[ О менталитете ] [ На главную страницу ]

Игорь Кондрашин

Психика человека

 

"Я знаю, что ничего не знаю...
О том, что такое психика, я ничего не знаю...
И все-таки я хочу поразмыслить и понять,
что она такое"

Подражание Сократу

Оглавление

  1. Природа психических способностей организма
  2. Сигнальные подсистемы организма
  3. Диалектика дальнейшего развития психических способностей
  4. Типизация разновидностей психики
  5. Резюме понятия психики

Природа психических способностей организма

     Психика является основной, базовой, исторически самой ранней составляющей менталитета. Остальные (алгоритмический модуль, интеллект и сознание) складывались позднее в процессе эволюционного развития человека. Психику следует понимать как своего рода рефлексию организма, т.е. его способность к различным рефлексам, точнее, проявление им реакционных способностей на раздражители как внутреннего, так и внешнего миров человека. Будучи важнейшим, если не главным признаком Жизни вообще и показателем развитости любого организма, психика и сама имеет филогенезный период развития, исторически сопоставимый по времени лишь с длительностью самой Жизни с момента ее зарождения на планете Земля, и продолжает свое совершенствование до сих пор. На особенностях развития психики с философской, строго научной точки зрения остановимся несколько подробнее.
     Про психику в настоящее время можно сказать, что это наиболее изученная часть менталитета человека (см. массу литературы по психиатрии и психологии). Но прежде всего хотелось бы привести описание сути психических процессов, сделанное В.М. Бехтеревым: "Другая особенность функциональной деятельности мозговой коры, выявленная уже при первоначальных исследованиях в отношении мозговых центров, это - взаимная смена явлений возбуждения и торможения, с которой мы встречаемся при повторном возобновлении раздражений, вызывающих сочетательные рефлексы, ибо каждый сочетательный рефлекс при повторном его возобновлении постепенно угасает или тормозится и, с другой стороны, заторможенный рефлекс после прекращения раздражений через то или другое время вновь растормаживается. Независимо от такого внутреннего торможения и внутреннего же растормаживания мы имеем и процесс внешнего торможения, наступающего под влиянием какого-либо стороннего внешнего раздражения в период выявления рефлекса, как мы имеем и внешнее растормаживание, осуществляемое под влиянием внешнего раздражения, производимого в период заторможенности рефлекса.

Дело идет таким образом о замещении одного процесса другим, а это доказывает, что между обоими процессами нет противоположения, ибо эти оба процесса, будучи активными, находятся в условиях функционального взаимоотношения. Это взаимоотношение обоих процессов выявляется не только во времени в виде смены одного другим, но и в пространстве, ибо в обычных условиях возбуждение одной мозговой функции сопутствуется торможением других функций и наоборот (так называемая индукция Sherrington'a). Но этого мало. Мы встречаемся здесь еще с особым взаимоотношением того и другого процесса, ибо в случае особо сильного возбуждения одной из функций не только затормаживаются все другие области мозговой коры, но оно еще привлекает к себе импульсы из других частей коры. В этом случае всякое стороннее раздражение не вызывает обычных местных рефлексов, а еще более усиливает степень возбуждения деятельного центра.
Таким образом, эти процессы генерализации рефлекса и его последовательной дифференцировки представляются тесно связанными между собой, являясь выражением одного и того же процесса возбуждения и торможения в различных фазах его развития.
Из вышеизложенного ясно, что действие раздражителей ничуть не представляется одинаковым, ибо один и тот же раздражитель при одних условиях может возбуждать сочетательный рефлекс или растормаживать временно угасший сочетательный рефлекс, при других условиях может действовать тормозящим образом на воспитанный сочетательный рефлекс. Иначе говоря, ни один раздражитель не имеет абсолютного значения в отношении характера воздействия, а лишь относительное, ибо его действие определяется ничуть не его свойствами, а соотношением его с состоянием того аппарата, на который это действие падает. Это то, что я обозначаю законом относительности в деятельности центров.
Далее, в сочетательных рефлексах выявляется очень важный процесс замещения, состоящий в том, что раздражитель, действовавший ранее в смысле вызывания дифференцированного сочетательного рефлекса, может быть замещен другим раздражителем, способным вызывать столь дифференцированный сочетательный рефлекс."

     Итак, согласно большинству определений, под психикой прежде всего подразумевают способность центральной нервной системы головного мозга человека осуществлять взаимодействие с окружающей его средой, - биосферой и инфосферой, т.е. поддерживать в режиме активного функционирования его организм и возможность адекватно реагировать на явления и события, происходящие вокруг, в интересах самого данного организма, в интересах и для пользы общества, членом которого он является, в интересах самой окружающей среды, как среды его обитания. Элементные стороны психики: ощущения, восприятия, чувства, воля, мыслительный анализ, адекватная речевая или двигательная реакция в форме возбуждения или торможения. Психика находится в единстве с соматическими (телесными) процессами и характеризуется активностью-пассивностью, целостностью, соотнесенностью, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией и т.д.
     Психика не является функцией организма с изначально заданными параметрами. Она, как и другие компоненты менталитета, появилась на определенной ступени биологической эволюции органических форм материи и находится в стадии постоянного все большего совершенствования. Ее элементной базой является общий для всего менталитета человека спектр рефлекторных и рефлекторно-алгоритмических дуг, а также аналитико-инициаторно-ассоциативных фн. центров во всех их сочетаниях и взаимосвязях.
     Не будем слишком углубляться в начальный период зарождения психики, т.е. описывать ее признаки у простейших - амеб, туфелек, бактерий и т.п. Опустим этот период, лишь отметив, что эти признаки существовали и существуют, как очевидно существует их живость вообще, характеризуемая именно реакцией организации их организмов на изменяющиеся факторы окружающей среды. Доказательством того, что их рефлективность адекватна этим изменениям, служит сам факт существования до сих пор современных представителей простейших (бактерий, вирусов, микробов, грибных спор и т.п.). Вместе с тем для понимания природы психики необходимо все же знать, как она зародилась, развивалась и по сей день функционирует у организмов I-го поколения, т.е. у представителей растительного мира.

