О светскости

 

Российская Федерация – светское государство.

      Никакая религия не может устанавливаться

     в качестве государственной или обязательной.

Статья 14 Конституции

Российской Федерации

 

Каждый человек по своей сути является существом индивидуальным. Поэтому в момент рождения он получает первое свое звание – индивидуум. В то же время Владимир Даль трактовал понятие человек – как «высшее из земных созданий, одаренных разумом и волей, нравственными понятиями и совестью». Это означает, что по своей природе человек обязан быть существом разумным – Homo sapiens, а по предназначению, еще и существом нравственным. Только в этом случае он может претендовать на следующее свое звание – быть собственно человеком. Но чтобы достичь этого своего второго звания, индивидууму необходимо проделать большую и серьезную работу над своим сознанием.

С давних времен известно, что главным органом человека является его головной мозг. Установлено, что для его питания ежеминутно в мозг перекачивается около одного литра крови. И действительно, ум (разум) человека, как и его моральные качества – это плод деятельности, результат функционирования правильно настроенного, добротно загруженного головного мозга человека. Именно поэтому во все времена вокруг головы всех святых на иконах рисовался светлый, часто позолоченный нимб – символ святости, божественности. Это означало, что именно свет (разум и добродетельность) должен исходить из головы, а точнее, из головного мозга нормального человека (а не из груди или откуда еще) и почитаться более всего. Вспомним хотя бы известное изречение: «Учение – свет, а неучение – тьма»

Таким образом, разум является первым, основным значением слова свет, означающего помимо этого также истину, правильное учение, науку, просвещение. Однако здесь следует помнить, что ум, как и свет, это не статическое состояние организма, это деятельность (добродетельность), разумная и полезная активность человека, инициируемая импульсами его головного мозга.

В то же время по мере своего исторического развития человек, будучи существом индивидуальным – индивидуумом, становился существом все более коллективным, все более общественным. А в нормальном обществе ум и добродетельность (а не деньги), как правило, ценятся превыше всего, а значит, пользуются уважением и все те люди, кто несет другим свет, т.е. действующие, живущие разумно, делающие добрые и полезные дела для общей пользы.

Поэтому общество разумных, добродетельных людей со временем стало называться светским обществом, а самые разумные и добродетельные  в нем – цветом (светом) общества. Так, светом постепенно стали называть общество, мир, Земной шар, всю Вселенную, подразумевая, стараясь подчеркнуть, что со временем добродетельный РАЗУМ с помощью человека будет распространяться все шире, проникая во все новые области пространства: «Да здравствует разум, да скроется тьма

 Таким образом, с момента своего рождения, т.е. появления на свет, на Земле, человеку предопределено большую часть своей жизни проводить, находиться в обществе (в миру, в свете). Вот почему и поведение его должно быть прежде всего общественным, светским, а значит, разумным, нравственным. Это означает, что оно должно строиться таким образом, чтобы учитывались как свои индивидуальные – собственные интересы, так и принимались во внимание разумные, нравственные интересы и желания других людей, образующих общество, свет. При этом понимается, что общество является вполне нормальным, т.е. таким, в котором превалируют действительно порядочные, честные, разумные, добродетельные и благопристойные люди, благодаря кому общество и названо светом, или просвещенным обществом.

Те же общественные образования, где наблюдаются и допускаются акты недостойного, аморального поведения, такие как воровство, насилие, мошенничество, шарлатанство, коррупция, вандализм и т.п. непристойные явления, ассоциируемые с невежеством, мраком, тьмой, обществом, и тем более светским обществом, ни в коим случае называть нельзя. Эти болезненные общественные формирования называют ОПГ (организованные преступные группировки), кланы, мафии, группы фанатиков и т.д. Если нормальное общество по своей природе стремиться быть светским, просвещенным (ноосферным, т.е. где властвует добродетельный разум), то в ненормальном общественном образовании должное просвещение отсутствует, свет затухает, оно заполняется негодяями, выродками, становится негативным, негасферным, т.е. средоточием мрака, мракобесия.

За долгий период своего развития человечество прошло различные этапы и стадии становления человеческого сознания. В результате накопившегося исторического наследия все человеческое общество в настоящее время разделено на множество разных по численности общественных групп с различным, порою прямо противоположным, сознанием.

