[ О менталитете ] [ На главную страницу ]

Игорь Кондрашин

Классификация индивидов
по параметрам менталитета

 

"Ищу человека!"

Диоген

Исходя из очевидного факта, что люди неодинаковы по своим умственным способностям и состоянию "души", всегда существовала потребность означить или каким-то образом зафиксировать эту разницу с помощью специальных терминов. Первые научные попытки классифицировать человека по разуму, по менталитету носили больше исторический отпечаток, да и сами названия были малопригодны для практического использования - Homo habilis, Homo erectus, Arhaic homo sapiens, Homo sapiens neanderthalensis, Homo sapiens sapiens. Эта классификация, будучи слишком обобщенной, прежде всего связана с наружными параметрами головного мозга, и ее явно недостаточно при повседневном применении для характеристики развивающегося ума человека.
Посильную лепту в решение этого вопроса попытался внести в свое время И. Кант. В частности, он писал: "Любовь к людям (человеколюбие), так как она мыслится здесь как любовь практическая, стало быть, не как любовь-симпатия к человеку, должна быть отнесена к деятельному благоволению и, таким образом, к максиме поступков. - Тот, кто находит удовольствие в благополучии (salus) людей, поскольку он рассматривает их только как таковых, тот, кому бывает хорошо, когда хорошо всем другим, называется другом людей (человеколюбцем) вообще. Тот, кому хорошо только тогда, когда другим плохо, называется человеконенавистником (мизантропом в практическом смысле). Тот, кому безразлично, как обстоят дела у других, лишь бы у него самого было все в порядке, - эгоист (solipsista). - Того, кто избегает людей, потому что не может найти в общении с ними никакого удовольствия, хотя и желает им всем добра, можно назвать нелюдимом (эстетическим мизантропом), а его отвращение к людям - антропофобией."
Кроме того, в "Антропологии с прагматической точки зрения" Кант попытался выявить "Способ познавать внутреннее состояние человека из внешнего". Там он, в частности, писал: "Когда говорят, что у человека добрая душа, то это значит, что он не упрям, а уступчив, что хотя он бывает рассерженным, но отходчив и не питает злобы против кого-либо (он негативно добр). - Но для того, чтобы можно сказать о нем, что у него доброе сердце, то, хотя оно также относится к способу чувствования, это значит уже нечто большее. Это побуждение к практически доброму, хотя бы оно и совершалось не по принципам, так что добродушный и добросердечный - это люди, которых хитрец может использовать как угодно. - Вот почему естественные задатки имеют дело больше (субъективно) с чувством удовольствия или неудовольствия, с тем, как на одного человека воздействует другой (и задатки могут иметь нечто характерное), чем (объективно) со способностью желания, когда жизнь проявляется не только в чувстве, внутренне, но и в деятельности, внешне, хотя только по мотивам чувственности. В этом именно отношении и состоит темперамент, который надо отличать от обычного (нажитого привычкой) расположения, ибо в основе последнего лежат не естественные задатки, а чисто случайные причины.
Темпераменты, которые мы приписываем только душе, все же могут скрыто иметь в качестве содействующей причины и телесное в человеке; далее, что так как, во-первых, они допускают главное деление их на темпераменты чувства и темпераменты деятельности и, во-вторых, каждый из них может быть связан с возбуждением жизненной силы (intensio) или ее ослаблением (remissio), то можно установить только четыре простых темперамента: сангвинический, меланхолический, холерический и флегматический. Тогда могут быть сохранены древние формы деления и может возникнуть более удобное толкование, соответствующее духу этого учения о темпераментах."
Но и такого перечня типажей, несколько путанного, оказалось явно недостаточно, чтобы охарактеризовать даже тех людей, кого мы хорошо знаем, чтобы получить о них исчерпывающее мнение. В этой связи интересна попытка решения этого вопроса Бехтеревым, который писал по этому поводу следующее: "Мы уже указывали ранее на важный принцип индивидуальности (особенности), в основе которого лежит конституциональные условия, но еще важнее, что каждый человек, как член общества, отражает в себе воздействия среды, но отражает до известной степени в соответствии с данными своей организации, благодаря чему каждый человек представляется существом, в том или ином отношении отличающимся от других своими индивидуальными чертами. Иначе говоря, личность есть нечто самобытное и неповторяемое. И нам остается спросить теперь: на чем основана эта индивидуальность и как она создается?
Прежде всего, надо отдать себе отчет в том, что личность есть всегда и везде продукт био-социальных условий, обязанный своим происхождением, с одной стороны, биологическому наследству, полученному от предков, а с другой стороны - социальным условиям окружающей среды. Биологическое наследство приобретается человеком от предков путем наследственности, подчиняющейся особым законам наследственной передачи, изученной в своей основе венским ученым, монахом Менделем, почему эти законы и называются менделизмом. Здесь не место входить в подробности этого учения, которое заслуживало бы особого рассмотрения, как не место входить и в рассмотрение типов людей, различающихся теми или другими особенностями физического склада и характера самой личности.