     Как известно, одной очень важной особенностью строения стеблей растений в процессе их эволюции стало включение в структуру их организмов сигнальной подсистемы, имеющей свои ответвления практически во всех органах растения. Однако главные каналы связи проходят именно через стебли. По этим каналам внутренняя информация организма поступает из одной подсистемы в другую, координируя таким образом во времени начало и прекращение тех или иных реакций, запрограммированных алгоритмами соответствующих функциональных (фн.) ячеек. Эти же сигналы служат для внесения коррекции в указанные алгоритмы.
     Следует отметить, что само понятие организм включает в себя наличие условно целостной биологической системы с обязательным присутствием сигнальной подсистемы. Именно благодаря сигнальной подсистеме некое скопление органических клеток объединено в систему единого организма. В простейших организмах растений сигнальная подсистема возникла вначале также в довольно зачаточном состоянии, развившись со временем в примитивную первую сигнальную подсистему, положившую вместе с тем начало появлению духовности в организме.

Сигнальные подсистемы организма

     Сигнальные подсистемы организмов растительно-животного мира имеют биоэлектрическую природу. С их помощью происходит тесное взаимодействие подсистем единой структуры организма, регулирование во времени алгоритмической деятельности тех или иных его органов.
     Здесь необходимо отметить также и то, что в столь сложных системных образованиях, каковыми по сравнению с простейшими являются организмы I-го поколения, своё дальнейшее развитие получило общее для всей живой организации Материи свойство - раздражимость. Под раздражимостью понимают способность системы отвечать на внешние воздействия такой реакцией, которая по своей силе, месту и характеру не соответствует силе, месту и характеру самого внешнего воздействия, при этом данная реакция имеет обратимый характер, что способствует её многократному повторению.
     В организмах, даже самых примитивных, раздражимость проявляется в гораздо более сложной, чем в изолированном белковом комплексе, дифференцированной форме, имеющей своё определённое функциональное значение, однако и здесь она базируется на закономерностях, свойственных всем системным формированиям, а именно: перемещении в определённый период времени отдельных функционирующих (фщ.) единиц из одних фн. ячеек в другие.
     Элементарной формой раздражимости является способность находящегося в клетках миозина отвечать сокращением при воздействии на него минимальным количеством АТФ, как естественного химического раздражителя. Реакция сократительного белка на АТФ исчезает, если блокировать одну из важнейших реактивных групп белков - сульфгидрильную группу. Восстановление этих групп в структуре сократительного белка восстанавливает и реакцию белка на названный раздражитель.
     Растения не имеют специальных тканей или какого-либо координационного центра, воспринимающих и проводящих раздражения. Однако, несмотря на относительную примитивность реакций растений на раздражения, сложнейшая подсистема плазматических, сосудистых и гормональных связей, объединённая в примитивную сигнальную подсистему, в свою очередь, объединяет все их части и органы в единый целостный организм и регулирует все физиологические и биологические процессы, протекающие в нем. Возбуждённый участок ткани или органа растения приобретает отрицательный по отношению к невозбуждённым участкам заряд, вследствие чего между возбуждённым и невозбуждённым участками возникает электрический ток (биоэлектрический потенциал).
     Кроме того, в возбуждённом участке образуются (или освобождаются) вещества высокой физиологической активности (ауксины и другие фитогормоны), которые передвигаются к другим участкам ткани и, наряду с биотоками, вызывают в них состояние возбуждения. Скорость распространения возбуждения у растений составляет единицы и десятки микронов/сек. Претерпев соответствующие молекулярно-физические изменения в ответ на воздействие раздражающих агентов, белковые структуры в силу действия имеющейся генозаписи их исходного построения возвращаются в своё первоначальное состояние и могут снова реагировать на те или иные воздействия.
     Энергия ответной реакции на раздражение обычно пропорциональна, но не равна энергии раздражения, так как реакция на раздражение осуществляется за счёт внутренней энергии организма растения, накопленной ранее при ассимиляции. Если в предыдущих реакциях на раздражения эта внутренняя энергия израсходовалась, то новые раздражения не будут вызывать ответной реакции до тех пор, пока не восстановятся исходный энергетический уровень и другие свойства возбуждаемого участка ткани. Очень сильные раздражения не стимулируют, а наоборот, угнетают жизнедеятельность организма, и при достаточной продолжительности действия такие раздражители нарушают нормальный ритм его функционирования. По этой причине сила раздражения должна быть строго дозирована.

     Такова история зарождения психики, как системного явления, как одной из главнейших функций, своеобразной специфики любого организма - от простейшего до гиперорганизма и уж прежде всего такого сложного, каковым является организм человека. Имея в своем арсенале хорошо развившуюся на стадии эволюции животного мира первую сигнальную подсистему, человек от того же животного мира получил и зачатки второй, которая с момента формирования человека как Homo sapiens развивается до сегодняшнего времени.
     В настоящее время первая сигнальная подсистема человека функционально ответственна за реакцию организма на те раздражения, которые поступают в Центральную нервную подсистему (ЦНП) от всех внутренних органов человека в виде боли, жажды, холода, голода и т.п., а также от органов осязания (горячий, холодный, острый), обоняния, вкуса, отчасти зрения и слуха и т.д.
     В то же время первая сигнальная подсистема человека отличается от первой сигнальной подсистемы животного тем, что человек способен замечать с помощью зрения и слуха и восхищаться красивым, гармоничным и оригинальным и негодовать, критиковать все безобразное, беспорядочное и мерзкое. И чем больше эта разница, тем больше первая сигнальная подсистема данного индивида превосходит уровень развитости первой сигнальной подсистемы животного.
     Иными словами, человек, будучи "социальным животным", осуществляет взаимодействие не только с окружающей его биосферой, но и с инфосферой, а значит, чтобы обеспечить свою индивидуальную, общественную и глобальную сохранность, вынужден адекватно реагировать на информацию, обрушивающуюся на него как из ноосферы, так и с негасферы. И реакции эти, регулируемые его первой сигнальной подсистемой, должны соотносится с установками, лежащими в основе ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ - ОБЩЕСТВА - ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

