Так или иначе, но в зависимости от законченности и качества воспитания и образования, а также от полученного от родителей генотипа, индивиды в конечном итоге по параметрам своего менталитета, а в первую очередь, по развитости их сознания, могут последовательно получать следующие классификационные нравственно-статусные звания (названия) согласно возрастающим ступеням-уровням образовательно-воспитательной лестницы духовного светского совершенствования:
1. Человек
2. Гражданин
3. Интеллектуал
4. Интеллигент
5. Личность
6. Философ
7. Гений.
Вполне естественно, что на вершине этой нравственно-статусной иерархии находятся гении (лат. genius), т.е. люди с высшей степенью совершенства, творческой одаренности, ума и таланта. С помощью своей гениальности они способны в пик своего творчества опередить время и создать качественно новые, уникальные творения, делать феноменальные открытия. Этих людей совсем немного на Земле. За всю историю человечества их можно насчитать несколько сотен, а в одном поколении хорошо, если их наберется на всей планете несколько десятков. В одной стране единовременно их могут быть единицы. По роду своих занятий это – ученые, писатели, художники, композиторы, скульпторы, музыканты, танцоры, певцы и т.д., чьи творения со временем стали классикой. К ним можно смело причислить Сократа, Платона, Аристотеля, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микельанжело, Коперника, Бетховена, Канта, Баха, Галилея, Ломоносова, Пушкина, Дарвина, Льва Толстого, Брюллова, Паганини, Менделеева, Циолковского, Шаляпина, Лемешева, Карузо, Грету Гарбо, Эдит Пиаф, Королева, Уланову, Плисецкую и многих других выдающихся людей планеты, память о ком будет вечно хранить благодарное человечество.
Вторую ступень от нравственно-статусной вершины по праву занимают философы. Эта честь им выпала за то, что по своему призванию и способностям им досталась участь заниматься самой главной наукой в истории человечества, которую в древности единственно так и называли – наукой, т.е. философией (греч. philosophia = phileo - люблю + sophia - мудрость). Все прочие науки брали свое начало именно в философии. Она – ствол научного древа. Тем не менее, по этому поводу пока не прекратились споры, что такое философия и зачем она? Но это спор среди дилетантов и маргиналов, не понимающих ее сути и значения. Философия в силу своей сути обобщает и хранит наиболее всеобщие законы и закономерности, открытые человеком: это и учение о бытие, и о жизни во всех ее аспектах, и об обществе и государстве, и о духовных качествах человека, о его разуме, сознании и поведении – и нет науки главнее и компетентнее философии в этих вопросах. Все остальные, нефилософские рассуждения на эти темы – либо признак невежества, либо демагогия или спекуляции.
В этой связи лишь люди, не только постигшие все тонкости научной философии, но также добавившие и свой творческий «кирпичик» знаний в ее здание, могут ПОСЛЕ этого с гордостью носить авторитетное нравственно-статусное звание философ. Это звание одновременно и профессиональное, и нравственно-статусное, поскольку философские знания по определению, как никакие другие, вырабатывают нравственное сознание у людей, а тем более, у самих философов. Вместе с тем, звание философ в настоящее время сильно девальвировано, поскольку все, кому не лень и кого не лень называют либо себя, либо кого-то «философами». Поэтому, чтобы претендовать на столь высокое нравственно-статусное звание, человек в доказательство должен прежде выложить собрание своих сочинений, где изложены его авторские инновации в общее здание теоретической или практической философии, сравнимые с томами научных сочинений великих философов. И судить о важности значения их творчества должны не дилетанты, а люди, разбирающиеся в этих вопросах. Если такой «кирпичик» знаний не предъявлен, а имеется лишь набор малозначащих или даже никчемных для науки статей, то данный человек не может быть причастен к статусному званию философ. Он может быть кем-нибудь из числа преподавателей или профессоров философии, научных работников по философии, просто философствующих интеллигентов или даже маргиналов, но ни в коем случае не философом, иначе это будет звучать как признак безнравственности или невежества характеризующего или характеризуемого человека.
Философов также не так много на Земле. За всю историю человечества их можно насчитать сотню, другую, а в одном поколении их на всей планете может быть всего несколько человек. В одной стране единовременно их может не быть даже вообще. В их число входят такие неоспоримые личности, как Сократ, Платон, Аристотель, Конфуций, Спиноза, Сенека, Вольтер, Дидро, Декарт, Кант, Гольбах, Гегель, Фейербах, Энгельс и другие великие мыслители.
