[ О менталитете ] [ На главную страницу ]
Игорь Кондрашин Алгоритмический модуль мозга |
"Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов есть соблазн словами: "Все так делают". Лев Толстой "Если даже ты наедине с собой, не говори и не делай ничего дурного. Учись гораздо более стыдиться самого себя, чем других". Демокрит |
Если понятия "менталитет", "психика", "интеллект" и "сознание" широко используются в обиходе, включая научный, то понятие "алгоритмический модуль" головного мозга (или "алгомодуль") вводится впервые. Оно составлено из понятий "алгоритм", т.е. определенная последовательность действий, соотнесенных во времени и пространстве, и "модуль" - функционально обособленный отдел головного мозга. В итоге "алгоритмический модуль", алгомодуль означает те отделы головного мозга, которые объединяют и поддерживают в режиме функционирования нервные клетки, из которых формируются рефректорно-алгоритмические дуги - РАД, а также соответствующие аналитические и ассоциативно-аналитические фн. центры - АФЦ и ААФЦ. Дуги РАД, постепенно развившиеся из примитивных рефлекторных дуг РД, ведают (рас)познаванием, запоминанием, хранением и воспроизводством практически неограниченное число раз осмысленных целенаправленных действий, обозначаемых такими привычными для всех понятиями-терминами, как, например: "умение сделать что-то", "знание, как", "технология, технологическая карта", "порядок, последовательность процедур", "рецепт приготовления", "ноу-хау (know how)", "навык", "мастерство", "работа" и т.п. Таким образом, с помощью РАД и АФЦ, сосредоточенных в индивидуальном алгоритмическом модуле человека, специфичном для каждого индивида, осуществляется вся повседневная деятельная активность человека, т.е. продуцируются алгоритмы всех его сознательных (а иногда и бессознательных) действий, закодированные биохимическим путем в нервных клетках его головного мозга, которые организм может при необходимости воспроизвести в процессе своего функционирования неоднократно в любое время и в любом месте. Этим, с одной стороны, подчеркивается практическая взаимосвязь, отраженная в онтологической модели развития материи через движение ее форм в качестве-времени-пространстве. С другой стороны, подтверждается прямая и постоянная взаимозависимость всех каждодневных действий человека от функционирования соответствующих отделов его головного мозга. Кроме того, привитие тех или иных РАД и АФЦ зависит также и от генетических способностей данного индивида, заложенных в его геноме. Как известно, каждый человек с разной степенью генетической детерминации своих фн. свойств при адекватных условиях жизни наследует геномную ДНК молекулярной массой в1,8 1012 дальтон, что соответствует примерно 3 млн. генов. Но даже при таком широком генетическом потенциале мозга происходит все большее углубление дифференциации индивидуальных совокупных спектров фн. центров АФЦ и ААФЦ и соответствующих рефлекторно-алгоритмических дуг РАД, которые, всё более специализируясь, делают совершенно разными способности к выполнению тех или иных фн. алгоритмов у разных людей. Вследствие этого одни лучше могут играть на музыкальных инструментах, но хуже умеют ухаживать за животными; другие хорошо разбираются в программах для компьютера, но не имеют пластики движений для танцев; третьи с большим вкусом рисуют картины или слагают стихи, но плохо приспособлены к выполнению фн. алгоритмов водителя автомобиля. Таким образом, дифференциация человеческой деятельности и расширение суммативного спектра фн. алгоритмов ведет, несмотря на всю биологическую универсальность человеческого организма, к генотипной функциональной специализации индивидуальных совокупных спектров фн. центров и наборов РАД головного мозга, что, в свою очередь, отражается на состоянии и наполненности алгоритмических модулей мозга различных людей. Поэтому так важно, чтобы алгомодули включали только максимально совершенные и эффективные РАД и АФЦ по возможно более широкому спектру деятельности, полезные как самому человеку, так и обществу, членом которого он является, и, в конечном итоге, человечеству в целом. Как известно, алгоритмов, известных человеку и связанных с условиями его обитания и жизнедеятельности, существует великое множество, начиная от алгоритма чистки зубов и приготовления пищи до алгоритмов строительства самолетов, прокладки линий метро и воспитания детей. В зависимости от макро- и микрокосмических интересов по сферам кругозора какие-то алгоритмы являются общими для тех или иных людей, какие-то чересчур