[ На главную страницу ] [ Тема 5 ]
Тема 6. Отечественные фундаментальные сборники светских наставлений, предписывающие регламентацию, манеры и культуру поведения в обществе. Становление и утверждение правовой культуры и светской духовности на Руси. Знакомство с основными историческими источниками светского поведения в России: «Домострой», «Юности честное зерцало» и другими. |
Содержание лекции
Ввиду исторически более позднего начала цивилизационного развития племён и народов, заселявших территорию Древней Руси, более позднего появления у них единой письменности, их культурное развитие началось со значительным отставанием по сравнению с народами, заселявшими Европейское Средиземноморье. Однако выдающиеся правители страны понимали острую необходимость регламентирования общественной, светской жизни населения. С учётом этих обстоятельств одними из первых сборников норм поведения и древнерусского права следует считать «Церковный Устав» и «Русскую правду», появившиеся на Руси лишь в XI веке. Их автором-составителем и издателем считается Великий князь Киевский Ярослав Мудрый. Продолжением «Русской правды» является «Правда Ярославичей» (1072 г.), которой завершено начало правового оформления светских отношений на Руси.
Позднее при Великом князе Московском Иване III в 1497 г. был принят «Судебник», представлявший собой единый законодательный кодекс - сборник законов Русского государства, который кодифицировал нормы обычного права, уставные грамоты, княжеские указы и т.д. Всё это способствовало централизации Русского государства. Затем при Иване IV в 1550 г. вышел новый «Судебник», в котором были значительно расширены статьи закона предыдущего «Судебника».
В качестве же первого светского учебного наставления по поведению в Древней Руси можно считать появившееся в 1117 году и дошедшее до нас «Поучение детям». В нём русский князь Владимир Мономах призывал трудиться, творить добро, укрощать гнев и иметь «душу честную, язык воздержанный». Он так учил вести себя: «При старших молчать, мудрых слушать, старшим повиноваться, с равными себе и младшими в любви пребывать, без лукавого умысла беседовать, побольше вдумываться, а не неистовствовать словом, не осуждать речью, не много смеяться...».
В Поучении князь Владимир обращается к «детям» - не только к своим сыновьям, но и ко всем младшим современникам и потомкам с моральными наставлениями. Кроме общехристианских заветов - призывов к благочестию, «покаянию, слезам и милостыни», трудолюбию, нищелюбию, щедрости, справедливости, Владимир Мономах даёт и конкретные советы повседневного поведения: за всем следить самому в своем доме, не полагаясь на тиунов (управителей) и слуг. В походах не надеяться на воевод, а самим устанавливать ночную стражу, не спешить на ночь снимать оружия, пока нет уверенности в полной безопасности. Он призывает следить за тем, чтобы воины не чинили насилия жителям ни своим, ни чужим. Вновь возвращаясь к бытовым советам, Владимир Мономах призывает любить свою жену, но не давать ей над собой власти, постоянно всему учиться («Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь...») и приводит в пример своего отца, который, «дома сидя, научился пяти языкам».
Поучение Владимира Мономаха исключительно редкий по жанру памятник, имеющий лишь весьма далекие аналоги в современной ему европейской литературе.
Понимание необходимости широкого светского воспитания населения усилилось со временем и проявилось более отчетливо при первом русском царе Иоанне Грозном в середине XVI века. Это выразилось в написании специализированного учебника по поведению под названием «Домострой». Этот учебник был рассчитан на широкие слои населения, и хотя в этом наставлении еще много пунктов связанных с церковью, но в них содержится уже немало и чисто светских советов и рекомендаций по поведению в быту и в обществе.
Наш русский Домострой сложился не сразу. Вначале он бытовал как назидательный сборник среди торгово-промышленного люда Великого Новгорода, обрастал постепенно новыми наставлениями и советами. В окончательном виде Домострой сложился в эпоху великих обобщений, подытоживания национального опыта, объединения и консолидации. В это время знаменитый Стоглав (1551 г.) стал энциклопедией церковных правил и порядков, «Великие Минеи Четьи» (1541 - 1552 гг.) - двенадцатитомной энциклопедией «всех книг, на Руси читаемых», десять томов Лицевого Летописного свода - иллюстрированной энциклопедией русской и всемирной истории. Наконец, явился и Домострой - энциклопедия семейной жизни, домашних обычаев, традиций русского хозяйствования - в общем, всего многообразного спектра человеческого поведения. Автором книги, точнее, составителем и редактором был известный церковный и государственный деятель того времени священник Сильвестр, духовник Ивана Грозного.
Ниже приводится содержание глав этой книги:
1. Поучение отца сыну.
2. Как христианам веровать во святую Троицу и пречистую Богородицу и в крест Христов и как поклоняться святым небесным силам бесплотным, и всем честным и святым мощам.
3. Как причащаться тайнам божьим и веровать в воскресение из мёртвых и Страшного суда ожидать, и как прикасаться ко всякой святыне.
4. Как всею душой возлюбить Господа и ближнего своего, страх божий иметь и помнить о смерти.