Для нас существенно важно уяснить себе, что передача прирожденных наклонностей в проявлениях сочетательно-рефлекторной деятельности подвергается тем же закономерностям, как и передача телесных или морфологических признаков. Уже наблюдая только что родившихся детей, можно видеть между ними различие, ибо один ребенок спокоен и тих, тогда как другой уже с самого начала представляется более беспокойным и бойким. Эти и другие наследственные особенности с возрастом еще более выявляются, и можно определенно сказать, что, наряду с теми или иными морфологическими признаками в смысле телесных форм, наследственные условия лежат прежде всего в основе так называемых конституциональных, то есть зависящих от физического склада, особенностей соотносительной деятельности, из которых можно отметить лиц с медленным темпом движений и с быстрым темпом движений, лиц, склонных к физическому спокойствию (статиков) и лиц, склонных к движению (динамиков).
Далее, то, что обозначается темпераментом, в отношении сущности которого наукой еще далеко не сказано последнего слова, также должно быть отнесено к наследственным условиям. С другой стороны, в связи с последними стоит и так называемый антропологический тип, характеризующийся неодинаковым развитием важнейших воспринимающих трансформаторов и соответствующих им мозговых областей, например слухо-двигательной (музыкальный и музыкально-глухой тип), зрительно-двигательной (так называемый зрительный тип), кожно-мышечно-двигательной (так называемый моторный тип), вкусо-двигательной (гурманный тип), словесно-двигательной (речистый тип) и другие. Далее с наследственными условиями связаны, в известной мере, и прирожденные или унаследованные наклонности, например музыкальные дарования, склонности к рисованию, живописи, технике, языкам, математике и тому подобное. Наконец, и общая одаренность, то есть склонность к большему или меньшему развитию сочетательно-рефлекторной деятельности, в той или иной мере обусловливается наследственными условиями, ибо гении обладают высокой одаренностью в известной мере как даром природы. С другой стороны, умственная недоразвитость или так называемая дефективность есть также, в огромном большинстве случаев, недостаток, идущий от природы. Вот тот биологический стержень, который, будучи унаследованным, прежде всего лежит в основе будущего развития личности. Нет надобности говорить, что и возникающие после рождения, в периоде развития, те или другие физические недочеты, не говоря о болезненных состояниях, могут отразиться на развитии сочетательно-рефлекторной деятельности.
В настоящее время морфологические особенности, в виде того или иного физического склада, а также прирожденные или унаследованные наклонности соотносительной деятельности вообще и в частности сочетательно-рефлекторной деятельности не без основания относят к определенным унаследованным особенностям не только в отношении строения, но и обмена веществ в организме и так называемого гормонизма или отделения внутренних желез. Будучи постоянно омываемы протекающею через них кровью, эти железы вводят в кровь различные по химическим свойствам вещества, которые могут быть количественно большими или меньшими, в связи с развитием и функциональною деятельностью самих желез. Эти железы, благодаря их отделяемому в виде гормонов, поступающему в кровь, оказывают своим химизмом функциональное взаимодействие друг на друга, благодаря чему отделяемое одной железы действует подавляющим или возбуждающим образом на функцию другой и наоборот. - В конце концов, создается то или иное равновесие, которое и свойственно каждому данному организму. Это равновесие, конечно, не может быть постоянным, оно колеблется в зависимости от тех или других условий, действующих на функцию той или другой железы, и, между прочим, от деятельности нервной системы, которая, как мы знаем, непосредственно воздействует на железы, изменяя прилив крови к ним, и потому может быть в одних случаях возбудителем деятельности желез, в других случаях ее тормозом.
Таковы биологические особенности, определяющие индивидуальные качества личности и между прочим ее реактивность на внешние и внутренние раздражители того или иного рода. Все остальное, что представляет собою личность, весь ее запас опыта, достигаемый путем осуществления сочетательных рефлексов, является главнейшим образом результатом социальных и социально-экономических условий окружающей ее среды, ибо, если исключить воздействие климата, метеорологических условий и условий местности, вся материальная среда, включая орудия производства, продукты производства и прочее, оказывающая непосредственное воздействие на человека, воспринимается не иначе, как под углом социально-экономических отношений.
Личность от дня рождения воспитывается в социальной среде: с самого начала своей семьи и близких ей людей, с течением времени личность воспитывается в школьной среде и в среде своих товарищей, наконец, еще позднее черпает свой жизненный опыт из окружающей ее социальной и профессиональной среды, соучаствуя с ней в общем труде.
Отсюда ясно, что почти весь запас опыта, иначе говоря, почти вся совокупность приобретенных сочетательных рефлексов того или другого рода или то, что можно было бы назвать содержанием личности, - все это является результатом окружающей среды. Нет в мире личности самой по себе, данной только от прирожденно-наследственных условий, ибо личность в своих индивидуальных особенностях проявления соотносительной деятельности есть результат не только прирожденных условий, но и воздействий на нее социальной среды и приспособления ее к последней. Без социальной среды нет и не может быть человеческой личности. Таким образом и то, что мы обозначаем индивидуальностью в человеческой личности, есть в сущности результат всех био-социальных условий, то есть как наследственности, так и воздействий окружающей среды, которые, отражаясь в сочетательно-рефлекторной деятельности, создают определенный уклон в ее общем развитии, причем даже и прирожденные или унаследованные свойства подвергаются соответствующим изменениям в связи с условиями окружающей среды."

