[ Оглавление ]

Игорь Кондрашин

Истины бытия
в зерцале сознания

Предисловие

Философия: на пути из прошлого в будущее

Влияние философии на ход развития человечества сегодня является одной из наиболее обсуждаемых проблем в различных странах и профессиональных сообществах, независимо от сложившихся там философских традиций и уровня развития философской культуры. Лучшее тому подтверждение - результаты последнего в ушедшем столетии XX-го Всемирного философского конгресса, который состоялся в августе 1998 г. в Бостоне (США) и был посвящен теме: "Пайдейя. Философия в воспитании человечества". Если кратко сформулировать суть основных вопросов, обсуждавшихся там, и которые серьезно волнуют наших коллег во всем мире, то звучат они примерно так:
Что может сделать философия для решения принципиально новых проблем, возникающих перед человечеством в результате глобализации техногенного, информационно "взрывающегося" мира? Как философия, не будучи целостным учением, строго выстроенной системой знания, т.е. оставаясь "любомудрием", где нормой является извечный философский принцип "все подвергай сомнению", где царит плюрализм мнений, а вопрос ценится не меньше самого ответа, может оказать влияние на ход событий и будущее мирового устройства?

Такая ситуация "вечного", "перманентного" поиска является для философии нормальным явлением уже хотя бы потому, что имеет объективные основания в самом предмете. На вопрос "Что изучает философия?" ответ находим в ее многовековой истории - "Все, по поводу чего человек задается вопросом в стремлении выработать собственные представления относительно объекта своего интереса". Другими словами, предметом философии является любая объективная и субъективная действительность, вызывающая у человека интерес к познанию и порождающая у него вопросы, на которые он стремится дать рационально обоснованные ответы, опираясь на доступные ему знания, опыт, интуицию, а в известной мере и верования, убеждения.
Подчеркнем при этом, что в отдельные исторические эпохи на первый план философских исследований в силу тех или иных причин, как правило, выдвигался круг вполне определенных вопросов. Так, отличительной чертой первых философских учений в Древней Греции был космоцентризм. Позднее, в период расцвета древнегреческих городов-полисов, интерес философов перемещается к социальной проблематике, этике, государственному устройству. Зарождение и укрепление христианства в Европе делает всю средневековую философию теоцентричной.
Последовавшая затем Эпоха Возрождения повернула философию к искусству (эстетике) и в значительной степени к человеку. В XVII-XVIII вв. набирающая силу наука предопределяет интерес философии к проблемам познания, научных методов. Кризис "классической философии" и рациональности во второй половине XIX в. обнажает проблемы иррационального, интуитивного, бессознательного, экзистенциального, делая их главным предметом анализа "неклассической философии", что, в свою очередь, порождает затем особый интерес к логике, языку, истолкованию и интерпретации текстов.
В последние десятилетия XX в. "постнеклассическая философия" акцентирует внимание на обсуждении кризисных явлений в современной культуре и проблемах, обусловленных "информационной революцией", а также бурным развитием средств массовой коммуникации.
Рассуждая об "исчерпанности истории", "проговоренности" всех смыслов и идей, обращая внимание на неспособность человека справиться с обрушившейся на него лавиной информации, представители этой философии выступают за асистемность, размывание устоев, ценностей и границ традиционного философского европейского знания, как не соответствующего новым реалиям. Наконец, еще одна тема, ставшая фундаментальной и одной из наиболее актуальных в новейшей философии на пороге XXI в., связана с экологией и мировыми проблемами стремительно глобализующегося мира.