Следующим званием в нравственно-статусной иерархии общества является личность. Это люди с выдающимися человеческими качествами, ярко выделяющиеся из общей массы индивидуумов своими оригинальными способностями, по которым они становятся узнаваемыми. Признаками настоящей личности являются – обладание всеми человеческими достоинствами, высокой нравственностью и развитым сознанием. Личностью могут быть видные политики, ученые, деятели искусства, писатели и т.д. В одном поколении на всей планете их может быть и не так много (сотни, тысячи), а уж в одной стране единовременно их можно насчитать всего несколько человек, а может даже и не быть вовсе.
Следующее нравственно-статусное звание – интеллигент (от лат. intelligentis – понимающий, разумный). Это слой общества, имеющий высокий уровень воспитанности и образованности, а значит, сознания, знаний, нравственности и культуры, включая культуру светского поведения. Подлинно нравственно-статусным интеллигентом следует считать такого человека, который сам создает, развивает и распространяет культуру на базе общепринятых общечеловеческих ценностей, одновременно проявляя нетерпимость и ведя борьбу с известными нравственными пороками. Ведь только такому человеку можно доверить, предоставить право воспитывать других членов общества с тем, чтобы они тоже стали людьми. Этот слой пока невелик в срезе любого общества, хотя при желании он вполне достижим для любого индивида. Поэтому задача каждого социума максимально его расширить за счет подтягивания, впитывания в свою среду нижних слоев общества с тем, чтобы он стал самым мощным слоем в нравственно-статусной иерархии любого данного общества, народа, нации, цивилизации, человечества в целом.
Всех людей, кто удостоился вышеперечисленных статусных званий, без сомнения можно смело считать СОВЕСТЬЮ НАЦИИ и даже совестью человечества.
Следующее нравственно-статусное звание – интеллектуал (от лат. intellectualis – умственный, рассудочный). Это слой общества, имеющий достаточно высокий уровень воспитанности и образованности, но выделяющийся при этом главным образом лишь в какой-либо одной сфере научной теории или практики. Например, выдающийся математик или изобретатель, или шахматист, или знаток многих языков, или академик, или профессор, или даже банкир, или менеджер-бизнесмен и т.д.
Про нравственно-статусные звания гражданин и человек, как и про статусное звание нелюдя, уже говорилось и будет подробно говориться далее по тексту повествования.
Что касается нравственно-статусного звания обывателя, то это все прочее население планеты, не вошедшее ни в один из указанных выше уровней-ступеней общественной иерархии и представляющее собой идейно-нравственное «болото человечества», засасывающее в свою трясину всех невежд, маргиналов, индивидов с неразвитым или недоразвитым сознанием. Обыватели, «мещане» могут порой иметь и отдельные благородные черты человека или даже гражданина. Но чаще в них проявляются те или иные, слабо или сильно выраженные признаки статусного нелюдя. Из этого «болота» два пути: одно через довоспитание и дообразование вверх, чтобы стать человеком и гражданином, другое, по мере дальнейшего искажения сознания, – в нелюди.
Если нравственно-статусную лестницу сравнивать с горой Эверест, то обывательское болото находится где-то у ее подножия, граждане и человеки располагаются на склонах горы, а нелюди, как потенциальные изгои общества – в глубокой пропасти, а скорее, в гнилостной (или «выгребной») яме на пути к ней. Именно поэтому им интуитивно так хочется даже нравственно неочищенным выбраться из нее и вскарабкаться на гору! И иногда, при попустительстве обывательского общества, нелюдям это удается сделать даже без морального самоочищения. И тогда, если это происходит, в жизни самого общества и наблюдается «сход снежных лавин» и «камнепады», катастрофы и катаклизмы, кризисы и обвалы, губящие вокруг все живое и прекрасное.
Исходя из этого, желательно, и общество должно к этому максимально стремиться, чтобы статусных обывателей в его составе был самый минимальный слой, который бы в пределе стремился к нулю.
Нелюдей же не должно быть ВООБЩЕ не только ни в каком отдельно взятом обществе, но и на всей нашей планете.
В чем же должна выражаться разница между нравственно-статусными званиями в обществе? Разница прежде всего должна состоять в отношении к этим людям, в их признании и оказании им обществом соответствующего их статусу знаков внимания и почитания. Свою дань, свой статусный долг вышестоящим в нравственно-статусной иерархии людям нижестоящие люди должны отдавать статусным уважением, душевным преклонением, желанием быть похожими на них, стремлением избрать, если можно, возвысить их вверх по общественным и властным структурам. В этой связи сразу же вспоминаются слова Аристотеля из его "Метафизики": «Мы считаем, что более мудр во всякой науке тот, кто более точен и более способен научить выявлению причин, ...ибо мудрому надлежит не получать наставления, а наставлять, и не он должен повиноваться другому, а ему – тот, кто менее мудр».