5. Как царя или князя чтить и во всём им повиноваться, и всякой власти покоряться, и правдой служить им во всём, в большом и в малом, а также больным и немощным - любому человеку, кто бы он ни был; и самому обдумать всё это.
6. Как людям почитать отцов своих духовных и повиноваться им во всём.
7. Как почитать архиереев, а также священников и монахов, во всех скорбях душевных и телесных с пользою им исповедоваться.
8. Как христианам врачеваться от болезней и от всяких страданий - и царям, и князьям, и всяких чинов людям, архиереям, и священникам, и монахам, и всем христианам.
9. Как всякого посещать в страдании в монастырях, больницах и в темницах.
10. Как в церкви божьей и в монастыри приходить с дарами.
11. Как дом свой украсить святыми образами и в чистоте содержать жилище.
12. Как мужу с женою и с домочадцами дома у себя молиться Богу.
13. Как мужу и жене молиться в церкви, чистоту хранить, всякого зла избегая.
14. Как в дом свой приглашать священников и иноков для молитвы.
15. Как с домочадцами угощать благодарно приходящих в дом твой.
16. Как мужу с женой советоваться о том, что ключнику наказать о столовом обиходе, о кухне и о пекарне.
17. Наказ ключнику на случай пира.
18. Наказ господина ключнику, как готовить блюда постные и мясные и кормить семью в мясоед и в пост.
19. Как воспитать своих детей в поучениях разных и страхе божьем.
20. Как воспитать дочерей и с приданым замуж выдать.
21. Как детей учить и страхом спасать.
22. Как детям любить и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всём.
23. Похвала мужьям.
24. Как рукодельничать всякому человеку и любое дело делать, благословясь.
25. Наказ мужу и жене, и детям, и слугам о том, как следует им жить.
26. Каких слуг держать при себе и как о них заботиться во всяком их учении и по божественным заповедям, и в домашней работе.
27. Если муж сам добру не учит, то накажет его Бог; если же и сам добро творит, и жену и домочадцев тому учит - примет от Бога милость.
28. О неправедном житье.
29. О праведном житии.
30. Как человеку жить по средствам своим.
31. Кто живет нерасчётливо.
32. Кто содержит слуг без присмотра.
33. Как мужу воспитывать свою жену в том, чтобы сумела и Богу угодить и к мужу своему приноровиться, чтобы могла дом свой получше устроить и всякий домашний обиход и рукоделье всякое знать, и слуг обучать, и самой - трудиться.
34. О мастерицах хороших женах, о запасливости их и о том, что кроить, как сохранять остатки и обрезки.
35. Как кроить различную одежду и беречь остатки и обрезки.
36. Как сохранить порядок домашний и что делать, если придётся у людей чего попросить или людям своё дать.
37. Как хозяйке следует повседневно приглядывать за слугами в домашнем хозяйстве и рукоделии, а самой ей - всё хранить и приумножить.
38. Когда посылаешь на люди слуг, вели не болтать лишнего.
39. Как жене с мужем советоваться каждый день и обо всём спрашивать: и как в гости ходить, и к себе приглашать, и с гостьями о чём беседовать.
40. Наказ женам о пьянстве и о хмельном питье (и слугам также): чтобы тайком не держать ничего нигде, а навету и обману слуг без дознания не доверять; строгостью их наставлять (да и жену также), и как в гостях пребывать и дома себя вести правильно.
41. Как жене носить разную одежду и как шить её.
42. Как в полном порядке посуду хранить и вести домашнее хозяйство, все комнаты содержать хорошо в чистоте; как хозяйке в том слуг наставлять, а мужу - проверять жену, поучать и божьим страхом спасать.
43. Как самому хозяину, или кому он прикажет, припасы на год и иной товар закупать.
44. Как себе на расход купить разный товар заморский из дальних земель.
45. Когда и что покупать тому, у кого деревень нет, всякие домашние припасы, летом и зимой, и как запасать на год, и как дома разводить всякую скотину, еду и питье держать постоянно.
46. Как сохранить припасённый впрок всякий припас постный.
47. О прибыли от запасённого впрок.
48. Как огородом и садом заниматься.
49. Какие запасы напитков держать хозяину для себя и гостей, и как слугам их приготовить.
50. Наставление поварам: как пиво варить и мёд сытить, и вино курить.
51. Как ключнику присматривать за поварами, за хлебопёками, и всюду - за всем хозяйством.
52. Как в житницах и в закромах у ключников в сохранности было бы всё зерно и прочий припас.
53. Также и в сушильне присматривать ключнику за рыбой, сушёной и вяленой, за пластовым мясом и языками.
54. Как всё сохранять в погребе, на леднике и на погребнице.
55. Как по наказу хозяйскому ключнику в клетях, подклетях и в амбарах держать всё в порядке.
56. Как держать на сеновалах сено и лошадей в конюшнях, а на дворе запас дров и леса, и скотину всю беречь.
57. Как готовить на кухнях, в пекарнях и в рабочих комнатах, и как в сготовленном разобраться.
58. Как самому хозяину получше присматривать за погребами и ледниками, в житницах и в сушильнях, в амбарах и в конюшнях.
