[ На главную страницу ] [ Тема 12 ]

Тема 13. Трудолюбие, биоэтика, забота о здоровье и эстетика как непреложные фрагменты социокультурной матрицы светского человека. Труд как естественная и социальная потребность. Экологизация морали, биоэтика и аспекты правовой и сознательной защиты природы, как сферы обитания человека. Здоровье и физическое развитие – современные требования и рекомендации. Эстетика и маргинализм в теории и наяву.

Содержание лекции

Трудолюбие в контексте социокультуры

Ещё одним важным фрагментом социокультурной матрицы являются её элементы, связанные с сознательной тягой к труду, привычкой трудиться, трудолюбием. Наверное, многие помнят в этой связи изречения типа: «Труд сделал человека из обезьяны», «Терпение и труд всё перетрут», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» и т.д. Но более глубокое определение этому явлению дал известный педагог В.А. Сухомлинский: «...От труда идут крепкие нити к интеллектуальному, моральному, эстетическому, эмоциональному, физическому развитию».
Однако исторически подход в отношении к труду был неоднозначен. В этом вопросе светская мораль почти противоположно расходится с религиозной моралью, считавшую с самого начала труд – уделом черни, «погрязшей во грехе»: ведь именно труд был главным наказанием Адама, совершившего первородный грех – «в поте лица своего будешь добывать хлеб свой насущный». Да и в монастырях на Руси труд, работа монахов до сих пор называется послушанием.
Выражением светской морали можно считать утверждение Роберта Оуэна, который считал, что труд – это общепризнанное естественное благо.
В своём толковом словаре В.И. Даль охарактеризовал труд как работу, занятие, упражненье, дело – всё, что требует усилий, старанья и заботы, всякое напряжение телесных и/или умственных сил. «Человек рождён для труда», «Без труда нет добра», «Труд кормит и одевает» – приводит он характерные выраженья. Трудолюбивый человек, – поясняет Даль, – прилежный, работящий, не терпящий праздности. Трудоположник – наставник, научающий труду словом и делом.
Духовник Ивана Грозного Сильвестр ещё в начале XVI века писал в «Домострое»: Благословенным трудом и средствами праведными жить подобает человеку».
Желание старательно и добросовестно работать всегда было в России одной из главных добродетелей человека, определяющей жизнеспособность русского народа. Как пишет В.И. Белов: «Всё начинается с неудержимого и необъяснимого желания трудиться... Уже само это желание делает человека, этническую группу, а то и целый народ предрасположенными к творчеству и поэтому жизнеспособными. Такому народу не грозит гибель от внутреннего разложения. Творческое начало обусловлено желанием трудиться, жаждой деятельности».
Трудолюбие, старательность, добросовестность – отличительные черты положительных героев русских народных сказок, и наоборот, отрицательные персонажи характеризуются чаще всего как ленивые, неумелые, стремящиеся урвать незаслуженные блага. Причём в сказках положительные черты героев определяют их победу в жизненной борьбе. В сказках о мачехе и бедных сиротах мачеха посредством трудных и, кажется, невыполнимых работ стремится извести сироту. «Но несчастие только воспитывает в сиротах трудолюбие, терпение и глубокое чувство любви ко всем страждущим и сострадание ко всякому чужому горю. Это чувство любви и сострадания, так возвышающее нравственную сторону человека, не ограничивается тесными пределами людского мира, а обнимает собой всю разнообразную природу... (эта) нравственная сила спасает сироту от всех козней; напротив, зависть и злоба мачехи подвергает её наказанию», – пишет исследователь русских сказок А.Н. Афанасьев.
Трудолюбие как главная добродетель крестьянина, добросовестное отношение к труду, ставшее устойчивым обычаем и привычкой, потребность в труде, превратившаяся в один из главных мотивов жизнедеятельности, составили неотъемлемую часть мировоззрения крестьянина. Таким образом, сельский труд имел ценнейшую духовно-нравственную основу; стремление выполнить работу как можно лучше обусловливалось духовно-нравственной культурой крестьянина.
Среди многих тысяч русских пословиц нельзя найти ни одной, где бы труд воспринимался как проклятие. Бывает, жалуются на тяжелый труд, на господский труд, но удивительно мало жалуются, хотя жизнь русского крестьянина была очень нелегка. Взращенное с детства чувство подвижнического отношения к труду не позволяет крестьянину жаловаться. Зато пословиц, прославляющих трудолюбие и добросовестность в труде, великое множество. «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Не то забота, что много работы, а то забота, как её нет», «Глаза боятся, а руки делают», «Досуг будет, когда нас не будет», «Не убить бобра, не нажить добра», «Работать – день коротать, отдыхать – ночь избывать», «Что потрудимся, то и поедим», «Маленькое дело лучше большого безделья», «Одна забота – не стала бы работа», «Шевелись, работай – ночь будет короче» (то есть хорошо поспишь от усталости), «Покидай на утро хлеба, не покидай на утро дела», «Лень мужика не кормит».
В дореволюционной России общественное мнение крестьян высоко оценивало трудолюбие как важнейшее качество человека. Оно воспитывалось в крестьянских детях с малых лет. В.И. Семевский, обобщив все использованные им описания губерний конца XVIII века, заметил: «Несомненным достоинством русских крестьян было трудолюбие». По мнению самих крестьян, если ребенок «из малолетства» не приучался к сельскохозяйственным занятиям, то в дальнейшем он уже не имел к ним «усердствующей способности».
Трудовое воспитание органично входило в семейную жизнь и хозяйственную деятельность семьи. Дети постоянно наблюдали за занятиями старших и охотно подражали им. Но было и целенаправленное обучение, задачи которого вполне осознавались крестьянами. В 1772 году крестьянка-вдова Томской губернии «объявляла» в местной судной избе, что имеет «при себе сына Федора, ... коего-де к хлебопашеству и домовому заведению научить некому», и потому просила разрешения переселиться вместе с сыном к деверю, так как трудовое воспитание мальчиков считалось обязанностью отца или других взрослых мужчин семьи. Когда приёмные родители отчитывались перед сходом в выполнении своих обязанностей, подчеркивали, что приемышей «по старанию» приучают «к домоводству и хлебопашеству весьма порядочным образом».
В народной педагогике складывались свои приёмы воспитания. Мальчиков начинали приучать к работе с 9 лет (данные из Орловской губернии, конец XIX века). Первые поручения были – летом стеречь лошадей, загонять свою скотину из общего стада на двор, пригонять гусей и т.п. С 11 лет обучали садиться верхом на лошадь. В этом же возрасте дети начинали «скородить» – участвовать в бороньбе пашни («скорода» – борона). Мальчик, правящий лошадью при бороньбе, назывался бороноволок. Достижением возраста бороноволока гордились – и сам мальчик, и семья. «Свой бороноволок дороже чужого работника», – утверждала пословица.
На четырнадцатом году на Орловщине начинали учить пахать, брали на сенокос подгребать сено, поручали водить лошадей в луга. На семнадцатом году подростки учились косить: сначала только чечевицу и некоторые другие культуры. А на восемнадцатом – траву, рожь, овёс. И только на девятнадцатом году их допускали навивать на возы сено и зерновые: здесь требовалась мужская сила. В это же время учились «отбивать» косу, то есть острить холодной ковкой лезвие косы. На девятнадцатом году парень мог уже сам сеять рожь, овёс, гречиху. Полноценным работником он считался здесь на двадцатом году, хотя с восемнадцати лет мог быть женихом и имел право участвовать в сходках своей общины.
Вся многоступенчатая семейная школа включала поощрения, похвалы, рассказы о старших, опытных работниках. Параллельно обучались ремеслам: на одиннадцатом году мальчики вили «оборки» – бечевки для лаптей, поводки для лошадей и др.; на шестнадцатом – плели лапти. В каждой местности в этих работах был свой уклон – обработка дерева или кож, плетение и т.д.
У девочек на первом месте стояло обучение домашнему мастерству. На одиннадцатом году учили прясть на самопрялке; на тринадцатом – вышивать; шить рубахи и вымачивать холсты – на четырнадцатом; ткать кроёны – на пятнадцатом или шестнадцатом; устанавливать самой ткацкий стан – на семнадцатом. Одновременно в 15-16 лет девушка училась доить корову; на шестнадцатом году выезжала на сенокос грести сено, начинала жать и вязать в снопы рожь. Полной работницей она считалась в 18 лет. К этому времени хорошая невеста в Тверской губернии должна была ещё уметь испечь хлеб и стряпать. Ценилось также владение всеми стадиями обработки льна на волокно (таскать, стлать, мять, трепать, спускать, чесать), знание сортов холста, умение подобрать берди (гребни в ткацком станке) соответственно желаемому виду ткани.
Крестьяне резко осуждали лень, неумелое или недобросовестное отношение к труду. Житель Шадринского уезда Пермской губернии Андрей Третьяков так писал в 1852 году: «Похвальная черта в характере жителей – общественность и соревнование к своевременному отправлению полевых работ». «Господствующие добродетели суть: трудолюбие и воздержание от хмельных напитков, – продолжает он. – Гласно и колко смеются все над тем, кто по своей лености затянул пар, то есть в надлежащее время не вспахал, или кто зимней порой не успел окончить молотьбу до талицы».
На общих сенокосах, на помочах и других коллективных работах проявлялись сообразительность и ловкость каждого, сила и виртуозность в отдельных приёмах. Да и по результатам работы крестьянина можно было наглядно судить о его умелости, сноровке и в ведении хозяйства, и в других, существенных для репутации занятиях. Так, мнение односельчан о девушке как о работнице, непременно учитывающееся при выборе невесты, складывалось не только при наблюдении за её работой. У всех на виду была её одежда собственного изготовления, украшенная в праздничные дни сложным рукоделием. В некоторых местностях осуществлялся и специальный осмотр женщинами девичьего рукоделия – например, на выставках невест, а также на «перебасках» – соревновании нарядов в доме у молодой.
