[ На главную страницу ]

Игорь Кондрашин

КОРРУПЦИЯ - как дефект гражданского сознания

                       

 

"Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Убеждён, общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров."

Президент России В. Путин
- из Послания Федеральному Собранию
Российской Федерации 26 апреля 2007

Оглавление

  1. Природа коррупции
  2. Проблемы и условия, порождающие коррупцию
  3. Коррупция как проблема национальной безопасности
  4. Эволюция коррупционной преступности и опыт борьбы с ней
  5. О перспективах борьбы с коррупцией в России

Природа коррупции

Под коррупцией согласно толковым словарям понимается моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами.
Этимология слова "коррупция" восходит к латинскому глаголу corrumpere - "нарушать, ломать". Как правило, речь идет о нарушении административных положений либо морального или социального кодекса. Но для того, чтобы нарушить моральный кодекс, его необходимо как минимум иметь. В отсутствие привитых нравственных устоев сознание дезориентировано и автоматически складывается нецивилизованный формат общения, служащий благодатной почвой для коррупционного беспредела.
По своей сути коррупция - это БОЛЕЗНЬ мозга. Она сродни такому психическому заболеванию, как клептомания, т.е. тяга к воровству, и поэтому в любом случае на уровне менталитета причиной ее появления следует считать недоразвитость или искаженность сознания и психики людей, отсутствие у них совести.
Итак, коррупция (в переводе с латинского - подкуп) согласно большинству известных определений является преступлением, заключающемся в использовании должностным лицом прав, связанным с его должностью, в целях личного обогащения.
Коррупция не является чем-то новым, недавно появившимся явлением. Она существует многие столетия и борьба с ней длится столь же долго. Коррупция - это как ржавчина, разъедающая каркас общества, начиная с его высших сфер, и если с ней не бороться, каркас просто-напросто рано или поздно развалится.
Коррупция, как явление, исторически давно известна на Руси, где ее именовали как мздоимство. Хотя изначально это слово имело и другие оттенки. Так, Владимир Иванович Даль в своем словаре писал, что «Мзда - это награда или возмездие, плата, вознаграждение, воздаянье, барышь, прибыток, корысть, добыча». Мзда не лихва. Всяк труд мзды своей достоин.
Но со временем отдельные государственные служащие при определенных условиях стали приходить к мысли, что устанавливать вознаграждение они могут себе сами. Так родилась коррупция во властных структурах - коррупция государственных чиновников.
Это в свою очередь породило социальную несправедливость, т.е. те, у кого нет или мало денег, взятку дать не могут. Возникшее социальное неравенство, дающее преимущество обладателям денег или приводящее к очевидному вымогательству в любом случае произрастает на почве безнравственности.
Поэтому, когда граждане вынуждены обращаться к данному должностному лицу с какой-либо просьбой, либо быть одним из просителей среди группы гражданских лиц, то каждый из них ожидает и желает, чтобы решение данного чиновника было бы вынесено в его пользу. Именно в таких случаях и возникает та самая коррупционная ситуация, когда гражданское лицо хочет расположить в свою пользу должностное лицо и получить желаемое решение, документ и т.п. Если гражданское лицо хочет этого добиться, не имея для этого достаточных оснований, то это и достигается посредством прямого или косвенного подкупа данного должностного лица, в результате чего и происходит очередной акт коррупции. Очень часто и само должностное лицо искусственно создает препятствия путем затягивания решения вопроса, или отказа его решить положительно, или формального следования инструкциям, чтобы создать предкоррупционную ситуацию, называемую вымогательством.
Коррупция подразумевает прежде всего «государственную коррупцию», в которой всегда одной из сторон служит лицо, находящееся на государственной службе или выполняющее некоторые властные полномочия в результате делегирования ему власти от избирателей или каким-либо иным образом. Государственная коррупция существует постольку, поскольку чиновник может распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами путем принятия или непринятия тех или иных решений. В число таких ресурсов могут входить бюджетные средства, государственная или муниципальная собственность, государственные заказы или льготы и т.п. Собирая штрафы, налоги или иные предусмотренные законом платежи, чиновник также распоряжается не принадлежащими ему ресурсами: если штраф (сбор) законен, то его собственник - государственная казна, если не законен - то это собственность того лица, которого пытается обобрать чиновник.
Государственный служащий обязан принимать решения, исходя из целей, установленных правом (конституцией, законами и другими нормативными актами) и общественно одобряемых культурными и моральными нормами. Коррупция начинается тогда, когда эти цели подменяются корыстными интересами должностного лица, воплощенными в конкретных действиях. Этого условия достаточно, чтобы характеризовать такое явление как злоупотребление служебным положением в корыстных целях. Между этим явлением и коррупцией грань весьма размытая. Очень редко должностное лицо может извлечь незаконную выгоду из своего служебного положения, действуя изолированно, не вовлекая в свою противоправную деятельность других людей, как это бывает, например, при сокрытом от других присвоении не принадлежащих чиновнику средств, т.е. случаях казнокрадства.
Чаще всего под коррупцией (в узком смысле слова) понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправное решение (иногда решение, морально не приемлемое для общественного мнения), из которого извлекает выгоду некоторая вторая сторона (например - фирма, обеспечивающая себе благодаря этому решению государственный заказ вопреки установленной процедуре), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны. Характерные признаки данной ситуации: принимается решение, нарушающее закон или неписаные общественные нормы, обе стороны действуют по обоюдному согласию; обе стороны получают незаконные выгоды и преимущества, обе стараются скрыть свои действия.
Иногда бывают ситуации, когда чиновника вынуждают под давлением или при помощи шантажа принять незаконное решение. Обычно это случается с уже затянутыми в преступную деятельность чиновниками, которые, поддаваясь давлению, фактически получают одну простую выгоду - их не разоблачают.
Полезно различать верхушечную и низовую коррупцию. Первая охватывает политиков, высшее и среднее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену (формулы законов, госзаказы, изменение форм собственности и т.п.). Вторая распространена на среднем и низшем уровнях, и связана с постоянным, рутинным взаимодействием чиновников и граждан (штрафы, регистрации и т.п.).
Часто обе заинтересованные в коррупционной сделке стороны принадлежат к одной государственной организации. Например, когда чиновник дает взятку своему начальнику за то, что последний покрывает коррупционные действия взяткодателя, - это также коррупция, которую обычно называют "вертикальной". Она, как правило, выступает в качестве моста между верхушечной и низовой коррупцией. Это особо опасно, поскольку свидетельствует о переходе коррупции из стадии разрозненных актов в стадию укореняющихся организованных форм.
Коррупцию в более широком смысле недостаточно понимать только как подкуп со стороны других лиц, т.е. взяточничество. Ведь главное в коррупции безнравственное личное обогащение, преступность которого заключается в использовании должностным лицом для этих целей прав, связанных с его должностью. Поэтому коррупционному должностному лицу даже лучше не привлекать к личному обогащению других лиц в случаях, если он в состоянии осуществить это самостоятельно - самоподкупиться, назначить себе привилегию или украсть.
Так обогащаются, например, высшие руководители ведомств и предприятий, устанавливающие себе завышенные оклады и другие привилегии, либо закупая для себя излишне роскошные средства пользования (дорогие персональные автомобили, шикарную мебель в кабинеты и т.п.), члены Государственной Думы, устанавливающие себе различные льготы, и т.д. Существуют также разные способы присвоения казенных денег, именуемые казнокрадством. Формально - это во многих случаях законные способы, но такие законы и пишутся самими же коррупционерами, а не нравственными людьми. Так или иначе, но в нашей стране бедствующего нищего населения - все это безнравственно, а значит, подпадает под определение коррупционных актов. Поэтому здесь можно апеллировать лишь к одному виду законов - законам совести.
Большинство специалистов, изучающих коррупцию, относит к ней и покупку голосов избирателей во время выборов. Здесь, действительно, есть все характерные признаки коррупции, за исключением того, что присутствовало выше - должностного лица. Избиратель обладает по конституции ресурсом, который называется "властные полномочия". Эти полномочия он делегирует избираемым лицам посредством специфического вида решения - голосования. Избиратель должен принимать это решение, исходя из соображений передачи своих полномочий тому, кто, по его мнению, может представлять его интересы, что является общественно признанной нормой. В случае покупки голосов избиратель и кандидат вступают в сделку, в результате которой избиратель, нарушая упомянутую норму, получает деньги или иные блага, а кандидат, нарушая избирательное законодательство, надеется обрести властный ресурс. Понятно, что это не единственный тип коррупционных действий в политике.
Итак, под коррупцией в широком смысле следует понимать БОЛЕЗНЕННОЕ социальное явление (достигшее в России эпидемических размеров), вызванное некорректным поведением должностных лиц (в том числе, высших), которое происходит под влиянием их недоразвитого или искаженного сознания, вследствие чего они совершают преднамеренные противоправные преступления, заключающиеся в умышленном использовании своего служебного положения в целях личного (семейного) обогащения, часто в ущерб общественным и/или национальным (государственным) интересам.

