[ О дефектах менталитета ] [ На главную страницу ]

Игорь Кондрашин

Бредовые комплексы

 

"Слишком много людей, которые стремятся навязать другим свои выдумки, домыслы и в этом полагают цель своей жизни"

М. Горький

Очень близко к шизофреническим находится группа ментальных заболеваний, известных как бредовые комплексы. Их существенное отличие от шизофрении состоит в том, что при шизофрении изменение индивидуального внутреннего мира происходит полностью, целостно, тогда как в случае с бредовыми комплексами - лишь частично. При шизофрении больной становится как бы другим человеком, а при бредовых комплексах за рамками бредовых образов деформированного фрагмента своего внутреннего мира он остается тем, кем был, сохраняя принятый им (и даже общепринятый) образ поведения.
Бред - это патологическое состояние человека, когда он охвачен идеями или ощущениями, не соответствующими действительности, далекими от нее. При этом в подобном состоянии человек становится глух к любым разумным доводам и доказательствам, опровергающим его утверждения; его невозможно разубедить в их якобы "истинности". Патология состояния заключается именно в изменениях понятийной структуры или сенсорной сферы человека сверх определенных пределов некоей нормы. В генезисе каждого бреда лежит неспособность понимания бытия, окружающей действительности и связанное с этим чувство страха перед неизвестным. Благодаря же сконструированным бредовым построениям действительность становится более ясной, понятной для данного индивида, и страх или беспокойство уменьшается.
Бред - это симптом психосознательного расстройства менталитета, проявляющегося в ложных суждениях, умозаключениях и как следствие действиях, которые имеют лишь неверное субъективное обоснование и не поддаются быстрой коррекции. Очень часто такое расстройство приводит к нарушению мыслительной деятельности, сопровождаемому бессвязной речью больного, находящегося в бессознательном состоянии. Бред - это вообще нечто бессмысленное, вздорное, алогичное, несвязное, которое в последнее время все чаще стали сочетать с полисемантическим понятием психологии комплекс - (от лат. complexus - связь, сочетание), означающим:
1) относительно устойчивую последовательность ассоциативных цепей;
2) группу ассоциируемых или соотносимых факторов;
3) совокупность тесно связанных воспоминаний;
4) группу эмоциональных представлений;
5) отчасти упорядоченную совокупность разнообразных личностных черт;
6) способ и механизм бессознательного самоопределения индивида в структуре межличностных отношений и др.
В результате указанного слияния появилось новое синтетическое понятие - бредовые комплексы. К ним стали относить группу ментальных заболеваний, очень близких к шизофреническим. Они в самом деле могут вести к заболеванию шизофренией, быть ее остаточным состоянием либо рецидивом. При шизофрении деформация менталитета происходит более целостно, тогда как в случае с бредовыми комплексами - фрагментарно. Но в том и в другом случаях образ жизни и манеры поведения больного заметно меняются и отличаются от нормы (не говоря уже об эталонах), сильно выделяясь. Неадекватным становится его миропонимание и мироощущение.

