[ Другие произведения ] [ Гиперинтеллект России ] [ На главную страницу ]
Игорь Мироненко О некоторых идеях по выходу из кризиса |
Кто прав - те, кто считают, что боевиков нужно просто "мочить", или сторонники так называемого "мирного" решения проблемы? Мы знаем, к чему привел "мирный" путь. Но и "замочить" боевиков в один присест тоже никак не удается. Уже сейчас становится ясно, что ни с "мирной", ни с "силовой" стороны по-прежнему нет полного целостного философского, психосоциального и этнологического понимания вопроса. Если так, то ни те, ни другие не смогут устойчиво и сколь-нибудь эффективно достичь поставленной цели. В одном случае будет работорговля, будут похищения людей и целенаправленное разрушение общества и культуры на соответствующей территории, в другом - нескончаемые теракты и подрывы на фугасах то там, то тут. Чеченское негативное социальное образование ведет себя подобно типичной раковой опухоли. И, собственно, оно является метастазой более крупной "опухоли" на Исламском Востоке, распыленной по странам Ислама в виде сети подготовки боевиков, снабжения боеприпасами экстремистов и террористов, наркоторговли и т.п., можно сказать, что у арабского социума имеется что-то вроде хронической онкологии, подобной некоторым формам течения обычной онкологии у человека. И, подобно тому, как у обычной онкологии есть причины, по которым она появляется, есть причины предрасположенности к похожему заболеванию и на Исламском Востоке, который в данном случае нуждается в лечении, но в каком, пока не совсем ясно - ведь даже обычный рак еще не научились лечить... Но можно сделать попытку хотя бы разобраться в первопричинах явления. Начну я все же несколько издалека.1. Столица древней Амазонии и исследования А. Асова.
Думаю, что описываемая ниже идея может иметь какое-либо значение, возможно, даже, как это ни странно прозвучит, способствовать, в частности, урегулированию чеченского вопроса. Каким именно образом, станет ясно несколько ниже по тексту. Мало кто знает, что в районе Боровского аула, недалеко от Терека (равнинная территория севернее Кавказа) с большой вероятностью может находиться памятник древней истории, имеющий чрезвычайно важное значение. О его (вполне вероятном) существовании известно, по-видимому, лишь некоторым специалистам-археологам, да еще Александру Асову (помимо всего прочего, ныне являющемуся сотрудником редколлегии журнала "Наука и религия"). А. Асов восстановил по крупицам, по разрозненным преданиям, сведя их воедино, древние славяно-арийские Веды ("Звездная Книга Коляды" и ряд других источников), и пришел при этом к ряду довольно интересных выводов, в том числе, о реальном существовании в период примерно II - IV тысячелетий до н.э. матриархатического государства - той самой легендарной Амазонии. Причем находилась эта Амазония аккурат севернее Скифии, т.е. на территории Украины, Ставрополья и южной части теперешней Европейской части России. На этих землях проживали "женоуправляемые" "доарийские" праславянские и сарматские народы. Их общественный строй из описанного Асовым до конца не ясен, но, по-видимому, он уже не был первобытно-общинным. Вероятность того, что все это правда, подкрепляется находками древних захоронений женщин (в т.ч. знатных) в боевом облачении. Итак, дело за малым - инициировать проведение в районе Боровского Аула раскопок довольно большого кургана, о котором пишет Асов. Высота и диаметр этого кургана вполне коррелируют с праславяно-ведическим описанием столицы Амазонии - Роксонаки. Посередине Роксонаки находилась большая пирамида царицы Амазонии Зарины. Известна примерная высота этой пирамиды и размеры города. Таким образом, если в этом кургане действительно обнаружится что-нибудь подобное описанному, то это произведет настоящий переворот в современных представлениях о древней истории. После этого туристы уже будут ехать смотреть не на египетские пирамиды фараонов, а на нашу, российскую, пирамиду царицы Зарины. Вышесказанное подтверждается также и тем, что в ведических источниках, описанных Асовым, все мужские имена - арийские или скифские, например, Мадий, влиятельный мидийский скиф, а все женские имена имеют отчетливо выраженный славянский характер: Зарина, Скрева, Древа, Полева, Мирина. Кстати, Мирина - было, по Асову, тронное имя, или, как я понял из написанного им, что-то вроде имени-звания амазонских цариц. О работах А. Асова подробнее можно прочитать в отдельных номерах журнала "Наука и религия", начиная с 1996 года, где время от времени публиковались его статьи на эти темы. Там же, в редакции, можно заказать книги с воссозданными им ведическими текстами ("Звездную книгу Коляды" и другие). Сам я, к сожалению, не смог этого пока сделать, потому что не было денег на наложенный платеж за присылку книг бандеролью по почте.2. К Чеченскому вопросу. Почему возникает экстремизм.
2.1. "Не сотвори себе кумира".
