§ 3.  О природе психики и сознания - основах поведения

 

 

"Воспитание - величайшая проблема и труднейшая задача для человека, так как сознание зависит от воспитания, а воспитание, в свою очередь, от сознания".                                                              

                                           Иммануил Кант

       

Наукой давно доказано, что поведение любого животного зависит от его психофизиологических способностей. Поэтому и поведение самого высокоразвитого животного – человека-индивида – больше всего зависит от степени развитости двух составляющих его менталитета – от психики и сознания.

Психика и ее параметры

Известно, что психика является основной, базовой, исторически самой ранней составляющей менталитета человека, который помимо психики включает еще в себя также интеллект, алгоритмический модуль и сознание. Психику в первую очередь следует понимать как своего рода рефлексию организма, т.е. его способность к различным рефлексам, точнее, проявление им реакционных способностей на раздражители как внутреннего, так и внешнего миров человека. Будучи важнейшим, если не главным признаком жизни вообще и показателем развитости любого организма, психика оказывает неоспоримое влияние на поведение каждого индивида.

Так, еще Шопенгауэр утверждал, что «сила шума, которую может спокойно вынести человек, обратно пропорциональна его умственным способностям и поэтому может служить довольно точным мерилом этих способностей».

Про психику в настоящее время можно сказать, что это наиболее изученная часть менталитета человека (см. массу литературы по психиатрии и психологии). Согласно большинству определений под психикой прежде всего подразумевают способность центральной нервной системы (ЦНС) человека осуществлять взаимодействие с окружающей его средой – биосферой и инфосферой (сферой распространения информации), т.е. поддерживать в режиме активного функционирования его организм и возможность адекватно реагировать на явления и события, происходящие вокруг, т.е. осуществлять свое поведение в интересах самого данного организма, в интересах и для пользы общества, членом которого он является, в интересах окружающей среды как среды его обитания.

Элементные стороны психики: ощущения, восприятия, чувства, воля, мыслительный анализ, адекватная речевая или двигательная реакция в форме возбуждения или торможения. Психика находится в единстве с соматическими (телесными) процессами и характеризуется активностью-пассивностью, целостностью, соотнесенностью, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией и т.д.

Психика не является функцией организма с изначально заданными параметрами. Она, как и другие компоненты менталитета, появилась на определенной ступени биологической эволюции органических форм материи и находится в стадии постоянного все большего совершенствования и развития. Ее элементной базой является общий для всего менталитета человека спектр рефлекторных и рефлекторно-алгоритмических дуг (РАД) нервной системы во всех их сочетаниях и взаимосвязях.

Известно, что в настоящее время в психике любого нормально развитого человека должны наблюдаться и активно функционировать четыре сигнальных подсистемы его центральной нервной системы, постоянно воздействуя на его поведение, корректируя его в том или ином направлении. Напомним вкратце о них.

Первая сигнальная подсистема человека передает в соответствующие аналитико-инициаторно-ассоциативные функциональные (фн.) центры его головного мозга всю текущую информацию, поступающую от многочисленных рецепторов, находящихся во всех органах организма о состоянии этих органов через ощущения боли, жажды, голода, желания спать и т.д., о состоянии окружающей среды пребывания организма: светло – темно, холодно – жарко, сыро – сухо и т.п., а также о процессах, протекающих в органах, и об изменениях, наблюдающихся как внутри организма, так и вокруг него.

Первая сигнальная подсистема человека отличается от первой сигнальной подсистемы животного тем, что человек способен замечать с помощью зрения, слуха и других органов восприятия и восхищаться также красивым, гармоничным и оригинальным и отторгать, противостоять всему безобразному, беспорядочному и мерзкому. И чем больше эта разница, тем больше первая сигнальная подсистема данного индивида превосходит уровень развитости первой сигнальной подсистемы животного, тем выше уровень развития психики у данного человека.

