НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СВЕТСКОЕ ВОСПИТАНИЕ |
Национальная программа «Гражданское образование и светское воспитание населения Российской Федерации в XXI веке» (далее - Программа) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законом РФ «Об образовании» с учётом предложений федеральных органов и неправительственных организаций, мирового опыта и практики обучения гражданственности через образование и программ «Образование для всех».
Программа направлена на развёртывание в стране современной системы гражданского и светского обучения, воспитания и просвещения населения России с целью формирования у граждан современного инновационного сознания, развития конкурентоспособного менталитета, повышения уровня их цивилизованности, нравственности и гражданской, светской культуры поведения, что должно содействовать консолидации гражданского общества, формированию ОБЪЕДИНЁННОЙ НАЦИИ (по формулировке ООН) и в итоге позволит более эффективно проводить государственную политику России по реализации и отстаиванию национальных интересов и приоритетов как внутри страны, так и в мировом сообществе.
Программа ориентирована на все социальные слои и возрастные группы россиян, предусматривает охват всего населения Российской Федерации и определяет основные принципы, пути и этапы становления, развития и координации системы гражданского образования, воспитания и просвещения.
Программа основывается на общегуманистических и общечеловеческих ценностях, на принципах научности, демократизма, равнодоступности, одинаковости понимания, системности и преемственности, учитывает исторические, социальные, ментальные и этические особенности современного развития российского общества и государства, тенденции развития отечественной и зарубежной практики гражданского воспитания, образования и просвещения, а также рекомендации ЮНЕСКО.
Государственным заказчиком Программы является Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека. Разработчиком и общественным координатором Программы является в соответствии со своим Уставом Общество «Знание» России.
Социально-экономические изменения, последовавшие за распадом СССР и переходом Российской Федерации к рыночной экономике, социальная дифференциация общества, резкое обнищание большей части жителей страны, приведшие к девальвации духовно-нравственных ценностей, оказали негативное влияние на общественное сознание россиян, характерными чертами которого стали: упадок нравов, вакуум подлинных ценностей и снижение гражданской ответственности населения. Это вызвало снижение уровня образованности и культуры, нравственности и патриотизма у жителей страны, одновременно повысив пренебрежение к разуму, морали, здравому смыслу, правам и обязанностям человека и гражданина, что стало причиной неуважительного, а подчас и циничного отношения к закону, к согражданам, к обществу, к социальным и государственным институтам страны.
Наблюдающийся в стране низкий уровень развития институтов и традиций гражданского общества и правового государства в условиях недостаточной разработанности государственной политики в области формирования национального сознания и светской культуры, включая культуру поведения, отсутствие эффективных механизмов их распространения, вызывают всё больший рост гражданского невежества и бескультурья населения, а вместе с ними коррупции, воровства и мошенничества, бандитизма и криминала, способствующие усилению этнической и конфессиональной нетерпимости, ксенофобии, а также увеличению числа религиозных и межэтнических конфликтов, актов вандализма, экстремизма и терроризма, беспризорных и безнадзорных детей. Гражданская и экологическая безграмотность населения, его политическая пассивность и правовая некомпетентность ведут к утрате жизненных смыслов и нездоровому образу жизни, что снижает жизнестойкость нации и способствует её вымиранию. Они же являются факторами, сдерживающими национальное развитие, что в конечном счёте угрожает национальной и государственной безопасности страны.
Выработка и реализация единой, скоординированной государственной политики в области гражданского образования в Российской Федерации, направленной на формирование зрелой гражданственности в современном российском обществе и закрепляющей посредством воспитания, образования и просвещения такие ценности, как разум, нравственность, патриотизм, ответственность, совесть, права, обязанности и свободы человека, мир, демократическое и разумное участие в жизни общества, уважение к истории России и её народов, веротерпимость и толерантность, отказ от насилия и межкультурный диалог – является актуальной задачей стратегии развития страны.
Нормативные правовые акты, устанавливающие приоритетные направления развития отечественного образования, определяют его как важнейший фактор гуманизации общественно-экономических, формирования новых, прогрессивных жизненных установок личности. Поставленная перед российским образованием цель – готовить людей, умеющих не только жить и действовать в гражданском обществе и правовом, светском государстве, но и сознавать национальные приоритеты, активно участвовать в реализации национальных проектов – может быть достигнута только с помощью гражданского образования. Выполнение этой сложной задачи предполагает формирование всеобъемлющей системы гражданского образования и светского воспитания россиян, обеспечения его непрерывности, доступности, разумного единообразия его методологических и нравственных – общегуманистических и общечеловеческих – принципов, повышение его качества и эффективности.
