[ На главную страницу ]

Игорь Кондрашин

О смысле и цели жизни

 

"Если я - не за себя, то кто же за меня?
Если я - только за себя, зачем я?"

Из здравых рассуждений

 

"Построить (обустроить) дом,
вырастить детей, посадить
сколько-то деревьев".

Кредо жизни человека

У каждого нормального человека хотя бы раз в жизни в момент, когда у него просыпается сознание, появляется естественное желание по возможности глубже самоосознать себя, яснее понять смысл своей жизни, т.е. подлинный смысл своего существования с момента рождения до своей смерти, свое жизненное предназначение. Это действительно должно быть необходимо любому человеку, чтобы оценить себя, проанализировать свои устремления, наметить конкретные цели своей деятельности с тем, чтобы со временем можно было бы подвести жизненные итоги.
Те или иные итоги в любом случае подведет ему, в конце концов, его смерть, и он либо сгинет прахом вовеки, распавшись на неорганические составляющие своих бренных останков, либо все же оставит помимо того и свой органический след в генах своих потомков, как бы поселяясь в них, а возможно, также и свой духовный след в ноосфере Земли - в библиотеке, музее, галерее, в толковом словаре, учебнике, наконец. Логика современных научных познаний развеяла тщетные надежды, мечты, фантазии или бред малообразованных (или шизоподобных) людей о каких-либо других вариантах загробной жизни не только их тела, но и так называемой "души".
Раскрыть смысл жизни (своей и вообще) пытались на протяжении веков лучшие умы человечества, не оставляя этой затеи до сегодняшнего времени. Результаты этих поисков в общем-то схожи между собой. "Те, кто стремится лишь к обогащению, - начертал 2000 лет назад римский писатель Петроний, - не желают верить, что есть у людей блага выше тех, за которые держатся они". Как бы вторя ему, фактически наш современник Антуан де Сент-Экзюпери писал: "Работая только ради материальных благ, мы сами себе строим тюрьму. И запираемся в одиночестве, и все наши богатства - прах и пепел, они бессильны доставить нам то, ради чего стоит жить".
Но доходчивее всех обозначил смысл жизни, как всегда, Кант в присущем ему стиле: "Счастье - это такое состояние разумного существа в мире, когда все в его существовании происходит согласно его воле и желанию; следовательно, оно основывается на соответствии природы со всей его целью и с главным определяющим основанием его воли."
Так или иначе, но желание понять смысл своей жизни должно возникать у всех нормальных, ментально здоровых людей, и оно, естественно, у них возникает. Напротив, у людей с недоразвитым сознанием такие желания по вполне понятным причинам могут и не появиться, и их отсутствие становится, таким образом, своего рода симптомом известных патологий мозга.

Мы не будем в данный момент углубляться в деталях в само понятие "жизнь" и специфицировать его сверх того, что говорится о нем в "Диалектике материи". Для данного повествования достаточно той формулировки, которая приведена в глоссарии, однако при этом заметим, что многие люди, если не большинство, уподобляют свою жизнь по аналогии путешествию в неизвестное "будущее". У одних такое путешествие, встреча с "будущим" возбуждает любопытство, даже некий интерес, они с нетерпением ждут новых событий, тщательно к ним готовятся, опираясь на знания, на исторический опыт, и обычно не бывают застигнутыми врасплох поворотами судьбы.
У других это неизбежное путешествие "во времени" вызывает беспокойство, даже тревогу, и они вместо подготовки и продумывания, как встретить то, что их может в скором времени ожидать, чего им следует прежде всего опасаться, доверяются гаданиям на картах, на кофейной гуще, пытаясь хоть как-то нетрадиционно воздействовать на надвигающийся ход событий жизни либо увернуться от него. На их невежестве хорошо зарабатывают многочисленные астрологи, разного рода предсказатели и мошенники.
Тем не менее, путешествие "во времени" в любом случае неизбежно происходит, и "будущее" регулярно, ежедневно со скоростью 24 часа в сутки настигает нас (их), тут же превращаясь в наше (их) безвозвратно ушедшее "прошлое". Здесь вновь уместно напомнить о том, что все мы, люди, как и вся окружающая нас природа, размещены на острие секундной стрелки часов, представляющей актуальную действительность, с которой перемещаемся сквозь события и явления бытия в течение всей своей жизни.
Чаще всего наяву, в реальности "будущее", когда оно наступает, становится совсем иным, чем это предполагалось, планировалось, фантазировалось или хотелось ранее. Поэтому соприкасание с беспрестанно двигающейся по ординате времени "актуальной действительностью" обуславливает необходимость постоянных коррекций ранее складывавшихся, как часто оказывается, ложных представлений об окружающем мире, об его особенностях, и эти коррекции нередко бывают весьма болезненными.