Но человек, будучи "социальным животным", осуществляет взаимодействие не только с окружающей его биосферой, но и с инфосферой, а значит, чтобы обеспечить свою индивидуальную, общественную и глобальную сохранность, вынужден также адекватно реагировать и на те или иные аспекты информации, поступающей к нему как из ноосферы, так и из негасферы, за которой он обязан внимательно следить. И реакции эти, регулируемые его первой сигнальной подсистемой, должны соотноситься с наиболее разумными установками, лежащими в объеме его знаний, полученных во время воспитания и образования, накопления жизненного опыта, становясь инициаторами и регуляторами его поведения.

Вторая сигнальная подсистема центральной нервной системы человека зародилась как коммуникативная подсистема. Раздражителями для второй сигнальной подсистемы у организмов I-го поколения (растений) служат запахи и электромагнитные сигнальные волны, у организмов II-го поколения (животных) – запахи, звуки (крики), знаки (жесты, символы), прикосновения (удары, пожатия, поглаживания) и т.п. намеренные раздражительные проявления. Не вызывает сомнений, что вторая сигнальная подсистема оказывает на поведение животных организмов, включая человека, гораздо большее влияние, чем первая.

Зачатки второй сигнальной подсистемы мы можем наблюдать у домашних животных, воспринимающих звуковые и жестикулярные команды, например у собак, кошек, лошадей и т.д., но проявление ее в этих организмах носит очень ограниченный, примитивный, хотя отчасти и двусторонний характер. Только у человека, с громаднейшим потенциалом его головного мозга, вторая сигнальная подсистема получила свое дальнейшее функциональное (фн.) развитие, которое нашло отражение в фн. специализации подсистем слуха, речи и все тех же аналитико-инициаторных фн. центров головного мозга.

По ходу эволюции человека все более усложнялись подотделы его психики. В ней все большую роль начали играть внешние раздражители, при этом внутренний механизм действия был уже довольно сложным и составлял приблизительно следующую цепочку чередования быстро сменяющихся событий: раздражение а анализ а ассоциация а возбуждение или торможение той или иной ткани организма, приводящее к пространственному перемещению некоторого его органа (руки, ноги) согласно требуемому алгоритму, зафиксированному соответствующей РАД (куда-то пойти, что-то сделать или сказать), т.е. те или иные элементы поведения.

Современное представление о правильно функционирующей второй сигнальной подсистеме подразумевает корректные реакции на просьбы, указания, обращения, приказы (как в устной, так и в письменной форме), соблюдение инструкций, предписаний, законопослушание, следование голосу совести, чувствам долга, стыда, страха, вины (если они развиты у данного индивида). Сюда же можно отнести поступки под воздействием «силы воли», «подсказок внутреннего голоса» и т.п. Короче, это разумная дисциплина, без которой правильно себя вести, нормально жить в современном обществе просто невозможно.

Известно, что многие свойства нервной системы и психики человека, определяющие тип его высшей нервной деятельности, черты и свойства индивидуального поведения, специфические личные интересы и склонности, так же, как и нормы и формы индивидуальной реакции на всевозможные внешние стимулы и раздражители, включая и определяемые социальным окружением, предопределены большей частью наследственно. Следовательно, уже при рождении люди по своим потенциальным фн. свойствам и возможностям, иными словами, по природным способностям – разнообразны, не равны. В силу этого ансамблевая организация нейронных структур полушарий головного мозга человека с некоторых исторических пор стала основой для формирования третьей сигнальной подсистемы организма, раздражителем ассоциативных элементов которой выступает та или иная «проблема», вызываемая обычно отсутствием возможности выполнения каких-либо фн. алгоритмов, чаще в силу их незнания или отсутствия вообще.

Главной причиной появления третьей сигнальной подсистемы, которая, заметим, отсутствует или находится в самом зачаточном состоянии у животных и слабо развита у большинства даже современных людей, следует считать потребность организовывать или совершенствовать общественные отношения или находить пути решения бытовых, социальных, научных, технических или технологических задач, которые нужно иметь способность еще заметить, обозначить, сформулировать. Иными словами, третья сигнальная подсистема на основе воспринимаемых ею раздражителей биосферы или инфосферы стала инициировать собственные раздражители-алгоритмы действий, воспринимаемые второй сигнальной подсистемой других индивидов.