Поэтому вполне естественно, что индивиды, входящие в эти группы, значительно разнятся между собой по пониманию жизни, мироощущениям и, как следствие, групповому и индивидуальному поведению. Именно эти различия и становятся все чаще причинами большинства споров и конфликтов как внутри государств, так и на международном уровне. И если раньше от их остроты и масштабов зависела судьба лишь отдельных народов и наций, иногда цивилизаций, не затрагивая человечества в целом, то сейчас, в эпоху все большего распространения оружия массового уничтожения, любой конфликт даже местного значения может привести к глобальной катастрофе и уничтожению всего живого на Земле.

В зависимости от уровня развития (или недоразвитости) сознания индивида и прочих жизненных обстоятельств (традиции его семьи, местожительство, круг общения), люди в наше время могут быть как верующими, так и неверующими, а верующие, в свою очередь, быть либо людьми религиозными, верить в Бога и находиться под влиянием какой-либо традиционной религиозной конфессии или одной из многочисленных нетрадиционных сект, либо быть просвещенными атеистами, т.е. верить в законы объективно развивающейся материи, в ее диалектику, которые изучаются научной философией и в наибольшей мере соответствуют свободе совести и вероисповедания.

Среди неверующих наиболее многочисленную группу составляют неискренне верующие, т.е. верующие только для вида – мимикрирующие верующие, а также невежественные атеисты, отпетые анархисты, прочие социально потерянные элементы.

Чем же отличается научно-атеистическое мировоззрение от любого религиозного? Прежде всего тем, что оно использует глубокие научные знания для понимания законов развития бытия, общества в целом, поведения индивидуума в нем. Религиозные же и сектантские учения, как правило, строятся на ортодоксальных схоластических догмах, отрывая индивидуума от света, от общества, от знания законов природы, поощряя в нем невежество, сосредотачивают внимание на его собственных, индивидуалистических чувствах и тревогах, лишают его чувства реальности, зомбируют, вызывая у него мистические ощущения, пытаясь овладеть его сознанием, привязать его к тому или иному религиозному или сектантскому учению с соответствующими ритуалами поведения, наставлениями, обрядами, а значит, возможностями манипулировать его искаженным сознанием и действиями, извлекая из этого соответствующую коммерческую, социальную  или политическую выгоду.

Вот почему религиозно-сектантские учения собирают в ряды своих искренних и показушных последователей представителей диаметрально противоположных слоев населения: людей в возрасте (обычно с низким уровнем научного образования и интеллекта), совсем юных и прочих невежд, фанатиков с ментальными отклонениями сознания, олигархов и недобросовестных чиновников, пытающихся таким способом реабилитировать себя, а также всех тех, кто увидел возможность как-то подзаработать на этом или «замолить» свои многочисленные «грехи».

С учетом этого, если просвещенное атеистическое мировоззрение благотворно влияет на поведение людей, то у подпавших под зомбирующее влияние той или иной конфессиональной или сектантской идеологии поведение частично или значительно меняется, подчиняясь учениям, нормам, уставам, обрядам и правилам соответствующей конфессии, секты или общины. Это влияние может быть иногда благодатным, но чаще негативным, а то и просто опасным для нормального общества. В любом случае такое поведение перестает быть светским. Только просвещенные атеисты могут демонстрировать благовоспитанное светское поведение и его можно считать своеобразным эталоном современного человеческого поведения.

В то же время религиозные и сектантские проповедники в большинстве своем всячески стараются максимально вторгнуться в частную жизнь прихожан и максимально видоизменить поведение подпавших под их влияние людей, начиная от принудительных рекомендаций о внесении изменений в одежде (обязывая носить чадру, платочки, крестики, шапочки и т.п.), в пище (не есть того, не есть этого, есть только постное, кошерное и т.д.), в особенностях ее приема («посты», рамадан), в ритуалах и заканчивая изменениями в мышлении, в сознании человека.

Вместе с тем, члены некоторых сект могут и не выделяться в одежде или в пище, поскольку от них требуют главным образом лишь выполнения специальных ритуалов и следят за изменениями в их сознании, которых добиваются их наставники, чтобы усилить свое влияние на последователей данного набора религиозно-сектантских догм.

Исходя из того, что в настоящее время существует великое множество (сотни) религиозных конфессий и сект, поведение последователей которых регламентируется специальными предписаниями и наставлениями религиозных и прочих наставников, то и изменения в общественном поведении людей могут быть самыми различными: от надевания невинных платочков и крестиков до ношения поясов шахидов и убийства по религиозным мотивам ни в чем не повинных людей самого разного возраста. Поэтому именно несветское поведение чаще всего становится благодатной почвой для террористических и иных актов насилия, не считая массового искажения или недоразвития сознания больших групп населения.