59. Как хозяину, выведав всё, по заслугам жаловать слуг, а плохих наказывать.
60. О торговцах и лавочниках: как лучше с ними расплачиваться.
61. Как устраивать двор или лавку, или амбар и деревеньку.
62. Как подворное тягло платить или с лавки позём или с деревни подать, а должникам - возвращать долги.
63. Указание ключнику, как хранить в погребе всякие припасы солёные - и в бочках, и в кадках, и в мерниках, и в чанах, и в ведёрках мясо, рыбу, капусту, огурцы, сливы, лимоны, икру, рыжики и грузди.
64. Записки на весь год, что к столу подавать, еду мясную и постную, и о крупитчатой муке, как готовить муку и чего из четверти калачей столовых, и о всяких калачах.
65. Правило о разных мёдах сычёных, как сытить мёды всякие, как ягодный морс готовить, и квас мёдвяный простой ставить, и пиво простое подсычивать мёдом, и закваску сготовить.
66. Правила о всяких овощах разных, как их готовить, обделывать и хранить. Записки другого извода на весь год: столовые блюда подают в Успенский мясоед.
67. Чины свадебные; о том, как князю молодому жениться - четыре статьи, четыре обряда: большой и средний и малый обряд.
Предполагалось, что сводом изложенных правил поведения должен был руководствоваться каждый гражданин страны. На первом месте в нём ставится задача нравственного и религиозного воспитания, которую должны иметь в виду родители, заботясь о развитии своих детей. На второе место выносилась задача обучения детей тому, что необходимо в «домашнем обиходе», и на третьем месте стояло обучение грамоте, книжным наукам.
Домострой является не только сочинением нравоучительного и семейно-бытового типа, но и своеобразным кодексом социально-экономических норм гражданской жизни русского общества.
Для примера можно привести отдельные главы Домостроя, которые выглядят следующим образом:
Глава 1. ПОУЧЕНИЕ ОТЦА СЫНУ
Благословляю я, грешный (имярек), и поучаю, и наставляю, и вразумляю единственного сына своего (имярек) и его жену (имярек), и детей их, и домочадцев - следовать христианским законам, жить с чистой совестью и по правде, в вере соблюдая волю божью и заповеди его, а себя утверждая в страхе божьем и в праведном житии, жену наставляя и домочадцев своих не понужденьем, не битьём, не тяжкою работой, а словно детей, что всегда в покое, одеты и сыты, и в тёплом дому, и всегда в порядке. Вручаю вам, по-христиански живущим, на память это писание, на вразумление вам и детям вашим. Если ж писания моего не примете, наставлению не последуете, не станете жить по нему и поступать не будете так, как здесь сказано, дадите ответ за себя сами в день Страшного суда, а я преступлениям и грехам не причастен вашим, не моя то вина: благословлял я вас на благочинную жизнь, и размышлял, и молил, и поучал, и писал вам. Если же примете простое моё поучение и ничтожное наставление со всей чистотою душевной и прочтёте, прося, насколько возможно, у Бога помощи и разума, и коли Бог вразумит, претворите их все в дело, - будет на вас милость божья и пречистой Богородицы, и великих чудотворцев, и наше благословение отныне и до окончания века. И дом ваш, и чада ваши, имение ваше и богатство, какие вам Бог послал нашим благословением и за ваши труды - да будут благословенны и преисполнены всяческих благ во веки веков. Аминь.
............
Глава 19. КАК ВОСПИТАТЬ СВОИХ ДЕТЕЙ В ПОУЧЕНИЯХ РАЗНЫХ И В СТРАХЕ БОЖЬЕМ
Да пошлёт Бог кому детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить их и воспитать в доброй науке: учить страху божию и вежливости, и всякому порядку. А со временем, по детям смотря и по возрасту, учить их рукоделию, отец - сыновей, а мать - дочерей, кто чего достоин, какие кому Бог способности даст. Любить и хранить их, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а не то, разобравшись, и поколотить. Наказывай детей в юности - упокоят тебя в старости твоей. И хранить, и блюсти чистоту телесную и от всякого греха отцам чад своих как зеницу ока и как свою душу. Если же дети согрешают по отцовскому или материнскому небрежению, о таковых грехах и ответ им держать в день Страшного суда. Так что если дети, лишённые наставлений отца и матери, в чём согрешат или зло сотворят, то и отцу и матери с детьми их от Бога грех, а от людей укор и насмешка, дому убыток, а себе самим скорбь, от судей же позор и пеня. Если же у богобоязненных родителей, рассудительных и разумных, дети воспитаны в страхе божьем в добром наставлении, и научены всякому знанию и порядку, и ремеслу, и рукоделию, - такие дети вместе с родителями своими Богом будут помилованы, священниками благословлены и добрыми людьми похвалены, а вырастут - добрые люди с радостью и благодарностью женят сыновей своих на их дочерях или, по божьей милости и подбирая по возрасту, своих дочерей за сыновей их выдадут замуж. Если же из таковых какое дитя и возьмёт Бог после покаяния и с причащением, тем самым родители приносят Богу непорочную жертву, и как вселятся такие дети в чертоги вечные, то имеют дерзновение у Бога просить милости и прощения грехов также и для своих родителей.