В результате всего этого к функциям психики добавились такие, как распорядительные и творительные, легшие в основу различных видов продуктивной человеческой деятельности, в том числе организаторства (менеджмента), творчества, изобретательства, распорядительства, обучения и т.д.

В ведение третьей сигнальной подсистемы входят так называемые контрольно-ревизионные функции головного мозга, следящие за тем, чтобы как внутри организма человека, так и в его внутреннем и внешнем мирах все было так, как должно быть. Здесь постоянно протекает внутренняя аналитическая работа, сравнивающая самочувствие организма с привычным или описанным где-то, внутреннее эмоциональное состояние с состоянием других, счастливых людей, работу того или иного человека с эталонным образом работника данной профессии, мировоззренческие взгляды с предельно познанными истинами всех сфер кругозора знаний, и т.д.

Таким образом, появление третьей сигнальной подсистемы положило начало формированию сознания человека, его ценностным ориентирам, стало концентрировать его внимание на разнице информационных сигналов, поступающих из инфосферы, о ноосферных и негасферных понятиях, знаниях, суждениях и явлениях.

Поэтому, это наблюдательные сегменты третьей сигнальной подсистемы, кто после сравнительного анализа замечают грамматические ошибки в тексте, непорядок в квартире, некрашеный покосившийся забор во дворе, грязный подъезд в доме, нестандартное поведение взяточника, неадекватные действия правительства по руководству страной и т.п. Но, чтобы заметить имеющийся непорядок, сегменты третьей сигнальной подсистемы человека, представляющие собой аналитико-инициаторно-ассоциативные функциональные (фн.) центры его головного мозга, должны иметь то, с чем сравнивать, некие правила грамматики, эталоны хорошо убранной квартиры, ровного красивого забора, чистого уставленного зеркалами и цветами подъезда, честного компетентного чиновника, разумное руководство (конкретных персональных руководителей) государством. Информация об этих эталонах должна входить неотъемлемой составной частью в ЛИЧНОСТНЫЙ МИНИМУМ ноосферных (светских) ЗНАНИЙ человека, т.е. быть ему воспитана, передана, а им усвоена и храниться в его долговременной памяти. Только тогда ему будет, с чем сравнивать анализируемое.

Однако проблема-раздражитель может быть воспринята и вызвать возбуждение (рефлексию), а также стать инициатором ассоциации решения не в каждом головном мозге, а лишь в том из них, который, имея тонко скомпонованную структурную цепь соответствующим образом настроенных рецепторов, анализаторов, ассоциаторов и трансляторов, способен сформировать четко выделяющийся соответствующий фн. центр нервной системы.

Неспособность формирования такого рода фн. центров головного мозга, а также формирование таких, в которых нечетко функционирует даже хотя бы одно из звеньев в указанной цепи, не говоря уже об отсутствии того или иного из них, ведет к арефлексии и не позволяет людям воспринимать или анализировать те или иные проблемы, либо выдавать переведенные на язык фн. алгоритмов адекватные решения. Вот почему ученые и писатели, композиторы и художники, но прежде всего организаторы и изобретатели, талантливые руководители – это люди-лидеры, у которых фн. центры третьей сигнальной подсистемы центральной нервной системы достаточно развиты и в какие-то периоды даже доминируют над фн. центрами второй.

Первая, вторая  и третья сигнальные подсистемы, как и все в головном мозге и в организме в целом, взаимосвязаны между собой. Именно хорошая комбинация их взаимосвязи обеспечивает такие черты в характере человека, как дисциплина, самодисциплина, самоорганизация, воля – умение правильно вести себя в обществе, заставить себя что-то делать не совсем приятное самому, но полезное или нужное другим, но главное, создает в нем нацеленность на основную установку, определяющую весь смысл его жизни – обеспечение своего ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ – содействие ГАРМОНИЧНОМУ РАЗВИТИЮ ОБЩЕСТВА – ЧЕЛОВЕЧЕСТВА в целом.

