[ Другие произведения ] [ Гиперинтеллект России ] [ На главную страницу ]
Игорь Мироненко К вопросу о смысле жизни и месте любви |
В этом мире всегда было очень трудно с любовью. Каким только богам не поклонялись древние - Зевсу, Посейдону, Индре, Шиве, и фараонам египетским, и многим-многим другим. А какие им обильные жертвы приносили! В честь чего только не строили роскошных храмов и памятников. И только Эроса, фактически самого доброго из языческих богов, все время обходили вниманием. А ведь, казалось бы, такому великому и прекрасному чувству, как любовь, должны были бы посвящаться самые великие и красивые памятники. Ведь любовь дает человеку самое большое счастье в мире и исцеляет такие душевные раны и недуги, с которыми самые опытные современные психологи ничего не могут сделать. За всю историю человечества был построен лишь один-единственный памятник любви. Это Тадж-Махал в Индии, в городе Агра. 17 лет жили счастливо Шах Джахан, правитель из династии Великих Моголов, и его возлюбленная и жена, самый близкий ему человек, Арджуманд Бану (Мумтаз-Махал - "Избранная Двором"). А потом счастье вдруг оборвалось. Родив Шаху Джахану 14-го ребенка, Мумтаз-Махал умерла. Это было для него настолько сильным ударом, что он вскоре совсем поседел. Два года носил Шах Джахан траур по возлюбленной. А потом построил ей памятник - не просто памятник жене, а самый настоящий памятник Любви, из белого мрамора, сказочной красоты. Это строительство продолжалось около 20 лет. Могущественные правители Востока понастроили великое множество разных красивых храмов и усыпальниц. Но никто не мог создать ничего, хотя бы немного сравнимого по красоте и волшебству с Тадж-Махалом. Такое может построить только тот, кто очень сильно, по-настоящему любил. Тадж-Махал по сей день входит в число величайших Чудес Света. Во все времена любовь очень мало уважалась на Земле. Мало того, что ей почти не строили памятников. Любовь всегда была незащищена морально, фактически и юридически. История и литература переполнены трагедиями и разрушенными судьбами. То кто-нибудь вроде пушкинского Троекурова (из повести "Дубровский") отдает свою дочь за кого-то высокопоставленного, не спросясь ее мнения, то у Ивана Грозного жену отравят (если бы не отравили, может, и казней бы никаких не было), то еще чего-нибудь. А у цыган - так вообще - отдают девушек замуж совсем уж насильно еще в раннем подростковом возрасте. И не вздумай перечить! И разводы у них не приняты, шаг влево - шаг вправо - публичный позор, а то и еще пострашнее. И живут цыганки всю жизнь с нелюбимыми мужьями. Да и на Востоке тоже не очень - все женщины в паранджах, жизненный уклад патриархально-жесткий, для любви места очень мало, судьбу свою ведь под паранджой не разглядишь... А в средневековой Европе и России XVIII-XIX веков еще и обучение было раздельное - юношей отдельно, девушек отдельно, первый раз видели друг друга не раньше, чем лет в 25... Потом об этом пишут в книгах, но люди, прочитав эти книги, продолжают жить по-старому. Не идут впрок ни история, ни литература. А теперь любовь стала как бы вообще не нужна. Раньше поэт мог написать строчку о "влюбленных в нетопленных мансардах", теперь же спутника жизни зачастую выбирают исключительно по одежке (а то и по кошельку). Я до сих пор не встретил ни одного человека, который бы по-настоящему серьезно относился к любви. Если кто-то забрасывает учебу и вылетает из ВУЗа из-за несчастной любви, его не понимают, говорят ему, что он просто лодырь, что он не думает о своем будущем, что он сам виноват в своем