О кумирстве идеи и культе моральных ценностей. Во все века народам Исламского Востока были свойственны экспансивность, темпераментность, независимость, гордость, воинственность, а также жестокость, часто злопамятность, предрасположенность к возникновению разных форм тоталитарного правления, деспотий и тираний с жестокими кровавыми законами, к возникновению и развитию тех или иных радикальных и ультрарадикальных, экстремистских течений на религиозно-идеологической основе. Жизнь там всегда была подчинена жестким правилам и законам Шариата. В то же время, в Грузии, например, или в Армении, граничных точках распространения христианства при близких к восточным этнических корнях, ситуация совершенно другая, духовный фон несколько глубже и развитее, в отличие от однообразно-жесткого исламского, общество демократичнее, а уровень воинственности, агрессивности, склонности к крайностям вроде деспотий и терроризма меньше (даже несмотря на Абхазский конфликт, который, впрочем, все же удалось привести в состояние некоей, хотя и малоустойчивой, но ремиссии, когда людей не похищают и терактов не совершают, чего не скажешь о Чечне). Одной из характерных особенностей исламского общества является некоторая недоразвитость, односторонность и даже искаженность их миропонимания в связи с особенностями формирования Ислама как религии. В самом деле, сравним две религии, мусульманскую и христианскую. В Евангелии в максимально возможном по тем временам объеме сделаны попытки привить прежде всего мироощущение и миропонимание, философскую систему мира. Когда фарисеи и книжники обращались к Иисусу Христу с теми или иными спорными вопросами, испытывая его, то он выходил из ситуации, трактуя ее не с точки зрения буквы законов, а с точки зрения духовного и философского понимания жизни, из которого и становится ясен смысл и назначение тех или иных моральных законов, правил и т.п., фактически, речь идет о том, что правила и законы есть лишь средство к духовному развитию, а никак не самоцель. Законы ради выполнения законов лишены смысла. Законы и моральные нормы есть средство для достижения категорий более высокого порядка и ими же обуславливаются. Типичных примеров в Библии, а точнее, в Новом Завете немало (Ветхий Завет несколько устарел с точки зрения уровня миропонимания, трактует все слишком буквально, хотя и в нем за каждой притчей тоже стоит та или иная реальная духовная или философская идея, и вообще, Ветхий Завет имеет ряд огрех, замеченных, например, Спинозой), в том числе, например, известный случай с блудницей, которую хотели закидать камнями. Да и вообще, что, скажем, на самом деле стоит за заповедью "ударили по щеке - подставь другую", почему "нищие духом блаженны" и "их есть Царствие Небесное"? Чтобы понять смысл этих заповедей, понять, почему в них сказано именно так, а не по-другому, нужно понять саму сущность духовного развития сознания человека, и тогда становится понятен на первый взгляд для кого-то даже тарабарский смысл этих правил и заповедей. Но чтобы понять заповеди, нужно как бы подняться над ними, воспринимать истины на более высоком уровне. Только поднявшись над чем-то, можно это понять и осмыслить. Механистическое же, то есть фарисейское по сути, бездумное соблюдение правил есть, наоборот, ограничение своего миропонимания рамками заповедей и норм без их понимания, своеобразное замыкание внутри них, когда, ввиду того, что эти нормы являются самостоятельной и высшей субъективной ценностью, очень трудно выйти за пределы этой ценности, ибо индивид не может, не в состоянии помыслить себе чего-либо более высокого, чем эта ценность, к тому же, если это все же случается, то сознанием человека такое будет восприниматься как кощунство, покушение на нечто святое и незыблемое. В самом деле, как можно принижать то, что считается превыше всего? Это порождает духовную и психологическую зависимости от указанной субъективно высшей ценности. При такого рода зависимости, если она достаточно долго развивалась, всякое кощунство может уже начинать вызывать сначала чувство протеста, несправедливости, а потом - агрессию, ненависть ко всем, кто осмеливается хотя бы как-то критиковать эту ценность, жить не в соответствии с ней и соответствующими заповедями, вплоть до безудержного желания уничтожать всех неверных, что и имеет как раз место у исламских экстремистов. То есть, для них всех характерна ненормально высокая психологическая зависимость от этой идеи.Фактически, они уже давно поклоняются не Богу, а кумиру, идолу в виде данной идеи. Это больше культ идеи, чем культ Бога. А Бог на самом деле - не идея или догма, или норма общественной морали, он - выше нее. Но для мусульман (как и для любых других фарисеев) понятия Бога и Закона смешаны фактически в одно понятие, отождествляются друг с другом. К тому же то, что считается незыблемым, труднее меняется и развивается в сознании людей и общества в целом, так как оно незыблемо, то есть любая мысль о модификации главной идеи тоже воспринимается как грех и кощунство. Именно это и тормозит общее развитие той или иной формации, идеологической системы, где описанные явления имеют место. По этой причине мусульмане в развитии своего сознания и мировосприятия застряли где-то в районе XII-XIV веков, переживая сегодня все те фазы, которые христианство проходило в период средневековья. Миропонимание и мироощущение фарисеев в любой религии, какой бы совершенной и проработанной она она ни была, уже и поверхностней, осознание истин бытия более упрощенное, менее гибкое, менее