Изучив подходы, которыми пользовались великие мыслители прошлого, попытаемся ввести в дело классификации индивидов современные понятия. С этой целью необходимо использовать результаты, полученные при рассмотрении составляющих менталитета человека, а именно:

  1. Психики
  2. Алгоритмического модуля
  3. Интеллекта
  4. Сознания

Поскольку каждая составляющая имеет довольно широкий разброс характеристик, создать добротную классификацию людей в зависимости от параметров компонентов их менталитета (своего рода человеческую таблицу Менделеева) представляется непростой задачей.
И действительно, как психика, так и алгомодуль и интеллект, а в особенности сознание имеют столь разительную разницу своих значений у разных индивидов, что приходится удивляться, как это все вообще допустимо в пределах вроде бы единой, одинаковой у всех структуры головного мозга. Однако разница существует и ее необходимо зафиксировать в наименованиях, как фиксируется разница среди военных - рядовой, прапорщик, лейтенант, полковник, генерал, как фиксируется разница в научном мире - студент, аспирант, кандидат наук, доктор, академик, среди спортсменов - неспортсмен, перворазрядник, мастер спорта и т.д.
С древних времен мыслители пытались специфицировать особенности ментальности человека. Этим занимался с помощью чисел Пифагор, позднее исследовал Сократ. Более всего из них продвинулся Платон, первым разделив душу на две части: на разумную и неразумную, наделив каждую из них соответствующими качествами (добродетелями), т.е. создав прообраз современной таблицы ценностей-пороков. Но наиболее систематизированно учение о нравственности изложил Аристотель в своей знаменитой "Этике". Среди прочих качеств он делит людей на великодушных и малодушных, относя последнее к пороку, на справедливых и несправедливых, т.е. нарушающих закон, на рассудительных и безрассудных, на мудрых и тех, у кого мудрость отсутствует. Очень подробно в "Этике" рассматриваются истоки дружбы и ее особенности. Отталкиваясь от указанных основ, более поздние философы продолжили аксиологические исследования, развивая причины появления у людей признаков добра и зла, тех или иных ценностей и пороков.
Так или иначе, но приходится констатировать, что современная классификация всего населения по особенностям менталитета начинается с главного, глобального (заборного) людораздела, разделяющего все живущее человечество на людей и нелюдей. К людям относятся индивиды, для которых жизненной опорой, сутью смысла существования, мотивацией суждений и поведения стали и являются ноосферные знания. Благодаря им они расширяют свой кругозор, постигают логику научного мировоззрения, обогащаются общечеловеческими ценностями, познают красоту и гармонию творений великого искусства. Показатель их нравственного баланса уверенно показывает положительные значения.
Поэтому люди в зависимости от параметров своего менталитета имеют следующие классификационные звания (названия) по возрастающей:

