§ 1. Просвещенность как признак цивилизованности

 

 

Вполне естественно, что основу социокультурной матрицы светского человека составляет личностный минимум знаний, который включает в себя самый необходимый, но обязательный минимум знаний, понятий, навыков, с помощью которых формируется кругозор людей, их образ мыслей и суждений, мотивируется их повседневное поведение и они могут уверенно и правильно ориентироваться в окружающем обществе, в мире в целом.

Начальные азы личностного минимума знаний индивида закладываются в раннем детстве, а затем по мере взросления ребенка этот минимум постепенно пополняется в детском саду, в школе, в специальных средних и высших учебных заведениях. Большой объем знаний индивид, как правило, добывает самостоятельно с помощью книг, кинофильмов, лекций, Интеренета и других источников полезной информации. Вот почему необходимо регулярно посещать библиотеки, музеи, книжные магазины и ярмарки, просматривать специализированные журналы, энциклопедии, участвовать в конкурсах.

Личностный минимум знаний должен наделить индивида достаточным кругозором с тем, чтобы у него выработалось правильное миропонимание и сложилось близкое к реальности общее представление о бытии. Кроме того, он должен овладеть всеми умениями и навыками, необходимыми в быту, а также основными нормами и правилами светского поведения в обществе, возможностью нормально общаться с окружающими людьми (посредством разговорного языка и письменности), познавая и принимая во внимание их возможные интересы.

Начиная со школы, личностный минимум знаний каждого человека постепенно должен наполняться общими научными знаниями о сферах микро- и макрокосмоса (физика, химия, биология, зоология, социология, география, астрономия, и т.д.), а также прикладными знаниями (математика, литература, рисование, черчение, риторика и т.п.), в результате чего закладываются мировоззренческие основы его сознания, выясняются профессиональные интересы, складывается стиль его жизни вообще.

Становление культурной части личностного минимума знаний должно осуществляться на основе изучения родного и иностранных языков, отечественной и всемирной истории, классической литературы, ознакомления с широко известными произведениями классической музыки, шедеврами классических живописи, скульптуры и архитектуры, классического театрального репертуара, включая классические оперу и балет, и другими видами классического искусства.

Процесс приобретения знаний и навыков и формирования на их базе индивидуального личностного минимума знаний осуществляется в период воспитания и образования с помощью родителей дома, с помощью учителей и наставников в школе, в других учебных заведениях, с помощью преподавателей в вузах, а также под влиянием книг, просматриваемых теле- и кинофильмов, информации из Интернета, и т.д. С детских лет до зрелого возраста индивиду должны прививаться нравственные понятия о добре и зле, о том, что хорошо и что плохо, манеры правильного поведения и здорового образа жизни. Так что по окончанию школы знания и навыки личностного минимума знаний должны быть в основном усвоены и индивиду, получившему «среднее образование», вручается аттестат зрелости как символ уже какой-то минимальной зрелости человека, как человека.

Вместе с тем, базовый сектор социокультурной матрицы человека предусматривает развитие способности индивида, его умения и прилежания к восприятию знаний, к воспитанию, научению и получению образования (так называемой тяги к знаниям). Без этих основополагающих качеств головного мозга ни о какой разумности или человечности, ни о какой зрелости или светскости не может быть и речи. Вторичными фрагментами этого сектора матрицы являются развитие способности индивида в свою очередь научать, воспитывать других людей, передавать и преподавать им определенные знания.

Таким образом, личностный минимум знаний в итоге представляет собой некий унифицированный объем общих ноосферных и специализированных научных знаний, характеризующий всестороннюю грамотность человека, при этом этот минимум должен быть одинаков и для жителя города, и для сельского жителя, и для молодого человека, и для пожилого, и для мужчины, и для женщины, т.е. единый для всех независимо от возраста, пола, национальности и вероисповедания. Иногда в минимуме могут допускаться незначительные отклонения, связанные с личными особенностями человека или национальными традициями, но они не должны носить принципиальный характер и специально оговариваться. В этом и заключается принцип унифицированности и универсальности матрицы.