развивающееся, и более подверженное тем или иным искажениям, ибо то, что не понимается в своей основе, а лишь принимается на веру, мало того, что перестает работать вообще, но еще к тому же впоследствии может быть перетолковано любым образом. Конечно, такое перетолковывание либо возникает постепенно, незаметно (иначе оно будет воспринято как кощунство и уничтожено), либо в момент своего возникновения оно не противоречит формальному пониманию истин и базовым ценностям учения, из которого оно проистекло. Возникнув же, это течение становится вскоре точно такой же ценностью-кумиром, ценностью-идолом, как и исходное учение, что и определяет его высокую живучесть. Действительно, радикальные течения в Исламе возникают достаточно легко, так как все они не противоречат формальному пониманию истин, допускающему, ввиду своей неразвитости, самого разнообразного толкования, и как правило, очень живучи. Буквалистическое перетолковывание идей тем или иным лидером, в которое удалось обратить достаточное количество людей, становится такой же сверхценностью, как и исходная идея и, соответственно, так же устойчиво в сознании тех, кто принял это учение. По той же самой причине кумирства моральных и духовных ценностей мусульманский Восток вообще не приемлет любой уклад жизни, отличный от шариатского - это есть принижение его устоев, считающихся незыблемыми. По этой же причине там так легко возникали и возникают деспотические режимы - все их основатели - фанаты базовой идеи, а их тирания - это культ идеи, моральных законов, подобно тому, как у нас был культ личности. Все, кто покушается на базовую ценность, там подлежат уничтожению или пыткам. Есть секты "протестантско-буквалистского" типа вроде "Московской Церкви Христа" или такие, как "Свидетели Иеговы" - они существуют за счет тех же самых факторов, с той лишь разницей, что кумирство идеи там насаждается не стихийно, а уже целенаправленно, в некоторых случаях даже с применением психоманипуляционных (суггестивных) методов воздействия (внушения) на сознание людей.2.2. Роль любви в психологии человека и общества.
Христос и его последователи в том или ином виде подчеркивали важность и такого понятия, как любовь. "Бог есть истина". Но, кроме того, "Бог есть Любовь" - сказано в Евангелии от Иоанна. По Магомету же, "Аллах" - лишь "ясная истина". И это неспроста. Это фундаментальная духовная категория, которая так или иначе оказывает влияние на все без исключения, а в применении к психологии это одна из важнейших категорий, которую и ныне недооценивают многие психологи и психотерапевты, часто идущие по ложному пути, когда эффективные в одних случаях психотерапевтические приемы оказываются в других случаях совершенно бесполезны, или когда в результате симптоматического устранения одной проблемы вместо нее вскоре возникает, откуда ни возьмись, другая, еще более серьезная. Именно фактор любви недооценивают педагоги, когда ребенок, не чувствующий в достаточной мере любви воспитателя и получающий вместо нее нотации и наставления (что, кстати, тоже не что иное, как вышеописанное кумирство моральных ценностей), отторгает, отвергает прививаемое ему воспитание и перенимает, из чувства противоречия, все прямо противоположное, все дурное. Именно любовь (межчеловеческая любовь, любовь к миру, к людям вообще, и т.д.) уходит сначала оттуда, где несколько позже даже самые высокоморальные законы и нормы превращаются в бездушную догму, не вызывающую ничего, кроме психического дискомфорта. Можно представить также, чем отличается сплоченный коллектив, где каждого уважают как личность (экипаж погибшего "Курска", например), от коллектива, где требуют только подчинения, дисциплины, выполнения работы в срок, и любые проблемы работников, независимо от обстоятельств, ставят им в вину (очень и очень многие коллективы, особенно, как ни странно, в научной среде, как минимальный безобидный случай в виде бездушия, черствости друг к другу и муке ближнего, или, как крайний случай, "дедовщина" в армии). Действительно, общество, наполненное любовью, является более здоровым, более устойчивым, менее подверженным разного рода искажениям в развитии. Общество, где любви нет, наполняется озлобленностью, агрессией, страдающий и не получающий поддержки человек может сломаться, тогда он озлобляется на весь мир и на себя самого. Если обиды, злоба, агрессия не выводятся, но и не разрешаются (например, забытая, но не прощенная обида), они уходят в подсознание и начинают отравлять его изнутри, начинают искажать затем сознание, разум человека, могут приводить к различным отклонениям от легких невротических навязчивых состояний, страхов и проч., порой не осознаваемых даже самим человеком, до бредовоподобных отклонений в восприятии действительности с жесткими фиксированными эмоциональными установками, порождающих, например, волнения футбольных фанатов, являющие собой не что иное, как острый приступ массового психоза (даже если каждый из участников потасовок в обычной жизни до и после этого вел себя внешне как нормальный человек). В наиболее тяжелых случаях все это ведет к расстройствам психики, к шизофрении, или к так называемым психопатическим и реактивным состояниям. Итак, чтобы агрессия не накапливалась, должен существовать тот или иной механизм, техника нейтрализации агрессии, которые помогали бы людям не просто, скажем, простить обидчика (непрощенная обида есть психологическая зависимость, простить ее означает от такой зависимости избавиться), но и вообще, разрешить свои проблемы, прийти