Глава 20. КАК ВОСПИТАТЬ ДОЧЕРЕЙ И С ПРИДАНЫМ ЗАМУЖ ВЫДАТЬ
Если дочь у кого родится, благоразумный отец, который торговлей кормится - в городе ли торгует или за морем, - или в деревне пашет, такой от всякой прибыли откладывает на дочь (и в деревне также): или животинку растят ей с приплодом, или из доли её, что там Бог пошлёт, купит полотна и холстов, и куски ткани, и убрусы, и рубашка - и все эти годы ей в особый сундук кладут или в короб и платье, и уборы, и мониста, и утварь церковную, и посуду оловянную и медную и деревянную, добавляя всегда понемножку, каждый год, как сказано, а не всё вдруг, себе в убыток. И всего, даст Бог, будет полно. Так дочь растёт, страху божью и знаниям учится, а приданое ей всё прибывает. Только лишь замуж сговорят - отец и мать могут уже не печалиться: дал Бог, всего у них вволю, в веселии и в радости пир у них будет. Если же отец и мать незапасливы, для дочери своей, по сказанному здесь, ничего не приготовили, и доли ей никакой не выделили, лишь станут замуж её отдавать - тотчас же кинутся и покупать всё, так что скорая свадьба у всех на виду. И отец и мать впадут в печаль от свадьбы такой, ведь купить всё сразу - дорого. Если же по божьей воле дочь преставится, то поминают её приданым, по душе её сорокоуст, и милостыню раздают. А если есть и другие дочери, таким же образом заботиться и о них.
Глава 21. КАК ДЕТЕЙ УЧИТЬ И СТРАХОМ СПАСАТЬ
Наказывай сына своего в юности его, и упокоит тебя в старости твоей, и придаст красоты душе твоей. И не жалей, младенца бия: если жезлом накажешь его, не умрёт, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти. Если дочь у тебя, и на неё направь свою строгость, тем сохранишь её от телесных бед: не посрамишь лица своего, если в послушании дочери ходят, и не твоя вина, если по глупости нарушит она своё девство, и станет известно знакомым твоим в насмешку, и тогда посрамят тебя перед людьми. Ибо если выдать дочь свою беспорочной - словно великое дело совершишь, в любом обществе будешь гордиться, никогда не страдая из-за неё. Любя же сына своего, учащай ему раны - и потом не нахвалишься им. Наказывай сына своего с юности и порадуешься за него в зрелости его, и среди недоброжелателей сможешь им похвалиться, и позавидуют тебе враги твои. Воспитай детей в запретах и найдёшь в них покой и благословение. Понапрасну не смейся, играя с ним: в малом послабишь - в большом пострадаешь скорбя, и в будущем словно занозы вгонишь в душу свою. Так не дай ему воли в юности, но пройдись по ребрам его, пока он растёт, и тогда, возмужав, не провинится перед тобой и не станет тебе досадой и болезнью души, и разорением дома, погибелью имущества, и укором соседей, и насмешкой врагов, и пеней властей, и злою досадой.
Если воспитаешь детей своих в страхе божьем в поучении и наставлении, и до возмужания их сохранишь в целомудрии и в чистоте телесной, законным браком их сочетаешь, благословив, и обеспечишь всем, и станут наследниками имения твоего, и дома, и всего твоего прибытка, который имеешь, то упокоят они тебя в твоей старости, а после смерти вечную память отслужат по родителям своим, да и сами благословенны пребудут вовеки, и великую награду получат от Бога в сей жизни и в будущей, если живут они по заповедям господним.
Василия Кесарийского поучение юношам. Следует оберегать душевную чистоту и телесное бесстрастие, имея походку кроткую, голос тихий, слово благочинно, пищу и питье не острые; при старших - молчание, перед мудрейшими - послушание, знатным - повиновение, к равным себе и к младшим - искреннюю любовь; нечестивых, плотских, любострастных людей избегать, поменьше говорить да побольше смекать, не дерзить словами, не засиживаться в беседах, не бесчинствовать смехом, стыдливостью украшаться, с распутными бабами не водиться, опустив очи долу, душу возносить горе, избегать прекословия, не стремиться к высокому сану, и ничего не желать, кроме чести от всех. Если же кто из вас сможет другим помочь, тот и от Господа сподобится награды и вечных благ наслаждения.