Проблемы и условия, порождающие коррупцию

Морально-психологическая атмосфера в обществе серьезно влияет на уровень коррупции. Большинство чиновников рано или поздно сталкивается с обстоятельствами, в которых они впервые должны делать выбор: принимать или не принимать коррупционное решение. Появление этих обстоятельств зависит как от обсуждавшихся выше проблем и условий, порождающих коррупцию, так и от морально-психологических факторов, включая воспитание их сознания, от которого зависят их нравственные устои. Поняв их природу, легче определить, что надо делать для борьбы с коррупцией.
Среди наиболее распространенных мотивов - компенсация за ощущаемый чиновником ущерб, связанный с прохождением службы. К потере нравственного иммунитета подталкивает:
- ощущение нестабильности;
- низкая зарплата, не соответствующая квалификации и ответственности работы;
- несправедливость при продвижении по службе;
- хамство или некомпетентность начальника.
Бороться с этим можно, соответствующим образом совершенствуя систему государственной службы.
Принятие первого коррупционного решения может облегчаться информационной средой, окружающей чиновника. Честный чиновник, каждый день слышащий и читающий одно и то же: "У нас берут все!", может начать воспринимать себя белой вороной, неудачником, которому даже взяток никто не предлагает. Такому остается только дождаться "удачного случая".
Важная особенность нравственно-психологического климата в обществе, способствующая процветанию коррупции, - двойной моральный стандарт. С одной стороны, коррупция, особенно верхушечная, считается общественно-неприемлемой. Это всячески поддерживается и обыденной моралью, и прессой, и политической практикой, эксплуатирующей антикоррупционную тематику.
С другой стороны, коррупция, особенно низовая, является принимаемой "по умолчанию" частью быта. Продолжают существовать зоны, почти закрытые для действий правоохранительных органов, борющихся с коррупцией. Обвинения в коррупции стали настолько обыденными и расхожими, что грань между нормой и отклонением стирается.
Чиновник может стать коррупционером не только после принятия критического решения, но и в результате плавного перехода от действий "пограничного" характера к преступным. Это облегчается тогда, когда не налажены четкие технологии управления, принятия решений, когда размыты полномочия и сферы ведения. В переходные периоды плавное вползание в коррупцию облегчается также следованием устаревшим, но ещё действующим традициям, культурным стереотипам.
Советская система, например, позволяла легально конвертировать власть в личный комфорт и нелегально - власть в личный капитал. Но она категорически запрещала обратный путь конвертации. Исключения были, но считались неприемлемыми и время от времени карались. Можно было получить теневое влияние, но нельзя было легально за деньги получить легальную власть.
Существующие ныне формы «демократии» позволяют конвертировать экономический капитал во властный (например, через механизм выборов или покупки должности за взятку).
Специфика переходного периода - смешение традиций и культурных стереотипов, свобода практически беспрепятственной конвертации одних форм капитала в другие. В результате должностные лица рассматривают свою службу как продолжение рынка, а демократию трактуют как свободу преобразования нормального рынка в рынок коррупционных услуг.
Известно, что отсутствие реальной борьбы с условиями, порождающими коррупцию, приводит к её распространению как по горизонтали, так и по вертикали, захвату новых учреждений и сфер влияния, способствует образованию коррупционных сетей или сообществ. Коррупция в таких условиях стремится захватить не только экономику, но и политику. В результате стране и обществу наносится гигантский невосполнимый ущерб. Эффективность рыночной экономики резко снижается, а существующие государственные институты разрушаются. Усугубляется экономическое и политическое неравенство населения, увеличивается бедность, растет социальная напряженность. Под угрозу ставятся целостность страны и сохранение её конституционного строя, ВЫЖИВАНИЕ самой нации в условиях глобальной конкуренции. Тем самым коррупция превращается в проблему, угрожающую национальной безопасности страны.
И эту проблему не способны решать люди во власти, сами погрязшие в коррупции, как это было сразу в постсоветской России. В то же время эта проблема касается каждого, кто понял опасность дальнейшего усиления коррупции для себя и своих близких, для своего дела, для общества и страны, кто считает себя подлинным гражданином, у кого имеется совесть.
Связь между коррупцией и порождающими её проблемами двухсторонняя. С одной стороны, эти проблемы усугубляют коррупцию, а их решение может способствовать уменьшению коррумпированности. С другой стороны, масштабная коррупция консервирует и обостряет проблемы переходного периода, мешает их решению. Отсюда следует, что, во-первых, уменьшить и ограничить коррупцию можно, только одновременно решая проблемы, ее порождающие, и, во-вторых, решению этих проблем будет способствовать противодействие коррупции со всей решительностью и по всем направлениям, но прежде всего политическая воля сверху вниз.
В то же время в России естественное разделение труда между властными институтами, призванными создавать условия для нормального функционирования экономики, и свободными агентами рынка до сих пор так и не сформировалось. Административные органы в стране продолжают, особенно на региональном уровне, играть на экономическом поле по тем правилам, которые устанавливают сами для себя. Такая ситуация неизбежно порождает коррупцию.
В свою очередь обнищание населения, неспособность государства обеспечить государственным служащим достойное содержание подталкивают и тех и других к нарушениям, приводящим к массовой низовой коррупции. Это подкрепляется старыми советскими традициями блата как одной из форм низовой коррупции.
Одновременно постоянно осознаваемый политический риск долговременных вложений, тяжёлые экономические обстоятельства формируют определенный тип экономического поведения, рассчитанного на кратчайшую перспективу, большую, хотя и рискованную прибыль. Такому типу поведения очень близок поиск выгоды с помощью коррупции.
Политическая нестабильность формирует чувство неуверенности и среди чиновников самого разного уровня. Не имея в этих условиях никаких гарантий самосохранения, они также легче поддаются соблазну коррупции.
В условиях экономического кризиса государство часто пытается, как это делалось в России, усилить налоговый пресс. Это расширяет зону теневой экономики, а стало быть, сферу коррупции. Например, коммерсант, уклонившийся от уплаты налога, уже посадил себя на крючок налогового инспектора и стал прекрасной мишенью для вымогательства взятки под обещание избавить от наказания.
Кроме того, если раньше, при советском режиме, коррупцию часто порождал контроль над распределением основного ресурса - фондов, то на начальных этапах реформ чиновники резко разнообразили сферы контроля: льготы, кредиты, лицензии, приватизационные конкурсы, право быть уполномоченным банком, право реализовывать крупные социальные проекты и т.п. Экономическая либерализация сочеталась, во-первых, со старыми принципами чиновничьего контроля за ресурсами, а во-вторых, с отсутствием законодательного регулирования новых сфер деятельности. Именно это является одним из признаков переходного периода и служит одновременно благодатнейшей почвой для коррупции.
До сих пор сохраняется значительная законодательная неопределенность в вопросах собственности. В первую очередь это касается собственности на землю, нелегальная распродажа которой порождает обильный поток коррупции. К этому следует добавить множество плохо определённых переходных форм смешанной собственности, распыляющих ответственность и позволяющих коммерсантам чувствовать себя чиновниками, а чиновникам - коммерсантами.
Неразвитость законодательства, часто намеренная и провоцируемая частью депутатов законодательных собраний, проявляется и просто в плохом качестве законов, в несовершенстве всей правовой системы, в нечёткости законотворческих процедур. Здесь различные виды коррупции порождаются:
- противоречивостью законодательства и даже отдельных законов, что позволяет чиновникам создавать себе идеальные условия для вымогательства и шантажа граждан (клиентов);
- незавершенностью законов, изобилующих двусмысленностями, пробелами, многочисленными отсылочными нормами. В результате довершение законодательного регулирования перекладывается на подзаконные акты органов исполнительной власти, подготовка которых практически неподконтрольна. Так возникают условия для появления нечётких, "закрытых", плохо доступных инструкций, создающих дополнительные условия для коррупции;
- отсутствием законодательно установленных процедур подготовки и принятия нормативных и иных регулирующих и распорядительных актов (законов, президентских указов, постановлений правительства и т.п.), что существенно облегчает возможности для коррупции. Все это усугубляется общим пренебрежением к процедурной строгости.
Естественно, что бюрократические структуры власти стойки и хорошо приспосабливаются к выживанию при самых тяжёлых потрясениях. Причем чем энергичнее преобразования, тем больше энергии и изобретательности тратит аппарат на собственное сохранение. В итоге окружающая жизнь стремительно меняется, а бюрократические институты и, следовательно, система управления отстают от этих изменений. В позднем Союзе и ранней России было особо отчетливо видно, как реагировала система управления на усложняющиеся и множащиеся проблемы: плодила свои системные пороки, увеличивая аппарат, вводя дополнительные иерархические уровни управления, создавая огромное число безответственных координационных структур. Итог прост: чем сложнее и неповоротливее система управления, чем больше несоответствие между ней и проблемами, которые она должна решать, тем легче в ней угнездиться коррупции.
На первых стадиях преобразований государству особенно трудно научиться всей мощью государственной машины, всей силой закона защищать права собственности, обеспечивать неукоснительное соблюдение прав рыночной игры. Не чувствуя такой защиты от государства, предприниматель ищет ее у конкретных чиновников. Так устанавливаются связи, легко превращающиеся в коррупционные.
Неэффективность государства подтверждается и тем, что после разрушения номенклатурной системы не появилась современной системы отбора, подготовки и продвижения государственных служащих. В результате новая волна чиновников содержит немало проходимцев, идущих на государственную службу для использования своего служебного положения в целях, весьма далеких от благородных. Нередко встречается прямое делегирование "агентов влияния", лоббистов из коммерческих структур в административные.
В течение всех лет трансформации в России существует жесткая конфронтация между исполнительной и законодательной ветвями власти. Первая явно одерживает победу. В результате важными правовыми нормами являются не столько принятые парламентом законы, сколько президентские указы и внутренние решения министерств, имеющие правовую силу. Нередко они противоречат законам, принятым парламентом. Действующие указы или юридические решения не публикуются или публикуются с большим опозданием.
В огромном числе случаев принципиально невозможно сказать, где тот или иной экономический процесс идёт на законной, где на незаконной, а где на "полузаконной" или "неофициальной" основе. Такая правовая неясность плюс широкое развитие "телефонного права" дают политикам, чиновникам и судьям отличные возможности для того, чтобы при оценке соответствующих обстоятельств использовать "приемлемые" для них правовые нормы. Факты очевидной на первый взгляд коррупции становятся абсолютно недоказуемыми в ходе следствия.
Если административные положения, нарушение которых квалифицируется как коррупция, нечетки и неоднозначны, если, следовательно, факты коррупции труднодоказуемы (особенно в условиях, когда взятка приобрела значительно более сложные формы - это уже не простая передача денег, а предоставление возможностей в приватизации предприятий, во владении их акциями, в открытии заграничных счетов и т.д. и т.п.), то следует ожидать роста коррупции в обществе, а на её базе в этом случае ещё более страшного явления, каким является рейдерство, т.е. незаконное отнятие успешного бизнеса.
В силу ряда причин непродуктивная (т.е. рентоориентированная) деятельность оказалась в обществе значительно более выгодной для субъектов хозяйствования и отдельных индивидов, чем деятельность продуктивная (т.е. предпринимательство). Среди причин, оказавших решающее влияние на сложившуюся ситуацию, следует отметить прежде всего масштабы перераспределяемого национального богатства и характер проведенной приватизации.
Своеобразной формой приватизации средств бюджета стало предоставление незаконных налоговых льгот приближённым коммерческим структурам, нередко функционирующим под самыми благородными названиями. До лета 1997 г. обеспечение нелегальных доходов соответствующим коммерческим структурам было главным направлением экономической политики России. Господствующий здесь произвол стал базой невиданного расцвета коррупции.
Из рук чиновников "уполномоченные" коммерческие структуры получают разрешение заниматься видами деятельности, приносящими огромные прибыли, т.е. получают привилегию быть богатыми. В свою очередь, они платят за это государственным чиновникам взятки нового типа, которые практически нераскрываемы в ходе расследования.
В ходе приватизации сформировались и оформились организационно неформальные связи между процветающими предпринимателями, государственным чиновничеством, финансовыми институтами, обслуживающими как тех, так и других, произошло формирование финансово-промышленной олигархии, теснейшим образом связанной с политическими группами и коррумпированным чиновничеством страны. Неэкономическое соперничество и силовые конфликты между этими бюрократическими корпоративными структурами ныне заменяют механизмы государственного контроля и во многих случаях государственного управления. Нередко в рамках этих уникальных образований происходит переплетение бюрократической и политической коррупции.
Можно утверждать, что рентоориентированное поведение и коррупция сыграли решающую роль в формировании новой социальной структуры общества, в формировании его морали.
Пышному расцвету коррупции способствует целый ряд особенностей российского менталитета. Среди них: влияние кавказско-азиатской культуры и ценностей прошлых лет, предопределяющих особую роль дружеских отношений и семьи в жизни гражданина. Действие этих факторов практически исключает возможность создания "безличной бюрократии", которая работала бы согласно принципам, в которых нет места личным предпочтениям и симпатиям.
Одной из серьёзнейших проблем трансформируемой экономики является моральный кризис, поразивший общество ввиду обвального характера преобразований и возникшего вакуума ценностей.
Перечисленные выше факторы формируют у значительно более широких, чем кажется на первый взгляд, слоёв населения заинтересованность в сохранении правового беспорядка в экономической сфере, в росте теневой экономики и участии в ней. Именно здесь, в теневой экономике, сегодня решаются как проблемы обогащения, первоначального накопления капитала, так и задача физического выживания подавляющей части граждан.
Все страны, переживающие общественную трансформацию, столкнулись в большей или меньшей мере с проблемами отсутствия эффективного политического и правового контроля, четкой концепции администрирования, что привело к росту коррупции. Недостаточный контроль или отсутствие возможностей по применению санкций повсеместно подталкивают номенклатурных работников и чиновников к злоупотреблению властью. С другой стороны, объективные сложности и многочисленные просчеты в осуществлении экономических реформ в России серьезно осложнили ситуацию в нашей стране по сравнению с целым рядом стран с переходной экономикой Центральной и Восточной Европы. В силу ряда причин российское общество превратилось в рентоориентированное, полностью зависящее от решений коррумпированных чиновников.
В современной России сфера развития коррупции сужается в рамках воспроизводственного процесса, дефицитом становятся деньги, а предметом коррупционного торга - возможности получения сверхприбылей.
Среди основных источников обогащения - нецелевое использование средств государственного бюджета (льготные кредиты, освобождение от налогообложения, субсидируемый импорт), экспортные квоты и приватизация.
Возможности участия в экспорте нефти, природного газа, металлов и других сырьевых материалов, ввиду существовавшей на начальном этапе огромной разницы между внутренними ценами и ценами мирового рынка, также обеспечивали в России огромные сверхприбыли людям с большими связями - должностным лицам компаний-производителей, коррумпированным чиновникам.
Вокруг названных источников обогащения сформировались мощные лоббистские группировки, работающие на интересы крупнейших финансово-промышленных групп, являющихся в настоящее время основой кланово-бюрократических структур - субсистем государственного управления. Эти специфические образования практически растаскивают государственный аппарат между собой, покупая тех или иных влиятельных чиновников либо ставя на важные места в государственном аппарате своих людей.
Особенности современной системы государственного управления кардинальным образом меняют положение чиновника. Его позиции крайне неустойчивы ввиду постоянной войны, ведущейся между кланами. Нестабильность положения, низкая заработная плата, не подкрепленная системой четко оговоренных привилегий, отсутствие каких-либо форм эффективного контроля со стороны общества, масштабы проходящих через руки чиновника многомиллиардных сделок делают его легко покупаемым. Поэтому для огромного количества чиновников единственным стимулом деятельности становитсявзятка.
В начало
Коррупция как проблема национальной безопасности