Над теми из подростков, кто не овладел мастерством, соответствовавшим, по местным представлениям, возрасту, начинали насмехаться. Существовали насмешливые прозвища для неумелых, прочно вошедшие в речевой оборот. Подростков, которые не умели плести лапти, дразнили безлапотниками, смеялись над ними. Крестьянин, который не умел сплести лапти, считался последним человеком.
Девочек, не научившихся в положенный срок прясть, дразнили непряхами. Не умевших «выткать кроёны» – ниткахами, самостоятельно поставить стан «без подсказки матери» – бесподставочными. Насмешливые прозвища получали также те, кто оказывался последними при завершении некоторых видов коллективных работ.
«Требуя от каждого человека определённых личных деловых качеств, общественное мнение возвышало тех людей, которые приносили пользу не только себе, но и другим, – отмечает исследовательница культуры и быта русского населения Приангарья Л.М. Сабурова. – Это можно видеть на отношении общества к знатокам и хранителям заповедей народного календаря – необходимого руководства в производственном быту крестьян... Наиболее общие сведения из народного календаря были достоянием всех крестьян, но систематическими знаниями в этой области обладали лишь немногие. Такие люди были широко известны окрестному населению, которое в необходимых случаях прибегало к их помощи».
Духовной основой трудолюбия служило прочно укоренившееся в крестьянской среде христианское представление, что труд благословлён Богом. В повседневности оно проявлялось, в частности, в пожеланиях, которые адресовали работавшему: «Бог в помочь!», «помогай Господь!» Существовало немало приветствий и пожеланий, считавшихся уместными только при определённых занятиях. Нередко им соответствовали определённые ответы. Подойдя к сеющему в поле зерно, говорили: «Здорово! Зароди Бог на всякия души!» В ответ раздавалось: «Спасибо! Дай Бог!» Возившим хлеб встречные кричали: «Возить не перевозить вам!» Им отвечали: «Благодарим покорно».
В Советском Союзе любовь к труду прививали характерными для правящей идеологии способами. Чтобы добиться всеобщей занятости, а также своеобразной справедливости, выраженной в лозунге «кто не работает – тот не ест», по всей стране велась борьба с т.н. «тунеядством». Хотя низкая организация работ и отсутствие гибкого менеджмента часто приводило к тому, что работники делали вид, что работают, либо их труд был фактически бесполезным или слишком трудоёмким.
Между тем, любовь к труду, как к полезным занятиям, характерна для многих народов мира и протянулось красной нитью через весь долгий период развития человека и человечества, начиная с охоты на мамонтов, через охоту и рыболовство, первобытное земледелие вплоть до наших дней, когда созидательным трудом заняты миллиарды людей во всех уголках Земли. Этому занятию они отдают лучшие годы своей жизни, а каждодневно – лучшие часы своего бодрствования.
В этой связи несколько диссонансом выглядит библейский случай, когда Иисус без труда накормил рыбой и хлебом народ, а не организовал их ловить рыбу и сеять зерно.
Труд может быть добровольным и подневольным, труд как профессия и труд – любительство, труд как средство к существованию и труд как игра интеллектуальных и физических сил, труд, направленный на созидание или на разрушение.
Самым благоприятным стечением обстоятельств становится положение, когда человек занимается трудом с охотой, когда профессия является его любимым занятием и всё это одновременно приносит ему достаток для небедного проживания.
К примеру, трудолюбие стало наивысшей моральной ценностью в протестантизме, на основе чего в своё время даже сложилась «трудовая пуританская мораль», ориентированная на бережливость и преумножение достояния, на прилежание и честность в ведении дел, на трудовое воспитание детей и семейные ценности. Нравственные нормы протестантизма выразились также в требованиях пуританской морали, базирующейся на убежденности в изначальной греховности человека и необходимости её искупления упорным трудом и праведностью.
Впоследствии протестантская мораль, ставшая для многих «руководством к действию», предопределит судьбы миллионов людей в Европе и Америке вплоть до наших дней, превратив соответствующие страны в авангард человеческой цивилизации, в благополучные и процветающие.
Не меньшим уважением пользуется трудолюбие и в набирающих силу странах Юго-Восточной Азии – в Японии, Китае, Корее, Сингапуре и других. Так, газета «Агро Перспектива» от 18.07.2005 писала на своих страницах: «Чудеса трудолюбия на южноуральских полях демонстрируют китайские рабочие. Челябинский областной минсельхоз 14 лет сотрудничает с КНР, и ежегодно на поля выходят приехавшие на заработки китайцы. Магнитогорский педагогический институт был шефом 3 отделения ЗАО «Первомайское» – студенты помогали крестьянам собирать урожай. Теперь в бараке, некогда выстроенном для шефов, живут граждане КНР. Живут, показывая пример аскетизма, и работают, демонстрируя чудеса трудолюбия. Рабочий день жёстко регламентирован восходом солнца и наступлением темноты. Сейчас 29 подданных Поднебесной трудятся на прополке овощей. В качестве оплаты за труд они получат часть урожая. Берут натиском и упорством. Перекуры – непозволительная роскошь. Для сравнения: там, где наша бригада тем же составом одолела 37 га, китайцы перешагнули двухсотый рубеж. Руководство ЗАО не скрывает своей радости по поводу гастарбайтеров, в итоге рабочие получат 17% от урожая. Довольны и китайцы, обеспеченные гарантированным заработком. Цу Хо Би говорит, что это единственная возможность выжить ему и его семье: «Работа мне нравится, природа хорошая. В Китае все так работают, только получают гораздо меньше. Мы приехали сюда зарабатывать деньги, поэтому почти не отдыхаем, дома отдохнём». В редкие часы передышки нужно успеть поесть. И, если осталось время, сыграть партию в шашки. Это миф, что китаец обходится миской риса в сутки. Сегодня к очень большой миске риса подавали маринованные огурцы и дольки мяса. Первое и компот – такая же непозволительная роскошь, как и отдых».
В то же время в Великобритании центр занятости отказался принять у нанимателя объявление о наборе работников, в котором подчёркивались такие характеристики, как «трудолюбие» и «усердие», углядев в этом дискриминацию тех, кто не обладает этими похвальными качествами.
В другом объявлении, которое хотела дать в центр занятости Саутгемптона предпринимательница Берил Кинг, гласило, что складу требуются «трудолюбивые и надёжные» упаковщики на зарплату 10 долларов в час. Но каково же было изумление работодательницы, когда в ответ она получила категорический отказ, мотивированный тем, что её объявление дискриминирует людей, которые не отличаются старательностью и усердием. «Я просто не могла поверить своим ушам. Неужели мир сошел с ума?», – возмущалась по этому поводу 57-летняя предпринимательница.
Наряду с этим, в западных (цивилизованных) странах всё большее распространение получает так называемое добровольчество, которое многими в мире вообще воспринимается как признак цивилизованности. И это действительно так, поскольку делать что-то полезное для общества за «просто так», т.е. не за деньги, является типичным проявлением высокоразвитого сознания. В то же время социальная пассивность «воспитана» иждивенческой психологией.
Нормальному человеку свойственно совершать гражданские поступки. И поэтому во всех цивилизованных странах добровольчество активно поддерживается властями. В Японии на начало века число национальных добровольческих центров перевалило за 3300, в США – около 500 (и 3 млн. добровольцев), в Англии существует более 500 добровольческих бюро. В России подобных организаций практически нет. Если в Норвегии на долю добровольцев приходится 6% валового национального продукта, в нашей стране – почти ноль.
Большинство американцев каждую неделю посвящают добровольному труду по несколько часов, потому что это одна из непременных сторон жизни, диктуемых их впитанным таким образом сознанием, также как забота о здоровье или увлечением спортом. Сотни тысяч студентов всех европейских стран уезжают на каникулы за границу для работы добровольцами и волонтерами.
В то же время в России, несмотря на высокий процент явной и скрытой безработицы, вызванной многими неблагоприятными факторами – повальный алкоголизм, плохой менеджмент, безответственность и самоустранение властей всех уровней от решения этого вопроса, как ни странно, полностью ещё не изжита любовь народа к труду.
Так, всероссийский опрос Фондом «Общественное мнение» городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краёв и республик всех экономико-географических зон на вопрос «Как вы считаете, какие качества нужно воспитывать в детях?» выявил следующие результаты в ответах (в %):
трудолюбие                                                         50 
честность и порядочность                                    46 
аккуратность, опрятность                                     37
воспитанность, вежливость                                  34
воля, характер, твёрдость                                    33
ответственность                                                  33
дисциплинированность                                        25 
самостоятельность и независимость                     24 
бережливость в отношении денег и вещей            22 
активность, целеустремленность                          20
Реже всего респонденты считали важным воспитывать в детях такие качества, как сила (3%), воображение (4%), индивидуализм (6%), терпимость (7%), самоконтроль (8%) и уважение к авторитетам (9%).

