почему развитое сознание определяет наше бытие, а неразвитое определяется им, необходимо понять суть понимания самого реального бытия. Для облегчения этого человечество издавна расщепило, разделило его на понятия. Это стало необходимо людям на определённом этапе их развития для упрощения возможности осознавания бытия, одинакового его понимания с тем, чтобы продолжить существовать в нём по ходу дальнейшего своего совершенствования. Слово понятие является омонимом и имеет три значения: 1) процесс понимания, постижения истины; 2) результат процесса понимания, постижение истины; 3) обозначение предмета, субъекта-объекта, процесса, явления.
Понятиями человечество стало пользоваться с момента появления у него первых признаков зреющего сознания, отличного от менталитета животных. Как писал Кант: «Посредством чувственности предметы нам даются, и только она доставляет нам созерцания; мыслятся же предметы рассудком, и из рассудка возникают понятия. Таким образом, всякое человеческое познание начинается с созерцаний, переходит от них к понятиям и заканчивается идеями. Всякое основанное на разуме познание исходит из понятий или из конструкции понятий; первое называется философским, а второе - математическим».
Всё бытие с некоторых пор стало возможным представлять и познавать с помощью понятий, постижение которых нами через своё индивидуальное сознание и определяет наше индивидуальное бытие. Но перед тем как пользоваться понятиями, мы прежде должны их приобрести и осмыслить и лишь тогда применять в своей практической жизни. В понятия воплотились, стали олицетворяться ими не только предметы и явления в конкретной и обобщенной форме посредством фиксации общих и специфических их признаков, но и различные мысли, суждения, отражающие события действительности, связи между предметами и явлениями, основанные на их свойствах и отношениях между ними. В итоге понятия стали самыми распространёнными предметами пользования человека, объектами и инструментами его сознания, являясь сами по себе, по словам Ленина, «высшим продуктом мозга, высшего продукта материи».
Любой объект, предмет или явление могут обозначаться в понятиях как конкретно, так и обобщённо, что достигается за счёт применения в процессе познания таких умственных действий, как абстракция, идеализация, обобщение, сравнение, определение. Посредством отдельных понятий и систем понятий отображаются фрагменты действительности, изучаемые различными науками и научными теориями. Энгельс отмечал, что «результаты, в которых обобщаются данные опытов естествознания, суть понятия».
В понятиях часто отражаются такие предметы и их свойства, которые невозможно представить в виде наглядного образа. При помощи понятий отображаются фрагменты как актуальной действительности, так и явлений в их исторической ретроспективе. Такой подход облегчает видение и осознание процесса постоянного изменения и развития изучаемой действительности и явлений, что способствует углублению наших знаний о них, помогает экстраполировать ход их дальнейшего развития, предвидеть БУДУЩЕЕ.
И. Кант утверждал также: «Чтобы познать a priori (т.е. заранее, независимо от опыта) возможность определенных природных вещей, требуется ещё, чтобы было дано соответствующее понятию априорное созерцание, т.е. чтобы понятие было конструировано. Но познание разумом, основанное на конструировании понятий, есть познание математическое. Следовательно, чистая философия природы вообще, т.е. такая, которая иссле-дует лишь то, что составляет понятие природы вообще, хотя и возможна без математики, но чистое учение о природе, касающееся определённых природных вещей (учение о телах и учение о душе), возможно лишь посредством математики; и так как во всяком учении о природе имеется науки в собственном смысле лишь столько, сколько имеется в ней априорного познания, то учение о природе будет содержать науку в собственном смысле лишь в той мере, в какой может быть при-менена в нём математика».
Деление на понятия в сущности произвольное, но приживаются только те, которые оказались практически наиболее полезными, часто употребляемыми. По мере понимания и осознания бытия всё время вводятся новые понятия, поэтому очень важно, чтобы их вводили в практику или хотя бы подвергали экспертизе, обобщали специалисты по тем или иным аспектам бытия, с философско-филологическими способностями. Это достаточно сложный и кропотливый труд.
Понятия непосредственно закрепляются и выражаются в языковой форме - в виде отдельных слов и словосочетаний, своего рода их ярлыков, надписей на них («стол», «атом», «человек», «любовь», «добро», «совесть», «интересная книга», «специальные знания» и т.д.). Иногда для разъяснения того или иного понятия требуется целое объяснение, для чего создаются толковые словари (например, толковый словарь В. Даля), энциклопедии. Знание любого иностранного языка означает знание идентичности понятий на обоих языках. В то же время на языках многих малочисленных народов отсутствуют многие понятия, особенно новые, современные. Поэтому национальное обособление некоторых народов, их нежелание пользоваться более развитыми языками тормозит развитие их национального сознания, а следовательно, их общий прогресс, суживает их бытие и жизненную перспективу, чего не понимают их националистические лидеры, да и сами эти народности.
Разница в знаниях людей образуется вследствие неодинакового освоения (и усвоения) ими общеизвестных понятий, уже не говоря о новых, более современных, как в количественном, так и в качественном выражении. Разногласия между людьми часто также возникают из-за неправильного трактования ими тех или иных понятий, непонимания хода развития обозначаемых с их помощью событий и явлений.
Таким образом, понятие стало и является не только ключевым инструментом каждодневного пользования каждого светского человека, благодаря которому он может существовать в обществе себе подобных, оно, по сути, обеспечивает весь ход дальнейшего развития этому существованию. Поэтому так важно, чтобы люди не только пользовались всем набором известных понятий, но и изучали новые, понимали их одинаково, совершали одинаковые алгоритмы действий, соответствующие каждому из них, уточняли, сверяясь с ними, свои нормы и правила поведения в свете. Конфессиональные же заборы, напротив, мешают этому позитивному процессу.
На протяжении всей своей истории человечество создаёт, собирает, уточняет и доводит до совершенства каждое понятие, приспосабливая его к использованию как можно большим числом членов общества. Существо понятий затрагивает все аспекты как реальной, так и виртуальной действительности, начиная от природы самого человека, его каждодневной практической деятельности и заканчивая самыми глубинными сторонами его внутреннего и внешнего миров. При этом важно достичь состояния, чтобы мироощущение, миропонимание максимально совпадало у большинства членов любого данного сообщества, а в итоге - у человечества в целом. В этих целях каждый человек получает школьное, а затем и высшее образование, пишутся учебники, толковые словари, энциклопедии, правила поведения, кодексы, законы, конституции, всеобщие Декларации, созываются международные форумы и конференции, работают воспитатели, преподаватели, профессоры, функционируют арбитражи, суды всех инстанций вплоть до Международного.
Здесь необходимо коснуться одной из самых интересных и до сих пор до конца неразгаданных категорий бытия, а с ним и миропонимания, каковым является время, т.е. то, с чем каждый из нас без исключения также сталкивается ежедневно, ежечасно, ежеминутно, ежесекундно, каждое мгновенье, каждую долю мгновенья...
Время, относящееся к разряду глобальных категорий, нельзя остановить. Поэтому мы постоянно следим за ним по часам, пытаясь угнаться за его ходом, а оно не ждёт и неумолимо движется вперед со скоростью 24 часа в сутки, перенося каждую минуту, каждый час, каждый день и т.д. из нашего БУДУЩЕГО в наше невозвратимое ПРОШЛОЕ. Мало кто из нас по-настоящему осознает, что все мы, люди, как и вся окружающая нас природа, размещены на острие секундной стрелки часов, представляющей актуальную действительность, с которой перемещаемся сквозь события и явления бытия в течение всей своей жизни. Размеры актуальной действительности сколь угодно малы и фактически равны величине 1/ (единице, делённой на бесконечность).