     Вторая сигнальная подсистема зародилась как коммуникативная подсистема. Ее элементы обнаружены уже у организмов I-го поколения, хотя явное проявление и развитие она получила у организмов II-го поколения (представителей животного мира) при формировании ими первых видов примитивных гиперорганизмов - стай, стад, табунов и т.п. Раздражителями для второй сигнальной подсистемы у организмов I-го поколения служат запахи и электромагнитные сигнальные волны, у организмов II-го поколения - запахи, звуки (крики), знаки (жесты), прикосновения (удары) и т.п. намеренные раздражительные проявления.
     Материальной основой для второй сигнальной подсистемы, как и первой, служат всё те же нейроны нейропиля коры больших полушарий мозга. Здесь постоянно протекает незримый процесс установления новых межнейронных связей, образующих те или иные рефлекторно-алгоритмические дуги, происходит формирование более сложных аналитико-инициаторных фн. центров, а также запись на ДНК-РНК клеток соответствующих биологических изменений подсистем организма.

     Вместе с тем вторая сигнальная подсистема, наследованная человеком от животных на ранних стадиях его эволюции в зачаточном виде, на каком-то этапе перестала быть достаточной и эффективной. Постоянное же участие в коллективных мероприятиях, будь то охота или защита от врагов, требовало от людей установления более тесного контакта между собой. Это следовало также и из закона построения развивающихся систем, согласно которому между ячейками любой структуры должна существовать определённого рода взаимосвязь. Со временем она постепенно оформилась и между людьми: вначале осмысленными звуками, жестами, затем смысловой речью, а еще позднее письменными символами. Так, уже неандертальцы общались между собой жестами и членораздельными звуками.
     По мере своего развития в филогенезе II-ая сигнальная подсистема всё активней проявляла свою фн. значимость в жизни людей. С каких-то пор уже, скажем, не вид мамонта, а лишь звуковой символ, обозначающий его, произнесённый одним из членов человеческого стада, стал достаточным раздражителем и приводил соответствующие подсистемы организмов охотников в возбуждение, после чего они устремлялись в направлении предполагаемого местонахождения зверя, то есть предмета раздражения.
     Зачатки второй сигнальной подсистемы мы можем наблюдать ежедневно у домашних животных, воспринимающих звуковые и жестикулярные команды, например у собак, кошек, лошадей и т.д., но проявление её в этих организмах носит очень ограниченный, примитивный, хотя отчасти и двусторонний характер. Только у человека, с громаднейшим потенциалом его головного мозга, вторая сигнальная подсистема получила своё дальнейшее фн. развитие, которое нашло отражение в фн. специализации подсистем слуха, речи и всё тех же аналитико-инициаторных фн. центров и наборов РАД головного мозга.
     По ходу гиперсистемной эволюции Человека все более усложнялись подотделы его психики. В ней всё большую роль начали играть внешние раздражители: указания старейшин, старших, других членов общины и т.п., побуждавшие людей к выполнению в определённой очерёдности необходимого перечня алгоритмов, закрепленных в их мозгу соответствующими рефлекторно-алгоритмическими дугами (РАД). При этом внутренний механизм действия каждой фщ. единицы был уже довольно сложным и составлял приблизительно следующую цепочку чередования быстро сменяющихся событий: раздражение анализ ассоциация возбуждение или торможение той или иной ткани организма, приводящее к пространственному перемещению некоторого его органа согласно требуемому алгоритму, зафиксированному соответствующей РАД (куда-то пойти, что-то сделать).
     Современное представление о правильно функционирующей второй сигнальной подсистеме подразумевает корректные реакции на просьбы, указания, обращения, приказы (как в устной, так и в письменной форме), соблюдение инструкций, предписаний, законопослушание, следование голосу совести. Короче, это разумная дисциплина, без которой нормально жить в современном обществе просто невозможно.