С учетом этого следует констатировать, что в настоящее время в мире существует три разновидности государств: светские (абсолютное большинство в мире), теократические (церковные) и полусветские (в которых существует государственная церковь). В теократических государствах руководство страной осуществляется конфессиональными иерархами: римским папой в Ватикане, аятоллой, имамом в исламском государстве, далай-ламой в буддистском государстве и т.д.

В светском государстве церковь напрочь отделяется от участия в управлении государством в законодательном порядке и ее иерархи не могут и не должны влиять на принятие государственных решений, на светскую, т.е. общественную жизнь вообще. В то же время государство обеспечивает свободу совести, право исповедывать любую религию или не исповедывать никакой, право вести антирелигиозную пропаганду. Власть церковных проповедников простирается только на тех прихожан, сознанием которых они сумели овладеть и способны манипулировать, да и то только на их территории, т.е. внутри, в пределах их культовых помещений. Вне этих помещений вся их власть и влияние должны заканчиваться.

В то же время в светском государстве должна иметься в наличии четко сформулированная и внятная светская идеология (светская библия), существовать общеизвестный достойный светский лидер – СОВЕСТЬ нации, или еще лучше, обширная светская элита – носители общественного разума, светской духовности, проповедующие элементы светской нравственности и общечеловеческих ценностей взамен отделенных от государства разного рода религиозных идеологий.

Если этого нет, то на практике это ведет к образованию полусветскихполуцерковных государств, в которых, как правило, отсутствует какая-либо разумная государственная идеология, существует половинчатое, нечеткое, двусмысленное законодательство, основанное на философском невежестве правящей верхушки, конфессиональные цензы. Так, в Великобритании, например, главой государства может быть только лицо, принадлежащее к англиканской протестантской церкви, в Швеции – к лютеранской, а в Сирии – лицо, исповедующее ислам и т.п.

Институт государственной (официальной) религии существует в таких странах, как Норвегия, Дания, Исландия (лютеранство), Испания, Парагвай, (католицизм), Греция и т.д.

Церковь в таких странах, с одной стороны, формально может быть отделена от государства, но продолжать пользоваться в силу установившихся традиций определенным влиянием на власть. В школах могут изучаться теологические учения какой-либо из традиционных конфессий, по телевидению передаваться соответствующие проповеди и наставления, а религиозные праздники отмечаться как государственные.

Все это является извращениями светского характера светских государств и должно находить правильную правовую и этическую оценку у населения, у законодателей страны и категорически запрещаться законодательным путем. В любом случае, полусветские государства наиболее уязвимы для межконфессиональных и, как следствие, для межнациональных конфликтов, для процветания клановости, невежества и терроризма, подвержены коррупции и криминалу, воровству и мошенничеству.

Население многих стран, в том числе и России, наименее осведомлено об особенностях именно светского поведения людей, в знании которых ощущается гораздо больший дефицит, чем в знании тех или иных религиозных обрядов. Причиной этому служит очевидное философское невежество большинства светских правителей – руководителей светских государств, которые часто даже Присягу нации дают, положив руку не на Конституцию, а на Библию. В США, светской стране, вообще, например, на каждой долларовой банкноте любого достоинства почему-то помещена надпись «In God we trust» - «Мы верим в Бога».

В полусветских государствах сплошь и рядом игнорируются интересы и права атеистов, а значит, не принимаются во внимание ноосферные аспекты научной философии. Их власти не заботятся о светском воспитании граждан страны так же ревностно, как это делают религиозные и сектантские наставники в отношении своих прихожан или последователей.

Строго говоря, в настоящем светском государстве священнослужители не должны даже появляться в культовых одеждах (в так называемой «спецодежде») в общественных местах, религиозные службы из культовых учреждений не должны передаваться по широкому, и тем более государственному телевещанию.

Итак, важнейшей чертой индивидуального и национального поведения граждан чисто светских государств должна быть их светскость, являющаяся своего рода идеологией общества разумных и нравственных людей. Однако в чем заключаются особенности именно светского поведения не знает, например, подавляющее большинство граждан нашей страны, даже несмотря на то, что основные законы государства (Конституция Российской Федерации и закон РФ "Об образовании") указывают, что "Российская Федерация – светское государство" и что государственная политика в области образования основывается на светском характере образования.