Говоря о смысле жизни каждого человека в самом широком понимании, нетрудно предположить, что в идеале он должен совпадать со смыслом жизни всего человечества, вытекать из него и быть тесно связан с ним точно в такой же мере, в какой смысл жизни самого человечества вытекает из смысла бытия всей совокупной материи и связан с ним.
Смысл жизни и предназначение человека является историческим продолжением смысла жизни существовавших и развивавшихся миллионы лет до его появления представителей растительного и животного мира биосферы Земли. По аналогии, историческим продолжением возникновения жизни следует считать формировавшуюся впоследствии в биосферной среде ноосферу.
Таким образом, как смысл жизни, так и функциональное предназначение каждого человека косвенно определяется той же онтологической моделью, которая описывает условие существования совокупной материи, а именно: через движение во времени - качестве - пространстве происходит постоянное развитие ее элементов от прошлого к будущему, от простого к сложному, от малого к большому, и все это в итоге ведет к гармоничному развитию, к постоянному совершенству всей (во всяком случае, видимой, осознаваемой) материальной совокупности.
Вследствие этого каждый человек вместе со всем человечеством находится во власти действия указанной онтологической модели и хочет того или нет, но он вынужден жить и функционировать, подчиняясь законам, предписанным данной моделью, и осуществлять действия, комплиментарные закономерностям движения во времени - качестве - пространстве, направленные в итоге, как ни банально это звучит, на все тот же процесс беспрерывного развития, прогресса человечества, а с ним и материи в целом.
Если для отдельно взятого человека данный процесс из-за стохастического характера различных видов движения может протекать еще относительно разнообразно, то для человечества как целостности его позитивное развитие (через движение в качестве-времени) предопределено в силу объективного действия указанных законов существования материального мира и изначально ими детерминировано.
Чтобы обеспечить искомый результат действия законов движения в развитии человечества в условиях стохастического характера течения жизни отдельных индивидуумов, необходимо, чтобы этот результат подтверждался среднестатистическими показателями прогресса мировой общественной жизни. Расслабление или отставание от требуемых параметров хотя бы одной части человечества автоматически увеличивает функциональные нагрузки на другие его части. Поэтому потеря способности к продуктивному саморазвитию отдельных народов и народностей во все времена вела и ведет к их естественной аннигиляции (вымиранию), как не отвечающих требованиям действующих законов существования материи. Немало примеров тому можно найти как в пластах истории (исчезновение многих видов растений и животных - гигантских папоротников, динозавров, мамонтов и т.п.), так и в современную нам эпоху.
Иными словами, чтобы обеспечивалось позитивное развитие человечества в целом, необходимо, чтобы это развитие было присуще определяющей части мирового сообщества. В противном случае человечество может впасть в регресс, а это невозможно и недопустимо в силу действия указанных объективных законов бытия, упоминавшихся выше. Однако, если в "неразумный", неосознанный период развития биосферы этот процесс регулировался как бы "стихийно", то в наши дни постоянной техногенной опасности разной величины и направлений (вплоть до возможности самоуничтожения всего живого на Земле) к процессу позитивного развития обязаны все больше подключаться все носители разума, ибо осознание и предотвращение любых опасностей является одной из главной функций осознающей себя материи, чем (кем) и является в итоге ЧЕЛОВЕК.

Исходя из этого, смыслом жизни каждого ментально здорового человека следует считать осмысленное стремление к постоянному позитивному развитию, совершенствованию как себя самого, так и тех индивидуумов, тех общественных формирований, той окружающей среды, на кого может распространяться его влияние и воздействие. Именно это и должно быть постоянной целью всей его жизни. Для кого-то это кажется скучным, нудным, но именно в этом и есть основное предназначение человека. Только для людей с нормально развитым сознанием посильна эта ноша. Другие остаются в беззаботном неведении, веселясь, тусуясь и по-своему наслаждаясь имеющимися в их распоряжении "прелестями" жизни, или наоборот, пребывая в необъяснимой тоске и тревоге. Однако для всех таких характерно одно одинаковое свойство их умственных способностей - их сознание НЕДОРАЗВИТО, а это означает, что все они имеют один общий недостаток, вызывающий сочувствие недуг - всем им присуща АРЕФЛЕКСИЯ в области высших сфер сознания.
Для того чтобы проанализировать, что из себя представляет позитивное развитие каждого индивида на современном этапе развития человеческой цивилизации, необходимо понять схему жизненного пути каждого человека, а также установить, каким образом он сам может влиять на ход развития общества, человечества в целом. Для этого достаточно усвоить, что каждый отдельный человек связан с прошлыми (до его рождения) фазами (этапами) развития человечества двумя дополняющими друг друга и довлеющими над его судьбой в течение всей его жизни основами:
а) набором генов (то есть тем, из чего складывается его генотип), наследуемым от родителей (предков) и являющимся материальной основой всех нервно-психических и интеллектуальных способностей индивида к мыслительным функциям (деятельности), к фенотипному развитию его сознания и определяющим ход и особенности развития и функционирования его организма;
б) знаниями, полученными им из ноосферы в процессе его воспитания и образования (то есть тем, из чего складывается его фенотип) и влияющими на глубину, кругозор его сознания, а с ним и на его мировоззрение, профессиональную ориентацию, стиль его жизни и нормы его поведения в обществе.
В зависимости от полученных в результате его рождения генома, а затем в процессе его становления с помощью воспитания и образования (общего и специального) постепенно складывается менталитет (ум, разум) каждого человека, который включает в себя сочетания состояний его 1) психики, 2) алгомодуля, 3) интеллекта и 4) сознания.
Из специфичных менталитетов отдельных индивидуумов складывается суммативный менталитет того или иного общественного образования (семьи, общественной организации, жителей района, региона, страны, народности, народа, нации, цивилизации, человечества в целом).
Таким образом, если для наглядности попытаться отразить вышесказанное на схеме, то смысл и цель полноценной жизни каждого нормального человека должна укладываться в ход развития истории прогресса человечества следующим образом:

Смысл и цель жизни каждого нормального человека

Из схемы становится очевидным, что жизнь каждого человека возникла не случайно, а подготавливалась всеми поколениями его предшественников, но прежде всего его родителями, что соответственно и отражено в его геноме. Равно как и после смерти распадается лишь физическое тело человека, а сам он продолжает жить, с одной стороны, в генах своих потомков (всем известно, как ревностно дедушки и бабушки пытаются узнать в лице и чертах характера внуков свои особенности), с другой - в ноосфере, если там оказались зафиксированными на тот или иной период времени его деяния или открытия. Так, мы до сих пор знаем, изучаем и чтим интеллектуальные творения Архимеда и Аристотеля, Ньютона и Менделеева, Коперника и Лобачевского, Пушкина и Шекспира, и многих, многих других личностей, гениев, живших сотни и даже тысячи лет назад.
Итак, смысл и цель своей жизни каждый человек предопределяет, исходя из своего менталитета, но в особенности из уровня развития его самой главной составляющей - сознания, наименее изученного продукта жизнедеятельности важнейшего органа человека, отличающего его от всего другого живущего на Земле, - человеческого мозга.
Этот орган, структурно одинаковый у всех людей, со средней массой порядка 1400 грамм, тем не менее, придает им наибольшие различия между собой, определяет их поступки в течение всей их жизни и является единственным известным пока инструментом самопознания и самоосознания материи самой себя. Прежде всего от уровня и глубины развития своего сознания зависит, насколько каждый человек самоосознал себя, понимает свое "Я" и осознает смысл своего жизненного предназначения, свои общественнополезные функции, и определяет, исходя из этого, свои цели, поведение и действия.
Таким образом, даже для того, чтобы понять смысл своей жизни и свое предназначение, каждый человек прежде обязан разобраться, какой степени развитости головной мозг он имеет, искажено или нет его сознание. Сделать это можно лишь одним косвенным способом, т.е. определив, какой тип менталитета данный конкретный персональный головной мозг генерирует. А вот для этого и необходимо знать все типы менталитетов и факторы, влияющие на их развитие или ущербность. Но в любом случае без цели не может быть человека, ибо этимологическое значение самого слова "человек" в буквальном смысле звучит как "целеполагающий".