     Наряду со структурной интеграцией гиперсистемной организации, воплотившейся в итоге в создании государств, продолжались и морфогенетические корреляции в высшей нервной деятельности человеческого организма. Известно, что многие свойства нервной системы и психики человека, определяющие тип его высшей нервной деятельности, черты и свойства индивидуального поведения, специфические личные интересы и склонности, также как и нормы и формы индивидуальной реакции на всевозможные внешние стимулы и раздражители, включая и определяемые социальным окружением, в той или иной мере наследственно детерминированы. Следовательно, уже при рождении люди по своим потенциальным фн. свойствам и возможностям, иными словами, по природным способностям - разнообразны, не равны. В силу этого ансамблевая организация нейронных структур ЦНП, всё более кооперативная деятельность громадного количества анализаторов, инициаторов и рефлекторно-алгоритмических дуг всё более совершенных фн. центров полушарий головного мозга положили начало появлению и развитию у отдельных индивидуумов третьей сигнальной подсистемы организма человека, раздражителем ассоциативных элементов которой стала "проблема", вызываемая обычно отсутствием возможности выполнения каких-либо фн. алгоритмов, чаще в силу их незнания, т.е. отсутствия соответствующей РАД.
     В период своего зарождения третья сигнальная подсистема, имеющая также название "стереотип динамический", функционировала в так называемом индуктивном режиме, при котором её деятельность носила случайностный характер. Так, например, заметив, что медь, попав в первобытный костёр, расплавляется и после затвердевания приобретает новую форму, человек вывел алгоритмы выплавки изделий из металла, закрепив их на соответствующей РАД.
     Вследствие этого схема индуктивного режима выглядит так: проблема фн. алгоритм. Однако ускоряющийся ход Жизни в соответствии с движением Материи по ординате качество-время требовал более ускоренного приращения все новых функций, а с ними и новых алгоритмов. Это-то и стало фактической причиной зарождения новой, третьей по счету (в литературе встречаются пока описания первых двух) сигнальной подсистемы. С ее появлением и началом развития поисковый режим функционирования аналитических центров мозга стал носить более дедуктивный оттенок, то есть иметь более целенаправленный характер. Поэтому схема дедуктивного режима выглядит следующим образом: проблема фн. алгоритм, т.е. поиск алгоритма осуществляется конкретно под решение какой-то очередной практической задачи. Вполне естественно, что биохимическая запись вновь найденных алгоритмов производилась все на тех же рефлекторно-алгоритмических дугах, т.е. организм как бы осуществлял самопроизводство новых РАД.
     Но более важной причиной появления третьей сигнальной подсистемы следует считать потребность организовывать родоплеменные и прочие отношения: отдавать указания старшими и формулировать просьбы младшими сородичами. Иными словами, третья сигнальная подсистема на основе воспринимаемых ею раздражителей биосферы стала инициировать собственные раздражители, воспринимаемые второй сигнальной подсистемой других индивидов.
     В результате всего этого к функциям психики добавились такие, как распорядительные и творительные, а в алгоритмических наборах отдельных фн. ячеек гиперорганизмов всё чаще стали появляться сегменты функционирования с использованием третьей сигнальной подсистемы человека в дедуктивном режиме (иными словами, организаторство, творчество, изобретательство). Соответствующие им периоды мы назовём функционированием II-го порядка, занимавшим иногда всё время активного функционирования отдельных фщ. единиц-людей. Этот вид функционирования следует отличать от функционирования I-го порядка - ремесленничества, которое присуще подавляющему большинству фн. гиперячеек ординарного труда, заключающегося в регулярном повторении с помощью уже наработанных РАД известных фн. алгоритмов, найденных ранее с помощью третьей сигнальной подсистемы.

     Постепенная кортикализация (т.е. привязка с помощью РАД к определенным участкам мозга) новых фн. алгоритмов ещё более повысила значение головного мозга в системной эволюции и структурной организации гиперорганизмов. Однако первоначально, если рассматривать процесс исторически, зачатки третьей сигнальной подсистемы появлялись лишь у незначительного числа людей, в то время как у основной их массы главной доминантой оставались раздражители II-ой сигнальной подсистемы и утилитарное использование привычных РАД. Но даже начальный период развития III-ей сигнальной подсистемы привёл к бурному расцвету античной науки и искусства, разработке новых технологических процессов и организационных форм. Воспринимающие рецепторы III-ей сигнальной подсистемы лежат в недрах многоконтурных нейронных ансамблей, организованных в многочисленные гетерофункциональные анализаторы, в которых протекают сложные биохимические процессы. Инициируемые "проблемой"-раздражителем очаги возбуждения доминируют в соответствующих областях структуры головного мозга до тех пор, пока в них не сассоциируется "решение", приводящее к ответной реакции подсистем организма и сопровождающееся появлением (выполнением) ряда новых фн. алгоритмов, зафиксированных новыми РАД.
     В ведение третьей сигнальной подсистемы входят и так называемые контрольно-ревизионные функции, следящие за тем, чтобы как внутри организма человека, так и в его внутреннем и внешнем мирах все было так, как по-сенековски должно быть. Здесь постоянно работают АФЦ, сравнивающие самочувствие организма с привычным или описанным где-то, внутреннее эмоциональное состояние с состоянием других, счастливых людей, работу того или иного человека с эталонным образом работника данной профессии, мировоззренческие взгляды с предельно познанными истинами всех сфер кругозора знаний и т.д.
     Таким образом, появление третьей сигнальной подсистемы положило начало формированию со-знания человека, его ценностным ориентирам, стало концентрировать его внимание на разнице информационных сигналов, поступающих из инфосферы, о ноосферных и негасферных понятиях, знаниях, суждениях и явлениях.
     Поэтому, это наблюдательные АФЦ третьей сигнальной подсистемы, кто после сравнительного анализа замечают грамматические ошибки в тексте, непорядок в квартире, некрашеный покосившийся забор во дворе, грязный подъезд в доме, нестандартное поведение взяточника, неадекватные действия правительства по руководству страной и т.п. Но, чтобы заметить имеющийся непорядок, АФЦ должны иметь то, с чем сравнивать, некие правила грамматики, эталоны хорошо убранной квартиры, ровного красивого забора, чистого уставленного зеркалами и цветами подъезда, честного компетентного чиновника, разумное руководство государством. Информация об этих эталонах должна входить неотъемлемой составной частью в ЛИЧНОСТНЫЙ МИНИМУМ ноосферных ЗНАНИЙ и храниться в долговременной памяти человека. Только тогда ему будет с чем сравнивать анализируемое.
     Однако проблема-раздражитель может быть воспринята и вызвать возбуждение (рефлексию), а также стать инициатором ассоциации решения не в каждом головном мозге, а лишь в том из них, который, имея тонко скомпонованную структурную цепь соответствующим образом настроенных рецепторов, анализаторов, ассоциаторов и трансляторов, способен сформировать чётко выделяющийся соответствующий фн. центр ААФЦ. Неспособность формирования такого рода фн. центров головного мозга, а также формирование таких, в которых нечётко функционирует даже хотя бы одно из звеньев в указанной цепи, не говоря уже об отсутствии того или иного из них, ведет к арефлексии и не позволяют людям воспринимать или анализировать те или иные проблемы, либо выдавать переведённые на язык фн. алгоритмов адекватные решения. Вот почему учёные и писатели, композиторы и художники, но прежде всего организаторы и изобретатели, талантливые руководители - это люди, у которых фн. центры третьей сигнальной подсистемы ЦНП достаточно развиты и в какие-то периоды даже доминируют над фн. центрами второй.
     Первая, вторая и третья сигнальные подсистемы, как и все в головном мозге и в организме в целом, взаимосвязаны между собой. Именно хорошая комбинация их взаимосвязи обеспечивает такие черты в характере человека, как дисциплина, самодисциплина, самоорганизация, воля - умение себя заставить что-то делать не совсем приятное, но полезное и др., но главное, создает в нем нацеленность на основную установку, определяющую весь смысл его жизни - обеспечение своего ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ - содействие ГАРМОНИЧНОМУ РАЗВИТИЮ ОБЩЕСТВА - ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