счастье/несчастье. Ему со всех сторон талдычат о том, что это не повод, чтобы бросать учебу, что надо сначала окончить ВУЗ и найти работу, и только потом заводить отношения с девушкой, что с ним ни одна девушка не захочет жить, потому что он не сможет ее обеспечить материально, не встав твердо на ноги в жизни. Ему говорят: "Выбрось ты эту дурь из головы! Забудь!". Нет более идиотского совета, чем этот. Все равно что посоветовать не есть или не дышать. Ему талдычат о том, что надо поставить цель в жизни - окончить ВУЗ (сдался он им, этот ВУЗ) и что якобы одной этой цели достаточно для получения морального стимула к учебе и всему остальному. Ему говорят совершенно бессмысленные с точки зрения психологии вещи, не желая верить, что он просто умирает от невыносимой душевной боли и одиночества, при которых ни о каком волевом действии вроде учебы не может быть и речи, несмотря даже на то, что ему интересно там учиться. А когда он пытается доказать это, ему опять не верят и говорят, что он просто очень любит себя и сравнивают его с Васисуалием Лоханкиным из повести Ильфа и Петрова. То есть серьезно произносят вслух совсем уж вопиющую противоестественную психологическую бессмыслицу. Ему дают советы, в его положении совершенно неприменимые, и не могут понять, почему он не хочет эти советы выполнить. Такой несчастный оказывается в положении человека, умирающего от жажды в раскаленной пустыне, возле огромной ярко раскрашенной коробки, набитой пакетиками с "Инвайтом", с издевательской надписью "Просто добавь воды". Для него больше нет смысла ни в учебе, ни в прочей деятельности. Ему всего-то нужна была любовь, счастье, радость общения с самым близким человеком в мире, и он бы закончил этот свой ВУЗ с красным дипломом. Его надо было полюбить, и была бы полная гарантия, что он будет в жизни удачным человеком. Ведь не зря же сказано: "За каждым удачным мужчиной всегда стоит женщина"! Вообще говоря, человек тем сильнее нуждается в любви, чем больше он отличается от других. Легче всего жить "среднестатистическим", не отличающимся от общей массы людям. Они надежно защищены в моральном отношении, потому что находятся в толпе себе подобных. Если же человек думает, воспринимает окружающий мир, Вселенную не так, как другие, его может уязвить каждый. Особенно достается творческим, художественным натурам. Им неоткуда ждать поддержки, потому что их не могут или не хотят понимать. Скажи спасибо хоть психом не считают (и то порой сомнительно - действительно ли не считают). А если он пытается внести в мир что-то новое, ранее не имевшее места, даже если не для других, а для себя только - то на него наезжают просто по черному. Именно поэтому все новое с таким скрипом входит в нашу жизнь. Все стараются этому новому перекрыть кислород, устранить любым способом, зачастую даже сами этого не осознавая. Такой участи не избежал даже Сам Иисус Христос. Творческий дар или расширенное восприятие жизни - не только дар, но и тяжкий крест, что-то даже вроде проклятия. В силу описанных причин новые течения в искусстве, такие, как концептуализм, до сих пор не смогли "раскрутиться". Немного больше повезло сюрреализму, супрематизму и другим авангардным течениям. Число потенциально способных понять такое искусство людей гораздо больше, чем кажется. Просто они об этом и понятия не имеют. Например, если кто-то начнет делать художественные фотографии в инфракрасных или ультрафиолетовых лучах, все скажут, что это чушь. Что это неправдоподобный и бессмысленный способ изображения мира, который никому не нужен, потому что этого