Конечно, представления о ценности тех или иных качеств существенно различаются в зависимости от возраста опрошенных. Если сравнить ответы респондентов моложе 35 лет и тех, кому больше 55 лет, то окажется, что для первых более ценны такие качества, как активность, целеустремленность (26% – среди молодёжи, 13% – среди старшего поколения), воля, характер, твёрдость (39:25), самостоятельность и независимость (30:18), стремление к успеху (21:9). Относительно пожилые придают большее значение воспитанию честности и порядочности (11:21), трудолюбия (39:61), послушания (11:21), бережливости в отношении денег и вещей (18:28).
Говоря о трудолюбии, необходимо помнить ещё об одном сопряжённом понятии – трудоголизме, хотя трудолюбие и трудоголизм – это совершенно разные вещи. Трудоголизм лишает человека целого набора ценностей, которые существуют помимо работы, и это рано или поздно приводит к внутреннему коллапсу. И человек, являющийся трудоголиком, не видящий вокруг себя ничего, кроме работы, в принципе не может быть успешным. Успех в жизни – это не только успех в работе, но успех в социуме, в семье, среди друзей. По-настоящему успешный человек не может и не должен быть трудоголиком, в противном случае его успех будет очень однобоким и долго не продержится.
Стивен Кови в своей книге «Семь навыков эффективного менеджмента» привёл результаты своего исследования на основе 150 – 200 лет американской истории и очень чётко определил одну важную вещь: с середины XVIII века до 30-х годов XX века во всей литературе об успехе фигурирует основная мысль – если быть честным, трудолюбивым, организованным и упорным, то успеха ты рано или поздно добьёшься. То есть, ранее главным вопросом был: «Кем быть?» А где-то с 30-х годов и до 70-х годов ХХ века основным вопросом, описывающим параметры успеха или способ достижения успеха стал: «Кем казаться?»
Поэтому трудоголик – это человек, который на каком-то этапе хочет или пытается начать себе казаться чем-то, то есть этап, когда он был трудолюбивым и упорным, прошёл, и он не может остановиться, потому что ему нужно убедить себя в том, что он остался трудолюбивым и упорным на самом деле, а трудоголизм – это такая надстройка, которая заставляет человека казаться себе и окружающим тем, кем он хочет казаться. Всё это не имеет ни малейшего отношения к эффективности.

Итак, подводя итог всему сказанному, отметим, что трудолюбие – это положительное качество человека, отличающегося любовью к труду, усердием в работе. Оно складывается вместе со становлением личности, обретением социального опыта, утверждением жизненной позиции.
Трудолюбие, уважительное отношение к делу свойственно, как правило, людям, для которых труд не просто необходимость, источник получения благ, но и высшая ценность, и поэтому оно должно непременно быть одним из главных фрагментов любой социокультурной матрицы, индивидуальной или общественной. Его должны прививать каждому человеку родители, школа (уроки труда), вузы. Но главное, общество, государство должны пропагандировать такую мораль, когда честный труд вызывал бы гордость, считался бы благом и достоинством, признаком человека, а безделье и леность порицались бы, не говоря уже о неправедных деяниях нелюдей, о деньгах, заработанных нечестным трудом.
Даже в соннике можно прочитать: «Увидеть себя во сне прилежным и трудолюбивым – означает, что наяву вы будете чрезвычайно активны в разработке и осуществлении идей, которые окажутся плодотворными для вашего дела. Это приведёт к успеху всего вашего предприятия. Увидеть других людей, поглощённых своим трудом, – очень благоприятно для увидевшего сон».

