[ О дефектах менталитета ] [ На главную страницу ]

Игорь Кондрашин

Причины появления дефектов менталитета

 

"Не дай мне бог сойти с ума!
Не допусти, чтоб злая тьма
Меня укутала навек
И прекратила жизни бег..."

Из стихотворения

Менталитет взрослого нормального человека, являясь продуктом комплексной функции (самой высокой сложности) его головного мозга, должен по своему совершенству соответствовать всем современным требованиям к его параметрам, проходя в своем становлении все необходимые этапы. Это может быть лишь тогда, когда он опирается на здоровую материальную базу (аппаратное обеспечение, hardware, т.е. клетки головного мозга, способные создавать нормально развитые АФЦ и РАД) и должным образом сформирован, обеспечен программами, software (в процессе воспитания и образования). Синтез, слияние этих двух составляющих в результате рождает нечто целостное, совершенное, что и является нормальным менталитетом, который включает в себя все необходимые компоненты, полностью отвечающие своему функциональному предназначению:

  1. Здоровую, ноосферного направления психику, обеспечивающую его нормальную рефлексию на события и явления протекающего бытия. В психике должна четко прослеживаться работа всех 4 сигнальных подсистем, тесно связанных с его сознанием.
  2. Алгоритмический модуль мозга, имеющий максимально возможное количество ноосферно-ориентированных РАД всех требуемых назначений, своевременно модулируемых.
  3. Хорошо развитый (не менее 100 единиц шкалы) интеллект, обеспечивающий мощную мыслительную деятельность индивида, а также четко функционирующие все виды памяти.
  4. Хорошо развитое сознание, базирующееся на всех 16 позитивных подсознаниях, дающих человеку возможность, имея широкий ноосферный кругозор, правильно ориентироваться в текущей жизненной ситуации, соблюдать общепринятые правила и нормы поведения, поддерживать здоровый образ жизни, иметь четкое представление о шкале ценностей и пороков, быть полноценным и полезным членом общества.

Менталитет нормального человека должен базироваться на норме, т.е. на хорошем, здоровом генофонде, и формироваться на базе ЛИЧНОСТНОГО МИНИМУМА ЗНАНИЙ с помощью хорошего, современного, опирающегося на эталонные параметры идеалов и подлинную истинность знаний, воспитания и образования. В результате в менталитете должны быть сформированы и постоянно поддерживаться в хорошем функциональном состоянии большой спектр АФЦ и набор всех необходимых полезных РАД, включающий ЛИЧНОСТНЫЙ МИНИМУМ РАД.
Поддержание менталитета нормального человека в течение его жизни должно осуществляться с помощью правильно отлаженных клеточного и информационного метаболизмов, обеспечивающих постоянную доставку в головной мозг всего необходимого перечня биохимических ингредиентов (через высокоценное питание) и регулируемый приток высокоценной (ноосферной) информации.
Таковы вкратце параметры нормального менталитета, обладание которыми ставит человека в группу разумных, нормальных, ментально здоровых членов общества. Это есть современная "планка" развитости менталитета, отвечающая "нынешней Актуальной Действительности". Какие-либо упущения хотя бы в одном из звеньев означенной структуры, в одном из условий указанного порядка ведут к снижению того или иного параметра, соответствующему дисбалансу, перекосу всей конструкции со всеми вытекающими отсюда трагическими последствиями. В подобных случаях мы всегда получаем какие-то отклонения от нормы в ту или другую сторону.
Существует великое множество разновидностей дефектов менталитета. Они могут быть обыденными и кратковременными, как, например, маниакально-депрессивный психоз (т.е. резкое ухудшение настроения), и долговременными, возрастными - как, например, болезнь Альцгеймера (разрушение памяти). Но основными и наиболее часто встречающимися дефектами менталитета являются его недоразвитость и искаженность.