в согласие с самим собой, то есть то, чем отчасти пытаются заниматься психологи. В христианстве изначально предусматривался и имеется подобный механизм - это институт покаяния и исповеди. Однако даже он на сегодняшний день "отстал от жизни", не учитывает всей специфики современного менталитета человека, особенно в случаях с неординарными, особенного склада личности людьми, тщетно, хотя и искренне пытающимися разрешить у батюшки свои, часто весьма серьезные и специфические проблемы. Батюшки в таких случаях стандартно посылают в монастырь, в послушание, "стригут под одну гребенку". И опять таки, одна из причин этого есть недопонимание истин, недоосмысление бытия, в данном случае, в христианстве, хотя все же христианство в этом продвинутее, чем Ислам, ведь христианство уже почти изжило инквизицию, никто давно не идет ни на кого крестовыми походами, недалек тот день, когда разрешатся противоречия между католиками и православными, это случится, когда восприятие истин перейдет на новый уровень, где все противоречия становятся легко объяснимыми, разрешаемыми и попросту совершенно несущественными. У влюбленных (настоящих влюбленных, а не тех, кто лишь удовлетворяется физиологически) есть свой механизм разрешения психологических проблем - это просто нахождение двух влюбленных вместе, взаимное глубокое утешение и участие друг в друге, глубокое взаимопонимание, полная открытость друг другу, когда гной выходит из психологического нарыва и льются, льются ручьем слезы счастья и любви, как теплый летний ливень... Невыплаканные же слезы, как и непрощенные обиды, копятся там же, на подсознании, и приводят к аналогичным по сути и симптоматике явлениям. Человек, не получавший утешения, тоже озлобляется, но уже немного по-другому, иногда менее заметно, даже для себя, но с более значимыми последствиями. Он более подвержен неврозам навязчивости, более раздражителен. Если при этом он даже рефлексирует и чувствует ненормальность происходящего с ним, то все равно он не в силах преодолеть свою агрессию, и лишь входит в затяжной конфликт с самим собой. Некоторые особо ослабленные индивиды такого не выдерживают и пополняют ряды заболевших Schizofrenia Simplex среди молодежи, особенно интеллектуальной (студенчество). Действует такой механизм и между матерью и ребенком, однако при условии, что мать по-настоящему любит ребенка и не нуждается сама в обильном восстановлении изрядно потрепанного психического самочувствия и/или психотерапевтической помощи, а миропонимание матери и понимание ею собственного ребенка, мотивации его поведения правильно сформировано и развито. В противном случае между матерью и ребенком может возникнуть непонимание, затяжной конфликт, более или менее труднопреодолимая трещина в отношениях, с соответствующими последствиями. Во всех этих тем или иным образом связанных с любовью случаях можно, кстати, выделить одну деталь - это чувство над собой "психологического покровительства" любимого человека. Чтобы почувствовать себя по-настоящему счастливым, нужно почувствовать себя как бы во власти любимого человека. Нужно преклониться перед ним. Поэтому гордые люди в меньшей мере могут прочувствовать счастье любви, чем негордые, да что там, бывает, порой они попросту глушат в себе чувство любви в угоду чему-то другому - независимости, своей собственной самости... Похоже, что в Исламе никаких механизмов, подобных вышеописанным, нет. Поэтому агрессия - озлобленность, внутреннее (т.е. в своей душе) и внешнее (т.е. на сознании) недовольство собой, своей судьбой, окружающим миром, внутренние и внешние претензии к ним там накапливаются особенно легко и в больших количествах.2.3. Вытеснение любви культом моральных ценностей.
Хроническая и острая фазы деградации общества. Если в некотором обществе имеет место кумирство моральных ценностей, многие естественные проявления любви либо начинают входить в конфликт с базовой идеей и постепенно подавляются, либо, что бывает чаще, постепенно подменяются этой идеей и также перестают проявляться. То есть ценностный акцент с любви переходит на ценность-кумир, и любовь девальвируется в пользу ценности-кумира. По этой причине в сильно идеологизированном обществе постепенно, но верно падает взаимопонимание между людьми, что внешне незаметно, пока сознание людей регламентировано идеологией, и сразу же дает о себе знать, когда эта идеология, работавшая в качестве сдерживающего фактора, оказывается поколебленной: немедленно начинается взрывной процесс, выглядящий, как стремительная труднообъяснимая деградация данного общества и людей в нем. Все подспудно накапливавшиеся на протяжении длительного периода времени искажения сознания в один короткий момент времени выходят наружу и хроническое заболевание переходит в свою острую фазу. Именно это имеет сейчас место в России. Более подробно это можно изложить так. У агрессии есть два источника: первый связан с кумирством моральных ценностей и, соответственно, сознательным или подсознательным (неосознанным) желанием "уничтожать неверных", приписыванием всех бед козням врагов, империалистов, сионистскому заговору, проч., и агрессия, соответственно на них - то есть желание уничтожить все, что выходит за рамки ценности-кумира, абсолютизировать ценность-кумир, подстроить весь мир под ценность-кумир. Второй источник агрессии - это недополучение человеком любви (недопонимание между людьми, бездушие, черствость, формализм, бессердечие, отсутствие моральной поддержки друг друга), в результате чего он легче озлобляется на мир, себя и свою судьбу. Если агрессия накапливается внутри, в душе, человек даже может и не отдавать себе в этом отчета. Чем меньше в обществе суммативной любви (взаимопонимания, взаимоподдержки, участия, взаимопомощи, утешения и т.