В странах третьего мира, к коим с недавнего времени стала принадлежать и Россия, борьба с коррупцией не ведётся по понятным причинам коррумпированным же руководством этих стран, и это явление практически стало смертельным недугом для их общественного развития. Так, согласно независимым исследованиям уровень коррупции в нашей стране охватил более 80% госаппарата, а общий объём привлечённых для этого средств превысил сотни млрд. долл. При этом большая часть этих средств расходуется на получение разрешений и принятие законов и постановлений, наносящих прямой вред общественным и национальным интересам России.
Масштаб ущерба, наносимого России коррупцией, поддаётся денежному исчислению, конечно - приблизительному.
Для оценки потерь от верхушечной коррупции обратимся к известным примерам, когда подобные потери удалось установить.
Во-первых, было подсчитано, что в Италии после проведения операции "Чистые руки", направленной против коррупции, государственные затраты на строительство дорог сократились на 20%.
Во-вторых, по результатам исследований учёных Гарвардского университета подсчитано, что снижение коррумпированности страны с уровня Мексики до уровня Сингапура производит эффект, эквивалентный возрастанию сбора налогов на 20%.
Если применить эту оценку к сумме собираемых в России налоговых поступлений, то 20% покроют все бюджетные расходы, предусматриваемые на науку, образование, здравоохранение и культуру с искусством вместе взятые.
В другом докладе оцениваются потери от коррупции, возникающие от того, что коммерческие сделки осуществляются не на основе цен и лучшего качества товаров, а на основе взяток, "подарков", вымогательства. По приблизительным оценкам коррупция увеличивает стоимость товаров и услуг на 5-15%.
Следует обратить внимание на наиболее распространённый во всем мире источник верхушечной коррупции - государственные заказы и закупки. Для них оценки ущерба (а он, как правило, самый значительный) проводились чаще всего. Согласно оценкам, потери от коррупции в этой сфере часто превышают 30 % всех бюджетных затрат по этим статьям.
По словам Удо Миллера, руководителя Счётной палаты земли Гессен, взятки в этой сфере нередко достигают 20% суммы заключаемых сделок; при этом взятки не выплачиваются наличными, а переводятся соответствующим лицам через подставные фирмы или принимают форму завышенных счетов за выполненную работу. По оценкам экспертов, завышенной является стоимость около 40% всех зданий, возводимых по заказу федеральных, земельных и коммунальных властей. По утверждению главного прокурора Франкфурта-на-Майне, коррупция в строительстве наносит государству ежегодный ущерб на сумму в 10 миллиардов марок, в частности, путем завышения на 30% реальной себестоимости работ.
Дитер Фриш, бывший Генеральный директор по развитию в Европейской комиссии, отмечал, что когда в стране увеличиваются потери из-за экономически слабых коррумпированных проектов, эти потери не сводятся к сверхнормативным 10-20% затрат на взятки, а включают, как правило, всю стоимость непродуктивных и ненужных проектов.
К приведённым примерам можно добавить оценки наших правоохранительных органов, согласно которым криминальные структуры в отдельных отраслях промышленности - нефть, газ, редкие металлы - тратят до 50% получаемой прибыли (реальной, а не декларируемой) на подкуп различных должностных лиц. Если использовать приведенное выше соотношение между размером взяток и потерями от коррупции, то легко установить порядок соответствующих сумм, которые будут исчисляться миллиардами долларов.
Теперь обратимся к низовой коррупции. По подсчётам экспертов общественной организации "Технологии - ХХI век" мелкие предприниматели тратят по всей стране на взятки чиновникам минимум 500 миллионов долларов в месяц! В год это оборачивается суммой в 6 миллиардов долларов. (Следует добавить, что приведенные расчёты не включают платежи мелких предпринимателей "крышам".) Предварительный анализ показывает, что 10% всего дохода в мелком и среднем бизнесе тратится на коррупционные сделки. При этом на начальном этапе (регистрация предприятия и т.п.) расходы существенно выше. "Вход в бизнес" требует разрешений примерно 50 чиновников. Эти потери напрямую перекладываются на рядовых покупателей и клиентов мелкого бизнеса, поскольку потраченные на взятки деньги закладываются в цену товаров и услуг.
Добавим к этому слабо изученную и практически не контролируемую у нас коррупцию внутри предприятий и негосударственных организаций (пример - предоставление коммерческими банками кредитов за взятки), которая также снижает эффективность экономики.
Таким образом, при самых оптимистических оценках суммарные потери от коррупции в нашей стране могут составлять от 10 до 20 миллиардов долларов в год, а сам рынок коррупции в настоящее время составляет 240 млрд. долл., что сопоставимо с федеральным бюджетом. Эти данные приведены для того, чтобы увидеть, насколько рентабельными могут оказаться вложения в серьёзную осмысленную деятельность по систематическому ограничению коррупции.
В начало
Эволюция коррупционной преступности и опыт борьбы с ней