Вполне естественно, что описанию дефектов менталитета человека посвятили немало страниц своих трудов многие великие мыслители. Среди них трудно выделить более тщательное и кропотливое философское исследование в этой области, чем описание о болезнях головы, сделанное Кантом, в котором он рассуждал следующим образом: "Гражданское устройство по мере развития порождает остряков и умников, а порой также глупцов и обманщиков и создает видимость мудрости и благонравия, при которой можно обойтись и без рассудка, и без честности, было бы только достаточно плотное красивое покрывало, которое благопристойность расстилает над тайными недугами ума или сердца.
Предлагаю здесь небольшой поименный список недугов головы, начиная с ее бессилия при слабоумии и до ее конвульсий при сумасшествии. Но чтобы познать эти скверные болезни в их эволюции, необходимо предварительно разъяснить их более слабые степени, начиная от бестолковости до глупости, ибо в обиходной жизни эти качества более распространены и все же ведут к вышеназванным.
Тупой голове не хватает остроты, глупой - ума. Способность быстро что-то схватывать и припоминать, а также легко и как следует выражать это в очень значительной мере зависит от остроты ума; поэтому и неглупый человек может быть весьма тупым, если он усваивает что-то с трудом, хотя потом, обладая большой зрелостью суждения, он понимает это. Состояние скованного разума, когда человек неспособен предвидеть дурные последствия какой-то преобладающей страсти или наклонности, есть безрассудство. Противоположность безрассудному человеку представляет собой человек рассудительный; тот, кому вообще чуждо всякое безрассудство, мудр.
Безрассудный человек прекрасно понимает истинную цель своей страсти, хотя и остается во власти этой страсти, способной сковать его ум. Глупца же страсть делает только бестолковым. Я полагаю, что всякая глупость коренится, собственно говоря, в двух страстях - высокомерии и жадности. Обе эти склонности не считаются со справедливостью и потому ненавистны, обе по самой своей природе нелепы, и преследуемая ими цель сама себя разрушает.
К недугам головы относятся также болезни бессилия и болезни извращенности. Первым можно дать общее название слабоумия, вторым - название умопомешательства. Слабоумный страдает значительным ослаблением памяти, разума и обычно даже чувственных восприятий. Этот недуг в большинстве случаев неизлечим: ведь если трудно в расстроенном мозгу устранить дикий беспорядок, то почти невозможно вдохнуть новую жизнь в его омертвевшие органы.
Число основных видов расстройства ума можно разделить на три группы: во-первых, извращение приобретенных опытом понятий при помешательстве, во-вторых, расстройство способности суждения при сумасшествии, в-третьих, расстройство разума в отношении более общих суждений при безумии. Все остальные явления больного мозга можно рассматривать или как различные степени упомянутых случаев, или как печальное сочетание этих недугов, или, наконец, как тесное переплетение их с сильными страстями.
Свойство ненормального человека, из-за которого он без особенно заметного проявления какой-либо сильной болезни привык в состоянии бодрствования представлять себе как явно ощутимые некоторые вещи, в действительности не наличествующие, называется помешательством. Помешанный, следовательно, есть сновидец в состоянии бодрствования. Если обычный обман его чувства есть химера лишь отчасти, а большей частью действительное ощущение, то человек, в более сильной степени расположенный к такой извращенности, будет фантазером.
Расстройство рассудка, напротив, состоит в том, что, исходя из несомненно правильного опыта, высказывают совершенно неверные суждения; первая степень этой болезни - сумасшествие, которое уже в первых основанных на опыте суждениях действует вопреки общим правилам рассудка. Сумасшедший видит предметы или вспоминает о них так же правильно, как и любой здоровый человек, но поведение других людей он обычно истолковывает, исходя из какого-то нелепого представления о себе, и в соответствии с этим думает, что он в состоянии прочесть в глазах других невесть какие подозрительные намерения, которые им никогда и в голову не приходили.
Высокомерный человек в известной мере сумасшедший: из того, что окружающие смотрят на него с насмешкой, вытаращив глаза, он заключает, будто они восхищены им. Вторая степень расстройства ума в отношении высшей силы познания состоит, собственно говоря, в том, что разум, приведенный в ненормальное состояние, нелепо запутывается в мнимотонких суждениях об общих понятиях; эту вторую степень можно назвать безумием. При более сильной степени этого расстройства воспаленный мозг наполнен всякого рода претенциозными, сверхтонкими воззрениями: придуманная длина моря, истолкование пророчеств или невесть еще какая мешанина из нелепых выдумок. Если несчастный пренебрегает при этом суждениями, основанными на опыте, то его называют сумасбродным. В том случае, если он исходит из многих правильных суждений, основанных на опыте, но восприятие его до такой степени одурманено новизной и многочисленностью следствий, подсказываемых ему умом, что он уже не обращает внимания на правильность их сочетания, то нередко мы имеем дело с ярко выраженными признаками безумия, которое может уживаться с большими талантами, поскольку неповоротливый ум уже не в силах поспевать за взбудораженным остроумием. То состояние расстроенного ума, которое делает его невосприимчивым к внешним ощущениям, есть безумство (Unsinnigkeit), и если оно во власти гнева, то это неистовство (Raserei). Отчаяние есть временное безумство потерявшего всякую надежду человека. Бурная вспыльчивость умственно расстроенного человека называется вообще бешенством (Tobsucht). Бешеный, поскольку он безрассуден, безумен.
В естественном состоянии человек может быть подвержен лишь немногим видам сумасбродства и вряд ли некоторым глупостям. Его потребности держат его всегда столь близко к жизни и дают его здравому уму столь легкое занятие, что он почти и не замечает, что для действий ему нужен ум. Его грубым и обыденным желаниям косность сообщает умеренность, оставляющую той небольшой способности суждения, в которой он нуждается, еще достаточно сил, чтобы господствовать над ними сообразно с наибольшей для себя пользой.
Ум, если он достаточен для удовлетворения необходимых потребностей и простых удовольствий жизни, есть здравый ум; если же он требуется для изысканной роскоши - будь то в наслаждении жизнью или в науках, - он утонченный ум. Здравый ум гражданина был бы уже для человека, находящегося в естественном состоянии, очень утонченным умом, и понятия, которые в некоторых сословиях предполагают утонченный ум, уже не годятся для тех, кто - по крайней мере по своим воззрениям - ближе стоит к простоте природы; если же эти понятия переходят к ним, они обычно делают из них глупцов.
Люди с душевным расстройством делятся на таких, которые из ложных представлений делают правильные выводы, и на таких, которые из правильных представлений заключают неправильно. У лиц первого рода, у фантазеров или помешанных, собственно говоря, поврежден не ум, а лишь способность, порождающая в душе понятия, которыми способность суждения пользуется затем для их сравнения. Этим больным можно с успехом противопоставить разумные суждения если и не для того, чтобы устранить их недуг, то по крайней мере чтобы его смягчить. Но так как у лиц второго рода, сумасшедших и безумных, поражен самый ум, то вступать с ними в отвлеченные рассуждения было бы не только глупо (ведь они не были бы сумасшедшими, если бы могли понять разумные доводы), но и в высшей степени вредно, потому что их извращенному уму этим давали бы только новый материал для измышления нелепостей. Противоречие не исправляет их, а лишь раздражает, почему и в обращении с ними совершенно необходимо быть хладнокровным и благожелательным, как если бы вообще не замечали, что их уму чего-то не хватает.
Стоит обратить хотя бы немного внимания на случаи [этих болезней], чтобы установить, что сначала всегда страдает тело, что, когда зародыш болезни развивается еще незаметно, наблюдается какая-то двойственная извращенность, которая, однако, не дает еще основания предположить душевное расстройство и обнаруживается лишь в любовных причудах, в чопорности или в бесполезном глубокомысленном мудрствовании. С течением времени болезнь внезапно обнаруживается и заставляет искать ее причину в предыдущем состоянии души. Однако следовало бы скорее сказать, что человек сделался высокомерным потому, что он в некоторой мере уже стал ненормальным, чем сказать, что человек потому стал несколько ненормальным, что был столь высокомерен. Эти прискорбные недуги, если только они не наследственны, дают еще надежду на их успешное излечение, и прежде всего к врачу надлежит в таком случае обращаться за помощью. Однако из уважения к философу, который мог бы предписать диету для души, я и его не хотел бы совсем устранить от этого дела, но лишь при одном условии: чтобы он не требовал за это, как и за большинство других своих работ, никакого вознаграждения. В знак признательности и врач не отказал бы в своем содействии философу в тех случаях, когда последний сделал бы значительную, но всегда тщетную попытку излечить глупость."
К числу душевных болезней Кант также причисляет бред наяву в лихорадочном состоянии, идиотизм - неспособность привести свои представления в порядок, умопомрачение, сумасшествие - нарушенная способность суждения, безумие - болезнь расстроенного разума, помешательство с бешенством. Единственный общий признак помешательства - это потеря здравого смысла и появление вместо него логического своемыслия.

