Педагогика воспитания

В то же время известно, что в России государственное внимание педагогике светского воспитания серьезно уделялось, начиная с периода правления Петра I. Следует отметить, что в начале ХVIII в. большинство дворян было вообще неграмотным. Огромная заслуга Петра I в том, что он привил дворянству мысль о необходимости образования и светского воспитания. Если сначала образование мыслилось как одна из служебных повинностей дворянского сословия, то к концу правления Петра I необходимость образования и светского воспитания для дворянина уже широко признавалась всеми слоями дворянства за исключением самых консервативных. Петр I под угрозой записи в солдаты, запрета жениться, конфискации имений отправлял молодых дворян за границу для обучения кораблестроению, навигации, фортификации, дипломатической службе. С начала ХVIII в. стала складываться система отечественных дворянских учебных заведений, главным образом военных, среди них:

- Инженерная школа в Москве и Артиллерийская школа в Петербурге (1712 г.);

- Морская академия (1715 г.), Инженерная школа в Петербурге (1719 г.);

- Корпус Кадет (1732 г.), с 1752 г. – Сухопутный шляхетный кадетский корпус;

- Морской шляхетный кадетский (1752 г.);

- Пажеский корпус (1752 г.);

- Артиллерийский и Инженерный кадетские шляхетные корпуса (1762 г.)

и др.

Правительство побуждало дворян получать образование и светское воспитание. Для убеждения их создавались публицистические произведения, в том числе «Разговор о пользе наук и училищ» В.Н. Татищева. Сама жизнь, выполнение служебных обязанностей требовали от дворян определенной подготовки «...дабы со временем не только государству полезны быть, но и сами себе через те науки довольное пропитание отыскать могли».

Со второй половины ХVIII в. дворянские дети могли получать довольно разнообразное образование: домашнее образование и воспитание, в частных пансионах, гимназиях, лицеях, институтах благородных девиц, университетах и других учебных заведениях. Таким образом, была создана целая система сословных закрытых учебных заведений, в которых дворян готовили не только к служебной, но и к общественной жизни. Рассмотрим вкратце, как это происходило.

Домашнее образование и воспитание дворянских детей осуществлялось обычно гувернантками, которые получали детей из рук крепостной нянюшки или крепостного дядьки. Гувернантки, домашние учителя давали частные уроки по разным предметам. Это были представители пяти наций: Англии, Франции, Германии, Швейцарии, России. Домашние учителя, гувернантки заканчивали курсы в пансионатах, институтах благородных девиц, позже педагогические классы женских гимназий. Официально в 1834 г. в России Министерство народного просвещения издало указ об учреждении «домашних наставников» и «домашних учителей или учительниц», позволяющий им воспитывать и обучать детей в качестве педагогов и гувернеров в домашних условиях и частных пансионах. Домашнее образование чаще всего было поверхностным, хотя цели и качество обучения зависели не только от учителей, но и от состоятельности семьи и ее духовной направленности. Обычно детей обучали светским манерам, правилами приличия, умению говорить на иностранных языках (в пределах бытовой разговорной речи), музыке, пению, рисованию, танцам. Домашний воспитатель занимался преимущественно образованием девочек. Мальчики недолго оставались на его попечении, так как их ждала впереди школа, обязанности службы, карьера.

 Преклоняясь перед французской культурой, языком, манерами, русское дворянство часто нанимало домашними учителями, воспитателями своих детей французов, которые часто сами не имели педагогического образования. Не только русская сатирическая литература, но и свидетельства самих французов, посещавших Россию в конце XVIII – начале XIX в., изобилуют анекдотическими сообщениями по этому поводу. Даже считавшийся реакционером Министр народного просвещения А.С. Шишков – «Министр Затмения», возмущался тем, что домашние образование и воспитание дворянских детей было отдано в руки французских эмигрантов. «Какое знание, – спрашивает А.С. Шишков, – можем мы иметь в природном языке своем, когда дети знатнейших бояр и дворян наших от самых юных ногтей своих находятся на руках у французов, прилепляются к их нравам, учатся презирать свои обычаи, нечувствительно получают весь образ мыслей их и понятий, говорят языком их свободнее, нежели своим, и даже до того заражаются к ним пристрастием, что не только не стыдятся не знать оного, но еще иначе из них сим постыднейшим из всех невежеств, как бы некоторым украшающим их достоинство, хвастают и величаются. Французы учат нас всему: как ходить, как стоять, как петь, как говорить, как кланяться и даже сморкать и кашлять. Мы без знания языка их почитаем себя невеждами и дураками. Пишем друг другу по-французски. Благородные девицы наши стыдятся спеть русскую песню”.