Экологические аспекты культуры светского поведения

В конце ХХ века наряду с гуманизацией морали всё более актуальной становится её экологизация. Причём обе эти тенденции не противоречат, а дополняют друг друга. Включение природы в систему нравственных отношений, проявление подлинной человечности не только к другому человеку, но и к любой другой форме жизни, способность любить её и заботиться о ней – это и есть подлинная гуманность.
С учётом этого пропаганда программ по биоэтике стала одним из важнейших пунктов деятельности ЮНЕСКО, которая относительно недавно разработала даже Всеобщую декларацию биоэтики. И здесь опять светская мораль в корне расходится с религиозной моралью, полагающей, что мир, природу создал Бог, так пусть он о ней и заботится. А задача прихожан – заботиться о заоблачном «рае» и о том, как с помощью церковников туда попасть. И действительно, уходят со временем ВСЕ, но сведений, что удачно до «рая» добрались, НИКТО пока не присылал ни с помощью смс, ни по Интернету. Так что, отказываясь от земного рая, люди по неведению и при попустительстве церкви рубят сук на котором сидят, уничтожают и портят то, от чего прямым образом зависит их здоровье, здоровье и достаток последующих поколений человечества. И печальные результаты пагубной их деятельности уже дают о себе знать по всей планете.
Исходя из этого, проблемы экологии и защиты окружающей природной среды выходят в современном мире на первый план и поэтому становятся обязательными фрагментами нормально сформированной социокультурной матрицы поведения. Экологические проблемы, начавшиеся с локальных загрязнений, выросли до угрозы глобальных катастроф. Основной причиной этого является быстрый рост основных элементов глобальной системы: численности населения, промышленного производства, производства продуктов питания, потребления природных ресурсов и, соответственно, отходов их переработки. При всём при этом имеет место практически полная экологическая безграмотность населения планеты. И это трагическим образом сказывается на  загрязнении окружающей среды, биосферы планеты.
Напомним, что экология (от греч. oikos - дом, родина, местопребывание + logos - понятие, учение) – это наука об отношениях растительных и животных, включая человеческих, организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей природной средой. Объектами экологии могут быть популяции организмов, виды, сообщества, экосистема и биосфера в целом. В связи с повсеместным техногенным загрязнением окружающей природной среды, разрушением целостной природы Земли неразумной деятельностью экологически невежественной части человечества, для экологии, а значит, для разумной части человечества эти вопросы всё более выходят на первый план и становятся самыми актуальными.
Для решения всего круга этого рода проблем возникла и стала быстро развиваться так называемая экологическая (энвайронментальная) этика, которая в качестве моральных ценностей и жизненных установок человека рассматривает не только благополучие и социальные связи людей, но и ответственность за благо будущих людей, домашних животных и других форм жизни. Появившаяся как ответ на вызов глобальных угроз современности, прежде всего, экологического кризиса, могущего в любой момент перерасти в обвальную экологическую катастрофу, экологическая этика предлагает ценностную переориентацию сознания в духе уважения и любви к природе, отказа от преобладающей ныне потребительской установки общества, являющейся главенствующим принципом демократии, от неразумной техногенной деятельности, пагубно влияющей на окружающую природную среду.
К наиболее острым экологическим проблемам современного мира можно отнести глобальное потепление климата, ведущего к ураганам и паводкам, уменьшение озонового слоя Земли, предохраняющего всё живое от губительной солнечной радиации, сокращение площади лесов, ухудшающее кислородный баланс атмосферы, деградацию земельных ресурсов, загрязнение водных бассейнов, сокращение биологического разнообразия, накопления твёрдых, токсичных и радиоактивных отходов, и т.д.
Темпы использования человечеством важнейших видов природных ресурсов, нерациональная структура производства и потребления привели к образованию многих видов загрязнения окружающей среды, которые уже превышают допустимые пределы. В то же время экологический фактор не стал ещё одним из основных при принятии экономических решений как на региональном и государственном уровне, так и в масштабах всей планеты.
Многим разумным людям давно уже стало очевидным, что возрастающий техногенный пресс породил и продолжает множить негативные проблемы во взаимодействии человека с окружающей природной средой в процессе промышленного и сельскохозяйственного производств, носящих как кратковременный, так и долгосрочный характер.
Об уровне культуры любой нации и цивилизованности страны в целом в настоящее время можно судить уже по тому, насколько активно, например, в системах мусоросбора внедрена практика «разделения мусора по составу» и дальнейшей специализированной и безотходной его переработки. Т.е. это когда люди выносят из домов сразу несколько пакетов и выбрасывают их в разные контейнеры – для стекла (отдельно цветного и прозрачного), для бумаги, для пищевых отходов, для жестебанок, для отходов из пластмассы и из дерева.
Показателем экологической цивилизованности наций служит также факт наличия в стране так называемой «мусорной полиции» – специализированных подразделений, осуществляющих наблюдение и наказание за любые загрязнения окружающей среды вплоть до выбрасывания мимо урн окурков, обёрток и тары из-под прохладительных напитков, неубирание хозяевами выгуливаемых собак их испражнений, за что во многих государствах полагаются очень крупные штрафы, и т.д.
Культура современного поведения подразумевает наличие экологического сознания, т.е. совокупность экологических и природоохранных знаний и представлений, которые мотивируют экологическое поведение – конкретные действия и поступки людей, непосредственно или опосредованно направленных на сохранение и развитие экосистемы, поддержание экологических чистоты и порядка, проявление всесторонней заботы об окружающей нас природе. Эти действия в первую очередь должны быть направлены на тщательную и безопасную для биосферы максимальную утилизацию всех отходов в доме, в округе, в стране в целом, а также систематическое обновление экосистемы – высадка новых деревьев и кустов, очищение водоёмов, разведение в них рыб, подкормка диких птиц и животных.
В цивилизованных странах экологическая культура, экологические навыки прививаются, воспитываются поголовно всему населению с раннего возраста. В результате уровень национального экологического сознания постоянно растёт. Так, например, жители Германии не просто отрывают крышечку из фольги от стаканчика с йогуртом, но и снимают целлофан с бумажной пачки сигарет перед тем, как направить их в разные мусорные контейнеры. О массовом наличии у немцев экологического мышления свидетельствует тот факт, что весьма ответственно к сортировке мусора относится среди них подавляющее большинство: 85% отделяют от общей массы бумагу и картон, примерно столько же отдельно выбрасывают стеклянную тару (причём, раскладывая её предварительно по цвету), а некоторые ещё собирают в отдельные пакеты батарейки и упаковки от медикаментов.
В Сингапуре и ряде других стран вы не встретите валяющихся на тротуаре ни одного окурка, ни одной обёртки. Уличённых в этом экологическом проступке ждёт штраф в 500 долларов.
Сохранение биологического разнообразия и здоровья природных систем, поддержание репродуктивных способностей природы определяет жизнь и здоровье самого человека. Сколько бы человек не стремился выделиться из природы, противопоставить себя ей, он всегда был и по-прежнему остаётся её органической частью. Однако нельзя быть здоровым в больной среде. Между тем повсеместное антропогенное воздействие на природу всё чаще приобретает масштабы экологических катастроф и обширных зон экологического бедствия. При этом для экологических бедствий не существует государственных границ. С точки зрения экологии всё человечество вынуждено пребывать в одной «лодке» – в биосфере планеты Земля. По этой причине окружающая нас природная среда, если её не сохранять, в свою очередь перестанет обеспечивать человека необходимыми ресурсами, на каком бы континенте он ни находился, лишит его возможности дышать чистым воздухом, потреблять чистую воду и продукты, быть защищённым от космической радиации озоновым слоем, пребывать в благоприятном природном окружении.
Естественные возможности самоочищения окружающей среды отстают от возрастающей техногенной активности человека. В то же время «число» ответов человеческого организма на тысячи новых и самых разнообразных экологических воздействий крайне ограничено. В результате всё большее количество заболеваний человека возникает из-за загрязнения окружающей среды.
Современная цивилизация не может отказаться от развития производства в тех темпах, которые постоянно увеличивают нагрузку на окружающую среду. Но она способна и обязана контролировать и дозировать эту нагрузку. Ущерб, наносимый природе и здоровью человека промышленными и бытовыми загрязнениями, не может быть оправдан никакими экономическими «выгодами» от пренебрежения экологическим порядком. Здоровая среда – это дорогая среда, но здоровье человека ещё более бесценно. Тем ценнее должна быть окружающая его природная среда.
Цивилизованные страны мира осознали большинство экологических рисков. Всё природное признаётся изначально самоценным, имеющим право на существование «просто так», независимо от полезности или «вредности» для человека. За человеком, как рядовым членом экологического сообщества, не признаются какие-либо особые привилегии. У него, как наиболее разумного в природе существа, могут возникать лишь дополнительные обязанности по отношению к природе и к самому себе.
Согласно Декларации Первого Всемирного саммита по устойчивому развитию человечество было призвано действовать сообща, с общей решимостью «спасти нашу планету, содействовать развитию человеческого потенциала».
В России на основе рекомендаций Второй европейской конференции по охране окружающей среды и здоровью населения Министерство здравоохранения разработало «Национальный план действий по гигиене окружающей среды», связывающий стратегию здравоохранения с задачами по уменьшению воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье человека. В середине 2002 года правительством была принята Экологическая доктрина Российской Федерации, включающая раздел «Экологические приоритеты в здравоохранении». Центр экологической политики России разработал проект – «Приоритеты национальной экологической политики России: от федерального центра к регионам», давший методологическую основу для разработки региональных экологических программ.
Таким образом на уровне документов и теоретических разработок проблемы экологии  вроде бы представлены достаточно полно. Однако нельзя признать достаточными практические действия по сохранению и восстановлению благоприятного для человека состояния окружающей среды, поддержанию целостности её жизнеобеспечивающих функций. При очевидной связи здоровья человека и среды, в которой он живёт и работает, экологическая регламентация хозяйственной деятельности крайне неудовлетворительна.
Причиной этому служит отсутствие экологического сознания у жителей страны, что является прямым следствием отсутствия в социокультурных матрицах поведения соответствующих экологических фрагментов, и как результат, экологической невоспитанности населения, его экологического невежества, а значит, экологически неграмотного хозяйствования на объектах национальной экономики, несоблюдение экологической культуры в быту.
По этой причине более половины населения России вынуждены проживать в крайне неблагоприятной экологической обстановке, связанной с загрязнением окружающей среды, с выбросами промышленных предприятий и автотранспорта. Превышение допустимых концентраций вредных веществ отмечается в атмосферном воздухе более 200 городов. Случаи пятикратного превышения предельно допустимых концентраций загрязнителей в атмосферном воздухе отмечены более чем в 150 городах. Почти половина сточных вод, сбрасываемых в основные реки европейской части России, относятся к категории загрязнённых. Две трети водоёмов, используемых для питьевого водоснабжения, не отвечает установленным требованиям по химическим показателям.
Для решения всех этих проблем экологического характера необходимо разрабатывать и активно внедрять новые модели и технологии взаимодействия общества и природы, обеспечивающие здоровье нации. В этих целях необходимо, чтобы в национальную, региональную и индивидуальные социокультурные матрицы поведения в обязательном порядке вводились и наличествовали в них экологические фрагменты, а с их помощью можно было бы преодолеть экологическое невежество населения, наладить его экологическое воспитание, экологически грамотное поведение.
С учётом этого было бы гораздо легче обеспечить баланс интересов хозяйственной деятельности и экологической безопасности. Смена форм собственности, которая теоретически должна была усилить государственное регулирование природопользования и создать систему неформальной ответственности за последствия загрязнения окружающей среды, в рамках действующей ущербной социокультурной матрицы не дала желаемых результатов. А отсутствие адекватных нанесённому ущербу экологических платежей ведёт только к повышению расходов на здравоохранение, вследствие чего за своё здоровье человеку приходится платить всё большую цену.
Давно назрела необходимость перехода к региональным моделям развития природоохранной деятельности. Ошибочная ликвидация единого государственного органа, отвечающего за экологическую безопасность страны, и передача соответствующих функций государственному органу, заинтересованному в использовании природных ресурсов, понизило влияние федеральной власти на решение экологических проблем в России. 
Поэтому без экологических инициатив местного населения, отстаивающего свои интересы и право жить в приемлемой природной среде, невозможно далее обеспечивать экологическую безопасность страны. В этой связи необходимо усилить давление общественности на органы власти всех уровней, региональных представителей природоэксплуатирующих ведомств и предприятий, расширить практику обращения органов общественности в судебные инстанции в случаях загрязнения окружающей среды, повысить спрос с Минприроды РФ за выполнение природозащитных функций, сделав их в ведомстве приоритетными.
Необходимо внедрять в практику современные методы оценки природных объектов, ресурсов и сред, позволяющих оценить реальную значимость природы для общества. В настоящее время многие компоненты природной среды получают нулевую оценку или стоимостные показатели настолько низки, что не дают возможность применить экономические и правовые рычаги  для защиты природы от сиюминутного хозяйственного интереса.
В стране практически не работает принцип «загрязнитель платит», обеспечивающий неотвратимость полного возмещения ущерба природе и адекватность наказания за урон, нанесённый окружающей среде. Отсутствует также эффективная правовая ответственность за выбросы, сбросы и замусоривание. Многие «экологические дела» вообще не доходят до суда. Одна из главных причин этого – отсутствие действенной государственной и общественной защиты экологических прав и интересов граждан. 
В этих целях необходимо повсеместно внедрять в практику методы экологического мониторинга. Оценка здоровья среды должна быть ранним предупреждением возможного ухудшения состояния здоровья проживающего населения. Поэтому экосистемам необходим интегрированный «диагноз» с оценкой риска для проживания людей, а не исходя из применяемых до сих пор традиционных методик оценки здоровья среды путём сопоставления уровней фактического загрязнения с их нормативными величинами. Только на этой основе можно определить потенциальную опасность загрязнения для здоровья человека и разработать комплексные оздоровительные мероприятия для природы и человека.
Для сохранения окружающей среды необходимо повсеместно внедрять полноценный механизм взимания с хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих природные ресурсы, экономически обоснованные рентные платежи, достаточные для их использования на сохранение и восстановление природной среды, реабилитацию здоровья населения. При  этом должна осуществляться эффективная координация природоохранной работы органов государственной власти, местного самоуправления, общественных экологических организаций, деловых и научных кругов. Результаты мониторинга состояния окружающей среды, проводимого экологическими организациями, должны воплощаться в обязывающие законодательные и управленческие решения.
Кроме того, должны соблюдаться права человека на эстетику окружающей среды. Современное понимание здоровья среды включает не только обычную прагматику – заботу о состоянии живой природы как биологического ресурса существования человека, но и стремление сохранить также эстетическую привлекательность окружающей среды. Среду с обеднённым биоразнообразием, с хаотично изменённым архитектурным ландшафтом уже нельзя считать совершенно здоровой. Часть болезней человека является следствием стрессов, связанных с уничтожением или загрязнением природных объектов, повреждением территории его проживания.
Так или иначе, но с помощью экологических фрагментов социокультурных матриц поведения у населения должно появиться и усиленно развиваться экологическое мышление. После этого общество возможно перестанет обманывать себя традиционными макроэкономическими показателями. Экологическая коррекция этих показателей, как, например, не осуществляемый пока вычет из показателя ВВП убытков, вызванных повреждением, уничтожением, загрязнением, заболеваниями, может привести к значительному снижению показателей формального экономического роста вплоть до отрицательных величин.
В итоге через усиление экологического воспитания должна будет, наконец, сформироваться подлинная экологическая культура, а с ней и новое отношение людей к окружающей их природной среде, новые подходы к природопользованию и соответствующее этому поведение. Обычными заботами специальных экологических служб станут:

-       прогнозирование экологических угроз местного, регионального и национального масштабов, выявление зон повышенной экологической опасности, предотвращение экологических рисков здоровью населения;

