[ На главную страницу ] [ Тема 8 ]

Тема 9. О влиянии воспитания и образования человека на культуру поведения, образ его жизни и статусное место в иерархии общества. Об уровнях воспитанности и образованности. Педагогика и демагогика воспитания и их этапность. Нравственно-статусная регламентация общества. Светская элита и псевдоэлита. Социально-правовое регулирование поведения людей.

Содержание лекции

Общеизвестно, что человек может быть воспитан по-разному - плохо или хорошо. Хорошее воспитание называют благовоспитанностью или просто воспитанностью. «Воспитанного человека, - говорил, например, Пётр Первый, - украшают три добродетели: приветливость, смирение и учтивость».
История знает множество систем, описывающих этапы воспитания людей. Одна из них описана великим французским мыслителем Жан-Жак Руссо в его романе «Эмиль или о Воспитании». Напомним, что роль воспитателя для Руссо заключается в том, чтобы обучать детей правильному поведению и дать им одно единственное ремесло - жизнь. Как заявляет воспитатель Эмиля, из его рук не выйдет ни судебный чиновник, ни военный, ни священник, - прежде всего это будет человек, который сможет быть и тем, и тем. Это лишний раз подтверждает, что Кант в своих благих устремлениях был не одинок.
По мнению Руссо, каждому возрастному периоду должны соответствовать особые формы воспитания и обучения. Воспитание должно носить трудовой характер и способствовать максимальному развитию самостоятельности и инициативы учащихся. Интеллектуальному воспитанию должно предшествовать и сопутствовать упражнение физических сил и органов чувств воспитанников. В своём романе Руссо даёт периодизацию, деля жизнь ребёнка на четыре этапа:
1-й этап - раннее детство: от рождения до двух лет. Это период физического воспитания. Воспитатели ребенка - мать и отец.
2-й этап - период сна разума: детский возраст от 2 до 12 лет;
3-й этап - отроческий возраст от 12 до 15 лет;
4-й этап - юношеский возраст от 15 до 18 лет.
В первой книге своего романа Руссо рассказывает о первом периоде жизни ребенка. Руссо говорит: «Растениям дают вид посредством обработки, а людям посредством воспитания». «Мы рождаемся всего лишенными - нам нужна помощь; мы рождаемся бессмысленными - нам нужен рассудок. Всё, чего мы не имеем при рождении и без чего мы не можем обойтись, ставши взрослыми, даётся нам воспитанием». Руссо считает, что нельзя в воспитании опираться только на чувства, иначе человек не будет знать, чего он хочет.
«Чтобы быть чем-нибудь, чтобы быть самим собой и всегда единым, нужно действовать, как говоришь, нужно быть всегда готовым на решение, которое должно принять, нужно принимать смело и следовать ему постоянно». Нельзя ребенка сковывать после рождения пелёнками, ребенок должен лежать свободно. Руссо призывает людей: «Дайте возможность телу свободно развиваться, не мешайте природе». Он считает, что ребёнка необходимо закаливать, не нужны ребенку никакие врачи и лекарства.
Самый главный враг - гигиена. В этом возрасте необходимо приучать к темноте, одиночеству, незнакомым предметам, но у ребёнка не должно быть никакого режима, только естественные потребности. «Слишком точное распределение пищи и сна делает то и другое необходимым по истечении каждого промежутка времени: скоро желание начинает являться не из потребности, а из привычки, или, лучше сказать, привычка начинает новую потребность к потребности природной - вот это и следует предупреждать». Не нужно, по мнению Руссо, и форсирование, стимулирование речи. Итак, в этом возрасте упор делается на физическое развитие детей, а главные воспитатели мать и отец.
В этой книге автор говорит о том, что феодальное общество - общество испорченное, так как воспитанием детей занимаются кормилицы да воспитатели, а родители продолжают вести светский образ жизни. Это общество порочно, а изменение его Руссо видит в перевоспитании детей, в том, что родители должны заниматься своими детьми. «Но пусть только матери соблаговоляют кормить своих детей, нравы преобразуются сами собою, природные чувства проснутся во всех сердцах, государство снова станет заселяться; этот первый шаг - этот один шаг вновь всё соединит.
Прелесть домашней жизни - лучшее противоядие дурным нравам. Возня детей, которую считают докучливой, становится приятной; она делает отца и мать более необходимыми и дорогими друг другу; она крепче связывает между ними супружескую связь. Когда семья оживлена и одушевлена, домашние заботы составляют самое дорогое занятие жены и самое сладкое развлечение мужа. Таким образом, исправление одного этого недостатка скоро даст в результате всеобщую реформу, и природа скоро вступит снова в свои права. Пусть только женщины снова станут матерями - и мужчины скоро станут опять отцами и мужьями».
Отцы, по мнению автора, должны выполнять три задачи, он должен дать: «человечеству - человека, обществу - общественных людей, государству - государственных граждан». Если по каким-либо причинам одна из задач не выполняется, то мужчина не имеет права быть отцом. Воспитателем ребёнка должен быть молодой человек, для того, чтобы стать для ребенка наставником и другом. Ребёнок с рождения имеет воспитателя.
Истинными врачами он считает: воздержанность и труд, так как труд обостряет аппетит, а воздержанность мешает злоупотреблять им. Для того чтобы ребёнок был здоров, необходимо также частое мытьё с постоянным и медленным понижением температуры.
В период младенчества важно развивать познавательные процессы детей различать предметы, выбирать один из нескольких предметов. Уже в этом возрасте необходимо учить детей объяснять, что им нужно и помогать ребёнку, когда он спокоен. Нельзя потакать ребенку и выполнять его требования, иначе он станет маленьким тираном. Чтобы облегчить прорезание зубов, нужно научить ребёнка жевать, давая ему корочки хлеба и т.д.
Итак, в первой книге Руссо даёт практические советы о том, как растить здорового полноценного ребёнка, главное в которых - свобода движений, доброе отношение к ребёнку, развитие познавательных процессов, физическое развитие детей и начало формирования речи.
За младенчеством следует второй период жизни ребёнка, на котором собственно и кончается детство. Детский возраст от 2 до 12 лет Руссо называет «сон разума». В этот период ребёнку нельзя ничего запрещать, нельзя наказывать, нельзя сердиться, но, однако, «воспитывая Эмиля по принципу естественных последствий, наказывает Эмиля, лишая свободы, т.е. разбил окно - сиди в холоде, сломал стул - сиди на полу, сломал ложку - ешь руками. В этом возрасте велика воспитывающая роль примера, поэтому необходимо на него опираться в воспитании ребёнка.
Ребёнок начинает ходить, но по-прежнему надо усиленно заниматься укреплением здоровья ребёнка, а не заставлять его заучивать рассказы и сказки, ребёнок ещё не способен рассуждать. Учить ребенка до 12 лет не нужно. Пусть всё измеряет, взвешивает, считает, сравнивает сам, когда почувствует в этом нужду. Хорошо бы 12 лет вовсе не знать книг. Первой и единственной книгой должна быть «Робинзон Крузо», герой которой, попав на необитаемый остров, добывал всё необходимое для своей простой жизни. Ребёнок не имеет нравственных понятий, но пример важен. Однако ребёнок до 12 лет может усвоить идею собственности.
В этом возрасте нельзя принуждать ребёнка заниматься против воли, а нужно упражнять его чувства: зрение, при помощи рисования, измерения определённых объектов, развитие глазомера; слуха - пения и музыки; осязание - распознавать тела, попадающие под руки.