Образование и воспитание дворянских детей было раздельным. Если мальчики в основном получали образование в военных учебных заведениях (в пансионах, гимназиях, корпусах), то девочки получали образование в женских пансионах, гимназиях, институтах благородных девиц. Большую известность получил Смольный институт благородных девиц, который был основан в 1764 г. в Воскресном женском монастыре. В отличие от других институтов благородных девиц, которые просуществовали недолго, он просуществовал до 1917 г. Становление этого института связано с именем известного деятеля культуры XVIII в. И.И. Бецкого. Он был приближен к царскому двору, отражал настроение Екатерины II, которая хотела осуществить большую образовательную программу. Он был как бы ее министром по вопросам просвещения.

Бецкой хотел воспитать «людей новой породы». Эти «новые люди» должны были стать полезными своему обществу. Институт благородных девиц – это привилегированное закрытое учебно-воспитательное заведение для дочерей дворян. Учиться в Смольном институте считалось почетным. Сюда попадали девушки и из очень богатых и знатных семей, но чаще были девушки из не очень богатых семей, девушки героически погибших генералов, т.е. состав был пестрым. Учениц Смольного института звали смолянками. Обучение в Смольном институте длилось 9 лет. Сюда привозили маленьких девочек 5 - 6 лет и в течение 9 лет они жили в институте. Обучение разделялось на 3 ступени: первые 3 года – первая ступень, 4,5,6 годы – вторая ступень и последние 3 года – третья ступень.

У смолянок существовали свои традиции. Так в определенном ключе проходили уроки, гуляния, обеды, свидания. Определенный ритуал существовал во время обеда.

Воспитанницы младших классов Смольного института спускались парами в столовую. Подходили к столу, каждая к своему месту, но не садились, а ждали, когда все классы от младших до старших собирались; раздавался звук камертона, а затем молитва перед едой о хлебе насущном. Закончив ее, все рассаживались за длинным столом. Во главе стола садилась классная дама, она обедала вместе с девушками, следила за тем, как они сидели, не горбились ли, не клали ли локти на стол, не чавкали ли, не болтали ли во время еды. Обед заканчивался. Прежде чем встать, воспитательница пробегала взглядом по столу, все ли закончили обед.

По воскресеньям, четвергам и в праздничные дни в специальном зале происходили свидания воспитанниц Смольного института с родственниками. По всему помещению были расставлены круглые столы, за которыми сидели визитеры. Воспитанниц из внутренних покоев приводили классные дамы, под чьим бдительным оком они подсаживались к своим гостям. Свидания вершились чинно, даже церемонно, разговаривали вполголоса – никаких экспансивных проявлений родственных чувств не допускалось.

Обучение строилось по направлению внешних сторон воспитания: учили хорошим манерам, знанию языков, танцам. Воспитывали также хороших жен, хозяек. В младших классах Смольного института на уроках труда учили аккуратно и даже красиво штопать. Учили постепенно, по мере взросления. В старших классах учили готовить, накрывать красиво стол, ухаживать за маленькими детьми. Одежда и детали туалета смолянок строго регламентировались. Большое внимание в Смольном институте составляли языки, по которым они имели большие успехи. Большое значение придавалось танцам и рукоделию. Остальные предметы изучались неглубоко: физика, математика сводились к элементарным знаниям.

Большое внимание уделяли литературе. В эпоху А.С. Пушкина там преподавал П.А. Плетнев, которому поэт посвятил «Евгения Онегина». На уроках всегда присутствовали классные дамы. Они следили за поведением учениц. Достаточно было взгляда, чтобы провинившаяся исправила промашку. Пока учитель объяснял, ученицы держали руки за спиной. Это служило двум целям. Во-первых, невольно распрямились плечи и не горбилась спина; во-вторых, исключались всякие, отвлекающие внимание действие – безумное чирканье карандашом, разглядывание ногтей и т.д. Классная дама проводила с ними полностью весь день: завтракала, обедала и ужинала с воспитанницами, вместе гуляла, помогала готовить заданные уроки и обязательно проверяла их выполнение. На переменах открывала в классах форточку, вместе прогуливались по залу, наблюдала за играми девушек, а иногда и сама в них включалась. В дни дежурств французской классной дамы говорили весь день только по-французски, в дни дежурства немецких – только по-немецки, что и обеспечивало воспитанницами свободное владение двумя иностранными языками. Центральным событием институтской жизни был публичный экзамен. На нем часто присутствовали члены царской семьи.