(где AD - точка Актуальной действительности, являющаяся точкой отсчёта, перемещающейся по ординате времени t в сторону +t со скоростью 24 часа в сутки, преобразующей будущее +t в прошлое -t. Точка AD всегда характеризуется конкретным, присущим только ей временным обозначением - "датой", включающим обозначение года, месяца, числа, дня недели, часа, минуты, секунды, миллисекунды и т.д., которое в целях упрощения часто произносится не полностью)

В связи с этим ещё в глубокой древности люди заметили и зафиксировали в виде истины следующее положение: «TEMPORA MUTANTUR, ET NOS MUTANTUR IN ILLIS», что в переводе с латинского означает: «Времена меняются, и мы меняемся с ними».
В чём же собственно происходят изменения, что меняется в бытии со временем? Прежде всего, идет изменение осознания человеком (в общем, собирательном смысле этого слова) понятий, из которых состоит бытие, т.е. количественный (путём добавления новых) и качественный (путём их совершенствования, углубления) их рост. Понятия сами по себе не есть что-то застывшее, раз и навсегда устоявшееся. Каждое понятие развивается в сторону его истинности, которая, в свою очередь, все ближе приближается к действительной реальности. Истина - русское слово. Им обозначается то, что есть, что верно, подлинно, точно, справедливо. Иными словами, то, что на самом деле есть, и есть истина.
Для упрощения пользования понятиями человек придает им мерность и соразмерность путём шкал, сравнений. Так Кант, например, предложил свою «шкалу субъективной истинности»: «Признание истинности суждения, или субъективная значимость суждения, имеет следующие три ступени в отношении убеждения (которое имеет также объективную значимость): мнение, веру и знание. Мнение есть сознательное признание чего-то истинным, недостаточное как с субъективной, так и с объективной стороны. Если признание истинности суждения имеет достаточное основание с субъективной стороны и в то же время считается объективно недостаточным, то оно называется верой. Наконец, и субъективно и объективно достаточное признание истинности суждения есть знание. Субъективная достаточность называется убеждением (для меня самого), а объективная достаточность - достоверностью (для каждого)».
Однако предложенная Кантом шкала не отражает развития во времени объективной достоверности суждения или понятия. Поэтому для каждого понятия существует своего рода "шкала объективной истинности", базирующаяся на ординате времени, отображающая этапы развития понятия или суждения на пути к истине:
0) неведение о предмете понятия 1) первое представление о предмете понятия 2) более углубленные знания (относительная истина) 3) полные знания о сути понятия (абсолютная истина).
Графически это можно изобразить следующим образом:

Людям, имеющим способности овладеть каким-либо понятием на этапе 2-й или 3-й ступени шкалы, нулевая и первая ее ступени представляются как устаревшие знания. Однако при этом необходимо всегда помнить о принципе соответствия, который вносит в развитие каждого истинного понятия строгую каскадность по нарастающей.
Кроме того, развитие понятия может пойти вообще по ложному, ненаучному, часто тупиковому пути. Такого рода отклонения от верного, правильного направления поиска истины приводят, как правило, к бреду. Вследствие этого в жизни имеет место столько недопонимания между отдельными людьми, целыми народами, доходящего до агрессивного антагонизма, причиной чему оказывается всего лишь нахождение на разных ступенях познания тех или иных понятий, или вообще чьё-то движение в ложном, бредовом или глубоко устаревшем направлении поиска их смысла, или неудовлетворительное состояние тех или иных наборов знаний.
Особенно много страданий приносит людям намеренное введение их в заблуждение на конфессионально-церковном уровне. Поэтому только рассудочные способности человека, его разум, логика мышления могут служить ему защитой для сохранения от произвола извне на его сознание и быть мерилом, критерием истины. А это означает умение научиться самому определять верное направление поиска необходимых понятий, выбирать из них позитивные, наиболее истинные, а если нужно, создавать (при определенных условиях) новые и оперировать только и именно ими.
В качестве классического примера хочется напомнить случай с Аристотелем, который, развив изначально изложенное Платоном понятие о первооснове мира, наполнил его новым, более верным содержанием. В итоге он был вынужден расстаться со своим учителем, продолжавшим настаивать на устаревшей точке зрения по этому вопросу. Именно тогда родилось известное изречение: «Платон мне друг, но истина дороже!» В то же время Аристотель указывал: «Наука, практичность, мудрость и разум суть те средства, которыми мы достигаем истины и благодаря которым никогда не ошибаемся относительно того, что актуально и изменчиво, но превыше всего здесь следует считать разум».
Существует немало понятий, про которые нельзя со 100% уверенностью сказать, что они «абсолютные истины» в данной сфере, т.е. что впредь не будут выявлены в направлении уточнения данного понятия новые знания, с учётом которых имеющееся его толкование может стать в положение «относительной истины». В этом случае такие понятия следует квалифицировать как «предельно познанная абсолютная», что, по сути, и есть «относительная истина». Это означает, что выше, чем данные понятия, в поисках истины в этом направлении знаний пока на данный момент ещё не существует, но не исключено, что со временем это положение может позитивно измениться и появятся новые знания, делающие это понятие более приближенным к «абсолютной истине», либо с помощью дополнительных пояснений в существующее понятие будет вложен более правильный и больше соответствующий реалиям действительности смысл. Таким образом, понятия как бы «живут» своей жизнью.
Вместе с тем, наряду с основной, позитивной группой понятий, переводимых на большинство широко используемых языков мира, существуют еще две специфические группы понятий. К первой из них относятся понятия узкоспециализированные, узконаучные, становящиеся предметами псевдонаучного китча, а также групповые, жаргонные - так называемая «феня» и т.п., т.е. понятийный мусор, который осложняет работу сознания, прежде всего общественного. Поэтому культурная, интеллигентная, строго научная среда общества такого рода понятия избегает, не воспринимает или игнорирует.
Кроме того, существует большая группа понятий ложного, ненаучного направления, означающих далекие от истины понятийные изыски, которые уводят знания индивида в неверную сторону, способствуя созданию ложных представлений, искривленного понимания действительности. Сюда же относятся понятия, противные разуму, отражающие негативные стороны бытия. К такого рода понятиям можно отнести, например, такие, как «наркотик», «чёрт», «привидение», «ад», «мазохизм», «война», «фашизм», «террорист», «убийца», «фанатик», «шизофрения», «трансвестит» и т.п. Всю указанную группу можно назвать негативными понятиями или негапонятиями.
Религии всех направлений, имеющие в своих учениях немало негапонятий, тем не менее, во все времена выражали преклонение перед всем истинным. В качестве подтверждения можно привести слова Пророка Мухаммеда: «Аллах - это ясная истина». А никакая не вера. Мусульманин может и должен склониться только перед ИСТИНОЙ. Точно так же, как и христианин. По словам Христа: «Бог есть дух и ИСТИНА». А не «любовь». Молиться Богу в буквальном смысле означает «постигать истину».
Итак, все человечество в целом, как и каждый человек в отдельности, живёт по понятиям (также негапонятиям), т.е. определениям и одинаковым пониманием всего того, что любого человека (и человечество в целом) окружает в повседневной жизни. Для всех понятий характерно: 1) движение к истине (от неведения к абсолюту); 2) структурирование и дальнейшая детализация на составляющие, или поясняющие элементы (субпонятия); 3) масштабирование или математическое описание (для измерения или сравнения); 4) функциональная полярность (позитивное, негативное, нейтральное).
Каждое понятие (негапонятие), если оно задействовано, отражается в сознании человека и влечёт за собой в реальной жизни то или иное действие индивида, производимое по определенному порядку, т.е. алгоритму. И все это развивается в определённой последовательности во времени, качестве и пространстве. Мировоззрение и кругозор людей формируются, а нередко меняются под влиянием тех или иных вновь обретённых (познанных) понятий (негапонятий).
Здесь следует напомнить об ещё одной, очень важной глобальной категории - о движении Материи в качестве, которую следует хорошо знать. (Подробнее о ней можно прочитать в книге «Диалектика материи - Системный подход к основам философии».) Именно результаты качественно-временных изменений фиксируются (распространяются) в ипостаси третьей глобальной категории материи - в пространстве, шкалой измерения которого может служить и линейка, и километровые столбы, и световые минуты, часы, годы. В свою очередь, нарастающий перечень функционального разнообразия понятий окружающего мира, обладающих своими специфическими свойствами, характеристиками, параметрами, является шкалой измерения категории качество.
ВременнЫе и качественные изменения касаются всего. Затронули они в своё время и животный мир, возвысив одних его представителей над другими. Затрагивают эти изменения и современное нам человеческое общество, возвышая одних его членов над другими.
В чём же разнятся люди и как это связано с течением времени, с движением в качестве?
Главным различием между людьми, и уж тем более, тем основным, что отличает их от животных, является наличие и степень развитости их рассудка, т.е. способности к восприятию истинных понятий, суждений и правил, вниканию в них и правильному оперированию ими, следованию им, расширению своего кругозора, объёма знаний. С помощью же рассудка, являющегося, таким образом, единственным, совершенствующимся во времени инструментом, мерилом, критерием истинности, осуществляется распознавание бреда, мусорных и негапонятий, избавление от них. Поэтому между собой люди отличаются в результате помимо прочего широтой кругозора, развитостью менталитета и степенью искаженности их сознания.
Разум, по всем определениям, является более высокой рассудочной ступенью, и его наличие у человека предусматривает не только его умение правильно оперировать истинными понятиями, суждениями и правилами, не только иметь широкий кругозор, но и способность уточнять неясные понятия, создавать, творить новые, выбраковывать и отбрасывать бредовые, мусорные и негапонятия более широкого значения, всё более обогащая тем самым общечеловеческие знания.
«Разум, будучи наивысшей степенью бытия в целом, является, если сказать кратко, предельным понятием вообще», - утверждал Аристотель. Кант под разумом подразумевал также способность человека осуществлять связь с окружающим миром через долженствование.
В этой связи одним из самых важных занятий человечества, если не самым главным и полезным, всегда являлся сбор, распознавание, уточнение и совершенствование понятий, их унификация, отделение от мусорных и негапонятий и доведение до степени абсолютной истины, уменьшающей степень риска в результате ошибочности при пользовании ими в каждодневной жизни при их трансформации в алгоритмы действий. Именно эта кропотливая созидательная деятельность человечества, на которую способны лишь лучшие его умы, осуществляется на протяжении многих веков, и даже тысячелетий, в ноосфере. Результатом этой деятельности является постоянно обновляемая, до сих пор пока разрозненная, а поэтому по-своему виртуальная БИБЛИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЗНАНИЙ.
Следует иметь в виду, что наряду с ноосферой существует также и негасфера - сфера всего негативного, что окружает нас, своего рода понятийная мусорная яма, чрево мракобесия, зеркало отрицательных сторон жизни, где скапливаются мусорные и негапонятия. Пополнение негасферы осуществляется за счёт знаний и понятий, означающих действия, относящиеся к худшим поступкам и суждениям человекообразных индивидов, низкопробного жаргона, сверхмаргинальных рисунков, какофонической музыки. Для разумного человека негасфера - это понятийная свалка, либо место захоронения, где группируется все омерзительное, противоестественное, ложное, несвойственное разуму, прогрессу.
Итак, согласно большинству дефиниций ноосферой принято называть сферу, на которую распространяется действие разума, т.е. сферу генерации (производства), систематизации, унификации, отделения от негативных и мусорных понятий, архивации, воспроизведения, распространения и хранения всего многообразия позитивных знаний, полученных с участием человеческого интеллекта, пополняемых полезными творческими инновациями в области науки и культуры.
Термин «ноосфера», впервые введенный в научный оборот в 1927 году французским учёным Э. Леруа, нашел отражение также в трудах академика В.И. Вернадского. Изучая это понятие, учёный впервые осознал и попытался осуществить синтез естественных и общественных наук для более правильного анализа глобального воздействия человека на окружающую среду.
Ноосфера генерирует не просто позитивные знания в форме понятий, передаваемых при помощи сугубо научных пояснений, художественных приёмов, произведений искусства, в ней они формализуются в истины (абсолютные или предельно познанные абсолютные, относительные), которыми потенциально всё очередное актуально живущее поколение людей (человечества), но прежде всего каждый отдельный человек могут и должны оперировать (пользоваться) ежедневно в процессе своей жизнедеятельности, регулируя своё поведение, а также обмениваясь информацией (распространяя ее) в рамках информационного метаболизма.