В возрасте от 2 до 12 лет нельзя постоянно уберегать ребёнка от ушибов, но необходимо, чтобы он рос, познавая боль. Страдание, по мнению Руссо, первая вещь, которой должен научиться ребёнок, и это умение понадобится больше всего, поэтому Эмиля он воспитывает в природных условиях, он приводит его на луг, и там ребенок бегает, прыгает, падает, но быстро встаёт и продолжает играть.
Руссо выступает за то, чтобы на детей не давили рассказами, наставлениями о скорби, бедах, потому что в этом возрасте детский ум к этому менее всего чувствителен и поэтому никто не знает и не может знать, сколько бед выпадает на его долю во взрослом состоянии. Ребёнок должен зависеть от старших, но не слепо повиноваться им, он должен научиться уметь просить, но ему не следует приказывать. Ребёнок должен быть подчинён другим только вследствие своих нужд и вследствие того, что они видят лучше его, что ему полезно, что может содействовать или вредить его самосохранению. Даже родители не имеют права «приказывать ребёнку то, что ему ни на что не нужно».
Руссо считает, что нет нужды запрещать дурной поступок, нужно помешать его совершению. Он также призывает нас не быть щедрыми на отказы, но и менять их нельзя. «Самый верный способ сделать ребёнка несчастным - это приучить его не встречать ни в чём отказа; так желание его постоянно будет возрастать вследствие лёгкости удовлетворения их, но рано или поздно придётся прибегнуть к отказу, а эти непривычные отказы принесут ему больше мучений, чем самое лишение того, чего он желает».
Верх искусства при хорошем воспитании - сделать человека разумным, а большинство учителей-схоластов пытаются воспитывать ребёнка с помощью разума. Руссо говорит о том, что всякому возрасту, а особенно в данный период, свойственно желание создавать, подражать, производить, проявлять могущество и деятельность. Он высказывает и такую мысль: нельзя судить детство, оно должно проявлять себя, что у детей нет ещё памяти, что всё у них основано на ощущениях.
В третьем периоде жизни, с 12 лет ребёнок крепок, самостоятелен, умеет быстро ориентироваться и схватывать важнейшее в окружающем мире посредством своих чувств. Он вполне подготовлен к тому, чтобы освоить умственное и трудовое воспитание. В этом возрасте подросток не обладает в достаточной мере нравственными понятиями и не может правильно понять людские взаимоотношения, а поэтому он должен изучать то, что связано с окружающим миром и природой. При выборе предметов необходимо основываться на интересах ребенка. Естественно, что интерес его направляется на то, что он видит, что изучает: география, природоведение, астрономия.
Свободный человек, по Руссо, должен владеть разными видами ремесленного труда, несколькими профессиями, тогда он действительно сможет заработать свой хлеб и сохранить свободу, поэтому человек должен обучаться ряду полезных профессий, чтобы «голова была как у философа, а руки - руками ремесленника».
Сначала Эмиль знакомится со столярным ремеслом, живет жизнью простого рабочего, проникается уважением к человеку труда, начинает ценить труд и отдых. Он ест хлеб, который сам заработал. Труд - воспитательное средство, а вместе с тем и общественная обязанность свободного человека.
В этот период с 12 до 15 лет необходимо развивать любознательность, делать упор на познание окружающего путём прогулок и экскурсий, ребёнок сам отвечает на возникающие вопросы.
На шестнадцатом году Эмиль подготовлен к жизни и Руссо возвращает его в общество. Наступает четвертый период - «период бурь и страстей» - период нравственного воспитания. На этом этапе развития ребёнка нужно заниматься воспитанием человека, а не представителя сословия (судить о ближнем по самому себе). В этом возрасте Руссо отдаёт приоритет гуманитарному образованию в воспитании чувств и стремлений. Также в этот период продолжается активное физическое воспитание.
Руссо выдвигает три задачи нравственного воспитания - воспитание добрых чувств, добрых суждений и доброй воли, видя перед собой всё время «идеального» человека. Лет до 17-18 юноше не следует говорить о религии. Руссо убеждён, что человек сам должен задуматься о первопричине и самостоятельно прийти к познанию божественного или иного начала. В этом возрасте должно быть полностью исключено общение с противоположным полом.
Несколько разделов своей книги «Эмиль или о Воспитании» автор посвящает воспитанию девушек, в частности невесты Эмиля - Софи. Она должна быть воспитана для него, но её воспитание должно быть противоположно воспитанию Эмиля. Назначение женщины - совершенно иное, чем мужчины. Женщина должна быть воспитана в соответствии с желаниями мужчины. Приспособление к мнениям других, отсутствие самостоятельных суждений, даже собственной религии, безропотное подчинение чужой воле - удел женщины той эпохи. Руссо утверждал, что «естественное состояние» женщины - зависимость; «девушки чувствуют себя созданными для повиновения».

Педагогические взгляды Жан-Жака Руссо были полезны в его время, а некоторые актуальны и по сей день. Так, актуальной остаётся разбиение жизни детей на этапы соразмерно их развитию и необходимость разного уровня подхода к этим этапам. Каждый этап имеет своё особое и очень важное значение. Если учитывать психическое развитие детей, становление их сознания на каждом этапе в обучении и воспитании, то оно будет проходить легче. А результаты будут выше и лучше.
Также современны мысли Руссо о необходимости активизации познавательной деятельности детей, развитии у них глазомера, ориентации в пространстве, стимулирование ощущений, восприятий, памяти. Актуальным и в наше время остается трудовое воспитание, по Руссо. Если бы все получали такое воспитание, то многие бы проблемы решались и в наши дни.
Злободневным в настоящее время стал «отказ» родителей заниматься воспитанием своих детей. Их (детей) либо отдают в детский сад, либо нанимают няню-гувернантку, либо дети предоставлены самим себе, а родители их только кормят, обувают, одевают, что приводит к потере поколения, к снижению общего уровня воспитанности и, соответственно, культуры поведения в данном обществе.
Актуально и по сей день звучат наставления Руссо о необходимости изучения биографий великих людей, знания истории совершения добрых дел, а также утверждение, что нравственное воспитание можно дать только в обществе.
Наставления Руссо об этапах воспитания в целом не утратили своей актуальности и в наши дни и могут быть взяты за основу для воспитания современного светского поведения с поправками на особенности нынешней современности: акселерацию молодежи, растущую техногенность и техновооруженность общества - появление мобильных телефонов, телевидения, компьютеров и интернета, общий глобальный рост объемов находящейся в инфосфере информации. С учётом этого, представляется разумным в зависимости от индивидуального развития ребёнка несколько сдвинуть указанные Руссо этапы на более ранние возрастные границы, сделав их универсальными и унифицированными как для мальчиков, так и для девочек.
Принято считать, что теоретическими вопросами воспитания детей занимается наука педагогика (от греч. педагогия, т.е. обучение детей: педья - дети и гогия - учение, обучение). Вопросами обучение повзрослевшего и взрослого населения издавна занималась демагогига (от греч. демагогия, т.е. обучение людей: демос - народ и гогия - учение, обучение). Демагог в Греции было самое уважаемое лицо - учитель народа, мудрец. Однако со временем этот термин утратил своё первоначальное значение, поскольку вместо мудрецов народ стали учить все, кому не лень. И термин демагог постепенно стал означать людей, высказывающих или дающих лживые, ни к чему не обязывающие суждения или обещания.
Исходя из этого, каждый человек, чтобы стать и быть таковым, должен в обязательном порядке пройти последовательно все этапы воспитания и просвещения с учётом последних достижений педагогики и демагогики, не пропустив ни один из них, а родители, общество, государство должны, определив эту этапность, строго следить за этим.
