[ Оглавление ]

Игорь Кондрашин

Истины бытия
в зерцале сознания

Введение

 

"Мы считаем, что более мудр во всякой науке тот,
кто более точен и более способен научить выявлению причин,
...ибо мудрому надлежит не получать наставления,
а наставлять, и не он должен повиноваться другому,
а ему - тот, кто менее мудр."

Аристотель "Метафизика"

По расчетам астрофизиков вот уже 12,5 млрд. лет минуло с "момента зарождения" нашей Вселенной.
Около 5 млрд. лет прошло с тех пор, как во Вселенной вспыхнуло и засияло Солнце.
Чуть меньше - 4,6 млрд. лет назад - сформировалась планета Земля.
2 млрд. лет назад на Земле зародилась жизнь в теплых морях в виде простейших одноклеточных организмов типа водорослей.
1,2 млрд. лет назад появились многоклеточные организмы - медузы, черви и т.п.
900 млн. лет назад появились организмы типа моллюсков.
500 млн. лет назад кислород в атмосфере Земли достиг нынешнего уровня.
400 млн. лет назад жизнь из морей стала постепенно распространяться на сушу. Появились первые растения и насекомые. В море стали водиться первые рыбы.
300 млн. лет назад появились позвоночные земноводные.
200 млн. лет назад - начало эпохи динозавров.
150 млн. лет назад появились первые млекопитающие.
28 млн. лет назад - появление первых обезьян.
15 млн. лет назад - начало формирования современного животного мира.
5 млн. лет назад - начало эпохи человекообразных обезьян-австралопитеков. Объем их мозга составлял около 400 см3. Питание - растительная пища.
1,5 млн. лет назад - начало антропогенеза. Объем мозга австралопитеков увеличился до 600 см3. Начало охоты на крупных животных и употребление их мяса в пищу. Приспособление костей животных в качестве примитивных орудий.
400 тыс. лет назад появился "Homo erectus" - прямостоящее человекоподобное существо. Объем его мозга достиг 800-1250 см3. Начало использования огня для приготовления пищи и постройки укрытий для жилья. Использование камня и дерева для изготовления орудий.
100 тыс. лет назад появился архаичный "Homo sapiens" - прообраз человека. У неандертальца мозг достиг объема 1200-1350 см3.
40 тыс. лет назад объем мозга кроманьонцев - первых современного типа людей "Homo sapiens sapiens" - достиг уже 1400-1600 см3.
10 тыс. лет назад люди познали мотыгу, лук, серп, примитивный ткацкий станок.
6 тыс. лет назад люди научились плавить медь и стали изготовлять орудия из металла.
5 тыс. лет назад появилась письменность, стали формироваться первые государства.
2,5 тыс. лет назад появились системные философские учения Сократа, Платона, Аристотеля, обосновывающие приоритеты разума и нравственности. Аристотель по тени Земли на Луне обосновал шарообразность Земли.
2 тыс. лет назад возникло христианство.
1,9 тыс. лет назад Птолемеем описана геоцентрическая модель (Солнце вращается вокруг Земли).
500 лет назад Коперником описана гелиоцентрическая модель (Земля вращается вокруг Солнца).
400 лет назад Галилей изобрел телескоп, описал ближайшие к Земле планеты.
240 лет назад изобретена паровая машина.
200 лет назад И. Кант подверг "Критике" (обстоятельному рассмотрению) разум.
130 лет назад Ф. Энгельс усомнился в совершенстве существовавшей онтологической модели, основанной на пространстве и времени, и задумал описать "Диалектику природы" с использованием новых подходов. На попытку не хватило ни сил, ни времени.
100 лет назад - начало активной электрификации, изобретены радио, телеграф, телефон, автомобиль, самолет, кино.
65 лет назад появилось телевидение.
55 лет назад - первое использование на войне атомного оружия.
43 года назад - запуск первых искусственных спутников Земли.
40 лет назад - первый полет человека в космос (Юрий Гагарин).
35 лет назад - активный прогресс в создании компьютеров.
10 лет назад - оптимизация программного обеспечения персональных компьютеров.
5 лет назад - появление и широкое использование мобильной телефонной связи, а также глобальной информационной сети Интернет.

Все исчисление производится с временной точки отсчета, приходящейся на переломную в смене тысячелетий дату - 01.01.2001 года.