-       контроль за соблюдением норм качества воздуха, воды, продуктов питания, в том числе генетически изменённых их видов;

-       участие в работе по повышению экологической безопасности жилья, одежды, бытовой техники, других предметов домашнего обихода;

-       подготовка и согласование необходимых государственных решений по всем направлениям экологической безопасности, а также отмена решений по освоению новых хозяйственных территорий, реконструкции населённых пунктов и промышленных зон в случае их экологической несостоятельности;

-       выявление и обозначение установленным образом всех территорий экологического бедствия, экологически опасных производств и объектов, привлечение к ответственности руководителей предприятий – источников загрязнений;

-       предотвращение применения химических и биологических средств, вызывающих деградацию природной среды и разрушающих здоровье человека;

-       оказание адресной лечебной помощи группам населения, проживающим в зонах экологического бедствия;

-       мобилизация источников денежных средств на помощь лицам,  пострадавшим от вредных экологических воздействий;

-       оказание помощи населению, нуждающемуся в переселении из зон экологического бедствия, техногенных и природных катастроф, неподдающихся реабилитации;

-       оказание финансовой и организационной поддержки разработке новых методов комплексного природопользования, экологически обоснованных методов использования земельных, водных, лесных, минеральных ресурсов, природосберегающих и экологически безопасных технологий, технологий переработки отходов, универсальных средств защиты территорий и населения в экологически чрезвычайных ситуациях;

-       участие в работе по восстановлению территорий и акваторий, пострадавших в результате техногенного воздействия на окружающую среду, рекультивации земель, медицинской реабилитации населения заражённых территорий;

-       формирование экологического законодательства, определение необходимых правовых условий, позволяющих гражданам и общественным организациям реально участвовать в принятии и реализации экологически значимых решений, проведении авторитетных общественных слушаний, экспертиз и инспекций;

-       отказ от поддержки хозяйственных и иных проектов, связанных с воздействием на природные системы, если последствия реализации этих проектов наносят ущерб или непредсказуемы для окружающей среды;

-       подготовка, обсуждение, принятие и реализация решений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, повышения ответственности природопользователей;

-       участие в создании системы экологического воспитания, образования и просвещения, формировании основ экологической культуры;

-       ведение эколого-просветительской деятельности, обеспечение гарантий открытости экологической информации;

-       консультация населения и деловых кругов по вопросам законодательства в области охраны окружающей среды, рационального природопользования, ответственности за охрану природы;

-       обучение населения правилам поведения при чрезвычайных ситуациях, способам защиты от последствий загрязнения окружающей среды, наносящих вред здоровью;

-       создание регионального эффективного механизма экологического мониторинга, характеризующего связь уровней загрязнения природной среды с состоянием здоровья человека, включение его в единую государственную и общественную систему экологического мониторинга на территории страны, обеспечение оперативной интерпретации полученной информации для качественного и количественного определения потенциального и реального ущерба здоровью от загрязнения окружающей среды данного региона;

-       разработка предложений по совершенствованию системы показателей состояния окружающей среды и её влияния на здоровье человека, и содействие органам государственного управления в принятии более эффективных обязывающих решений в области охраны природы;

-       и другие.

Экологические фрагменты социокультурной матрицы поведения человек должен формировать у себя с детства, воспринимая их от родителей и учителей в школе, и постоянно дополняя их на более поздних этапах образования и самообразования. Их он обязан воспитывать у своих детей, требовать их соблюдения от окружающих, от местных и региональных органов власти.

Гармония физического развития

Многим известно изречение на латинском: «Mens sana in corpore sano», что означает «В здоровом теле – здоровый дух». И действительно, ещё в древности, а в особенности, например, у греков национальной чертой была их любовь к состязаниям, стремление к тому, чтобы достичь физического совершенства. Поскольку понимали, что «здоровый дух» может быть только «в здоровом теле». Вот почему физическая составляющая, подразумевающая тренированность и закалку организма, подлинно оздоровительные мероприятия, является весьма важным аспектом-фрагментом социокультурной матрицы поведения светского человека.
В то же время в большинстве религиозных учений и наставлений заботу о здоровье рекомендовано проявлять через совершение молитвенных ритуалов (помолиться и попросить бога о здоровье, о выздоровлении), как раз очень вредных для здоровья с учётом их гиподинамичности и негигиеничности. Несколько однобоким выглядит культ здорового тела и в восточно-азиатских религиях, связывая его большей частью с мужчинами в связи, главным образом, с овладением техники восточных единоборств. Хотя существуют там и общеоздоровительные традиции, но они скорее связаны с национальными обычаями, чем с какой-либо религией.
В результате большинство населения во многих, даже цивилизованных странах, имеет нездоровый внешний вид, часто болеет, что даже наруку крупным фармацевтическим кампаниям. В силу своего невежества и низкой культуры, признаками чего являются ожирение и неспортивная осанка, многие люди вообще не придают значение правильному, здоровому питанию и регулярному выполнению гимнастических упражнений. Панацеей от всего для них служат медицинские лекарства, косметика, БАДы (биоактивные добавки), либо нож хирурга для отсечения излишков жира. Всё это негативным образом сказывается на их здоровье, ведёт к преждевременному старению, утрате внешней привлекательности, и, в конечном итоге, заканчивается преждевременным уходом из жизни (вначале в переносном, а затем и в прямом смысле).
И только атеистическое учение пропагандирует светскую физическую культуру как залог здоровья и стремится воспитывать её у ВСЕГО населения с детских лет. Вместо регулярных молитв, т.е. своеобразных психических медитаций отрешения, когда все здоровые мысли, а с ними и разум, покидают головы молящихся, оно призывает заниматься регулярными физическими упражнениями, во время которых укрепляются мышцы, усиливается кровообращение, а значит, больше питательных веществ вместе с кровью поступает во все органы тела, включая человеческий мозг. Этим улучшаются функциональные, двигательные способности всех органов организма, но прежде всего мыслительные способности мозга, что так важно именно для разумного человека.

К профилактическим оздоровительным мероприятиям светской физической культуры следует отнести:

     1.     правильно организованную систему питания,
2.     поддержание здорового тонуса тела,
3.     избежание зашлаковывания организма,
4.     психологическая подзарядка.

Питание каждого человека должно быть достаточным, высокоценным, регулярным, в разумных, небольших количествах, с максимальным исключением из него вредных и балластных веществ. Таким образом, задача питания – не утоление голода, не гурманство. Фактическое его предназначение – загружать в организм питательные вещества, т.е. строительный материал для работы клеток, для постоянно протекающего в организме клеточного метаболизма. Поэтому в здоровый рацион питания в первую очередь должны входить минимально обработанные термически растительные продукты: фрукты и овощи в свежем, сухом и вяленом виде, орехи, мёд, семечки, проросшие зерна пшеницы, и т.п. Допускаются в небольших количествах морепродукты, яйца и молочные продукты, отварное мясо и рыба. Хлеб, картофель и крупы следует рассматривать как балластные продукты. Выпечки и печенья, торты и пирожные, колбасы и ветчины, «фанты» и «коки» и т.п. нездоровую пищу следует рассматривать как вредоносные для организма продукты. Показателем правильности выбранной системы питания следует считать спортивные пропорции тела и всегда хорошее самочувствие.
Здоровый тонус (жизненная активность, жизнедеятельность) тела человека поддерживается различными способами. Главным из них следует считать физическую гимнастику. Она должна делаться регулярно в течение ВСЕЙ жизни человека с малых лет ДО самой его СМЕРТИ без перерывов и пропусков и включать в себя упражнения для всех мышц организма. Прежде всего, это должен быть набор гимнастических упражнений для всех групп мышц тела: ног, рук, спины, живота, шеи, пальцев рук. Каждый сам должен выбрать себе необходимый комплекс упражнений и делать их регулярно, но не реже одного раза в неделю, будучи отдохнувшим, регулируя нагрузку на мышцы количеством упражнений в зависимости от самочувствия организма. Отдельно должны делаться упражнения для мышц хрусталиков глаза, чтобы поддерживать хорошее зрение.
Особая забота должна уделяться круговым мышцам кровеносных сосудов, влияющих на давление крови и поддержание системы терморегулирования организма. Гимнастикой для мышц кровеносных сосудов является регулярное закаливание: контрастный душ, обливание или обтирание холодной водой, посещение не реже двух раз в месяц бани или сауны, моржевание (купание в проруби), обтирание снегом, и т.д.
Помимо гимнастики и закаливания для поддержания здорового тонуса тела можно использовать плавание, катание на лыжах и коньках, бег и спортивную ходьбу, подвижные игры, туризм, верховую езду, катание на велосипеде, и другие виды спортивного отдыха или нагрузки. Кроме того, в последнее время выяснилось оздоровительное значение секса, влияющего как на физический, так и эмоциональный настрой человека. Поэтому регулярный классический секс, в особенности в зрелом возрасте, следует также причислить к оздоровительным мероприятиям, помогающим избежать болезни простаты у мужчин и болезни женских органов у женщин. Вполне понятно, что при этом во избежание заболеваний (вплоть до СПИДа) интимные связи должны быть не случайными, а тщательно проверенными, нормальной, традиционной ориентации, оптимально безопасные.
Обратный, нездоровый эффект, отрицательный тонус можно получить от гиподинамического образа жизни: длительного сидения у телевизора или компьютера, фанатичного футбольного или хоккейного «боления», переутепления или переохлаждения организма, переутомления от монотонного труда.
Зашлаковывание организма, резко снижающее функцию всех его органов, можно избежать, придерживаясь, прежде всего, здорового рациона питания и регулярно занимаясь физкультурой, следя за пропорциями и весом своего тела. Этим способом выводятся в первую очередь все продукты переработки организма, а также случайно попавшие туда при нарушении правильного питания вещества. Особую опасность для человека представляет химическое отравление органов организма, вызываемое вредными привычками и пороками: злоупотребление алкоголем, табакокурением, наркотиками, а также вредными продуктами питания: колбасами, «фантами», «энерджайзерами», «ножками Буша», тортами, выпечками, жареными продуктами, и т.п. Особую статью зашлаковывания-химического отравления организма представляет собой употребление различных видов БАДов, искусственных, химических витаминов, а также лекарств, в особенности, таблеток, вызывающих помимо прочего ещё и дисфункцию или снижение жизнедеятельности отдельных органов. Исключив их из употребления, можно значительно способствовать очищению организма от шлаков, избежанию его неестественного «замусоривания», восстановлению функций пострадавших органов.
Психологическая подзарядка организма включает в себя позитивное самовнушение, создание себе хорошего настроения посредством прослушивания хорошей музыки, чтения «умных» или весёлых книг, просмотра хороших жизнерадостных кинокомедий или телепередач, посещения концертных мероприятий классической направленности, общение с подлинно светскими людьми, с друзьями и приятными во всех отношениях приятелями, участие в спортивных играх. Следует всячески щадить свою психику и избегать всего того, что негативно воздействует на неё – общение с «проблемными» людьми, вешающими на вас свои проблемы, с энерговампирами, чтение унылых книг, прослушивание гнетущей или оглушающей музыки, просмотр фильмов-ужастиков, а также фильмов с убийствами, пытками, маргинальных передач и т.п. телешоу, чем особенно наполнено наше современное ТВ, воздействующее на нашу психику большей частью резко негативно, что и создаёт нам отрицательный психологический настрой.

