§5.  Общечеловеческие ценностные ориентиры

 

 

Ценность – философское понятие, обозначающее, во-первых, положительную или отрицательную значимость какого-либо объекта для субъекта, во-вторых, нормативную, предписательно-оценочную сторону феноменов человеческого сознания. В первом случае мы имеем дело с так называемыми предметными, «объектными» ценностями. Во втором – с ценностями «субъективными», к которым, в частности, относятся и моральные ценности – общественные установки, императивы, цели и проекты, выраженные в форме представлений о добре  и зле, справедливом и несправедливом, о смысле жизни и назначении человека, о его идеалах и принципах.

Наши представления о ценностях, заключающие в себе деятельностно-заинтересованное отношение человека к миру, во-первых, позволяют обосновать нормативные моральные требования. Во-вторых, они служат нормативной формой моральной ориентации человека в мире, воплощая и реализуя ее в виде конкретных и зачастую «готовых» регулятивов. В-третьих, в наших представлениях о ценностях одновременно содержится оценка явлений действительности и поступков людей с точки зрения их моральной значимости.

Поступки людей имеют определенную моральную значимость потому, что они оказывают воздействие на общественную жизнь, затрагивают интересы людей, укрепляют или подрывают устои существующего общества, способствуют или противодействуют социальному прогрессу. Учитывая это социальное значение индивидуальных поступков, общество регулирует поведение людей посредством нравственных отношений, предъявляет к ним моральные требования, ставит перед ними определенные цели. Благодаря этому поступки приобретают моральную ценность: действие, отвечающее нравственным требованиям, представляет собой добро; противоречащее им – зло.

Перечень общечеловеческих ценностных ориентаций, служащих целеустановками и мотивами поведения, складывался, как известно, постепенно из века в век на протяжении всего периода эволюционного процесса существования человечества по мере развития человеческого сознания. Аксиологические основы миропонимания и поведения включались уже в древние библейские тексты наставлений, где помимо поведенческих заповедей одновременно в обязательном порядке давались понятия греха, т.е. выражавшие определенные запреты. В философском сочинении римского императора Марка Аврелия (II век) утверждается, что нравственные ценности, к которым следует стремиться, это – справедливость, истина, благоразумие, мужество, преданность интересам государства. К истинным ценностям он также относит общеполезную деятельность, гражданственность, которые противостоят таким мнимым, по его мнению, ценностям, как «одобрение толпы, власть, богатство, жизнь, полная наслаждений».

Таким образом, процесс общественного развития происходил и до сих пор происходит посредством формирования суммативного набора ценностных ориентиров, а также совершенствования менталитета через развитие мыслительных способностей и углубление сознания каждого человека, являющегося волею судьбы членом той или иной общности людей, в одном из двух указанных противоположных направлений: в ноосферном, позитивном, продуктивном, полезном, т.е. как должно быть, и в негасферном, порочном, разрушительном – при иных обстоятельствах.

От того, какие именно ценностные ориентиры стали элементами соответствующей социокультурной матрицы, зависит степень правильности ее формирования, а с ней и формирования сознания индивида, стиль его жизни и манеры повседневного поведения. Так, например, еще Гете утверждал, что «благородство всем нравится, особенно если сопровождается скромностью».

Ценностные ориентиры можно обозначить через совокупный набор общечеловеческих ценностей и пороков, который по мере углубления сознания человека исторически все более обогащался, дополнялся и совершенствовался, всё более обуславливая нравственную мотивацию поведения людей.

Сложившийся к настоящему времени набор общечеловеческих ценностей и пороков в целях наглядности и удобства пользования можно представить в виде таблицы, или своего рода примерной квалификационной шкалы современных, наиболее актуальных ценностей и пороков, перечисленных в определенной иерархической последовательности:

Шкала общечеловеческих ценностей и пороков

по состоянию на 2006 год

 

I. Любить, счи-тать превыше всего -

жизнь, глубокие знания, ум (разум), труд, правду, науку, истины, Родину (патриотизм), общечеловеческие ценности, мудрость (философию), семью, дружбу, нравственные устои, порядочность, доверие, честность, совестливость, справедливость, честь, детей, здравомыслие;