Итак, очевидно, что в мире протекает постоянный процесс развития, который имеет вполне определенную направленность. Что его толкает, в какую сторону он движется? Найти ответы на эти вопросы все время пытались и до сих пор пытаются лучшие умы Человечества. Попытки понять, что есть БЫТИЕ, МУДРОСТЬ, ИСТИНА, РАЗУМ, предпринимали философы разных эпох и народов. В этой связи следует вспомнить и Конфуция с его этикой, и Платона с его законами, и Аристотеля с его категориями, и Сенеку с его нравственными наставлениями, и Спинозу с его субстанцией, и многих других философов. Большой вклад в осмысление указанных понятий было сделано великим Кантом. Его детальная "Критика" вначале "чистого", а затем и "практического разума" позволили глубже осознать многие аспекты разумного. Вместе с тем даже его фундаментальные труды, написанные более 200 лет тому назад, не могут в настоящее время помочь ответить на многие вопросы современности, актуальные для многих людей ныне живущего поколения.
Тем не менее, благодаря трудам великих мыслителей общая тенденция развития к совершенству становилась все яснее, а само развитие стало приобретать все более определенную направленность: от простого к сложному, от ложного к истинному, от невежества к разумным знаниям. Иоганн Гете вывел даже формулу - "Мудрость заключается в истине". Вместе с тем философские аспекты функционирования головного мозга, вопросы систематизации сознания человека освещены пока явно недостаточно, и это создает нарастающий вал проблем в ходе существования человечества.
Конечно, и после Канта о работе мозга, о психике и сознании написано немало научных трудов. Достаточно вспомнить и отдать должное И.П. Павлову, В.М. Бехтереву и многим другим. Особенно много работ по психологии появилось в последнее время, еще раз подтверждая повышенный интерес к данной теме.
Однако отстранение от поисков истин в этом направлении современных философов прервало логику смыслового движения в деле совершенствования основ разума и разумного. Общеизвестен факт, называемый "скандалом в философии", заключающийся в том, что философия за тысячелетия своего существования не открыла (кроме нескольких логических аксиом) никаких положений, признаваемых всеми философами в качестве очевидных. Поэтому попытки описать духовную составляющую человека без участия философов продолжаются, но приобретают, с одной стороны, все более физио-психологический, с другой - эзотерический характер. Эти два направления движутся каждое по-своему, все более отдаляясь друг от друга, внося в понимание РАЗУМНОГО все большую сумятицу и хаос и опуская тем самым подлинно научные знания о мыслительной деятельности человека даже на уровень докантовского периода. В то же время попытки "сбросить, - по выражению Канта, - оковы науки" ведут к тому, что "труд превращается в игру, достоверность - в мнение, а философия - в филодоксию (любовь к мнениям)".
Известно, что Российская академия наук была вынуждена создать специальную комиссию по борьбе с лженаукой. Среди причин, вызвавших необходимость появления такой комиссии, называется нарастание "антинаучного бреда" в средствах массовой информации и, что самое опасное, проникновение невежества в высшие эшелоны власти. Ученые считают, что если не организовать отпор надвигающемуся мракобесию, то наука будет просто похоронена.
В этой связи задача современной философии, опираясь на то ценное, что было достигнуто великими предшественниками-классиками, дать толчок философскому осмыслению жизни именно в таком направлении, чтобы ее истинность подтверждалась позитивной практикой, а логика - всем ходом последующих событий. Таким образом, только обозначенный Кантом путь в философии через "чистое" теоретизирование к "практическому" может дать полезные результаты и вызвать реальный интерес к философским находкам у нефилософствующей части человечества. Ведь философы должны творить именно для них, а не для себя, для собственного самолюбования. Вместе с тем, считал Кант, "из всех наук разума можно научить только математике, но не философии (за исключением исторического познания философии), что же касается разума, то можно в лучшем случае научить только философствованию".