Вследствие этого между каждым человеком и ноосферой происходит постоянный обмен информацией о временной и качественной трансформации понятий в сторону их истинности, о появлении новых, в т.ч. и негапонятий. Если в начальный период своей жизни в процессе своего воспитания и образования человек в основном только берёт из ноосферы информацию о понятиях, выработанную предыдущими поколениями людей (в противном случае он превратится в Маугли), то со временем, после становления у него разума и способности к творческой активности, у любого индивидуума появляется возможность помещать произведенную уже им информацию, касающуюся прогресса понятий, в ноосферу (в виде научных статей, книг, учебников, законопроектов, описаний открытий и изобретений, литературных, художественных и музыкальных произведений), истинность и полезность которой определяется экспертами, пользователями и ИСТОРИЕЙ.

Далеко не вся первоначально помещаемая в ноосферу информация подходит под стандарт истины (абсолютной или даже относительной). Большей частью это всё-таки преходящие суждения, подпадающие под определения: ложный посыл, «информационный мусор» или бред, далекие от позитивных понятий и засоряющие ноосферу. Поэтому так важно как можно скорее очищать ноосферу от такого рода информации, отправляя её с помощью разума в негасферу.

Но иногда, как крупинки золота в пустую породу, в ноосферу попадают действительно шедевры абсолютных (или близких к ним относительных) истин. И тогда, если они вовремя оказались зафиксированными, они занимают подобающее им место в золотом фонде БИБЛИИ СОВРЕМЕННЫХ ЗНАНИЙ, откуда им прямая дорога в энциклопедии, толковые словари, учебники, художественные и музыкальные фонды, в классику и т.п., но главное, в ЛИЧНОСТНЫЙ МИНИМУМ ЗНАНИЙ, подлежащий обязательному овладению каждым человеком, гражданином, жителем планеты.

Помимо этого минимума существуют также СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ЗНАНИЯ, очень важные для специалистов, но необязательные к познанию для остальных. И только последняя категория знаний - НИКЧЁМНЫЕ или ВРЕДНЫЕ, которые вообще никому не рекомендуется знать, должна помещаться в негасфере для последующего захоронения, ликвидации.

Ноосфера имеет материальную основу и, как и всё материальное, развивается во времени - пространстве - качестве.

Пространственная локализация и конфигурация ноосферы

Для установления пространственного местонахождения ноосферы необходимо мысленно проследовать по всей известной пространственной директории сверху донизу и определить положение ноосферы, используя принцип матрешки (меньшее внутри большего).
Таким образом, следуя внутрь по цепочке: Мир (все мыслимое бесконечное пространство, какое только может представить себе человеческое воображение) наша Вселенная (существуют версии, что она не одна) Метагалактика (обозримая часть Вселенной) наша Галактика (Млечный путь) наша звезда (Солнце) и все то, что ее окружает, т.е. Солнечная система наша планета (Земля) геосфера (поверхность Земли) биосфера (органический мир Земли, включая растительный) зоосфера (животный мир) гуманосфера (человечество и все, что с ним связано) интеллектосфера (суммативная мозговая масса, определяющая потенциальную способность человечества к мышлению) инфосфера (весь объем хранящейся, передающейся и создающейся с помощью человеческого интеллекта информации), в итоге мы, наконец, добираемся до ноосферы (сферы разума, области фиксации осознанных с помощью совокупного интеллекта человечества понятий: известных абсолютных, временно относительно абсолютных истин) и негасферы (сферы невежества или нездорового воображения, хранилища далеких от истин негапонятий, а также просто мифов и разного рода бреда, сочинений ментально больных или недообразованных людей).