В противном случае они получат не(до)воспитанного индивида с ущербными знаниями, который в лучшем случае не сможет правильно вести себя в цивилизованном обществе воспитанных людей, нарушая в нём покой и порядок. В худшем - в обществе появится очередная маниакальная нелюдь с теми или иными бредовыми комплексами, т.е. кандидат в бандиты, мошенники, грабители, террористы... При этом следует иметь в виду, что этапность научения плохому намного короче и усилий для её прохождения требуется гораздо меньше. Рост числа невоспитанных или плохо воспитанных индивидов наносит ущерб обществу, снижает показатели его цивилизованности, принося прямые и/или косвенные страдания воспитанным, добропорядочным гражданам, ущемляя тем самым их жизненные права.

Образование, со своей стороны, является начальной фазой информационного метаболизма, сопровождающего человека в течение всей его жизни. Оно может быть общим, специальным техническим и гуманитарным. Именно с помощью получаемых общих и прикладных знаний закладываются основы сознания индивида, а память алгомодуля его головного мозга наполняется практической профессиональной информацией и необходимыми навыками. Специальные знания носят большей частью узко специфический оттенок и имеют разнообразную специализацию, отражаемую на всём известном перечне профессий.
В результате полученных в период образования знаний формируется макро- и микрокругозор человека, растёт его наукопросвещённость и миропонимание и соответственно уменьшается невежество. При этом религиозность верования, как признак невежественности, снижается, а взамен в его сознании укрепляется светскость и даже атеистичность. Поэтому, чем большая научность общих знаний человека и их обширность, тем большая материалистичность его миропонимания, моральность, разумность, интеллигентность и светскость его поведения.
Под образованием обычно имеется в виду передача от предыдущих поколений последующим всего объёма ноосферных знаний, касающихся мировоззренческих и нравственных понятий, научных теорий и профессиональных технологий (процедур, алгоритмов). «Образование, настоящее образование, - писал Л. Полинг, - это и подготовка к жизни - узнаванию мира, и подготовка к жизни - служению миру».
Процесс образования длится у человека ровно столько, сколько у него длится интерес к активной жизнедеятельности, желание знать больше и лучше. Он включает в себя изучение стандартного объёма знаний и навыков, перенятие опыта и лучших манер, а также регулярное пополнение своей памяти новыми, более современными знаниями путём досамовоспитывания и досамообразовывания (т.е. постоянный самостоятельный поиск человеком неведомых ему ещё знаний всеми доступными способами и методами). Очень важно при этом среди множащегося в геометрической прогрессии потока информации находить наиболее достойные идеи и понятия для осмысления и запоминания, наиболее достойные образы и манеры для восприятия и подражания, для перенимания и усвоения, обеспечивая таким путём дальнейшее своё саморазвитие. Важно также, чтобы воспитатели и преподаватели, с помощью которых прививаются знания, были бы сами высококвалифицированными и достойными своих званий людьми, т.е. как по Марксу - «воспитатель (преподаватель) сам должен быть (хорошо) воспитан (и образован)».
Характерным показателем, например, светского воспитания человека является привитая ему интеллигентность, а это значит - способность к взаимовыручке, взаимоподдержке. Так, интеллигентный человек, видя у другого какую-либо озабоченность, тревогу всегда предложит свою помощь: «Не могу ли я Вам чем-либо помочь?», «Могу ли я быть Вам чем-либо полезен?» В противоположность ему человек религиозный чаще предложит в помощь Бога: «Бог в помощь!», «Господи, помоги!»
Поэтому качеству воспитания и образования каждого индивида, т.е. чтобы они были рациональными, ориентированными на самые высокие стандарты, тщательно организованными, своевременными, максимально последовательными и эффективными, должны уделять внимание и родители, и общество, и государство, и он сам. На самом деле все без исключения должны быть в этом предельно заинтересованы, поскольку от воспитания и образования подрастающего поколения зависит не только многое в настоящем, но и само ИХ будущее.
Процесс воспитания и образования не может быть бессистемным, хаотичным, бесконтрольным, плохо организованным. Он должен быть строго регламентирован с самого начала и осуществляться при содействии, контроле и ответственности родителей, общества, государства, и этот контроль и ответственность с них не снимается до тех пор, пока молодой индивид не стал самостоятельным человеком, полезным членом общества, гражданином. Воспитание и образование в настоящее время постигаются в следующей последовательности:
Дошкольное - в семье, в детском дошкольном учреждении.
Начальное и неполное среднее - в школе, гимназии, училище, техникуме.
Полное среднее и неполное высшее - в колледже, институте, университете или в каком-либо ВУЗе (бакалавр, магистр).
Высшее - в аспирантуре, докторантуре (кандидат наук, доктор наук).
Современное (актуализируемое, модулируемое) высшее - посредством постоянного досамовоспитывания и досамообразовывания в течение всей жизни человека.

Вполне естественно, что очень важным при получении воспитания, образования является не только уровень воспитанности и образованности самих учителей в школе, преподавателей (профессоров) в ВУЗе, но и какие по степени устарелости-новизны использовались учебники и другие источники-разъяснители знаний, в каком возрасте воспитание, образование стало у данного индивида ослабевать или прекратилось вовсе. Другими словами, только вышеуказанный перечень этапов получения знаний можно считать необходимым и достаточным, чтобы действительно быть человеком. Этот перечень олицетворяет своего рода воспитательный и образовательный ценз на звание человека. Пропустившие или недополучившие какой-либо из перечисленных этапов или, что бывает гораздо чаще, ограничившие себя лишь двумя первыми, не могут получить личностной минимум знаний в полном объёме и неминуемо окажутся в числе невежд, соответствуя в классификации индивидов по менталитету в лучшем случае добропорядочному обывателю, в худшем - обывателю с дурными наклонностями, и в самом наихудшем - нелюдю, олигофрену и т.п.
Идеальным следует считать положение, когда в государстве может быть введено всеобщее высшее воспитание и образование, т.е. все без исключения граждане смогут получить возможность закончить аспирантуру или докторантуру. Если бы такого удалось достичь хотя в одном государстве - это была бы сказочная страна. И такое когда-то сбудется.
Интересна периодизация жизни человека, которая широко распространена в Индии (4 периода по 25-30 лет каждый):
  1. (1 - 25 лет) - Изучение информации, получение знаний.
  2. (25 - 50 лет) - Период активной практической деятельности на базе полученных знаний.
  3. (50 - 75 лет) - Период передачи знаний, дача советов, рекомендаций молодым.
  4. (после 70 лет) - Уход странствовать, путешествовать.
При этом выстраиваются следующие жизненные приоритеты:
  1. Выполнение своих обязанностей: долг гражданина, долг супруга, долг родителя и т.п.
  2. Материальное обеспечение своих близких.
  3. Получение удовольствий, наслаждений для себя лично.
Здесь будет уместно добавить несколько рекомендаций из лекции И. Канта «О педагогике»:
"Человек нуждается в уходе и образовании. Образование включает в себя дисциплину и обучение... Школьное образование, или обучение, необходимо человеку, чтобы уметь достигать всех своих целей. Оно придаёт ему ценность в его собственных глазах, потому что он может рассматривать себя как личность. Если им руководят в приобретении разумности, из него выходит гражданин и он получает общественную ценность. Тогда он учится руководить обществом сообразно своим целям и самому приспосабливаться к гражданскому обществу. Благодаря моральному образованию, наконец, он приобретает ценность с общечеловеческой точки зрения.