  1. Человек
  2. Интеллектуал
  3. Интеллигент
  4. Философ
  5. Личность
  6. Гений

Как выделить из общечеловеческой массы таких людей, с помощью какой линейки их распознавать? Ведь без математики, как утверждал Кант, это будут лишь слова. Современные средства оценки менталитета позволяют это сделать.
Так, измерения параметров психики, даже при минимуме требований, должны показать у наблюдаемых (тестируемых) индивидов наличие всех четырех сигнальных подсистем ноосферного направления, а их рефлективность должна быть близка к нормальной. Алгомодуль должен быть наполнен не менее, чем на 50% сравнительно равномерно по всем 8-ми группам алгоритмов и не содержать негаалгоритмы. Результаты тестирования интеллекта должны показывать не ниже IQ-100, а сознание включать только позитивные подсознания, причем первые 10 должны иметь степень развитости не менее 6 - 7, т.е. рефлексия индивидов должна быть не более +5 - +6 диоптрий сознания. Близкой к эталонной должна быть их индивидуальная таблица ценностей-пороков. Они должны владеть принятыми в приличном (интеллигентном) обществе манерами поведения и культурой речи, разбираться в классической (ноосферной) литературе, музыке, живописи, иметь, как минимум, среднее образование, т.е. закончить университет или ВУЗ.
Таковы на сегодняшний день основные современные критерии менталитета, обладая которыми индивид может претендовать на звание человека, которого так упорно разыскивал в толпе с факелом в руке древнегреческий философ Диоген. Естественно, что требования к параметрам на звание человека росли в прошлом, как будут расти и в будущем, а планка тестов соответственно подниматься. Но уже сейчас превышение показателей по одному из них, а именно по интеллекту, при результате свыше IQ-120 (в то время как прочие параметры остаются не хуже), приносит человеку звание интеллектуала.
Получение высшего образования, подтверждаемого защитой ученой степени, активность в поддержании и распространении подлинной культуры, участие в воспитании сограждан и подрастающего поколения дают право человеку на звание интеллигента (рефлексия при этом должна быть не более +3 диоптрий сознания). В случаях, когда человек обладает всей полнотой позитивной части матрицы сознания, т.е. рефлексия близка к 0 отметке диоптрий сознания, если его помыслы и знания наполнены добродетелью и бескорыстным стремлением открывать людям истины, а жизнь посвящена служению человечеству, его просвещению - он заслуживает звание философа (однако таких людей не следует путать с патологически философствующими индивидами). Поэтому именно людей, достигших по своим умственным способностям уровня не ниже философа, прочил в свое время на управление государством, на занятие политикой Платон. Это требование к ментальным параметрам руководителей государств и правительств в наше время стало еще более актуальным, поскольку последствия пагубной деятельности нелюдей во главе государств можно проследить по ходу мировых событий ХХ-го века, а также вспоминая историю нашего и других государств.
В тех случаях, когда позитивные идеи данного человека-интеллигента либо философа привлекли внимание многих сограждан, жителей других стран, если своими трудами на благо Отечества или человечества он надолго оставил след в ИСТОРИИ, в ноосфере, то он может претендовать на звание личности. А уж в случае, если он сотворил для человечества какой-либо бессмертный шедевр (или шедевры) в искусстве, сделал выдающееся научное открытие (или открытия), то такой человек заслуженно получает высшее человеческое звание - гений.

