§5.  Об особенностях статусного поведения индивида

 

 

 

          R в качестве ЧЕЛОВЕКА

Как уже не раз подчеркивалось, все индивидуумы, хотя и обладают идентичной человекоподобной внешностью, тем не менее, по степени своей воспитанности и уровню просвещенности, по наличию разума и критериям нравственности, по восприятию других людей и их разумных интересов могут быть либо людьми и с гордостью носить нравственно-статусное звание человека, обладая всеми соответствующими параметрами и достоинствами, либо своими индивидуальными качествами не отвечать этому высокому званию. В этом случае им выпадает незавидная участь – быть нелюдьми. Вообще- то это даже не звание и не прозвище, это – печальная реальность.

Однако нас больше интересуют особенности поведения именно людей, именно статусных человеков. Интерес к этим особенностям с давних времен проявляли многие, но прежде всего древние мудрецы, которые по-своему излагали их, творчески дорабатывали. В подтверждение этому приведем некоторые высказывания великого китайского философа Конфуция, как, например:

Учитель сказал: "Если благородный муж не ведет себя с достоинством, он не имеет авторитета, и, хотя он и учится, его знания не прочны. Стремись к преданности и искренности; не имей друзей, которые бы уступали тебе [в моральном отношении]; совершив ошибку, не бойся ее исправить".

***

Учитель сказал: "Когда благородный муж умерен в еде, не стремится к удобству в жилье, расторопен в делах, сдержан в речах и, чтобы усовершенствовать себя, сближается с людьми, обладающими правильными принципами, о нем можно сказать, что он любит учиться".

***

 Учитель сказал: "Учиться и не размышлять – напрасно терять время, размышлять и не учиться – губительно".

***

Учитель сказал: "Когда видишь мудрого человека, подумай о том, чтобы уподобиться ему. Когда видишь человека, который не обладает мудростью, взвесь свои собственные поступки".

***

Учитель сказал: "Если я иду с двумя людьми, то у них обязательно есть чему поучиться. Надо взять то хорошее, что есть у них, и следовать ему. От нехорошего же надо избавиться".

***

Кто-то спросил; "Правильно ли отвечать добром на зло?" Учитель ответил: "Как можно отвечать добром? На зло отвечают справедливостью. На добро отвечают добром".

***

Учитель сказал: "Ю, слышал ли ты в шести фразах о шести пороках?" [Цзы-лу] ответил: "Нет". Учитель сказал: «Садись! Я расскажу тебе. Любить человеколюбие и не любить учиться. Порок в том, что это ведет к тупости. Любить мудрость и не любить учиться. Порок в том, что это ведет к тому, что человек разбрасывается. Любить правдивость и не любить учиться. Порок в том, что это ведет к нанесению ущерба самому себе. Любить прямоту и не любить учиться. Порок в том, что это ведет к грубости. Любить мужество и не любить учиться. Порок в том, что это ведет к смутьянству. Любить твердость и не любить учиться. Порок в том, что это ведет к сумасбродству».

Вполне понятно, что все особенности поведения нормального человека, весь образ его жизни, в том числе и светской, должны диктоваться ему усвоенными элементами фрагментов его индивидуальной социокультурной матрицы поведения, сформированной в процессе воспитания и образования.

В силу этого он должен прочно усвоить и хорошо знать личностный минимум знаний, чтобы быть грамотным во всех отношениях и просвещенным человеком, а также изучить и активно использовать в повседневной жизни этические, эстетические и экологические знания. Он должен быть в меру трудолюбив и физически развит. Ему должны быть прочно привиты основы гражданственности, а значит патриотизма, основные жизненно важные ценностные ориентиры, стремление ко всему разумному, способность понимать и соблюдать интересы других, помогать им. Он должен активно противостоять и бороться с невежеством и бескультурьем во всех их проявлениях.

Имея хорошо сформированную индивидуальную социокультурную матрицу поведения человек, единожды сдав экзамены в конце школьного обучения на аттестат зрелости, позднее имеет возможность каждодневно подтверждать свое статусное звание человека, поступая благородно, как подобает именно человеку, проявляя свои достоинства и способности в своем образе жизни, в повседневных поступках и деяниях – в своем светском поведении, т.е. поведении в обществе себе подобных, в уважении и соблюдении их разумных интересов, как индивидуальных, так и общественных.