никто не поймет. Хотя достаточное количество людей могли бы вполне такое творчество понять. Потому что возможность взглянуть на мир с иного ракурса, чем примелькавшаяся повседневная суетная реальность, увидеть мир с новой, неожиданной стороны - это самый настоящий кайф. Никакие виртуальные компьютерные миры не вызывают такого удовлетворения, какое можно получить от расширенного восприятия нашего, реально существующего мира. И это еще только цветочки. В моем тексте "Технические конструкции Toy Worlds" описано совсем уж ненормальное творчество, там описано несколько совершенно дурацких сооружений, которые в принципе могут быть созданы, но в силу объективных законов нашего мира почти не имеют никаких шансов быть созданными. В этом состоит своего рода проклятие - когда в этом мире по определению не может быть чего-то такого, без чего жизнь кажется скучной, серой и ненужной. По себе могу судить - это очень тоскливое и мучительное состояние. [ К сожалению, по неблагоприятному стечению обстоятельств, на момент верстки данного документа текста "Технические конструкции Toy Worlds" более нет в интернете. ] Впрочем, вернемся к любви. Еще Апостол Павел говорил (1-е Послание Коринфянам, 13, 1-3) : "Если я говорю на языках человеческих и даже ангельских, но любви не имею, то я всего лишь кимвал звучащий или медь звенящая. Если я обладаю даром прорицания и все тайное от Бога мне ведомо, и если исполнен я глубокой веры, так что могу двигать горы, но не имею дара любви, то я - ничто. И если раздам я все, чем владею и предам свое тело на сожжение, но не владею даром любви, то все это мне ничего не даст." Есть два смысла в этой жизни, без которых все остальное никчемно. Это любовь и творчество. Через любовь человек становится чище, счастливее и добрее, и ему все нипочем. Через творчество он гармонизируется с окружающим миром, познает его, расширяет свое сознание. Если бы люди любили ближних и интересовались не только своими повседневными заботами, то сразу стало бы легче жить, и даже экономика в стране пошла бы на поправку. Многие проблемы отпали бы сами собой. Я думаю, нынешнее наше плачевное состояние вовсе не от того, что власть плохая или что кто-то там виноват, а просто оттого, что мы жить разучились по-людски. Мы разучились любить и видим мир в сильно суженном виде, ограниченном сферой повседневных забот. А свято место пусто не бывает - образовавшаяся пустота заполняется такими помыслами и действиями, что становится страшно даже авторам этих помыслов. Психологические и духовные проблемы в масштабе целой страны непременно порождают проблемы экономические и политические. И пока люди не научатся любить, мыслить и интересоваться чем-либо еще, кроме денег и своего тела, жить не только телесно, но и духовно, мы из этой разрухи не выберемся. Слова о всеобщем покаянии, произносимые церковью и интеллигенцией, не такие пустые звуки, как может показаться некоторым на первый взгляд. Мы слишком увлеклись кинобоевиками, где дерутся, калечат друг друга и насилуют. Мы ругаемся матом и, извиняюсь, "трахаемся" с кем ни попадя без намека на любовь. А ведь все механистические проблемы в половой жизни - результат той же самой психологическо-духовной недостаточности - оскудения любви. Сколько не занимайся пустым сексом, все равно настоящего удовлетворения не получишь - только пять-семь секунд так называемого оргазма - и все (кстати, чтобы пресечь кривотолки, сразу скажу - я никогда этим (в смысле - спать с кем попало) не занимался - не было пока таких случаев в моей жизни). Скажу еще несколько слов о любви.