Так или иначе, но физическая культура и массовый спорт выполняют в обществе множество функций. В первую очередь – это наименее затратное и наиболее эффективное средство физического и морального оздоровления нации. Физическая культура и любительский спорт развивают физические, эстетические и нравственные качества человеческой личности, способствуют профилактике заболеваний, физической и психоэмоциональной рекреации и реабилитации человека, сплочению семьи, организации досуга.
Физкультурно-спортивные общественные движения сближают личные и общественные интересы, формируют здоровый морально-психологический климат в различных социально-демографических группах населения, особенно в молодёжной среде. Физическая культура является частью общей культуры человека и во многом определяет стиль его жизни, поведение во время учебы, на производстве, в быту, в общении.
В современном мире нарастает осознание роли физической культуры и спорта, как фактора совершенствования природы человека и общества. Конец прошлого столетия был периодом модернизации и строительства современных спортивных сооружений, фитнес клубов. Создавались новые модели физкультурно-спортивного движения, новые поведенческие программы, направленные на формирование моральной и материальной ответственности личности за состояние собственного здоровья и здоровье членов своей семьи. В некоторых странах физическая культура и спорт стали объединяющей силой и национальной идеей, способствующей развитию сильного государства и здорового общества. Правительства многих стран связывают уменьшение расходов на здравоохранение с занятиями спортом для всех и его оздоровительными видами.
В России принят Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», в котором физическая культура и спорт рассматриваются как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, а также воспитания патриотизма граждан, подготовки их к защите Родины.
Приняты Федеральные целевые программы – «Развитие физической культуры и спорта в Российской федерации», «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской», разработаны также региональные программы приобщения различных групп населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Однако, несмотря на активную политику государства по созданию национальной системы физической культуры и спорта, оно не может удержать в фокусе своей политики многие аспекты поддержания и укрепления здоровья населения. Физическая активность и физическая подготовка населения продолжают оставаться на низком уровне. «Спортивный ландшафт» страны крайне беден и коммерсализован. Заинтересованность людей в сохранении здоровья как основы материального благополучия ещё не приобрела черты устойчивой и целостной системы поведения.
По имеющимся данным большинство стадионов, плавательных бассейнов, спортивных залов и площадок не приспособлено для массовых физкультурно-оздоровительных занятий с населением. Из-за высокой стоимости физкультурно-оздоровительных услуг, то, что есть, также не используется в полной мере. Социологи отмечают, что современное молодое поколение зачастую предпочитает бездеятельный отдых, превосходя в этом плане взрослые поколения, даже пенсионеров. Распространённость гиподинамии среди школьников достигла 80%. Сведена до минимума научно-исследовательская деятельность. Продолжается отток квалифицированных специалистов и тренеров за рубеж.
В этой связи необходим переход к внедрению новых современных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, развитию спорта для всех, обеспечивающего равные условия для физических занятий во всех социально-демографических группах населения России.
 В этих целях необходимо, чтобы в национальную, региональную и индивидуальные социокультурные матрицы поведения в обязательном порядке были бы включены фрагменты физической культуры человека и с их помощью преодолены физическая апатия и физкультурное невежество населения, налажено его физкультурное воспитание, подразумевающее регулярные физкультурные занятия и профилактическое закаливание.
В этой связи следует инициировать и поддерживать усилия государства по созданию сети спортивных сооружений, обучению кадров для нужд оздоровительного спорта, в проведении научных исследований и информационной деятельности в данной области.
Необходимо всячески повышать социальный статус физической культуры и любительского спорта как одной из составляющих национальной идеи, формирующей физически здорового, гармонично развитого человека, развивать «культ» здорового тела, здорового духа, здоровой жизни. Здоровый образ жизни людей должен стать нравственной ценностью, одним из основных направлений государственной политики и воспитательной функции общественных организаций, профессиональных и творческих союзов, средств массовой информации.
В рамках решения задач по укреплению физического и психического здоровья человека, нужно постепенно формировать общенациональную систему повышения человеческого потенциала, а также вырабатывать единую стратегию, сочетающую усилия государства, его социальных институтов, местных органов власти с инициативами общественных спортивных организаций и частных лиц.
Большее распространение должны получить народные системы физического воспитания,  позволяющие полностью раскрыть традиции, самобытность и опыт народов России. Недостатки системы физического воспитания в наиболее острой форме сказались в российской глубинке, где утеряны не только современные, но и народные системы физического воспитания.
В рамках государственной информационно-пропагандистской кампании в национальных СМИ постоянно должна размещаться социальная реклама ценности физической культуры и спорта как наиболее надёжного способа поддержания физического здоровья. Престиж здорового образа жизни, спортивного телосложения, имидж спортивного стиля в одежде и быту, ценность собственного здоровья и здоровья окружающих должны стать жизненными идеалами всего населения и противопоставляться «пивному образу жизни», культу насилия и жестокости.
Поскольку рыночные механизмы привели к многократному повышению стоимости физкультурных и спортивных услуг, то большинство профильных учреждений превратились в закрытые клубы. В этой связи необходима прямая государственная финансовая поддержка оздоровительного спорта, для чего могут привлекаться денежные средства и из внебюджетных  источников. Формы предоставления спортивно-оздоровительных услуг должны быть различными: бесплатными, льготными, умерено платными. Для молодежи пользование спортивными сооружениями и вход на многие спортивные мероприятия должны быть, как правило, бесплатными или максимально льготными.
Желательно создание региональных спортивных советов для поддержки спортивно-оздоровительной деятельности находящихся на данной территории спортивных организаций, клубов, команд, организации и проведения соревнований. Активное участие в региональных оздоровительных программах должны принимать местные предприятия и учреждения. Как показывает опыт других стран, именно на региональном и муниципальном уровне можно создать эффективную сферу спортивного досуга и оказывать прямое содействие гражданам в реализации их прав на занятие физической культурой (спортом для всех), туризмом, и т.п.
Было бы весьма полезно восстановить спортивный туризм как общественное движение. До сих пор туризм развивается только на коммерческой основе, часто как экстремальный туризм, что существенно ограничивает число участников туристических переходов. Россия теряет уникальную возможность использовать богатство своей природы, свои пространства для развития физических возможностей человека, воспитания молодёжи в гармонии с природой, рекреации для всех групп населения.
В закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» следует добавить ряд дополнительных понятий, таких, например, как «услуги физической культуры и спорта», «спортивная реабилитация», «спортивная наука», «спортивная медицина». Также должны быть разработаны новые законодательные акты, создающие благоприятные экономические условия для организаций, реализующих программы развития физической культуры и спорта, особенно среди детей, инвалидов, сирот. Спонсоры и инвесторы, направляющие свои средства на развитие инфраструктуры спорта для всех, особенно для молодёжи и инвалидов, должны иметь существенные налоговые льготы и преимущества в получении государственных заказов.
Но главное, к чему должны стремиться руководители государства, ответственные за физическое состояние населения, это – обеспечить приоритет физического воспитания и спортивно-оздоровительной работы среди детей и молодёжи. Реальными центрами физкультурно-спортивного досуга детей и молодёжи по месту жительства должны стать подростковые клубы, дошкольные учреждения, школы, образовательные учреждения профессионального образования, физкультурно-спортивные комплексы предприятий и коммерческих структур. Для этого необходимо привлечь дополнительные денежные источники, например, определённые законом отчисления от игорного бизнеса на развитие сети доступных молодёжи спортивных клубов, спортивных сооружений, летних лагерей и т.д.