Вышестоящие к статусно нижестоящим должны относиться с вниманием, пониманием и желанием им помочь. К обывателям должно проявляться лишь сочувствие им. Нелюди же должны вызывать к себе только всеобщее презрение. При этом гении и философы заслуживают соответствующего к себе отношения потомков даже посмертно, что чаще всего так и происходит – прижизненного признания и благодарности редко кто из них получал и обычно заканчивал свою жизнь в нужде. Так или иначе, но до сих пор человечество всё же помнит, т.е. две с половиной тысячи лет, и Сократа, и Платона, и Аристотеля, и Конфуция.
Посмертной памяти удостаиваются также и особо отпетые нелюди-негодяи. Люди долго еще будут вспоминать недобрым словом и Герострата, и Калигулу, и Нерона, и Гитлера, и им подобных. То есть помнить их будут, естественно, но совершенно по-разному.
Человек сам вправе выбрать себе один из высоких нравственно-статусных уровней-ступеней, который он считает для себя достижимым и отвечает по престижности его жизненно-целевым амбициям, и стремиться к нему всю жизнь пока есть силы. Ведь вся разница между ступенями только в развитости менталитета, в спектре подсознаний сознания людей. По логике, ВСЕ должны желать добраться до максимально достижимого для них высокого уровня-ступени лестницы духовного совершенства. И даже если и не получится слишком высоко забраться на статусный верх, то все равно, хоть насколько-то, но удастся возвыситься над своим прежним статусным положением.
То есть, это как не все альпинисты, а тем более, не все жители Земли достигают вершины Эвереста, так и не все жители планеты могут стать гениями, философами, личностями, хотя всеобщее стремление к этому похвально. Само восхождение к вершине в любом случае принесет практическую пользу и доставит массу интеллектуального удовольствия. Ведь достигнув любого уровня вершины статусной лестницы, люди, обладая в любом случае повышенными параметрами сознания, приблизившись к вершине жизненного «Эвереста», совсем по иному ощущают себя и окружающий мир, чувствуют течение жизни. Стать же человеком, гражданином, интеллигентам обязаны просто ВСЕ! Иначе в обществе возникают проблемы и несчастья.
Но если с генотипом что-то не всё в порядке или имели место недостаток и некачественность воспитания и образования, то индивид, обладая теми или иными ментальными отклонениями от нормы, и прежде всего, недоразвитое и/или искаженное сознание, может никогда и не выбраться из безликого болота обывателей, обедняя свою жизнь, делая ее скучной и неинтересной.
Если же или генотип плох, или воспитание или образование скверные или полностью отсутствуют, то индивид, имея полностью ущербное сознание, наверняка покатится вниз по соответствующем нравственно-статусным ступеням-уровням нелюдей, пребывая еще на Земле в прижизненном аду и доставляя беды и неприятности всем окружающим людям.
Поэтому человеку необходимо постоянно следить, оценивать и определять для себя, какую ступень в нравственно-статусной иерархии духовного совершенства он занимает на данный момент своей жизни, и стремиться ее всячески повысить через самодовоспитание и самодообразование. Он может также с интересом оценивать и определять, какие нравственно-статусные ступени занимают его родственники, приятели, сослуживцы и, при необходимости, помогать им возвыситься. Свое же время необходимо стремиться максимально использовать на общение с людьми с более высоким нравственным статусом. Кроме пользы и приятности это ничего другого или плохого не принесет. В любом случае, вполне естественно, что лучше стать обывателем, чем оставаться нелюдью. Лучше стать человеком и гражданином, чем быть обывателем, лучше стать интеллигентным и высококультурным человеком, чем пребывать в ординарном его варианте.
Но присваивать нравственно-статусные звания люди сами себе НЕ МОГУТ. Как не могут присваивать вышестоящие нравственно-статусные звания своим одностатусникам обыватели и нелюди. Об этом писал еще Л.Н. Толстой в романе «Война и мир»: «Для лакея не может быть великого человека, потому что у лакея свое понятие о величии». Это могут сделать только люди, имеющие общепризнанно более высокое нравственно-статусное звание.