Вместе с тем, в связи с ускоряющимся течением социального времени, а вместе с ним и темпов Жизни, ее все большей модернизацией, техногенизацией и глобализацией, уметь реагировать только на возникающие актуальные проблемы с некоторого исторического момента стало уже не совсем достаточно. Решение многих сложных, комплексных проблем требует значительного времени, а для этого необходимо их вовремя предвидеть, чтобы увеличить время для подготовки их решения (либо способов предотвращения).

Все это, в конечном итоге, привело к тому, что сложнейшие микроструктуры головного мозга современных нормальных людей оказались способны реагировать на еще один актуальный вид раздражения – «проблема в будущем», что стало очередным шагом вперед в деле развития современных форм сознания человека, наделения человеческого мозга способностью к дальновидности. Генерируемое при этом доминантное возбуждение определенных областей головного мозга в отдельных случаях, в результате сложнейшей цепи биохимических процессов, происходящих в нем, способствует появлению соответствующих центров мозга, в которых "созревают" требуемые "решения", вернее, как бы заготавливаются впрок новые функции, соответствующие алгоритмы, а с ними и новые РАД. Структуры головного мозга, участвующие в этой наивысшей рефлекторной деятельности живого вещества Материи, образуют четвертую сигнальную подсистему человеческой психики, которую, как и третью, вернее было бы назвать «решающе-организующей» подсистемой менталитета человека.

Признаками наличия у человека IV-й сигнальной подсистемы являются: ощущение им реального времени, движения его в будущее, а также проявляемая инициативность и предусмотрительность, умение видеть в текущих процессах их будущие последствия (положительные или отрицательные), активное желание организовать своевременно какой-то процесс, предупредить о приближающейся опасности, принять какое-то решение относительно будущего, или же просто сделать что-то заранее, заблаговременно, чтобы предотвратить возможные надвигающиеся проблемы и даже несчастья.

Процесс функционирования «решающе-организующей» подсистемы менталитета, зиждущейся на третьей и четвертой сигнальных, протекает в следующей последовательности: восприятие раздраженияпроблемы в настоящем или будущем») а его оценочный анализ а ассоциация возможных решений а их оценка р выдача окончательного «решения проблемы в настоящем или будущем». Неудовлетворительное функционирование по любой причине хотя бы одной из микроструктур головного мозга, отвечающей за любое звено в цепи этого материального процесса, имеющего биохимическую основу, ведет к снижению эффективности работы всей данной подсистемы в целом.

Поэтому, если такого рода недостаток работы головного мозга наблюдается у индивида, занимающего одну из ячеек вершины пирамиды какой-либо государственной структуры (руководителя государства – монарх, президент, должность главы или члена правительства, аппарата правительства, пост лидера партии), то эффективность работы всей структуры государственной власти сильно снижается. Вот почему для процветания наций и государств необходимо, чтобы во властных структурах этих формирований находились только люди с хорошо развитыми третьей и четвертой сигнальными подсистемами их головных мозгов.

Поведение каждого индивида определяется как положительными факторами: знаниями и навыками, приобретенными им во время его воспитания и образования, так и отрицательными: невежеством, суеверием, страхом, боязнью, принуждением, а также двумя видами стимулов, наиболее активно воздействующих на рефлексию человека – материальными  и моральными. Первичными считаются "материальные" стимулы: удовлетворение чувств жажды и голода, других естественных потребностей, вызываемых жарой, холодом, желанием сна, отдыха, секса, физических упражнений и т.д. вплоть до стремления продвигаться вверх по вертикали служебной пирамиды (карьерный, властный, научный рост), улучшить свое благосостояние (включая меркантилизм и жажду наживы), достичь известности, популярности и славы (тщеславность) и пр.

