[ О менталитете ] [ На главную страницу ]
Игорь Кондрашин Интеллект |
"Все в природе
подлежит измерению, Великий русский математик |
Следующей в историческом ракурсе после психики и алгоритмического модуля важной составляющей менталитета человека является его интеллект, т.е. способность его головного мозга к углубленному мышлению, рациональному познанию окружающей объективной реальности, надежному запоминанию знаний и опыта, быстрому мыслительному анализу информации и синтезу требуемых ассоциаций, принятию наиболее оптимальных решений. Человеческое познание лишь недавно выделило, обособило интеллект из общепсихической деятельности центральной нервной подсистемы (ЦНП) как показатель индивидуальных возможностей к активному, в т.ч. и творческому мышлению. Интеллект человека, как и другие компоненты менталитета, неодинаков у различных индивидов и различается по своей силе, глубине и мощи, которые зависят прежде всего от наследственной организации клеток нейропиля головного мозга, участвующих в его мыслительной работе, в механизме памяти, в творческом процессе принятия решений, а также от их тренируемости. Суть мыслительного процесса, как известно, состоит в том, что в коре головного мозга человека происходит постоянная дифференциация, специализация, оптимизация и локализация функций через их фиксацию в соответствующих АФЦ и РАД, однако одновременная их интеграция исключает изолированное функционирование отдельных областей нейропиля коры, и все они структурно объединены в единое целое. Подсчитано, что число нейронов мозга человека достигает порядка 1010, а число взаимных бинарных связей соответственно составляет около 1020. Иными словами, для обработки всего объема входящей и исходящей информации мозг человека наделен достаточно мощной нейронно-взаимосвязанной базой. В этой связи мыслительную мощь мозга следует оценивать не столько по числу нейронов, занятых в мышлении, сколько по числу связей между ними, по числу нейронов, занятых в памяти и т.п., т.е. с помощью любой комбинации этих чисел. Вследствие происходящих в глубине коры полушарий дальнейших организационных процессов (по причине непрекращающегося движения Материи в качестве-времени) в аналитических и ассоциативных областях коры образуется всё больше новых соединений в виде АФЦ и РАД. Их формирование происходит из бесчисленного множества возможных новых межнейронных связей, среди которых постепенно выделяются пути, осуществляющие вначале сравнительно небольшое число коммуникаций. Временные фн. связи (ассоциации) фиксируются тем сильнее, чем чаще они повторяются. Они нарушают первоначальную разобщённость нейронов и образуют целые ансамбли, элементы которых могут находиться в различных частях коры. При необходимости создаются вспомогательные АФЦ, усиливающие те или иные функции мозга. По мере беспрерывного поступления в воспринимающую область коры всего объема информации в других (запоминающих) ее областях фиксируется опыт каждого дня, который можно отождествить с алгоритмознанием и который изо дня в день постепенно накапливается. Его фиксации, или алгоритмозаписи, способствует хорошо налаженный механизм памяти, особенно долговременной. Как известно, в основе этого механизма лежат биохимические реакции, меняющие структуру РНК, что отражается на биоэлектрической проводимости клеткой тех или иных импульсов, их генерации и затухании. С механизмом памяти связано наше "Я" (наша "душа"), то есть самосознание. Хранение и вспоминание информации является одной из важнейших функций коры головного мозга. У человека различают оперативную, кратковременную и долговременную памяти. Оперативная память, основанная большей частью на биофизических явлениях, может хранить небольшое количество информации в течение нескольких минут. Хранение информации в подсистеме кратковременной памяти осуществляется со временем полураспада биохимической записи в среднем около 12 часов, то есть спустя этот отрезок времени человек способен воспроизвести лишь половину полученной им информации. И только долговременная память способна хранить биоследы полученной ранее информации на протяжении нескольких десятков лет, однако уровень воспроизведения этой информации довольно низок и в среднем не превышает 5%. Вот почему с определённого исторического момента с появлением гиперорганизмов с высокой степенью организации и наличием высокосложных алгоритмов (как, например, алгоритмы производства авианосца, атомного реактора, современного самолета и т.