В отличие от людей, к нелюдям относятся индивиды, суждения и поведение которых мотивируется прежде всего воздействием на них негасферного влияния. Их кругозор узок, мировоззрение мистицировано, ценности столь беспорядочно перепутаны с пороками, что порочные понятия сплошь и рядом соседствуют с ценностными, а часто и подменяют их. Им чужды красота и гармония, их волнуют не творения искусства, а дешевые китчи. Показатель их нравственного баланса твердо показывает отрицательные значения.
Поэтому нелюди имеют многочисленные классификационные названия, рожденные народной, медицинской и ученой мудростью: нечеловек, злодей, изверг, дебил, урод, шизоид, примитив, дегенерат, идиот, имбецил, бандит, маразматик, придурок, террорист, монстр, маньяк, дистрофик, чудище и многие другие, упомянутые уже ранее, или которые еще будут упомянуты ниже, за каждым из которых стоит своя особенность, свои характерные черты. Нелюди, находящиеся под воздействием какого-то бредового комплекса, для простоты часто имеют одноименное звание - параноик, парафреник.
В связи с большим разнообразием причин их дефектности классификация нелюдей сильно затруднена, поэтому им и присваивается в большинстве случаев универсальное название - нелюдь. Все семиотические (диагностические) показатели их психики, алгомодуля, интеллекта и сознания повторяют параметры людей с точностью до наоборот, т.е. со знаком - , из негасферных областей таблиц и шкал. Современные средства оценки менталитета позволяют определить эти параметры, выделить такого рода индивидов из общечеловеческой массы.
Все эти отклонения в параметрах менталитета, с одной стороны, можно считать болезнью, патологией, поскольку эти ненормальности приносят боль и страдания, при этом не только и не столько самим этим индивидам, сколько другим. Однако, с другой стороны, эти отклонения, строго говоря, не всегда относятся к болезням, поскольку часто появляются вследствие лености, нерадивости, недоразвитости, дурного воспитания и образования индивидов, причинами чему бывают они сами, их родители, общество, государство. Поэтому искривления и недоразвитость менталитета нелюдей не должны вызывать сострадание или сочувствие, а должны порождать желание помочь (если оно обоюдно), или вызывать презрение и противодействие, если нелюдь свою ущербность не понимает, или же, тем более, ею кичится.
Вместе с тем, следует иметь в виду, что основная масса населения все же состоит из индивидов, чьи показатели позитивны, но несколько недотягивают до показателей человека, хотя в них одновременно присутствует немало и негативных нелюдских параметров, но не в опасном количестве. Имеется также немало и таких, чьи показатели негативны, но несколько недотягивают до планки нелюдя, хотя в них одновременно присутствует немало и позитивных людских качеств. В общем, стрелка нравственного баланса этой людской прослойки, имеющей как человеческие черты, так и некоторые пороки нелюдей, покачивается где-то в районе условного равновесия: +14, -1 или +13, -2 диоптрий сознания. Поэтому такого рода индивиды не попадают ни в одну из двух названных выше групп и составляет третью, весьма многочисленную часть населения - обыватели. Они в большей степени, чем кто-либо другой, подвержены наиболее массовой болезни мозга - арефлексии. В зависимости от того, больше ли в балансе их менталитета характеристик со знаком + или - , обыватели относятся к добропорядочным обывателям или к обывателям с дурными наклонностями.
Указанная выше классификация людей по менталитету является индивидуальной по своей сути, позволяющей распознать и отнести некоего индивида к той или иной разновидности Homo sapiens, даже если он уже не sapiens и не Homo. Ее практическая польза очевидна с самого начала. Для примера возьмем такое общеизвестное понятие, как "права человека". Это, казалось бы, высокое общечеловеческое достижение в области сознания очень часто используют в своих узкополитических или корыстных целях всякого рода демагоги-нелюди. Однако описанная классификация людей по менталитету позволяет резко сузить число тех, кто действительно по своим качествам может претендовать на звание человека (сбылась мечта Диогена) и пользоваться своими правами по праву. Она выбивает карты из рук всех демагогов, и в первую очередь различных псевдоправозащитников, поскольку "права человека" и "права нелюдя" (террориста, убийцы, мошенника) не должны быть идентичны и у последнего они должны быть, вполне естественно, более ограничены, "понижены".