Глава 22. КАК ДЕТЯМ ПОЧИТАТЬ И БЕРЕЧЬ ОТЦА И МАТЬ И ПОВИНОВАТЬСЯ ИМ И УТЕШАТЬ ИХ ВО ВСЕМ
Чада, вслушайтесь в заповеди господни: любите отца своего и мать свою и слушайтесь их, и повинуйтесь им божески во всём, и старость их чтите, и немощь их и страдание всякое от всей души на себя возложите, и благо вам будет, и долголетними пребудете на земле. За то простятся грехи ваши, и Бог вас помилует, и прославят вас Люди, и дом ваш пребудет во веки, и наследуют сыновья сынам вашим, и достигнете старости маститой, в благоденствии дни свои проводя. Если же кто осуждает или оскорбляет своих родителей или клянёт их, или ругает, тот перед Богом грешен и проклят людьми и родителем. Кто бьёт отца или мать - тот отлучится от церкви и от святынь, пусть умрёт он лютою смертью от гражданской казни, ибо сказано: «Отцовское проклятье иссушит, а материнское искоренит». Сын или дочь, не послушные отцу или матери, сами себя погубят и не доживут до конца своих дней, если прогневят отца или досадят матери. Себе он кажется праведным перед Богом, но язычника хуже он, сообщник нечестивых, о которых пророк Исайя сказал: «Погибнет нечестивый и пусть не увидит славы господней». Он назвал нечестивыми тех, кто обесчестит своих родителей. И еще сказал: «Кто насмехается над отцом и укоряет старость матери, - пусть склюют его вороны и сожрут орлы!»
Воздающие же честь отцу-матери, повинующиеся им во всём по-божески, во всём станут утешением для родителей, и в день печали спасёт их Господь Бог, молитву их услышит, и всё, что попросят, подаст им благое. Утешающий мать свою творит волю божью и угождающий отцу в благости проживёт. Вы же, дети, делом и словом угождайте родителям своим во всяком добром замысле, и вас благословят они: отчее благословение дом укрепит, а материнская молитва от напастей избавит. Если же оскудеют разумом в старости отец или мать, не бесчестите их, не укоряйте, и тогда почтут вас и ваши дети. Не забывайте трудов отца-матери, ибо о вас заботились и за вас печалились, упокойте старость их и о них позаботьтесь, как и они о вас некогда. Не говори: «Много сделал добра им и одеждой и пищей и всем, что нужно», - этим ты ещё не избавлен от них, ибо не сможешь и ты их родить и позаботиться так, как они о тебе. Потому-то с трепетом и раболепно служи им, тогда и сами от Бога награду примете и вечную жизнь получите, как исполняющие заповеди Его.
............
Глава 25. НАКАЗ МУЖУ И ЖЕНЕ, И ДЕТЯМ, И СЛУГАМ О ТОМ, КАК СЛЕДУЕТ ИМ ЖИТЬ
Следует тебе самому, господину, жену и детей, и домочадцев учить не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним - дружелюбным, к младшим и убогим - приветливым и милостивым. Всякое дело править без волокиты и особенно в оплате не обижать работника, всякую же обиду с благодарностью претерпеть Бога ради: и поношение, и укоризну. Если поделом поносят и укоряют - соглашаться и новых безрассудств избегать, а в ответ не мстить. Если же ни в чём не повинен ты, уже за это от Бога получишь награду. А домочадцев своих учи страху божию и добродетели всякой, и сам то же делай, и вместе от Бога получите милость. Если же небрежением и твоим нерадением сам или жена, наставленьем твоим обделённая, согрешит или зло сотворит перед Богом, или домочадцы твои, мужчины, женщины, дети твои грех какой совершат, хозяйского наставления не имея: ругань, воровство или блуд и всякое зло сотворят, - все вместе по делам своим примете: зло сотворившие - муку вечную, а хорошо поступишь и ты, и те, кто с тобою - вместе с ними заслужишь вечную жизнь; тебе даже больше награда, ибо не об одном себе старался ты перед Богом, но и всех, кто с тобою, ввёл в вечную жизнь.
............
Во времена первого всероссийского императора Петра Первого культура светского поведения населения России получила новое направление в своём развитии. Пётр I - наиболее выдающийся представитель династии Романовых - резко отличался от других самодержцев. С детства и всю жизнь Пётр не гнушался простого труда, он гордился тем, что знал 14 ремёсел. Об этом хорошо сказал А. Пушкин: «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник, он всеобъемлющей душой на троне вечный был работник». Любознательный от природы, Пётр учился всю свою жизнь и требовал этого от других. Царь видел отсталость России и отчётливо понимал необходимость государственных преобразований. Он получил множество полезных знаний, привык к европейской культуре. В период его правления произошло сближение России с Западом.
В своей политике Пётр стремился к укреплению царской власти. При выборе помощников царь руководствовался не знатностью их родов, а умом и талантом. Им был реформирован государственный аппарат: место боярской думы занял Сенат, а вместо приказов учреждены коллегии. Вместо патриаршества Петр создал Синод и подчинил церковь государству, придав ему более светский характер. В административном отношении Россия стала чиновничьим бюрократическим государством со строгой централизацией управления.
Но для нас в данном контексте особенно интересны реформы Петра в области образования и культуры светского поведения. Мысль о скорейшем распространении образования в России никогда не покидала Петра. Он сделал всё, что было в его силах. Молодых дворян отправлял учиться за границу. Но обучение за границей было для многих невозможно, да и государству стоило дорого. Надо было завести собственные школы. На Руси до Петра существовали только низшие церковно-приходские училища. Лишь при царевне Софье была учреждена высшая школа (Славяно-греко-латинская академия), да в Киеве существовала Киево-Могилянская академия. В 1701 г. царь открыл Навигатскую школу для изучения морских наук. Одни поступали туда добровольно, других набирали принудительно. За учением строго следили: за пропуски учебных дней брали большие денежные штрафы, а если их не выплачивали, ученики подвергались телесному наказанию.