В России под коррупцией понимается больше все же взяточничество, и если даже при таком узком понимании считают, что ею охвачено, как уже говорилось, более 80% госаппарата, то при добавлении в понятие коррупции безнравственного должностного самообогащения цифра охвата превысит все 90%. И действительно, коррупцией охвачены сверху донизу все сферы общественного разделения функций: и законодательная власть, и исполнительная, и судебная, и журналистская. Массовые примеры этого явления мы встречаем и в силовых органах (включая пресловутое крышевание), и в медицине, и в здравоохранении, и в образовании, и на федеральном уровне, и на региональном, и на местном - словом, 90%.
По данным Генпрокуратуры РФ доход госчиновников от коррупционной деятельности составляет от 120 до 320 млрд. долл. в год.
Совсем недавно представитель Министерства образования и науки РФ вынужден был признать, что в стране нет ни одного вуза, не затронутого той или иной формой коррупции. Таким образом, уже студенты получают первые уроки коррумпированности стоящих сверху.
То, что сегодняшняя Россия - одно из самых коррумпированных государств, известно всему миру, при этом ежегодно ситуация в стране все более ухудшается. Это следует из доклада организации Transparency International о коррупции в глобальном масштабе. В докладе учтены данные по 91 стране мира, которые распределены по 10-балльной системе. Для вычисления балла каждой страны были использованы результаты 14 исследований, проведенных семью разными организациями. Россия оказалась в итоговой таблице на 79-м месте, оставив за собой 12 стран, среди которых Нигерия (1 балл), Бангладеш (0,4 балла), Уганда и Индонезия (по 1,9 балла), а также все страны бывшего СССР за исключением Эстонии, Казахстана и Узбекистана. Самой «честной» страной мира оказалась Финляндия (9,9 балла), за ней следуют Дания (9,5 балла), Новая Зеландия (9,4 балла), Исландия и Сингапур (по 9,2 балла), Швеция (9 баллов), Великобритания - на 13-м месте (8,3 балла), США и Израиль - на 16-м (по 7,6 балла). Германия занимает 20-ю строчку (7,4 балла), Япония - 21-ю (7,1 балла), Франция - 23-ю (6,7 балла), Италия - 29-ю (5,5 балла). В более позднем докладе этой организации Россию поставили на 143-е место из 180 стран.
Согласно другому ранжированию 52 стран по степени коррумпированности Россия находится на 49-м месте (ранги увеличиваются в порядке увеличения степени коррумпированности). Ещё в одном рейтинге Россия занимает 126-е место из 158 возможных, находясь рядом с Гондурасом.
Надеясь на исправление этого прискорбного обстоятельства, полезно оценить опыт стран, умудрившихся существенно снизить её, слабо коррумпированных стран, предпринимающих для этого серьёзные усилия.
Так, Агентство (комиссия) по борьбе с коррупцией в Сингапуре подчинялось премьер-министру Ли Куан Ю, обладая при этом значительной политической и функциональной независимостью. Одной из ключевых мер антикоррупционной программы в Сингапуре было существенное повышение заработной платы государственных служащих. С июля 1973 г. специальная антикоррупционная программа была развёрнута в Министерстве финансов Сингапура. Эта программа включала, в частности, следующие меры:
- совершенствование процедур взаимодействия с гражданами и организациями с целью исключения проволочек;
- обеспечение прозрачности контроля нижестоящих чиновников вышестоящими;
- введение ротации чиновников для избежания формирования устойчивых коррупционных связей;
- проведение непредвиденных проверок;
- обеспечение режима конфиденциальности для предотвращения утечек важной информации, которой можно воспользоваться в коррупционных целях;
- введение процедуры пересмотра комплекса антикоррупционных мер каждые 3-5 лет.
Введя в действие в начале 70-х годов антикоррупционную программу, Сингапур достиг в этом впечатляющих успехов, и теперь занимает девятое место в рейтинге коррупционности. (Это значит, что менее его коррумпированы только восемь стран.)
Многим странам, достаточно чистым в отношении коррупции, - они входят в первую десятку или двадцатку стран по рейтингу коррупционности, по-видимому, удалось создать эффективный механизм борьбы с коррупцией. К таким странам относятся (по увеличению рейтинга): Ирландия, Дания, Финляндия, Швеция, Новая Зеландия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Австралия, Сингапур, Люксембург, Швейцария, Германия, Великобритания, Израиль, США, Австрия.
С проблемой коррупции в той или иной степени сталкиваются очень многие страны мира и ведут с ней непримиримую борьбу, поскольку она связана с жизнестойкостью и выживанием наций.
Способы борьбы с коррупцией весьма разнообразны: от уголовного преследования лиц, уличенных в коррупции, и снятия их со своих должностей, приговор к штрафу и тюремному заключению в цивилизованных странах Запада до расстрела такого рода преступников в более радикальных странах (например, в Китае).
Рассмотрим некоторые особенности организации антикоррупционной деятельности в таких странах. Коррупция, во-первых, осознаётся правительством этих стран как серьёзная проблема национальной безопасности. При этом коррупция рассматривается как внешняя и внутренняя угроза. Чётко разделяются два аспекта коррупции: политическая и экономическая. Развитие политической коррупции может привести к неконтролируемости политической ситуации в стране и представляет угрозу демократическим институтам и балансу различных ветвей власти. Экономическая коррупция снижает эффективность рыночных институтов и регулирующей деятельности государства. Важно отметить, что усилия по ограничению коррупции в этих странах, как правило, институциализированы и впечатляют своим масштабом.
Система борьбы с коррупцией в Нидерландах включает следующие процедурные и институциональные меры:
1. Постоянная отчётность и гласность в вопросах обнаружения коррупции и обсуждение последствий - наказаний за коррупционные действия. Ежегодно министр внутренних дел этой страны представляет доклад парламенту об обнаруженных фактах коррупции и принятых мерах по наказанию лиц, замешанных в коррупции.
2. Разработка системы мониторинга возможных точек возникновения коррупционных действий в государственных и общественных организациях, и строгого контроля за деятельностью лиц, находящихся в этих точках.
3. Создание системы прав и обязанностей должностных лиц с указанием их ответственности за нарушение должностной этики, включая коррупцию. Эта система указывает также правила поведения по исправлению допущенных нарушений.
Основной мерой наказания за коррупционное действие является запрещение работать в государственных организациях и потеря всех социальных льгот, которые предоставляет государственная служба, например, пенсионного и социального обслуживания. Шкала наказаний включает в себя также штрафы и временное отстранение от исполнения обязанностей.
Во всех значимых организациях, в частности в министерствах, имеются службы внутренней безопасности, обязанностью которых является регистрация и выявление ошибок чиновников, их намеренных или случайных нарушений действующих правил и соответствующих последствий таких нарушений. Государственные организации стремятся поощрять позитивные действия должностных лиц. Система поощрений направлена на то, чтобы чиновнику было выгодно и в материальном, и в моральном планах вести себя честно и эффективно.
Организована система подбора лиц на должности, опасные с точки зрения коррупции. Все материалы, связанные с коррупционными действиями, если они не затрагивают систему национальной безопасности, в обязательном порядке становятся доступными для общественности.
Каждый чиновник имеет право ознакомиться с информацией, характеризующей его как с положительной, так и с отрицательной стороны. Создана специальная система обучения чиновников, разъясняющая, в частности, политический, общественный вред коррупции и возможные последствия участия в ней.
Создана система государственной безопасности по борьбе с коррупцией типа специальной полиции, обладающей значительными полномочиями по выявлению случаев коррупции. Чиновники всех уровней обязаны регистрировать известные им случаи коррупции, и эта информация по соответствующим каналам передается в министерства внутренних дел и юстиции.
Большую роль в борьбе с коррупцией играют средства массовой информации, которые обнародуют случаи коррупции и часто проводят их независимые расследования. В то же время клеветнические сообщения приводят к утере общественного доверия и репутации соответствующих источников информации. Тем самым предотвращается в значительной степени безответственность в подготовке разоблачительных материалов.
Израиль является одной из достаточно свободных от коррупции стран. Это обеспечивается, наряду с аналогичными применяемым в Нидерландах мерами, системой определённого дублирования мониторинга за возможными коррупционными действиями. Оно осуществляется правительственными организациями и специальными подразделениями полиции, ведомством Государственного контролёра, обладающего независимостью от министерств и государственных ведомств, и общественными организациями типа Ведомства за чистоту правительства. Эти организации исследуют возможные коррупционные точки, а в случае их обнаружения информируют органы расследования. Причём полученная информация должна в обязательном порядке доводиться до общественности. Очень важна независимость этих организаций от руководства министерств и ведомств, чьи чиновники могут быть вовлечены в коррупцию. На управление по борьбе с коррупцией, входящее в Администрацию премьер-министра, возложена также обязанность постоянно обучать чиновников предотвращению возможных коррупционных действий и координировать работу различных внутриведомственных служб по борьбе за чистоту государственных органов.
Важную роль также играют СМИ. Согласно высказыванию одного из крупнейших политических деятелей этой страны, наиболее опасны для его политической карьеры обвинения в коррупции, которые могут появиться в уважаемой газете.
Следует отметить, что в Израиле, в силу значительных социальных льгот для чиновников и безжалостного их наказания при обнаружении коррупции, низовая коррупция практически отсутствует.
Одна из самых шумных антикоррупционных кампаний проводилась в начале 1990-х в Италии, которая считается одной из самых коррумпированных стран Европы. Акция называлась «Чистые руки». В результате рухнула существовавшая 50 лет система власти, когда страной правили совместно или поочередно христианские демократы и социалисты. Теперь этих партий в Италии больше нет.
В Германии в 1997 году вступил в силу закон, по которому уголовную ответственность несут не только те чиновники, которые сами получают взятки, но даже те, которые позволяют своим близким принимать дорогие подарки. Во Франции противодействие коррупции сосредоточено на борьбе с таким явлением, как использование своего служебного положения или политического влияния при заключении крупных контрактов между солидными фирмами. Уголовный кодекс Канады приравнивает взяточничество к нарушению Конституции и акту государственной измены.
В начало
О перспективах борьбы с коррупцией в России