Ценностный (аксиологический) подход к гражданскому обучению, воспитанию и просвещению может быть реализован на основе взаимной адаптации общепризнанных ценностей отечественной и мировой культуры с учётом региональных особенностей и традиций народного быта и самоуправления.
История полиэтнического народа России, благополучных наций мирового сообщества доказала значимость и важность формирования в человеческом сознании таких общепризнанных ценностей, как разум, нравственная зрелость (сознательность), патриотизм, служение Отечеству, милосердие и способность к сопереживанию (эмпатии), справедливость, толерантность (терпимость к другим народам, людям, культурам, верованиям и убеждениям), их приоритетность над материально-прагматическими установками, такими как безудержное стремление к деньгам, власти, собственности. Эти ценности могут быть взаимосвязаны с утвердившимися в международном сообществе ценностями, к которым относятся гуманизм, индивидуальная свобода и ответственность, права и обязанности человека, равенство людей перед законом, гражданская и общественно-политическая активность, уважение к собственности, материальное благополучие как условие достойной жизни человека. Необходимость согласования и гармонизации национальных и общечеловеческих ценностей продиктована обострением глобальных проблем человечества, перспективами его выживания и развития как планетарного сообщества людей.
Гражданское образование населения страны, а также лиц
иностранного происхождения, желающих получить российское гражданство, является одной из главнейших функций государства и
направлено на получение жителями страны необходимого минимума гражданских знаний как для формирования здорового
мировоззрения личности, так и эффективного участия гражданина России в общественной жизни страны. Без овладения этими
знаниями и их активного использования в общественной жизни гражданство может иметь только формальный характер и
население в этом случае неспособно быть консолидированным и сформировать полноценное гражданское общество.
Процесс
гражданского образования является беспрерывным, обеспечивающим преемственность, кумулятивность и постоянную
модернизацию.
Гражданское образование направлено на:
а) изучение основных прав и обязанностей человека и гражданина, научение умению пользоваться ими, умению уважать
права человека и основные свободы, познание норм и правил светского поведения, ценностных ориентиров, этических,
правовых, экологических и эстетических устоев цивилизованного общества;
б) формирование современного инновационного конкурентоспособного сознания, полное и всестороннее развитие менталитета
человеческой личности, укрепление её стремления к разуму, к труду, творческому созиданию, обретению сознательности,
ответственности и чувства человеческого достоинства;
в) развитие взаимопонимания и взаимоподдержки между людьми, между согражданами, воспитание чувства сострадания,
укрепление равноправия мужчин и женщин, дружбы между народами и народностями, распространение толерантности и терпимости
к этническому, культурному, религиозному и мировоззренческому разнообразию, одновременно осуждая и противодействуя
невежеству и бескультурью, актам вандализма, экстремизма и терроризма;
г) содействие поддержанию гражданского мира и сотрудничества, стремления к диалогу и разрешению конфликтов между
индивидами и общественными группами, достижение консенсуса, общения и конструктивного взаимодействия в рамках единого
гражданского общества – ОБЪЕДИНЕННОЙ НАЦИИ россиян (по формулировке ООН);
д) укрепление социальной справедливости и устойчивости развития в интересах человека и гражданина, поддержание
взаимной ответственности: граждан – за достойный отбор своих сограждан в органы власти, органов власти – за повышение
качества жизни своих сограждан, за отстаивание национальных интересов, за улучшение макростатистических показателей в
стране и упрочение геополитического положения государства в мире.
Гражданское образование – это общественно-государственная, социально ориентированная развивающаяся система непрерывного просвещения и воспитания, направленная на овладение основами гражданской грамотности, приучение, научение населения навыкам цивилизованности и культуры светского поведения, его своевременную информированность, формирование гражданской компетентности, удовлетворение потребностей в социализации в интересах личности, гражданского общества и государства.
Цель гражданского образования как единства обучения, воспитания и просвещения – формирование на основе общепризнанных человеческих ценностей и общепринятой в цивилизованном мире светской культуры полноценных граждан страны: высоконравственных, общественно-активных, социально компетентных, трудолюбивых, патриотичных, интеллигентных, наделенных разумом и гражданским самосознанием личностей, нацеленных на созидание, умеющих отстаивать свои права и интересы, одновременно учитывая и уважая интересы, потребности и права других людей.