специфическими, и ими владеют только специалисты или любители. И даже если они при этом описаны в письменной форме, все они или их фрагменты, тем не менее, кодируются при помощи РАД и АФЦ в соответствующих отделах головного мозга персонифицированных групп людей, в их алгомодулях. Вместе с тем, ввиду протекающего в биосфере процесса движения в качестве, реализуемого через приращение функций, в жизни постоянно происходит рождение, появление новых функций, а с ними и новых алгоритмов. Их творение (изобретение, открытие), описание, научение и, конечно, воспроизведение ложится на созвездия нервных клеток АФЦ и ААФЦ изобретателей, рационализаторов, организаторов, которые постоянно, все нарастающим потоком() пополняют общечеловеческую копилку алгоритмов, из которой любой индивид имеет возможность наполнить свой индивидуальный алгоритмический модуль. Цицерон однажды сказал: "Сделай, если можешь!" Именно индивидуальные способности мочь заключены в алгомодуле каждого человека. Их для наглядности можно представить в виде обыкновенной таблицы, заполняемой самим индивидом или другим интересующимся навыками данного индивида человеком:
Что надо знать, уметь | Что знаю (знает), умею (умеет) | Что не знаю (не знает), не умею (не умеет) |
читать | + | - |
писать | + | - |
и т.д. | ||
Что не надо уметь, знать | ||
курить | - | + |
воровать | - | + |
и т.п. |
По своему функциональному назначению алгоритмы и соответствующие им РАД делятся на следующие группы, во многом корреспондирующиеся со сферами кругозора:
- Бытовые
- Поведенческие
- Образовательные
- Гражданские
- Профессиональные
- Гиперорганизменные
- Прикладные
- Гуманистические
Рассмотрим вкратце каждую из указанных групп.1. Бытовые
К ним относятся РАД и АФЦ общего назначения, продуцирующие бытовые алгоритмы, такие, как уход за собой, детьми и родителями (в подробностях), постройка и уход за жилищем, добывание и приготовление пищи, наладка и пользование бытовой техникой и домашней оргтехникой, воспитание детей, вождение собственного автомобиля и уход за ним, уход за домашними животными, банно-прачечные и садово-огородные, отдых и развлечения и т.д. Эти алгоритмы люди познают, фиксируя на соответствующих РАД, от родителей, друзей, из книг по домоводству, в инструкциях и справочниках, на курсах и лекциях, в процессе воспитания. Они представляют собой основы культуры питания, культуры ведения домашнего хозяйства, культуры одеваться, физической культуры и гигиены тела, культуры досуга, культуры чистоты и порядка и т.д. Индивидуальные культуры в своей совокупности составляют культуру быта, уровень воспитанности данной семьи, местности, народности, населения всей страны.2. Поведенческие
К ним относятся РАД и АФЦ общего назначения, которые фиксируют и воспроизводят социально-общественные алгоритмы, такие, как поведение в местах общего пользования (на улице, в магазине, в театре, в музее, в учебном заведении, в учреждении, на выставке, на стадионе, в бане, в кафе, ресторане и т.п.), в общественном транспорте, в гостях, знакомство с новым человеком, приветствия при встрече и прощании, ведение беседы, поведение на собрании, совещании, научном симпозиуме и т.д. Эти алгоритмы, отражающие вежливость, приветливость (даже улыбчивость), сдержанность, чувство тонкого юмора, выражение предложения помочь, благожелательность и прочие хорошие манеры, люди познают от родителей, воспитателей и учителей, если те, в свою очередь, ими владеют, в книгах (учебниках) о хорошем тоне, манерах поведения. Эти алгоритмы также зафиксированы в кодексах законов и правил, представляя собой основы культуры общения, культуры поведения, в т.ч. в общественных местах, культуры публичного выступления и т.п. Индивидуальные культуры в своей совокупности составляют культуру поведения, уровень воспитанности данной семьи, местности, народности, населения всей страны.3. Образовательные
К ним относятся РАД и АФЦ общего назначения, ведающие познавательными алгоритмами, такими, как внимание (от внимать) поучениям наставников (родителей, воспитателей в детсаду, учителей в школах, преподавателей училищ, ВУЗов, но более всего тех, кто мудр, а значит, философов), поведение в школе, в ВУЗе, поиск ноосферных знаний (истин) при работе с книгами, в библиотеках, в книжных магазинах, в поисковых системах Интернета и т.д. Эти алгоритмы люди познают от наставников, от приятелей, постигают со временем сами и составляют культуру образования.4. Гражданские