Итак, не вызывает сомнения, что в целом предмет философии (в отличие от предмета любой конкретной научной дисциплины) не может быть сведен к какому-то одному, ограниченному кругу вопросов. Он, в зависимости от времени и множества объективных причин, всегда выступает на первый план в виде той или иной проблемы или некой их совокупности. Но это совсем не означает, что другие темы, вопросы и проблемы бесконечно многообразного мира теряют свою актуальность и выходят за рамки, за пределы философии, перестают быть предметом ее анализа. Вовсе нет. Они лишь отодвигаются главной темой на второй, третий или еще более отдаленный план и оказываются как бы в ее тени, "дожидаясь" своего времени, чтобы в определенный момент и при соответствующих условиях оказаться в центре философского внимания или подняться выше по шкале приоритетов в философской проблематике.
Общий вывод из сказанного состоит в том, что основная доминанта предмета философии постоянно изменяется, как бы "плавает" и движется по траектории, не имеющей строго заданных параметров. В итоге направленность развития основных философских идей подобна пуле со "смещенным центром тяжести", попавшей в цель и летящей по непредсказуемой и невычисляемой заранее траектории движения.
Отсюда непрекращающиеся, в особенности на Западе, хотя и не бесполезные, но бесперспективные разговоры о "кризисе философии", о том, что она себя "изжила", "исчерпала", в то время как происходит просто очередная смена парадигм в философии, в общественной жизни, в мышлении. Разумеется, вопрос о том, "каково будущее философии, исходя из нынешней ситуации?" - обретает особую остроту, повышенную актуальность и становится предметом оживленных дискуссий.
Мировая тенденция такова, что философию стремятся повернуть лицом к реалиям современной жизни и, прежде всего, к формированию новой этики, глобального, экологически ориентированного мировоззрения. В России, хотя эта задача также является актуальной, тем не менее, все еще остаются в стадии решения (дискутируются) несколько другие вопросы, если и не решенные, то иначе звучащие на Западе.
Пока философия у нас все еще в значительной степени понимается как конкретная дисциплина, которую нужно выучить, освоить, овладеть ею. Попытки перевести философию в практическую плоскость сопряжены с опасностью неоправданного заужения ее предмета и недооценки таких функций философии, как: мировоззренческая, методологическая, гносеологическая, аксиологическая и т.п.
Философия непременно и непосредственно не влияет на принятие политических, социальных и других решений, хотя и это вовсе не исключается. Но очевидно, что, формируя мировоззрение людей, она тем самым в значительной степени предопределяет и их поведение, и их подходы в процессе выработки таких решений. Разумеется, она выполняет и другие функции, если иметь в виду, что у философского знания нет четко обозначенных границ, и это дает возможность понимать философию как личный, субъективно переживаемый опыт автономного мыслителя. У нее, в отличие от того или иного научного знания, нет единой системы, нет основателей и продолжателей (в том смысле, как это есть у научных дисциплин), а путей философствования в итоге оказывается множество. Философские теории, таким образом, находятся в противоречиях, а нередко и взаимоисключают друг друга.
Иными словами, разные взгляды, позиции в философии - это ее естественное состояние, и, более того, они абсолютно необходимы для поддержания творческого процесса. И. Кант, отмечая особенности философии, утверждал, что можно учить философствовать, но не философии, ибо она не имеет фундамента в виде эмпирической базы и подобна воздушному замку, живущему лишь до следующего философа. Ему вторит А. Шопенгауэр: "Философ никогда не должен забывать, что философия есть искусство, а не наука". Подобных высказываний можно привести множество, но подведем итог принципиальной важности: наука и философия - не одно и то же, хотя у них и немало общего.
Например, и та и другая:
а) стремятся к выработке рационального знания;
б) ориентированы на установление законов и закономерностей исследуемых объектов и явлений;
в) выстраивают категориальный аппарат (свой язык) и стремятся к построению целостных систем, и т.п.
Вместе с тем их отличает то, что:
а) философия - всегда представлена адресно, т.е. тем или иным философом, когда его идеи, труды могут быть самодостаточными и не зависеть от того, разделяют или не разделяют их другие философы. Наука же, в конечном счете, - плод коллективного труда;