Не оставил без своего внимания столь важную для человечества область знаний и В.М. Бехтерев. Он писал: "Душевные расстройства, как болезненные состояния, служащие выражением нарушения отправлений мозга, далеко не всегда - точнее было бы сказать, лишь относительно редко - стоят в связи с анатомическим нарушением самого мозга. На самом деле лишь небольшая группа душевных расстройств, сопутствующая грубым заболеваниям мозга, может относиться к болезням самого мозга. Все же остальные душевные заболевания суть общие болезни обмена или самоотравления, которые отражаются на питании мозга и тем самым нарушают его отправления. Т.е. очевидно, что в патологии многих нервных и душевных расстройств мы имеем дело, в сущности, также с суммарным нарушением деятельности желез внутренней секреции, приводящим к общему нарушению обмена веществ и к условиям самоотравления организма. При этом действие некоторых ядов, вводимых в организм извне, как алкоголя при остром и хроническом его употреблении, а также других наркотических средств, до такой степени напоминает проявления основных припадков душевных заболеваний, что аналогия с отравлениями внутренними ядами при душевных болезнях напрашивается сама собою.
Здесь мы не можем не отметить важного значения в развитии личности тех элементов, которые известны под названием вырождения и которые коренятся в условиях неблагоприятного зачатия и развития плода. От каких бы причин эти условия ни зависели - от неблагоприятной психо- или невропатической наследственности, физических недостатков, болезней матери во время зачатия и беременности, алкоголизма родителей, тяжелых физических и психических моментов в течение беременности, последствием их, как мы знаем, являются дегенеративные особенности потомства, которые, в конце концов, сводятся к разложению личности и к ее упадку.
Другим важным фактором, влияющим на развитие личности, являются все хронические отравления, в особенности те из них, которые поражают в первую голову мозг и которые известны под названием интеллектуальных ядов [наркотики].
Алкоголизм, достигший такого гигантского развитая в современном обществе, есть без сомнения то зло, которое несет в себе зародыш упадка личности. Алкоголик - это человек с притупленным восприятием, с пониженной нравственностью и с ослабленной волей, т.е. отличается именно теми особенностями, которые характеризуют упадок личности. Нет надобности доказывать, что алкоголь, парализуя сферу чувства, интеллекта и воли, подрывает в корне основные устои личности и является в то же время одной из важнейших причин, приводящих к развитию душевных болезней, вырождения и преступности."