Пространственная локализация и конфигурация ноосферы

Для установления пространственного местонахождения ноосферы необходимо мысленно проследовать по всей известной пространственной директории сверху донизу и определить положение ноосферы, используя принцип матрешки (меньшее внутри большего).

Таким образом, следуя внутрь по цепочке: Мир (всё мыслимое бесконечное пространство, какое только может представить себе человеческое воображение) a наша Вселенная (существуют версии, что она не одна) a Метагалактика (обозримая часть Вселенной) a наша Галактика (Млечный путь) a наша звезда (Солнце) и всё то, что её окружает, т.е. Солнечная система a наша планета (Земля) a геосфера (поверхность Земли) a биосфера (органический мир Земли, включая растительный) a зоосфера (животный мир) a гуманосфера (человечество и всё, что с ним связано) a интеллектосфера (суммативная мозговая масса, определяющая потенциальную способность человечества к мышлению) a инфосфера (весь объём хранящейся, передающейся и создающейся с помощью человеческого интеллекта информации), в итоге мы, наконец, добираемся до a ноосферы (сферы разума, области фиксации осознанных с помощью совокупного интеллекта человечества понятий: известных абсолютных, временно относительно абсолютных истин) и негасферы (сферы невежества или нездорового воображения, хранилища далеких от истин негапонятий, а также просто мифов и разного рода бреда, сочинений ментально больных или недообразованных людей).

Зарождение первых проблесков ноосферы произошло около 100 000 лет тому назад, т.е. при переходе человека в процессе эволюции с уровня «Homo erectus» («Человек прямостоящий») на уровень «Homo sapiens» («Человек разумный»). Эта отсылка во времени несколько условна, поскольку и сейчас не все прямостоящие человекоподобные разумны. Тем не менее, особенно активное развитие ноосферы наблюдается всё-таки в наше время, в период дальнейшей эволюции человека по уровню «Homo sapiens sapiens».

С момента зарождения ноосферы все полученные человеком знания (понятия, истины, представления о негапонятиях) фиксируются практически лишь двумя способами: органическим путем (т.е. это оперативная память деятельной части живущего очередного поколения человечества) и неорганическим (все прочие формы сохранения полезных знаний человечества).

Если механизм человеческой памяти за все прошедшие тысячелетия претерпел небольшие изменения, безусловно, совершенствуясь, но не меняясь в принципе, то неорганическая форма фиксации знаний в ноосфере претерпела за то же время значительные изменения, пройдя путь от наскальных рисунков и каменных фигурок первобытного человека (15 - 20 тыс. лет назад), надписей на стенах храмов и глиняных дощечках периода древних цивилизаций (5 тыс. лет назад) до нынешних библиотек с энциклопедиями, толковыми словарями, учебниками и сочинениями лучших мыслителей всех времён и народов. К новейшим формам фиксации знаний следует отнести электронно-технические средства компьютеров, включая ресурсы Интернета.

Безусловно, величайшим толчком в развитии ноосферы послужило изобретение и широкое использование для хранения и распространения знаний книгопечатания, применяемого для этих целей до последнего времени. В книгах можно довольно дёшево размещать значительные объемы систематизированных суждений о понятиях, с которыми может ознакомиться большое количество людей.

Помимо библиотек и книжных магазинов к фрагментам ноосферы прежде всего следует отнести также музеи и галереи, университеты и институты, научные центры, школы, выставки, концертные залы, фонотеки, фильмотеки, всякого рода архивы, научные симпозиумы и семинары и т.п., но прежде всего живых носителей позитивных знаний человечества, его пользователей, распространителей (учителей, профессоров, деятелей искусств) и умножителей (учёных, открывателей и изобретателей, писателей, поэтов, художников, композиторов). Существуют свои распространители и умножители негапонятий негасферы (больше всего через газеты и ТВ, тюремно-лагерное «обучение», маргинальное искусство).

Истинные нормы гражданского поведения и другой общественной деятельности фиксируются в конституциях, судебно- и процессуально-правовых, гражданских, хозяйственных и прочих кодексах, в нормативах, правилах и инструкциях. При необходимости эти истины уточняет судебно-арбитражная система вплоть до Конституционных и Международных судов, являющаяся важным фрагментом ноосферы, действующие властные структуры.

Преходящие истины каждодневных текущих событий и явлений нам фиксируют журналисты, разнообразные СМИ, на которых прежде всего лежит функция правдивого отображения изменения событийного фона по ходу движения во времени точки Актуальной действительности, соотнося с этим ходом явление новых событий и явлений, рисуя тем самым меняющийся портрет современности. Именно поэтому их репортажи, сообщения и комментарии должны быть правдивыми, непредвзятыми, разносторонними, на высоком профессиональном уровне, отвечающими философскому пониманию развития соответствующих сфер бытия.

И именно такого рода информации об Актуальной действительности не хватает сейчас многим, как был лишён её у себя на острове Робинзон Крузо, сильно страдая от этого. Неправдивая, предвзятая информация (дезинформация) преобразует СМИ в СМД (средства массовой дезинформации).

Последним мощным импульсом к умножению, хранению и распространению позитивных человеческих знаний стало, как известно, появление и использование персональных компьютеров, объединение их в сети, но прежде всего создание и развитие глобальной компьютерной сети Интернет. Эпоха этого крупнейшего, мощнейшего и важнейшего фрагмента ноосферы началась недавно, но следует ожидать, что в ближайшее время он займет в системе ноосферы доминирующее положение.

В этой связи можно смело утверждать, что с появлением Интернета ноосфера вступила в новую весьма важную фазу своего развития, при которой воспроизведение и распространение приближающихся к абсолюту истин будет приобретать всё более широкие масштабы и происходить на более высоком и качественном техническом уровне, т.е. за более короткие отрезки времени истинами будет овладевать с минимальными усилиями всё более значимая часть Человечества. В то же время Интернет не менее активно стал использоваться и представителями негасферы.

Стремление к постижению предельно познанных абсолютных истин, равно как и генерация, архивация, и распространение всего многообразия позитивных знаний, осуществляемые в ноосфере, не являются самоцелью, а направлены на поддержание вечного процесса - всеобщего РАЗВИТИЯ, без чего ни Материя, ни человечество в целом, а в итоге ни каждый человек в отдельности существовать, а скорее ЖИТЬ, не могут. Вместе с тем ноосфера в настоящее время затрагивает столь широкий спектр знаний, включая такие специфические, как геология, архитектура, живопись, автомобилестроение, музыкальные произведения, авиастроение, почвоведение, филология и т.д., которые одному человеку познать и развить просто физически невозможно, а подчас и нет большой необходимости. Поэтому узко специализированные, специфические знания познают только специалисты и любители.

В то же время в ноосфере, как мы установили, существует обширный раздел познаний, знать которые обязан каждый человек, все граждане государства, все жители Земли. Это ЛИЧНОСТНЫЙ МИНИМУМ ЗНАНИЙ, т.е. унифицированные общие знания, касающиеся особенностей становления и развития человека как живого организма, но, прежде всего, как личности, т.е. сведения о его менталитете (психике, интеллекте и сознании), о его способности и степени пригодности жить в обществе, современные представления об окружающем нас мире, об общечеловеческом унифицированном наборе ценностей и пороков, о всеобщих нормах и правилах поведения.

Их пытаются передать индивиду родители, в детском саду, в школе, на первых курсах университетов и прочих ВУЗов, в музеях и на выставках. Заинтересован в их получении и сам индивид, поскольку, не получив их из ноосферы, он очень скоро подпадает под влияние негасферы, автоматически исключая себя из рядов отвечающих современным требованиям людей, тем самым лишаясь или, наоборот, не получая звание ЧЕЛОВЕКА. Объём этого МИНИМУМА, постоянно обновляемый и дополняемый, все люди должны не только знать на уровне предельно познанных абсолютных истин, т.е. внимательно следить за всеми изменениями, но и одинаково понимать их, очищать от мусорных и негапонятий и строить на их базе не только собственные суждения, но и своё поведение, и прежде всего своё поведение в обществе.