И только приобретя соответствующую способность, а с ним и умение осознавать и уважать разумные интересы других, общества в целом он может считать себя не просто человеком, а светским человеком и с честью носить уже это более высокое статусное звание. Только после этого он имеет право в полной мере пользоваться дополнительно к правам индивида и правами человека. Но и то лишь в тех случаях, если он постоянно помнит о своих обязанностях человека перед другими.

Только добродетельными поступками, благородством своего поведения индивид может свидетельствовать, ежедневно доказывать, что ему по праву присвоено звание человека, и тем более светского человека. В противном случае он его недостоин и его статус может колебаться максимум где-то на уровне пресного обывателя, а то и вовсе застрять на уровне неисправимого нелюдя, что явно ниже даже статуса шимпанзе.

В случаях же с нелюдьми вопрос стоит прямо противоположно: не будучи полноценными людьми-человеками, они обычно не приучены выполнять прямые обязанности человека, поэтому просто игнорируют их. Другие индивиды существуют для них лишь в потребительском смысле, либо вообще воспринимаются ими враждебно без всякой на то причины. Именно поэтому им должны быть урезаны права человека до прав индивида, и это лишение должно действовать до тех пор, пока соответствующая аттестация не удостоверит, что они обрели не только человеческий облик, но и человеческое сознание, человеческую сущность, т.е. их индивидуальная социокультурная матрица поведения стала соответствовать статусной эталонной человеческой.

Следует также помнить, что со временем объем знаний, включаемых в индивидуальную социокультурную матрицу поведения, все более увеличивается и обновляется, а значит, и требования на звание светского человека соответственно растут. Следовательно, чтобы ему соответствовать, необходимо постоянно пополнять свой личностный минимум знаний, повышать уровень своей светскости, совершенствовать все остальные параметры, регулярно подтверждая свое соответствие званию и осовремененному статусу светского человека.

Обретая образ и суть светского человека, все его качества, индивид в итоге ведет нормальный светский образ жизни, имеет нормальную семью, является честным, высоконравственным, ответственным работником, приятным во всех отношениях членом светского общества.

 

R в качестве ГРАЖДАНИНА

Как мы помним, термин гражданин по аналогии с термином человек является словом-омонимом. Поэтому более высокое нравственно-статусное звание гражданина по своей сути еще более ответственное, чем статусное звание человека, поскольку оно еще более светское, т.е. более общественное, и в дополнение к обязанностям человека оно добавляет еще и обязанности гражданина понимать, уважать и соблюдать разумные интересы сограждан. Не всякий человек эти обязанности осознает и не всегда правильно может их исполнять. Поэтому, если каждый гражданин должен быть нормальным человеком, то не из каждого человека может выйти хороший статусный гражданин.

Тема гражданственности, гражданского сознания, умения быть гражданином занимала умы мыслителей с незапамятных времен. Рассуждения в этой области знаний можно встретить у многих философов, начиная с Платона, считающегося одним из первых авторов наиболее разумных идей о гражданственности, понятий, истин и полезных рекомендаций по государственному устройству. Но начнем с Конфуция:

Кун-цзы сказал: "Те, кто обладает врожденными знаниями, стоят выше всех. За ними следуют те, кто приобретает знания благодаря учению. Далее следуют те, кто приступает к учению, встретившись с трудностями. Те же, кто, встретившись с трудностями, не учатся, стоят ниже всех".

***

Учитель сказал: "В [деле] воспитания нельзя делать различий между людьми".

***

Учитель сказал: "Молодые люди должны дома проявлять почтительность к родителям, а вне его – уважительность к старшим, серьезно и честно относиться к делу, безгранично любить народ и сближаться с человеколюбивыми людьми. Если после осуществления всего этого у них останутся силы, их можно тратить на чтение книг".

***

Учитель сказал: "Мудрые уходят от общества; стоящие ниже их покидают место, где нет порядка. Стоящие еще ниже избегают [людей] с некрасивыми манерами, а стоящие еще ниже избегают грубых выражений".

Не менее интересны высказывания на эту тему Жан Жака Руссо:

«Чем лучше устроено Государство, тем больше в умах граждан заботы общественные дают ему перевес над заботами личными. Там даже гораздо меньше личных забот, ибо, поскольку сумма общего блага составляет более значительную часть блага каждого индивидуума, то последнему приходится меньше добиваться его путем собственных усилий».

***

«Как только служение обществу перестает быть главным делом граждан и они предпочитают служить ему своими кошельками, а не самолично, – Государство уже близко к разрушению. В стране, действительно свободной, граждане все делают своими руками – и ничего – при помощи денег; они не только не платят, чтобы освободиться от своих обязанностей, но они платили бы за то, чтобы исполнять их самим. Я весьма далек от общепринятых представлений; я полагаю, что натуральные повинности менее противны свободе, чем денежные подати».