б) в философии (в отличие от конкретных наук) нет единого языка и единой системы. Плюрализм взглядов здесь - норма. В науке же норма - монизм, т.е. единство взглядов как минимум на основные принципы, законы, язык;
в) философские знания не проверяемы экспериментально (иначе они становятся научными);
г) философия не может дать точного прогноза, т.е. не может экстраполировать достоверные знания в будущее, ибо таковыми не обладает. Отдельный философ на основе определенной системы философских взглядов может лишь предсказывать, но не прогнозировать или моделировать, как то доступно ученому.
Отсюда вытекают специфические особенности преподавания философии, которые принимались во внимание еще в Древней Греции и все больше актуализируются теперь. Дело касается, в частности, уже упоминавшейся пайдейи, считавшейся тогда отличительным признаком аристократии. Теперь же, выдвигая на первый план проблемы образования и воспитания, нужно снова вернуться к этому понятию, ибо противоречивая биосоциальная природа человека, так же как и две с половиной тысячи лет тому назад, не оставляет ему большого выбора - "вне общества человек либо Бог, либо зверь". И только образование (пайдейя) делает человека таковым в полном смысле этого слова, т.е., как говорит Платон, "пайдейя открывает ему глаза".
Но философское образование не заключается в том, чтобы "дать глазу зрение, а призвано дать ему правильный вид". Уже Платон, Демокрит и другие известные мыслители, придерживавшиеся того принципа, что "божественную природу человека необходимо выращивать так же, как хороший виноград", полагали, что посредством образования можно создать другую природу человека, если направить образование против насилия и культивировать в человеке разум. Понятие "пайдейя" акцентирует внимание на процессе образования, в результате чего ребенок становится взрослым, а взрослый совершенствуется.
Заметим, что древние греки проводили различие таких понятий, как "техне" и "пайдейя"; если первый термин означает знание, т.е. то, чему можно учить, то второй - источник правильного суждения, а не источник передачи знания. При этом пайдейя, как считал Аристотель, должна склонить человека к саморазвитию. Исходя из этого, Протагор, Сократ, Платон в преподавании философии акцентировали внимание на том, чтобы обучать не искусству убеждения, а искусству правильного суждения.
Продолжая работу над решением таких проблем, современные философы вновь и вновь задаются, казалось бы, давно решенными вопросами: Что есть философия? Кому и зачем она нужна? Каково ее предназначение? Однако в мире, как и прежде, нет единого взгляда на предмет, а также на то, может ли философия целенаправленно воздействовать на общественное развитие, и если может, то каким образом. Причины такого разномнения обусловлены спецификой самой философии, которая только и может быть лишь там, где есть плюрализм взглядов и инакомыслие. Но как тогда преподавать философию, если плюрализм в философии - это норма, а в каждой отдельной голове нужно приходить к монизму, т.е. к упорядоченной, целостной и непротиворечивой системе взглядов?
Именно этим, в первую очередь, озабочены многие философы во всем мире, что, в частности, показал и упомянутый всемирный философский конгресс. Так, ссылаясь на опыт Сократа, Сенеки, других мыслителей прошлого, американский философ М. Нуссбаум отстаивала, казалось бы, бесспорную и вполне очевидную мысль, которая, однако, и теперь далеко не всегда учитывается. Суть ее такова - "философия должна не учить запоминанию фактов, а развивать способности рассуждать и ставить вопросы. Смысл же философских занятий состоит в том, чтобы человек научился думать сам и следовал своему разуму, а не обращался бы по каждому вопросу к авторитетам. Отсюда задача философии - учить общению, диалогу, чтобы человек стремился не к самоутверждению, а к поиску истины."
Правильные и точные слова, еще раз подтверждающие ту мысль, что философию нельзя выучить как науку, усвоив ее как некую сумму знаний, готовых правил и формул. Избрать в обучении человека путь пайдейи - значит научить его "куда и как смотреть", а не тому, "что надо увидеть". Очевидно, что без творческого подхода, без самововлеченности такая задача не решается. Другими словами, в основу философии в обязательном порядке должно быть положено творчество, а оно, как известно, не тиражируемо.

Первый вице-президент           
Российского философского общества,
д.ф.н., проф. А.Н. Чумаков         


[ Оглавление ] [ Введение ]