п.), тем больше в нем агрессии (как внутренней, т.е. в душе, так и внешней, т.е. в сознании, озлобленности, претензий к себе, к судьбе, к окружающему миру), тем быстрее эта агрессия накапливается, больше суммативной до поры до времении непроявленной озлобленности на мир и на себя, на свою судьбу. Причем агрессия и производные негативные искажения сознания накапливаются подспудно, сначала в сознаниях и подсознаниях людей, потом в общественном сознании и менталитете, искажая его изнутри, фенотипические искажения, далее, откладываются генетически и передаются потомкам, делая их более предрасположенными к той же самой группе отклонений менталитета, ослабляя их ментальное здоровье, они же в неявном виде передаются через воспитание родителем или воспитателем, уже самим имеющим отклонения в своем сознании. Генетические отклонения психогенного происхождения, кстати, оказываются не менее серьезны, чем таковые от неблагоприятной экологии, радиации или вредных для здоровья привычек. Общий фон такого социума сам по себе уже становится тягостным, даже если это не осознается человеком, и даже ментально здоровый человек, испытывая неосознанное давление такого общества, может прийти в состояние некоего психологического истощения и, далее, также получить те или иные психотравматические отклонения. Негативный процесс захватывает в той или иной мере все данное общество, всех входящих в него индивидов, постепенно развиваясь, хронически, подспудно. Но стоит только хотя бы слегка поколебаться стержневым устоям общества, как все это прорывается наружу и начинаются массовые волнения, потрясения, революции, или, например, стремительная скоротечная деградация всего общества, как имеет место сейчас в России. На острой фазе психосоциального заболевания погибли многие древние цивилизации, например, Древний Рим. Причем интенсивность такого процесса стремительного распада общества и его глубина тем больше, чем дольше была продолжительность предшествовавшего периода накопления искажений. Следовательно, чем дольше длилось и чем более жестким было деспотическое, тоталитарное правление, тем сильнее будут потрясения после его прекращения. В обществе, основанном на исламской идеологии, легче возникают и развиваются различные экстремистские направления вроде ваххабизма или талибанства. Все они питаются порожденной кумирством моральных ценностей агрессией. Другой источник агрессии, как сказано выше, связан с недополучением человеком любви. В случае с шариатским обществом имеется фактор, способствующий особенно активному накоплению такой агрессии - это положение в шариатском обществе женщины. Действительно, женщины на Исламском Востоке находятся в жестком подчинении, в зависимости у мужчин. У самих же мужчин всегда было преувеличено чувство собственной самости, собственной ценности, культ мужской силы, мужских достоинств, они вообще не привыкли ни перед чем склоняться, кроме Аллаха, которому они, как сказано, часто поклоняются по фарисейски, без духовной работы. Поэтому чувство "психологического покровительства" со стороны женщины там было и остается сильно затруднено, стало быть, и настоящей любви там испытывало сравнительно небольшое число людей - в основном те, кто, выполняя предписания общества, мог в то же время подняться над ними. Это было нелегко, соответственно, случаи настоящей любви на Востоке были редки, но необычайно ярки и красивы. В основной же массе случаев мужчины на Востоке фактически могут распоряжаться судьбой женщин, как им захочется, как собственностью, там нет того трепетного отношения к женщине, которое является необходимым атрибутом общества, в котором в чести такое понятие как любовь. При таком отношении к женщине трудно прочувствовать до конца утешение близкого человека (т.е., в данном случае, женщины). Как было сказано выше, чтобы почувствовать себя счастливым, нужно почувствовать себя как бы под "психологическим покровительством" любимого человека, как бы принадлежащим ему, в его власти. Гордому и самодостаточному это сделать труднее, чем психологически смиренному. Тем более трудно это сделать, если женщина считается существом более низкого порядка, чем мужчина. Идея Джихада или Газавата (точнее, ее толкование) есть один из результатов неразвитого мировосприятия. Она принимается в качестве формального морального оправдания всех действий исламских фанатиков, подкрепляемых, с другой стороны, ненавистью ко всему миру, озлобленностью на все и вся. Агрессия накапливается обоими указанными выше способами. Особенно активные и подверженные искажениям сознания индивиды вроде тех же Бен-Ладена, Хаттаба, на которых сублимируется социальный заряд агрессии, заводят других, собирая их в бандитско-мафиозные общественные образования, имеющие необычайно высокую живучесть. Так волки или одичавшие псы сбиваются в стаи и не щадят никого и ничего на своем пути. В остальной же части исламистски (шариатски) построенного общества, как правило, имеет место длительное хронически-вялотекущее социальное заболевание. Ввиду описанного выше отношения к женщине и женственности вообще, и преувеличенной значимости мужского начала, как чего-то самодостаточного, возникает также такая эмоция, как гордыня. А у самодостаточных мужчин имеет место преувеличение своих сил, иллюзия собственного часто преувеличенного контроля над собственной судьбой, которая основана на благополучии жизни некоторых наиболее влиятельных индивидов, не знавших таких вещей, как одиночество, психологическое страдание и т.