Вслед за Навигатской в Москве появились Инженерная, Артиллерийская и Медицинская школы. Открывались начальные школы и в других городах. Они назывались цифирными, в них особенно изучались геометрия и арифметика. Для подготовки образованных священников царь велел создать духовные семинарии.
При Петре было издано много книг разнообразного содержания: по географии, истории, разным военным наукам. Пётр очень любил старые русские летописи, велел их хранить и хотел их общий свод «напечатать во всеобщее сведение». При нём книги значительно подешевели и стали более доступны.
Пётр задумал устроить в Петербурге общество учёных людей, которые трудились бы над усовершенствованием наук и искусств. В 1724 г. им был утверждён устав Академии наук. Начала выходить первая русская газета «Ведомости», был основан первый музей (Кунсткамера).
Много изменений внёс царь в быт и в облик своих современников. Он думал, что одной из главных причин отчуждения русских от иноземцев было различие между внешним обликом русских и европейцев. Стараясь сблизить Россию и Европу, он приказал дворянам и горожанам брить бороды и одеваться в немецкое платье. По царскому распоряжению была составлена и выпущена книга «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению», издание которой курировал сподвижник Петра I Яков Брюс. Почему возникла необходимость в такой книге?
Изменился образ жизни людей. Петру не нравилось затворничество русских знатных женщин в теремах. Он стремился приблизить русский быт к европейскому, поэтому устраивал у себя и приказал своим приближённым устраивать ассамблеи, куда сходились для разговоров, танцев и других развлечений и мужчины, и женщины. Книга была необходима как руководство к светскому поведению на таких ассамблеях: ведь для русских бояр это было более, чем непривычно.
После посещения стран Европы и возвращения из «великого посольства» Пётр I со свойственной ему нетерпеливостью собственноручно начал стричь бороды у встречавших его бояр и обрезать длинные рукава и полы боярских одежд. Он приказал коротко стричь волосы и брить лицо (бояре жаловались, что лица у них стали «босые»). Бороды разрешалось носить только духовенству и крестьянам. Желавшие сохранить бороду должны были платить особый налог, о чём свидетельствовал специальный медный «бородовой знак». Повсеместно вводилась более практичная европейская одежда. Разрешалось курение, которое ранее, по «Соборному уложению» 1649 г., расценивалось как уголовное преступление. Местом встреч и развлечений стали введённые Петром ассамблеи (собрания).
Итак, Юности честное зерцало, как утверждают, было переведено из ряда подобного рода наставлений с немецкого языка, дополнено самим Петром I и стало на долгие годы специальным руководством о правилах хорошего тона и поведения в обществе. В нём предписывалось держать отца и мать «в великой чести», быстро отвечать на вопросы, быть вежливыми со старшими. Давались советы, как вести себя в светском обществе. Юности честное зерцало пользовалось большим спросом у населения и четырежды переиздавалось вплоть да конца XIX века, вызвав множество подражаний.
Наряду с ассамблеями, которые устраивались для дворян, в петровское время проводились и общественные праздники. Строились триумфальные арки, устраивались «огненные потехи» (фейерверки), проводились массовые гулянья во время празднования побед в войнах, смотров флота, коронационных торжеств. Начиная с 1 января 1700 г. в России начали праздновать Новый год и устраивать ёлки. Тогда же, с 1 января 1700 г. Россия перешла на летоисчисление от Рождества Христова, как это было принято в большинстве стран Европы.
И Домострой, и Юности честное зерцало не являлись государственным законом, это скорее были советы, рекомендации по светскому поведению, которые соответствовали культурному развитию общества в определённую эпоху. Но обе эти книги выражали также и государственные интересы. И хотя они не имели статуса государственного закона, те, кто им не следовал, вступали в конфликт с властью, с обществом. Домострой основан на древнерусских обычаях, а Юности честное зерцало - на европейском светском этикете.
В Домострое основной акцент делался на нравственном воспитании, а в книге Юности честное зерцало - на вопросах этикета, т.е. на чисто внешней стороне поведения. Существует мнение, что Пётр слишком увлекался внешней стороной европейской культуры. Он ввёл очень многие обычаи, чуждые историческим и культурным традициям России. Поэтому они плохо приживались, власти насаждали их силой и довольно жестоко расправлялись с инакомыслящими. Проводя реформы в стране, Пётр, очевидно, слишком настойчиво вторгался в ту область, в которую вторгаться следует очень осторожно, - в частную жизнь. Она требует использования лишь одного верного метода - деликатного светского воспитания и перевоспитания.