Смысл жизни одного человека следует отличать от смысла жизни всего человечества в целом. Так же как и любому человеку, человечеству жизнь дана всего лишь один раз, ибо такие уникальные условия, какие созданы на Земле, вряд ли где могут быть повторены. А условия на самом деле уникальные: и температурные, и наличие всех элементов таблицы Менделеева, и оптимальный энергетический поток от Солнца, и оптимальный годовой цикл колебаний земной оси, создающий уникальный климатический цикл, и оптимальная скорость вращения Земли вокруг своей оси, обеспечивая регулярную смену дня и ночи, и состав атмосферы, и распределение поверхности Земли между сушей и океаном, и многое, многое другое.
Создать подобные условия на других планетах Вселенной действительно не так-то просто. Зато гораздо проще разрушить все то, что материя создавала (творила) миллиарды лет на Земле. Достаточно вспомнить, что только, например, ядерное оружие (не говоря о химическом, бактериологическом и т.п.) обладает одним интересным свойством: начиная с некоторого уровня своего негасовершенства, оно способно вызвать такие глобальные изменения климата, которые мгновенно обрекут на смерть практически всё человечество. И достижение этого уровня после проведения каким-либо малоцивилизованным государством, с низким уровнем сознания его правителей, своего первого успешного ядерного испытания - лишь вопрос времени. И по прошествии этого времени ни США, ни кому-либо другому уже не помогут никакие средства защиты - отчаявшейся стране, или хуже того, фанатикам или террористам (фактически любым ментально больным людям) будет достаточно подорвать свой арсенал на своей территории (наглядный пример для Европы - Чернобыль).
Поэтому смысл жизни Человечества - не совершить непростительную ошибку, не самоуничтожиться до момента начала колонизации Вселенной. А уж о развитии самого Человечества беспокоиться не стоит - об этом беспокоится сама Материя, это условие ее существования.
Итак, цели и задачи Человечества на ближайшие десятилетия выглядят следующим образом:
Общие - выжить, не самоуничтожиться, продолжать совершенствоваться, исходя из общих законов природы, начать колонизацию (освоение) околоземной части Вселенной - Луны, Марса, Венеры, искусственных космических очагов жизни.
Общие цели распадаются на конкретные задачи, цели и намерения, в том числе:
1. По численности народонаселения Земли - общее количество актуально проживающего поколения людей должно соответствовать их возможности обеспечить себя, всех без исключения, нормальными условиями проживания в приемлемых, соответствующих современным нормам жилищных условиях, получения всеми в полном объеме современного воспитания и образования, поддержания на должном уровне клеточного и информационного метаболизма, т.е. получения в достаточном количестве высокоценного продовольствия и информации.
2. По качественному составу народонаселения Земли - через последовательное оздоровление генотипа людей, их полноценное воспитание и образование увеличивать (абсолютно и относительно) долю людей высшей категории (человеков, личностей, интеллигентов), ограничивать, сдерживать, уменьшать долю индивидов средней категории (добропорядочных обывателей), свести на нет, полностью ликвидировать как подвид индивидов низшей категории (нелюдей, обывателей с дурными наклонностями).
3. По миропониманию и верованию - учитывая все большую опасность, которую представляет собой религиозный фундаментализм для судеб человечества, ускорять по мере осознания онтологической модели, построенной на базе трех глобальных категорий: пространство - время - качество, процесс перехода от просвещенного верования к просвещенному атеизму.
4. По идеологии - переход от превалирующих в настоящее время в большинстве стран мира (помимо догматическо-идеологических) прежде всего олигархическо-демократических (имущественных) принципов построения общества, государства, мировой иерархии, т.е. комбинированной власти частично неимущих, отчасти "по жребию" (классические определения), а фактически олигархической власти имущих, к ринципам платоновско-аристотелевской политии - НООКРАТИИ, т.е. построению властной иерархии на основе разума, мудрости, здравого смысла, нормально развитого менталитета (интеллекта, неискаженного сознания). Увеличение повсеместно ноосферного влияния: в воспитании, в образовании, в СМИ во всех уголках планеты. Настрой сознания всех жителей планеты на общепринятую матрицу эталонного сознания.
5. По нравственности - принятие всеми жителями Земли единой эталонной таблицы ценностей-пороков, корректировка всех национальных законодательств на основе этой ценностно-порочной базы. Постепенный переход от глобальной борьбы за "права человека" к не менее активной борьбе за "обязанности человека", которых у каждого человека не меньше, чем прав: перед собой, перед другими (родственниками, друзьями, приятелями, коллегами, сослуживцами, земляками, согражданами и т.д.), перед обществом, перед государством, перед всем человечеством, перед своими прямыми потомками, перед всеми последующими поколениями людей.
6. По биосфере - недопущение дальнейшего ухудшения экологии Земли, провести по линии ООН инвентаризацию общемировых запасов пресной воды, кислорода, природных ресурсов и полезных ископаемых, прежде всего невосполнимых (нефть, газ, цветные металлы и редкоземельные элементы и т.д.), экономное (а не хищническое) их расходование с тем, чтобы оставшихся запасов хватило многим будущим поколениям. Более широкое использование энергии ветра, Солнца, приливов-отливов и т.п. Ныне живущее поколение не должно использовать фактор времени (т.е. своего предшествования) в своих корыстных целях и обокрасть, оставить последующие поколения обездоленными.
Таковы основные задачи Человечества на ближайшее время, из которых должны строить свои задачи входящие в состав человечества нации, государства, общества, каждый житель планеты персонально. Но только житель с сознанием человека и выше может воспринять, понять, осознать, рефлексировать эти задачи и соотносить цели своей жизни с ними. Обывателям и тем более нелюдям такие цели и задачи непонятны, чужды и неведомы. И в этом не их вина, в этом их беда, и этой бедой они могут наделить рано или поздно всех остальных живущих с ними вместе на Земле.

В заключение хочется еще раз привести слова А. Платена: "Понимать, что справедливо, чувствовать, что прекрасно, желать, что хорошо, - вот цель разумной жизни".

[ На главную страницу ]