II. Уважать, одобрять, почитать -

старших, воспитанных, образованных, умных, родителей, наставников, воспитателей, друзей, законы, демократию (ноократию), свободу, свободу разумного слова, гражданские обязанности и права, красоту (прекрасное), просвещенность, творчество и выдающиеся творения, гармонию, высокую культуру, добросовестность, достоверность, выполнение долга, обещаний (держать слово), ответственность, государственную систему, разумные законы, служение обществу, умение делать добро - добродетельность, надлежащее исполнение поручений и служебных обязанностей, историю, технологию производства, моральные принципы, бережливость, хороший вкус, доброту, помощь родителям, сострадание, вежливость, гордость, благотворительность, благожелательность, искренность, благородство, аккуратность, точность, мужество, храбрость, смелость, целеустремленность, решительность, жертвенность, милосердие, интеллигентность, успех, порядок, дисциплину, грамотность, хорошие книги, театр, юмор, стремление к совершенству, здоровье, физкультуру, гигиену, чистоплотность (чистоту), свое жилище, соседей, сослуживцев, земляков, соотечественников, сограждан, профессионализм, товарищей по партии, союзников, среду обитания, природу, животных, материалистическое миропонимание, цивилизованность;

III. Восприни-мать как данность -

окружающий мир, общество, свою профессию, место рождения, книги, телевидение, компьютер, Интернет, телефонную связь, собственность, автомобили и яхты, дачи и коттеджи, спорт и спортивные мероприятия, различные виды искусства, игры, кинематографию, философствование и философствующих, калек, больных, выступления различных певцов, актеров, секс, силу, рестораны, бюрократию, налоги, государственную власть, светскость в поведении, успех, карьеру, расовую принадлежность, национальность, мировоззрение, церковь, религию любых вероисповеданий и конфессий, богатство, бедность, честно заработанные деньги, снисходительность к окружающим;

IV. Осуждать, считать недо-пустимым -

неграмотность, алкоголизм, курение, токсикоманию, сквернословие, невежество, переедание (обжорство), лень, апатию, нежелание иметь семью (здоровое потомство), алчность, стяжательство, стремление к безмерному богатству – moneyманию, корыстолюбие, чванство, трусость, тупость, хамство, оскорбительное поведение, отсутствие воли, жадность, стремление к наживе, злоупотребление служебным положением, мздоимство, войны, безответственность, безнравственность, иждивенчество, пошлость, жульничество, неряшливость, нечистоплотность, неуважение к родителям и старшим, тщеславие, злость, уныние, обман (дезинформацию), зависть, подлость, бесчестие, лицемерие, цинизм, ревность, ненависть, издевательство, злонамеренность, хулиганство, ханжество, провокации, зомбирование, хаос, грязь и запущенность, вандализм, мошенничество, ухудшение экологии, замусоривание, нарушение технологии, забвение предков, национализм, нерешительность, непатриотичность, обидеть человека (животное), причинение зла, мещанскую психологию (обывательство), наличие на госслужбе криминалитета и людей с шизоидными отклонениями, религиозное сектантство, гомосексуализм, игры в казино, вымогательство, гиподинамию, проституцию, незнание хотя бы одного иностранного языка, неделание умственной (шашки, шахматы) и физической (бег, плавание, упражнения) гимнастики, увлечение азартными играми;

V. Быть непри-миримым, бороться с -

варварством, бандитизмом, грабителями, расхитителями национальных богатств, террористами, убийцами, маньяками, оголтелым коммунизмом (большевизмом), мракобесием, фашизмом, экстремизмом, мазохизмом, милитаризмом,  изменниками и предателями Родины, наркоманией, коррупцией, ложью, захватом заложников, воровством, демагогией, клеветой, злом, совратителями детей (педофилией), вредителями окружающей среды, отупителями сознания.

Конечно, указанный перечень далеко не полный и может быть добавлен совершенно новыми понятиями – хакерство в Интернете, обман с помощью "финансовых пирамид" и игровых автоматов, мошенничество при приватизации общенародного достояния, прикрытие отдельными журналистами и редакторами электронных и печатных СМИ своих сугубо корыстных целей демагогией о «свободе слова», «правах человека» и т.д.