В праздничные дни в институте проводились балы, концерты, на которые собиралась молодежь из лицея, военных учебных заведений и т.д. Выступал институтский хор, театр. Воспитанницы читали стихи, играли на рояле. Фактически из воспитанниц Смольного института делали придворных дам, светских невест. Бедные девушки становились чиновницами, воспитательницами, учительницами в женских учебных заведениях.

Кроме Смольного института благородных девиц существовали и другие, например Екатерининский, Павловский, Патриотический.

Более фундаментальное и упорядоченное среднее образование дворянские дети получали в гимназиях.

Первые в России гимназии появились во второй четверти XVIII в., но своего расцвета они достигают в XIX в. Гимназии открываются при Московском, Петербургском университетах; с 1803 г. гимназии открываются в губернских городах. Гимназий существовало множество. Они были раздельными для мальчиков и девочек. Существовали классические, реальные гимназии. Дворянские дети в основном обучались в классических гимназиях, в которых особое внимание уделялось древним языкам (латинскому и греческому), в них дворянские дети получали общее среднее образование и готовились к поступлению в университет и другие высшие учебные заведения. Обычно в 1-й класс принимались дети не моложе 10 лет, умеющие читать и писать по-русски, знающие главные молитвы и главные арифметические действия. Обучались обычно 7 - 8 лет. Обучение было платным. Плата зависела от престижности гимназии. Дети, успешно окончившие престижные гимназии, без экзаменов принимались в университеты.

Первая гимназия в России была создана в Петербурге в 1726 г. при Петербургской академии наук, она так и называлась академическая гимназия. После открытия Московского университета по настоянию М.В. Ломоносова при университете были открыты две гимназии – одна для дворян, другая для разночинцев. Без гимназии, по словам Ломоносова, «Университет, как пашня без семян». Ломоносов всячески способствовал тому, чтобы гимназия обладала большим количеством учеников, откуда некогда должны выйти свои, так сказать доморощенные студенты. Учебный план гимназии был довольно сложен, но в то же время логически строен. В каждой, так называемой школе – российской, латинской, элементарной (подготовительной) были обязательные и дополнительные предметы. Обязательными считались арифметика, геометрия, история, география, философия и некоторые другие. Для формирования кадров отечественных ученых большое значение имела организация «российских классов», где изучались русский язык и русская история. К дополнительным (факультативным) предметам в школах относились фортификация, рисование, танцы. Дополнительные занятия были рассчитаны на выявление способностей учащихся. Ломоносов требовал не обременять память обучаемых второстепенным и малодоступным для понимания материалом. В проекте устава гимназии, им написанном, указывалось, что при обучении гимназистов «паче всего наблюдать должно, чтобы разного рода понятиями не отягощать и не приводить их в замешательство».

Занятия в гимназии проводились по твердому расписанию по три часа утром и вечером. В проекте устава (он назывался «регламентом») содержались наставления по вопросам обучения, воспитания, говорилось о приеме и содержании гимназистов, об организации и методах обучения, об экзаменах, переводе и выпуске гимназистов, о поощрениях и наказаниях, о правах и обязанностях учащихся и учителей. Проект регламента академической гимназии свидетельствовал о прогрессивном характере взглядов его составителя на содержание образования и организацию учебно-воспитательного процесса. Это были, по существу, правила для учащихся, или, как называл их сам Ломоносов, «некоторые узаконения», вошедшие позднее в текст Устава гимназии.

Ломоносов заботился о нравственном воспитании учащейся молодежи. Уважение к людям, к своим товарищам, воспитание скромности и правдивости, бережливости и умеренности, гигиенических навыков и привычек стояли в ряду важнейших задач в деле воспитания. Важным качеством обучающихся, которое должно быть выработано за время учебы – трудолюбие, привычка к труду. «Ленивый студент в бесчестном покое сходен с неподвижною болотною водою, которая, кроме смраду и призреенных гадин, ничего не производит». Ломоносов подчеркивал, что «ученье – это первая гимназистов должность». Особое внимание обращалось на предупреждение, запрет и преодоление дурных привычек, на воспитание дисциплинированности, чтобы студенты «не производили ссор и шуму», «не мешали другим в ученье криком, играньем, стуком, шумом, или каким другим образом».

Большинство русских дворян по традиции готовили своих детей к военной карьере и предпочитали ее гражданской службе, поэтому в России существовало много военных учебных заведений: военные училища, гимназии, кадетские корпуса. Сеть военных учебных заведений была в России широко развита. Военная служба представлялась настолько естественной дворянину, что этому могло препятствовать болезнь или физический недостаток, скупость или чванство родителей, или фамильные связи в дипломатическом мире. Военные науки преподавались даже в ряде гражданских учебных заведений, а некоторые из дворян брали домашние уроки или слушали частные лекции по военным предметам.