В настоящее время коррупция наблюдается во многих странах мира, но чем общество цивилизованней, тем уровень коррупции в нём ниже благодаря борьбе с ней, т.е. уровень коррупции является своеобразным индикатором цивилизованности государства и уровня развитости в нём общественного сознания, просвещённости его высших руководителей.
Как же видится тогда борьба с таким распространённым явлением, как коррупция (включающую воровство и казнокрадство), которая в России уже давно переросла в разряд образа жизни? Ведь люди уже настолько привыкли к ней, что считают её само собой разумеющимся явлением и неизбежным злом, с которым никто не борется, а поэтому к нему можно только приспособиться. Практически каждому давно известны ставки взяток за те или иные услуги (отмазаться от армии, пробить земельный участок, получить визу или подпись на документ, протолкнуть нужный законопроект, сколько заплатить ГАИшнику в той или иной ситуации, сколько стоит та или иная должность, и т.д., и т.п.).
Для ответа на вышеуказанный вопрос вспомним немного истории. Так, российских императоров не относят к числу коррупционеров, поскольку они и без того были самыми богатыми людьми, подкупить их было невозможно, и они в силу своих способностей пытались лучше или хуже решать государственные проблемы, поскольку понимали, что укрепление и обогащение государства усилит только их власть и создаст лучшие условия для правления их потомкам. При этом императоры получали довольно приличное воспитание, а значит, имели представление о ключевом понятии человеческого сознания - нравственности.
Существует также зависимость между коррупцией и занимаемой должностью в иерархии власти: чем выше по рангу должностное лицо, тем больший наносится им вред совершением акта коррупции. Так, возглавляющий страну человек или лица из его окружения могут торговать только государственными (национальными) интересами, поскольку в их ведении они и находятся. В окружении императоров коррупционеров практически не было, поскольку одаривал своих приближенных за те или иные заслуги перед Отечеством император сам, т.е. сверху, хотя взятки и казнокрадство всё же процветали среди отдельных чиновников, контроль за которыми был по тем или иным причинам неэффективным.
С приходом советской власти, развернувшей борьбу с «буржуазией», взяточничество также не приветствовалось и жестоко каралось. Для Ленина и Сталина, прочих членов Политбюро наивысшей ценностью была власть, а деньги и другие богатства им были менее важны.
Первая крупная волна коррупции прокатилась по стране во времена правления «корыстного» Брежнева, и хотя Юрий Андропов и попытался её загасить, но за недолгий период его генсекретарства ему это не удалось сделать. При Черненко и Горбачёве коррупция вновь стала набирать обороты, хотя самого Горбачёва за развал СЭВа, экономики страны и самой страны можно причислить к коррупционерам высшей категории, поскольку факты получения им самим взяток от руководителей иностранных явно недружественных нам государств в оплату за проделанную им «работу» установлены и сообщались в СМИ, а борьбой со взяточниками из своего окружения он никогда не занимался.
Однако то, что случилось вслед за этим и привело к созданию общегосударственных предпосылок для коррупции любого масштаба, можно смело заносить в Книгу Гиннеса. И действительно, в начале 1990-х годов большая часть общенациональной собственности, притом самая лакомая, была небескорыстно для раздававших передана в руки кучки мошенников - по имеющимся расчётам 1500 человек, или 0,00001% от всего населения, получила в личную собственность и пользование безо всяких на то оснований и заслуг перед страной более половины национального богатства России и могут теперь покупать себе шикарные виллы, яхты и даже английские футбольные клубы, в то время как на долю 85% россиян осталось менее 7% богатств страны. Для сравнения, в США 1% самых богатых семей владеют лишь 1/3 национального богатства, при этом их состояния накапливались десятилетиями, а не раздавались из общественного фонда.
Одновременно были установлены мизерные зарплаты работникам госаппарата при полном забвении воспитания нравственности у граждан страны. Но самое главное, весь народ видел, что коррупция процветала на самом высоком, «семейном» уровне. В то же время нравственные работники выдавливались из правоохранительных органов, а их места заполнялись другими не по профессиональным качествам, а по личной (коррупционной) преданности соответствующему руководителю.
Всё это и привело к 90% коррупционному охвату всех властных структур на всех уровнях, доведя их до состояния функциональной парализации. Дальше ехать было некуда. Города мёрзли, солдаты гибли, а население спивается и вымирает до сих пор, обрекая страну на постепенную оккупацию иммигрантами. Оставшимся 10% либо не за что брать, либо за них берут другие, либо у них ещё осталось с советских времён слабое представление о нравственности и совести. Государственному устройству, которое было свёрстано окружением Первого президента России, неслучайно на Западе дали меткое определение - бандитский капитализм. Это означает, что индивидуумов с воровскими и бандитскими наклонностями можно встретить сейчас уже и в частном секторе, и в госструктурах. И это действительно так, и это печально, и это опасно для будущего страны.