У очень популярной группы есть очень популярная песня:
"Любите, девушки, простых романтиков, Отважных летчиков и моряков! Бросайте, девушки, домашних мальчиков, Не стоит им дарить свою любовь!" |
Я, конечно, не имею ничего против "простых романтиков". Но я категорически не согласен с такой оголтелой дискриминацией "домашних мальчиков". Они ничем не хуже летчиков и моряков, просто им в жизни даны другие таланты, чем мужественным летчикам и морякам. Именно "домашние мальчики" делают этот мир интереснее. Если они вымрут от одиночества, то летчики вымрут вслед за ними от скуки, потому что некому будет делать научные открытия, создавать произведения искусства, писать книги и т.д. И девушкам, если они выживут, уже некого будет любить. Нужно, чтобы и тех, и других было кому любить. Чтобы никто не оставался внакладе. Нужно слушать свои сердце и душу. Не продавать и не предавать свою душу, меняя любовь на чечевичную похлебку. Теперь еще несколько слов о творчестве. Есть такое понятие - "шоу-бизнес" - своего рода материально-денежная оболочка для обеспечения существования творчества. С этим "шоу-бизнесом" все остается нормально до тех пор, пока деньги не становятся как бы главнее самого творчества. Как только они (деньги) совсем закрывают творчество, начинают происходить довольно грустные вещи. Больше шансов уже не у того, кто талантливее, а у того, кто имеет больше денег. Талантливых певцов и артистов на эстраде сейчас раз в пять меньше, чем могло бы быть. Они просто не могут собрать сумму денег, необходимую для начальной раскрутки. Кстати, один такой случай по особому стечению обстоятельств мне хорошо известен. Русская Рафаэлла Карра по сей день пропадает где-то на задворках ВГТРК. И еще одна несуразность российского (и не только) шоу-бизнеса. Творчество, как правило, не терпит плановости и жестких сроков. Хорошие песни, книги, кинофильмы и другие произведения искусства никогда быстро не делаются. Для нормального творчества недопустим цейтнот времени. Поэтому везде, где деньги слишком значимы, начинается развал и опошливание, так как даже самые одаренные артисты, писатели и художники вынуждены выпускать свои произведения на скорую руку, недоделанными, недодуманными, иначе либо их (артистов, писателей и художников) раздавит напор конкуренции, либо они попросту останутся по элементарной нерентабельности без средств. Я вовсе не призываю упразднить шоу-бизнес вообще. Это было бы просто глупо - как требовать отмены законов физики. Просто деньгам не должно придаваться слишком завышенное значение в таких вопросах. Говоря по-другому, должны быть деньги для творчества, а не творчество для денег. Лето - осень 1998 г.
P.S. О проблемах, касающихся шоу-бизнеса, взаимоотношений творческих людей и общества, которому они стали не нужны, о бесцельно прожитых годах жизни талантливых певцов и артистов, не сумевших изыскать астрономических денег на наем продюсера и пресловутый "начальный промоушен", о бездарях, занимающих место кого-то, кому они недостойны даже сандалии целовать; о купленной за деньги славе и украденной творческой судьбе; о непредставимых моральных страданиях тех, кто не смог состояться в этом мире, не смог реализовать свой потенциал; о тех, кто растерял последние остатки веры, надежды, кто сломался, не выдержал испытания... О загубленных начинаниях, фальшивых восторгах, двойных стандартах, лжи и лицемерии тех, кому не стоило особого труда дать путевку в жизнь целым мириадам ярких звездных судеб, но кто не захотел этого сделать... Обо всем этом я собирался написать отдельный большой раздел на своем сайте, на данный момент уничтоженном администратором сервера chat.ru по спорному обвинению в спаме в гостевых книгах... Так или иначе, есть очень большие сомнения в том, что этим моим планам вообще будет суждено реализоваться... И от этого мне еще больнее и досаднее за тех, кому суждено умереть в осознании не по своей воле бесцельно прожитой жизни: лучше бы им вообще не рождаться на этот свет, не страдать... Если бы это была всего лишь навязчивая идея моего неправильно развитого сознания, мне не было бы так тяжело. Все дело в том, что я и на своем опыте отчасти познал нечто подобное тому, что чувствовали эти люди, вглядываясь в синеву неба над той же Шаболовкой 37, и крушению их надежд. Это было погожим солнечным летом 1996 года, когда меня слегка задело трамваем, там, на Шаболовке, и хотя я и оправился от этого, в моем сознании с тех пор завелись лягушки, которым ни чета вся та живность, с которой еще можно справиться, прочитав разделы сайта, где находится данная моя публикация... "Кто имеет уши слышать, тот услышит..." 18 октября 2000 г.
[ Другие произведения ] [ Гиперинтеллект России ] [ На главную страницу ]