§ 6. Современные эстетические тенденции

 

 

Другим важным фрагментом социокультурной матрицы следует считать пакет эстетических заповедей-наставлений.

Эстетика (от греч. aisthetikos – чувствующий, воспринимаемый чувствами) – учение о прекрасном, об искусстве и художественном творчестве, о чувственном знании. Кант считал эстетику наукой «о правилах чувственности вообще». Эстетические знания связаны, как правило, с пониманием сущности и проявлений прекрасного и безобразного в жизни и в искусстве, рассматривая искусство как одну из форм жизненной идеологии. Они включают в себя также знание законов развития искусства, его идейного содержания, художественных форм, общественной роли, а также влияния на улучшение качества жизни людей.

Термин эстетика чаще всего употребляется для обозначения эстетической составляющей культуры и ее эстетических компонентов. В этом смысле говорят о сравнительной эстетике поведения, той или иной деятельности, спорта, обряда, ритуала, какого-либо объекта и т.п. Главные категории эстетики: искусство, эстетическое, прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, безобразное, ужасное.

Эстетические опыт и сознание, присущие человеку с давних времен, получили свое первоначальное выражение в протоэстетической практике создания феноменов зачаточного искусства, в стремлении украсить свою жизнь, предметы пользования и т.д. Уже в Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции появлялись специальные трактаты по искусству и философские тексты, где эстетические проблемы поднимались до уровня теоретического осмысления.

Концепции возникновения космоса (означающего помимо мироздания также украшение, красоту, упорядоченность) из хаоса, попытки осмысления и описания красоты, гармонии, порядка, ритма, подражания в искусстве фактически стали первым этапом рефлексии эстетического сознания. Основная терминология и главные понятия эстетики сложились в Древней Греции. К ним относятся такие термины и понятия, как красота, прекрасное, возвышенное, трагедия, комедия, гармония, порядок, искусство, ритм, поэтика, красноречие, музыка, символ, образ, знак и некоторые другие.

Исторически в центре эстетики всегда стояли два главных направления развития: собственно эстетического, которое чаще всего осмыслялось в терминах красоты, прекрасного, возвышенного, и искусства, понимавшегося в более широком смысле, как философия искусства и прекрасного, изучавшая тенденции развития различных искусств, в т.ч. красноречие, музыку, архитектуру, которые со временем развились в искусства слова, композиции, живописи, ваяния и т.д.

Платон впервые поднял вопрос о прекрасном как в физическом, так и в нравственном смысле в связи с моральным и духовным совершенствованием человека. Позднее эстетика классицизма разработала теорию иерархии жанров искусства, разделив их на высокие и низкие и отдавая предпочтение первым. Искусство должно было быть ориентировано на утверждение высоких нравственных идеалов, морально в своей основе и этим полезно для общества. Классицисты требовали от художников ясности, глубины и благородства замысла произведения искусства и точно выверенной высокохудожественной формы выражения, которые озвучивались примерно так:

«Но нас, кто разума законы уважает,

Лишь построение искусное пленяет».

Эстетика классицизма утверждала идеал «свободного, гармонически развитого человека».

Но наиболее существенный вклад в развитие философской эстетики внесли Кант и Гегель. В философии Канта эстетика рассматривается как завершающая часть общей философской системы. Рефлектирующая способность суждения в системе познавательных способностей человека, по его мнению, снимает противоречия между рассудком и разумом, основываясь на чувстве удовольствия/неудовольствия. Главные для него категории эстетики – целесообразное, вкус, прекрасное, возвышенное – суть характеристики неутилитарного созерцания, сопровождающегося удовольствием.

«Вкус, – писал Кант в «Критике способности суждения», – есть способность судить о предмете или о способе представления на основании удовольствия или неудовольствия, свободного от всякого интереса. Предмет такого удовольствия называется прекрасным». При этом Кант отрицал существование каких-либо объективных правил вкуса, ибо был убежден, что суждение вкуса основывается на «неопределенной идее сверхчувственного в нас». Эстетическое осмысливается им как результат свободной игры духовных сил в процессе неутилитарного созерцания объекта или в творческом акте, завершающемся созданием произведения искусства.