п. и соответственно формирующих точку зрения остального общества. Если у таких людей возникают неудачи, они досадуют и озлобляются сами на себя, а затем опять-таки на окружающий мир, который посмел их ущемить в том, что они считали принадлежащим себе по праву рождения. Пока что это еще очень трудно сказать. Выше был поставлен диагноз. Нужно придумать, как адекватно лечить болезнь. Если болезнь, как сказана выше, подобна онкологии, то мирный путь Хасавюртовского типа есть просто отсутствие лечения, а военный подобен химиотерапии или рентгеновскому облучению опухоли, которые лишь немного облегчают болезнь, слегка пришибляя, но не убивая до конца опухолевые клетки. Действительно, сколько ни "мочат" боевиков, а все продолжаются теракты и подрывы на фугасах. И даже если поймают Хаттаба с Басаевым, через некоторое время могут появиться другие, которые под видом мирной жизни снова тайком начнут бандитскую деятельность. И так снова и снова. И даже формирования национальной милиции могут не помочь, злокачественный процесс может захватить и милицию, и любые органы местного самоуправления вообще. Конечно, Басаева с Хаттабом очень желательно изловить или уничтожить, а активных в данный момент вооруженных боевиков добить. Но параллельно нужно изыскивать и какие-то другие методы. Первое, что приходит в голову, это просветительские, философско-разъяснительные, общеобразовательные и другие подобного рода мероприятия, то есть коррекция перекосов, дефектов в мировосприятии и общественном сознании. В этом должны участвовать правильно мыслящие этнологи, психологи, социологи, по-настоящему мыслящие деятели духовенства всех актуальных в данной области религиозных конфессий, и, прежде всего, философы всех направлений. Сообща должны проводиться поиски совершенно новой философской основы жизни, основанной на новых уровнях миропонимания исходя из всего опыта современного человечества, в рамках которой непримиримые ранее противоположности окажутся половинками единого целого, непримиримые ранее конфессии примирятся, так как им будет уже попросту не о чем спорить с позиций нового понимания старых истин, и т.д. Ввиду всего описанного выше по тексту любой другой принцип построения общества на Востоке считается неправильным, греховным, отвергается по определению, аксиоматически, любая другая культура считается в корне неверной, сатанинской, а сама исламская культура как таковая в некотором роде самоизолирована от остального мира. Поэтому вышеописанные просветительские меры могут дать какой-то результат не сразу и с большим трудом. Очень трудно придумать что-либо такое, что могло бы привлечь к себе активное внимание со стороны исламской интеллигенции, послужить для нее альтернативным авторитетом и заставить задуматься над самими собой, над собственным историческим опытом и собственным мировосприятием, дать толчок к поискам. Никаких других философских или религиозных авторитетов, кроме как из собственной среды, на исламском Востоке не приемлют, единственно, где есть подвижки - это в России, где христиане и мусульмане часто хотя и не приходят к консенсусу, но оказываются уже в состоянии мирно сосуществовать в пределах одной географической или социальной области, и мечети мирно стоят рядом с церквями, а христиане и мусульмане ходят друг к другу в гости. Поэтому на территории, например, Татарстана все пока что благополучно. На территории же Кавказа, ввиду влияния центров исламского экстремизма и наложившихся на него особенностей местного этносоциального развития, имеются известные проблемы. И там могло бы иметь определенное значение то, что необычное и очень значимое открытие в археологии будет сделано именно недалеко от территории Северного Кавказа, если верить А. Асову, недалеко от Боровского Аула на берегу Терека, при раскопках находящегося там большого кургана.3.1. Столица Амазонии -
некоторые возможные аспекты ее открытия. Прямо в непосредственной близости от одной из самых патриархатических территорий будет найден центр древнего матриархатического государства, древней цивилизации с прямо противоположным построением общества, чего по теории Ислама не должно быть возможно физически. Просто отстраниться, изолироваться от этой темы будет уже сложнее, и поневоле теоретики патриархата начнут относиться к этой теме более объективно. Они будут вынуждены ломать свой вековой стереотип "кобыла - не лошадь, курица - не птица, женщина - не человек". Повышение авторитета женщин не замедлит благотворно повлиять на психологию людей и впоследствии будет способствовать снижению параметра "коэффициент агрессии". Предрасположенность к экстремизму и жестокости вообще будет постепенно уменьшаться. Возрастет также количество браков по любви, что тоже будет способствовать оздоровлению социопсихологической атмосферы. Да и вообще, дополнительное стремление к поиску точек соприкосновения, общих особенностей, областей взаимопроникновения культур, общей, в сущности, философской первоосновы в деле достижения мира и согласия между людьми любых народностей, культур и конфессий никогда нигде не будет лишним. Конечно, эти мои рассуждения достаточно наивны, но, как говорится, "главное - начать, чтобы процесс пошел". А потом, когда "процесс пойдет", станет ясно, как можно его "углубить и сформировать".3.2. Думать своим умом, а не чужим.