Более возвышенными стимулами для побуждения к функционированию сигнальных подсистем здоровой психики нормального человека все же следует считать моральные стимулы, направленные прежде всего на удовлетворение возвышенных чувств – любви, благодарности, признательности, патриотизма и т.д. – и благородных желаний, а также на получение удовлетворения от осознания благоприятного хода своего ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ, от процесса ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ окружающего ОБЩЕСТВА, биосферы, инфосферы, Человечества в целом. Выше этих общечеловеческих, гражданских стимулов ничего в настоящий момент на Земле не существует. Однако они способны побудить к рефлексии и соответствующему поведению только высокоорганизованные через правильное воспитание, хорошо сбалансированные варианты психики, кои встречаются не столь часто. Гораздо чаще встречаются не(до)развитые варианты психики, отличительной чертой которых являются патологическая арефлексия или неправильные виды возбудимости, так называемые порочные рефлексии, сила которых может быть очень велика (как, например, болезненные влечения маньяка, садиста, алкоголика, наркомана, стяжателя и т.д.).

Диверсификация видов стимулирования функционирования при сохранении до сего времени денежного вознаграждения в качестве базового осуществляется чаще всего путем сочетания материальных с моральными стимулами, и от оптимальности такого рода сочетаний зависит соответствие возбуждаемости подсистем менталитета того или иного индивида и характер его поведения критериям разумности.

Тонкое нюансирование указанной специализации подсистем психики на определенный вид раздражителей и стимуляторов не имеет внешних отличительных признаков и поэтому может определяться только в ходе специализированного анализа результатов его функционирования. Аналитические методы распознания характера психики все более совершенствуются, пополняются различными современными психологическими и интеллектуальными тестами (разного рода опросами, собеседованиями, проверками на детекторах и т.д.), позволяя подбирать нужных высокоинтеллектуальных индивидов, по психическим способностям могущих адекватно реагировать на имеющийся круг проблем.

Вместе с тем, реагируя на одни определенные проблемы-раздражители путем передачи возникшего возбуждения в нужном направлении по структурам ЦНС, люди часто остаются индифферентными, арефлексными к множеству других. Все это, с одной стороны, благоприятным образом влияет на рост числа изобретателей в промышленности, специализирующихся на узком круге технических проблем, и ученых-узких специалистов в различных отраслях фундаментальной и прикладной  науки.

С другой стороны, этих людей, особенно изобретателей ядерного, бактериологического и любого современного оружия массового уничтожения, разработчиков крупномасштабных проектов, затрагивающих биосферу Земли, ее леса, недра, водоемы и атмосферу, как правило, мало волнуют гуманитарные и экологические последствия их изобретений и проектов, о которых вынуждены думать, заявлять и, если надо, протестовать совсем другие люди с сильно развитой IV-й сигнальной подсистемой (экологи, антиглобалисты), доля которых в численности любого общества, человечества в целом должна неуклонно расти. Недостаток такого рода людей при активизации бездумного наступления людей с недоразвитой психикой (т.е. с дистрофированной IV-й сигнальной подсистемой) на биосферу и инфосферу может привести к трагическим последствиям (соответствующим масштабности того или иного проекта, изобретения) для всего соответствующего социума, а теперь в эпоху глобализации, и для всего человечества в целом.

Итак, головной мозг получает информацию о внешней среде из биосферы и инфосферы в виде прямых и косвенных сигналов-раздражений через шесть органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус и воспринимающая область кожно-мышечных раздражений) посредством их воздействия на соответствующие рецепторы рефлекторных дуг всех сформированных в организме на данный момент сигнальных подсистем. В свою очередь, соответствующие центры головного мозга определяют, какова должна быть реакция организма на тот или иной раздражитель – от нормального возбуждения и адекватного действия, суждения, после чего дается внутренняя команда той или иной рефлекторно-алгоритмической дуге (при ее наличии), либо очаг раздражения игнорируется, либо происходит подавление-торможение последовавшей бы при других обстоятельствах возбудимости. Таким путем проявляется так называемая «рассудочность» в поведении человека, адекватная его рефлективность.