Между тем, история коррупции и борьбы с ней не уступает по древности известной нам истории человеческой цивилизации, где бы она ни творилась - в Египте, Риме или Иудее. Мздоимство упоминается в русских летописях XIII в. Первое законодательное ограничение коррупционных действий принадлежит Ивану III. А его внук Иван Грозный впервые ввёл смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках. При Петре Великом расцветали и коррупция, и жестокая борьба царя с ней. На протяжении всего царствования дома Романовых коррупция оставалась немалой статьей дохода и мелких государственных служащих, и сановников.
Декрет СНК «О взяточничестве» от 8 мая 1918 г. стал первым в Советской России правовым актом, предусматривавшим уголовную ответственность за взяточничество (лишение свободы на срок не менее пяти лет, соединённый с принудительными работами на тот же срок). Интересно, что в этом декрете покушение на получение или дачу взятки приравнивалось к совершённому преступлению.
При советской власти не признавали слово "коррупция", позволив ввести его в употребление лишь в конце 80-х годов. Вместо него использовались термины "взяточничество", "злоупотребление служебным положением", "попустительство" и т.п. Отрицая термин, отрицали понятие, а значит - явление. Тем самым заранее обрекали на неудачу и анализ этого явления, и любую борьбу с его частными уголовно наказуемыми последствиями.
Советское "правосознание" всегда удивительно наивно и непродуктивно объясняло причины коррупционных явлений. Так, в закрытом письме ЦК КПСС «Об усилении борьбы со взяточничеством и разворовыванием народного добра» от 29 марта 1962 г. говорилось, что взяточничество - это "социальное явление, порождённое условиями эксплуататорского общества". Октябрьская революция ликвидировала коренные причины взяточничества, а "советский административно-управленческий аппарат - это аппарат нового типа". В качестве причин коррупции перечислялись недостатки в работе партийных, профсоюзных и государственных органов, в первую очередь, в области воспитания трудящихся.
С коррупцией среди государственного аппарата боролись исключительно представители этого аппарата. Это приводило к двум последствиям: боровшиеся были органически не в состоянии менять коренные причины, порождающие коррупцию, поскольку они восходили к важнейшим условиям существования системы; борьба против коррупционеров нередко перерастала в борьбу против конкурентов на рынке коррупционных услуг (в точности так же, как это было при Петре I).
Последний шанс повлиять на положение дел в описываемой сфере представился прежней власти в июле 1991 г., когда было принято Постановление Секретариата ЦК КПСС «О необходимости усиления борьбы с преступностью в сфере экономики». Но, как ни странно, ни о взяточничестве, ни о коррупции в нём не было ни слова.
Весь послевоенный период, во времена перестройки и после неё, рост коррупции происходил на фоне ослабления государственной машины. Он сопровождался следующими процессами: уменьшением централизованного контроля, далее - распадом идеологических скреп, экономической стагнацией, а затем и падением уровня развития экономики, наконец - крахом СССР и появлением новой страны - России, которая на первых порах лишь номинально могла считаться государством. Постепенно централизованно организованная коррупция централизованного государства сменялась "федеративным" устройством из множества коррумпированных систем.
Таким образом, нынешнее состояние коррупции в России во многом обусловлено давно наметившимися тенденциями и переходным этапом, который и в других странах, находящихся в подобной ситуации, сопровождался ростом коррупции. Из числа наиболее важных факторов, определяющих рост коррупции и имеющих исторические корни, помимо дисфункций государственной машины и некоторых исторических и культурных традиций, следует отметить:
- стремительный переход к новой экономической системе, неподкреплённый необходимой правовой базой и правовой культурой;
- отсутствие в советские времена нормальной правовой системы и соответствующих культурных традиций;
- распад партийной системы контроля.