Грамотность человека должна охватывать все области его повседневной жизнедеятельности и прежде всего его умение к устному и письменному изложению своих мыслей, взаимному общению, а также общетехнологическую и компьютерную грамотности (в т.ч. умение обращаться с газом и электричеством, бытовыми приборами: стиральными машинами, пылесосами, пользоваться телефоном, в т.ч. мобильным, факсом, телевизором, персональным компьютером, Интернетом, умение вызвать пожарных, милицию, скорую помощь, сантехника и т.д., водить и эксплуатировать автомобиль, кататься на лыжах, посещать бассейн и т.п.), социальную грамотность (знание основ здорового образа жизни, как вести себя пристойно в том или ином общественном месте, общаться с коллегами по работе, делать покупки, совершать банковские операции, умение строить семейные отношения, готовить пищу, воспитывать детей, знать способы предупреждения заболеваний, закаливания организма, «классическую» технику секса, иметь навыки обустройства собственного жилища, окружающей среды, знание английского языка как современного средства международного общения, и т.п.), экологическую грамотность, включая экологию сознания  (не загрязнять, не мусорить, не топтать, сажать цветы, деревья, разводить рыб, животных), общегражданскую грамотность (свои гражданские права и обязанности, основы общественных и производственных отношений, структуры власти, истории своего народа, своей страны, других стран мира, развития человечества). Альтернатива грамотности – безграмотность, точнее, невежество.

Следует также иметь в виду, что личностный минимум знаний должен на протяжении всей жизни человека постоянно пополняться, хотя и сам он постепенно меняется, развивается, обновляется от поколения к поколению людей. Необходимо всегда помнить, что то, что было современным еще вчера, сегодня уже может оказаться устаревшим. Поэтому для искоренения невежества, поддержания на должном уровне просвещенности и цивилизованности все знания личностного минимума знаний индивидуальной социокультурной матрицы необходимо регулярно и систематически переоценивать на предмет их актуальности и истинности, а при необходимости, своевременно пополнять, уточнять, обновлять своего рода «файлы», заменяя на более современные.

В любом случае личностный минимум знаний должен становиться все более унифицированным и последовательно осваиваться абсолютно всеми членами данного общества, одинаково ими пониматься и использоваться. Это необходимо для обеспечения взаимопонимания между членами социума, бесконфликтного общежития и обеспечения дальнейшего общественного развития с учетом опыта и знаний предшествующих поколений человечества и в заботе о будущих поколениях, без чего человеческая цивилизация, не имея будущего, не может существовать.

Как и социокультурная матрица поведения человека личностный минимум знаний может быть индивидуальным, а также групповым, региональным, национальным и даже глобальным. Глобальный статус как матрицы, так и личностного минимума знаний должны характеризоваться их унифицированностью и приемлемостью на всех континентах и у всех наций. Характерным примером того, какова может быть процедура легализации глобальной социокультурной гиперматрицы, является порядок принятия Конституции Евросоюза странами-членами Союза. Точно так же, скорее всего, должна будет приниматься всеми Объединенными нациями Земли и глобальная социокультурная гиперматрица поведения.