п., которые не уместятся ни на одной РАД) само системное развитие вынудило человека всё чаще использовать способ хранения алгоритмозаписи и другой информации в письменной форме в виде описаний способов изготовления, технологических карт и чертежей, которые к тому же удобны ещё и тем, что ими могут воспользоваться одновременно или попеременно несколько фщ. единиц - людей. По мере расширения кругозора человечества в рамках ноосферы, а также дальнейшего развития организации гиперорганизмов потребовались ещё более вместительные хранилища информации, более ускоренные способы её записи и воспроизведения, а также более удобные доступы к ней. Поэтому привлечение к обработке и хранению информации запоминающей способности электронно-вычислительных машин, персональных компьютеров с их колоссальными возможностями ещё более увеличило техническую базу для создания БИБЛИИ СОВРЕМЕННЫХ ЗНАНИЙ, в которой можно реально разместить все необходимые Человечеству понятия и алгоритмы действий ноосферного содержания, доступ к которым должен быть настолько простым и свободным, чтобы легко могло реализоваться как право, так и обязанность каждого жителя Земли не только знать о них, но и в любое время пользоваться ими. Этому в значительной степени способствует быстро развивающаяся глобальная сеть Интернет, овладеть информационными возможностями которой является актуальной задачей для каждого современного человека. Способность к хранению информации в биохимической форме с помощью механизма памяти, а также к другим интеллектуальным проявлениям зависит от индивидуальной структуры коры, развёртывающейся (формирующейся) согласно генозаписи, полученной организмом по наследству, а также от приобретаемого впоследствии опыта, натренированности. Вот почему эти проявления не могут быть одинаковыми у различных людей, а зависят от их индивидуального генонаследства и феноразвития. В силу этого интеллектуальные способности различны у разных людей и даже в течение жизни одного человека меняются в зависимости от изменения психофизиологических и геронтологических (возрастных) факторов. Как мы уже отмечали ранее, генетическое кодирование фн. способностей фщ. единиц - людей к выполнению определённого ряда специфических фн. алгоритмов привело со временем к появлению резко выраженной их генетической неоднородности, то есть разновеликой возможности выполнять те или иные фн. алгоритмы. К настоящему времени генетическая неоднородность, скорректированная фенотипным наложением (то есть опытом и знаниями, приобретёнными в течение жизни индивидуума), достигла такого разброса, что уже смело всё человеческое многообразие можно делить по степени развитости их интеллекта на несколько совершенно различных внутренне (внутри полушарий головного мозга каждого индивидуума только!), но практически ничем не отличающихся внешне разновидностей людей. В связи с возникшей необходимостью измерения уровня развития интеллекта человека с некоторых пор в обиход был введен так называемый коэффициент интеллекта - IQ (intelligence quotient), обозначающий количество интеллекта (КИ) и отражающий уровень интеллектуальных способностей людей, т.е. живости их ума, глубину и объем памяти, эффективность работы мысли. В российской литературе прижился другой перевод аббревиатуры - "Коэффициент интеллекта". Попытки научной оценки степени развитости интеллекта человека начались еще в 30-х годах. Исследователи с помощью разных экспериментов стремились выяснить параметры интеллекта. Например, пытались вывести закономерность между процессами, происходящими в нервной системе человека и скоростью его реакций; между умственными способностями и размерами и весом головного мозга; между КИ родителей и КИ детей; между КИ и социальным происхождением человека; между КИ и возрастом. Однако в итоге выяснилось, что источником успеха человека в большей части случаев является не интеллект, а настойчивость и мотивация человека, зависящие от сочетания других элементов менталитета - психики и сознания. Иными словами, интеллект никоим образом не влияет на рассудочные способности головного мозга (не говоря уже о разуме), на мотивацию поступков индивида. Он может с одинаковой скоростью обрабатывать как ноосферную, так и негасферную информацию, невзирая на ее этическую окраску. Интеллект, таким образом, характеризует как бы мощь "мозгового" компьютера, а не программы, заложенные в нем. В силу этого трудолюбие и работоспособность, честность и добропорядочность, знания и опыт, целеустремленность и терпеливость - более важные качества для достижения подлинного успеха, хотя во многих жизненных ситуациях, когда требуется принять быстрое решение, запомнить и осмыслить большой объем информации, человек с высоким коэффициентом интеллекта будет находиться в более выигрышных условиях. В настоящее время считается, что коэффициент интеллекта человека напрямую зависит прежде всего от наследственных факторов. Но его так или иначе можно увеличить, занимаясь специальными упражнениями (на развитие памяти, наблюдательности, быстрорешания). В любом случае интеллект требует регулярной тренировки, эдакой интеллектуальной гимнастики. Кто-то для этого время от времени играет в шахматы (желательно с часами), шашки, домино, нарды и т.