Вполне естественно, что в нормально развивающемся обществе должны существовать так называемые базовые ценности, к которым следует отнести такие как: разум, позитивные знания, нравственность, высококультурное поведение, светскость, патриотизм и т.п., т.е. те, которые достигаются посредством кропотливого и всестороннего воспитания и просвещения.

Однако в отличие от действительных, подлинных базовых ценностей обществу в большинстве стран все еще продолжают навязывать мнимые ценностиденьги, имущество (собственность), власть и т.п. Эти ценности, как уже говорилось выше, будучи по своей сути вспомогательными, второстепенными элементами механизма (или инструментами) государственного общежития, не могут доминировать в нормально обустроенном государстве, в котором благодаря правильному воспитанию и просвещению сознание граждан находится на высоком уровне, как не могут служить базовыми ценностями размытые абстрактные понятия, такие как свобода, равенство и братство, которые, как показывает практика в итоге ведут к коррупции, криминалу, варварству, правовому беспределу, мошенничеству, всеобщему невежеству и невоспитанности, терроризму, воровству, вандализму, торговле людьми, беспризорности, заказным убийствам, захвату заложников, бедности и экологическим катастрофам, системе двойных стандартов и т.д.

В то же время даже каждое из приведенных в таблице ценностей и пороков понятий требует отдельного подробного разъяснения того, что именно следует подразумевать для его правильного, предельно истинного понимания.

Для примера можно взять понятие справедливость, служащее мерилом естественных прав человека. В основе этого понятия лежит принцип равноправия, уравнивающий права каждого человека на единые стартовые возможности и дающий каждому одинаковые шансы реализовать себя. Однако равноправие отнюдь не то же самое, что равенство, хотя эти понятия часто намеренно или по невежеству путают и подменивают друг другом. Теоретически люди равны в своих правах, но не равны в своих возможностях, способностях, интересах, потребностях, «ролях» и обязанностях. С одной стороны, это замечательно: ведь именно в нашем неравенстве, нетождественности заложены истоки нашей индивидуальности, уникальности и неповторимости и было бы несправедливо мерить всех на «один аршин».

С другой стороны, это смешение понятий порождает массу недоразумений и заблуждений. Так, женщина не равна мужчине – и это прекрасно, но она равноправна ему в своем стремлении реализовать свои стартовые возможности. Студент не равен педагогу, но равноправен с ним в соблюдении гражданских прав и свобод, в отношении к его чести и достоинству. И поэтому, скажем, требование их уважения и у преподавателя, и у студента должно быть взаимным: педагог не имеет права унижать студента, точно так же, как это требуется от студента по отношению к педагогу. И это справедливо. Но всегда необходимо уточнять: в чем один не равен другому, а в чем – неравноправен.

К примеру, единых стартовых возможностей при частной собственности давно уже не существует. Поэтому одни могут обучаться в самых престижных учебных заведениях, вторым порою бывает не на что купить даже поесть, негде жить. Вот почему олигарх или крупный чиновник не равны с профессором, учителем, врачом, военнослужащим по уровню своих доходов, когда одни получают миллионы, порой незаконно нажитые, другие же – нищенскую зарплату. Но они к тому же и неравноправны, так у одних – право ездить на шикарных автомобилях с охраной и возможность купаться в бассейнах из шампанского, а у других лишь право на это смотреть или знать об этом. И это несправедливо.

Намеренное же или случайное смешение понятий равенство и равноправие свидетельствует или о нашей непривычке к уточнениям, т.е. к языковой небрежности, или – что гораздо серьезнее – изобличает социально-политические и моральные спекуляции и попытки манипулирования людьми с помощью стремления к справедливости, которое всегда движет человеком.

Понятие справедливости – это всегда осуществление нравственной сущности человеческих отношений, конкретизация должного, реализация представлений о добре и зле. И поэтому в понятии справедливость воплощаются такие свойства добра и зла, как относительность и субъективность. Ведь то, что представляется справедливым одному, может быть воспринято другим как вопиющая несправедливость, что и проявляется в системе оценок, поощрений и наказаний.

Сознание справедливости и отношение к ней во все времена были стимулом нравственной и социальной деятельности людей. Ничто значительное в истории человечества не совершалось без осознания и требования справедливости. Поэтому объективная мера справедливости исторически обусловлена и относительна: нет единой справедливости «на все времена и для всех народов». В то же время понятие и требования справедливости меняются по мере развития общества. Абсолютным остается лишь критерий справедливости, которым выступает степень соответствия человеческих действий и отношений социальным и моральным требованиям, достигнутым на данном уровне развития общества.