Особой формой привилегированных закрытых учебных заведений университетского типа были лицеи. В начале XIX в. в России возникло несколько лицеев. Самым престижным был Царскосельский лицей, открытый 19 октября 1811 г. За 33 года существования его закончили 286 человек. Он был открыт в Царском селе, а в 1844 г. был переведен в Петербург и переименован в Императорский Александровский лицей. В этом лицее преподавали лучшие ученые того времени: директор В.Ф. Малиновский, профессор нравственной философии А.П. Куницын.

Царскосельский лицей предназначался для подготовки мальчиков из родовитых дворянских семей к «важным частям службы государственной». Курс обучения длился 6 лет: 3 года на начальном отделении и 3 – на окончательном. Принимали подготовленных детей и за 6 лет им давали как среднее, так и высшее образование, приблизительно в объеме философского и юридического факультетов университетов. Окончившие лицейский курс дворяне, получали те же права, что и выпускники университета. Вся атмосфера лицейского воспитания и образования способствовала тому, что из стен этого учебного заведения вышли видные люди своего времени, среди них: А.С. Пушкин, А.А. Дельвиг, В.К. Кюхельбекер, И.И. Пущин, А.М. Горчаков. Они дали славу этому учебному заведению и заложили его лучшие традиции. Кроме Царскосельского лицея в России существовали Демидовский лицей в Ярославле (с 1805 г.), Ришельевский лицей в Одессе (с 1817 г.).

Высшее образование дворянские дети получали в университетах, институтах, за границей. Важное значение в культурной жизни страны играл Московский университет, который со дня своего открытия (1855 г.) являлся общенациональным центром просвещения и культуры.

Московский университет, основанный по инициативе М.В. Ломоносова, состоял из трех факультетов: философского, юридического и медицинского. В нем не было обязательного для большинства университетов Западной Европы богословского факультета, отсутствие его придавало образованию светский характер. Всего в университете обучались 7 лет. Руководила учебной работой университета профессорская конференция, она утверждала расписание занятий, программы курсов, выбирала учебники, пособия, решала все дела, касающиеся студентов и гимназистов. Во главе университета стоял чиновник-директор, обладавший значительным чином, позднее выборный ректор из профессоров. Рядом с директором находилось несколько асессоров, власть и влияние которых в университете постепенно возрастали.

С начала основания Московского университета велась борьба за преподавание на русском языке. Только в 70-х годах XVIII в. преподавание на русском языке сделалось обязательным, но еще долго латинский язык не выходил из употребления. Передовые ученые университета стремились проводить свои занятия на русском языке, вырабатывали русскую научную терминологию, создавали учебники на русском языке. Большой вклад в дело распространения русского языка в университете сделал М.В. Ломоносов. Еще выдвигая идею превращения Петербургской академии наук в подлинно национальную, Ломоносов ссылался на «добрый пример» Парижской академии, «где все академики – природные французы». Ломоносов подчеркивал: «Честь российского народа требует, чтобы показать способность и остроту его в науках и что наше отечество может пользоваться собственными своими сынами не только в военной храбрости и в других важных делах, но и в рассуждении высоких знаний».

В Московском университете применялись передовые для того времени приемы и методы обучения, включая эксперимент, опыт, наглядность обучения. Университет готовил своих слушателей и к преподавательской работе. В этих целях систематически проводились диспуты студентов. Это помогало студентам работать над словом, приучало выступать перед аудиторией.

С момента образования Московского университета для него был характерен демократический состав студенчества. Добиваясь отмены сословных ограничений при приеме в университет, Ломоносов ссылался на примеры других европейских государств, где “ни единому человеку не запрещено в университете учиться”. Разночинцы составляли основную массу студентов. Лишь в 80-х годах XVIII в. происходят серьезные изменения в составе студенчества. Дворяне охотнее пошли в университет, так как карьера требовала наличия образования.

Первые студенты университета жили все вместе в устроенном для них помещении, у них была общая форма, и все они должны были тщательно пудрить волосы. Главной частью формы была шпага, которую студент получал на первом курсе. Самый прилежный и благонравный студент сажался в камере (так назывались помещения студентов) на почетном месте в переднем углу, под образами, и назывался камер-студент. За обедом примерные студенты сидели отдельно и получали вкусные кушанья, в то время как лентяи сидели за так называемым «ослиным столом» и должны были довольствоваться одними щами. За дурное поведение студентов одевали на три дня в крестьянское платье и «сажали на хлеб и воду...» Все эти факты приводил петербургский журнал «Нива».