Более сложная надлежащая реакция на тот или иной сигнал-раздражитель, осуществленная после аналитического сравнения полученной информации с хранящимися в памяти человека знаниями по данной тематике, может состоять в выработке нового, ранее неизвестного решения, понятия, суждения, алгоритма действия, зафиксированного соответствующим образом, и тому подобное, которые будут свидетельствовать о более высоком уровне рассудочности данного индивида или даже о «разумности» его поведения.

Эта наивысшая в настоящее время степень психических способностей того или иного головного мозга свойственна только тем индивидам, которые проявляют те или иные поведенческие реакции в виде решений, суждений, действий по сигналам-раздражителям, родившимся (сассоциированным) в результате сложного мыслительного процесса (обдумывания каких-то фактов-косвенных сигналов) с участием наиболее высокоразвитой части менталитета – своего сознания.

В настоящее время поведение большинства людей (хотя далеко не всех) происходит под влиянием всех четырех сигнальных подсистем, однако степень развитости в особенности III-й и IV-й сигнальных подсистем у различных индивидов различна. Разумность их поведения во многом зависит от наличия:

1. Истинных знаний, полученных в процессе образования из учебников, научных и исторических книг и фильмов, классической литературы, энциклопедий, справочников, наставлений, правил, т.е. мудрости ноосферы.

2. Правильного воспитания, приобретения хороших навыков и норм поведения, следования советам, научениям и рекомендациям достойных родителей, учителей, наставников, мудрецов.

3. Собственного опыта, анализа опыта других, умения создать авторские ассоциации и выработать для себя новые, адекватные требованиям времени, нормы, правила, алгоритмы действий и поступков и т.д.

Логика дальнейшего развития психических способностей организма человека говорит, что оно пойдет по пути последовательного совершенствования организации нейропиля головного мозга, увеличения числа его центров, и прежде всего относящихся к III-й и IV-й сигнальным подсистемам. Вследствие этого все большую роль в психической деятельности человека будут играть компоненты его сознания, его развитость и взаимосвязь с психикой данного индивида. На его поступки, суждения и деятельность все большее влияние будут оказывать его повышающаяся способность все далее мысленно проникать в макро- и микрокосмические сферы структурных формирований материи, адекватно реагировать на происходящие вокруг события в интересах не столько его самого как персоны, сколько в интересах общества, к которому он себя причисляет, в интересах самой окружающей среды как среды его обитания, в интересах детей как следующего поколения человечества.

В этой связи каждодневное поведение (суждения, действия и поступки) человека вскоре станет характеризовать не только его социальную и политическую активность, его гражданскую зрелость, не столько его кругозор, сколько уровень его психического развития, степень развитости взаимосвязи его психики с его сознанием, нормальность и здравость его психической рефлексии, т.е. адекватное реагирование на явления и события бытия согласно современным параметрам человеческой нормы, требованиям разума и безопасности человеческого общежития.

В зависимости от жизненной ситуации и хода событий, индивидуальных для каждого человека, какая-то определенная гамма центров и дуг коры его головного мозга возбуждается гораздо чаще остальных. Активное ее использование, а значит, и более усиленное питание в процессе клеточного метаболизма дает клеткам ее центров и дуг устойчивое развитие по отношению к клеткам других центров и дуг, постоянно находящихся в заторможенном, вернее, неактивном состоянии. Генетическое наследование потомству строения организма передает и эту специфическую разницу в функциональных оттенках сигнальных подсистем головного мозга, закрепляемую затем в процессе феноразвития организма.

Все это в итоге привело к типизации психологической разновидности людей и прежде всего к типизации их темпераментов. Иммануил Кант (см. его "Антропологию с прагматической точки зрения"), а позже И.П. Павлов выделили среди многообразия человеческого поведения четыре различных типа психических темпераментов, именуемых как сангвинический, меланхолический, холерический и флегматический. Еще ранее своеобразная дифференциация функциональных способностей и психофизиологические различия людей в зависимости от месяца и года их рождения были подмечены в странах Древнего Востока (Китае, Японии), и поэтому к гороскопам по восточному календарю до сих пор проявляется живой интерес.