Бредовые установки в повседневной жизни людей встречаются столь часто, что их уже и не трактуют как болезненные. Их происхождение является результатом нарушений как в клеточном, так и прежде всего в информационном метаболизме, т.е. вследствие невоспитанности, малообразованности, ведущих к невежеству и бескультурью, но чаще к бредовой болезненности. Для данного вида больных видимые ими образы весьма отличаются от действительности. Более того, под влиянием чувств несправедливости, вины, ревности, жажды денег, власти или славы, партийных или идеологических догм, политических спекуляций и других фиксированных эмоциональных установок для них в итоге изменяется весь целостный образ окружающей действительности.
Различное видение и восприятие окружающего мира соотносится к тому же с рамками разнородных социально (или общественно, политически, законодательно) принятых норм, не всегда совпадающих с эталонными. Поэтому ментально больными с бредовыми отклонениями следует считать не тех людей, кто не соблюдает принятых, возможно ошибочных, нормативных рамок (примеры посадки в психбольницы многих инакомыслящих при советском режиме), а только тех, которые в значительной мере отклонились от эталонных норм миропонимания и соответствующих им образа жизни и манер поведения.
Следует различать активную и пассивную сторону бредовых комплексов и установок, направленность их воздействия. То есть существуют своего рода индивиды-генераторы того или иного комплекса или галиматьи (чепухи, вздора, бессмыслицы), а также пассивные участники-потребители, которые находятся под влиянием, внушением первых и которые, как правило, превосходят их своим числом. Часто люди не только необразованные, но и с ВУЗовским образованием легко поддаются заморочке и готовы с легкостью поверить любой чепухе, любому бреду. Однако эти особенности говорят лишь о степени тяжести заболевания.
Ментально больными являются также те индивиды, кто без протеста, без попыток изменить положение в надлежащую сторону (по сенековски - "куда должно идти") воспринимает далекие от эталонных норм порядки, принятые данным сообществом (или рекомендованные, навязанные ему), поскольку своей внушаемостью, всем своим поведением или образом жизни они в таком случае доказывают свое состояние бредовых больных как с точки зрения силы и фиксированности своих чувств и эмоций, так и в плане искаженного видения ими реальной действительности, сопротивления любым попыткам критики их действий или предложениям скорректировать свое поведение, отступив от своих бредовых установок в правильную сторону. Если принятые данным сообществом нормы оказались сильно отклоненными от эталонных с точки зрения их общественнополезного или глобального миропонимания, то индивид, искренне следующий им, фактически является ментально больным, дефектным до тех пор, пока либо он не перейдет индивидуально на эталонные нормы поведения, либо общепринятые нормы не будут изменены, приближены к эталонным.
А пока этого не произойдет, живущих в такого рода сообществе (социальной группе) людей будут и дальше вынуждать усваивать ее общественные бредовые установки. При этом связанная с ними концентрация эмоций и чувств бывает настолько сильной, что принятой даже противоестественной, далекой от эталонной социально-общественной ориентации часто посвящается собственная жизнь и с чувством выполненного долга одни люди лишают жизни (убивают) других людей.
Бредовые социальные (идеологические, религиозно-конфессиональные, политические, мировоззренческие, философские) установки ошибочного миропонимания нередко отличаются большой устойчивостью; минуют поколения, меняются социальные условия, а они остаются неизменными. Вместе с тем человека, обнаруживающего в больном обществе бредовые идеи (принятые в качестве нормы) и указывающего на них даже с помощью доказательств и научной логики, могут игнорировать или, еще хуже, самого его признать психически (ментально) больным или социально опасным (литературные примеры - Чацкий, Рудин; исторические примеры - Сократ, Джордано Бруно, Галилео Галилей).
Это обусловлено чаще всего тем, что убеждения такого человека чересчур резко отличаются от общепринятых высшими кругами общества, так называемой "элитой", фактически псевдоэлитой. В то же время именно этот человек в действительности является подлинно элитной персоной, поскольку он как бы первым опередил время, и часть структуры его мира стала разительно отличаться от обыденного, устаревшего, ирреального мира окружающих его людей. Если он слишком сильно захвачен своими инновациями, беспокоит ими общество, то оно, несозревшее, неспособное пока к новому восприятию, пониманию, пытается его так или эдак проигнорировать или даже изолировать. Признание к нему приходит (если вообще приходит), когда наступает востребованность в его идеях, т.е. когда до них дорастет, дозреет статистически необходимое число членов данного сообщества.