Дворянским детям стремились дать не только образование, но и хорошее воспитание, сделать из них «благовоспитанных» людей. Поэтому правила светского этикета им прививали с детства. Эти правила распространялись на все стороны жизни: на семейное отношение, на поведение в обществе, умение вести себя прилично в разных ситуациях, даже умения вести переписку. Воспитанием детей занимались не только домашние учителя и гувернеры, но и родители, само общество.

Прежде всего хорошее воспитание дети получали в семье. Семья играла большую роль в жизни дворянских детей, в их процветании. В хороших дворянских семьях исходили из того, что высшая обязанность родителей была – воспитание детей. Особое место в воспитании детей отводили матери. Считалось, что истинное назначение матери – заботиться о телесном и душевном состоянии ребенка. Правила хорошего тона дворянские дети начинали усваивать уже с самого раннего детства. Нянюшка заботилась о том, чтобы ребенок был вежливым, опрятным, держал себя «паинькой». Затем воспитание продолжали гувернантки и гувернеры. Молодые дамы начинали посещать общество под руководством матери, где они окончательно усваивали весь цикл приличных манер и светского этикета.

Большое внимание в дворянских семьях обращали на речь детей, которая характеризовала их умственное развитие. Язык окружающих лиц оказывает большое влияние на воспитание ребенка и составляет его первоначальное образование. В языке ребенка отражаются местные диалекты, язык эпохи. Дети образованных людей говорят до известной степени, как образованные. Считалось, что грубый язык, пошлые выражения и разговоры постепенно подготавливают, или даже прямо порождают соответственное им поведение, что отражалось в поговорке: «Дурные слова развращают добрые нравы».

В патриотически настроенных дворянских семьях нянюшки и гувернантки были русскими. Особое внимание в воспитании детей в дворянских семьях обращали на наказание. Считалось, что наказание ребенка должно соизмеряться с силами, природой ребенка и не должно превышать его психическое и физическое развитие. Более важным считалось нравственное наказание. И только где оно не помогало, допускалось физическое наказание, но оно также должно было быть соразмерно с силами тела, с его способностью к перенесению наказания. Дурным тоном считалось пугать ребенка вымышленными чудовищами, темнотой, склоняя его к суевериям. Это могло навредить здоровью ребенка.

Большое внимание в дворянских семьях уделяли умственному развитию ребенка. Было распространено мнение, что нельзя начинать учение слишком рано, давать его слишком просто, накладывать все это на неокрепший детский ум. Большое внимание в дворянских семьях уделялось физическому развитию ребенка: фехтованию, плаванию, гимнастике, верховой езде. Они с детства прививали определенный образ мыслей, воспитывали сословную гордость. Обращалось внимание на обучение танцам, устраивались детские балы. Танцы важны были для здоровья, развития силы, гибкости тела ребенка. Дворянское общество не мыслило себя без балов, маскарадов и т.д.

В XIX в. многие дворяне уже хорошо музицировали, хотя до Петра I это считалось неприличным. Обучение музыке соответствовало возрасту, упрощенность не допускалась. Музыка должна была вызывать благородные чувства. Большое внимание обращалось на чтение в семьях. В XIX в. было распространено также семейное чтение. Родители следили за чтением детей, руководили их чтением, не допускали того, чтобы дети читали все подряд.

В связи с ростом значимости дворянского сословия в Российском обществе и повышением общекультурного уровня в дворянских семьях обращают внимание на историческую литературу. Светское общество способствует тому, чтобы дворяне обладали знанием искусства, культуры. В середине XVIII в. в дворянских семьях происходит массовое появление домашних театров, которые служили не только развлечением для дворянства, но и воспитывали ум, чувства детей на протяжении XVIII – XIX вв. В домашних и публичных театрах ставили русские и переводные пьесы, играли на иностранных языках.

В дворянских семьях особое внимание уделяли на воспитание уважения к отцу и матери, к семье, обязанности помогать своим родным, близким; развитию чувства великодушия, благодарности, сострадания, уважения к своей прислуге, сохранению их человеческого достоинства. Особые требования предъявлялись прежде всего по отношению к самому себе. Правила хорошего тона предписывали избегать гнева, праздности, безнравственных разговоров, грубых выражений, так как все это показывало невежество, жестокость, дурное воспитание, оскверняло человека и делало его поведение недостойным. Внимание уделялось защите Отечества, особенно это проявилось в 1812 г.