«Юности честные зерцало, или Показание к житейскому обхождению. Собранное от разных авторов», так или иначе, стало русским литературно-педагогическим памятником начала XVIII в., руководством в правилах светского поведения для юношества. Её первое издание вышло в Петербурге в 1717 г. Издание, как отмечалось выше, представляло собой компиляцию из западноевропейских наставлений подобного рода. Вероятно, в числе прочих было использовано сочинение Эразма Роттердамского «Гражданство обычаев детских». Руководство предварялось традиционным материалом для начального обучения: в 1-й её части помещены азбука, таблицы слогов, цифр и чисел, религиозные заповеди. Эта азбука являлась одним из первых пособий по обучению новому, гражданскому (светскому) шрифту и арабскому написанию цифр вместо церковно-славянского их обозначения. Вторую часть книги составляли правила поведения для «младых отроков» и девушек дворянского сословия.
Правила составлены в духе петровских преобразований, проводили идею царского единовластия - содержание включало правила поведения не только в обществе, но и на государственной и царской службе. Они требовали от молодого дворянина гордиться не знатностью рода, а конкретными делами на пользу отечества; он обязан беспрекословно подчиняться старшим, «быть в книгах научен», знать иностранные языки, уметь фехтовать, танцевать, ездить верхом, достойно вести себя в светском обществе.
Юности честное зерцало - прямое отражение государственной политики Петра. «Оградя Отечество безопасностью от неприятеля, надлежит стараться находить славу государства через искусства и науки», - провозгласил царь и начал проводить обширные, радикальные и разносторонние реформы в этой области. Светское воспитание и образование молодых людей впервые рассматривается как дело государственной важности, даже если имелось в виду домашнее образование, распространённое среди состоятельных дворян.
В учебнике графически выделены две темы: нормы этикета в разговоре и стиль поведения в различных ситуациях. В целом в учебнике нашли отражение как общеэтические нормы поведения, так и специфические черты светского воспитания, относящиеся к периоду восприятия русской традиционной культурой элементов образа жизни стран Западной Европы.
Юности честное зерцало явилось первым «воспитующим» наставлением для будущих видных государственных деятелей России, русских учёных, писателей XVIII-го-XIX веков. Но оно стало и первой русской книгой, предназначенной специально для детей. До неё дети имели возможность читать то же, что и взрослые, - Псалтырь, Евангелие и т.д., но даже издания для первоначального обучения - азбуки, буквари, азбуковники - адресовались одновременно к «имущим учиться отрокам и отроковицам, мужам и женам», не учитывали особенностей детского восприятия, были дороги и малодоступны. Этот же учебник был предназначен для самообразовательного чтения, а поскольку в те времена печатное слово обладало безусловным авторитетом и приоритетом перед устной речью, сила его воздействия на молодые умы была чрезвычайно большой. Поэтому книга имело огромную читательскую аудиторию.
Что же представляет собой Юности честное зерцало, как следует произносить и понимать заглавие этого учебника?
Юностью считается возрастной период после отрочества до зрелости (некоторые современные либералы пытаются заменить это красивое праславянское слово американизмом тинэйджер).
Слово честнОе произносится с ударением на о и означает - почитаемый как святое, непоколебимое, абсолютно «правдивое, несомненное, неизменное». В нём ясно присутствует лексическое значение слова честь. Более высокого эпитета применительно к светской книге не существует. Это слово вошло в обиход в таких устойчивых и авторитетных выражениях, как «вот тебе честнОй крест», т.е. самая сильная клятва; «мать честнАя!»; «честнЫм пирком да за свадебку»; «при всём честнОм народе» (т.е. заслуживающим почета, наивысшего уважения); и т.д. Это слово произошло от слова читать.
Читать - честь, честное, с ударением на первом (в одном значении) и предпоследнем (в другом значении) слоге. Кстати, и слово счёт происходит из того же корня: читать - считать - счёт. Можно упомянуть происхождение и других либо славных, либо распространённых слов: читать - чтить - почитать - почёт; учёт; чёткий; почти; число; числительное и т.д. Вот так всего одно слово позволяет вытянуть целую цепочку однокоренных слов, удостовериться в высочайшем престиже чтения у наших предков, коль от этого слова они образовали самые высокочтимые понятия.
Слово зерцало имело в языке XVIII в. три значения. Первое - синоним зеркала (но зеркало происходит от старославянского зеркать - зорко смотреть, отсюда зоркий, глазами зыркать и др.). Под зерцалом понималась спокойная гладь воды, в которой отражается природа:
Аллеи пальм и лес лавровый
Зерцалом вод отражены.
А. Пушкин
Второе значение - основное, исходное: металлические доспехи для защиты груди и спины воина. Металл шлифовали до блеска, в нём отражался окружающий мир, отсюда и возникло значение, изложенное первым. Зерцала были на вооружении западных воинов в XIV - XVII вв., т.е. во-первых, были всем хорошо известны, а во-вторых, считались символом доблести и чести.
Пётр I придал этому слову третье значение. В судах, других присутственных местах он приказал ставить зерцала как эмблему правосудия. Зерцало представляло собой увенчанную двуглавым орлом трёхгранную призму с наклеенными на гранях указами Петра о соблюдении законности. Такие зерцала просуществовали до 1917 года. Изобретено такое зерцало было как раз незадолго до издания описываемого учебника по поведению.