В свое время Вольтер считал высшим проявлением разума здравую философию, опирающуюся на науки и искусства. Поэтому с повышением статуса личностного минимума знаний, а с ним и социокультурной матрицы поведения человека, вплоть до глобального уровня, в них, вне сомнения,  все больший удельный вес должны занимать современные научно-философские знания, в первую очередь по онтологии, антропологии, глобалистике, социологии, этике, эстетике и т.д. С помощью них у людей должно складываться верное, научно-обоснованное представление о сущности бытия и о материальности мира, приобретаться познания об основных законах диалектики материи и о возникновении жизни, о движении во времени-качестве-пространстве, обеспечивающем беспрерывный процесс эволюции, об основных параметрах Вселенной и процессах в ней происходящих, о Солнечной системе и размерах планеты Земля, о биосфере и инфосфере, о внутреннем и внешнем мире человека, о строении менталитета и возможных его дефектах, об общепринятой (эталонной) шкале ценностей и пороков, о биоэтике и логике, о ноосфере и гармонии, о человеческом обществе и классификации его статусного состава, о государстве и гражданских обязанностях, о прошлом и будущем человечества, о правах и обязанностях человека, и т.д.

Потребность в росте долей этических и онтологических знаний научной философии в личностном минимуме знаний национальных и глобальной социокультурной матриц человека вызвана необходимостью развития общественного (светского), глобалистского сознания, в связи с чем кое-где уже началась соответствующая коррекция школьного воспитания и образования. Так, например, английское философское общество стало одной из первых организаций, занявшихся вопросом преподавания философии в школе и университетах, а также подходу к вопросам образования как к философской проблеме. Преподавание философии постепенно стало вводиться в школах Турции и других стран.

Одной из задач, предложенных для ЮНЕСКО при ее создании в 1946 году, была разработка программы по философии, направленной на обеспечение того, чтобы "общественное сознание прониклось целым рядом философских и нравственных идей, которые следует рассматривать в качестве минимального набора представлений, имеющих целью укрепить уважение к человеческой личности, любовь к миру, неприятие узкого национализма и права грубой силы, солидарность и преданность идеалам культуры".

В таком смысле философия может рассматриваться как школа человеческой солидарности и фундамент для укрепления взаимопонимания и уважения, которые являются центральными понятиями для развития межконфессионального диалога и диалога между цивилизациями. Построенный на этических принципах диалог предполагает элементарное понимание философских и нравственных концепций, лежащих в основе взаимосвязанного и открытого обмена мнениями.

ЮНЕСКО рассматривает философию в широком смысле как науку, касающуюся универсальных проблем человеческой жизни и существования и наделяющую людей независимым мышлением. Преподавание философии по мнению ее экспертов способствует развитию свободного гражданина. Оно "помогает человеку самому принимать решения, сталкиваясь с различными аргументами, уважая мнение других, но подчиняясь только власти разума".

Знание основ научной философии чрезвычайно актуально для миропонимания и философских основ прав и обязанностей человека, оно позволяет людям развивать способности к истинной свободе мышления, неподвластной догмам и непререкаемым "истинам". Кроме того, она стимулирует способность человека высказывать суждения относительно своего положения, а это, в свою очередь, неразрывно связано с возможностью давать оценку, мыслить критически и выбирать между действием и бездействием.

Важность образования в области философии неоднократно подтверждалась ЮНЕСКО как «способ влияния на формирование гражданина", а популяризация философии признавалась необходимой для развития демократической и мировой культуры.

Итак, каждый индивид, чтобы стать человеком, должен получить, усвоить и использовать каждодневно знания личностного минимума знаний, также включив их обязательным фрагментом в свою индивидуальную социокультурную матрицу. Не познав этот минимум, индивид остается в невежественном, а значит, в полуживотном или вообще в нижеживотном состоянии.

Только прочно усвоив личностный минимум знаний, дополнив его профессиональными знаниями и опытом, индивид, при наличии прочих благоприятных факторов, может стать человеком с уравновешенной психикой, полноценно развитым сознанием, высокими IQ-показателями интеллекта и приемлемой культурой поведения, максимально приближенной к наставлениям искомой социокультурной матрицы. И только превысив этот минимум дополнительными полезными (сверх)знаниями человек может достичь более почетных классификационных личностных высот, став интеллигентом, личностью. Если же он сумеет обогатить ноосферу человечества своими какими-то уникальными способностями, талантом и знаниями, тогда потомки могут присвоить ему сверхпочетное звание философа, гения.