     Вместе с тем, в связи с ускоряющимся течением социального времени, а вместе с ним и темпов Жизни, ее все большей модернизацией и техногенизацией, уметь реагировать только на возникающие актуальные проблемы становилось с какого-то исторического момента уже не совсем достаточно. Решение многих сложных, комплексных проблем стало требовать значительного времени, а для этого стало необходимым их вовремя предвидеть, чтобы увеличить время для подготовки их решения (способов предотвращения). Все это, в конечном итоге, привело к тому, что на определённой стадии индивидуального развития отдельных головных мозгов сложнейшие микроструктуры некоторых из них стали способны эпизодически реагировать на новый вид раздражения - "проблема в будущем". Это стало крупным шагом вперед в деле развития современных форм сознания человека. Генерируемое при этом доминантное возбуждение определенных областей головного мозга в отдельных случаях, в результате сложнейшей цепи биохимических процессов, происходивших в нём, способствовало появлению соответствующих ААФЦ, в которых "созревали" требуемые "решения", вернее, как бы заготавливались впрок новые функции, соответствующие алгоритмы, а с ними и новые РАД. Структуры головного мозга, участвующие в этой наивысшей рефлекторной деятельности живого вещества Материи, легли в основу образования четвертой сигнальной подсистемы человеческой психики, которую, как и третью, вернее было бы назвать "решающе-организующей" подсистемой менталитета человека.
     Признаками наличия у человека IV-й сигнальной подсистемы являются: ощущение им реального времени, а также его инициативность и предусмотрительность, активное желание организовать своевременно какой-то процесс, или же просто сделать что-то заранее, заблаговременно, чтобы предотвратить возможные проблемы и даже несчастья в будущем. Вот почему ее раздражителями являются контрольно-ревизионные АФЦ в комбинации с ААФЦ имеющихся позитивных подсознаний сознания человека.
     Вполне естественно, что изначально, с момента ее формирования, процесс функционирования "решающе-организующей" подсистемы менталитета, зиждущейся на третьей и четвертой сигнальных, протекал в следующей последовательности: восприятие раздражения ("проблемы в настоящем или будущем") его оценочный анализ ассоциация возможных решений их оценка выдача окончательного "решения проблемы в настоящем или будущем". Неудовлетворительное функционирование по любой причине хотя бы одной из микроструктур головного мозга, отвечающей за любое звено в цепи этого материального процесса, имеющего биохимическую основу, ведет к снижению эффективности работы всей данной сигнальной подсистемы в целом.
     В то же время на гиперсистемном уровне организации в наборах алгоритмов отдельных фн. ячеек с некоторых пор всё чаще стали появляться сегменты так называемого функционирования III-го порядка, явившегося зародышем современного нам управления и планирования, включая перспективное, при этом, чем выше по структурной вертикали пирамиды (общественной, государственной) того или иного гиперорганизма размещалась данная фн. ячейка, тем большим в ней должен был быть этот сегмент. Наибольшей доли он достигал в ячейках вершин пирамид (должность главы правительства, руководителя государства - монарх, президент, пост лидера партии). Практическим обеспечением функционирования III-го порядка (эффективного руководства и перспективного планирования) могла служить лишь нервно-психическая деятельность, осуществляемая с помощью III-ей и IV-ой сигнальных подсистем головного мозга, и поэтому алгоритмы такого функционирования с давних пор были способны адекватно выполнять только фщ. единицы-люди с хорошо развитыми III-ей и IV-ой сигнальными подсистемами психики их менталитета (т.н. удачные правители-реформаторы, см. ИСТОРИЮ).