Школьное образование - самое раннее и самое первое. Разумность уже всегда предполагает умение. Разумность есть способность искусно применять свое умение. Моральное образование, поскольку оно основано на принципах, которыми человек должен проникнуться сам, - наиболее позднее; но поскольку оно основывается на общем человеческом разуме, оно должно быть принято во внимание с самого начала, при физическом воспитании, потому что иначе легко укореняются такие недостатки, которые делают всякую воспитательную работу напрасной. Что касается умения и разумности, то всё должно развиваться в своё время. По-детски умелый, умный и благонравный не должен быть хитрым на взрослый манер. Для ребёнка это подходит так же мало, как ребяческий образ мыслей для человека пожилого».
Тему воспитания и образования довольно ярко осветил в своих трудах, опубликованных ещё в начале прошлого века, академик В.М. Бехтерев, где он писал: «Не меньшего внимания в смысле развития личности заслуживает и воспитание, и обучение.
Как для правильного развития тела необходимо правильное физическое питание, так для умственного развития, приводящего к развитию личности, необходимо правильное доставление пищи духовной. Ясно, что для цельного развития личности правильное воспитание и обучение составляют существенную сторону дела.
Но вопросы воспитания и обучения чрезвычайно деликатны и требуют большой осмотрительности в своём применении. Прежде всего, здесь нужно иметь в виду при соблюдении физической и умственной гигиены постепенное приучение к систематическому труду, развитие самостоятельного мышления с широким миросозерцанием и критическим взглядом и стойкость характера. Не меньшего внимания заслуживает также и правильное направление умственного развития. Так как невежество и недостаток образования есть главное условие недоразвития личности, то очевидно, что эта сторона в вопросе о развитии личности должна быть выдвинута на первый план. И мы знаем действительно, что культурные страны соперничают между собой в правильной постановке и развитии школьного дела.
К сожалению, совершенно иное отношение к образованию мы видим у нас. Мы не будем здесь входить в рассмотрение вопроса, как и в каком направлении должны быть преобразованы нами школы, - тем более, что по этому вопросу давным-давно уже разработано всё, что существенно необходимо для правильной постановки дела, но мы не можем не выразить глубокого сожаления по поводу того, что осуществление этой важной и всеми ожидаемой реформы всё ещё заставляет себя ждать.
На воспитание вообще, по-видимому, мало обращают внимания в смысле развития личности, а между тем можно ли сомневаться в том, что с воспитанием впервые устанавливаются основные особенности будущей личности? Между прочим, здесь в воспитании, играющем столь видную роль в дошкольном возрасте, закладываются основы большей или меньшей самодеятельности будущей личности, что имеет существенное значение для её дальнейшей судьбы.
Что касается образования, то и в этом отношении, по-видимому, более заботятся о загромождении головы знаниями, подчас совершенно ненужными, при более или менее пассивном отношении к этим знаниям, нежели о развитии критики и самостоятельного мышления, которые составляют истинный залог самодеятельности будущей личности.
Печальной действительностью школьного образования стала система укоренившейся лжи и обмана во взаимных отношениях учеников и учителей, которая не может не действовать развращающим образом на молодые умы.
В то же время как много наши средние школы поставляют телесно убогих и нравственно неустойчивых и притом с громоздким малопригодным к жизни багажом знаний, который для многих является совершенно непосильной ношей, задавливающей под своею тяжестью самую личность. Известно, как много эта школа под названием неудачников выбрасывает в наше общество недоразвитых лиц, неприспособленных к современным условиям общественной жизни; эти последние в большинстве случаев постепенно гибнут затем в жизненной борьбе, являясь большей частью тяжёлым бременем для семьи и общества.
Говоря о нашей высшей школе, следует иметь в виду, что по самому характеру своего призвания она должна подготовлять деятелей, сознательно и правдиво относящихся к окружающей действительности. Между тем необходимая для этой ответственной роли свобода исследования и преподавания настолько отсутствует, что даже чисто учёная и преподавательская деятельность не гарантированы от административных воздействий.
Но вряд ли не хуже всего сказанного по отношению к нашим школам это - ещё недавно столь распространённая тенденция, уже принесшая столько зла в России, - тенденция, сводящаяся к отрицанию всякого образования. Полагали, что просвещение масс может быть излишним и даже вредным с общегосударственной точки зрения. Вследствие такой умопомрачительной политики огромные массы люда остались и остаются до сего времени безграмотными, благодаря чему человеческая речь, этот истинный дар Божий, ограничивается для них узкими рамками личных объяснений при взаимных встречах.
Чтобы дать реальное представление о нашей поразительной отсталости в деле образования, достаточно сказать, что, например, в такой стране, как Япония, имеется в общей массе населения всего лишь 10% неграмотных, тогда как в России их насчитывается до 73%. Всем известно, как много безграмотных оказалось в числе пленных русских в нашей бывшей войне с Японией, и можно ли было нам, русским, без краски стыда в лице читать, что наши пленные в Японии впервые начали изучать грамоту под руководством желтолицых учителей.
Не вспоминается ли здесь всем набившая оскомину фраза о школьном учителе, одержавшем победу? А между тем, какое жестокое наказание мы понесли, пренебрегая этой избитой истиной и оставаясь вполне глухими в этом вопросе к голосу здравого смысла.
Безграмотные массы естественным образом лишаются того могучего орудия, с помощью которого накопленные веками умственные богатства народов становятся достоянием потомства и благодаря которому личность в каждом новом поколении в общем преуспевает над личностями старого поколения. Словом, дело идёт здесь о лишении человека того прогресса знаний, который служит важнейшим условием развития личности и который делает её образ подобием Божества.
Можно ли вообще допустить, чтобы в то время, как в верхних слоях общества был яркий солнечный свет и приветливая природа, в низших его слоях стоял густой мрак и царствовал непробудный сон, при котором нормальное развитие личности является делом невозможным?
Безграмотность - это есть умственная слепота и потому естественно, что личность тёмного народа мало возвышается над проявлением животной жизни. Загляните в наши захолустья и вы поразитесь, до какой степени могут быть сужены потребности человека, до какой неприхотливости в своём обиходе доходит наш крестьянин, носящий все задатки богатого умственного развития. Вы убедитесь в то же время, до какой степени притуплены его нервы долгим подневольным существованием, как ограничен его кругозор и как мало в нём самодеятельности.
Можно ли после этого удивляться той поразительной легковерности, которая свойственна тёмным массам народа и благодаря которой легко прививаются в его среде самые уродливые взгляды и учения религиозного и социального характера. Развиваясь благодаря сужению умственного кругозора и известному легковерию, свойственному всякой недоразвитой личности, эти учения распространяются иногда даже в форме своего рода психических эпидемий, приводя к развитию странных и грубых по своему ха-рактеру понятий и к не менее грубым и опасным антисоциальным действиям ввиду аграрных беспорядков и т.п.
Не входя в подробности необходимых реформ нашего низшего и среднего образования, здесь мы можем только наметить самые общие и основные условия, на которые должно опираться рациональное воспитание и обучение: 1) оно должно быть всеобщим и бесплатным; 2) оно должно сообразоваться как с возрастом, так и физическим состоянием и с развитием организма; 3) оно должно иметь в виду особенности психического состояния и в этом отношении должно быть строго индивидуализировано; 4) мы полагаем далее, что в вопросах воспитания и образования школа должна заботиться не столько о шаблонном заучивании готовых форм, заимствованных большей частью из классиков, сколько о развитии самодеятельной личности с критическим умом и самостоятельным отношением к окружающей действительности. Вместе с этим 5) школа должна заботиться об устранении того порабощения духа, которое так легко прививается к человеку с молоком матери. Воспитание и общее образование должно преследовать задачи общественности и должно иметь своей прямой целью выработать личность, как самостоятельную социальную единицу.