Так с чего же начинать борьбу с коррупцией в России в таких условиях общенациональной запущенности этого антиобщественного явления?
Борьбу с коррупцией объявляют, когда эта общественная болезнь находится уже в глубокой своего течения и развития. Но чтобы борьба была бы эффективной, антикоррупционная политика обязана стать постоянной частью государственной политики, поддерживаемой политической волей правящей элиты. Практически же это означает, что необходимо безотлагательно разработать и запустить антикоррупционную программу, которая должна перерасти в постоянно действующую систему ограничения коррупции. Разработка и реализация такой программы должны базироваться на точном понимании природы коррупции, на анализе причин неудач борьбы с ней, осознании существующих предпосылок и ограничений, на ясных и продуктивных принципах.
В нынешнем же законодательстве коррупционные действия могут квалифицироваться лишь следующими статьями Уголовного кодекса: 174 - легализация денежных средств или иного имущества, приобретённых незаконным путём; 285 - злоупотребление должностными полномочиями; 290 - получение взятки; 291 - дача взятки; 292 - служебный подлог. Вместе с тем, ряд очень распространённых в России действий явно коррупционного характера не нашёл отражения в новом УК. Среди них:
- участие должностных лиц в коммерческой деятельности для извлечения личной прибыли;
- использование служебного положения для «перекачки» государственных средств в коммерческие структуры с целью получения личной выгоды с задействованием для этого подставных лиц и родственников;
- предоставление должностными лицами льгот коммерческим структурам с целью извлечения личной прибыли;
- предоставление государственных финансовых и иных ресурсов в избирательные фонды.
В конце 2008 года вместо долгое время (более 15 лет) обсуждавшегося закона «О борьбе с коррупцией» был принят пакет законов по «противодействию коррупции». Вместо активной борьбы законодательно закрепили лишь лёгкое противодействие. Поэтому до сих пор так и незаметно, что что-то изменилось в статистике коррупции в лучшую сторону и новые антикоррупционные законы начали эффективно работать.
Закон «О противодействии коррупции» определяет коррупцию как социально-юридическое явление, а коррупционное правонарушение - как отдельное проявление коррупции. Закон устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы её предупреждения и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Подразумевается, что противодействие коррупции - это скоординированная деятельность федеральных органов госвласти, субъектов РФ, муниципалитетов, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц. Российское законодательство было приведено в соответствие с международными нормами, закреплёнными в Конвенции ООН против коррупции и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию.
Принятие нынешнего закона «О противодействии коррупции» вызвало большое разочарование граждан из-за несоответствия между названием закона и ничтожными последствиями его принятия. Логично, что антикоррупционные меры должны пронизывать всю систему законодательства о государственной службе, а не определяться одним законом или их пакетом.
Ведь, как известно, в 1992 г. уже был издан Указ Президента Российской Федерации «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы». Из-за отсутствия механизмов реализации он оказался одним из самых игнорируемых за всю историю российского президентства. Его нормы о необходимости чиновникам предоставлять декларации о доходах и имуществе начали реализовываться только через пять лет после выхода дополнительного Указа в 1997 г. Понятно, что возможность безбоязненно совмещать государственную службу с коммерческой деятельностью – это не только гигантская брешь для коррупции, но и стимул для занятия государственных должностей исключительно с целью незаконного обогащения.
Так же плохо выполнялся Федеральный закон «Об основах государственной службы в Российской Федерации», предусматривающий некоторые ограничительные антикоррупционные меры. Одна из причин – отсутствие в законе механизмов и процедур реализации заложенных в нём норм. Этот недостаток российского нормотворчества весьма распространён и постоянно порождает новые условия, благоприятствующие коррупции.
Для уменьшения коррупции в правоохранительных органах принимались необходимые институциональные решения. Сейчас управления собственной безопасности имеют Федеральная служба безопасности, Министерство внутренних дел, Государственный таможенный комитет, Федеральная служба налоговой полиции.
В то же время в системе правоохранительных органов практически отсутствуют специалисты, на современном уровне понимающие природу коррупции, а следовательно, и методы борьбы с ней. Подавляющее большинство предлагаемых мер связано с противодействием проявлениям коррупции. Об этом свидетельствуют проекты очередных программ по борьбе с коррупцией, разрабатываемые ведомствами охраны правопорядка и предусматривающие нерезультативные "меры по усилению борьбы". Самое опасное - это неправильное объяснение причин, порождающих коррупцию.
Не изменились наивные и абсолютно неработоспособные представления о причинах, порождающих коррупцию. Вот, например, цитата из преамбулы к проекту одной из программ по борьбе с коррупцией: «Сложившееся положение стало возможным из-за того, что в органах государственной власти ослаблена работа по подбору и расстановке кадров…».
Можно без колебаний утверждать: правоохранительная система страны не справляется с задачей борьбы с коррупцией. Тому есть как минимум три причины. Во-первых, одни меры уголовного преследования не в состоянии поколебать позиции масштабной коррупции; борьба с коррупцией – не криминальная, а системная проблема, затрагивающая вопросы коррекции болезненного общественного сознания. Во-вторых, низко качество работы правоохранительных органов, которые сами разъедаются коррупцией, а профессиональный уровень работников в общей массе не соответствует сложности решаемых проблем. В-третьих, правоохранительная система не может в одиночку справиться с этой задачей; её должны решать высшие эшелоны всех ветвей власти во главе с Президентом страны с участием специалистов по общественному сознанию.
Чтобы понять и оценить возможности борьбы с коррупцией в России, необходимо проанализировать с нравственных позиций возможное участие в решении этой проблемы персональных представителей основных партнёров: органов власти, ключевых компонентов гражданского общества (предпринимательства, средств массовой информации, общественных институтов) и общества в целом. Следует исходить из того, что в той сложной ситуации, которая сложилась в России, все эти "игроки" могут нести в себе и положительные и отрицательные "заряды" относительно борьбы с коррупцией.
Российские власти сами обеспокоены потерей поддержки в обществе. Необходимость продлять своё существование посредством выборов заставляет власти (когда осознанно, когда инстинктивно) заботиться об усилении своей легитимности. Очевидно, что борьба с коррупцией - один из эффективных инструментов решения этой задачи. Антикоррупционная риторика с удовольствием применяется представителями всех частей политического спектра. Однако любые шаги по ограничению коррупции носят до сих пор либо символический, либо фрагментарный характер. Более того, того появилось много организаций, делающих свой бизнес на эксплуатации этого явления. Кроме того, для некоторых политиков стало модным спекулировать на этой тематике, уводя суть явления в область ложных представлений.
Запуск и реализацию системы антикоррупционных мероприятий тормозит ряд препятствий:
- на достаточно высоком уровне есть лица, которым может быть инкриминирована коррупционная деятельность;
- существует большой пласт чиновников, не заинтересованных в изменении сложившейся ситуации;
- во власти сохранились и преобладают старые стереотипы, определяющие упрощённые, чисто юридические подходы к решению задач, подобных борьбе с коррупцией, не затрагивая при этом нравственные аспекты человеческого сознания.
Поскольку ограничение коррупции неотделимо от коренного реформирования всей государственной машины, реализация подобной программы требует серьёзного политического обеспечения и специфических политических условий, включая консолидацию большей части властных элит, отобранной по критериям высокой нравственности.
Между тем, сохраняется опасная ситуация, при которой коррупция, являясь актуальной частью политической повестки дня, используется в клановом противостоянии, но реальных мер по борьбе с ней не предпринимается.
Едва ли не самая распространённая причина дачи взятки – это желание ускорить процесс решения проблемы. Чтобы не оплачивать квитанции через Сбербанк, многие водители предпочитают отдавать деньги гаишнику. То же самое происходит и в кабинетах высоких чиновников. Не дашь взятку – придётся смириться с тем, что твои документы будут оформляться месяцами, а вопрос – решаться годами.

Как известно, лидеры «восьмёрки» в своё время призвали мировое сообщество ратифицировать Конвенцию ООН против коррупции как можно скорее. В их совместном заявлении, в частности, указано: «Мы признаём существование взаимосвязи между коррупцией и неэффективным государственным управлением и подтверждаем наше обязательство преследовать акты коррупции в судебном порядке и не допускать того, чтобы коррумпированные чиновники пользовались плодами своей преступной деятельности в рамках наших финансовых систем. Мы признаём, что коррупция способствует распространению организованной преступности и терроризма, подрывает доверие общества к правительству и дестабилизирует экономику».
Ввиду особенностей российского законодательства депутаты Российского парламента пользуются неприкосновенностью в отношении судебного преследования и в большинстве случаев следствие по ним прекращается, как только их избирают. Из-за особого порядка возбуждения уголовных дел невозможно привлечь к ответственности судебных работников. Имеет место немало сложностей для принятия решения в отношении других категорий государственных служащих.
Коррупцией в России поражены в настоящее время ВСЕ ветви государственной власти: и исполнительная (вплоть до Правительства - вспомним его бывшего Председателя Касьянова - Миша 2 процента), и законодательная (сколько стоит место депутата в Думе), и судебная, и даже четвёртая - СМИ, она проникла во ВСЕ вузы страны и многие другие учебные заведения.
Итак, почему же чиновники становятся продажными?
Это происходит в случаях:
  • Если гражданское лицо, ставшее чиновником, невежественно, т.е. не получило должного воспитания (не путать с образованием) и в его сознании чётко не зафиксированы нравственные устои, относящие коррупцию к одним из величайших пороков общества и человека. Такого чиновника не волнует тот факт, что, совершая акты коррупции, он поступает в нарушение возложенных на данную должность соответствующих обязанностей, что ведёт к деформации общественной системы распределения функций.
  • Если должностные лица более высокого ранга являются алчными и не только не борются с коррупцией среди своих подчинённых должностных лиц, а напротив, склоняют их к коррупции, требуя для себя соответствующей доли. В противном случае неподкупный чиновник изгоняется ими и заменяется подкупным.
  • Если должностное лицо (чиновник) получает зарплату за исполнение своих должностных функций в размерах, не позволяющих ему содержать семью в хороших условиях и жить достойно.
    В этих условиях неподкупных чиновников в наши дни в нашей стране можно иметь только при наличии двух взаимодополняющих факторов:
    1. Если гражданин, ставший должностным лицом, получил соответствующее воспитание и в его сознании чётко зафиксировано значение понятий совесть и нравственность, общественные и государственные интересы, а также то, что быть подкупленным, находясь при исполнении общественных или государственных функций, безнравственно и преступно. Поддерживать такое ощущение в сознании должностных лиц должно общественное мнение, подкреплённое соответствующими выступлениями СМИ, примерами высших руководителей государства (об этом говорил ещё китайский философ Конфуций), показательными судебными процессами над взяточниками. Но главное, отбор кандидатов на занятие той или иной должности должен производиться со всей тщательностью с учётом их нравственно-этических устоев, и система подбора кадров должна постоянно совершенствоваться, что и делается в благополучных странах Запада. При этом важно, чтобы сами «отбиратели кадров» имели высокую бескорыстную репутацию и углубленное представление о совести и морали.
    2. Если должностное лицо (чиновник) имеет официальный доход (должностной оклад, зарплату) за исполнение своих должностных функций в размерах, позволяющих ему содержать семью и жить на уровне, не ниже среднего жителя данной страны, т.е. чтобы он дорожил своим местом работы даже при условии, когда работаешь честно. В противном случае терять ему нечего, и он вынужден искать средства и способы нормального существования. Поэтому соблазн воспользоваться для этих целей предлагаемой взяткой имеет в отдельных случаях моралистическое объяснение.
    С учётом этого с коррупцией можно и нужно эффективно бороться, если одновременно будет осуществляться профилактика антикоррупционного воспитания, меняющая общественное сознание в этой области. Для этого надо:
    1. Возвести борьбу с коррупцией в ранг государственной политики.
    2. Воссоздать Совет при Президенте по борьбе с коррупцией, наполнив его реальными членами, поставив ему реальные статистические задачи (снижение запредельного уровня коррупции в стране по международной классификации), наделив его законотворческой инициативой и широко и регулярно освещая его работу.
    3. Поставить коррупцию вне закона, приняв драконовское антикоррупционное законодательство и преследуя уличённых в коррупции, не взирая на лица и ранги проштрафившихся. За каждого уличённого во взятке чиновника паритетную ответственность должен нести его непосредственный начальник, а статистическую ответственность - главный руководитель.
    4. Ввести во всех учебных заведениях в рамках гражданского воспитания курс антикоррупционных знаний, на котором изучать «Закон о борьбе с коррупцией», Приложения «Конвенции против коррупции» Организации Объединенных Наций, «Кодекс светского поведения».
    5. Вести в СМИ широкую антикоррупционную пропаганду.
    При этом главный упор должен быть сделан не только на борьбу с коррупцией, а на предотвращение причин её порождающих. Только тогда Россия сможет, наконец, выйти из коррупционного кризиса, ставшего национальной бедой российской нации.
    Поскольку коррупция является не дефектом законодательства, а дефектом, отклонением от нормы, некорректной моделью поведения отдельных должностных лиц, вызванных их искаженным индивидуальным сознанием, то и борьба с этим явлением должна вестись не только путём анализа и пересмотра законодательства (коррупционер в любой ситуации найдёт способ для вымогательства или кражи), а, главным образом, в области правильной коррекции индивидуального и общественного сознания и поведения, ориентируясь на эталонные нормы и модели, признанные в цивилизованном обществе. При этом особенность борьбы по искоренению коррупции такова, что эффективность её достигается только тогда, когда она ведётся сверху вниз по вертикали власти, начиная с должности главы государства и его ближайшего окружения