С детских лет в дворянстве воспитывали защищать свое достоинство, свою честь. Не случайно поэтому в XIX в. широкое распространение среди дворянства получили дуэли, как средство защиты своей чести, своей личности. Можно привести целый ряд знаменитых имен, которые участвовали в дуэли (например, Лермонтов, Пушкин, Рылеев, Оболенский).

Дворянство составляло основу светского общества той эпохи. Поэтому обладание светскими манерами было необходимым в их среде. Приобщение дворян к хорошим манерам, как отмечалось выше, началось с XVIII в. и было связано с именем Петра I. Он заботился о том, чтобы дворяне усваивали хорошие манеры, умели фехтовать, ездить верхом, танцевать, свободно изъясняться на иностранных языках, писать и говорить красноречиво. Петр обучал своих придворных правилам этикета и светским манерам с той же настойчивостью, как офицеров воинскому уставу. Петр даже составил инструкцию, которой должны были руководствоваться при дворе. В этой инструкции есть, например, такие пункты: «Не разувая, сапогами или башмаками, не ложиться на постели»; «Кому дана будет карта с номером постели, то тут спать имеет, не переноси постели, ниже другому дать, или от другой постели что взять». Использовали пособия, например, «Приклады, како пишутся комплименты разные» (1708 г.), т.е. образцы писем на все случаи жизни. Такие «письмовники» издавались и много десятилетий спустя. Они были образцами писем галантных и деловых. Сенаторам давались указания Петром I «не вопить в Сенате, как бабы на базаре».

В XIX в. интеллигентное, благовоспитанное общество в России продолжало формироваться в основном из дворян. Поэтому дворяне стремились быть светскими людьми, составлять «свет» – «светское общество», или во всяком случае обладать хорошими манерами. Дворянство считало, что хорошие манеры в значительной мере способствуют облегчению жизни, смягчают и придают приятность взаимным отношениям людей, несут изящество в обхождении. В дворянском обществе быть названым “светским человеком” – это значило получить похвалу; знать светское обращение – значит быть вежливым, обходительным, спокойным, деликатным, приветливым, великодушным. Знание приличий, умение держать себя в обществе прививалось дворянину с детства, поэтому это делалось его потребностью, облегчало жизнь, давало душевное спокойствие.

Предполагалось с детства воспитывать учтивость, вежливость, благопристойность. Учтивость предполагала добросердечность, внимательность, предупредительность ко всем и к каждому. Для этого рекомендовалось: снимать шляпу при поклонах, уступать дорогу дамам и старикам, не говорить с излишней горячностью и страстностью, избегать неприличных слов и “тривиальных” выражений, не говорить неуважительно о любой профессии, не спрашивать у дам и стариков об их возрасте, быть терпеливым, снисходительным, уметь прощать маленькие слабости.

Вежливость в своем проявлении есть внимание, которое считается обязательным оказывать другим. Считалось, что лучшим воспитанием вежливости является время, проведенное в ранней молодости среди людей благовоспитанных, в хорошем обществе. Вежливость в поступках то же самое, что грация в красоте. В хорошем обществе вежливость ценилась очень высоко. Она служила украшением, способствовала продвижению к успеху. Американский философ и поэт XIX в. Ральф Эмерсон замечал, что «изящество в обращении лучше изящества форм; оно доставляет более наслаждения, чем картины и статуи; это самое изящное из всех изящных искусств». Первой и лучшей школой вежливого обращения считалась семья, главным учителем в которой являлась женщина. Считается, что женщины обладают большей сдержанностью, от природы более приветливы, изящны, проницательны. Женщина воспитывает более гуманно, терпеливо.

Дворянство особо ценило хорошую репутацию, которая приобреталась умением держать себя в обществе и выбором знакомств. Здесь была верна пословица: «Скажите мне, с кем вы знакомы, и я скажу, кто вы такой». Поэтому важно было посещать людей благородных и хорошо воспитанных.

Особенно заботились о репутации женщин. Считалось, что нет ничего более нежного и хрупкого, как честь женщины, которая, как зеркало, тускнеет от одного дыхания. Особое внимание уделяли воспитанию девочек. Старались, чтобы девочка не была болтливой, была осторожна, сдержана в выражениях, не была суеверна, умела внимательно слушать, не жестикулировала, была скромной, имела тихий голос. В то же время в светском обществе нужно было уметь красиво говорить о пустяках, т.е. уметь вести салонную беседу. Считалось, что всякий местный язык вульгарен, поэтому не позволялось пересыпать свою речь ради нелепого шика всевозможными словечками и оборотами, так как это снижало тон общества и роняло достоинство беседы.