В качестве другого примера можно привести такое вроде бы известное понятие как патриотизм, вокруг которого существует немало споров и непонимания. Оно включает в себя, прежде всего, связь сознания человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности.

Между тем, организм каждого человека, как и организмы его соотечественников, действительно связан сотнями, если не тысячами, нитей с ландшафтом его обитания с присущим ему растительным и животным миром, с обычаями и традициями данных мест, с образом жизни местного населения, его историческим прошлым, родовыми корнями.

Эмоциональное восприятие первого жилища, своих родителей, своего двора, улицы, района (деревни), звуков птичьего щебетания, трепетания листвы на деревьях, колыхания травы, смены времен года и связанные с этим изменения оттенков леса и состояния водоемов, песен и разговоров местного населения, их обрядов, обычаев и образа жизни и культуры поведения, характеров, нравов и всего остального, чего не перечесть, влияет на гармоничное развитие психики, а вместе с ней и на становление в полном объеме сознания каждого человека, составляя основы его внутреннего патриотизма, закрепляемые на подсознательном уровне и влияющие в значительной степени на характер его каждодневного поведения, принятие им большинства жизненно важных решений как личного, так и общественного и даже государственного уровня.

В этой связи, даже не углубляясь в специфичную научную терминологию современного психоанализа, следует констатировать, что для каждого нормального человека любовь к Родине является одной из наивысших ценностей и свидетельствует при ее устойчивом наличии о здравой психике и адекватно развитом сознании данного индивида. Отсутствие такой любви может свидетельствовать о разной степени заболевания или отклонений от нормы в функциональной деятельности головного мозга.

В этой связи почитание места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и забота о данном территориальном формировании, уважение местных традиций, преданность до конца своей жизни данной территориальной области относятся к основным здоровым эмоциям и даже безусловным инстинктам каждого человека.

К ним же можно отнести уважение к своим предкам, любовь и проявление терпимости к своим  землякам, желание оказать им помощь и поддержку, обустроить свою родину. Поэтому патриотизм должен охватывать всю светскую поведенческую деятельность каждого гражданина и простираться от стадии патриотического воспитания до стадии каждодневных конкретных патриотических деяний.

Подобно понятию патриот более подробного современного трактования их смысла требуют и многие другие понятия, обозначающие те или иные ценности и пороки современного человека, такие, как просвещение, национальность, коррупция, воровство, ложь, экстремизм, терроризм, мошенничество, и т.д. Но это особый разговор и тема специальных аксиологических и этимологических исследований.

К ценностным ориентирам следует отнести и элементы правильно развитого посредством воспитания сознания человека, в котором в обязательном порядке должны присутствовать такие важные компоненты как совесть, чувства вины и стыда, чувство благодарности, дружелюбие, стремление помочь другому, оказать бескорыстно при необходимости услугу, стремление всегда выглядеть опрятным, ухоженным.

Здесь же хотелось бы отметить, что в идеале существует своего рода виртуальная эталонная шкала-таблица ценностей-пороков (очень схожая с приведенной выше), которая входит составной частью-сектором в соответствующую социокультурную матрицу, с которой каждый индивид, каждая общность людей должны периодически сравнивать, сличать свои индивидуальные либо общественные шкалы-таблицы соответственно, проводя своего рода поднастройку сознания, как это делается при настройке музыкальных инструментов, когда сравнивают их звучание со звучанием эталонного камертона или со звуком первой скрипки перед началом игры оркестра.

Таким путем протекает процесс постепенного выравнивания и ориентирования глобального, общечеловеческого сознания, формирования общечеловеческой шкалы ценностей-пороков, а с ним и общественных, национальных социокультурных матриц, что в итоге позволит когда-то (желательно как можно скорее) создать единую глобальную культурную гиперматрицу с унифицированной для всех стран, наций и народов шкалой-таблицей общечеловеческих ценностей-пороков.