Звание "приличного человека" издавна считалось именно званием, отражающим общественный статус индивида. Поэтому в Англии до сих пор, например, одним из самых тяжелых оскорблений в приличном обществе было и остается: "You are not a gentleman" - "Вы - не джентльмен". Но в среде нелюдей и обывателей такого оскорбления, скорее всего, не поймут, их менталитет на это неспособен - психика не срефлексирует. Поэтому болезненная реакция индивида на непризнание его "человеком" может служить признаком его человечности, а отсутствие адекватной рефлексии - его нечеловечности.
Помимо персональной классификации людей по текущим показателям их менталитета, существует также групповая классификация индивидов по условиям его формирования. Мы уже отмечали ранее, что генетическое кодирование фн. способностей фщ. единиц-людей к выполнению определённого ряда специфических фн. алгоритмов привело со временем к появлению резко выраженной их генетической неоднородности, то есть разновеликой способности анализировать события, ассоциировать суждения, умозаключения и инициировать какие-то действия, а также выполнять те или иные фн. алгоритмы.
К настоящему времени генетическая неоднородность, скорректированная фенотипным наложением (то есть воспитанием, образованием, опытом и знаниями, приобретёнными в течение жизни индивидуума), достигла такого разброса, что уже смело всё человеческое многообразие можно делить по условиям формирования ментальных способностей, по уровню развитости сознания как минимум на три (хотя можно и на пять и более) совершенно различных внутренне (внутри полушарий головного мозга каждого индивидуума только!), но практически ничем не отличающихся внешне разновидности людей:
1. Индивидуумы феногенетически высшей категории
Сюда мы можем отнести тех, кого можно назвать человеком, личностью, интеллигентом, добропорядочными обывателями, т.е. людей творческих с высокоразвитым менталитетом, получившим хорошее сочетание долей феногенофонда, то есть хорошую наследственность плюс отличное воспитание и образование, психически здоровых. Они являются носителями многогранного спектра специализированных фн. центров всех четырёх сигнальных подсистем коры головного мозга, всего перечня (или большей его части) позитивных подсознаний(рефлексия не выше +6 диоптрий сознания), мощного интеллекта, полезных наборов РАД алгоритмического модуля. Один или несколько ассоциативных центров их спектров, как правило, развиты сверхординарно. В основном обладают высокой культурой и нравственностью (моралью). Их ЛИЧНОСТНЫЙ МИНИМУМ ЗНАНИЙ объемен и дополнен немалыми СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМИ знаниями.
Именно такие индивидуумы пополняют ряды творческой интеллигенции, именно в этой среде рождаются выдающиеся учёные и государственные деятели, организаторы и изобретатели, знаменитые писатели, поэты и деятельные политики, известные артисты и деятели кино, журналисты, врачи, крупные предприниматели, художники, композиторы, видные полководцы и т.п. Они гордость и совесть общества. Для государства наиболее полезно, чтобы индивидуумы этой категории занимали фн. ячейки в верхних (властно-организующих) частях гиперсистемных пирамид.
2. Индивидуумы феногенетически средней категории
Сюда мы можем отнести людей, в большей части разного рода обывателей, исполнительных со среднеразвитым менталитетом, получившим посредственное сочетание долей феногенофонда, то есть хорошую наследственность плюс дурное воспитание и образование или плохую наследственность плюс хорошее воспитание и образование, психически нормальных. Их спектр специализированных центров намного скуднее, а сами центры намного ординарнее, чем у предыдущей группы. В особенности ощущается дефицит ассоциативно-инициаторных центров. Их ЛИЧНОСТНЫЙ МИНИМУМ ЗНАНИЙ значим, но неполон, СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ знания среднего уровня. В то же время наборы полезных РАД алгоритмического модуля у них достаточно многочисленны и хорошо отработаны. Их рефлективность на уровне +6 - + 13 диоптрий сознания с отдельными незначительными проявлениями негаподсознаний.