Возвращаясь к вопросу миропонимания, будем исходить из того, что в мире существует более 400 теистических версий и лишь одна атеистическая (от франц. atheisme - безбожие, от греч. a - отрицание и theos - бог), и каждая из версий пытается по-своему объяснить, как устроен мир. Поэтому подходить к данному вопросу следует строго с научной точки зрения, системно, используя шкалу «постижения истины», т.е. рассматривая, как человечество, вникая в устройство мира, преодолевало последовательно положенные 4 фазы: 0) неведение о предмете понятия a 1) первое представление о предмете понятия a 2) более углубленные знания (относительная истина) a 3) полные знания о сути понятия (абсолютная истина).

Исходя из этого, знания о мироздании в течение последних тысячелетий и веков развития человечества претерпели следующие изменения:

Полное неведение. Относится к периоду, когда первобытные люди гонялись за мамонтами и вопрос о том, как устроен мир, их совсем не занимал. Это период так называемого примитивного атеизма.

Первое представление о предмете. Устройство мира стало пониматься в разных вариантах как земной диск на трёх слонах, китах и т.п. мифы и легенды. Для этого периода характерно многобожие (бог солнца, бог воды, бог вина, бог войны, бог любви и т.д.) и множественность религий, известных как языческие. Языческие верования явились шагом вперёд по сравнению с периодом теистического невежества.

Фаза относительной истины - просвещённое верование. Устройство мира, созданного неким мифическим творцом якобы за 7 дней, приобрело вначале геоцентрическую модель (автор - Птолемей, I век н.э.), а затем благодаря Копернику, Галилею и Кеплеру - гелиоцентрическую (XV-XVII вв.), т.е. стало развиваться и постепенно брать верх чувство реальности, глубоких логических суждений. Так и знания о человеке, сотворенном «создателем» то ли из ребра, то ли из чего-то ещё, стали активно пополняться открытиями в области медицины, а затем и генетики. Онтологическая модель строения мира стала зиждиться на двух глобальных категориях: пространстве - времени.

Последней фазе знания - абсолютной истине - соответствует просвещённый атеизм. Теория о мироздании, соответствующая ему, отвергает любого вида «творцов» и основывается только на объективных законах развития материи, включая теорию Дарвина. Онтологическая модель реальной действительности приобретает более полный и законченный вид и базируется уже на движении в трёх глобальных категориях: в пространстве - времени - качестве. Вселенная получает всё более подробное физическое описание, затрагивающее циклы существования различных типов звёзд и чёрных дыр. Зарождение Вселенной вместо варианта «Большого взрыва» всё более тяготеет к теории её эволюционного развития.

Таким образом, благодаря науке и просвещению, т.е. последовательному познанию логически обоснованных истин в области теоретического описания внешнего мира, человек может достигнуть подлинного прозрения и перейти от ложного мироощущения к подлинному миропониманию.

Итак, в настоящее время различают 5 уровней материального мира: гипомир, микромир, макромир, мегамир и гипермир. Им соответствуют пространственные величины от 10 -33 см до 1028 см, т.е. исследуемый современной наукой мир охватывает расстояния в диапазоне более чем 60 порядков. В этих рамках микромир выделяется как объект квантовой механики, макромир - как объект классической механики, мегамир - как объект релятивистской механики.

В то же время не существует жесткой границы, однозначно разделяющей микро-, макро- и мегамиры. При несомненном качественном различии между собой они тесно взаимосвязаны принадлежностью к единой материальной природе и подвластностью единым законам диалектики материи. Так, например, наша Земля представляет макромир, но в качестве одной из планет Солнечной системы она одновременно выступает и как элемент мегамира.

В Солнечную систему входят 9 планет, их спутники, свыше 100 тыс. астероидов, множество комет и метеоритных тел. Расстояние от Солнца до наиболее удаленной планеты Плутона 6 млрд. км. Планеты земной группы - Меркурий, Венера, Земля и Марс - сравнительно невелики и состоят из плотного вещества. Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон относятся к гигантам, они гораздо массивнее, но в их состав входят лёгкие вещества и поэтому их плотность меньше. В отличие от атмос-фер планет земной группы, чётко отделённых от твёрдой по-верхности, атмосферные газы планет-гигантов постепенно пере-ходят в конденсированное состояние, в «тело» самих планет. У них нет привычной нам твердой или жидкой поверхности.

Входящие в Солнечную систему астероиды представляют собой малые планеты. Хотя их много, но суммарная их масса оказывается меньше 0,001 массы Земли. Самый крупный асте-роид - планета Церера - имеет поперечник около 1000 км. Сталкиваясь друг с другом, астероиды дробятся на метеориты.

Своеобразными объектами Солнечной системы являются кометы. Они состоят из головы, небольшого плотного ядра и хвоста длиной в десятки миллионов километров. Ядра комет имеют размеры в несколько километров и состоят из каменных и металлических образований, заключённых в ледяную оболочку из замерзших газов. Кометы обычно - самые дальние объекты Солнечной системы. Некоторые из них удаляются от Солнца на 10 000 млрд. км - на расстояние одного светового года, т.е. расстояние, которое свет со скоростью 300 000 км/с проходит за один год. Счита-ется, что на этом удалении от Солнца и проходит граница Сол-нечной системы. Далее начинается сфера влияния других звезд. Для сравнения: свет от Солнца до Земли доходит за 8 мин. (т.е. расстояние составляет 8 световых минут), а от второй по близости к нам звезды (Проксима Центавра) свет идёт к Земле более четырёх лет (расстояние 4 световых года). Эта звезда находится от нас в 100 000 раз дальше, чем Солнце. Другие звёзды находятся на расстоянии нескольких сотен световых лет.

Массы звёзд составляют от 0,1 до 50 солнечных масс. Раз-меры диаметров звёзд различаются очень сильно - от 10-20 км (нейтронные звёзды) до сотен миллионов километров (крас-ные сверхгиганты). Плотности вещества звёзд колеблются от 1 г/см3 до 1014 г/см3 (нейтронные звёзды). Светимости звезд колеблются от 0,001 до 1 млн. солнечной светимости, т.е. разли-чаются на 9 порядков (в миллиард раз). Атмосфера звёзд на 98% состоит из водорода и гелия.

Звёзды образуют галактики, включающие сотни миллиар-дов звёзд, туманности, межзвёздную среду, космические лучи, электромагнитные волны. Наша галактика выглядит как дво-яковыпуклая линза (диск), толщина которого 1,5 тыс. свето-вых лет, а диаметр - 100 тыс. световых лет. Она медленно вращается вокруг своего центра, при этом один оборот занимает несколько миллионов лет. Полная масса галактики равна 150 млрд. солнечных масс. Ближайшие к нам галактики, видимые невооруженным взглядом, - Магеллановы облака и Туманность Андромеды.

И самый большой объект в мире, включающий все извест-ные современной науке, - это Метагалактика. Размеры ее 15-20 млрд. световых лет, а возраст 15-20 млрд. лет. Таков состав мегамира.

На протяжении ХХ-го столетия была разработана концепция, согласно которой Метагалактика находится в процессе постоянного расширения, разбегания галактик от какого-то первичного центра, в котором якобы и зародилась наша Вселенная. Теория расширяющейся Вселенной была основана на истолковании экспериментально зафиксированного красного смещения спектральных линий галактик как следствия эффекта Допплера, объясняющего красное смещение разбеганием галактик.

Однако за последние де-сятилетия всё больше накапливается сомнений в реальности расширения Вселенной. Эволюция космических систем несо-мненна, но следует различать объективные законы эволюции и теоретические выражения их с помощью различных моделей. В частности, явление красного смещения линий спектра мо-жет быть объяснено как следствие уменьшения энергии и соб-ственной частоты фотонов в результате взаимодействия с гравитационными полями при движении света в течение многих миллионов лет в межгалактическом пространстве.