Другими словами, система присвоения нравственно-статусных званий должна быть похожей на систему присвоения академических званий в Академии наук, или воинских званий в армии, а именно – любое звание присваивается только теми людьми, кто сам имеет более высокое нравственно-статусные звание и способен оценить нравственно-ментальные качества прочих индивидов. Так, звание человека, гражданина или интеллектуала может присвоить истинный интеллигент и выше, звание интеллигента и ниже может быть присвоено только философом или гением, и лишь сами звания гения или философа присваиваются всенародным признанием, желательно, международным, чаще всего после их смерти, как историческая справедливость.
Звания обывателя или нелюдя даже не требуют присвоения. Это основная масса населения и цель лучших их этой массы стремиться вырваться из общей трясины или пропасти и попасть в среду лучших, в элиту, на любую из ступеней, расположенных на разных уровнях склонов нравственно-статусной лестницы-«горы». Но на эти ступени, в нравственную элиту единственно, куда нельзя попасть ЗА деньги, ни за КАКИЕ деньги. Путь туда только ЧЕРЕЗ нравственное и ментальное совершенствование. А это доступно каждому… Но не каждый это осознает, а значит, на это способен!
Вместе с тем, общеизвестно, что общество представляет собой живой организм. А в жизни человеческого организма, как мы знаем, природа создала интересный феномен – группы крови, от первой до четвертой. Четвертая группа считается самой высшей, самой «современной» группой крови, первая же – самой «древней», «несовершенной». Поэтому в природе человека действует так называемый «принцип соответствия» групп крови при ее взаимозаменяемости, когда первую группу можно переливать взамен любой из четырех (системы организмов с тремя высшими группами крови ее запросто усвоят, адаптируют и переработают); вторую, соответственно, – только взамен любой из трех высших, но не вместо первой; третью, только взамен двух высших, но не взамен первой и второй. Четвертая группа крови, как самая совершенная, может переливаться только взамен четвертой же. Организмы с любой другой, более низшей группой крови ни адаптировать, ни использовать ее не могут – не так совершенно они устроены. В то же время ни одна из других, низших групп крови четвертую заменить не может и, если это сделать, жизнь в организме может быстро прекратиться путем последовательного отмирания органов только по одной этой причине.
Переходя к обществу, как к живому организму, всё то же самое можно сказать и про нравственно-статусную разбивку индивидов. Иными словами, расположив по статусным ступенькам сверху донизу статусные звания
1. Гений
2. Философ
3. Личность
4. Интеллигент
5. Интеллектуал
6. Гражданин
7. Человек
=============
8. Обыватель
=============
9. Нелюдь
можно утверждать, что именно в такой последовательности, как все время призывала передовая научно-философская мысль, должны располагаться индивиды-граждане в качестве функционирующих единиц сверху вниз по иерархии структур функциональных ячеек (должностей, постов) государственного управления, общественных организаций и даже частных предприятий. Достаточно вспомнить рекомендации Платона о том, что государством должны руководить только (статусные) философы.
При этом, как в группах крови, человек любой ступени верхнего статусного уровня может заменить индивида в нижерасположенной функциональной ячейке общественной, государственной или коммерческой структуры, тогда как индивид из нижнего уровня ни в коем случае не должен помещаться в несоответствующую ему ячейку ни одной из ступеней верхних уровней (нелюди вообще должны быть вне всех систем управления – иначе сразу же появляется оргпреступность и коррупция, а обыватели, как правило, не жизнедеятельны и не способны принимать правильные решения). В любом случае произойдет дисфункция функционирующих единиц, сбой соответствующей системы, ее неэффективная работа, появятся разного рода «оборотни» и вся система начнет приходить в упадок и отмирать, что мы часто и видим на практике, особенно в России.
Этот природный феномен гражданско-статусного взаимозамещения можно, по аналогии с «принципом соответствия» групп крови, назвать «принципом соответствия нравственно-статусных уровней», суть которого состоит в том, что люди статусно высших званий могут занимать любую, расположенную статусно ниже функциональную ячейку, а низших званий, без достижения соответствующих знаний и статуса – не могут. Кухарка, механизатор, прораб, не имея соответствующих воспитания, образования, профессиональных навыков, не могут, НЕ ДОЛЖНЫ управлять государством! Этому принципу нравственно-статусного соответствия должны следовать все общества и государства, если они хотят быть жизнеспособными, а в конечном счете, и всё человечество, чтобы продолжать дальнейшее свое развитие и не самоуничтожиться.
v v v