[ О дефектах менталитета ] [ На главную страницу ]

Игорь Кондрашин

От недоразвитости к искаженности

 

"Если человек к 40 годам не научился быть здоровым, то он дурак"

Поль Брэгг

"Слыхал я истину бывало:
Хоть лоб широк, да мозгу мало"

А.С. Пушкин

Развитость менталитета следует обязательно соотносить с движением точки АД (Актуальной Действительности) по ординате времени. Поэтому то, что вчера считалось достаточно развитым и верхом совершенства, сегодня может стать одной из степеней недоразвитости и отсталости. Вместе с тем необходимо всегда помнить, что завтра "планка требований" поднимется еще выше, и в соответствии с ней изменятся и параметры эталонных величин, достичь которых будет еще сложнее, в особенности если сегодня они так и не были достигнуты. Но не будем пока заглядывать в слишком отдаленное БУДУЩЕЕ, вначале следует разобраться с НАСТОЯЩИМ, с чередующимися сегодня днями.
Развитый в норме, здоровый головной мозг должен иметь хорошо развитый нейронно-нейропильный слой клеток, из которых формируются нормальные аналитические фн. центры АФЦ, рефлекторные дуги РД и рефлекторно-алгоритмические дуги РАД. Их сочетания в процессе нормального воспитания и образования и являют нам нормально развитый менталитет во всех его аспектах. Отклонение от нормы в сторону недоразвития каких-либо отделов, элементов мозга, даже при имеющихся возможностях их дублирования, автоматически влечет за собой недоразвитие тех или иных компонентов менталитета. Сюда же следует отнести и такие дефекты, как атрофия и дистрофия подотделов мозга, которые имеют аналогичные последствия, т.е. снижают против эталонных требований функциональные возможности мозга, а с ним и социальный статус индивида, как гражданина, как человека. "Недоразвитие личности, - писал в этой связи Бехтерев, - приводит к ее пассивности, дряблости, недеятельности и последовательно к отсталости всего общества".
Итак, рассмотрим поочередно все компоненты менталитета и определим, какой должна быть его развитость, отвечающая современным требованиям.