Эволюцию претерпевают все космические объекты - звёз-ды, планеты, галактики. Так, обычные звёз-ды в ходе эволюционных изменений превращаются в так на-зываемые «белые карлики», «нейтронные звёзды» и «чёрные дыры».

«Белый карлик» - это электронная постзвезда, об-разующаяся в том случае, когда звезда на последней стадии своей эволюции имеет массу меньшую 1,2 солнечной массы. Превращение происходит путём медленного сжатия звезды, которая продолжает светить уже не за счёт ядерных реакций, а в результате освобождающейся в процессе сжатия гравитаци-онной энергии. Диаметр «белого карлика» равен диаметру на-шей Земли, температура достигает около миллиарда градусов, а плотность - 10 т/см3 - в сотни тысяч раз больше земной плотности. Такую плотность можно получить, утрамбовав гру-зовой автомобиль в объём напёрстка. В течение 1 млрд. лет «белый карлик» медленно остывает, превращаясь в «чёрный карлик» - ничего не излучающий холодный «труп» звезды.

Нейтронные звёзды возникают на заключительной стадии эволюции звёзд, обладающих массой от 1,2 до 2 солнечных масс. В этом случае на предконечном этапе происходит очень быст-рое сжатие звезды, в ходе которого в наружных её слоях начи-нается бурный процесс ядерных реакций, в которые вступают остатки ядерного вещества звезды. При этом выделяется так много энергии, что происходит взрыв с разбросом наружного слоя звезды. Внутренние же её области стремительно сжима-ются. Остаток звезды уменьшается до размеров в 20-30 км, а средняя ее плотность возрастает до 100 млн. т/см3, что, ис-пользуя прежнее сравнение, равнозначно утрамбовке в напёрс-ток миллиона грузовых автомобилей. Образующийся объект и получил название «нейтронная звезда». Она состоит из прото-нов и нейтронов, силы гравитации разрушили в ней сложные ядра и вещество снова стало состоять из отдельных элементар-ных частиц. Открытые в 1967 г. пульсары (источники пульси-рующего, периодически изменяющегося импульсного излуче-ния) как раз и являются намагниченными вращающимися нейт-ронными звёздами.

В случае же, если масса постзвезды (звезды на заключи-тельной стадии своего существования) превысит 2 солнечные массы, она должна превратиться в «чёрную дыру» с радиусом 5-10 км. Чёрные дыры имеют и другие названия: «застывшая звезда», «гравитационная могила», «коллапсар», «флуктуар», «огон». Пространство чёрной дыры как бы «вырвано» из про-странства Метагалактики. Вещество и излучение проваливаются в неё и не могут выйти обратно. Раньше «чёрные дыры» считались ненаблюдаемыми. Теперь же наука располагает фактами, которые достаточно убедитель-но свидетельствуют об их существовании. Они отождествляют-ся с источниками сильного рентгеновского излучения.

Говоря о «начале вре-мени», «рождении Вселенной», необходимо помнить о значитель-ной доли условности, образности подобных выражений. Пространственно-временные отношения, свойственные современ-ному состоянию мира, не могут быть прямо и однозначно использованы для описания таких состояний материи, свойства которых еще не известны (или плохо известны).

Теологи и религиозно настроенные учёные начали исполь-зовать теорию «расширяющейся Вселенной» для обоснования креационизма, сверхъестественного творения мира Богом. Но показательно, что один из создателей этой теории Ж. Леметр, будучи и учёным, и аббатом, религиозным деятелем, высту-пил против подобных трактовок. Он считает, что данная тео-рия не имеет никакого отношения к вопросу о существовании Бога, поскольку бытие Бога, по его мнению, вообще находит-ся за пределами всякого возможного опыта, за рамками возможностей человеческого познания. Материи, из которой со-стоит наблюдаемая Вселенная, наша Метагалактика, предше-ствовали другие состояния материи. И сейчас, по мнению ряда учёных, Метагалактика не исчерпывает всего мира, бытия во-обще. Поэтому возникновение нашей Метагалактики не озна-чает образования всей Вселенной, её начало не является абсо-лютным космологическим «началом».

С давних времен известно, что из ничего нечто не возника-ет. Любой объект может возникнуть лишь из других объектов. Абсолютной пустоты как полного отсутствия материи не суще-ствует. Если отсутствует вещество, то существует поле, если отсутствует поле, то существует его физический вакуум. Под вакуумом современная физика понимает особое состояние материи, а не абсолютное «ничто». Например, вакуумом элект-ромагнитного поля называют такое его состояние, в котором нет фотонов. Поэтому, когда физики говорят о возможности возникновения вещества из вакуума, это не значит, что речь идёт о возникновении вещества из пустоты. Встречающиеся рассуждения о том, что во Вселенной в какую-то единицу вре-мени якобы из «ничего» возникает какое-то количество веще-ства, могут означать лишь то, что речь идёт о возникновении известного вещества из какого-то другого, ещё не установлен-ного вида материи.

Своё всестороннее выражение принцип несотворимости и неуничтожимости материи и её атрибутов находит в физичес-ких законах сохранения. Растёт число частных законов сохра-нения отдельных характеристик физических форм движения. В начале XX-го в. были известны законы сохранения массы, энер-гии, электрического заряда, импульса, момента импульса. Ныне к ним прибавились законы сохранения чётности, стран-ности, барионного и лептонного зарядов и другие. С открыти-ем каждого закона сохранения неразрывно связано появление нового фундаментального свойства материи. Характерной осо-бенностью законов сохранения является то, что они могут выражаться в форме ограничений или даже категорических запре-тов, означающих невозможность протекания тех или иных про-цессов в определенных условиях.

Нет оснований абсолютизировать и понятие «чёрная дыра», толкование которого тоже изменяется и уточняется. Чёрные дыры не являются полностью замкнутыми мирами, через так называемые горловины, обладающие сильным электромагнит-ным полем, они связаны с внешним миром. Для внешнего наблюдателя они проявляются как объекты с определенными геометрическими размерами, массой, электрическим зарядом и угловым моментом. В представлениях о чёрных дырах много гипотетического, недостаточно проверенного. Долго считалось, что «чёрные дыры» - абсолютно погло-щающие объекты, гравитация которых удерживает даже световое излучение. Но в начале 70-х годов XX-го в., когда были приня-ты во внимание квантовые эффекты, выяснилось, что «чёр-ные дыры» вопреки их названию должны излучать в окружаю-щее пространство потоки вещества и антивещества, электро-магнитные волны, испущенные виртуальными частицами, ко-торые сами при этом «погибают» в чёрной дыре. Вокруг них происходит как бы «вскипание» вакуума (особое состояние поля), а внешне это выглядит как постепенное испарение и стягивание «чёрной дыры».

Как нет абсолютного начала, так нет и абсолютных тупиков развития. Все относительно и связано процессами взаимопре-вращения. Обнаруживаются пути дальнейшего включения в бес-конечный мировой процесс и белых карликов, и нейтронных звезд, и чёрных дыр. «Трупами» их можно считать лишь по отношению к отдельным определенным звёздам, но не по от-ношению ко всему космосу.

Еще с прошлого века обсуждается проблема «тепловой смер-ти» Вселенной. В 60-е годы XIX в. немецкий физик Р. Клаузиус сформулировал второе начало термодинамики - закон воз-растания энтропии (меры неупорядоченного, хаотического дви-жения) в необратимых процессах. Из этого закона был сделан вывод, что процесс мирового развития идёт в направлении превращения других форм движения в тепловую и равномер-ного распределения теплоты в бесконечном пространстве, что сделает, в конце концов, невозможным существование выс-ших форм материи, в том числе и жизни. Следует согласиться с теми учёными (физиками и философами), которые считают такой вывод ошибкой, возникающей из-за неправомерного распространения закона возрастания энтропии, отражающего тенденцию к тепловому равновесию конечных, замкнутых систем, на всю бесконечную Вселенную (в смысле всего мира в целом). Аналогично расширение (или сжатие) какой-либо части Вселенной (нашей Метагалактики, например) есть тоже местный, конечный эффект и его нельзя распространять на всю бесконеч-ную Вселенную.