     Помимо совершенствования механизма обработки раздражителей-проблем, поступающих из инфосферы, в психике продолжается эволюция прочих ее отделов за счет роста числа АФЦ, ААФЦ и РАД и повышения эффективности их функционирования путем достижения все большей оптимальности и рациональности структурной организации нейропиля коры мозга. В результате человек приобретает все большую способность к рефлексии на постепенно увеличивающийся перечень стимулов. Первичными можно назвать стимулы, которые относятся к группе т.н. "материальных". К ним следует причислить такие, как, например, продвижение вверх по вертикали пирамиды (карьерный), улучшение своего благосостояния (меркантильный), достижение известности, популярности и славы (тщеславный) и другие. Стимул карьерного продвижения по службе в то же время представляет собой развивающийся поисковый инстинкт индивидуума, облегчающий ему нахождение фн. ячейки в структурной толще пирамид гиперорганизмов, соответствующей по набору алгоритмов его фн. способностям.
     Тем не менее одними из главных стимулов функционирования сигнальных подсистем здоровой психики человека, отвечающей современным требованиям, т.е. как должно быть (Сенека), следует считать моральные стимулы, и прежде всего получение удовлетворения человеком от осознания благоприятного хода своего ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ, а также процесса ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ окружающего его ОБЩЕСТВА, биосферы, инфосферы, Человечества в целом. Выше этих общечеловеческих, гражданских стимулов в настоящий момент на Земле не существует. Однако они способны побудить к рефлексии только высоко организованные, хорошо сбалансированные варианты психики, которые встречаются пока не столь часто. Остальные пребывают в состоянии арефлексии.
     Диверсификация видов стимулирования функционирования в каждой ячейке при сохранении до сего времени денежного вознаграждения в качестве базового осуществляется с одновременным их объединением в различные сочетания, от оптимальности которых зависит степень возбуждаемости соответствующих подсистем менталитета того или иного индивида. Расширяющийся при этом вариетет (разнообразие) отделов восприятия высших сигнальных подсистем со специализацией их по группам проблем-раздражителей имеет в своей основе также и самозащитную функцию, поскольку возбуждение ЦНП от всего круга всё увеличивающихся проблем окружающей среды привело бы к деструкции (разрушению) хрупкого механизма творческого функционирования.
     Вместе с тем тонкое нюансирование указанной специализации подсистем психики на определённый вид раздражителей и стимуляторов не имеет внешних отличительных признаков и поэтому может определяться только в ходе процесса деятельного функционирования по его итогам. Вследствие этого в начальном периоде данного процесса выявление и отбор наиболее приспособленных для того или иного вида функционирования индивидуумов осуществлялся посредством результатов конкурентной борьбы, позднее - более современными методами, т.е. с помощью различных психологических и интеллектуальных тестов. В дальнейшем система тестирования и специализированного анализа будет все более совершенствоваться.
     В исторической ретроспективе активное привлечение в ячейки верхних уровней различных гиперсистемных пирамид высокоинтеллектуальных фщ. единиц способствовало повышению психической способности головного мозга реагировать на более широкий круг проблем, вслед за чем последовала дальнейшая дифференциация фн. центров и РАД его высших сигнальных подсистем по группам проблем-раздражителей, при которой их воспринимающие проблемо-рецепторы, остро реагируя на одни определённые проблемы-раздражители и передавая возникшее возбуждение в нужном направлении по структуре головного мозга, оставались индифферентными к множеству других.
     Все это, с одной стороны, благоприятным образом сказалось на росте числа изобретателей в промышленности, специализирующихся на узком круге проблем, и ученых-узких специалистов в различных отраслях науки, для которых стало важным также попасть в качестве фщ. единицы не только на нужный уровень по вертикали, но и в соответствующую ячейку по горизонтали фн. гиперпирамид.
     С другой стороны, этих людей, особенно изобретателей ядерного, бактериологического и любого современного оружия массового уничтожения, разработчиков крупномасштабных проектов, затрагивающих биосферу Земли, ее леса, недра, водоемы и атмосферу, как правило, мало волнуют последствия их изобретений и проектов, о которых вынуждены думать, заявлять и, если надо, протестовать люди с сильно развитой IV-ой сигнальной подсистемой, доля которых в численности любого общества, человечества в целом должна неуклонно расти. Недостаток такого рода людей при активизации бездумного наступления людей с недоразвитой психикой (т.е. с дистрофированной IV-ой сигнальной подсистемой) на биосферу и инфосферу может привести к трагическим последствиям (соответствующим масштабности того или проекта, изобретения) для всего соответствующего социума.

В начало

Диалектика дальнейшего развития психических способностей

     Итак, головной мозг получает информацию о внешней среде из биосферы и инфосферы в виде прямых и косвенных сигналов-раздражений через шесть органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус и воспринимающая область кожно-мышечных раздражений) посредством их воздействия на соответствующие рецепторы рефлекторных дуг и далее на АФЦ всех сформированных в организме на данный момент сигнальных подсистем. В свою очередь, соответствующие АФЦ и ААФЦ определяют, какова должна быть реакция организма на тот или иной раздражитель - от нормального возбуждения и адекватного действия, суждения, после чего дается внутренняя команда той или иной рефлекторно-алгоритмической дуге (при ее наличии), до полного игнорирования очага раздражения и подавления-торможения последовавшей бы при других обстоятельствах возбужденности. Таким путем проявляется так называемая "рассудочность" человека, адекватная его рефлективность.
     Более сложная надлежащая реакция на тот или иной сигнал-раздражитель может состоять в выработке нового, ранее неизвестного решения, понятия, суждения, алгоритма действия, зафиксированного соответствующим образом, и т.п., которые будут свидетельствовать о более высоком уровне рассудочности данного индивида или даже о его "разумности".
     Еще более высокая степень психических способностей того или иного головного мозга характеризуется фактами, когда данный индивид осуществляет те или иные реакции в виде решений, суждений, действий по сигналам-раздражителям, родившимся (сассоциированным) в результате сложного мыслительного процесса (обдумывания каких-то фактов - косвенных сигналов) в наиболее высокоразвитой части его менталитета - в его сознании.

В настоящее время большинство проблем решаются с помощью III-ей и IV-ой сигнальных подсистем на основании:
1. Истинных знаний, полученных из учебников, правил, справочников, наставлений, т.е. мудрости ноосферы.
2. Опыта, советов имеющихся, доступных наставников, мудрецов.
3. Собственного опыта, авторских ассоциаций, посредством создания новых технологий, алгоритмов и т.д.
     Логика дальнейшего развития психических способностей организма человека говорит, что оно пойдет по пути последовательного совершенствования организации нейропиля головного мозга, увеличения числа РАД, АФЦ и ААФЦ и прежде всего относящихся к III-ей и IV-ой сигнальным подсистемам. Вследствие этого все большую роль в психической деятельности человека будут играть компоненты его сознания, его развитость и взаимосвязь с психикой данного индивида. На его суждения и деятельность все большее влияние будут оказывать его повышающаяся способность все далее проникать в макро- и микрокосмические сферы структурных формирований материи, адекватно реагировать на происходящие вокруг события в интересах не столько его самого как персоны, сколько в интересах общества, к которому он себя причисляет, в интересах самой окружающей среды как среды его обитания, в интересах детей как следующего поколения человечества.
     В этой связи каждодневные суждения и действия человека вскоре станут характеризовать не только его социальную и политическую активность, его гражданскую зрелость, не столько его кругозор, сколько уровень его психического развития, степень развитости взаимосвязи его психики с его сознанием, нормальность и здравость рефлексии его психики согласно современным параметрам и требованиям.