1. Психика
Здоровую рефлексию организма должны обеспечивать с помощью актов возбуждения-торможения соответствующих органов определенные ансамбли АФЦ и наборов рефлекторных дуг РД и рефлекторно-алгоритмических дуг РАД. Они должны быть достаточно развиты, чтобы обеспечивать функционирование всех четырех сигнальных подсистем психики. Конечно, еще долго будет невозможно проверить и оценить в отдельности параметры развитости каждого АФЦ или РАД. Но это в быту и не нужно. В настоящее время достаточно уже проверить и оценить рефлексию каждой из четырех составляющих психику сигнальных подсистем, а это уже возможно, и по этой оценке мы сможем судить о степени развитости-недоразвитости психики того или иного индивида в целом.
Первая сигнальная подсистема психики проверяется сравнительно легко. Это и пресловутый молоточек, бьющий по коленке пациента в кабинете психиатра, и наблюдения, как человек отдергивает руку от огня, оголенного электропровода под напряжением, как он кричит, когда его режут, бьют и т.д. Но так проверяются в основном только животные безусловные инстинкты. О недоразвитости первой составляющей психики индивида в целом будет свидетельствовать не столько медлительность его отдергивания рук и несвоевременность криков от боли, сколько то, как он рассматривает картину Рембрандта, слушает музыку Бетховена, проходит по замызганному подъезду или грязному двору, улице, реагирует на примитивный телебоевик, интересуется политикой, новыми научными открытиями, воспринимает информацию о воре или мошеннике, откровенную ложь с телеэкрана или страниц газеты и т.п. Именно в результате недоразвитости первой сигнальной подсистемы психики человека наблюдаются, как правило, не только физические недостатки: трясущиеся конечности, замедленная реакция, невладение руками и ногами, плохая работа желудка или кишечника и т.д., но, в первую очередь, недостатки нравственные: отсутствие адекватной реакции (арефлексия) как на пение соловья - восхищение, так и на нецензурную брань - негодование, на органную музыку, на перегоревшую лампочку, оторванную пуговицу и т.д.
Вторая сигнальная подсистема проверяется не менее легко. Об этом можно судить по дисциплине данного индивида, по тому, как он выполняет просьбы (приказы), как реагирует на жесты, какова его внимательность к окружающей обстановке. Если он рассеян, недисциплинирован, его нужно много раз просить о чем-то, чтобы он сделал - это верные признаки недоразвитости данной сигнальной подсистемы, развивающейся, как известно, в процессе воспитания. Недоразвитость второй сигнальной подсистемы ведет, по выражению Канта, к дикости, а также ослушанию, невозможности побудить к чему-либо, как-либо воздействовать на индивида гуманными способами. Чтобы оживить, восстановить, как-то реанимировать данную подсистему, и применяют разные виды наказаний: ремень, угол, отказ в удовольствиях - для детей, выговор, штраф, карцер - для взрослых. Укреплению данной сигнальной подсистемы служат разного рода поощрения.
Третья сигнальная подсистема проверяется несколько сложнее. Если человек в любой ситуации старается найти верное решение и у него это почти всегда получается - это верный признак хорошо развитой третьей сигнальной подсистемы. Благодаря ей он должен не только замечать все неэталонное, критически относиться к окружающей действительности (что, скорее, относится к функциям первой сигнальной подсистемы, с которой третья должна быть тесно связана), но обязательно ассоциировать, предлагать те или иные решения обнаруженных проблем. Если же он теряется, беспомощен, впадает в панику, вместо решений начинает ругаться или искать кого-то виновного в своих или окружающих неурядицах - это свидетельства той или иной степени недоразвитости данной составляющей психики. О неразвитости взаимосвязи третьей сигнальной системы со второй говорят факты отсутствия у него воли что-либо сделать, самодисциплины и самоорганизованности.
Четвертая сигнальная подсистема проверяется еще более сложно. Если человек инициативен, внимателен и во всем предусмотрителен, просчитывает возможные варианты развития тех или иных событий, если изменения жизненной ситуации не застают его врасплох, если он четко рефлексирует по всем имеющимся у него подсознаниям его сознания - его четвертая составляющая психики нормально развита. Если же он имеет узкий макро- и микрокругозор, постоянно ждет какого-то апокалипсиса (конца света), если он боится завтрашнего дня и не думает о нем, не готовится к нему (живет лишь сегодняшними событиями), транжирит деньги, не откладывая на "черный день", никак не выдает наличие высших сфер сознания, не заботится ни о себе, ни о детях, ни о будущих поколениях и т.п. - его четвертая сигнальная подсистема явно недоразвита. Недоразвитость данной сигнальной подсистемы можно констатировать и при обнаружении недостаточно тесной ее связи с первыми тремя.
Отсутствие в поведении индивида практических действий, связанных с проявлениями позитивных подсознаний, когда все ограничивается лишь пустыми разговорами и рассуждениями на соответствующие темы, может также свидетельствовать о неразвитости четвертой сигнальной подсистемы.
Подсчитав, насколько и какие сигнальные подсистемы у данного индивида развиты, а какие нет, насколько они подвержены арефлексии, можно получить картину степени развитости (или недоразвитости) его психики в целом.

2. Алгоритмический модуль
Нормальным следует считать такой алгомодуль, в котором представлены в максимальном количестве рефлекторно-алгоритмические дуги всего обязательного перечня функционального назначения, а именно:

  1. Бытовые
  2. Поведения в обществе
  3. Ученические - приобретения знаний
  4. Прикладные
  5. Профессиональные
  6. Гражданские
  7. Гиперорганизменные
  8. Гуманистические

Отсутствие или недостаточное количество РАД по одной, и уж тем более по нескольким группам, делает индивида неумелым, беспомощным даже в простейших жизненных ситуациях, приводит к незнанию им элементарных бытовых или технологических алгоритмов, процедур и свидетельствует о недосформированности (недоразвитости) его алгомодуля. Затрудненная модуляция РАД (замена имеющихся устарелых на более эффективные, современные и совершенные путем пере- или доучивания новых алгоритмов) говорит о недоразвитости модуляционных способностей, что выражается в косности человека, его архаизме и консерватизме.

3. Интеллект
Хорошо развитый интеллект должен обеспечивать активные мыслительные процессы головного мозга, полноту его систем памяти. Материальной основой интеллекта являются все те же соответствующие ансамбли АФЦ и РАД. О его развитости можно судить различными способами. Прежде всего, в этом помогают тесты по оценке IQ, шкала которых свидетельствует о той или иной степени развитости интеллекта. Однако есть немало и других косвенных признаков, свидетельствующих о его мощи. Это ход и глубина мысли человека в написанных им произведениях, разумность его публичных выступлений, активность его участия в обсуждениях, в беседах. Это и его способность к долговременному запоминанию имен, дат, текстов стихотворений, песен, объемных отрывков из книг, чьих-либо высказываний и прочей информации.
Проанализировав и сопоставив все указанные факты, мы можем довольно точно определить степень развитости (и недоразвитости) интеллекта данного индивида. Сильная недоразвитость интеллекта индивида (менее 70 единиц шкалы) означает одну из стадий его олигофренности: его дебильность, имбецильность или идиотию.