Итак, установлено огромное многообразие материальных объектов, представляющих микро-, макро- и мегамиры. Но исчерпывают ли они всю существующую реальность? С учётом исто-рии человеческого познания и общего духа современной науч-ной картины мира на этот вопрос напрашивается отрицатель-ный ответ. Многообразие материи и её движения бесконечно, причём не только в пространственно-временных параметрах, но и в качественных. Принцип качественной бесконечности природы означает признание не-ограниченного многообразия структурно-функциональных форм материи, раз-личающихся самыми фундаментальными законами бытия. Этот принцип исключает возможность хотя бы в пределе представ-лять все объекты по единому образу и подобию. В частности, сейчас уже никак нельзя выстраивать все известные объекты науки по линии беспредельной, но однообразной делимости на всё более мелкие части, так как, например, в физи-ке элементарных частиц привычное для обычного макромира соотношение «часть меньше целого» оказывается неверным.

Прямые, явные противники качественной неисчерпаемос-ти природы, конечно, редки, но достаточно много сторонников таких представлений, которые косвенно, но с логической неизбежностью приводят к ограничению многооб-разия мира, качественно сводя все явления к некоему исход-ному, предельному уровню материи. Фактически при этом в осовремененном виде возрождаются древние натурфилософские идеи либо о единой первоматерии, из которой всё возникает и в которую всё снова возвращается, либо о множестве первоэлементов, первоатомов, из которых образуется всё существующее. Но беда-то в том, что идея первоматерии - это идея полного покоя и монотонного однообразия, вследствие чего она не может быть принята ни одной теорией, признающей так или иначе движение и качественное многообразие явлений. Первоматерия могла бы быть только единой и неизменной. Именно поэтому ей нет места в объективно реальном, едином, но вместе с тем качественно многообразном и изменчивом мире.

Еще Аристотель отмечал, что первые философы просто декларировали самодвижущийся характер предложенных ими первоначал, просто приписывали (как и нынешние сторонники идеи первоматерии) изменение к первосущности вопреки тому, что она как таковая полностью исключает всякое движение, изме-нение. Наряду с такой первосущностью должен быть дополни-тельный, независимый от нее источник движения, некий перводвигатель. Но наиболее отчётливо и логически безупречно не-возможность какого бы то ни было движения и многообразия в качественно тождественной себе первичной субстанции была раскрыта еще до Аристотеля Зеноном из Элеи (V в. до н.э.).

Если уж говорить об общей теории мира, то её исходной идеей может быть только диалектическая идея единства через качественно-функциональное многообразие и движение в пространстве - времени - качестве. Эта идея тоже не выводится логи-чески ни из какой другой идеи, она тоже выбирается в соответ-ствии с объективной действительностью, исходя из того, что фундаментальными свойствами материи являются не только её единство и абсолютная сохраняемость (несотворимость и неуничтожимость), но и качественная многообразность и изменчивость её бытия в форме взаимопревращающихся, лишь отно-сительно отдельных и лишь относительно устойчивых матери-альных объектов. И именно таков мир по данным современной науки.

Для выражения самой общей и глубокой сущности бытия с древних времён используется понятие субстанции. Оно служит для обозначения полностью самообусловленного бытия, вечно сохраняющегося во всех превращениях частных явлений и выс-тупающего их основой. Классическое определение субстанции дали Декарт и Спиноза: субстанция есть causa sui (причина са-мой себя), есть то, что существует само по себе, не завися ни от чего другого. В течение многих столетий господствующим оставалось представление о связи лишь внешнего и поэтому фактически необъяснённого сосуществования вечной и бесконечной субстанции с чувственно воспринимаемыми отдельны-ми вещами. И только на пути развития диалектического миро-понимания удалось показать, говоря словами Гегеля, «шествие субстанции через причинность и взаимодействие» тех вещей, с которыми мы сталкиваемся в своей практической жизни и на-учных экспериментах. Субстанцией следует считать не какое-то отдельное, избранное и освящённое проявление бытия, а всю бесконечную систему взаимопревращающихся материаль-ных объектов, всю материю в бесконечном многообразии её проявлений.

Как частица всей материи любой объект причастен к всеоб-щей субстанции и оказывается частным её проявлением. По-этому любой объект выступает не только следствием других яв-лений, но и как причина, в том числе и как самопричина, обусловливая в определённой, ограниченной мере последую-щие состояния не только других объектов, но и самого себя. Поэтому диалектика признаёт лишь частичную, относительную субстанциальность, самообусловленность и самостоятельность каждого проявления всеобщей субстанции. В этом относитель-ном смысле понятие субстанции давно уже применяется для характеристики наиболее глубокой основы какого-либо частно-го, более или менее ограниченного круга процессов.

Обобщающие же физические теории вполне законно стре-мятся раскрыть наиболее глубокую основу ещё более широкого круга явлений. Но мысль физиков не удовлетворяется этим и, так сказать, по инерции устремляется к конкретно-физическо-му объяснению устройства всего мира в целом. И не раз каза-лось, что эта цель уже достигнута - то в виде классической механики, потом в виде термодинамики, теперь в виде обоб-щающих теорий полей и элементарных частиц. Но время и новые открытия неумолимо заставляют признать несбыточность по-добных надежд. Применительно ко всему миру в целом прихо-дится обходиться лишь философскими размышлениями и обобщениями, лишь общей теорией диалектики, лишь качествен-ными оценками, а не количественными расчетами. Как гово-рится, каждому своё. И такое положение полностью соответ-ствует общему духу современной науки, характеризуемому уг-лублением как дифференциации, так и интеграции различных отраслей знания.

В то же время возможности естественнонаучных теорий довольно ограничены. Поэтому даже по-строение относительно «законченных теорий» (типа механики Ньютона, термодинамики, электродинамики Максвелла, квантовой механики, теории гравитационных полей Эйнштейна и других), достаточно полно описывающих различные формы движения материи, не означает возможности в одной или нескольких таких теориях полностью «перекрыть» весь мир, ис-черпать все качественное многообразие законов природы. Каж-дая такая теория сводит реальные объекты и процессы к идеализированным объектам, которые из всего многообразия ре-альных свойств наделяются лишь некоторыми из них, она не учитывает многие параметры, второстепенные в данном приближении (с точки зрения теории), но становящиеся важными при дальнейшем углублении в суть рассматриваемых явлений. Это и приводит к неизбежной ограниченности сферы применения большинства теорий, поскольку в любой достаточно содержательной теории существуют вопро-сы, на которые в рамках этой теории нельзя дать ответ, который может быть найден только в более общей теории.

Возможность «законченных теорий» означала бы возможность конца науки, дальше которого нечего было бы познавать. И наоборот, непреодолимая ограниченность каждой отдельной теории предполагает бесконечность всего научного познания. Известные науке обобщающие теории составляют важные эта-пы ее развития. Все они основаны на конкретных принципах, обобщающих определённый круг фактов, и допускают возмож-ность и необходимость своего дальнейшего развития по пути создания с учетом «принципа соответствия» всё более общих и глубоких теорий, учитывающих новые, неизвестные ранее факты и закономерности. Так было, так будет и даль-ше. Таков закон познания, обусловленный законами самой природы.

Переходя к знаниям о нашей планете, отметим, что как космическое тело Земля характеризуется следующими данными: объем 1012 км, масса 6 ? 1021 т, средняя плотность вещества 5,5 г/см3. Экваториальный радиус 6378 км, полярный - на 21 км меньше. Общая площадь поверхности Земли 510 млн. км2, из них 361 млн. км2 приходится на Мировой океан и 149 млн. км2 - на сушу. Земля удалена от Солнца на 150 млн. км и вращается вокруг него со скоростью 30 км/с. Земля образо-валась 4,5 - 4,8 млрд. лет назад в процессе гравитационной конденса-ции из рассеянного в околосолнечном пространстве газопылевого вещества.