В действительности же феногенетическая классификация человеческих архетипов, которую еще предстоит составить, гораздо обширней, хотя во внешнем облике человека это никак не отражается, что и создает в представлении людей впечатление (или иллюзию) функциональной равнозначности всех человеческих организмов и вносит определенную путаницу при заполнении функциональных ячеек гиперорганизмов функционирующими единицами-индивидами.

На самом деле уровень психического развития зависит от стольких факторов, не астрологических, а генетических и онтогенезных, что как нельзя найти двух полностью одинаковых яблок или картофелин, так невозможно отыскать двух индивидов с одинаковыми параметрами психики. Эти параметры зависят прежде всего от количества и качества входящих в данный индивидуальный психонабор функциональных центров мозга и их периферии, что находит отражение на всех компонентах психики, включая систему рецепторов, влияющую на восприимчивость мозга к сигналам из инфосферы, полноту набора дуг и фн. центров, обеспечивающих рефлектоспособность данной психики по сферам кругозора, наличие в ней всех сигнальных подсистем высокой степени развитости, их связь с сознанием, что определяет силу и направленность реакций организма, выраженных в суждениях, решениях, действиях, других аспектах поведения индивида.

Так, скажем, преобладание ноосферного воздействия в период онтогенеза и далее по жизни на становление и развитие психики индивида может выработать в нем рефлективность, характерную для уравновешенной личности с разумными суждениями, адекватным поведением, обладающей глубиной познаний, юмором, дисциплиной, установкой на гармоничное развитие.

С другой стороны, преобладание негасферного воздействия на становление психики индивида может выработать в нем рефлективность, характерную для мошенника, обывателя, лгуна, вора, мазохиста, бандита, стяжателя, вымогателя, террориста, убийцы, маньяка, тирана, просто неуравновешенного поведения и т.д.

Правильное понимание и скорейшее практическое использование фн. психоособенностей головного мозга каждого индивидуума с помощью составленной в полном объеме развернутой функционально-психологической классификации архетипов человека, отражающей схожести и различия в психических параметрах менталитета, дало бы большой эффект в улучшении как социально-экономической, так и личной жизни людей любого сообщества, социума, семьи (от повышения качества функционирования в каждой фн. ячейке общественных и государственных структур до сокращения количества разводов).

Итак, еще раз отметим, что психика людей неодинакова и имеет множество разновидностей, так называемых психотипов, и современные знания позволяют обозначить параметры нормальной, здоровой психики, а также определить уровень развитости и направленности психики любого индивида и способы коррекции психических отклонений, если такие обнаруживаются, что положительным образом скажется и на поведении людей.

К сожалению, нынешняя психология, несмотря на описание широкого круга понятий и большого спектра психических особенностей менталитета человека, не имеет до сего времени единой шкалы оценки необходимых параметров психики, удовлетворяющей современным требованиям к ее практическому широкому использованию.

Поэтому для соизмерения и сравнения психических особенностей архетипов человека пока можно пользоваться следующей шкалой психонормальности, позволяющей наглядно представлять и отличать здоровую, нормальную психику от частично недоразвитой или искаженной, а то и полностью больной.

Нормальную, здоровую психику человека должны отличать:

1. Сбалансированная рефлективность, т.е. адекватная сила и продолжительность реакций как возбуждения, так, если надо, и торможения на все сигналы-раздражители, поступающие из био- и инфосферы. При этом должна четко осуществляться оценочно-аналитичекая обработка поступающей от системы рецепции информации через взаимосвязь с сознанием, обеспечивая таким образом широту и направленность рефлективности в сторону разумности, ноосферности.

2. Наличие всех четырех сигнальных подсистем, развитость которых и взаимосвязь их с сознанием подтверждалась бы каждодневной практикой суждений, принимаемых решений, предпринимаемых действий, образом жизни и манерами поведения.