Кроме того, каждый человек должен учиться думать сам, своим умом, а не умом стихийного лидера с искаженным сознанием и мировосприятием, или умом тех, кто назойливо и нудно вдалбливает по телевизору, за кого нам голосовать, или проиграешь, какую певицу слушать, какие подгузники надевать на попки младенцев, или шаблонными стереотипами, навязываемыми обществом, такими, как мода, например. Чем больше люди думают чужим умом, тем больше проблем появляется в обществе. Так, та же мода начинает уже принимать совершенно гротескные, нелепые формы, когда очень модно ходить в одинаковых, хотя и очень странных нарядах, делать какие-то жуткие татуировки, и т.п. Дошло до того, что люди "тащатся" от музыки, которая в обычных условиях им вовсе не понравилась бы, их сознание настолько податливо, что ему можно внушить любые мысли, даже откровенно чужеродные, не соответствующие мировосприятию, так, что они станут своими собственными мыслями человека... Коррекция этого опять-таки могла бы произойти в процессе выработки новой философии жизни.4. О состоянии интеллигенции в России.
Вот только кому же предстоит вырабатывать новую философию жизни, которая позволила бы (помимо столицы Амазонии) людям углубить свое понимание? Кому-то нужно тогда заниматься этой самой просветительской деятельностью, генерировать идеи и философские концепции, а кому-то - их распространять (публиковать, разъяснять, размещать в интернете и т.п.) И очень активно. Между тем именно об этом-то и нет пока никакой речи - интеллигенция в данный момент сама предельно разобщена, разрознена, каждый только сам за себя, соответственно, пассивна и податлива, к тому же лишена правильных или вообще сколь-нибудь четких жизненных принципов и ориентиров, ценностных установок, с ней можно делать что угодно, ее можно купить, обмануть, ее можно, если захочется, просто переломать по отдельности, как спички. А чтобы активно действовать, нужно сначала объединиться и выработать какие-то общие точки соприкосновения, что совсем не происходит. Отчасти это также связано и с материальным достатком большинства думающих людей: скажем, те, кто имеет достаточно денег на свой собственный компьютер и доступ к интернету, даже не умеют толком этим воспользоваться, лишь считанные единицы создают те или иные по-настоящему интересные сайты в интернете, остальные тратят свое жизненное время на бессмысленную болтовню в web-чатах и по ICQ. Те же, кому действительно есть, что сказать, о чем написать в интернете, и кто мог бы там горы своротить, не в состоянии вообще ничего сделать. У них нет интернета, или, в лучшем случае, есть жалкие урывки времени в интернете, за которые попросту невозможно произвести никаких действий, в основном, у знакомых, у кого есть компьютер и интернет если не дома, то хотя бы на работе. Пример с доступом к интернету - лишь один из случаев. Можно привести немало других примеров, не говоря уже о творчестве или искусстве, когда у художника нет денег на краски, у талантливого молодого писателя - средств на публикацию в издательстве, а у пусть даже очень талантливого певца - средств на наем продюсера и оплату начальной "раскрутки" (большинство молодых эстрадных исполнителей сейчас - это молодежь из состоятельных семей), когда безвозвратно умирают веками существовавшие народные промыслы, невосстановимо гибнут многие начинания... Следовательно, здесь никак не обойтись без целенаправленной государственной политики поддержки интеллигенции и творческих людей.5. Немного об общем состоянии дел.