Типизация разновидностей психики

     В зависимости от жизненной ситуации и хода событий, индивидуальных для каждого человека, какая-то определённая гамма центров и дуг коры его головного мозга возбуждается гораздо чаще остальных. Активное её использование, а значит, и более усиленное питание в процессе клеточного метаболизма даёт клеткам её центров и дуг устойчивое развитие по отношению к клеткам других центров и дуг, постоянно находящихся в заторможенном, вернее, неактивном состоянии. Генетическое наследование потомству строения организма передаёт и эту специфическую разницу в фн. оттенках сигнальных подсистем головного мозга, закрепляемую затем в процессе феноразвития организма.
     Все это в итоге привело к типизации психологической разновидности людей и прежде всего к типизации их темпераментов. Иммануил Кант (см. его "Антропологию с прагматической точки зрения"), а позже И.П. Павлов выделили среди многообразия человеческого поведения четыре различных типа психических темпераментов, именуемых как сангвинический, меланхолический, холерический и флегматический. Ещё ранее своеобразная дифференциация функциональных способностей и психофизиологические различия людей в зависимости от месяца и года их рождения были подмечены в странах Древнего Востока (Китае, Японии), и поэтому к гороскопам по восточному календарю до сих пор проявляется живой интерес.
     В действительности же феногенетическая классификация человеческих архетипов, которую ещё предстоит составить, гораздо обширней, хотя во внешнем облике человека это никак не отражается, что и создаёт в представлении людей впечатление (или иллюзию) фн. равнозначности всех человеческих организмов и вносит определённую путаницу при заполнении фн. ячеек гиперорганизмов фщ. единицами-индивидами.
     На самом деле уровень психического развития зависит от стольких факторов, не астрологических, а генетических и онтогенезных, что как нельзя найти двух полностью одинаковых яблок или картофелин, так невозможно отыскать двух индивидов с одинаковыми параметрами психики. Эти параметры зависят прежде всего от количества и качества входящих в данный индивидуальный психонабор РД, РАД, АФЦ и ААФЦ, что находит отражение на всех компонентах психики, включая систему рецепторов, влияющую на восприимчивость мозга к сигналам из инфосферы, полноту набора дуг и фн. центров, обеспечивающих рефлектоспособность данной психики по сферам макро- и микрокругозора, наличие в ней всех сигнальных подсистем высокой степени развитости, их связь с сознанием, что определяет силу и направленность реакций организма, выраженных в суждениях, решениях, действиях, поведении индивида.
     Так, скажем, преобладание ноосферного воздействия в период онтогенеза и далее по жизни на становление и развитие психики индивида может выработать в нем рефлективность, характерную для уравновешенной личности с разумными суждениями, адекватным поведением, обладающей глубиной познаний, юмором, дисциплиной, установкой на гармоничное развитие.
     С другой стороны, преобладание негасферного воздействия на становление психики индивида может выработать в нем рефлективность, характерную для мошенника, обывателя, лгуна, вора, мазохиста, бандита, террориста, убийцы, маньяка, тирана, просто неуравновешенного поведения и т.д.
     Правильное понимание и скорейшее практическое использование фн. психоособенностей головного мозга каждого индивидуума с помощью составленной в полном объёме развернутой функционально-психологической классификации архетипов Человека, отражающей схожести и различия в психических параметрах менталитета, дало бы большой эффект в улучшении как социально-экономической, так и личной жизни людей любого гиперорганизма, социума, семьи (от повышения качества функционирования в каждой фн. ячейке фн. пирамид гиперорганизмов до сокращения количества разводов).

Резюме понятия психики

     Мы не будем более подробно останавливаться на природе, механизмах и особенностях психических явлений. Они хорошо (в любом случае лучше, чем другие компоненты менталитета) изучены и описаны в специальной литературе. Для нас в данном случае не столько важно констатировать, что психика людей неодинакова и имеет множество разновидностей, сколько понять причины возникновения разницы психотипов, а также то, что из себя представляют современные параметры нормальной, здоровой психики, что на практике можно ожидать от индивида с тем или иным уровнем развитости и направленности психики и существуют ли другие кроме психотропных способы коррекции психических отклонений.
     К сожалению, нынешняя психология, несмотря на описание широкого круга понятий и большого спектра психических особенностей менталитета человека, тем не менее, не имеет до сего времени единой шкалы оценки необходимых параметров психики, удовлетворяющей современным требованиям к ее практическому использованию.
     Поэтому для соизмерения и сравнения психических особенностей архетипов человека с целью их использования как интегральной составляющей его менталитета мы вынуждены пользоваться собственной шкалой психонормальности, позволяющей наглядно представлять и отличать здоровую, нормальную психику от частично недоразвитой или искаженной, а то и вовсе полностью больной.
     Нормальную, здоровую психику человека должны отличать:

  1. Необходимый набор рецепторов вкупе с механизмом адекватной рецепции всех сигналов-раздражителей, поступающих из био- и инфосферы, при этом широта и глубина источников раздражений должна охватывать не менее половины сфер макро- и микрокосмоса. Процесс должен образно напоминать репортажи спецкоров с места событий.
  2. Сбалансированная рефлективность, включающая среднедостаточную силу реакций как возбуждения, так, если надо, и торможения соответствующих РАД. При этом должна четко осуществляться оценочно-аналитичекая обработка поступающей от системы рецепции информации через взаимосвязь с сознанием, обеспечивая таким образом широту и направленность рефлективности в сторону разумности, ноосферности.
  3. Наличие всех четырех сигнальных подсистем, развитость которых и взаимосвязь с сознанием подтверждалась бы каждодневной практикой суждений, принимаемых решений, предпринимаемых действий, образом жизни и манерами поведения.