Идея нормативности, правильности, справедливости была перенесена на четвёртое значение зерцала - как литературного произведения нравоучительного и педагогического характера. Это значение было перенесено в Россию из Западной Европы. В данном случае слово зерцало находится в тесной связи со словом честное: как установление норм чести и благовоспитанности для подрастающего поколения.
Вот какой глубокий и богатый смысл заложен в одном лишь заглавии - Юности честное зерцало. Содержание этой книги вполне достойно её заглавия.
Книга состоит из трёх частей: азбуки, правил поведения юношества дома и в обществе, нравоучительных наставительных повествований.
Азбука в тот момент была, пожалуй, самым востребованным объектом, ведь только что, в 1708 - 1710 гг. Пётр I провёл реформу русского письма, заменив церковнославянский шрифт на гражданский. К начертанию нового шрифта надо было привыкнуть, узнать о нём широкому кругу желающих было неоткуда, а здесь была приведена таблица соответствия старых и новых букв, прописи, написания числа церковного и светского, - словом, самонужнейшие сведения.
Заодно заметим, что в старорусской грамоте каждая буква имела собственное наименование. Буква а звалась аз, б - буки, в - веди и т.д. По начальным словам перечня букв возникло слово азбука. В греческом языке первые буквы имели наименование альфа и бета, но бетой (β) обозначали звуки и б и в, поэтому в новогреческом её именовали вита. Поскольку логика и психология мышления у всех людей в общем-то схожа, то на Западе перечень букв наименован по той же схеме, что и в русском языке: он называется алфавит.
Сейчас русская азбука представляется многим как произвольная последовательность букв, которую надо просто заучивать. На самом же деле азбука полна высокого смысла, и тот, кто это знал или знает, читал и запоминал азбуку сразу и при этом попутно овладевал разнообразными познаниями этического и философского плана.
Дело в том, что по христианской традиции троичности буквы надо читать блоками по три, и тогда набор букв превращается в осмысленный текст, который врезается в память на всю жизнь. Так, А-Б-В - Аз буки веди - Я буквы знаю. Я буквы знаю (ведаю)! Я только-только начал учиться, и уже буквы знаю! Г-Д-Е - Глаголь добро есть - Слово (речь) - это добро. Но глаголь не просто слово, не любая речь, а речь красная, т.е. красноречие - дело доброе: «глаголом жги сердца людей» (А. Пушкин). Тот, кто владеет глаголом, способен делать доброе дело. Т.е. уже на подсознательном уровне обучаемый понимает, что обучаться красноречию - тоже есть благо, «добро есть». Или, например, Р-С-Т - Рцы слово твёрдо - Реки (речь), или говори слово твёрдо, уверенно. Сказав слово, держи его, соблюдай обещанное, отстаивай сказанное.
Русская азбука - это, оказывается, целый свод народной мудрости, этических ценностей и установок поведения.
Во второй части сборника приведены краткие поучения из Священного писания, систематизированные в алфавитном порядке. По сути дела, в этой части Юности честное зерцало первый набор афоризмов, он положил начало этому литературному и книгоиздательскому жанру.
Основную часть книги составляет «Показание к житейскому обхождению», или свод правил светского этикета, которым должны следовать юноши и девушки. Большинство этих правил удивительно современны. Они учат элементарным правилам приличия. Составитель зачастую мало заботился о том, чтобы выразиться изящнее. Главное для него - наиболее доходчиво донести до читателя нужную мысль. Он не стесняется поэтому приводить точные сравнения, употреблять простонародные, но зато и общепонятные слова и выражения. Молодой человек из дворянской семьи обязан быть благовоспитанным, образованным, уважительным к старшим, бодрым, трудолюбивым, прилежным и т.д. Идеальную девицу характеризуют 20 добродетелей: стыдливость, смирение, бережливость, благочестивость, и т.д. Юности честное зерцало - современная до сих пор книга. Все качества, описанные в ней еще в восемнадцатом веке, должно вырабатывать в себе и современное юношество. Для сравнения противопоставим эту книгу современным изданиям, которые поднимают на щит вседозволенность, романтизируют пороки, неразумное и бессмысленное поведение, ориентируя молодёжь на изнеженность и барство, эгоизм и стремление жить за чужой счёт. «Душа обязана трудиться», как сказал поэт. Для того, чтобы стать порядочным человеком, весьма полезно следовать большинству поучений Юности честного зерцала. Поэтому для российского общества было бы большим благом, если это учебное пособие вновь стало настольной книгой в каждой семье, чтобы свои мысли и поступки каждый сверял по этой книге и точно знал, что такое хорошо и что такое плохо. Для понимания сути её содержания приведём несколько глав из этой поучительной книги.
ЮНОСТИ ЧЕСТНОЕ ЗЕРЦАЛО, ИЛИ ПОКАЗАНИЕ К ЖИТЕЙСКОМУ ОБХОЖДЕНИЮ, СОБРАННОЕ ОТ РАЗНЫХ АВТОРОВ ПОВЕЛЕНИЕМ ЦАРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА
[ На главную страницу ] [ Тема 7 ]