4. Сознание
Развитость (недоразвитость) сознания возможно выявить лишь на основании длительного наблюдения за индивидом, детально изучая и анализируя его суждения, образ жизни и социальное поведение, фиксируя наиболее характерные особенности. Результаты наблюдений сопоставляются со всей иерархией подсознаний "матрицы эталонного сознания" и таким образом становится ясным, какие подсознания у данного индивида неразвиты, развиты недостаточно или искажены. При этом сопоставление проводится со всем перечнем как положительных подсознаний, так и отрицательных и подсчитывается по системе диоптрий сознания.
Недоразвитость сознания обнаруживается, прежде и чаще всего, в секторе его высших сфер (глобалистского и прочих), чуть меньше в области общественного сознания, и этот дефект проявляется, в первую очередь, в обывательских, часто антиобщественных действиях и суждениях. В массе недоразвитость сознания порождает в лучшем случае добропорядочных обывателей (+8 - +10 диоптрий сознания), в худшем - обывателей с дурными наклонностями (+9 - +11, -1 - -3), в самом худшем - нелюдей (+14 - +16, -4 - -6). Наиболее характерными эпитетами, служащими для обозначения неразвитости (недоразвитости) сознания какого-либо индивида являются - "эгоист", "мещанин", "обыватель". В любом случае, чем меньшее число позитивных (продуктивных) подсознаний развилось в сознании данного индивида, оставляя все остальные неразвитыми (недоразвитыми), тем уже кругозор его миропонимания, тем более ограниченным и слабоумным и менее деятельным он является, тем больше вероятность появления у него деструктивных негаподсознаний, тем опасней он для окружающих, тем меньше пользы и больше вреда имеет от его присутствия данная общность людей, данная народность, нация, государство, все человечество в целом.

Графический пример изображения недоразвитого сознания

 

Таким образом, каждый человек в состоянии самостоятельно правильно оценить не только развитость-недоразвитость психики, алгомодуля, интеллекта и сознания любого другого индивида, но и критически взглянуть на сигнальные подсистемы своей психики, протестировать свой интеллект, провести инвентаризацию набора РАД в своем алгоритмическом модуле и подсознаний в собственном сознании, т.е. осуществить детальный анализ своего Я. Вполне естественно, что сделать это он пожелает опять же лишь в случае достаточно развитых сигнальных подсистем психики, которые ведают вопросами самоконтроля, критической самооценки и самоанализа.
По полученным результатам человек может вполне самостоятельно (если в его менталитете имеются соответствующие ААФЦ) выработать программу коррекции тех аспектов психики, алгомодуля, интеллекта или сознания, которые при анализе были отмечены как недоразвитые. Повысить их развитость можно лишь только обычными для таких случаев способами - довоспитанием (досамовоспитанием) и дообразованием (досамообразованием).
Само собой разумеется, что оценка функциональной результативности менталитета покажет наилучшие его свойства в период взрослого состояния организма, а в период созревания и старения они будут определенно более низкими. Поэтому потерю развитости, вызванную геронтологическими (возрастными) причинами, следует относить к естественной, хотя и данному дефекту есть способы противодействия.