Кант выделяет два вида красоты: свободную и привходящую. К первой и главной в эстетическом отношении он относит объекты, которые «нравятся необусловленно и сами по себе», т.е. исключительно за их форму – многие цветы, птицы, моллюски, орнамент в искусстве, нетематическая музыка. Только в оценке этой красоты суждение вкуса является «чистым суждением», отрешенным от какого-либо понятия о цели, т.е. чисто эстетическим.

Возвышенное Кант в большей мере, чем прекрасное, связывал с внутренним миром человека, полагая, что объекты, несоразмерные со способностями человеческого восприятия, дают мощный эмоциональный толчок душе. Явления природы или социальной истории, качественно или количественно превосходящие все, представимое человеком, дают душе толчок к ощущению «возвышенности своего назначения по сравнению с природой». Искусство как эстетический феномен является созданием гения, особого врожденного таланта, через который «природа дает искусству правило». Это «правило» является оригинальным и не поддающимся словесному описанию; при этом оно также органично, как и законы природы. Искусство становится важнейшим средством проникновения в мир сверхчувственного.

В русле просветительской эстетики существенный вклад в эстетическую теорию внес Шиллер. В письмах «Об эстетическом воспитании человека» (1795 г.) он, разрабатывая идеи Канта, показал, что суть эстетического сводится к инстинкту игры, который и должен быть развит в человеке в процессе эстетического воспитания. Только в игре проявляется истинная сущность человека как свободного духовного существа. В процессе игры человек творит высшую реальность – эстетическую, в которой осуществляются социальные и личностные идеалы. Предметом влечения человека к игре является красота. Согласно Шиллеру эстетический опыт (в частности, искусство) помогают человеку обрести свободу и счастье, а то, что мы воспринимаем как прекрасное, является одновременно и истинным.

Гегель в «Лекциях по эстетике» (1832-45 гг.) определил в качестве предмета эстетики «обширное царство прекрасного, точнее говоря, область искусства или, еще точнее, – художественного творчества» и считал, что эту науку следовало бы назвать «философией искусства» или, еще определеннее, «философией художественного творчества». Главную цель искусства он видел в выражении истины, которая практически отождествлялась им с прекрасным. Прекрасное же осмысливалось как «чувственное явление, чувственная видимость идеи».

Критикуя упрощенное понимание искусства как подражания видимым формам реальной действительности, Гегель выдвигал в качестве важнейшей категории эстетики и предмета искусства идеал, под которым имел в виду прекрасное в искусстве. При этом Гегель подчеркивал диалектический характер природы идеала: соразмерность формы выражения выражаемой идее, обнаружение ее всеобщности при сохранении индивидуальности содержания и высшей жизненной непосредственности. Конкретно в произведении искусства идеал выявляется в «подчиненности всех элементов произведения единой цели».

Гегель фактически был последним крупным представителем классической философской эстетики. После него она стала одной из традиционных университетских дисциплин, не претерпевших существенных изменений до конца ХХ века.

В этой связи интересны эстетические высказывания известного русского мыслителя Н.Г. Чернышевского, который, в частности, отмечал, что «красота действительности» объективна, хотя восприятие и оценка ее зависят от многих субъективных факторов (вкуса, особенностей психики и т.п.); задача искусства – не в создании «видимости» красоты, но в художественном осмыслении явлений жизни, их объяснении и оценке. Действительность, по Чернышевскому, выше искусства.

Здесь нельзя также не вспомнить и слова Леонардо да Винчи о том, что у человека «красота внешняя есть выражение красоты внутренней». Нельзя оставить без внимания и известное утверждение А.П. Чехова о том, что «в человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…»

Во второй половине ХХ века в результате неконтролируемого разумом развития техногенной цивилизации ситуация на планете достигла той степени опасности, которая грозит в любой момент уничтожением биосферы Земли. Процесс активной и все ускоряющейся сознательно-внесознательной «переоценки всех ценностей» под влиянием научно-технического прогресса, ощутимо изменившего психоментальную  структуру человека западной цивилизации, достиг такого состояния, когда появились существенные изменения в эстетическом объекте, эстетическом субъекте и их отношениях, т.е. стал меняться сам предмет эстетики.