Многим людям известно, что слово "светский" означает нечто, относящееся к свету (как части общества), или мирское, нецерковное. В словаре Владимира Даля указано: "Светский, ко свету (миру) в разных значениях относящийся, земной, мирской, суетный; или гражданский". В статье "Образование" Большой Советской Энциклопедии светский характер образования трактуется как "исключающий влияние религии". Таким образом, несовместимость с религией характерна для всех толкований «светскости».

Закон РФ "Об образовании". Статья 14 так определяет содержание образования: оно должно обеспечить "формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний картины мира", "интеграцию личности в национальную и мировую культуру". Примечателен также пункт 1 ст. 18: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте".

История свидетельствует, что впервые принцип светскости и свободы совести был провозглашен во Франции в статье 10 Декларации прав человека и гражданина (1789 г.), в которой речь идет о том, что никто не может быть преследуем за свои убеждения, даже религиозные, при условии, что их обнародование не угрожает общественному порядку.

Термин «светскость» как существительное впервые появился в «Педагогическом словаре» Фернана Бюиссона (1887 г.). До этого момента этот термин использовался лишь как прилагательное («светская школа», «светская мораль», «светское государство»). Другой французский энциклопедист Эмиль Литтре в словаре французского языка (1973 г.) определил светскость как признак государства, которое «нейтрально относится ко всем культам, является независимым от духовенства и свободным от любой теологической концепции».

Начиная с XVII и XVIII вв. быть светским человеком всегда означало быть антиклерикальным человеком, т.е. противостоять церкви и духовенству. Но, как известно, светскость не исчерпывается антиклерикальной борьбой, она связана и с формированием морали (светской), развитием разумных идей, знаний и их распространением в таких важных социальных институтах как, например, школа.

Актом становления светскости во Франции следует считать введение в этой стране в 1792 г. гражданского брака, который становился обязательным условием религиозного брака. Наконец, в 1795 г. было положено начало отмежеванию церкви от государства. Таким образом, можно сказать, что во времена Французской революции были сформулированы важнейшие принципы светскости.

Сегментом общества, где гражданам стали прививать основы светскости, становится школа, в которой уроки нравственного и религиозного воспитания были заменены дисциплинами, утверждавшими автономность нравственности по отношению к религии. В это время (1881-1882 гг.) были введены так называемые «законы Ферри», которые определяли принципы построения светской школы и преподавания в ней нравственности на светских принципах. Официально, как провозгласил Жюль Ферри, отныне «нравственность держится за счет собственного авторитета».

Концепция светской морали акцентировала внимание на двух моментах: понятии человеческого достоинства, постулирующем фундаментальное равенство человеческих существ, и на понятии солидарности, главным для которого являются связи, которые существуют между людьми во времени и пространстве. Связь между людьми, ранее гарантируемая религией, превратилась в неотъемлемую и автономную черту самой человеческой природы.

В 1905 г. было ратифицировано отделение церкви от государства, в результате чего был положен конец режиму признанных французским государством религий, обеспечена гарантия свободы совести и вероисповедания. Так обстояли дела со светскостью во Франции.

В то же время в США в 60-х годах двадцатого столетия времен разгула маккартизма на уровне решений сената и Президента была предпринята попытка ввести в общеобразовательные школы преподавание Закона божьего, уроки сопровождать молитвами, развесить в классах религиозные символы (крест, иконы, плакаты цитат из Библии), устранить изучение дарвинизма и других "дурно пахнущих безбожием" наук.

Против всего этого выступила мать двух школьников Мадэлин Мюррей О’Хайэр (Madalyn Murray O'Hair) и подала в суд в защиту первой статьи Конституции США (Первая статья Конституции США гарантирует всем своим гражданам свободу совести). Судебный процесс вызвал большой резонанс в стране. В поддержку Мадэлин Мюррей О’Хайэр было создано мощное общественное движение, названное "Американские атеисты" (American atheists). В результате – в школах США прекратилось преподавание Закона божьего, священники перестали быть преподавателями в школе, из классов устранены все религиозные атрибуты.

Возникшее движение "Американские атеисты", первым президентом которого была сама Мадэлин Мюррей, до сих пор является одним из наиболее последовательных пропагандистов атеизма и эффективным борцом с религиозным влиянием в США. Отделения движения объединены в масштабах всей страны, оно имеет свои филиалы в каждом штате и в каждом крупном городе; издает газеты, книги, проводит публичные диспуты, создает тематические художественные кинофильмы.