     Таким образом, графически психический фон можно изобразить следующим образом:

     На этом фоне индивидуальные психические параметры будут выглядеть следующим образом:

Легковозбудимый индивид с недоразвитой сигнальной системой

Индивид с отупленной неганаправленной психикой

Эталонный образец современной нормальной психики

     Результирующие параметры индивидуальной психики каждого человека зависят, как мы уже говорили, от организации нейропиля коры головного мозга и находят свое отражение на означенных ординатах, отражающих степень адекватности рефлективности и инфосферную ориентацию психики, точнее:

  1. Рефлективность - от полного невосприятия до сверхвысокой возбудимости.
  2. Состояние сигнальных подсистем - от наличия только первой до обладания полным набором всех четырех.
  3. Инфосферная ориентация - ноосферное направление, негасферное влияние, смешанное.

     Выделенный на графиках ноосферный фон соответствует параметрам идеальной, здоровой, нормальной психики. Любые отклонения от обозначенной области характеризуют ту или иную степень ее неразвитости или искаженности. Иными словами, нормальной для нынешнего времени следует считать такую психику у человека, которая предельно рефлективна, при этом человек способен сдерживать при необходимости свои эмоции при любых обстоятельствах. Кроме того, его психика должна обладать способностью адекватно реагировать на раздражители всех четырех сигнальных подсистем по широкому кругу макро- и микрокосмических сфер, функционируя в режиме ноосферной направленности, отражая влияние негасферных явлений.

     Какие способы оценки параметров психики (своей, чужой) известны в настоящее время? Врач-психиатр с помощью своего молоточка банальным ударом по коленке может определить только степень рефлективности некоторых АФЦ I-ой сигнальной подсистемы. Ничего более. Даже то, как человек реагирует на прекрасное или безобразное, врач-психиатр не в состоянии выяснить сразу. Фн. же центры прочих сигнальных подсистем с достоверностью можно оценить лишь в процессе продолжительных наблюдений за поведением человека в жизни, что специалистам вне стен клиники делать затруднительно. Другие способы проверок и тестов, включая собеседования, пока неэффективны.
     Поэтому следует иметь в виду, что нормальная работа фн. центров II-ой сигнальной подсистемы, например, выражается в послушании, дисциплине, разумном подчинении индивида. Балансировка этих центров и наполнение содержанием соответствующих РАД осуществляется в процессе воспитания человека, а дисбаланс или отсутствие требуемых РАД проявляется при недостатке воспитания или его полном отсутствии.
     Нормальная работа фн. центров III-ей сигнальной подсистемы выражается в умении думать, организовывать, творить, изобретать, быстро находить и принимать оптимальные решения в череде каждодневных проблем, т.е. тесная взаимосвязь с алгоритмическим модулем. Отсутствие или недостаток таких умений, неспособность хорошо управлять, руководить теми или иными процессами (технологическими, социальными) соответствующим образом характеризует состояние III-ей сигнальной подсистемы.
     Нормальная работа фн. центров IV-ой сигнальной подсистемы выражается в четком взаимодействии психики с сознанием человека, а также в умении предвидеть, предусматривать появление в будущем тех или иных проблем, опасностей и находить способы соответствующей подготовки к ним, предотвращения их. Отсутствие таких способностей характеризует неблагоприятное положение в развитии IV-ой сигнальной подсистемы.
     Вполне естественно, что любые отклонения от норм рефлективности, от параметров в функциях всех 4-х сигнальных подсистем, от ноосферной направленности свидетельствуют либо о недоразвитости тех или иных соответствующих элементов психики, либо об их искаженности.
     Психическая ненормальность человека влечет за собой широкий спектр расстройств менталитета - от легких кратковременных поведенческих отклонений (неврозы и другие т.н. пограничные состояния) до тяжелых длительных заболеваний, связанных с глубокими значительными расстройствами и функциональными изменениями психоневротической деятельности, сопровождающимися нарушением отражения реальности и поведения (психозы, арефлексия и т.д.).
     Эти отклонения влияют прежде всего на адекватность рефлективности индивида на те или иные события и явления жизни, что тем или иным образом отражается на характере и манере его поведения (нарушения спокойствия, уравновешенности, предусмотрительности, рассудительности, разумности и т.д.), а также в итоге на все параметры его менталитета.
     Способен ли человек влиять на рефлекторную способность своей психики? Способен, но только в том случае, если он обладает достаточно развитыми III-ей и IV-ой сигнальными подсистемами, наделен волевыми качествами и владеет ЛИЧНОСТНЫМ МИНИМУМОМ ноосферных ЗНАНИЙ. В противном случае он обречен до конца своей жизни иметь недоразвитую, отклоненную от нормы психику, искаженный менталитет, подвергаться все большему негасферному воздействию.

     Суммативные эффекты индивидуальных психик в итоге находят отражение в показателях общественной психики, психическом климате, атмосфере данного общества, широте макрокосмических сфер ее рефлективности. Результирующие этих суммативных явлений дают нам нормальное психическое состояние данного общества, социума: либо общественное спокойствие, сопровождаемое гармоничным его развитием, либо общественное волнение, общественный психоз вплоть до истерии, часто сопровождающиеся какими-то общественными катаклизмами (вплоть до революций), общественную эйфорию, общественную апатию, панику в обществе и т.п.
     Следующей интегральной частью менталитета человека является его алгоритмический модуль.

[ Алгоритмический модуль ] [ О менталитете ] [ На главную страницу ]