Что касается высших школ, имеющих своей целью исключительно научное или научно-практическое образование, то здесь первым и основным условием должно быть устранение служебного положения науки. Наука должна открывать и говорить только истины, а никакая истина не может быть настоящей истиной, если она искусственно подтягивается под какую-либо систему, под какой-либо раз данный шаблон или если она заранее имеет определённое предназначение.
Если принять во внимание, как часто душевное здоровье подрывается вследствие нарушения основных правил гигиены, вследствие слишком изнеженного воспитания, когда личность является неспособной к труду, а следовательно, и непереносливой к тем или иным хотя бы в малейшей степени неблагоприятным условиям жизни, а также когда личность вследствие неприспособленности к жизненной борьбе и препятствий к проведению общественно полезных принципов в жизнь теряет душевное равновесие, становясь разочарованной, то всем должна быть понятна связь между недостатком воспитания и развитием душевных расстройств.
Но существует и прямая связь между развитием психозов и неправильным воспитанием. Неправильное воспитание, особенно в раннем возрасте, уже само по себе может быть причиной душевной болезни. По крайней мере психиатрическая практика не оставляет сомнения в том, что в иных случаях, несмотря на благоприятные условия наследственности и столь же благоприятные дальнейшие жизненные условия, расположение к душевной болезни может развиться под влиянием дурных воспитательных условий, сложившихся в раннем детстве».
Здесь хотелось бы также упомянуть и об идеях выдающегося педагога-теоретика, профессора философии Колумбийского университета Дж. Дьюи, прагматические воззрения которого нашли своё выражение в его утверждении, что смысл и формы воспитания всегда отвечают запросам конкретного общества и являются отражением социальных представлений о роли и функциях гражданина. В образовании, по мнению Дж. Дьюи, важна не внешняя дисциплина и умение подчиняться требованиям учителя, а конечный результат работы и личные усилия, приложенные для его достижения. Необходимым же результатом всякого воспитания являются навыки самостоятельного развития человека за пределами школы.
Желание современных психологов адаптировать школьную программу к общественным нуждам с одной стороны привело к увеличению эрудиции школьников. Но при попытках адаптировать учебную программу к социальным запросам, сразу же возникает необходимость однозначно сформулировать эти запросы. Правильно ли это, воспитывать молодёжь в стремлении сохранить всё таким, как оно есть сегодня, или она должна стремиться к переменам, переосмыслять ценности и находить благо в изменении? Какое количество данных и фактов о нашей цивилизации необходимо дать детям, чтобы им получить полное представление о современном мире? Сколько им необходимо знаний, чтобы стать развитой личностью, уметь пользоваться свободным временем и поддерживать необходимые традиции? В любом случае основной смысл начального образования состоит в обучении правильному чтению и дисциплине.
Английский язык не подразумевает столь явного разделения между образованием и воспитанием (и вообще развитием), какое мы имеем в русском. Английское «education» и глагол «educate» сближается по смыслу с русскими словами «образование» (которое используется скорее для обозначения теоретической подготовки человека) и «воспитание» (которое относится к области детской педагогики). Наиболее общий смысл слова «education» может быть выражен понятием «развитие», а слова «воспитание» и «образование» можно считать эквивалентами в зависимости от специфики контекста. Таким образом, цель воспитания и образования, по сути, всегда состояла и до сих пор состоит в том, чтобы дать молодёжи те знания, которые необходимы ей для постоянного развития и предоставить равные возможности в жизни, обучая их основам конкретного знания, а затем предоставить им возможность самостоятельной жизни и самореализации.

Так или иначе, но именно в зависимости от законченности и качества воспитания и образования, а также от полученного от родителей генотипа, индивиды в конечном итоге, исходя из параметров сформировавшегося менталитета, и в первую очередь, по развитости их сознания попадают в ту или иную нишу нравственно-статусная иерархии общества. Вследствие этого они могут последовательно получать следующие классификационные нравственно-статусные звания (названия) согласно возрастающим ступеням-уровням образовательно-воспитательной лестницы духовного светского совершенствования:
  1. Человек
  2. Гражданин
  3. Интеллектуал
  4. Интеллигент
  5. Личность
  6. Философ
  7. Гений.
Вполне естественно, что на вершине этой нравственно-статусной иерархии находятся гении (лат. genius), т.е. люди с высшей степенью совершенства, творческой одаренности, ума и таланта. С помощью своей гениальности они способны в пик своего творчества опередить время и создать качественно новые, уникальные творения, делать феноменальные открытия. Этих людей совсем немного на Земле. За всю историю человечества их можно насчитать несколько сотен, а в одном (одновременно живущем) поколении хорошо, если их наберётся на всей планете несколько десятков. В одной стране единовременно их могут быть единицы.
По роду своих занятий это - учёные, писатели, художники, композиторы, скульпторы, музыканты, танцоры, певцы, и т.д., чьи творения со временем становятся классикой. К ним можно смело причислить Сократа, Платона, Аристотеля, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микельанжело, Коперника, Бетховена, Канта, Баха, Галилея, Ломоносова, Пушкина, Дарвина, Льва Толстого, Брюллова, Паганини, Менделеева, Циолковского, Шаляпина, Лемешева, Карузо, Грету Гарбо, Эдит Пиаф, Королёва, Уланову, Плисецкую, и многих других выдающихся людей планеты, память о ком будет вечно хранить благодарное человечество.
Вторую ступень от нравственно-статусной вершины по праву занимают философы. Эта честь им выпала за то, что по своему призванию и способностям им досталась участь заниматься самой главной наукой в истории человечества, которую в древности единственно так и называли - наукой, т.е. философией (греч. philosophia = phileo - люблю + sophia - мудрость). Все прочие науки брали свое начало именно в философии. Она - ствол научного древа. Тем не менее, по этому поводу пока не прекратились споры, что такое философия и зачем она? Но это спор среди дилетантов и маргиналов, не понимающих её сути и значения. Философия в силу своей сути обобщает и хранит наиболее всеобщие законы и закономерности, открытые человеком: это и учение о бытие, и о жизни во всех её аспектах, и об обществе и государстве, и о духовных качествах человека, о его разуме, сознании и поведении - и нет науки главнее и компетентнее философии в этих вопросах. Все остальные, нефилософские рассуждения на эти темы - либо признак невежества, либо демагогия или спекуляции.
В этой связи лишь люди, не только постигшие все тонкости научной философии, но также добавившие и свой творческий «кирпичик» знаний в её здание, могут ПОСЛЕ этого с гордостью носить авторитетное нравственно-статусное звание философ. Это звание одновременно и профессиональное, и нравственно-статусное, поскольку философское знание по определению, как никакое другое, и вырабатывает нравственное сознание у людей, а тем более, у самих философов. Вместе с тем, звание философ в настоящее время сильно девальвировано, поскольку все, кому не лень и кого не лень называют либо себя, либо кого-то «философами».
Поэтому, чтобы претендовать на столь высокое нравственно-статусное звание, человек в доказательство должен прежде выложить собрание своих сочинений, где изложены его авторские инновации в общее здание теоретической или практической философии, сравнимые с томами научных сочинений великих философов. И судить о важности значения их творчества должны не дилетанты, а люди, разбирающиеся в этих вопросах.