Гражданское образование, светское воспитание и политическое и мировоззренческое
просвещение являются важным условием защиты, поддержки и развития демократических и
ноократических (ноократия – власть разума) достижений, культурных устоев общества, формирование у
населения гражданской компетентности, включающей в себя:
Составными частями знаний, приобретаемых в процессе гражданского образования, светского
воспитания и политического и мировоззренческого просвещения являются:
Основными целевыми группами гражданского образования, светского воспитания и
политического и мировоззренческого просвещения являются ВСЕ
ГРАЖДАНЕ России, но в первую очередь:
Повышение эффективности и качества гражданского образования и воспитания как приоритета
национальной образовательной политики является сегодня важным направлением развития образования в
европейских и других государствах мира, образовательные реформы активно поддерживаются
международными организациями. В то же время важность повсеместного включения в системы образования
философских знаний была подтверждена Генеральной конференцией ЮНЕСКО как фактор, способствующий
формированию гражданина. В выработанной мировым сообществом нормативно-правовой базе сформулированы следующие рекомендации
ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы государствам-членам о развитии национальной политики в области
гражданского/демократического образования: Впервые необходимость разработки и принятия Национальных программ развития гражданского
образования была обусловлена объявлением 2005 года «Европейским годом гражданственности
через образование» и провозглашением Генеральной Ассамблеей ООН Всемирной программы образования в
области прав человека. Образование, направленное на воспитание гражданственности, рассматривается международными
организациями в качестве образовательной и воспитательной цели, критерия гарантии качества
образования, инструмента социального согласия и процесса непрерывного развития и совершенствования
образования. Национальная программа «Гражданское образование и светское воспитание населения Российской
Федерации» направлена на решение вышеперечисленных задач. Цели Программы
- включить гражданское/демократическое/философское образование в стратегии национального развития;
- государства, региональные организации, корпорации и фонды должны сделать
гражданское/демократическое/философское образование приоритетным в программах финансирования;
- направлять деятельность всей образовательной системы на формирование комплекса общих ценностей -
разум, нравственность, патриотизм, права и обязанности человека и гражданина, светскость,
политический плюрализм, верховенство закона;
- развивать нормативно-правовое обеспечение гражданского воспитания, образования и просвещения;
- содействовать развитию непрерывного образования, основанному на идее, что гражданское воспитание и
образование приобретается и совершенствуется в течение всей жизни, при всех обстоятельствах и во
всех учебных средах;
- осуществлять гражданское образование во всех типах образовательных институтов, включая телевидение
и Интернет, используя их в качестве площадок поучения гражданственности;
- выделять базовые навыки демократической гражданственности, особенно социальные, коммуникативные,
жизненные навыки и навыки участия; определять навыки в терминах знания: что и как делать, кого
выбрать во властные структуры, как оценить поступки сограждан, особенно избранных во власть, как жить
вместе и как стать благополучным;
- развивать соответствующее обеспечение формального содержания гражданского образования, как
отдельного предмета, а также как междисциплинарной тематики или интегрированной Программы;
- использовать в интересах гражданского образования возможности школьного и студенческого уклада,
неформального и скрытого содержания воспитания и образования, социальное окружение;
- использовать гражданское воспитание, образование и просвещение как средство в борьбе с пороками
общества, такими как коррупция, терроризм, алкоголизм, наркомания, криминал, насилие, ксенофобия,
расизм, агрессивный национализм и религиозная нетерпимость;
- продвигать международное/общеевропейское сотрудничество и глобальную перспективу гражданского
воспитания, образования и просвещения;
- выделять дополнительные ресурсы для адекватной поддержки инициатив в светском воспитании и
философском образовании.
- Разработка и проведение национальной политики в области гражданского и светского воспитания,
образования и просвещения населения Российской Федерации, формирование системы и технологий для
практической её реализации.
- Обеспечение условий для скорейшего осуществления непрерывного и стабильного процесса воспроизводства
достойных и полноценных граждан страны.