Бредовые комплексы можно классифицировать по основанию их структуры (устойчивая, неустойчивая, чувственная) и тематике (связанной с отношением к людям, собственной роли в обществе, сексуальной жизни и собственному телу).
К основным из них относятся:
Паранойя (paranoia, от греч. para - рядом, возле, вопреки, наперекор, ложно, и noos - ум, разум, смысл) - строго понятийные бредовые комплексы, характеризующиеся жесткой фиксированностью и упорядоченностью. Бредовая система сохраняется в неизменном виде годами, обычно бывает детально разработанной и отличается логической точностью. Поэтому случаи паранойи распознаются с большим трудом и требуют глубокого научно-психофилософского анализа.
Парафрения - бредовые комплексы с закрепленной и упорядоченной, но более чувственной, нежели понятийной структурой (бредово-галлюционаторные комплексы). Тематика бывает различной, характерным является наличие иллюзий и галлюцинаций.
Чувство угрозы - ложный страх перед окружением, не обоснованный объективной ситуацией, а вытекающий лишь из внутренней установки индивида. Сюда относятся проявления бредовой проекции фрейдовского уравнения: "Я ненавижу - меня ненавидят". В социальной жизни примеры этого можно встретить у изолированных групп, представляющих социальные или национальные меньшинства. Члены таких групп, хотя им не угрожает никакая реальная опасность, убеждены в ее существовании. Воображаемые преследователи выполняют роль как бы социального зеркала, которое отражает чувства зависти и ненависти преследуемых.
Чувство вины и несправедливости - первое чувство: превращает социальное окружение в сурового судью, больному кажется, что его все осуждают. Чувство несправедливости отличается от чувства вины неприятием мнимого приговора окружающих. Человек чувствует себя несправедливо обиженным людьми (властью, государством) либо судьбой и бунтует против нее. В основе его невротизирующего чувства лежит вера в справедливость, понимая скорее по-детски (т.е. элемент неразвитого сознания), в форме представления о справедливом, добром, социально опекающем мире. Сам факт, что действительность не такова, что невозможно пройти через жизнь, не допуская несправедливостей самому и не подвергаясь несправедливости со стороны других, возбуждает болезненную агрессию в отношении к миру и в особенности к тем, которые, по воображению больного, ответственны за эту несправедливость. Больного тянет вступить в борьбу с воображаемым противником (властями, собственным государством и т.п.), и эта борьба может стать целью или смыслом его существования. Отсюда известное психиатрическое определение "persecutor persecute" ("преследуемый преследователь").
Невозможность понимания - темнота (как и невежество) возбуждает у человека страх. Темное (или неохваченное знаниями) пространство с легкостью заполняется продуктами фантазии. На периферии поля зрения (понимания), где контуры и цвета (суть) видимых (осознаваемых) предметов стираются, образ действительности (реалий) подвергается деформации. Эта затемненная (непознанная) периферия поля восприятия (познания) является источником беспокойства, которое вызывает такое движение глаз (внимания), чтобы то, что неясно, оказалось в центре поля зрения (изучения, познавания) и тем самым сделалось ясным, понятным. Поле зрения (внимания, понимания) всегда заполнено, обращено на что-то, в нем не бывает белых пятен, несмотря на то, что de facto они должны были бы существовать, и восприятию контура, образа, понятия не препятствуют пустые промежутки пунктирной линии. Нервная система человека использует метод интерполяции, проводя через пространство внешнего (или внутреннего) мира своего рода линии, соединяющие невидимые (непознанные) точки. Этот принцип представляется всеобщим; благодаря ему сохраняется связность и внешнего, и внутреннего миров человека (как видимого, так и понимаемого, формирующих в его сознании образ действительности). Если информационных данных по той или иной причине недостаточно, то образ, как правило, не соответствует истинному положению вещей, как бы искажен. Поэтому требуется дополнительная информация, знания, что дает возможность его коррегирования.