Иными словами, нормальной для нынешнего времени следует считать такую психику у человека, которая предельно рефлексивна, при этом человек способен сдерживать при необходимости свои эмоции при любых обстоятельствах. Кроме того, его психика должна обладать способностью адекватно реагировать на раздражители всех четырех сигнальных подсистем по всему кругу событий окружающей нас жизни, функционируя в режиме ноосферной направленности, отражая (в смысле отвергая) влияние негасферных явлений.

Какие способы оценки параметров психики (своей, чужой) известны в настоящее время? Врач-психиатр с помощью своего молоточка банальным ударом по коленке может определить только степень рефлективности некоторых центров I-й сигнальной подсистемы. Ничего более. Даже то, как человек реагирует на прекрасное или безобразное, врач-психиатр не в состоянии выяснить сразу. Функциональные же центры прочих сигнальных подсистем с достоверностью можно оценить лишь в процессе продолжительных наблюдений за поведением человека в жизни, что специалистам вне стен клиники делать затруднительно. Другие способы проверок и тестов, включая собеседования, пока неэффективны в силу их недостаточной разработанности.

Поэтому следует иметь в виду, что нормальная работа фн. центров II-й сигнальной подсистемы, например, выражается в послушании, дисциплине, разумном подчинении индивида, его уравновешенности. Балансировка этих центров и наполнение их соответствующим содержанием осуществляется в процессе воспитания человека, а дисбаланс или неразвитость требуемых центров проявляется при недостатке воспитания или его полном отсутствии и выражается в непослушности, недисциплинированности, неуравновешенности и/или неуправляемом своеволии.

Нормальная работа фн. центров III-й сигнальной подсистемы выражается в умении думать, организовывать, творить, изобретать, быстро находить способы и принимать оптимальные решения в череде каждодневных проблем. Отсутствие или недостаток таких умений, неспособность хорошо управлять, руководить теми или иными процессами (технологическими, социальными), подыскивать нужные решения говорит о не(до)развитости III-й сигнальной подсистемы, сбоях в ее работе.

Нормальная работа фн. центров IV-й сигнальной подсистемы выражается в четком взаимодействии психики с сознанием человека, а также в умении предвидеть, предусматривать появление в будущем тех или иных проблем, опасностей и находить способы соответствующей подготовки к ним, предотвращения их. Отсутствие способностей своевременно предвидеть и решать проблемы будущего характерно при сбоях IV-й сигнальной подсистемы или при ее полном отсутствии.

Вполне естественно, что любые отклонения от норм рефлективности, от параметров в функциях всех четырех сигнальных подсистем, от ноосферной направленности свидетельствуют либо о не(до)развитости тех или иных соответствующих элементов психики, либо об их искаженности.

Психическая ненормальность человека влечет за собой широкий спектр расстройств менталитета – от легких кратковременных поведенческих отклонений (неврозы и другие так называемые пограничные состояния) до тяжелых длительных заболеваний, связанных с глубокими значительными расстройствами и функциональными изменениями психоневротической деятельности, сопровождающиеся нарушением отражения реальности и поведения (психозы, депрессии, арефлексии и т.д.).

Эти отклонения влияют прежде всего на адекватность рефлективности индивида на те или иные события и явления жизни, что тем или иным образом отражается на характере и манере его поведения (нарушения спокойствия, уравновешенности, предусмотрительности, рассудительности, разумности и т.д.), а также в итоге на все параметры его менталитета.

Суммативные эффекты индивидуальных психик в итоге находят отражение в показателях общественной психики, психическом климате, атмосфере данного общества, широте сфер ее рефлективности. Результирующие этих суммативных явлений дают нам нормальное психическое состояние данного общества, социума: либо общественное спокойствие, сопровождаемое гармоничным его развитием, либо общественное волнение, общественный психоз вплоть до истерии, часто сопровождающиеся какими-то общественными катаклизмами (вплоть до революций), общественную эйфорию, общественную апатию, панику в обществе и т.п.

 

v       v       v

 

 

[ § 2. Исторический экскурс о воспитании ]       [ Оглавление ]      [ § 4. Образ и статус жизни человека как... ]