Поэтому очень важно, чтобы каждый человек в своем головном мозге (в своем сознании) подсознательно постоянно имел бы персональную классификационную шкалу пороков и ценностей, выглядящую следующим образом:

I. Любить, считать

превыше всего -

 

II. Уважать, одобрять, почитать -

 

III. Воспринимать

как данность -

 

IV. Осуждать, считать недопустимым -

 

V. Быть непримиримым, бороться с -

 

и в зависимости от развитости своего индивидуального сознания, полноценности полученных знаний и получаемой регулярно из инфосферы информации регулярно заполнял бы ее правую половину, стремясь предельно ее унифицировать с аналогичным сектором эталонной социокультурной матрицы. При этом соответствующие понятия должны быть аналогичным образом закреплены либо в перечне ценностей, либо в перечне пороков, либо среди нейтральных понятий и беспричинно не перескакивали бы из одной графы в другую. Иными словами, чтобы избежать конфликтов социокультурных матриц, соответствующие понятия должны считаться у всех людей данного социума одинаково или ценностью, или пороком, либо нейтральной данностью.

Однако эталонная шкала-таблица ценностей-пороков не камертон и не первая скрипка, и поэтому, двигаясь вместе с точкой AD (Актуальной Действительности) по оси времени в сторону позитивного развития – прогресса, она соответствующим образом также трансформируется, гармонизируется, модернизируется, совершенствуется. Вот почему сравнение с ней и должно носить регулярный, систематический характер.

Кроме того, общечеловеческая унифицированная эталонная шкала-таблица ценностей-пороков служит базой для целой системы эталонных образов и идеалов, т.е. образных целей, к которым людям «должно идти». Эта система должна включать весь актуальный перечень жизненных ролей (функций), т.е. эталонный «идеал семьянина», «идеал супруга», эталонные образы дворника, продавца, таксиста, сотрудника ДПС, журналиста, чиновника, губернатора, министра, депутата Госдумы, Президента страны.

Некоторые эталонные образы со временем функционально устаревают, становятся менее актуальными, как, например, ямщик, другие же, напротив, модернизируются, или вообще только появляются вновь, как недавно родившиеся эталонные образы телеведущего, программиста-компьютерщика, менеджера по маркетингу, визажиста и т.д. Имея необходимый набор эталонных образов и идеалов, одни люди имеют возможность стремиться к тому, каким нужно (должно) стать, другие же, сравнивая фактические характеристики кандидатов – кого избрать (выбрать, назначить) на тот или иной пост, должность. Но в любом случае людьми должно двигать желание, в них должен поддерживаться живой интерес к кантовскому императиву «каким быть, чтобы быть человеком (семьянином, гражданином, государственным служащим, журналистом, политиком, и т.д.)».

Итак, составив для себя индивидуальную шкалу-таблицу ценностей-пороков, выбрав соответствующий эталонный образ, каждый человек затем выстраивает другую шкалу – таблицу мотивационных желаний-устремлений, формирующую его жизненные целевые установки:

Примерная шкала желаний и устремлений

I. Стремиться стать, быть нацеленным на, приобрести -

веселым, сильным, здоровым, директором, строителем, хорошим мужем, писателем, благородным, успех, знания, иметь достаточно денег, повысить карьерный статус, быть справедливым, аккуратным, точным;

II. Быть безразличным к, игнорировать  -

ресторанам, подводному плаванию, игре в карты, в рулетку, плохой погоде;

III. Избавляться, отка-заться от, избегать -

вредных привычек, быть злым, злоупотреблять спиртными напитками, лишнего веса, опаздывать, курить, сквернословить.

Таким образом, имея даже приближенное представление о современной шкале-таблице ценностей-пороков, об общечеловеческих и профессиональных эталонах и идеалах, которые человек должен формировать, дополнять и обновлять на протяжении всей своей жизни с самого ее начала, он получает возможность выбрать более правильное направление своим целеустремлениям, максимально наполнив свою жизнь полезной и разумной деятельностью, рационально расходуя свое время и избегая ненужных, неверных или постыдных поступков, придав своему поведению более светский характер, что позволит ему четко и ясно определить смысл своей жизни, сделав его здравым.

 

v       v       v

 

[§ 4. Гражданственность – сплав патриотизма и ноократии]       [На главную страницу]      [§ 6. Эстетические тенденции современности]