Но бывают случаи, когда интеллектуальная способность мозга ниже порога освоения количества поступающей информации. Тогда у человека появляется ощущение хаоса. Для такого человека становится невозможным ориентироваться в целостной ситуации окружающей действительности, она становится непонятной, мучительной, беспокоящей. Ставшей хаотической действительность вызывает раздражение либо утомление и вместо того, чтобы притягивать, отталкивает. (Именно в этих целях человек должен всю свою жизнь развивать и поддерживать максимально высокий уровень своих интеллектуальных способностей, именно для этого с раннего возраста в период его воспитания и образования социальным окружением сообщается ему готовая система ноосферных понятий, оценок, шкалы ценностей-пороков и т.п. - ЛИЧНОСТНЫЙ МИНИМУМ ЗНАНИИЙ с тем, чтобы облегчить ему ориентацию в окружающем мире и специфическим образом упорядочить хаос поступающих к нему регулярно из инфосферы информационных сигналов.) И только благодаря почерпнутым из негасферы бредовым построениям действительность вновь становится как будто ясной, понятной, и страх перед неизвестным временно уменьшается, заглушается, создавая иллюзию некоего психологического комфорта.
Бредовое развитие личности - психическая склонность к бредовым установкам и реакциям по малозначимым поводам (какая-то неудача, нарушение контакта с окружающими, плохое настроение и т.п.), выражающаяся в галлюцинировании вокруг себя врагов. Неопределенные (или кажущиеся) враги превращаются в определенную клику, последовательно добивающуюся своей "цели" - уничтожения данного лица. Тенденция к такого рода интерпретации окружающего мира с возрастом усиливается. Когда преходящие бредовые установки закрепляются и систематизируются, можно говорить о параноидном развитии личности. Разделяют два противоположных типа заболеваний - недоверчивость ("Фома-неверующий") и детскую доверчивость. При первом типе образ социального окружения с ранних лет формируется по принципу "Homo homini lupus est", т.е. "Человек человеку - волк" (лат.), что не способствует доверчивому отношению к людям. При втором типе образ социального окружения как бы задерживается на ранней стадии своего развития, больной ищет в каждом человеке родительской опеки и доброжелательности, открывая перед каждым свою душу, часто испытывая после этого разочарование.
Бред отношения - больной мнит себя преувеличенно центральной фигурой в окружающем его мире, который превращается для него в театр одного актера. Преходящие бредовые установки подобного типа встречаются у психастеников и у лиц истерического склада личности, которым свойственны постоянная озабоченность собственным образом и переживание своего отражения в социальном зеркале; чаще это наблюдается в молодежном возрасте, у застенчивых юношей и девушек, которые мучаются вопросом "какой я на самом деле?". В более острой форме подобные бредовые установки часто предвещают начало шизофрении.
Бред сутяжничества - для больных-кверулянтов окружающий социальный мир представляется враждебным, но не настолько пугающим, чтобы больные были не в состоянии начать борьбу за справедливость, которая становится для них сверхценной идеей. Ей они готовы посвятить все свое время, здоровье и деньги. Их девиз - "Pereat mundus et fiat justitia" (Пусть погибнет мир, но свершится правосудие - лат.). Такие больные - кошмар для органов правосудия, а также социальных структур и редакций.
Бред величия и мессианства - в случаях подобного бреда собственная роль больного в его же глазах вырастает до карикатурных масштабов. В противоположность бреду преследования здесь настроение у больного оказывается повышенным. Поэтому бред данного типа чаще всего встречается в маниакальной и гипоманиакальной формах циклофрении, при шизофреническом озарении, реже при гебефрении и хронических психоорганических комплексах, протекающих с эйфорией. Патология начинается тогда, когда больной ищет выходы попыткам реализовать свои скрытые амбициозные мечтания, не соответствующие на самом деле действительной ситуации, вызывая недоумение или смех здоровой части окружающих. Такое наблюдается при ослаблении социальных тормозящих механизмов, в случаях острых или хронических комплексов у больного, при обычном отравлении алкоголем, при маниакальных комплексах, а также когда чувство собственной роли и своего предназначения столь сильно, хотя и ирреально, что исчезает страх осмеяния (при шизофрении и параноидных комплексах).
Характер предназначения может быть патриотическим, религиозным, политическим, научным, художественным и т.п. Тогда целью жизни больного становится изменить мир к лучшему, осчастливить человечество. Иногда его отношение к людям изменяется на презрительное либо враждебное. Больной убежден, что его не понимают и мешают ему в реализации великой миссии. Абсурдность и вытекающий из нее трагикомизм - как миссии, так и роли больного (пресловутый Наполеон) - чаще всего указывают на органическую, реже - на шизофреническую деградацию данного индивида.