Такие индивидуумы больше пригодны на роли исполнителей, поэтому они пополняют главным образом ряды технической интеллигенции, именно из этой среды выходят рядовые инженеры, техники, чиновники, врачи, педагоги, служащие, рабочие, музыканты, посредственные писатели, военнослужащие, фермеры и т.п. В связи с этим именно ими должны заполняться фн. ячейки средних и нижних (исполнительских) частей гиперсистемных пирамид.
3. Индивидуумы феногенетически низшей категории
Сюда мы можем отнести индивидов, у кого слабо развит, искажен или недоразвит менталитет вследствие получения наихудшего сочетания долей феногенофонда - плохой наследственности плюс отсутствие воспитания и образования, и поэтому ставших в результате обывателями с дурными наклонностями либо вообще нелюдями. Часто эти индивиды психически неуравновешенны, а иногда и просто имеют серьезные психические отклонения. В весьма ограниченных спектрах их специализированных центров в отличие от двух предыдущих групп преобладают главным образом лишь центры негаподсознаний, остальные находятся в неразвитом состоянии либо отсутствуют вовсе. Их рефлективность находится на уровне от +14 до -16 диоптрий сознания. Наборы РАД представлены главным образом лишь РАД-паразитами либо порочными. Их культура, мораль и нормы поведения обычно находятся на сравнительно самом низком уровне и сопровождаются несколькими, часто многочисленными пороками. ЛИЧНОСТНЫЙ МИНИМУМ ЗНАНИЙ заимствован из негасферной области либо вообще отсутствует.
Эти индивидуумы не могут нормально вписаться ни в какое системное гиперобразование и поэтому пополняют ряды нерадивых работников, низкоквалифицированной рабочей силы, просто людей примитивных, но прежде всего преступников, террористов, алкоголиков, наркоманов, журналистов-дезинформаторов, телефонных хулиганов, сообщающих ложную информацию о заложенных взрывных устройствах, хакеров, похитителей заложников, угонщиков самолетов, рэкетиров, воров, взяточников, насильников, убийц и других криминальных элементов, просто психически ненормальных индивидуумов (опасных категорий шизофреников, наркоманов, фанатиков, маньяков и т.п.) и прочих нелюдей.
Учитывая это, здоровая часть общества обязана выявлять индивидуумов этой категории всеми доступными способами и брать их под особый контроль и в зависимости от их общественной опасности не просто бороться с ними, а действовать решительно вплоть до их ликвидации, либо изолировать их, помещая в специально предназначенные для этого ячейки (психбольницы, тюрьмы, спецлагеря). В противном случае общество само может оказаться их заложником или, ещё хуже, приблизиться к грани своего распада.

Из истории мы знаем, что как вторая, так и третья категории людей склонны к объединению. Так, вторая объединяется в профсоюзы, партии и т.п. К числу объединений третьей категории людей следует отнести шайки, банды, мафии, секты и т.д. Первая, самая высшая категория людей в силу своей малочисленности и специфики функционирования практически не знает массовых объединений. Наибольшую опасность и непредсказуемость представляют собой объединения, составленные из представителей сразу обеих низших категорий.
В подтверждение справедливости и жизненности вышеприведенной классификации людей по их качествам следует привести слова Хасана Басри, который говорил: "Я разделяю людей на три рода. Первый род - люди, подобные пище, которые нужны всегда и всем. Второй род - люди, подобные лекарству, которые нужны время от времени. Третий род - люди, подобные болезни, которые никогда никому не нужны".
От того, какую долю в том или ином обществе занимает каждая из вышеприведенных категорий людей, зависит уровень развитости в нем общественного сознания.

[ Общественное сознание ] [ О менталитете ] [ На главную страницу ]