Пространство вокруг Земли заполнено магнитным полем и называется магнитосферой; внутри магнитосферы находятся радиационные пояса, в которых заряженные частицы захватыва-ются магнитным полем. Земля защищена этими поясами от космических лучей, губительных для всего живого. Межпла-нетная среда, окружающая Землю, состоит из твердых тел разнообразных размеров, пылинок, атомов, молекул, элементар-ных частиц и т.п. Теперь же ко всему этому добавились искус-ственные спутники и другие объекты, занесённые в космос человеком.

Познание глубин Земли не менее сложно, чем изучение отдалённых областей Вселенной. Наиболее важные сведения о природе земных недр даёт анализ сейсмических волн - меха-нических колебаний, возникающих при землетрясениях или взрывах. Земные недра разделяют на три основные области: ядро, мантию и кору. Температура, плотность и давление рас-тут с увеличением глубины. Температура в центре Земли дос-тигает 10 000 градусов. Земная кора на континентах имеет тол-щину до 65 км, а под океанами - до 8 км. Максимальная высота на поверхности Земли - гора Джомолунгма в Гимала-ях - 8848 м, самое глубокое место - Марианская впадина в Тихом океане - 11022 м. Под земной корой располагается мантия, самая мощная из твердых оболочек Земли. Она про-стирается до глубины 2900 км и составляет более 60% массы и около 80% объема Земли. Ядро Земли изучено слабо, считает-ся, что оно состоит из двух частей: внешней (жидкой) и внутренней (твердой). Внешнее ядро оказывает влияние на магнит-ное поле Земли.

Возраст Солнца 5 млрд. лет. Диаметр в 109 раз больше земного, а масса в 333 000 раз боль-ше массы Земли. Температура центральных областей достигает 15 млн. градусов, а давление - сотен миллиардов атмосфер. В этих условиях идут ядерные реакции синтеза ядер водорода в ядра гелия, за счёт которых и выделяется громадная энергия. Над ядром Солнца находится так называемая конвективная зона, а еще выше - атмосфера со слоями фотосферы, хромосферы и короны. Средняя температура поверхности Солнца 6000 градусов. Если толщина короны достигает десятков солнечных ра-диусов, то толщина фотосферы всего 300 км. Установлены разные периоды колебания солнечной активности. Через каж-дые 11-12 лет усиливаются факелы и пятна в фотосфере, вспышки в хромосфере, протуберанцы в короне. Всё это ока-зывает заметное воздействие на атмосферу и биосферу Земли, на биологические и даже на социальные процессы. Причём на Землю попадает менее одной миллиардной доли всей энергии, излучаемой Солнцем, но и этого достаточно для поддержания жизни на нашей планете. Подсчитано, что топлива на Солнце достаточно еще на 5 млрд. лет.

С конца XIX в. активно разрабатываются идеи космизма как особого мировоззрения, выражающего научно осмысленное, философско-эвристическое и эмоционально-личностное отно-шение к неразрывной взаимосвязи человека с космосом. Раз-работка естественнонаучных аспектов теории Космоса выли-лась в крупные достижения астрономии, астрофизики, астрохимии, астробиологии и привела к возникновению теорети-ческой и практической космонавтики, связанной в первую очередь с именами К.Э. Циолковского и С.П. Королева. Про-никновение космистских идей в различные сферы человечес-кой жизни свидетельствует о том, что космизация - это объек-тивный процесс как часть и аспект совокупного научно-технического прогресса.

Великим русским космистом был В.И. Вернадский, создав-ший учение о биосфере и ноосфере, обобщив данные физики, химии, биологии, геологии, геохимии, биохимии, а также истории и философии. Деятельность всех живых организмов и особенно человеческого общества В.И. Вернадский называл мощной геологической силой, а к научной мысли он относил-ся именно как к планетному явлению. Под биосферой он пони-мал планетарную область распространения жизни, взятой в прошлом, настоящем и будущем. Под влиянием же научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое со-стояние - ноосферу (сферу разума).

Следует иметь в виду, что стихийным, неуправляемым про-цессом биосфера может превратиться (и реально уже преврати-лась) лишь в техносферу и социосферу со всеми присущими им глобальными проблемами и противоречиями негасферы. Переход же биосферы в ноосферу может быть осуществлен лишь в том слу-чае, когда человечество сумеет организовать как собственную эволюцию, так и дальнейшую эволюцию биосферы в целом, действительно руководствуясь принципом «не навреди». Кон-цепция В.И. Вернадского о биосфере, переходящей в ноосфе-ру, охватывает эволюцию жизни и нашей планеты в единстве космических, геологических, биологических, антропогенных и техногенных факторов.

Взаимосвязь и взаимозависимость этих факторов обнаруживаются при их рассмотрении с помощью системно-кибернетического подхода, лёгшего в основу нового междисциплинарного направления научных исследований - синергетику, которая объясняет самоорганизацию систем как совокупный результат взаимодействия в них таких противоположных тенденций, как неустойчивость и стабильность, беспорядок и порядок, дезорганизация и организация, случай-ность и необходимость. При этом синергетика принципиально отлична от классической, равновесной термодинамики, кото-рая своим вторым законом (принципом, началом) подчерки-вает необратимый ход событий в изолированных системах в на-правлении рассеяния, рассредоточения вещества и энергии, разупорядочивания и упрощения систем, установления стати-стического беспорядка, оказывающегося тупиковым, безвы-ходным состоянием исходной системы. Синергетика же вмес-те с кибернетикой и неравновесной термодинамикой исходят из того, что во Вселенной наблюдается эволюция в направле-нии возникновения более сложных форм.

Можно сказать, что синергетика переводит на конкретный язык естествознания диалектическое учение о саморазвитии мира. Осуществляя глубокий синтез общефизических и кибер-нетических представлений, синергетика вместе с тем укрепля-ет союз, познавательное взаимодействие естествознания с диа-лектической философией. Синергетика показывает, что при-чиной, источником самоорганизации сложных систем являет-ся не что иное, как согласованное, кооперированное, функциональное взаимо-действие их элементов и подсистем. Синергетика конкретизировала понимание процессов самоорганизации как единства порядка и хаоса с помощью теорий диссипативных структур, раскрывающих механизм кооперированного поведения частей сложных систем, и теории динамического хаоса, подчеркивающей необходимость определённой неупорядоченности структур сложных систем для их успешного функционирования и посту-пательного развития. К сложной, неупорядоченной среде мо-гут приспособиться только гибкие системы, обладающие опреде-лённой, умеренной неупорядоченностью, ограниченной системной свободой в своей структуре.

Вопросы всё большей глобализации протекающих в рамках биосферы процессов, в т.ч. и в ноосфере, и в негасфере, и в социосфере, и в техносфере, также привлекают к себе всё большее внимание как теоретиков, так и практиков в разных странах. Глобализация уже давно коснулась товаро-пассажирских перевозок, мировой финансовой сферы, туризма, поставок сырья энергии и продовольствия. Все больше она проникает в прочие экономические сферы (международная торговля, инвестиции, рынки сбыта, добыча и потребление нефти и газа, и т.п.), захватывая информационные и миграционные потоки, экологию, сферу образования, освоение околоземного космического пространства. Слабо она пока затронула воспитательные аспекты жизни человечества, научную и просветительскую деятельность, идентификацию общепринятых понятий, таблицу общечеловеческих ценностей и пороков.

Итак, знание основ современных научных теорий о мироздании полезно и необходимо каждому человеку. Оно помогает ему развить в должной мере своё сознание, а также позволяет предостеречь его от ложных представлений миропонимания многочисленных сектантско-религиозных версий, а также от чрезмерного оптимизма и от такого же пессимизма в оценке своего настоящего, перспектив будущего. Как и в прочих практических вопросах, строго научная философия учит нас и в этой области придерживаться реалистического оптимизма.

[ На главную страницу ] [ Тема 3 ]