Видный деятель и идеолог движения декабристов Никита Муравьев в своем проекте Конституции так писал об особенностях гражданства:

«- Гражданство есть право … участвовать в общественном управлении: посредственно, т.е. выбором чиновников или избирателей; непосредственно, т.е. быть самому избираемым в какое-либо общественное звание по законодательной, исполнительной или судебной власти.

- Граждане суть те жители Российской империи, которые пользуются правами выше определенными.

- Чтобы быть гражданином, необходимы следующие условия:

1)     Не менее 21 года возраста.

2)     Известное и постоянное место жительства.

3)     Здравие ума.

4)     Личная независимость.

5)     Исправность платежа общественных повинностей.

6)     Непорочность перед лицом закона.

- Права гражданства теряются на время:

1)     Судебным объявлением о расслаблении ума.

2)     Нахождением под судом.

3)     Судебным определением о временном лишении прав.

4)     Объявленным банкротством.

5)     Общественною недоимкою.

6)     Нахождением в услужении при ком-либо.

7)     Неизвестностью местопребывания, занятий и средств к пропитанию.

Навсегда:

1)     Вступлением в подданство иностранного государства.

2)     Принятием службы или должности в чужой земле без согласия своего правительства.

3)     Приговором суда к бесчестному наказанию, влекущему за собой лишение гражданских прав.

4)     Если гражданин без согласия веча примет подарок, пенсию, знак отличия, титло или звание почетное или приносящее прибыль от иностранного правления, государя или народа».

Великий русский мыслитель Н.Г. Чернышевский следующим образом высказался по этому поводу: "Без приобретения привычки к самобытному участию в гражданских делах, без приобретения чувства гражданина мальчик, вырастая, становится существом мужского пола сначала средних, а затем и пожилых лет, но мужчиной он так и не становится".

А вот слова великого русского писателя Ф.М. Достоевского в этой связи: "Способность быть гражданином это и есть способность возвысить свой голос до мнения всей страны".

И уж мало кто не знает знаменитые строки из стихотворения великого русского поэта Н.А. Некрасова «Поэт и гражданин»:

«Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан!»

Понятие гражданство, как мы уже отмечали, означает правовую принадлежность лица к данному государству, в силу которой на человека распространяются законы этого государства, соответствующие гражданские права и обязанности, но прежде всего возлагается вполне определенная ответственность как за себя, так и за других, и в первую очередь за избираемую, устанавливаемую власть в государстве.

Напомним также, что население любой страны объединяет прежде всего то, что они по факту своего рождения являются гражданами данного государства. При этом все граждане – жители страны, но не все жители, к сожалению, являются, по сути, ее статусными гражданами. В силу разности своего сознания формальные граждане могут быть как минимум трех видов: хорошие, плохие и никакие… Эта градация прослеживается в рассуждениях многих мыслителей.

Поэтому воспитание граждан, как считал Руссо, должно начинаться с самого раннего возраста, и именно педагогическое воспитание, а не только воспитание посредством социальной среды. Основным видом воспитания, по его мнению, должно быть общественное воспитание в правилах, предписываемых правительством. Он полагал, что воспитание должно быть направлено на формирование любви к отечеству. Необходимо воспитывать такие добродетели, которые давали бы возможность человеку довольствоваться минимумом материальных благ. Руссо утверждал, что «у вас будет всё, если вы воспитаете граждан; без этого у вас все, начиная с правителей Государства, будут лишь жалкими рабами». Эти прозорливые мысли Руссо не потеря своей абсолютной ценности и сегодня.

Для того чтобы было больше достойных статусных граждан и стало уменьшаться посредством перевоспитания число недостойных (плохих и никаких), все жители должны досконально знать гражданские фрагменты социокультурной матрицы поведения и каждодневно пользоваться ими в своей деятельности, чтобы полнее соответствовать высокому статусному званию гражданина своей Родины.

В результате обретения человеком гражданских знаний и качеств патриота-государственника он становится достойным гражданином, проявляя эти качества в личной и общественной, светской жизни, повсюду поддерживая и выручая сограждан, считая святым долгом выполнение своих гражданских обязанностей, разумно пользуясь предоставленными ему гражданскими правами.

 

v       v       v

 

[§4.На производстве, в государственных и иных учреждениях]      [На главную страницу]     [Глава IV.Каким быть, чтобы стать и оставаться ЧЕЛОВЕКОМ]