Если такой «кирпичик» знаний не предъявлен, а имеется лишь набор малозначащих или даже никчёмных для науки статей, то данный человек не может быть причастен к статусному званию философ. Он может быть кем-нибудь из числа преподавателей или профессоров философии, научных работников по философии, просто философствующих интеллигентов или даже маргиналов, но ни в коем случае не философом, иначе это будет звучать как признак безнравственности или невежества характеризующего или характеризуемого человека.
Философов также не так много на Земле. За всю историю человечества их можно насчитать сотню, другую, а в одном поколении их на всей планете может быть всего несколько человек. В одной стране единовременно их может не быть даже вообще. В их число входят такие неоспоримые личности, как Сократ, Платон, Аристотель, Конфуций, Спиноза, Сенека, Вольтер, Дидро, Декарт, Кант, Гольбах, Гегель, Фейербах, Энгельс, и другие великие мыслители.
Следующим званием в нравственно-статусной иерархии общества является личность. Это люди с выдающимися человеческими качествами, ярко выделяющиеся из общей массы индивидуумов своими оригинальными способностями, по которым они становятся узнаваемыми. Признаками настоящей личности являются - обладание всеми человеческими достоинствами, высокой нравственностью и развитым сознанием. Личностью могут быть видные политики, ученые, деятели искусства, писатели и т.д. В одном поколении на всей планете их может быть и не так много (сотни, тысячи), а уж в одной стране единовременно их можно насчитать всего несколько человек, а может даже и не быть вовсе.
Следующее нравственно-статусное звание - интеллигент (от лат. intelligentis - понимающий, разумный). Это слой общества, имеющий высокий уровень воспитанности и образованности, а значит, сознания, знаний, нравственности и культуры, включая культуру светского поведения. Подлинно нравственно-статусным интеллигентом следует считать такого человека, который сам создает, развивает и распространяет культуру на базе общепринятых общечеловеческих ценностей, одновременно проявляя нетерпимость и ведя борьбу с известными нравственными пороками. Ведь только такому человеку можно доверить, предоставить право воспитывать других членов общества с тем, чтобы они тоже стали людьми. Этот слой пока невелик в срезе любого общества, хотя при желании он вполне достижим для любого индивида. Поэтому задача каждого социума максимально его расширить за счет подтягивания, впитывания в свою среду нижних слоев общества с тем, чтобы он стал самым мощным слоем в нравственно-статусной иерархии любого данного общества, народа, нации, цивилизации, человечества в целом.
Всех людей, кто удостоился вышеперечисленных статусных званий, без сомнения можно смело считать СОВЕСТЬЮ НАЦИИ и даже совестью человечества.
Следующее нравственно-статусное звание - интеллектуал (от лат. intellectualis - умственный, рассудочный). Это слой общества, имеющий достаточно высокий уровень воспитанности и образованности, но выделяющийся при этом главным образом лишь в какой-либо одной сфере научной теории или практики. Например, выдающийся математик или изобретатель, или шахматист, или знаток многих языков, или академик, или профессор, или даже банкир, или менеджер-бизнесмен, и т.д.
Нравственно-статусное звание гражданин по своей сути является полностью светским, т.е. полностью общественным, и им должны наделяться только те люди, кто не только в полной мере пользуются своими правами, но и не пренебрегают своими обязанностями, а также обладающих способностями понимать, уважать и соблюдать разумные интересы сограждан. Поэтому практически всё население страны обычно носит звание гражданина, но быть подлинными гражданами может быть по факту только его малая часть.
Нравственно-статусное звание человек можно отнести только к тем индивидам, кто имеет позитивно сформированный менталитет, обладая, прежде всего, соответствующе развитым сознанием, чувством стыда и совести. В нецивилизованных странах лишь очень малая часть населения может удостоиться этого высокого звания. В основном же, в большей своей массе, это обыватели и нелюди.
В отношении нравственно-статусного звания обывателя можно смело утверждать, что это большая часть населения планеты, т.е. индивиды, не вошедшие ни в один из указанных выше уровней-ступеней общественной иерархии и представляющее собой идейно-нравственное «болото человечества», засасывающее в свою трясину всех невежд, маргиналов, индивидов с неразвитым или недоразвитым сознанием. Обыватели, «мещане» могут порой иметь и отдельные благородные черты человека или даже гражданина. Но чаще в них проявляются те или иные, слабо или сильно выраженные признаки статусного нелюдя. Из этого «болота» два пути: одно через довоспитание и дообразование вверх, чтобы стать человеком и гражданином, другое, по мере дальнейшего искажения сознания, - в нелюди.
Если нравственно-статусную лестницу сравнивать с горой Эверест, то обывательское болото находится где-то у её подножия, граждане и человеки располагаются на склонах горы, а нелюди, как потенциальные изгои общества - в глубокой пропасти, а скорее, в гнилостной (или «выгребной») яме на пути к ней. Именно поэтому им интуитивно так хочется даже нравственно неочищенным выбраться из неё и вскарабкаться на гору! И иногда, при попустительстве обывательского общества, нелюдям это удаётся сделать даже без морального самоочищения. И тогда, если это происходит, в жизни самого общества и наблюдается «сход снежных лавин» и «камнепады», катастрофы и катаклизмы, кризисы и обвалы, губящие вокруг всё живое и прекрасное.
Исходя из этого, желательно, и общество должно к этому максимально стремиться, чтобы статусных обывателей в его составе был самый минимальный слой, который бы в пределе стремился к нулю.
Нелюдей же не должно быть ВООБЩЕ не только ни в каком отдельно взятом обществе, но и на всей нашей планете.

В чём же должна выражаться разница между нравственно-статусными званиями в обществе? Разница прежде всего должна состоять в отношении к этим людям, в их признании и оказании им обществом соответствующего их статусу знаков внимания и почитания. Свою дань, свой статусный долг вышестоящим в нравственно-статусной иерархии людям нижестоящие люди должны отдавать статусным уважением, душевным преклонением, желанием быть похожими на них, стремлением избрать, если можно, возвысить их вверх по общественным и властным структурам. В этой связи сразу же вспоминаются слова Аристотеля из его «Метафизики»: «Мы считаем, что более мудр во всякой науке тот, кто более точен и более способен научить выявлению причин, ...ибо мудрому надлежит не получать наставления, а наставлять, и не он должен повиноваться другому, а ему - тот, кто менее мудр».
Вышестоящие к статусно нижестоящим должны относиться с вниманием, пониманием и желанием им помочь. К обывателям должно проявляться лишь сочувствие им. Нелюди же должны вызывать к себе только всеобщее отвращение и презрение. При этом гении и философы заслуживают соответствующего к себе отношения потомков даже посмертно, что чаще всего так и происходит - прижизненного признания и благодарности редко кто из них получал и обычно заканчивал свою жизнь в нужде. Так или иначе, но до сих пор человечество всё же помнит, т.е. две с половиной тысячи лет, и Сократа, и Платона, и Аристотеля, и Конфуция, и Коперника, и Галилея. И многих других.
Посмертной памяти удостаиваются также и особо отпетые нелюди-негодяи. Люди долго еще будут вспоминать недобрым словом и Герострата, и Калигулу, и Нерона, и Гитлера, и им подобных. То есть помнить их будут, естественно, но совершенно по-разному.