Задачи Программы:
- создание и развитие многоуровневой системы непрерывного (на протяжении всей жизни) гражданского и
светского воспитания, образования и просвещения населения Российской Федерации, как условия
эффективного решения задач по консолидации гражданского общества в стране, поддержанию общественной
и экономической стабильности, роста цивилизованности и культуры, укреплению правового государства и
гражданского самосознания, упрочению единения народов и этносов Российской Федерации, формированию
объединённой нации россиян на основе
универсальных ценностей: разума, патриотизма, здравомыслия, нравственности, демократии, прав и
обязанностей, свобод и ответственности человека;
- формирование комплекса нормативно-правового, организационно-методического, информационного и
материально-финансового обеспечения системы гражданского образования;
- реализация информационной и материально-финансовой поддержки гражданского образования населения
России через специально созданные государственные механизмы;
- реализация международных обязательств России, вытекающих из международных актов ООН, ЮНЕСКО,
Совета Европы, направленных на поддержку воспитания демократической гражданственности, образования
в области прав и обязанностей человека.
2. Сроки и этапы реализации Программы
Программа имеет следующие этапы реализации: 1-й этап (подготовительный) - первый год 2-й этап - два последующих года 3-й этап - все три первые года 4-й этап - последующие годы
- подготовка организационных основ реализации Программы;
- разработка нормативно-правовых, организационно-методических, информационных и материально-финансовых
условий гражданского образования и светского воспитания;
- изучение и обобщение лучшего зарубежного опыта гражданского образования и воспитания;
- стимулирование участия государственных и общественных институтов в реализации Программы;
- разработка федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного самоуправления соответствующих программ реализации и планов
действий по гражданскому образованию и воспитанию на основе Национальной программы «Гражданское образование
и светское воспитание населения Российской Федерации»;
- определение базовых организаций, учреждений, обществ, осуществляющих апробацию технологий введения
(внедрения) гражданского образования и светского воспитания в государственном и негосударственном секторах
страны;
- развёртывание системы гражданского образования посредством организации типовых «Центров гражданского
образования и светского воспитания и просвещения», отработки, стандартизации и гармонизации методики
преподавания и обучения в них, подбор рекомендуемого перечня учебных материалов и вспомогательной литературы,
рассылка соответствующих методических рекомендаций и материалов;
- координация деятельности привлеченных к реализации Программы учреждений, обществ и организаций осуществляется Научно-методическим советом «Гражданское
образование и светское воспитание» Общества «Знание» России при взаимодействии с Советом при Президенте РФ
по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, а также с Общественной палатой РФ.
- создание инфраструктуры непрерывного гражданского образования через федерально-региональную систему
«Центров гражданского образования и светского воспитания и просвещения» Общества «Знание» России;
- апробация механизмов и технологий непрерывного гражданского образования, подготовка их к внедрению в
массовую практику;
- организация подготовки, повышения квалификации и переподготовки государственных и муниципальных
служащих, работников образования и социальной сферы по соответствующим направлениям гражданского
образования;
- подбор и издание научной, учебно-методической и вспомогательной литературы и её распространение;
- Получение доступа на государственное телевидение, создание на телевидении специализированного
образовательного канала;
- Создание специального сайта в Интернете и размещение на нём всех необходимых материалов;
- Создание системы мониторинга гражданского образования и его эффективности по регионам и в целом по стране,
мониторинг макростатистических показателей жизни граждан России на фоне соответствующих показателей жизни
граждан других стран и в случаях отставания национальных показателей - выявление и устранение его причин;
- Расширение ресурсного обеспечения Программы, в
первую очередь со стороны бюджетов всех уровней, привлечение внебюджетных и спонсорских средств для
реализации мероприятий Программы;
- Регулярный анализ, обобщение и экспертиза полученных результатов, внесение необходимых корректив в
Программу в целях её дальнейшего совершенствования.
- Последовательное внедрение программ гражданского образования в массовую практику образовательных
учреждений, институтов государства и общества, особенно для обозначенных приоритетных целевых групп
населения.
- Развитие и совершенствование механизмов учебно-методического и материально-ресурсного обеспечения
системы гражданского воспитания, образования и просвещения, обмен опытом с другими странами.
- Внедрение программ гражданского образования во всех социальных слоях и возрастных группах населения
Российской Федерации, придание ей постоянно действующего и всеобъемлющего характера;
- Изучение опыта и распространение передовых форм гражданского образования в различных регионах страны,
оценка его результативности на основе прямых и косвенных показателей социальной статистики, уровней культуры,
цивилизованности, а также преступности, коррумпированности, криминала, алкоголизма, социально обусловленных
болезней и т.д.
- Дальнейшее совершенствование системы гражданского воспитания, образования и просвещения в стране,
распространение накопленного опыта в других странах и регионах мирового сообщества.
Цели и задачи Программы реализуются системой мероприятий, направленных на распространение гражданских знаний среди всего населения России, развитие у него культуры демократической гражданственности и светского поведения, обеспечение государственной политики в области гражданского образования.