В своей знаменитой книге "A brief history of time - Краткая история времени" известный английский астрофизик Стефен Хокинг пишет: "До настоящего времени большинство ученых слишком заняты созданием новых теорий, которые описывают, ЧТО из себя представляет окружающая нас среда, вместо того чтобы задаться вопросом ПОЧЕМУ. С другой стороны, люди, кто должен задаваться вопросом ПОЧЕМУ - философы, не успевают осмысливать ход развития научных теорий. В XVIII в. философы считали все человеческие знания, включая естественнонаучные, предметом своего осмысления и обсуждали вопросы типа: имеет ли Вселенная начало? Однако в XIX и в XX вв. для философов или кого бы то ни было еще, кроме небольшого числа специалистов, в науке стало слишком много техники и математики. Поэтому философы снизили уровень своих интересов до лингвистических рассуждений. Какое понижение великих традиций философии от Аристотеля до Канта! Задача философов принять участие в обсуждении вопроса - почему мы и все, что нас окружает, существует."
Только ответы на вопрос почему? выделяют те формы познавательной деятельности, которые ведут к новым знаниям. А правильным познанием можно назвать только научное познание, поскольку, как известно, наука - это причинное объяснение мира. Таким образом, путь к истине один - через научное познание. Отсюда следует, что все способы мистического познания рождают только бред в той мере, в какой мистиков не интересуют причины, в какой они неспособны ответить на вопрос почему?.
Если истина преподносится без доказательств, она, тем не менее, может оставаться истиной, но истиной мистической, со скрытой причиной, т.е. относиться к области изотерических, сокрытых знаний. С точки зрения здравого смысла - бред. Цель научного познания противоположна - раскрыть тайные, причинные пружины бытия. Именно поэтому Хокинг от лица ученого мира выдвинул претензии именно философам, поскольку подлинное этимологическое значение понятия философия вовсе не "любомудрие", а "различение, анализ, средство постижения истины". "Мудрость (т.е. знания) ищет причину видимого", - утверждал еще Аристотель. И диалектика в этом ключе также означает не спор, не беседу, а "анализ сложного", или, как сейчас принято говорить, "системный анализ".
"Подлинная цель философии, - утверждал Кант, - состоит в том, чтобы пролить самый ясный свет на все шаги разума, при этом метод философии всегда может быть систематическим. Под управлением разума наши знания вообще должны составлять не фрагменты, а систему, так как только в системе они могут поддерживать существенные цели разума и содействовать им. Под системой же я разумею единство многообразных знаний, объединенных одной идеей. А идея есть понятие разума о форме некоторого целого, поскольку им a priori определяется объем многообразного и положение частей относительно друг друга. Следовательно, научное понятие разума содержит в себе цель и соответствующую ей форму целого. Идея же для своего осуществления нуждается в схеме.
Однако пока что понятие философии есть лишь школьное понятие, а именно понятие о системе знания, исследуемого лишь в качестве науки с одной только целью - систематическое единство этого знания, стало быть, логическое совершенство его. Но существует еще мировое понятие (conceptus cosmicus), которое всегда лежало в основе термина философия, в особенности, когда это понятие, так сказать, персонифицировалось и представлялось как бы в идеале философа как образца. В этом смысле философия есть наука об отношении всего знания к существенным целям человеческого разума (teologia rationis humanae), и философ есть не виртуоз разума, а законодатель человеческого разума.
Одним словом, наука (критически исследуемая и методически поставленная) - это узкие ворота, которые ведут к учению мудрости, если под этим понимают не только то, что делают, но и то, что должно служить путеводной нитью для учителей, чтобы верно и четко проложить дорогу к мудрости, по которой каждый должен идти, и предохранить других от ложных путей; хранительницей науки всегда должна оставаться философия, в утонченных изысканиях которой публика не принимает никакого участия, но должна проявлять интерес к ее учениям, которые могут ей стать совершенно понятными только после подобной разработки."

Ответ на вопрос почему? и многие другие вопросы с соответствующими доказательствами дан в изданной мною ранее (в 1996 году издательством "Наука") книге "ДИАЛЕКТИКА МАТЕРИИ - Системный подход к основам философии", в которой описывается новая онтологическая модель, построенная на основе трех глобальных категорий: времени - пространстве - качестве. Данная модель объясняет, например, с помощью движения в качестве и связывания энергии в структурах более высокого уровня, почему на Земле, во Вселенной не наступает предрекаемый вторым законом термодинамики всевозрастающий беспорядок, тепловая смерть. В электронном варианте книга помещена в Интернет-библиотеке на сайте Института философии РАН по адресу - www.philosophy.ru/library/dialmr/index.htm.
Предлагаемая новая книга является продолжением изложенных в первой книге идей, при этом прочесть первую желательно, но необязательно.


[ Оглавление ] [ Продолжение текста ]