п., другие делают это, решая кроссворды, упражняясь с тестами КИ. Первоначально тесты строились исключительно на основе лексических упражнений. Позднее в них стали использовать такие упражнения, как неарифметический счет, обращение с логическими рядами, способность дополнить геометрическую фигуру, опознать фрагмент, запоминание фактов, упражнение на манипуляцию буквами в словах, запоминание технических чертежей. Для приближенного измерения способностей индивидуального интеллекта все шире стали использоваться IQ тесты со шкалой от 0 до 200. Интеллект среднего человека согласно этому тесту в настоящее время составляет 100 условных единиц (половина решенных задач). Интеллект человека, полностью ответившего на все задания, соответствует уже 200 единицам. Тесты не только показывают ваш КИ, но и выявляют ваш предпочтительный образ мышления (логический, образный, математический, вербальный). Чем меньшую оценку вы получите по одной из стратегий, тем меньше согласно логике теста у вас развит соответствующий участок мозга. После этого вам становится известно направление, в котором вам следует работать, чтобы попытаться ликвидировать интеллектуальную диспропорцию, в особенности если она была обнаружена не слишком поздно. Выявив пробелы в своих стратегиях и пройдя затем специальный курс интеллектуальной тренировки, можно в итоге надеяться, что ваш КИ поднимется до приемлемой величины. Естественно, что существующие тесты IQ пока далеки от совершенства и со временем будут использоваться более точные. Однако уже и с помощью имеющихся можно с определенной степенью достоверности характеризовать уровень развитости интеллекта.
Здесь вы можете провести тест своего интеллекта. Графически уровни развития интеллекта можно изобразить следующим способом:
Общепризнано, что средний уровень развитости интеллекта на сегодняшний день должен составлять 70 - 120 единиц. Если измерения превышают средний уровень, человек является "интеллектуалом", т.е. обладателем хорошо организованного и отлаженного головного мозга, а с ним и высокоразвитого, мощного интеллекта. Показатели, не достигающие 70 единиц, свидетельствуют о недоразвитости отдельных структур мозга, а с ним и интеллекта, о попадании его владельца в разряд "дебилов", т.е. людей интеллектуально слабых, неполноценных. К слову сказать, если косвенным образом измерить интеллект собак, лошадей, дельфинов, кошек, то не исключено, что цифра в отдельных случаях может достичь 20 - 30 ед. шкалы. Вместе с тем указанные выше цифры отражают требования к интеллекту человека с позиций современности, нынешнего дня. Вполне естественно, что 100 - 150 лет назад норма была гораздо ниже, т.е. где-то на уровне 50 - 100 ед. Все, что превышало 100 ед., должно было считаться высоким уровнем, так же как и промежуток 50 - 70 ед. относился к норме. Однако время, как и развитие, не стоит на месте. Что сегодня считается нормой, завтра уже будет считаться недостаточной величиной. Поэтому не исключено, что уже в первом десятилетии ХХI-го века нормой будет принято считать промежуток 100 - 150 ед., а люди, набравшие 70 - 100 единиц, будут автоматически причисляться к дебилам. Как и в случаях с психикой и алгомодулем, суммативные эффекты индивидуальных интеллектов результируются в общественном интеллекте, интеллектуальных возможностях данного общества, в глобальных показателях. Можно также различать общественный интеллектуальный потенциал, общественную интеллектуальную деградацию и т.п. В последнее время в усилении интеллектуальных возможностей человека как в индивидуальном, так и в общественном плане, как отмечалось выше, все большую роль стали играть персональные компьютеры и их сети, объединяемые в единую глобальную сеть Интернет. Так или иначе, но интеллект является очень важной составной частью человеческого менталитета. Однако еще более важной и бурно развивающейся его частью, тем не менее, является сознание человека.
[ Сознание ] [ О менталитете ] [ На главную страницу ]