Мероприятия Программы реализуются по следующим направлениям:
1. Формирование концептуально-методологической базы гражданского образования населения Российской
Федерации, что предполагает:
- привлечение научных и общественных деятелей, ведущих философов, психологов, социологов, юристов и
педагогов к научно-теоретическому обоснованию и обобщению путей решения проблем формирования
демократической, гражданской и светской культуры, использование авторитетных изданных трудов по данному
вопросу, проведение при необходимости дополнительных научных исследований;
- разработка научно-методического обеспечения гражданского образования в стране, распространение гражданских
знаний общепризнанных нравственных ценностей применительно к особенностям российских культурно-исторических
традиций;
- разработка федеральной концепции государственной политики по распространению общеобязательных
гражданских знаний и основ светской культуры среди населения России.
2. Подготовка и создание научно-теоретических, организационно-методических и материально-финансовых
оснований системы гражданского образования:
- создание механизмов регулярного общественного обсуждения вопросов непрерывного гражданского образования
в Российской Федерации среди специалистов, ведущих экспертов, представление на утверждение уполномоченным
органам проектов, регламентирующих организацию и содержание системы гражданского образования;
- создание государственно-общественных органов, координирующих вопросы развития гражданского образования
на федеральном уровне, в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованьях;
- разработка и утверждение единого государственного образовательного стандарта гражданского образования;
- организация взаимодействия федеральных министерств и ведомств с органами государственной власти
субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и неправительственными организациями
по вопросам нормативно-методологического обеспечения системы гражданского образования;
- разработка федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации общей Государственной Программы и региональных подпрограмм (перечней, планов)
развития гражданского образования;
- подготовка и внедрение научно-теоретических и методических основ гражданского образования, разработка и
апробация программ, учебников и учебных пособий, методик для всех уровней системы гражданского образования;
- отработка моделей непрерывного гражданского образования, анализ и обобщение полученного опыта;
- отработка механизмов взаимодействия с государственными органами воспитания, образования и просвещения,
с неправительственными и частными организациями, средствами массовой информации, представителями
крупного, среднего и малого бизнеса, другими слоями населения в интересах развития гражданского образования;
- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных
служащих, педагогических, научных и других кадров, представителей неправительственных организаций в области
гражданского образования;
- организация и проведение семинаров, конференций, конкурсов по актуальным вопросам развития гражданского
образования, светского воспитания и просвещения.
3. Планирование и осуществление мероприятий государственных органов и учреждений в области
гражданского образования:
- разработка и реализация мер по обеспечению условий для реализации гражданского образования в системе
дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования;
- формирование типовых учебных программ, образовательных стандартов, их доработка с учётом включения в
них обязательных гражданских знаний, общепризнанных нравственных ценностей и основ светской культуры,
постепенное их включение в учебный процесс;
- организация воспитательной и просветительской работы с населением по месту жительства, а также с
беспризорными, безнадзорными детьми и молодёжью;
- проведение информационных кампаний в государственных и частных СМИ с последующим их использованием
для распространения гражданских знаний, общепризнанных нравственных ценностей и основ светской культуры;
- создание системы центров координации и распространения гражданского образования в субъектах РФ,
осуществление их взаимодействия с региональными образовательными учреждениями всех типов,
неправительственными организациями;
- организация государственной поддержки средств массовой информации популяризирующих гражданские знания,
общепризнанные нравственных ценности и основы светской культуры, освещающих вопросы распространения
гражданского образования, светского воспитания и просвещения, их эффективности и результативности;
- содействие использования результатов реализации Программы для улучшения работы социальных институтов.
4. Разработка и внедрение механизмов поддержки деятельности гражданского общества и взаимодействия
с его структурами:
- разработка системы государственно-общественного мониторинга состояния гражданского образования,
светского воспитания и просвещения, результативности его работы, практической отдачи, организация изучения
соответствующих статистических данных и общественного мнения;
- организация участия в Программе
неправительственных и международных организаций;
- привлечение специалистов и ведущих экспертов, работающих в сфере неформального образования, к разработке
теоретической, нормативной и методической базы гражданского образования, к реализации Программы;
- организация информационного обеспечения мероприятий гражданского образования;
- организация освещения вопросов гражданского образования, светского воспитания и просвещения в средствах
массовой информации, в том числе:
Мероприятия Программы должны быть направлены на решение конкретных задач, взаимосвязаны и скоординированы по времени и ресурсам.