В результате правильно налаженного среди населения физического воспитания у граждан сформируется обычная для жителей цивилизованных стран физическая культура, появится просвещённый подход к методам сохранения и поддержания своего здоровья. Для того, чтобы закрепить эти положительные тенденции в национальном масштабе, необходимо, чтобы государственными органами осуществлялись:

-       тесное взаимодействие органов здравоохранения, образования, труда, обороны, внутренних дел, общественных физкультурно-спортивных организаций, государственных и частных предприятий, заинтересованных частных лиц в решении вопросов спортивного оздоровления населения страны;

-       развитие сети базовых рекреационных центров, национальных парков здоровья, спортивно-оздоровительных учреждений, а также разветвлённой сети физкультурно-оздоровительных, спортивных и туристических клубов;

-       повсеместное создание спортплощадок, спортивных клубов и центров для работы с детьми и подростками по месту жительства, а также физкультурно-оздоровительной работы среди лиц пожилого возраста и инвалидов;

-       обустройство спортивными сооружениями городских площадок, микрорайонов, дворов, формирование зон спортивного отдыха для районных центров России, региональных оздоровительных трасс и троп с типовой или нестандартной инфраструктурой;

-       строительство простейших спортивных сооружений в российской глубинке и содействие в приобретении общедоступными спортивными учреждениями комплектов спортивного инвентаря и оборудования;

-       разработка и широкое распространение физкультурно-оздоровительной программы «доступный спорт», побуждающей различные социально-демографические группы населения к физической активности; 

-       активная пропаганда физкультуры и спорта, в т.ч. используя западный опыт «спорта для всех» и формирование общественного мнения, способствующего повышению ответственности родителей за физическое здоровье своих детей;

-       демонстрация и пропаганда положительных экономических и социальных результатов увеличения расходов на физкультуру и спорт среди отечественных предпринимателей, хозяйственных руководителей, трудовых коллективов, а также оказание помощи по внедрению физкультурно-оздоровительных программ на предприятиях различной формы собственности;

-       внедрение и развитие физкультурно-оздоровительных программ в учебных заведениях всех уровней, развитие соревновательного спорта для детей и подростков, побуждая школы устраивать регулярные паузы физической активности;

-       вещание на спортивном канале телевидения ежедневной часовой программы, посвященной массовому оздоровительному спорту и внедрение новых эффективных форм спортивного досуга,  доступного для основной массы населения;

-       и другие.

Фрагменты физической культуры своей социокультурной матрицы поведения человеку должны формировать с малых лет в первую очередь в семье его родители, а также друзья, наставники, которые он должен дополнить во время учебы в школе и использовать в течение всей своей жизни, воспитать у своих детей, распространять среди родственников, друзей и знакомых. Физическая культура, спортивный стиль и здоровые интересы должны стать неотъемлемыми и постоянными составляющими образа жизни каждого человека, быть характерными признаками нормального светского воспитания  и поведения.

Современные эстетические тенденции

Другим важным фрагментом каждой социокультурной матрицы следует считать пакет эстетических заповедей-наставлений.
Эстетика (от греч. aisthetikos – чувствующий, воспринимаемый чувствами) – учение о прекрасном, об искусстве и художественном творчестве, о чувственном знании. Кант считал эстетику наукой «о правилах чувственности вообще». Эстетические знания связаны, как правило, с пониманием сущности и проявлений прекрасного и безобразного в жизни и в искусстве, рассматривая искусство как одну из форм жизненной идеологии. Они включают в себя также знание законов развития искусства, его идейного содержания, художественных форм, общественной роли, а также влияния на улучшение качества жизни людей.
Термин эстетика чаще всего употребляется для обозначения эстетической составляющей культуры и её эстетических компонентов. В этом смысле говорят о сравнительной эстетике поведения, той или иной деятельности, спорта, обряда, ритуала, какого-либо объекта и т.п. Главные категории эстетики: искусство, эстетическое, прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, безобразное, ужасное.
Эстетические опыт и сознание, присущие человеку с давних времен, получили свое первоначальное выражение в протоэстетической практике создания феноменов зачаточного искусства, в стремлении украсить свою жизнь, предметы пользования и т.д. Уже в Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции появлялись специальные трактаты по искусству и философские тексты, где эстетические проблемы поднимались до уровня теоретического осмысления.
Концепции возникновения космоса (означающего помимо мироздания также украшение, красоту, упорядоченность) из хаоса, попытки осмысления и описания красоты, гармонии, порядка, ритма, подражания в искусстве фактически стали первым этапом рефлексии эстетического сознания. Основная терминология и главные понятия эстетики сложились в Древней Греции. К ним относятся такие термины и понятия, как красота, прекрасное, возвышенное, трагедия, комедия, гармония, порядок, искусство, ритм, поэтика, красноречие, музыка, символ, образ, знак и некоторые другие.
Исторически в центре эстетики всегда стояли два главных направления развития: собственно эстетического, которое чаще всего осмыслялось в терминах красоты, прекрасного, возвышенного, и искусства, понимавшегося в более широком смысле, как философия искусства и прекрасного, изучавшая тенденции развития различных искусств, в т.ч. красноречие, музыку, архитектуру, которые со временем развились в искусства слова, композиции, живописи, ваяния и т.д.
Платон впервые поднял вопрос о прекрасном как в физическом, так и в нравственном смысле в связи с моральным и духовным совершенствованием человека. Позднее эстетика классицизма разработала теорию иерархии жанров искусства, разделив их на высокие и низкие и отдавая предпочтение первым. Искусство должно было быть ориентировано на утверждение высоких нравственных идеалов, морально в своей основе и этим полезно для общества. Классицисты требовали от художников ясности, глубины и благородства замысла произведения искусства и точно выверенной высокохудожественной формы выражения, которые озвучивались примерно так:

«Но нас, кто разума законы уважает,
      Лишь построение искусное пленяет».