Среди главных причин возникновения неклассической эстетики можно также назвать отказ от классического рационализма в науке, от европоцентризма в сфере духовной культуры, кардинальные изменения в сфере концентрированного эстетического объекта – искусства, наиболее чуткого сейсмографа космоантропных, цивилизационных, социокультурных процессов.

После краткого взлета утонченного эстетизма на рубеже ХIХ – ХХ вв. в искусстве началось мощное авангардно-модернистское движение, провозгласившее и во многом реализовавшее отказ от традиционных фундаментальных принципов в искусстве, от художественно-эстетической сущности искусства вообще. Им на смену пришли или подчеркнуто механистические принципы коллажа, монтажа, сборки, деконструкции и глобальной цитатности, или новейшие «стратегии» энвайронментальной, постмодернистской эстетик: организации арт-пространств или смысловых ландшафтов, культурных лабиринтов, гаптических пространств, аудивизуальных энергетических полей, виртуальных реальностей и т.п.

Дегуманизация искусства приобрела глобальные масштабы, как и абсолютизация творческого жеста, или, скорее, любого произвола, личности, возведенной художественной стихией или арт-олигархией в ранг художника. Многие современные арт-практики фактически отказывают своим «объектам» в их эстетической сущности. Искусства перестают быть «изящными искусствами», т.е. носителями эстетического. В них все чаще можно встретить элементы безвкусицы и даже пошлости. Все это в итоге становится больше похожим на бескультурье.

Если мастера-утилитаристы современного дизайна, художественного конструирования, архитектуры, организации среды обитания, опираясь на достижения техники и технологии, а также на принципы ясности, функциональности, рациональности, продолжат и далее реализовывать принцип нетрадиционности художественного творчества, то многие направления неутилитарного искусства авангарда, модернизма, постмодернизма еще более пробудят и актуализируют слепые стихии, присущие техногенной цивилизации и уже приведшие человечество на грань глобальной катастрофы.

В этой связи иррациональное, бессознательное, абсурдное будет все больше проявляться в бурлящей арт-стихии, и это станет отражением принципиально иного этапа цивилизационного развития, при котором все более очевидна полная растерянность классического художественно-эстетического сознания.

Наряду с сущностными изменениями в сфере искусства к концу ХХ в. изменилась и общая научная картина мира. В частности, под влиянием экологии и традиционных восточных представлений окружающая человека природа стала осмысливаться как целостная саморазвивающаяся система – как живое существо, органическим членом которого является и человек. Отсюда существенно меняется система неутилитарных отношений объекта и субъекта на основе снятия их традиционной оппозиционности; фактически именно эта система приобретает приоритетное и качественно новое значение перед утилитарными отношениями. Все это привело к пересмотру или значительной корректировке многих положений классической эстетики.

В качестве своеобразной пропедевтики неклассической эстетики ХХ в. в ее категориальное поле включают не только традиционные категории и понятия, но и многие оппозиционные им (или даже антиэстетические с точки зрения классической эстетики) явления и категории – абсурдное, заумное, жестокость, шок, насилие, садизм, мазохизм, деструктивность, энтропия, хаос, телесность, вещность, лабиринт, энвайронмент, ландшафт, стратегия, фристайл и т.п. Новым смыслом стали наполняться понятия эстетического наслаждения, иронизма, композиции.

Стирание границ между объектом и субъектом, между реальностью и текстом, между означаемым и означающим, диффузия реального и виртуального (в компьютизированном мире), объективного и субъективного стимулируют дальнейшее развитие эстетических вкусов в рамках главным образом неклассической эстетики.

В силу принципиальной ограниченности уровня формализации эстетических знаний и их многогранности, требующих от человека фундаментальной подготовки в области истории искусства и всех гуманитарных наук, а также обостренного художественного чувства, эстетика до сих пор остается во всех отношениях наиболее сложной, трудоемкой, дискуссионной и наименее упорядоченной областью гуманитарных знаний.

Сегодня, как и в момент возникновения, в центре внимания эстетики стоят две главные проблемы: эстетическое и искусство в его сущностных основаниях. Термины, их обозначающие, фактически – ее главные категории, метакатегории. Все остальные категории являются производными от них и имеют целью в той или иной мере конкретизировать отдельные аспекты и уровни главных категорий и феноменов, обозначаемых ими.