Искаженными в менталитете, и прежде всего в сознании, мы называем непропорционально развитые отделы мозга, когда один участок (АФЦ, подсознание, элемент подсознания) гипертрофирован (очень сильно развит), а все другие, напротив, недоразвиты или неразвиты вовсе (атрофированы, дистрофированы). Искаженность, означающая в первую очередь нарушение гармонии, встречается как в психике, так и в интеллекте, но особенно часто это явление имеет место в наивысшей части структуры менталитета - в сознании человека, являющемся плодом наиболее комбинированной и очень сложной мыслительной деятельности головного мозга, которую обеспечивают многочисленные ансамбли АФЦ и РАД. А где сложнее, там больше вероятность сбоев.
В психике элементы искаженности распознать довольно несложно - это разного рода аллергии, увлечение или невосприятие каких-то продуктов питания, экстаз от каких-то музыкальных произведений и полное безразличие к другим, это чрезмерное увлечение хоккеем-футболом-баскетболом и игнорирование элементарной физкультуры для себя, это неописуемый восторг от новинок моды и неубранность, беспорядок в собственном доме, это мазо- и гомоизвращения в сексуальных отношениях и безучастность к судьбам собственных детей, родителей, не говоря уже о сочувствии соседу, земляку, согражданам, просто другому человеку. Таким образом, к нарушениям гармонии в психике, ведущим к ее искаженности, относятся чрезмерная, неадекватная возбудимость, увлеченность чем-то малозначимым или полная апатия, арефлексия, безучастность к действительно достойному внимания, которые, тем не менее, следует отличать от наигранности, хладнокровия и трезвого расчета.
Искаженность алгоритмического модуля выражается в нарушении гармонии алгоритмических процессов, когда, для примера, рыбак умеет ловить рыбу, но не умеет приготовить из нее уху, или водитель автомобиля, не знающий, как сменить проколотое колесо, либо в перекосе гармоничного содержания самих наборов РАД, когда в переизбытке имеются РАД какого-либо одного назначения и отсутствует даже необходимый минимум РАД по другим группам. Это довольно распространенное явление, приводящее к тому, что человек отдает все время какому-нибудь любимому занятию, не имея навыков и желания заниматься чем-либо другим. Такие люди могут, например, день и ночь рисовать картины, увлекаться музыкой, но ничего не умеют делать по дому, не смыслят в авто- и бытовой технике (заменить перегоревшую лампочку для них проблема), отстраняются от воспитания детей, не говоря уже о своих гражданских обязанностях.
Искаженности в интеллекте - это, в одних случаях, гипертрофированные способности при счете, при запоминании, даже при чемпионской игре в шахматы. В других случаях, наоборот, - атрофированные АФЦ, в результате нефункционирования которых индивид не может играть в шахматы, считать в уме, помнить имена, даты, деловую информацию. Гипертрофированные искажения в интеллекте в какой-то степени иногда можно даже приветствовать, хотя это все равно мутационные аномалии головного мозга, но наличие атрофированных (дистрофированных) АФЦ, отвечающих за жизненно важные интеллектуальные способности человека, крайне опасно, поскольку они могут привести к фатальным для данного индивида последствиям.
Определенные искажения гармонии позитивной иерархии подсознаний в сознании часто даже весьма желательны. В верхней, плюсовой части матрицы гипертрофированные искажения порождают суперактивистов, людей, бескорыстно и безвозмездно делающих массу дел, не прося ничего взамен. Именно на таких людей были рассчитаны коммунистические субботники. Им свойственна жертвенность и полная самоотдача. Именно они являют собой активистов различных движений и партий, пополняют ряды "зеленых", занимаются филантропией (благотворительностью), возглавляют профсоюзы и по своей инициативе благоустраивают дворы и улицы.
В то же время искаженность сознания может проявляться в излишней подозрительности, ревности, любви до изнеможения, жадности без меры и т.п. негативных чертах в характере индивида.
Атрофия и дистрофия подсознаний в верхней части матрицы (в секторах общественного и глобалистского сознания), как и их недоразвитость, порождают обывателей и мещан со всеми вытекающими отсюда последствиями.
В нижней, негативной части матрицы гипертрофированные искажения порождают террористов, фундаменталистов, аферистов, маньяков, садистов и прочий нечеловеческий сброд, сеющий вокруг хаос и несчастья. Здесь это именно тот случай, когда подсознания (только этой, негативной части матрицы) должны быть максимально атрофированы, дистрофированы, неразвиты. Только для нижней части матрицы сознания недоразвитость - норма!

Пример изображения искаженного позитивного сознания

 

Пример изображения искаженного негативного сознания

 

Индивиды с негармоничным, искаженным в худшую сторону сознанием множат ряды людей, подверженных тем или иным бредовым комплексам или тем или иным формам шизофрении. Патологические шизофренические отклонения от нормы в развитии головного мозга ведут обычно к усилению негативных подсознаний сознания, вызывая соответственное аномальное поведение. Причиной этому всегда является дисбаланс целостного Я, кратко- или долговременное гипертрофирование какой-либо из его частей.
Близко к шизофреническим находится группа психических заболеваний искаженного сознания, известных как бредовые комплексы. В обоих случаях индивид становится как бы другим человеком, соответственно видоизменяя свой образ жизни, либо социальное поведение, которое выделяется на фоне поведения нормальных, здоровых людей. В то же время шизофренические искажения и бредовая комплексность могут носить и групповой, а иногда даже массовый характер.
Если то или иное сообщество людей, человечество в целом не выстроят четкую семиотическую таблицу признаков дефектов менталитета, не научатся вовремя распознавать, диагностировать, а значит, и противостоять, бороться с носителями негативно-искаженного сознания, не будут системно предотвращать все предпосылки его появления, то тем самым они вовлекут себя в периоды затяжных кризисных ситуаций, грозящих поставить в итоге данное сообщество в ухудшающиеся жизненные условия, грозящие привести его к самоуничтожению.