В то же самое время, механистические (технократические) попытки выправить положение в политике и экономике будут даже сейчас приживаться с большим трудом. Потому что в общественном сознании и сознании конкретных людей, начиная высокопоставленными чиновниками, бездарными с точки зрения созидательной деятельности, но чрезвычайно одаренными по части интриг, подтасовок и жульничества всех видов, и кончая простыми людьми, идут опасные катастрофические деградационные процессы. Духовность стремительно падает. Уровень образованности, воспитанности и кругозора стремительно падает. Любовь сравняли с сексом, и стало видно, что неспроста в некоторых древних культах сексуальная тема была священным таинством - можно сказать смело, что ни мата, ни разврата тогда почти не было. Сейчас в сознании людей растет параметр, который можно назвать "коэффициентом агрессии" (накопленной в душе, становящейся частью характера злобы на мир, на окружающих, на себя самого, и т.д., претензий к ним). Матерные выражения в силу агрессии, накопленной на подсознании и требующей разрядки, стали нормой, как медленный вариант того, что может выливаться и в мордобой, из-за чего драки между провинциальными и заезжими, между парнями разных дворов или того же двора, и т.д., стали обычным явлением. 50% речи молодежи, особенно парней, да и взрослых не из числа интеллигенции представляют собой разнообразные матерные междометия. В детских садах уже в начале 80-х годов, если не раньше, появилась стойкая тенденция у детей отторгать прививаемое им воспитание, в то же время активно перенимая все дурное откуда только можно. Причина была (и сейчас остается) в отсутствии в воспитании детей элемента искренней любви к ним со стороны воспитателей (об этом написано выше). Те, кто собирается стать педагогом, должны, возможно, проходить тщательный отбор по специальным тестам. Кроме того, нужно ввести в воспитание такой элемент: когда рассказывают или пишут для детей о начальных понятиях о сексе (как это имеет место сейчас), одновременно нужно давать начальные понятия о любви как о чувстве, дающем или высшее счастье, или самые сильные страдания, и которое имеет налет некоей священности, таинства. В мою бытность ребенком мне часто приходилось слушать в детском саду стишки на тему "о пиписьках", с особым упором именно на тематику органов промежности и связанных с ними физиологических отправлений, а также скабрезные диалоги-дразнилки вроде "Сколько будет сто плюс сто? - Двести. - Снимай трусы, иди к невесте.", или "Кто родился в жопе негра, отзовись!" (почему "в жопе", понятно, но почему "негра" - можно лишь догадываться, но это сейчас не столь важно). По этой же причине девиации вроде ранней юношеской гомосексуальности в начале периода полового созревания. Позже, уже в школьный период, по крайней мере, в 80-е годы, были часты ситуации, когда урок практически ничем не отличается от бурной перемены. Пять или шесть наиболее хулиганистых учеников заводят всех остальных, в классе стоит шум и гам, учитель либо делает жалкие малоуспешные попытки хоть как-то вести урок, либо даже, плюнув на все, вообще уходит в учительскую. То, что творится в классе после этого, окончательно начинает напоминать палату для буйнопомешанных. Причем, на одних уроках галдят больше, на других меньше. Например, где я учился, хуже всего было на уроках рисования, литературы и трудового обучения, зато на географии и английском языке было почти совсем тихо. Это во многом зависит от личности учителя. Причем, строгость учителя - лекарство, действующее на симптомы, а не на их причины, и прекращающее действовать на следующем же по расписанию уроке. И сейчас, разнузданные пьянки в студенческих общежитиях, когда студенты, напившись, начинают всячески травить нормальных соседей по комнате, так что приходится ночевать на вахте общежития, это также обычное нынче явление повсеместно, в любых ВУЗах. Это все симптомы, которые свидетельствуют о том, что процессы деградации уже тогда шли полным ходом. И наблюдая за детьми в детсадах и школах, можно эффективно диагностировать общество и строить прогнозы развития многих процессов в нем.6. Заключение. Еще раз о том, что нужно делать.
Чтобы выправить положение, нужно, как сказано выше, выработать совершенно новое миропонимание, нового типа идеологию, философию и концепцию жизни, отвечающую всем современным реалиям и достижениям философии, психологии, новую расстановку, акцентировку жизненных ценностей, понятий "целей/средств" (что есть настоящая цель, а что - средство для этой цели, а не самоцель, например, иметь много денег и влияние в обществе - не самоцель, а средство для созидания и творчества, которые, в свою очередь, есть средства для развития и для углубления мироощущения и мировосприятия). Вырабатывать эту самую новую философию жизни (она же та самая пресловутая "новая национальная идея") некому, кроме как людям интеллигенции, культуры, искусства, гуманитарных наук, людям творческим и просто мыслящим, думающим людям. Поэтому нужна политика, направленная на поддержку указанных людей, их защиту, помощь им, и т.д. Для этого нужно создать нормальные условия людям искусства, культуры, гуманитарных наук и философии. Дать им специальные дополнительные права. Часть элитных квартир по определенным критериям бесплатно раздать тем художникам, у кого нет места для мастерской (студии), маргиналам, а также некоторым радиолюбителям. Кое-кому дать бесплатный доступ в интернет, чтобы могли публиковать свои статьи и обмениваться с другими коллегами информацией в режиме реального времени, сообща генерируя мысли и идеи (в том же интернете сейчас основная масса публики - заземленные, недалекие люди, достаточно зайти на любой чат, чтобы в этом убедиться). Право на неприкосновенность материальной, интеллектуальной, творческой, духовной собственности. Возможно даже, какие-нибудь спецдотации. И много чего еще. Тогда только процесс выработки этой самой идеологии (той самой пресловутой "новой национальной идеи") стронется с мертвой точки. Ибо эту самую "национальную идею" вырабатывают именно такие люди, а вовсе не "новые русские" с их недалекостью, необразованностью и эгоизмом.
P.S. Как известно, у нас в стране до сих пор нет единого мнения относительно того, каков же должен быть новый гимн России. То музыка не подходит, то слова не такие... На самом же деле все объясняется чрезвычайно просто. Любой государственный гимн есть некое выражение коллективного национального самосознания и национальной идеи того или иного государства. А как раз этого-то в данный исторический момент в России нет. Совершенно. Есть только осколки прежней социалистической идеологии, за которые держатся люди старшего поколения, и зияющая духовная пустота, стремительно поглощающая все остальное... До тех пор, пока не начнется духовное возрождение общества, до тех пор у нас не будет и нормального гимна.
[ Другие произведения ] [ Гиперинтеллект России ] [ На главную страницу ]