§2. В обществе и общественных местах
Поведение в обществе и общественных местах является непосредственным продолжением бытового поведения людей, осуществляемого дома в семье. Ведь общество и общественные места – это то, что простирается за дверями семейной квартиры, за калиткой собственного дома, и где помимо близких и родных начинается общение и с другими, часто незнакомыми, согражданами: соседи, соученики, сослуживцы, прохожие, пассажиры, официальные лица, посетители различных торговых, медицинских, развлекательных, просветительских и прочих учреждений и заведений.
К общественным местам относятся: лестничные площадки, лестницы и подъезды многоквартирных домов, дворы, улицы и скверы, дороги и общественный транспорт, магазины, кафе и рестораны, общественные туалеты, бани, парикмахерские и прочие места бытового обслуживания, бензоколонки и фотографии, музеи, театры и стадионы, религиозные и культовые учреждения, больницы и кладбища, родильные дома и загсы, государственные учреждения и места государственной службы, и т.д. и т.п.
Даже леса, реки и озера, морские просторы, воздушное и космическое пространство можно без сомнения отнести к местам общественного пользования, а также радио- и телевизионный эфир и виртуальную сеть – Интернет, т.е. все общественное информационное пространство – часть инфосферы.
Несмотря на все многообразие и разносторонность общественных мест, поведение людей в них строго регламентируется. С одной стороны – это фундаментальные фрагменты социокультурных матриц (главным образом, этические и экологические), которые в зависимости от специфических особенностей общественных мест дополняются различными соответствующими правилами, инструкциями, уставами, кодексами, законами, хартиями, международными соглашениями и тому подобными регламентирующими человеческое поведение актами, образующими элементы общественных социокультурных матриц.
Так, например, поведение в метрополитене регламентируется как фундаментальными, базовыми фрагментами социокультурных матриц так и дополнительно ведомственными «Правилами пользования метрополитеном». Однако если соответствующие фрагменты матриц плохо усвоены в процессе воспитания, либо должное воспитание тех или иных индивидов не осуществлялось вовсе, то такие пассажиры будут пачкать стены и сиденья, оставлять повсюду бутылки и банки из-под пива, мусорить и шуметь. То же самое касается и других мест массового общественного пользования.
Вспомогательную роль в регламентации поведения людей играют различные указатели, таблички с соответствующими знаками и/или надписями («Проход закрыт», «Вход воспрещен», «Станция открыта с … до …час», «Служебный вход», и т.п.). Временные правила или запреты добавляются в виде письменных и устных объявлений, вывешиваемых на видных местах, или озвучиваемых по радио и на телевидении.
Изучить все их многообразие желательно, но не обязательно, в особенности те, к которым данный индивидуум отношения не имеет. Так, для не посещающего скачки нет необходимости знать правила поведения на ипподроме, мусульманину – правила поведения (специфические ритуалы верующих) в буддийском храме, сельскому жителю – правила поведения при плавании на морской яхте.
Однако большую часть правил и инструкций по поведению в обществе и в общественных местах все граждане страны должны знать неукоснительно и хорошо помнить. Помимо специфики каждого из правил и инструкций: стойте на эскалаторе метро справа, проходите слева; в зал театра или концертного зала после третьего звонка не входить, существуют также общие правила поведения, касающиеся этических сторон пребывания в местах общественного пользования, входящие обязательными элементами в этические фрагменты социокультурных матриц, которые не всегда оговорены даже в инструкциях и уставах, но которые обязаны знать все граждане.
К таковым относятся правила, которые можно смело назвать культурными заповедями общежития, касающиеся эстетики, чистоты, шума, взаимной вежливости и безопасности, иными словами – учет элементарных интересов других людей. В соответствии с этими требованиями граждане в обществе и в общественных местах должны, исходя из своих материальных возможностей и соответственно месту посещения, прилично одеваться, опрятно выглядеть, быть чистыми, не сорить (не мусорить), не пачкать стены, не кричать (не шуметь, не шуршать, при необходимости выключать мобильные телефоны), не толкаться (соблюдать порядок в очереди, культурно выражаться, избегая вульгарных слов), не ломать оборудование и мебель, подвергать себя и окружающих технологической или криминальной опасности.