Однако подчеркнем еще раз, что без правильного воспитания и образования не может быть становления индивида как человека, как личности. Иными словами, только достойное воспитание и разностороннее образование являются обязательными атрибутами каждого человеческого Я и от качества воспитания и образования во многом зависит мировоззренческая, поведенческая и культурно-нравственная наполненность этого Я, его просвещенность, а значит, цивилизованность.

Процессы воспитания и образования можно сравнить, пользуясь современным компьютерном языком, установкой (или, если надо, переустановкой) надбиологических программ человеческой жизнедеятельности, формирующих культуру поведения. Такую компакт-программу и представляет собой стандартная индивидуальная социокультурная матрица. Поэтому воспитание и образование – это процесс загрузки, установки, копирования социокультурных программ-матриц в процессоры-головные мозги индивидов, на который уходит не один год. Если этого не делать, то процессоры-головные мозги могут самопроизвольно загрузиться вирусными или неправильными программами-матрицами. Но даже установленную правильную программу-матрицу необходимо всеми силами беречь от занесения в нее вирусов и спамов.

Следует также помнить, что практически весь объем ноосферных знаний имеет общечеловеческий, или глобальный, характер и, будучи включенным в личностный минимум знаний индивидуальных и национальных социокультурных матриц, делает использующих их в своей деятельности людей более продвинутыми, более просвещенными, более цивилизованными. Поэтому законодательные органы соответствующих государств, привлекая соответствующих специалистов, должны в обязательном порядке следить за включением в национальные социокультурные матрицы личностного минимума знаний как можно в более полном объеме, оформляя их как национальные стандарты воспитания и образования, и при необходимости регулярно пополнять, уточнять и обновлять их. В глобальном масштабе это должно делаться Организацией Объединенных Наций по рекомендациям специалистов ЮНЕСКО, задача которых разработать и распространить Глобальный стандарт воспитания и образования.

С учетом этого, чем скорее личностный минимум знаний будет унифицирован в глобальном масштабе и им станут пользоваться буквально все жители Земли, тем быстрее исчезнут предпосылки всех военных конфликтов, террористической опасности и прочих угроз для человечества.

Вне сомнения, что в глобальный личностный минимум знаний общечеловеческой социокультурной гиперматрицы знания этики, т.е. манеры нравственного и культурного поведения, должны быть включены прежде мировоззренческих, поскольку они более гуманистичны, менее научны и поэтому должны вызвать меньше споров и дискуссий для согласования. Со временем, будем надеяться, обязательной частью личностного минимума знаний станут и наставления данного Кодекса, как Светской библии.

Кроме того, по мнению Джона Дьюи, заложившего базовые принципы прогрессивного образования, сам процесс воспитания вообще следует понимать однозначно во всем мире как метод социализации, смыслом которого является формирование гражданина, достойного члена общества.

В то же время образование, прививая каждому индивиду плоды просвещения, фактически выводит его из состояния невежества и обеспечивает подлинное прозрение. Посредством него человек приобретает способность, опираясь на постигнутые истины и пользуясь своим рассудком и разумом, перейти от мироощущения к миропониманию и строить свои суждения, принимать самостоятельные, не навязанные извне решения в любых жизненных ситуациях, тем самым обретая подлинную интеллектуальную и нравственную свободу.

Это и есть реальный путь перехода в цивилизованное состояние, когда человеком правят не страсти, не фанатичные догмы и искаженное сознание, а разум и мораль. И чем больше людей на планете встанет на этот путь, тем увереннее можно быть за будущее человечества. Но до этого людям предстоит преодолеть еще долгий исторический период и не одно поколение именно людей сменит другое, чтобы достичь поставленной цели. Но дорогу осилит идущий… 

v       v       v

 

[ Глава II. Культурная матрица поведения ... ]       [ На главную страницу ]      [ § 2. Этические знания ]