Дворян воспитывали быть опрятными, иметь хорошие привычки, быть чистоплотными, заботиться о чистоте тела. Чистоплотность – одно из важнейших средств сохранения здоровья; она необходима в хорошем обществе. Недостаток чистоплотности не имел никакого оправдания: каждый человек имел возможность быть чистым. Это качество особенно ценилось у женщин, в обязанности которых входили заботы о хозяйстве, пище, одежде для семьи. Детей в дворянских семьях учили со вкусом одеваться. Простота, соединенная со вкусом и опрятностью, всегда ценилась дороже вычурности, богатства. Простота и вкус нисколько не исключают изящества наряда; женщины должны изменять туалет согласно обстоятельствам. Для вечеров она должна быть одета наряднее, для балов – элегантнее. Туалет девицы всегда должен быть проще туалета замужней женщины. Рассудительная женщина придерживается моды, но не преувеличивает, и больше всего старается не предупреждать моду. Туалет должен согласоваться с часом дня.

Дворянская аристократия старалась одеваться скромно, одежда их, от головного убора до перчаток и ботинок, всегда была строго выдержана в одном стиле, им не свойственны были слишком яркие цвета одежды, которые бросались бы в глаза. Люди этого круга не очень спешили следовать за модой, а всегда чуточку как бы отставали от нее, что считалось признаком хорошего тона. Основные требования к одежде – безукоризненный пошив и хорошее качество материала.

Огромная часть выдающихся людей России XVIII – XIX вв. принадлежали к дворянству, поскольку, начиная с XVIII в., дворянство становится самым образованным, благовоспитанным сословием.

Из знатных дворянских родов вышли: Баратынский Е.А., Батюшков К.Н., Вяземский П.А., Грибоедов А.С., Герцен А.И., Одоевский А.И., Огарев Н.П., Радищев А.Н., Толстой А.К., Тургенев И.С., Тютчев Ф.И.

Из средних и бедных дворян вышли: Гоголь Н.В., Григорович Д.В., Карамзин Н.М., Крылов И.А., Толстой Л.Н., Некрасов Н.А., Пушкин А.С., Жуковский В.А.

Одной из частей дворянской культуры является усадебная культура. Дворянская усадебная культура – это сложное многоплановое явление русской культуры. Усадебная культура многообразна.

Это и культура аристократических дворянских кругов, культура передовой дворянской и крепостной интеллигенции и часть народной культуры. На протяжении нескольких веков дворянские усадьбы выполняли несколько функций:

- они фактически являлись организаторами сельского производства;

- были центрами экономического и культурного развития значительных территорий;

- архитектурные ансамбли усадеб, хозяйственные постройки, парки, пруды, кладбища, часовни, церкви, своим существованием оказывали огромное влияние на окружающих;

- в провинциальные дворянские усадьбы привносилась культура и быт столичных городов. Музыка, живопись, театр, библиотеки, коллекции старинных вещей и редких растений становились неотъемлемой частью дворянских усадеб;

- дворянские усадьбы располагали к творчеству, сочинительству. В них воспитывался цвет русской интеллигенции XVIII – XIX вв.

Неповторимая атмосфера усадьбы сформировала мироощущение не одного поколения дворян. Любовь к природе, прививаемая с самого детства, вырастала до любви к Отечеству. В усадьбах прошли детские годы Чаадаева, Оболенского, Бестужева-Рюмина, Лермонтова… Дворянские усадьбы являлись не только прекрасными архитектурными сооружениями, часто они являлись центрами ремесла, народного творчества, были центром культуры в тех местах, где располагались. Обычно в усадьбе текла богатая духовная жизнь.

Наиболее распространены были дворянские усадьбы в Подмосковье, пригородах Петербурга и в центральной части России. Главным местом средоточения дворянских усадеб было Подмосковье. Уже современники отмечали, что никакой другой город Российской империи не сможет сравниться по числу усадеб в его окрестностях с Москвой.

Важной составной частью дворянской усадебной культуры были сады и парки. Часто они занимали большую площадь и объединялись с прилежащими к ним рощами и лесами. В зависимости от местных условий парк располагался с трех, с двух, либо с одной стороны. Иногда он окружал усадьбу. Каждый усадебный парк был тесно связан с жизнью своего владельца, своеобразен, нес в себе какие-то особенности вкусов, взглядов своего создателя.