Эстетика классицизма утверждала идеал «свободного, гармонически развитого человека».
Но наиболее существенный вклад в развитие философской эстетики внесли Кант и Гегель. В философии Канта эстетика рассматривается как завершающая часть общей философской системы. Рефлектирующая способность суждения в системе познавательных способностей человека, по его мнению, снимает противоречия между рассудком и разумом, основываясь на чувстве удовольствия/неудовольствия. Главные для него категории эстетики – целесообразное, вкус, прекрасное, возвышенное – суть характеристики неутилитарного созерцания, сопровождающегося удовольствием.
«Вкус, – писал Кант в «Критике способности суждения», – есть способность судить о предмете или о способе представления на основании удовольствия или неудовольствия, свободного от всякого интереса. Предмет такого удовольствия называется прекрасным». При этом Кант отрицал существование каких-либо объективных правил вкуса, ибо был убеждён, что суждение вкуса основывается на «неопределённой идее сверхчувственного в нас». Эстетическое осмысливается им как результат свободной игры духовных сил в процессе неутилитарного созерцания объекта или в творческом акте, завершающемся созданием произведения искусства.
Кант выделяет два вида красоты: свободную и привходящую. К первой и главной в эстетическом отношении он относит объекты, которые «нравятся необусловленно и сами по себе», т.е. исключительно за их форму – многие цветы, птицы, моллюски, орнамент в искусстве, нетематическая музыка. Только в оценке этой красоты суждение вкуса является «чистым суждением», отрешённым от какого-либо понятия о цели, т.е. чисто эстетическим.
Возвышенное Кант в большей мере, чем прекрасное, связывал с внутренним миром человека, полагая, что объекты, несоразмерные со способностями человеческого восприятия, дают мощный эмоциональный толчок душе. Явления природы или социальной истории, качественно или количественно превосходящие всё, представимое человеком, дают душе толчок к ощущению «возвышенности своего назначения по сравнению с природой». Искусство как эстетический феномен является созданием гения, особого врождённого таланта, через который «природа даёт искусству правило». Это «правило» является оригинальным и не поддающимся словесному описанию; при этом оно также органично, как и законы природы. Искусство становится важнейшим средством проникновения в мир сверхчувственного.
В русле просветительской эстетики существенный вклад в эстетическую теорию внёс Шиллер. В письмах «Об эстетическом воспитании человека» (1795 г.) он, разрабатывая идеи Канта, показал, что суть эстетического сводится к инстинкту игры, который и должен быть развит в человеке в процессе эстетического воспитания. Только в игре проявляется истинная сущность человека как свободного духовного существа. В процессе игры человек творит высшую реальность – эстетическую, в которой осуществляются социальные и личностные идеалы. Предметом влечения человека к игре является красота. Согласно Шиллеру эстетический опыт (в частности, искусство) помогают человеку обрести свободу и счастье, а то, что мы воспринимаем как прекрасное, является одновременно и истинным.
Гегель в «Лекциях по эстетике» (1832-45 гг.) определил в качестве предмета эстетики «обширное царство прекрасного, точнее говоря, область искусства или, ещё точнее, – художественного творчества» и считал, что эту науку следовало бы назвать «философией искусства» или, ещё определённее, «философией художественного творчества». Главную цель искусства он видел в выражении истины, которая практически отождествлялась им с прекрасным. Прекрасное же осмысливалось как «чувственное явление, чувственная видимость идеи».
Критикуя упрощённое понимание искусства как подражания видимым формам реальной действительности, Гегель выдвигал в качестве важнейшей категории эстетики и предмета искусства идеал, под которым имел в виду прекрасное в искусстве. При этом Гегель подчёркивал диалектический характер природы идеала: соразмерность формы выражения выражаемой идее, обнаружение её всеобщности при сохранении индивидуальности содержания и высшей жизненной непосредственности. Конкретно в произведении искусства идеал выявляется в «подчинённости всех элементов произведения единой цели».
Гегель фактически был последним крупным представителем классической философской эстетики. После него она стала одной из традиционных университетских дисциплин, не претерпевших существенных изменений до конца ХХ века.
В этой связи интересны эстетические высказывания известного русского мыслителя Н.Г. Чернышевского, который, в частности, отмечал, что «красота действительности» объективна, хотя восприятие и оценка её зависят от многих субъективных факторов (вкуса, особенностей психики и т.п.); задача искусства – не в создании «видимости» красоты, но в художественном осмыслении явлений жизни, их объяснении и оценке. Действительность, по Чернышевскому, выше искусства.
Здесь нельзя также не вспомнить и слова Леонардо да Винчи о том, что у человека «красота внешняя есть выражение красоты внутренней». Нельзя оставить без внимания и известное утверждение А.П. Чехова о том, что «в человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…»
Во второй половине ХХ века в результате неконтролируемого разумом развития техногенной цивилизации ситуация на планете достигла той степени опасности, которая грозит в любой момент уничтожением биосферы Земли. Процесс активной и всё ускоряющейся сознательно-внесознательной «переоценки всех ценностей» под влиянием научно-технического прогресса, ощутимо изменившего психоментальную структуру человека западной цивилизации, достиг такого состояния, когда появились существенные изменения в эстетическом объекте, эстетическом субъекте и их отношениях, т.е. стал меняться сам предмет эстетики.
Среди главных причин возникновения неклассической эстетики можно также назвать отказ от классического рационализма в науке, от европоцентризма в сфере духовной культуры, кардинальные изменения в сфере концентрированного эстетического объекта – искусства, наиболее чуткого сейсмографа космоантропных, цивилизационных, социокультурных процессов.
После краткого взлёта утончённого эстетизма на рубеже ХIХ – ХХ вв. в искусстве началось мощное авангардно-модернистское движение, провозгласившее и во многом реализовавшее отказ от традиционных фундаментальных принципов в искусстве, от художественно-эстетической сущности искусства вообще. Им на смену пришли или подчеркнуто механистические принципы коллажа, монтажа, сборки, деконструкции и глобальной цитатности, или новейшие «стратегии» энвайронментальной, постмодернистской эстетик: организации арт-пространств или смысловых ландшафтов, культурных лабиринтов, гаптических пространств, аудивизуальных энергетических полей, виртуальных реальностей и т.п.
Дегуманизация искусства приобрела глобальные масштабы, как и абсолютизация творческого жеста, или, скорее, любого произвола, личности, возведённой художественной стихией или арт-олигархией в ранг художника. Многие современные арт-практики фактически отказывают своим «объектам» в их эстетической сущности. Искусства перестают быть «изящными искусствами», т.е. носителями эстетического. В них всё чаще можно встретить элементы безвкусицы и даже пошлости. Всё это в итоге становится больше похожим на бескультурье.
Если мастера-утилитаристы современного дизайна, художественного конструирования, архитектуры, организации среды обитания, опираясь на достижения техники и технологии, а также на принципы ясности, функциональности, рациональности, продолжат и далее реализовывать принцип нетрадиционности художественного творчества, то многие направления неутилитарного искусства авангарда, модернизма, постмодернизма ещё более пробудят и актуализируют слепые стихии, присущие техногенной цивилизации и уже приведшие человечество на грань глобальной катастрофы.
В этой связи иррациональное, бессознательное, абсурдное будет всё больше проявляться в бурлящей арт-стихии, и это станет отражением принципиально иного этапа цивилизационного развития, при котором всё более очевидна полная растерянность классического художественно-эстетического сознания.
Наряду с сущностными изменениями в сфере искусства к концу ХХ в. изменилась и общая научная картина мира. В частности, под влиянием экологии и традиционных восточных представлений окружающая человека природа стала осмысливаться как целостная саморазвивающаяся система – как живое существо, органическим членом которого является и человек. Отсюда существенно меняется система неутилитарных отношений объекта и субъекта на основе снятия их традиционной оппозиционности; фактически именно эта система приобретает приоритетное и качественно новое значение перед утилитарными отношениями. Всё это привело к пересмотру или значительной корректировке многих положений классической эстетики.
В качестве своеобразной пропедевтики неклассической эстетики ХХ в. в её категориальное поле включают не только традиционные категории и понятия, но и многие оппозиционные им (или даже антиэстетические с точки зрения классической эстетики) явления и категории – абсурдное, заумное, жестокость, шок, насилие, садизм, мазохизм, деструктивность, энтропия, хаос, телесность, вещность, лабиринт, энвайронмент, ландшафт, стратегия, фристайл и т.п. Новым смыслом стали наполняться понятия эстетического наслаждения, иронизма, композиции.
Стирание границ между объектом и субъектом, между реальностью и текстом, между означаемым и означающим, диффузия реального и виртуального (в компьютизированном мире), объективного и субъективного стимулируют дальнейшее развитие эстетических вкусов в рамках главным образом неклассической эстетики.
В силу принципиальной ограниченности уровня формализации эстетических знаний и их многогранности, требующих от человека фундаментальной подготовки в области истории искусства и всех гуманитарных наук, а также обострённого художественного чувства, эстетика до сих пор остаётся во всех отношениях наиболее сложной, трудоёмкой, дискуссионной и наименее упорядоченной областью гуманитарных знаний.
Сегодня, как и в момент возникновения, в центре внимания эстетики стоят две главные проблемы: эстетическое и искусство в его сущностных основаниях. Термины, их обозначающие, фактически – её главные категории, метакатегории. Все остальные категории являются производными от них и имеют целью в той или иной мере конкретизировать отдельные аспекты и уровни главных категорий и феноменов, обозначаемых ими.
Для классической эстетики в качестве наиболее значимых утвердилось поле феноменальных проблем и соответственно означающих их терминов и категорий: эстетическое сознание (включая эстетическое восприятие, воображение, инспирацию и др.), эстетический опыт, эстетическая культура (включая основные закономерности и принципы художественной культуры, художественного текста, художественного языка, типологии искусства), эстетическое воспитание, игра, прекрасное, безобразное, возвышенное, трагическое, комическое, идеал, наслаждение, образ, символ, знак, выражение, творческий метод, стиль, форма и содержание, гений, творчество, талант и некоторые другие.
В эстетике ХХ в. возникло много принципов классификации эстетических категорий и почти бесчисленное множество самих категорий, иногда доходящих до абсурда. В неклассической эстетике всё больше стало прослеживаться тенденций, носящих явно маргинальный характер, сориентированных на антиэстетические с позиции классической эстетики проблемы и категории типа абсурдного, заумного, садизма, мазохизма, деструктивности, хаоса, попсовости, телесности и др., при этом всё чаще имеет место отказ от традиционных ценностей и идеалов. Вместо этого людям настойчиво навязывается безвкусие, пошлость, низкопробные литература, картины, фильмы, спектакли, музыкальные опусы, абсурдные биеннале и т.д.
Жизнь человека постоянно сталкивается с изобразительным, с исполнительским искусством, от него в большой степени зависит качество жизни человека, вкусы и стиль жизни. Поэтому вполне естественно, что эстетика занимает важный раздел социокультурной матрицы. В этой связи знание современных классических и современных неклассических эстетических парадигм, ценностей и идеалов позволит легче ориентироваться в обществе, находя людей со схожими или же сочетающимися эстетическими фрагментами индивидуальных социокультурных матриц – классическими или же маргинальными. Это позволит избегать ненужных конфликтов матриц, а значит бытовых ссор, траты нервов, дурного настроения, которые могут вылиться в нервные срывы, и даже в инфаркты и инсульты.
Использование традиционных, классических эстетических знаний позволяет человеку лучше устроить свои быт и досуг, встретить людей по интересам, насладиться подлинно прекрасным и восхитительным, посещая музеи и картинные галереи, театры с классическим репертуаром, концерты классической музыки, художественные выставки, вернисажи, салоны и т.п., без чего жизнь теряет свой смысл, лишается своих прелестей и незабываемых ощущений, ради которых часто и хочется жить дальше. Человек с привитым чувством эстетики всегда выберет и наденет красивую, опрятную одежду, приведёт в порядок, украсит своё жилище, рабочее место, свой двор, улицу. На лице его всегда, как правило, приветливая улыбка, доброжелательный взгляд. Он никогда не выбросит мусор вне положенном месте, не испачкает стены, при необходимости засыплет лужу на дороге, посадит цветы, отремонтирует сломанную скамейку, одним словом, облагородит окружающий интерьер, воссоздаст требуемую гармонию прекрасного.
Поэтому невежды и обыватели, пошляки и неряхи, маргиналы и псевдоэстеты, наркоманы и алкоголики – это индивиды, утратившие эстетический вкус и способные поглощать любую пошлость и гадость или низкопробное творчество, будь то на экране, на сцене или в быту. Сами они способны только извращать окружающий мир, портить, пачкать, ломать, множить хаос и беспорядок, слушать отупляющую музыку, воткнув в уши наушники, читать пошлую литературу, смотреть низкопробные фильмы, восхищаться псевдоискусством. В их индивидуальных социокультурных матрицах эстетические фрагменты не сформированы должным образом и заполнены, как правило, маргинальными псевдоэстетическими обломками, либо вообще утрачены, а с ними утрачено чувство прекрасного, а значит, и естественная тяга к нормальной человеческой жизни.
Эстетические фрагменты своей социокультурной матрицы поведения человеку должны формировать с малых лет его родители, учителя в школе, и постоянно пополняться на более поздних этапах образования и самообразования. Их же он обязан воспитывать с раннего возраста у своих детей, подсказывать, прививая хороший вкус, менее просвещённым окружающим, друзьям, родственникам.

[ На главную страницу ] [ Тема 14 ]