Человек сам вправе выбрать себе один из высоких нравственно-статусных уровней-ступеней, который он считает для себя достижимым и отвечает по престижности его жизненно-целевым амбициям, и стремиться к нему всю жизнь пока есть силы. Ведь вся разница между ступенями только в развитости менталитета, в спектре подсознаний сознания людей. По логике, ВСЕ должны желать добраться до максимально достижимого для них высокого уровня-ступени лестницы духовного совершенства. И даже если и не получится слишком высоко забраться на статусный верх, то всё равно, хоть насколько-то, но удастся возвыситься над своим прежним статусным положением.
То есть, это как не все альпинисты, а тем более, не все жители Земли достигают вершины Эвереста, так и не все жители планеты могут стать гениями, философами, личностями, хотя всеобщее стремление к этому похвально. Само восхождение к вершине в любом случае принесет практическую пользу и доставит массу интеллектуального удовольствия. Ведь достигнув любого уровня вершины статусной лестницы, люди, обладая в любом случае повышенными параметрами сознания, приблизившись к вершине жизненного «Эвереста», совсем по иному ощущают себя и окружающий мир, чувствуют течение жизни. Стать же человеком, гражданином, интеллигентом обязаны просто ВСЕ! Иначе в обществе возникают проблемы и несчастья.
Но если всё же с генотипом что-то не всё в порядке или имели место недостаток и некачественность воспитания и образования, то индивид, обладая теми или иными ментальными отклонениями от нормы, и прежде всего, недоразвитое и/или искаженное сознание, может никогда и не выбраться из безликого болота обывателей, обедняя свою жизнь, делая её скучной и неинтересной.
Если же или генотип плох, или воспитание или образование скверные или полностью отсутствуют, то индивид, имея полностью ущербное сознание, наверняка покатится вниз по соответствующим нравственно-статусным ступеням-уровням нелюдей, пребывая ещё на Земле в прижизненном аду и доставляя беды и неприятности всем окружающим людям.
Поэтому человеку необходимо постоянно следить, оценивать и определять для себя, какую ступень в нравственно-статусной иерархии духовного совершенства он занимает на данный момент своей жизни, и стремиться её всячески повысить через самодовоспитание и самодообразование. Он может также с интересом оценивать и определять, какие нравственно-статусные ступени занимают его родственники, приятели, сослуживцы и, при необходимости, помогать им возвыситься. Своё же время необходимо стремиться максимально использовать на общение с людьми с более высоким нравственным статусом. Кроме пользы и приятности это ничего другого или плохого не принесёт. В любом случае, вполне естественно, что лучше стать обывателем, чем оставаться нелюдью. Лучше стать человеком и гражданином, чем быть обывателем, лучше стать интеллигентным и высококультурным человеком, чем пребывать в ординарном его варианте.
Но присваивать нравственно-статусные звания люди сами себе НЕ МОГУТ. Как не могут присваивать вышестоящие нравственно-статусные звания своим одностатусникам обыватели и нелюди. Об этом писал еще Л.Н. Толстой в романе «Война и мир»: «Для лакея не может быть великого человека, потому что у лакея свое понятие о величии». Это могут сделать только люди, имеющие общепризнанно более высокое нравственно-статусное звание.
Другими словами, система присвоения нравственно-статусных званий должна быть похожей на систему присвоения академических званий в Академии наук, или воинских званий в армии, а именно - любое звание присваивается только теми людьми, кто сам имеет более высокое нравственно-статусные звание и способен оценить нравственно-ментальные качества прочих индивидов. Так, звание человека, гражданина или интеллектуала может присвоить истинный интеллигент и выше, звание интеллигента и ниже может быть присвоено только философом или гением, и лишь сами звания гения или философа присваиваются всенародным признанием, желательно, международным, чаще всего после их смерти, как историческая справедливость.
Звания обывателя или нелюдя даже не требуют присвоения. Это основная масса населения и цель лучших из этой массы стремиться вырваться из общей трясины или пропасти и попасть в среду лучших, в элиту, на любую из ступеней, расположенных на разных уровнях склонов нравственно-статусной лестницы-«горы». Но на эти ступени, в нравственную элиту единственно, куда нельзя попасть ЗА деньги, ни за КАКИЕ деньги. Путь туда только ЧЕРЕЗ нравственное и ментальное совершенствование. А это доступно каждому... Но не каждый это осознает, а значит, на это способен!
Вместе с тем, общеизвестно, что общество представляет собой живой организм. А в жизни человеческого организма, как мы знаем, природа создала интересный феномен - группы крови, от первой до четвертой. Четвертая группа считается самой высшей, самой «современной» группой крови, первая же - самой «древней», «несовершенной». Поэтому в природе человека действует так называемый «принцип соответствия» групп крови при её взаимозаменяемости, когда первую группу можно переливать взамен любой из четырёх (системы организмов с тремя высшими группами крови её запросто усвоят, адаптируют и переработают); вторую, соответственно, - только взамен любой из трёх высших, но не вместо первой; третью, только взамен двух высших, но не взамен первой и второй. Четвёртая группа крови, как самая совершенная, может переливаться только взамен четвёртой же. Организмы с любой другой, более низшей группой крови ни адаптировать, ни использовать её не могут - не так совершенно они устроены. В то же время ни одна из других, низших групп крови четвёртую заменить не может и, если это сделать, жизнь в организме может быстро прекратиться путём последовательного отмирания органов только по одной этой причине.
Переходя к обществу, как к живому организму, всё то же самое можно сказать и про нравственно-статусную разбивку индивидов. Иными словами, расположив по статусным ступенькам сверху донизу статусные звания
1. Гений
2. Философ
3. Личность
4. Интеллигент
5. Интеллектуал
6. Гражданин
7. Человек
=============
8. Обыватель
=============
9. Нелюдь
можно утверждать, что именно в такой последовательности, как всё время призывала передовая научно-философская мысль, должны располагаться индивиды-граждане в качестве функционирующих единиц сверху вниз по иерархии структур функциональных ячеек (должностей, постов) государственного управления, общественных организаций и даже частных предприятий. Достаточно вспомнить рекомендации Платона о том, что государством должны руководить только (статусные) философы.
При этом, как в группах крови, человек любой ступени верхнего статусного уровня может заменить индивида в нижерасположенной функциональной ячейке общественной, государственной или коммерческой структуры, тогда как индивид из нижнего уровня ни в коем случае не должен помещаться в несоответствующую ему ячейку ни одной из ступеней верхних уровней (нелюди вообще должны быть вне всех систем управления - иначе сразу же появляется оргпреступность и коррупция, а обыватели, как правило, не жизнедеятельны и не способны принимать правильные решения). В любом случае произойдёт дисфункция функционирующих единиц, сбой соответствующей системы, её неэффективная работа, появятся разного рода «оборотни» и вся система начнёт приходить в упадок и отмирать, что мы часто и видим на практике, особенно в России.
Этот природный феномен гражданско-статусного взаимозамещения можно, по аналогии с «принципом соответствия» групп крови, назвать «принципом соответствия нравственно-статусных уровней», суть которого состоит в том, что люди статусно высших званий могут занимать любую, расположенную статусно ниже функциональную ячейку, а низших званий, без достижения соответствующих знаний и статуса - не могут. Кухарка, механизатор, прораб, не имея соответствующих воспитания, образования, профессиональных навыков, не могут, НЕ ДОЛЖНЫ управлять государством! Этому принципу нравственно-статусного соответствия должны следовать все общества и государства, если они хотят быть жизнеспособными, а в конечном счёте, и всё человечество, чтобы продолжать дальнейшее свое развитие и не самоуничтожиться.