К ним относятся РАД и АФЦ общего назначения, ведающие алгоритмами, отражающими действия данного индивида как члена общества, выполняющего обязанности (хотя по понятным причинам больше любят говорить о правах) жителя данной местности, гражданина данного государства по их обустройству, по отношениям с согражданами, по выбору добросовестных (а надо еще узнать самим, что такое совесть) руководителей. Алгоритмы, подлежащие познанию, чтобы стать гражданином, включают в себя и те, которые необходимо знать, чтобы быть человеком. Эти алгоритмы, составляющие гражданскую культуру, люди познают от воспитателей, наставников, в школе, в конституции, в кодексах законов и правил (многие из которых массово игнорируются). Слова русского поэта Н.А. Некрасова "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!" относятся действительно к каждому человеку.5. Профессиональные
К ним относятся РАД и АФЦ индивидуального, специализированного назначения, продуцирующие алгоритмы, отражающие профессиональную ориентацию данного конкретного человека, т.е. ту его деятельность, которой он отдает большую часть времени активного функционирования и которая приносит ему основные средства к существованию. Эти алгоритмы люди познают на производстве, куда они поступают в качестве учеников, в школах профессионального и технического обучения, училищах, ВУЗах, постоянно дополняют новыми знаниями из специализированных журналов и другой спецпрофлитературы, из собственного опыта или посредством обмена опытом с коллегами по профессии. Объем и подборка профессионального алгоритмознания составляют профессиональную культуру человека.6. Гиперорганизменные
К ним относятся РАД и АФЦ индивидуального назначения, на которых зафиксированы и которые воспроизводят алгоритмы, отражающие служебные действия данного индивида как лица, занимающего в результате выборов или назначенного на тот или иной гиперорганизменный (общественный) пост, должность - госслужащего, депутата, директора, журналиста, работника тех или иных властных структур, а также манеры взаимоотношений между коллегами, сослуживцами, работниками одной фирмы, фабрики, института, мастерской. Особо в них отличаются алгоритмические способности по организации и управлению (производством, коллективом, бизнесом). Все указанные алгоритмы несколько перекликаются по назначению с алгоритмами профессиональной ориентации, но они не одно и то же и гораздо выше по своей значимости и ответственности. В то же время этим алгоритмам, составляющим культуру организации производства, управления и руководства, практически нигде не учат и люди постигают и применяют их большей частью самостоятельно посредством собственного интереса и опыта.7. Прикладные
К ним относятся РАД и АФЦ, продуцирующие разного рода алгоритмы, отражающие индивидуальные способности человека и его интересы, т.е. то, чем он увлекается, его хобби. Эти алгоритмы формируют культуру досуга индивида. Сюда может входить игра в футбол и в шахматы, собирание монет, марок и рисование картин, резьба по дереву и чеканка по металлу, вышивание и сочинение стихов, распевание песен и игра на музыкальных инструментах и т.д. В жизни случается, что РАД и АФЦ, отражающие способности и увлечения человека, часто становятся его профессиональными, и такое совпадение наиболее полезно, желательно и благоприятно как для индивида, так и для общества.8. Гуманистические
К ним относятся РАД и АФЦ общего назначения, продуцирующие алгоритмы, отражающие действия данного индивида как человека очень высокой культуры и большой ответственности, как жителя планеты Земля, как представителя ныне живущего (актуального) поколения людей из череды многих поколений, как предыдущих, так и последующих. Эти действия большей частью связаны с ответственностью каждого человека перед самим собой, своими современниками, перед своими потомками. Они носят по большей части природоохранительный, гуманитарный, просветительский, альтруистический и т.п. характер. Это бережное к природе поведение в лесу, на реке, желание посадить и вырастить дерево, цветы, обучить соседских мальчишек чему-то путевому, любое желание помочь кому-то и т.