Для классической эстетики в качестве наиболее значимых утвердилось поле феноменальных проблем и соответственно означающих их терминов и категорий: эстетическое сознание (включая эстетическое восприятие, воображение, инспирацию и др.), эстетический опыт, эстетическая культура (включая основные закономерности и принципы художественной культуры, художественного текста, художественного языка, типологии искусства), эстетическое воспитание, игра, прекрасное, безобразное, возвышенное, трагическое, комическое, идеал, наслаждение, образ, символ, знак, выражение, творческий метод, стиль, форма и содержание, гений, творчество, талант и некоторые другие.

В эстетике ХХ в. возникло много принципов классификации эстетических категорий и почти бесчисленное множество самих категорий, иногда доходящих до абсурда. В неклассической эстетике все больше стало прослеживаться тенденций, носящих явно маргинальный характер, сориентированных на антиэстетические с позиции классической эстетики проблемы и категории типа абсурдного, заумного, садизма, мазохизма, деструктивности, хаоса, попсовости, телесности и др., при этом все чаще имеет место отказ от традиционных ценностей и идеалов. Вместо этого людям настойчиво навязывается безвкусие, пошлость, низкопробные литература, картины, фильмы, спектакли, музыкальные опусы и т.д.

Жизнь человека постоянно сталкивается с изобразительным, с исполнительским искусством, от него в большой степени зависит качество жизни человека, вкусы и стиль жизни. Поэтому вполне естественно, что эстетика занимает важный раздел социокультурной матрицы. В этой связи знание современных классических и современных неклассических эстетических парадигм, ценностей и идеалов позволит легче ориентироваться в обществе, находя людей со схожими или же сочетающимися эстетическими фрагментами индивидуальных социокультурных матриц – классическими или же маргинальными. Это позволит избегать ненужных конфликтов матриц, а значит бытовых ссор, траты нервов, дурного настроения, которые могут вылиться в нервные срывы, и даже в инфаркты и инсульты.

Использование традиционных, классических эстетических знаний позволяет человеку лучше устроить свои быт и досуг, встретить людей по интересам, насладиться подлинно прекрасным и восхитительным, посещая музеи и картинные галереи, театры с классическим репертуаром, концерты классической музыки, художественные выставки, вернисажи, салоны и т.п., без чего жизнь теряет свой смысл, лишается своих прелестей и незабываемых ощущений, ради которых часто и хочется жить дальше. Человек с привитым чувством эстетики всегда выберет и наденет красивую, опрятную одежду, приведет в порядок, украсит свое жилище, рабочее место, свой двор, улицу. На лице его всегда, как правило, приветливая улыбка, доброжелательный взгляд. Он никогда не выбросит мусор вне положенном месте, не испачкает стены, при необходимости засыплет лужу на дороге, посадит цветы, отремонтирует сломанную скамейку, одним словом, облагородит окружающий интерьер, воссоздаст требуемую гармонию прекрасного.

Поэтому невежды и обыватели, пошляки и неряхи, маргиналы и псевдоэстеты, наркоманы и алкоголики – это индивиды, утратившие эстетический вкус и способные поглощать любую пошлость и низкопробное творчество. Сами они способны только извращать окружающий мир, портить, пачкать, ломать, множить хаос и беспорядок, слушать отупляющую музыку, читать пошлую литературу, смотреть низкопробные фильмы, восхищаться псевдоискусством. В их индивидуальных социокультурных матрицах эстетические фрагменты не сформированы должным образом и заполнены, как правило, маргинальными псевдоэстетическими обломками, либо вообще утрачены, а с ними утрачено чувство прекрасного, а значит, и естественная тяга к нормальной человеческой жизни.

Эстетические фрагменты своей социокультурной матрицы поведения человеку должны формировать с малых лет его родители, учителя в школе, и постоянно пополняться на более поздних этапах образования и самообразования. Их же он обязан воспитывать с раннего возраста у своих детей, подсказывать, прививая хороший вкус, менее просвещенным окружающим, друзьям, родственникам.

 

v       v       v

 

[§ 5. Общечеловеческие ценностные ориентиры]       [Оглавление]      [§ 7. Экологические аспекты культуры]