4. Механизм реализации Программы, организация управления Программой
Реализация Программы организуется общественным
координатором - Обществом «Знание» России при содействии Общественной палаты РФ и под эгидой государственного заказчика
Программы - Совета при
Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам
человека.
Механизм реализации Программы основывается на
широком привлечении к ее воплощению в жизнь соответствующих государственных структур, а также общественных
движений и объединений и осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
В целях максимального привлечения общественности к участию в реализации Программы координатор и государственный заказчик Программы формируют и организуют работу следующих общественных органов:
Экспертный совет Программы
Экспертный совет Программы, состоящий из ведущих
экспертов и специалистов в этой области, осуществляет разработку научно-теоретических и методологических
основ Программы, оказывает консультационную
помощь государственному заказчику Программы по
нормативно-методическим вопросам, осуществляет экспертизу технических заданий и результатов наиболее
крупных проектов, оценку результатов Программы в
целом; готовит предложения по изменению и уточнению планов реализации Программы и приоритетов в ходе её воплощения.
На первых этапах реализации Программы Экспертным советом является Научно-методический совет «Гражданское образование и светское воспитание» Общества «Знание» России с привлечением ведущих специалистов в этой области.
Общественный совет Программы
Общественный совет Программы осуществляет
общественную экспертизу процесса реализации Программы и результатов наиболее крупных проектов, а также обеспечивает участие в принятии решений и реализации
мероприятий, проектов Программы
неправительственных организаций.
Общественный совет Программы:
- обеспечивает контроль за целевым использованием финансовых средств;
- обсуждает предложения по уточнению перечня мероприятий Программы и сроков их реализации.
5. Оценка эффективности социально-экономических последствий от реализации Программы
Реализация Программы будет способствовать распространению общеобязательных гражданских знаний среди населения России, формированию у него светской культуры и демократического правосознания, повышению уровня цивилизованности, развитию менталитета и общественного сознания, становлению основ правового государства и институтов гражданского общества, обеспечению конституционных прав и свобод человека в Российской Федерации.
Результатами Программы являются:
- выработка и проведение единой национальной политики в области гражданского образования в Российской Федерации
как основы укрепления в стране цивилизованного гражданского общества и системы воспроизводства в государстве
полноценных граждан;
- создание и организация стабильной работы системы непрерывного гражданского образования и светского
воспитания всех возрастных групп населения России, включающей в себя соответствующие государственные и
общественные структуры, осуществляющие комплекс мероприятий, направленных на формирование у людей
мировоззрения, основанного на научном знании основ светской государственности и гражданственности,
духовно-нравственных ценностей, правосознании, высокой культуры поведения;
- закрепление в содержании образования таких ценностей как разум, нравственность, патриотизм, права и свободы
человека, а также разделов о социальной и экологической ответственности граждан, их активной гражданской
позиции в жизни общества, об уважении к истории, культуре и созидательным традициям народов Российской
Федерации, о стремлении к добру, толерантности, миру, к отказу от насилия, межкультурному и межэтническому
диалогу, и т.д.
- рост готовности населения страны осуждать широко бытующие пороки общества и противодействовать
невежеству и бескультурью, нездоровому и неправедному образу жизни во всех его проявлениях: сквернословие,
алкоголизм, табакокурение, наркомания, коррупция, загрязнение и замусоривание окружающей среды, акты
вандализма, хулиганства, бандитизма, воровства и мошенничества, экстремизма и терроризма, лености и лживости;
- осведомлённость профессионального сообщества о принципах и подходах образования, направленного на
воспитание демократической гражданственности и светской культуры на всех уровнях общества.
Конечным результатом выполнения Программы
должно стать обеспечение в Российской Федерации комплекса условий эффективного гражданского
образования и светского воспитания, реализуемого общими усилиями российского общества и государства в
интересах полного и всестороннего развития человеческой личности, её социализации, компетентности, приобщения
к демократическим традициям и общегуманистическим ценностям, формирование высокого уровня правовой,
политической и светской культуры, распространение среди населения страны знаний о своих правах и обязанностях,
свободах и ответственности как человека и гражданина. И как следствие этого - повышение жизнестойкости нации,
устойчивое развитие Российской Федерации, рост в стране числа достойных граждан и формирование зрелого и
здорового гражданского общества, укрепление основ демократического правового государства, улучшение
геополитических позиций России в мировом сообществе.