В истории развития человечества можно найти немало примеров тех или иных дефектов менталитета даже у людей, занимавших самые высокие фн. ячейки государственных пирамид, т.е. у властителей, глав государств, правительств, империй, вынесенных в зону общественного внимания, на вершину событий, к рычагам власти различными жизненными обстоятельствами. В качестве характерных известных примеров следует назвать таких персонажей, как Калигула, Гитлер, Сталин. Их, как правило, впоследствии называли маньяками, тиранами, злодеями, но они были лишь индивидами с сильно искаженным сознанием. Их ущербность многими не замечалась, как она не замечается частью индивидов и сейчас. И это становится лишь еще одним доказательством того, что ущербность, убогость могут быть массовыми явлениями. В то время, как основные дефекты менталитета довольно хорошо изучены, их разъяснению, выявлению, широкому обследованию уделяется явно недостаточное внимание как со стороны государства, так и самими гражданами самостоятельно.
Это в действительности так, в связи с чем основная масса людей с дефектами, так называемых "душевнобольных", "ущербных", не зафиксирована массово Историей. Хотя такого рода дефективные всегда были и к ним, как правило, относили людей с очевидными отклонениями психики, потерей здоровой логики и жизненной ориентации. Но для того исторического периода, когда от рядового члена общества практически ничего не зависело и он никак не мог отрицательно повлиять решающим образом на ход развития человечества, такое положение с состоянием менталитета было допустимо. Ну, выбежит, скажем, такой сумашедший на улицу, ну, ударит первого попавшегося прохожего колом по голове - от этого в среднестатистическом плане эволюция человечества не могла сильно пострадать.
В новейшей же истории деяния людей с дефектами менталитета, находящихся на вершине власти, стали несравнимы с прежними по своему пагубному влиянию на ход исторических событий в жизни любого государства, Человечества в целом. Достаточно вспомнить лишь тех же Гитлера и Сталина, чьи деяния принесли беду в судьбы сотен миллионов людей.
Сейчас, в наши дни, в век еще более высоких технологий, когда открыты способы самоуничтожения всего живого на Земле, притом неоднократного, подход к оценке состояния менталитета у людей должен быть особый. Ведь даже рядовой оператор ракетной пусковой установки при определенных обстоятельствах может с легкостью ополовинить актуально живущее поколение человечества, сделав для оставшейся половины дальнейшее существование не только полным мучений, но и вообще довольно проблематичным.
Не меньше вреда человечеству могут принести люди с дефектами менталитета, владеющие современными знаниями биологии и химии. Кто не знает о новых опасных видах вирусов и последствиях страшных массовых эпидемий, которые могут выкосить миллионы обитателей планеты? А кто не слышал, что современные знания, преподаваемые в ВУЗах, позволяют уже даже студентам-химикам синтезировать "тяжелые" сильнодействующие наркотики, различные яды и взрывчатые вещества?
Выпускники медицинских учебных заведений с мыслью "не навреди" принимают, получая диплом, клятву Гиппократа. Впору такую клятву давать и химикам, и биологам, и курсантам-ракетчикам, и операторам атомных реакторов (вспомним Чернобыль) - всех не перечесть. Но клятва воздействует хоть как-то лишь на сознание человека с нормальным менталитетом. Людей, имеющих дефектный менталитет, никакая клятва не остановит от порочных действий, каких бы больших масштабов они ни были - они просто не осознают этого, не то у них сознание. Чтобы понять это, достаточно представить себе рядом, например, с ядерной кнопкой мартышку и думать, сознает ли она последствия нажатия на эту кнопку или нет. Зная, что у мартышки, как и у большинства нелюдей, отсутствует четвертая сигнальная подсистема психики, можно смело утверждать - не сознает.
Борьба человечества с индивидами, имеющими ощутимо дефектный менталитет, также имеет свою историю. Их жгли и сажали в темницы в период средневековья (этим занималась Святая Инквизиция), впоследствии для них были созданы психбольницы ("дурдома"), где отрешенных и ущербных изолировали от общества. Но люди с небольшими и средними дефектами всегда жили и до сих пор живут среди нас, оглянитесь вокруг и присмотритесь повнимательней. Да и у себя вы, если захотите, обнаружите те или иные дефекты в сравнении с эталоном, о которых, скорее всего, вы давно уже знаете, но не считаете их таковыми - так свыклись с ними.
На самом деле, видя вокруг себя массовую дефектность, невольно начинаешь привыкать к ней, считать ее нормой. Нужно только поменять место проживания, хотя бы на время (заграничная поездка в приличную страну), или встретить праведника, совершенника (нравственный камертон), чтобы осознать степень расцвета массовой ментальной дефектности.