    Поэтому системная антикоррупционная политика в условиях сегодняшней действительности в стране видится следующим образом:
    Административно-законодательные мероприятияпо выявлению и изгнанию из госаппарата коррупционно-больных госслужащих
    1. Необходимо ввести повсюду единый порядок, при котором за коррупцию своих подчинённых должен быть ответственен их непосредственный начальник, являясь также соответчиком на любом судебном процессе по факту коррупции. Он освобождается от ответственности, если в судебном порядке докажет, что не мог воспрепятствовать данному акту коррупции по объективным обстоятельствам.
    Если факт коррупции доказан, а начальник не смог оправдаться, то увольняются с должностей оба: и начальник, и подчинённый без права работы в дальнейшем в органах госуправления (госслужбы), и оба несут при этом назначенное судом наказание.
    Если начальник сумел доказать на суде свою невозможность воспрепятствовать акту коррупции со стороны своего подчинённого, то освобождается от должности только подчинённый, а его начальник понижается в качестве административного наказания до должности уволенного подчинённого.
    Напротив, если об акте коррупции своего начальника узнает один из его подчиненных, то он обязан сообщить об этом факте непосредственному руководителю начальника (т.е. через «голову») и быть готовым доказать это в суде. В случае, если факт подтвердится, то начальник в судебном порядке увольняется и должностное лицо-подчинённый при желании становится главным претендентом на замещение должности начальника, т.е. за антикоррупционную бдительность получает очередное продвижение по службе.
    2. Нужно разработать и применять более тщательную систему подбора кадров при всех должностных назначениях. При этом должны учитываться не только профессионализм назначаемого на должность, но, прежде всего, его нравственные качества – честность, неподкупность, способность противостоять соблазну совершить акт коррупции, будь то подкуп другим лицом, либо самообогащение. А поскольку за коррупцию подчинённого отвечает его начальник, то собеседование по нравственным сторонам личности принимаемого должен проводить лично его будущий руководитель. Допускается использование в этих целях детекторов лжи.
    3. Следует подтянуть оклады работников госаппарата до среднего прожиточного уровня в стране, позволяющего им безбедное содержание семьи. Для этого ликвидировать чудовищный дисбаланс в присвоении доходов от национальных богатств страны, стремясь максимально сократить разницу между беднейшими слоями населения и сверхбогатой прослойкой олигархов, наживших свои богатства сомнительными способами. Учитывая, что наибольшая коррупционная опасность исходит именно от них, провести несколько показательных коррупционных процессов, с широким их освещением в СМИ.
    Воспитательно-просветительские мероприятия
    4. Надлежит поднять на более высокий уровень воспитательные процессы в учебных заведениях, в СМИ, способствуя воспитанию нравственности у людей, возвышая тем самым этическую сторону каждого человека, гражданина, личности. Известно, что в основе нравственности заложена человеческая совесть, являющаяся понятием морального сознания, внутренней убеждённости в том, что является добром и злом, сознанием нравственной ответственности за своё поведение; выражением способности личности осуществлять нравственный самоконтроль на базе принятых в обществе норм и правил поведения, самостоятельно формулировать для себя высокие нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков с высот разума и морали. Было бы целесообразносоздать при Общественной палате РФ Национальный «СОВЕТ по НРАВСТВЕННОСТИ» – своего рода национальный нравственный камертон России, пригласив туда наиболее достойных граждан страны, а также провести общероссийский конкурс на «самого нравственного человека страны» - СОВЕСТЬ НАЦИИ.
    Идеологическо-ценностные установки
    5. Известно, что одной из наиболее распространённых разновидностей демократии является клептократия, т.е. склонность недобросовестных лиц, получивших власть, к воровству, личному обогащению, коррупции. Это происходит в случаях, когда вместо подлинных ценностей в государстве превалируют мнимые, олигархическо-либеральные ценности - деньги, имущество (собственность), власть и т.п. Чтобы исправить положение необходима широкая пропаганда основополагающих, общечеловеческих ценностей, коими всегда были и являются разум, позитивные знания, нравственность, патриотизм и т.п.
    Организационно-общественная поддержка
    6. В советские времена существовала система Народного контроля - комитеты, группы и т.п. Хотя эта организация, куда привлекали людей с повышенной рефлексией на недобросовестные поступки должностных лиц, была и бессильна сдерживать все акты коррупции, тем не менее, определённый государственный орган нравственного характера всё же существовал, куда можно было обратиться с жалобой, где заслушивались отчёты руководителей и осуществлялась общественная проверка их работы.
    Сейчас в стране нет даже такого общественного контроля в условиях, когда уровень коррупции достиг небывалой величины. В этих условиях возможно было бы полезно на общественных началах при финансовой и силовой поддержке государства организовать общественные Комиссии по нравственности на всех уровнях (Центральная, региональные, местные), в которые вошли бы граждане, обладающие признанными наивысшими моральными качествами. Эти комиссии могли бы рассматривать жалобы граждан на вымогательства отдельных чиновников и при необходимости доводить суть этих жалоб до руководства этих функционеров, либо подавать на них в суд. Такие Комиссии могли бы выполнять функции и общественного контроля как за чиновниками госаппарата любого уровня, так и за выборными представителями, поскольку последние очень часто после выборов ведут себя аморально, не опасаясь мнений своих избирателей. Данные Комиссии могли бы пользоваться авторитетом у населения, а также находить поддержку неангажированных СМИ.

    Как уже отмечалось выше, для обеспечения эффективности административно-законодательных мероприятий их следует осуществлять сверху вниз, т.е. начиная с высших эшелонов власти страны и далее вниз.
    Поскольку по благоприятному стечению обстоятельств нынешнее высшее руководство страны в отличие от Первого президента не замарано ещё в коррупционных делах, то некоторых министров Правительства и членов законодательного собрания народ таковыми не считает. О неприглядных делах некоторых губернаторов и мэров городов достаточно говорится в СМИ.В этой связи административно-законодательные мероприятия следует начинать именно с верхов исполнительной, законодательной и судебных ветвей власти, правоохранительных органов, системы здравоохранения, образования и СМИ, в которых с помощью вышеуказанных общественных Комиссий по нравственности начать одновременно очистительную работу на федеральном, региональном и местном уровнях. Положительные во всех отношениях примеры ареста Ходорковского, некоторых мэров и членов Совета Федерации, отставки губернаторов показали, что в стране всё же не всё можно сделать даже за «очень большие деньги». За ними должны последовать и другие особо отличившиеся фигуранты больной системы.
    Но в любом случае главное в этом вопросе - это коренное изменение общественного сознания путём коррекции болезненного сознания большинства граждан страны, доведение борьбы с коррупцией до уровня национального проекта, национальной идеи. А для этого нужна высшая политическая воля.
    Только после этого Россия сможет прервать своё криминальное падение и начать движение во всех рейтингах по коррупции в число добропорядочных и цивилизованных стран мира.

  • [ На главную страницу ]