п. Этим алгоритмам, к сожалению, также пока нигде не учат, и они появляются лишь у людей с высокоразвитым сознанием, а таких людей среди нас не так много. Следует отметить, что бытие человека определяется не только ноосферными понятиями и действиями. Каждый индивид одновременно находится под воздействием и негасферного влияния, исходящего из инфосферы. А это означает, что параллельно с ноосферными существуют и негасферные понятия, действия (негадействия), а соответственно, и алгоритмы (негаалгоритмы), которые по той или иной причине могут оказаться в алгомодуле каждого человека, включая, естественно, и ваш. К такого рода негаалгоритмам, каждый из которых фиксируется все тем же способом соответствующими РАД, следует отнести умение воровать, грабить, убивать, употреблять наркотики, совершать акты терроризма, брать заложников, мастерить или подкладывать взрывные устройства, курить, грубить, мошенничать, нецензурно выражаться, строить финансовые пирамиды, обижать людей, намеренно портить вещи, браконьерничать, мусорить, и многие, многие другие из той же серии. В этой связи человеку дается рассудок, разум, чтобы не закладывать в свой алгоритмический модуль такого рода негаалгоритмы, а, обнаружив их там, освобождаться от них как можно скорее. Большая часть РАД алгоритмического модуля (как ноосферных, так и негасферных) со временем модулируется (изменяется) по мере модернизации, например, бытовой техники и домашней оргтехники, повышения опыта и мастерства (также и преступного) того или иного индивида, прогресса технологий в сфере профессиональной деятельности, общего прогресса цивилизации. Другая часть модулируется по мере развития общечеловеческого разума и неразумности, расширения общественных интересов по сферам ноосферы и негасферы, общественного сознания. Таким образом, обязательный минимальный перечень лишь ноосферных алгоритмов, который должен знать каждый человек, из года в год увеличивается, при этом жизнь не делает никому скидок на возраст. Не умеешь, не хочешь учиться? Отойди, встань в задний ряд! Только в ХХ-ом столетии человек впервые узнал, но обязан был освоить управление автомобилем, пользование самолетом, телефоном, факсом, кредитными карточками, стиральной машиной, фото- и видеокамерами, микроволновой печью, персональным компьютером (включая принтер, сканер), копировальными машинами, сетью Интернет, пейджером, мобильным телефоном и т.д. И этот перечень будет продолжать расти, притом еще более быстрыми темпами (согласно формуле). В то же время утратили свое практическое значение верховая езда, карточные игры, светские балы, искусство фехтования и другие устаревшие алгоритмы. Все это создает определенные трудности при оценке наполненности алгомодуля какого-либо индивида, возможности определить имеющееся у него количество РАД каждой категории из тех, которые ему надлежит знать, их направленность. Тем не менее, попытаемся все же отобразить схематично примеры наполненности алгомодуля:
Человек нормальной сноровки
Индивид с дурными наклонностями
Эталонный алгоритмический модуль
В общественную жизнь постепенно вводятся методы косвенного сравнения алгоритмических модулей различных индивидов, но они, как правило, затрагивают лишь профессиональную сферу, прикладную деятельность, певцов и киноиндустрию. Для этого устраиваются конкурсы, тесты, соревнования, выставки, фестивали и т.п. алгоритмические состязания. Цель конкурсов - выяснить, чьи алгомодули содержат лучшие наборы РАД данного вида, какие однотипные РАД наиболее совершенны. Помимо индивидуального существует совокупный алгомодуль семьи, предприятия, общества, государства, человечества в целом, и чем он насыщенней и разносторонней, тем богаче, цивилизованней семья, предприятие, общество, государство. Начиная с уровня предприятия, где особенно заметен фактор состязательности (конкуренции), за алгоритмами (технологиями) осуществляется всякого рода охота, шпионаж и т.п. противоправные мероприятия, хотя и существует цивилизованная торговля ими. Совершенство РАД других назначений различных сфер деятельности и интересов, и прежде всего ведающих алгоритмами руководства, воспитания, выполнения гражданских действий и гуманистических поступков, на практике пока еще широко и достойно не оценивается, хотя уже настало время постепенно вводить рейтинговую систему оценки такого рода РАД с той тщательностью и гласностью, как это делается у теннисистов и футболистов (РАД которых менее всего важны для судеб Человечества). Ведь от того, владеет ли руководитель той или иной страны, избираемый ее населением, требуемым перечнем соответствующих РАД и АФЦ, каков вообще его индивидуальный алгомодуль, во многом зависит ход дальнейшего развития этой страны, благополучие самих ее жителей. Вместе с тем разница в способностях продуцировать те или иные алгоритмы, развитость менталитета зависят не только от состояния и содержания алгоритмических модулей людей, но и от другого очень важного параметра головного мозга - интеллекта человека.
[ Интеллект ] [ О менталитете ] [ На главную страницу ]