Известно, что в краткосрочном плане успешность любой страны определяется её ресурсами (включая технологии), в среднесрочном - эффективностью управления, в долгосрочном же, наиболее важном плане, главное значение приобретают мотивация поведения и воля общества, воплощённые в его элите, точнее, в светской элите, в поведении самой этой элиты, т.е. круга лиц, причастных к принятию принципиально значимых для страны решений или служащих большинству граждан примером для подражания.
Вместе с тем, как доказано историей, подлинная элита общества (лучшие из лучших по определению) - это творческая интеллигенция, создающая и распространяющая всё лучшее, что создано и создаётся человеческим разумом, то есть генерирующая культурно-технологические прогрессивные инновации. Подлинная элита в первую очередь является носителем общественного разума, светской духовности и проповедует элементы светской нравственности и общечеловеческих ценностей взамен отделённых от государства разного рода религиозных идеологий. Иначе - это псевдоэлита, или «элита» ( в ковычках), ведущая к ослаблению общества, государства, нации, а в конечном счете, и человечества в целом.
Этим всегда прекрасно пользуются сильные государства, формируя извне сознание «элиты» слабого общества, или вообще саму эту «элиту», осуществляя таким образом завуалированную форму влияния или даже внешнего управления (вспомним череду оранжевых революций). Для самостоятельно значимого, политически суверенного, а не заведомо зависимого общества такое управление ведётся обычно его стратегическими конкурентами, которым вопреки национальным интересам слабого общества и служит «элита», становясь агентами внешнего влияния и способствуя дальнейшему ослаблению слабого общества вплоть до его полного уничтожения. Тут ничего не скажешь - теория Дарвина, борьба видов за выживание.
Исходя из своих личных интересов, члены «элиты», естественно, освобождая общество от всех регулятивов, стремятся к максимальной либерализации всех аспектов жизни своего государства, открывающей им новые возможности, но подрывающей конкурентоспособность их стран и несущей неисчислимые беды их народам. Коллективная уступка этому эгоизму превращает национальную «элиту» в самую опасную антинациональную силу.
Псевдоэлита, становясь пресловутым бомондом и увлекая своими духовно убогими, порой маргинальными, изысками невежественную часть населения, принижают все устремления сограждан до уровня простых обывательских благ, утрачивая при этом собственные цивилизационные (не говоря уже о национальных) ценности и неосознанно, помимо своей воли, становясь проводниками так называемых вирусных, разрушительных псевдоценностей, навязываемых стратегическими конкурентами, которые сами, в своих странах избегают их проявления и всячески борются с ними. Так, навязывая антикультуру и антипатриотизм России, её нынешние конкуренты у себя в странах культивируют всеми способами, включая законодательный, высокий уровень культуры, сверхфанатичный патриотизм и безупречное общественное поведение.
Навязывание позитивных аспектов жизни российскому обществу не входит в планы конкурентов, а значит, и не поручается поднятой «наверх» псевдоэлите, которую у нас в стране позиционируют как подлинную элиту. Наоборот, её науськивают через систему грантов и прочих подачек прививать населению всеми доступными способами любовь именно к мнимым и псевдоценностям. Именно с «элиты» и молодёжи начинается размывание своей системы отечественных ценностей, которое ведёт к размыванию самого общества, к снижению критериев патриотичности и стандартов светского поведения. В среде чиновников, государственных служащих всех рангов, поощряется система коррупции и мздоимства. Полностью подавляется и разрушается государственная система гражданского образования-воспитания. В результате происходит всё большее распространение отторжения собственных ценностей и навязывание через подконтрольные СМИ, повсеместное культивирование враждебности к собственной стране, к своему народу, к истории своего государства, к органам государственной власти.
Так, будучи полностью контролируемая духовно и идеологически стратегическими конкурентами через финансовые подачки, псевдоэлита постепенно полностью переходит к ним на службу, превращаясь в коллективного предателя национальных интересов.
Такова, к сожалению, нынешняя ситуация с псевдоэлитой в России и в отколовшихся от неё её бывших национальных окраинах, которую следует изменять и не повторять.
Поэтому только изучение и осознание жителями страны истинных морально-нравственных ценностей, только приход к светскому образу жизни через всеобщее духовно-нравственное очищение, только налаживание эффективной государственной системы гражданского воспитания-образования, только построение национальной нравственно-статусной иерархии, определение её вершины, и, если она окажется значимой и достойной, её признание в качестве нравственно-статусного национального достояния общества и её прижизненная светская канонизация как СОВЕСТИ НАЦИИ, как подлинной ЭЛИТЫ общества, государства, только соблюдение впредь принципа соответствия нравственно-статусных уровней и изгнание из власти, из сфер крупного бизнеса и информационного пространства маргинального, пресытившегося бомонда, состоящего в большей части из обывателей и нелюдей, только всеобщее духовно-нравственное пробуждение россиян и возникновение у них здорового, естественного желания нормально ЖИТЬ в этом мире, может помочь вновь обрести вместо пседоэлиты элиту, что даст возможность в кратчайший срок исправить положение в стране и наметить путь к оздоровлению российской нации, её сохранению и приумножению, дальнейшему развитию по пути нравственного и общечеловеческого прогресса.
При этом необходимо учитывать, что поведение людей, хорошее или плохое, правильное или неправильное, в любом случае означает совокупность их действий и поступков по отношению к себе, к другим людям, к обществу в целом. Поэтому, чтобы поведение было все-таки хорошим и правильным, общество должно обеспечить каждому человеку надлежащее воспитание и дать ему максимально полное образование.
Но и после этого оно должно не позволять отдельным индивидам вести нездоровый образ жизни, совершать антиобщественные поступки, поскольку не ВСЕ надлежащее воспитание и должное образование получают. С учётом этого обществу приходится следить, или как сейчас чаще говорят, мониторить поведение своих членов. Осуществляя контроль за их поведением, общество проводит, при необходимости, соответствующую коррекцию норм общественного поведения своих членов, стремясь наиболее разумным способом увязать интересы отдельных его членов и целых слоев населения.
К наиболее устоявшимся социальным регуляторам общественного поведения относятся традиции, право, ценностные ориентиры и этикет, содержащиеся в местных обычаях и нравах, в установках и наставлениях, а также в соответствующих законах, кодексах и постановлениях властей, которые содержат или специфицируют соответствующие социальные нормы поведения людей и на которые каждый человек должен ориентироваться при формировании своей индивидуальной социокультурной матрицы поведения.
Но если традиции складываются в каждом народе исторически под влиянием особенностей развития общественного сознания и содержатся в народной памяти, передаваясь от поколения к поколению; ценностные ориентиры вырабатываются великими мыслителями человечества и сосредотачиваются в канонах научной философии; этикет описывается в различных соответствующих правилах и наставлениях; то для социально-правового регулирования светского поведения существует целая пирамида рекомендательно-законодательных норм и постановлений, приблизительно одинаковая для всех жителей нашей планеты.
На самой её вершине расположены многочисленные документы ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций, отражающих различные аспекты международного права. К ним же относятся двух- и многосторонние межгосударственные договоры и соглашения. Но главными, определяющими документами для каждого человека на Земле являются прежде всего ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА и пока ещё не принятая ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА, на которые должно ориентироваться при регламентации своего поведения всё человечество.
Следующая наиболее заметная правовая ступень, существующая в каждой стране, это её ОСНОВНОЙ ЗАКОН принципиального характера - её КОНСТИТУЦИЯ. В разных государствах этот документ неодинаков и специфичен, имеет те или иные различия, иногда очень значительные и принципиальные. Поэтому основной закон обязателен для исполнения только для граждан соответствующих государств.

[ На главную страницу ] [ Тема 10 ]