Так, например, в своем подъезде жильцы должны следить за чистотой и порядком, быть взаимовежливыми и приветливыми с соседями (т.е. поддерживать добрососедство), следить и исправлять (или организовывать исправление через дежурного диспетчера) лифтов, дверей, окон, освещения, мусоропроводов, домофонов, почтовых ящиков, и т.д. Организовывать через соответствующие службы или самоорганизоваться, чтобы по возможности, подъезды были украшены цветами, зеркалами и изящными дверными ручками, чтобы стены регулярно подкрашивались свежей краской, разбитые стекла в окнах и дверях заменялись на новые, замки были исправными, если можно, чтобы в лифтах звучала приятная музыка.
Вполне естественно, что для каждого технологического бытового механизма общего пользования (лифт, домофон, мусоропровод и т.п.) сложно написать подробную инструкцию, существуют лишь краткие правила пользования ими. Но нормальный человек во всех случаях прежде всего должен руководствоваться личностным минимум знаний, собственным разумом и интуицией, чтобы понимать, как цивилизованно пользоваться тем или иным общебытовым устройством, что его не следует портить или пачкать и т.д., потому что помимо него им еще пользуются многие другие.
Подобные же правила общежития существуют и в общих дворах домов, где не следует мусорить, кричать, включать громкую музыку, ломать деревья, пачкать стены, пользоваться автомобильными звуковыми сигналами, и т.д., потому что этим можно мешать другим, портить им настроение, и все это скорее всего им очень неприятно.
Особо конфликтные ситуации возникают, когда дворовые территории используют жильцы с различными интересами. Так, кому-то необходимо выгуливать собак, другим – прогуливать детей, третьим – парковать автомобили. Если люди не обладают высокой культурой поведения, не учитывают интересы друг друга, то такие конфликты интересов могут перерасти в конфликты социокультурных матриц, выливаясь в крупные ссоры, в любом случае отравляя спокойствие и нервное состояние жильцов.
Чтобы такого не случалось, жильцы должны с чувством взаимоуважения относиться друг к другу и договориться или условиться, что собак следует выгуливать на одной стороне двора, детей прогуливать на детской площадке и эти места должны быть в разных концах двора. Автомобили необходимо ставить так, чтобы они не мешали проходу пешеходных жильцов и не портили зеленых насаждений. При этом во всем должны проявляться взаимоуважение, благожелательность, забота об интересах других, доброта и здравый смысл.
Особое внимание следует уделять знанию правил дорожного движения, которые должны знать как водители транспортных средств (автомобилей, мотоциклов, велосипедов, тракторов и т.п.), так и пешие участники движения. Здесь также важно не только доскональное знание этих правил и их безусловное выполнение, но и следование общей культуре человеческих взаимоотношений, поскольку, нарушая правила поведения на дорогах, одни участники дорожного движения подвергают смертельной опасности здоровье и благополучие других, часто ни в чем не повинных граждан.
И когда мы видим, как один водитель, пытаясь обогнать других, выезжает на встречную полосу или пешеходную дорожку, подрезает движение других автомобилей, подвергая опасности себя и жизни и автомобили других людей, сразу становится очевидным, что воспитанием такого автоводителя никто никогда не занимался, и он представляет опасность для общества не только на автодорогах, но и в общественной жизни в целом. Если мы видим, что водитель автомобиля включил дальний свет, слепя всех едущих навстречу, то сразу видно – в автомобиле едет невоспитанный нелюдь, которому наплевать не только на неприятные ощущения встречных водителей, но и на их безопасность в целом. О каких его гражданских или человеческих качествах, о его воспитанности можно после этого говорить?
То же самое можно сказать и про пользование общественными водоемами (реки, озера, бассейны и т.п.), лесами и парками, воздушным пространством, местами развлечений и т.д.
v v v