Разрозненные попытки идентифицировать людей с дефектами менталитета и хоть как-то воздействовать на их число издавна были затруднены, ввиду отсутствия по сей день каких-либо параметров норм эталонного менталитета и описаний возможных отклонений от них. В этой связи интересен уже сам по себе факт издания еще аж 19 декабря 1722 года императором Петром I "Указа о дураках и дурах", запрещавшего им вступать в браки, т.е. уже тогда важность сохранения здорового генофонда была обозначена, чего, к сожалению, не скажешь про нынешние времена.
Современная биология все же пришла, наконец, к выводу, что все психические и даже наиболее сложные психологические процессы вытекают из функций головного мозга и то, что в обиходе называется "психической деятельностью", представляет собой ряд функций, выполняемых головным мозгом. При этом признано, что деятельность головного мозга лежит в основе не только таких простых двигательных актов, как ходьба и прием пищи, но также и сложных видов познавательной деятельности, сознательных и бессознательных, связанных исключительно с поведением человека, например мышление, разговорная речь, создание литературных, музыкальных сочинений и других произведений искусства.
Как естественный результат этого, расстройства поведения, характерные для ментальных заболеваний, стали относить к нарушениям мозговых функций даже в тех случаях, когда причины нарушений имеют совершенно четкое экзогенное происхождение.
Гены и их белковые продукты являются важными детерминантами системы взаимосвязи между нейронами мозга и особенностей их функционирования. Поэтому гены, а особенно комбинации генов, в значительной мере обуславливают поведение индивида. Следовательно, одним из факторов, способствующих развитию дефектов менталитета, а также целого ряда психических заболеваний, являются генетические отклонения от нормы.
Измененные гены сами по себе не объясняют все разнообразие проявлений (дисперсию) любого из основных дефектов менталитета, в т.ч. психических заболеваний. Социальные и возрастные факторы также играют очень значительную роль. Подобно тому, как комбинации генов вносят свой вклад в поведение, включая его социальные формы, так и само поведение и социальные факторы могут оказывать различное действие на головной мозг путем обратной связи с ним, модифицируя экспрессию генов и таким образом функцию нервных клеток. Научение, включая такое, которое приводит к нарушению поведения, вызывает изменения в экспрессии генов. Таким образом, все "приобретенное" ("nurture") в конце концов проявляется как "врожденное" ("nature").
Изменения в экспрессии генов, обусловленные научением, вызывают изменения в системе нейронных связей. Эти изменения не только вносят свой вклад в биологическую основу индивидуальности, но ответственны и за инициирование и поддержание патологических форм поведения, спровоцированных непредвиденными социальными обстоятельствами.
До настоящего времени лишь психотерапия и психологическое консультирование являлись достаточно эффективными методами помощи в деле изменения в поведении человека с дефектами. Однако, ввиду усложнения типологии дефектов, приобретения ими все более массового характера, одних лишь только медико-психотерапевтических методов их исправления становится явно недостаточно.
И действительно, какое отношение имеет к индивидам с искаженным сознанием, занимающимся, например, писанием на стенах подъездов и лифтов непристойных слов, устраивающим собачьи бои или принимающим участие в драках футбольных фанатов, врач-психотерапевт или психиатр? Да никакого. Имея возможность хоть как-то воздействовать лишь на первую сигнальную подсистему психики и отчасти на вторую, врач никак не может повлиять на дефекты ни на генном уровне, ни путем довоспитания и дообразования.
Довоспитание и дообразование людей с дефектами менталитета, восстановление у них разума у нас почему-то поручено воспитателям и вертухаям тюрем и исправительных лагерей обычного и строгого режимов, не отличающимся подчас высокой моралью. Но чтобы попасть в тюрьму, необходимо совершить уголовно наказуемое преступление и дождаться вердикта суда. И все равно тех, кто попал в лагерь, довоспитывают в первую очередь урки и паханы, лишь усиливая еще больше дефектность менталитета перевоспитываемых.
Таким образом, большая часть населения, имеющая по тем или иным причинам небольшие или средние дефекты, лишена возможности их исправить, потому что никто им всерьез в этом не помогает. Попытка взвалить все это на церковь лишена перспективы, поскольку учения церкви все более отстают от современных требований воспитания и образования, придавая менталитету самих церковнослужителей все большую дефектность и архаичность.
Поэтому единственным выходом в создавшейся ситуации остается путь повсеместного изучения научно-философских аспектов бытия, к чему с давних пор призывали Аристотель, Эпикур, Спиноза, Кант и другие мыслители. Только наставники-философы, опирающиеся на истины и достижения современной подлинно научной философии, включая просвещенный атеизм, смогут оказать неоценимую помощь в деле коррекции дефектных менталитетов людей. Это будет происходить все через то же научение, довоспитание и дообразование, вызывая соответствующие изменения в экспрессии генов, которые будут приводить к изменению прочности синаптических связей, что повлечет за собой структурные изменения в системе анатомических взаимосвязей между клетками головного мозга, формирующих соответствующие РАД и АФЦ, благотворно воздействуя тем самым как на фенотип, так и на генотип человека.