В XVIII в. преобладали так называемые «французские парки». В основе плана здесь лежала рациональная схема, четкая геометрическая система расположения аллей. Аллеи играли важную роль при создании парков. Система аллей помогала ориентироваться в усадебном комплексе. Аллеи направляли внимание человека на архитектурные сооружения: павильоны, беседки, водоемы.

В конце XVIII – начале XIX в. появляются пейзажные парки (английские), в них вносится романтическая черта, их фоном служит естественный окружающий комфорт. В парке устраиваются руины, гроты, всевозможные сюрпризы. Часто планировка парков сочетала в себе элементы регулярных и пейзажных парков. В парке устраивались гуляния, фейерверки, театральные представления, катание по искусственным прудам и каналам.

Таким образом, усадьбы становились местом праздников и развлечений. Праздники давали возможность завести и поддерживать нужные знакомства, имели воспитательное значение для молодежи. К его подготовке относились серьезно. Праздники посвящались определенным семейным событиям, датам. Проводились по специальным программам. Продолжались 2 - 3 дня, иногда недели. Для игры в усадьбе специально отводился определенный участок, точнее, аллея игр. В ней размещались карусели, качели разных видов.

Любимым и страстным увлечением жителей усадеб была охота. У крупных помещиков имелись огромные псарни, в которых содержалось до 100 и более собак. Для псарен в усадьбах сооружались специальные здания, так в Кускове «Охотничий дом» представлял собой 2-х этажное здание в готическом стиле. Выход на охоту обставлялся чрезвычайно празднично и торжественно. Участвовать в ней приглашалось множество гостей. Такие поездки продолжались иногда по 2 - 3 недели. С музыкой, с песенниками, плясунами и с великим запасом вина.

На протяжении XVIII – первой половины XIX в. в России сменяются культура, быт, нравы общества. Россия добивается высоких достижений. Происходит формирование русской национальной культуры, русской национальной музыки. Большие достижения происходят в живописи, XIX век стал "Золотым веком" для русской литературы. Происходит завершение складывания русской нации. Благодаря тому, что дворянство стало самой образованной, воспитанной частью русского общества, оно в этом процессе сыграло первенствующую роль.

Почти все писатели, поэты особенно первой половины XIX в. были выходцами из дворянских семей. И именно они поставили русскую литературу на одно из передовых мест в мире. Они были представителями разных направлений русской литературы. Так, К.Н. Батюшков, В.А. Жуковский были зачинателями русского романтизма; А.С. Грибоедов, Н.В. Гоголь, И.А. Крылов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов стали у истоков реализма в русской литературе. Каждый из них внес свой неповторимый вклад в развитие русской национальной литературы, способствовал раскрытию лучших черт, присущих русскому народу, и возвел литературу в достоинство национальных дел.

В современной России вопросами педагогики воспитания светского поведения не озабочено ни одно государственное ведомство, нет даже формальных рекомендаций использовать какое-либо серьезное учение или учебник, которые, впрочем, не создаются и не выпускаются. В школах страны перестали ставить оценки по поведению, уроков по научению светскому поведению в школьной программе нет. Поэтому как вести себя гражданам, государственным служащим, деловым людям, школьникам, никто не учит, а значит, и не знает. От вопросов воспитания поведению своих граждан, в особенности, молодого поколения, наше государство, несмотря на декларируемую Конституцией РФ его светскость, полностью самоустранилось, вследствие чего за столь короткое время в стране и образовалось государственное устройство, которому на Западе нашли четкое определение – бандитский капитализм, имеющий соответствующую атрибутику поведения: низкую культуру общения, обман, коррупцию, мошенничество, бандитские разборки, нищету материальную и духовную, и т.д. Все большие обороты набирает терроризм, наркомания, заболевание СПИДом, похищение граждан и другие проявления либерализма. Миллионы детей становятся беспризорниками, еще большее их число лишено возможности посещать школу. О каких разумных интересах других может в таких условиях идти речь?

  В стране давно уже правит не РАЗУМ, а РЫНОК, а точнее, базар. Любимое занятие нелюдей, попавших во властные структуры, – расхищение госбюджета, перераспределение собственности и получение взяток. Именно от индивидов со столь низкой культурой, а скорее, антикультурой пытаются огородиться всеми возможными визами и прочими способами граждане нормальных цивилизованных стран. Чтобы приостановить этот процесс, нормальным гражданам необходимо призвать на помощь разум, внести необходимые коррекции в механизмы воспитания и нормы общественного поведения россиян, сделать государство действительно светским.

 

v       v       v

 

 

[ Глава I. Общие представления о поведении человека ]    [ Оглавление ]   [ § 3.О природе психики и сознания – основах поведения ]