Для иллюстрации приведем некоторые примеры искаженного сознания:

1. Воровство - когда у индивида гипертрофирован АФЦ, ведающий "добыванием материальных благ", а атрофированы ансамбли АФЦ, ведающие совестью, порядочностью, недопущением дурных поступков.
2. Бюрократизм - когда у индивида гипертрофированы АФЦ, ведающие "следованием инструкциям", а атрофированы ансамбли АФЦ, ведающие целесообразностью, разумностью, чувством реальности, и т.д.
3. Взяточничество - когда у индивида гипертрофирован АФЦ, ведающий "добыванием материальных благ", а атрофированы ансамбли АФЦ, ведающие совестью, принципиальностью, порядочностью, патриотизмом, государственностью.
4. Предательство - когда у индивида гипертрофирован АФЦ, ведающий "добыванием материальных благ", а атрофированы ансамбли АФЦ, ведающие патриотизмом, государственностью, национальной гордостью, совестью, принципиальностью, порядочностью.
5. Алкоголизм - когда у индивида гипертрофирован АФЦ, ведающий "потреблением спиртных напитков", а атрофированы ансамбли АФЦ, ведающие рассудочностью, сдерживанием, самоконтролем, недопущением самовредительства.
6. Наркомания - когда у индивида гипертрофирован АФЦ, ведающий "потреблением наркотического продукта", а атрофированы ансамбли АФЦ, ведающие рассудочностью, сдерживанием, самоконтролем, недопущением самовредительства.
7. Терроризм - когда у индивида гипертрофированы АФЦ, ведающие "деструктивной деятельностью" и экстремистскими действиями, а атрофированы ансамбли АФЦ, ведающие гуманистическими качествами, добром, человеколюбием.
8. Религиозный фанатизм - когда у индивида гипертрофированы АФЦ, ведающие "религиозными чувствами" и агрессивностью, а атрофированы ансамбли АФЦ, ведающие научно-философскими знаниями.

В практике существуют также понятия неразвитости (недоразвитости) общественного и глобалистского сознаний в их широком понимании, а также их атрофии или дистрофии, которые по своей сути еще более трагичны, чем недоразвитое индивидуальное сознание, особенно в наше высокотехногенное время, когда слепота или апатия общественного или глобалистского сознания могут в любой момент привести к той или иной национальной, а то и глобальной катастрофе.
Здесь как нельзя кстати уместно привести высказывания В.М. Бехтерева в этой связи: "Важным фактором, приводящим к недостаточному развитию личности, является отсутствие общественной деятельности. Где нет общественной деятельности, там нет и полного развития личности. Без общественной деятельности личность останавливается на известной ступени своего развития, представляясь более или менее равнодушной к общественным потребностям; она является пассивным членом общества, лишенным той самодеятельности, которая служит залогом нормального развития общественной жизни и прочного развития государственности.
Народы, у которых общественная деятельность отсутствует или слабо развита, подготовляют в своей среде по сравнению с другими в общем менее развитые и более пассивные личности, что, в конце концов, отражается на всех отраслях культуры.
К этому надо добавить, что естественным последствием отсутствия правильно организованной общественной деятельности в форме самоуправления является праздность и бездеятельность, которая находит в этом случае особенно благоприятные условия преимущественно в более обеспеченных классах общества. Между тем праздность, чем бы она ни обусловливалась, приводит естественным образом к понижению умственной работоспособности, к невознаградимой утрате умственного материала за время бездеятельности, к недостаточному усовершенствованию нервно-психических механизмов, что доказывается, между прочим, также и психометрическими исследованиями, и вообще к умственному и телесному обессиливанию, а последовательно - к нравственному и физическому вырождению, особенно, если к праздности присоединяются ее естественные спутники - алкоголизм и другие излишества."

Нежелательные искажения общественного либо глобалистского сознания еще более трагичны, чем таковые индивидуального, особенно в современных условиях. Чтобы лучше понять их механизм и последствия, попытаемся вкратце разобраться в философских аспектах наиболее часто встречающегося искажения сознания в случаях заболевания шизофренией.

[ О шизофрении ] [ О дефектах менталитета ] [ На главную страницу ]