Уровень развитости и степень дефективности менталитета человека зависит также от ряда факторов, связанных с процессом формирования и работой собственно головного мозга, к которым относятся:
1. Генетические ингредиенты, полученные не только от родителей, но и косвенно от прародителей. Эти ингредиенты должны быть максимально хорошими и неиспорченными какими-либо воздействиями, как, например, злоупотреблением алкоголем, наркотиками и даже никотином, а также сильными нервными потрясениями и серьезными заболеваниями. Вред от указанных воздействий и потрясений, как показывает практика, прежде всего, сказывается на генотипах последующих поколений, и в первую очередь на формировании функциональных возможностей их головного мозга. Поэтому всего этого следует всячески избегать, в особенности до формирования геномов потомства.
2. Флуктуационные мутационные изменения, происходящие с геномом в процессе его формирования. На эти изменения человек не может никоим образом повлиять, и они могут быть как позитивными, так и негативными.
3. Фенотипические особенности онтогенеза данного головного мозга, т.е. условия его клеточного питания, информационного обеспечения в период активного воспитания и образования индивида. Чем лучше эти условия, чем высокоценней и сбалансированней биологическое и информационное питание мозга, тем выше степень развитости и положительней направленность менталитета данного индивидуума, тем меньше вероятность возникновения в нем дефектов. Напротив, недостаточность био- и инфопитания или даже его малоценность ведут к недоразвитости головного мозга, а с ним и менталитета, либо к их дистрофии.