Бред изобретательства или, скорее, бред творчества вообще - свойственен для больных, считающих, что их предназначение, миссия состоит в создании великого творения, которое его прославит, а людей осчастливит. Эти творения могут быть эпохальными, над которыми трудилось не одно поколение "изобретателей" (perpetuum mobile - вечный двигатель, алхимия), а также более прозаичными: какое-нибудь универсальное лекарство, средство омоложения, идеальная политическая система, разрешающая все конфликты и проблемы, или произведение искусства, которое будет квинтэссенцией красоты, и т.д. Пациент работает без отдыха по многу часов в день, забрасывая дом и семью, не интересуется своими житейскими делами.
Такое поведение является крайним запредельным состоянием процесса творчества, результатом чего чаще всего оказываются вещи, не имеющие большой научной, художественной или даже бытовой ценности. Однако их следует отличать от действительно оригинальных идей и новых взглядов на действительность, которые рождаются также не всегда просто. Поэтому все интересные идеи должны проходить экспертную оценку на степень их бредовости или полезности. Критериями действительной оригинальности и новизны новых теорий и изобретений продолжают оставаться логика, время, опыт, мнение специалистов, разум. Других способов отличия пока не существует.
Катастрофический бред - крайнее выражение нормальной для человека осторожности, разумных и взвешенных опасений. Для больного окружающий мир подвергается уничтожению. Бредовые идеи подобного типа вытекают прежде всего из депрессивного видения им будущего в черных красках, он считает себя апостолом катастрофы, а свою миссию - предостеречь свое окружение, "открыть им глаза". В зависимости от того, как далеко простирается мир больного (дом, семья, производственный коллектив, страна, земной шар, целый Космос), настолько раздвигается опасность его бредового представления: страна на грани катастрофы, близится конец света и т.п. При шизофрении убеждение в надвигающейся катастрофе охватывает более широкий круг мира, в других случаях депрессии - более узкий (дом, семья, Я). В подобного рода бредовых идеях часто присутствует скрытая тенденция к самоуничтожению: единственным спасением для себя и своих близких больной видит смерть. По этой причине он иногда убивает тех, кого больше всех любит, включая себя.
Бред "вундеркинда" - гротесковая форма нормального материнского чувства гордости и мечты о счастливом и блестящем будущем своего ребенка, скомплексованная в бред его величия. Критическое отношение окружающих часто вызывает реакцию в форме бреда преследования. Противоположностью бреда "вундеркинда" являются бредовые болезни бездарности, дурного характера, болезненности, тупости собственного ребенка, коррелирующие с бредом ничтожности. Понятно, сколь отрицательно отражаются на ребенке как позитивные, так и негативные бредовые установки.
Известно великое множество бредовых комплексов, которые не требуют расшифровки для данного повествования. Перечислим, например, некоторые из них: бред преследования, бред греховности, бред ничтожности, бред любви, бред беременности, бред ревности, деперсонализация и дереализация, ипохондрический бред и многие, многие другие.
К наиболее часто встречающимся бредовым комплексам относятся так называемые фобии и мании - навязчивые состояния неадекватного переживания страхов конкретного содержания. Подверженные им индивиды часто осознают необоснованность страхов и даже относятся к ним как к болезненным и субъективно мучительным переживаниям, но все равно они не в силах их контролировать.
В тех случаях, когда индивид не обнаруживает отчетливого критического понимания беспочвенности, неразумности страхов, то тогда это могут быть не фобии или мании, а патологические сомнения (опасения) или просто обычный бред. Фобии отличаются прежде всего тем, что имеют определенные поведенческие проявления - навязчивые, ритуализованные действия, цель которых - избегание предмета фобии или уменьшение страха.
К наиболее часто встречающимся фобиям относятся нозофобии (страх заболевания), включая канцерофобии, кардиофобии и т.д., социофобии (страх публичных выступлений, страх покраснеть и пр.), клаустрофобия (боязнь закрытого пространства, закрытых помещений) и агорафобия (страх открытого пространства), антропофобия, гидрофобия, микробофобия, гипсофобия и другие.
К маниям относятся навязчивые психические расстройства, такие как токсикомания, графомания, мания преследования и т.п.

Таково вкратце описание известных к настоящему времени основных дефектов менталитета, которые, вне сомнения, должны быть описаны не только с медицинской, но, скорее, с философской точки зрения более детально. Перейдем теперь к рассмотрению возможных способов их устранения и коррекции.

[ Об устранении дефектов ] [ О дефектах менталитета ] [ На главную страницу ]