Таким образом, чтобы создались благоприятные условия для формирования нормального менталитета высокой степени развитости, нужно иметь благоприятную материальную основу для этого, т.е. исправный сам механизм переработки информации, чем является головной мозг, причем по всем трем перечисленным параметрам, чего в жизни получить не совсем просто.
Прежде всего, трудно контролировать осознание ответственности всех родителей (тем более всех прапредков) за геномы будущих потомков, и это является основной причиной дефектов геномов и нарушений в формировании головного мозга людей. Флуктуационные мутационные изменения в области головного мозга могут быть, как отмечалось, и позитивными, и негативными, но небольшая негативность может быть все же в какой-то степени скорректирована последующими фенотипическими условиями онтогенеза, т.е. правильным воспитанием и образованием.
Фенотипические условия онтогенеза головного мозга должны отвечать самым высоким современным требованиям поддержания как клеточного, так и информационного метаболизмов и учитывать индивидуальную специфику особенностей формирования головного мозга данного человека.
Если этого не делается, если не культивируются положительные подсознания в процессе воспитания и образования, не развиваются в течение всей жизни индивида путем получения высокоценных ноосферных знаний и информации, то создаются все предпосылки для появления дефектов менталитета, к формированию негаподсознаний с постепенной деградацией умственных способностей индивида, сопровождаемые прогрессирующим слабоумием, потерей памяти, угасанием сознания, ведущих к полному распаду человеческих признаков личности.
Итак, к основным дефектам менталитета относятся дефекты его составляющих, как-то: особо повышенная рефлексия, неврозы, психозы, а также арефлексия при дефектах психики, неумелость, неспособность к приобретению навыков, непрофессионализм при дефектах алгомодуля, слабоумие, плохая память при дефектах интеллекта, бредо-шизоидные отклонения, недоразвитость или искаженность при дефектах сознания. Чем серьезнее те или иные дефекты, тем более отрицательным образом они влияют на разум человека, на итоговое состояние менталитета, так или иначе определяя его общую:

  1. Недоразвитость или
  2. Искаженность

При изучении указанных дефектов следует руководствоваться следующим правилом:
"Всякое искаженное сознание (менталитет) недоразвито, но не каждое недоразвитое искажено".
Остановимся, прежде всего, на особенностях недоразвитости менталитета.

[ Недоразвитый менталитет... ] [ О дефектах менталитета ] [ На главную страницу ]