Наряду с движением "Американские атеисты" в США в настоящее время активно проводят свою работу ряд других атеистических массовых организаций, объединяющих крупнейших ученых мира. Они подвергают беспристрастному и строго научному исследованию и разоблачению различные «чудеса», пророчества, телепатию, «летающие тарелки» и прочие так называемые паранормальные явления. Вся работа проводится публично, результаты проверок демонстрируются через телевидение, в прессе.

До сих пор не подтверждена ни одна достоверность «чуда». Среди прочего было дано экспертное заключение по Туринской плащанице и публично доказано несостоятельность ее претензий на «чудо». Проверить «чудо» Иерусалимского огня на Гробе Господнем не разрешают церковники. Недавно возникло мощное движение "Freedom From Religion Foundation" (FFRF – За свободу от религиозного фундаментализма; вызвано к жизни новой попыткой Сената и Президента Клинтона ввести молитвы, религиозную атрибутику и обучение Закону Божьему в школах).

Указанные общества проводят огромную пропагандисткою, научную и культурную работу. Каждое из них издает свои газеты, журналы и книги; проводят публичные диспуты, имеют по несколько своих страниц в сети Интернет, ежедневно дают ответы посетителям их страничек на самые разнообразные вопросы, проводят экспертизу всех так называемых паранормальных явлений и церковных чудес. Огромная заслуга атеистов США в ликвидации расовых предрассудков, в утверждения светской школы, в борьбе за мир между народами и просвещение. Подобные атеистические организации и движения существуют и активно публично действуют во всех развитых западных странах.

Диссонансом всему этому является активное возрождение религии в странах бывшего Советского Союза, при этом на каждую открытую церковь приходится ликвидация двух школ, трех клубов, четырех библиотек. Из учебных программ высших учебных заведений изгнано научное изучение такого важного социально-исторического феномена, как атеизм и свободомыслие, последовательно изживают преподавание научной философии. Для чтения тем религиоведения и философии приглашаются дипломированные богословы. При вузах государство открывает студенческие храмы.

Однако еще В.Г. Белинский писал в свое время: "Присмотритесь хорошенько к нашему народу и вы увидите, что он глубоко атеистичен". Ему вторил А.И. Герцен: “Религия... – это только крепкая узда для масс, самое страшное пугало для простаков, высокая ширма, которая мешает народу ясно видеть то, что происходит на земле, заставляя его возводить взор к небесам”.

Закон об отделении церкви от государства закрепляет фундаментальные принципы светскости: свободу совести, юридическое равенство церквей и принцип непризнания ни одной из них со стороны государства, возможность свободного обнародования своих убеждений в пределах публичного пространства. К этому следует добавить усиление светскости институтов, в частности, школы, а также свободу преподавания в учебных заведениях.

Что касается одного из важнейших принципов светскости – свободы совести, следует отметить, что он предполагает в первую очередь и притом с помощью государства свободу распространения идей атеизма и светской нравственности, а также возможность индифферентизма, смешивания разных верований и культов.

Принято считать, что одно из важнейших условий демократии – обеспечение свободы вероисповедания, а значит, права граждан без всяких опасений быть атеистами или верить в Бога. При этом государство остается светским, то есть любые религиозные организации (церкви) полностью отделены от государства. Конституция Российской Федерации формально отвечает этим требованиям, но на практике они, к сожалению, не соблюдаются. На государственном телевидении читаются проповеди, идут различные религиозные передачи. В армии появились священники, "освящаются" здания, "святой" водой кропят на различных официальных мероприятиях, огромные средства тратятся на церковные нужды.

Хотя фундаментальные принципы светскости известны уже давно, в школьных учреждениях они почему-то не изучаются. Никто не разъясняет само понятие светскости, предполагающего свободу совести и разумность сознания при равенстве права на принадлежность к любой религии, так и на отказ от нее в пользу разума и добродетельности, в пользу просвещенного атеизма, возможности научного познания мира.

Исходя из этого, вполне легитимным выглядит право каждого овладеть инструментами критического отношения к любым догматическим или тоталитарным системам, включая религиозные и сектантские. Начальная, средняя и высшая школы являются гарантами свободы мнения и овладения такого рода подходами. Вот почему организация «публичного, бесплатного и светского образования», всяческая поддержка, включая материальную, научно-атеистических движений и организаций, а не религиозного духовенства,  является конституционной обязанностью любого светского государства, а значит, его первых лиц-руководителей, всех чиновников и государственных служащих.

Таким образом, светскость является универсальной идеологией, но при условии, что она будет оставаться открытой для дискуссионности, будет уважать не только единство нравственных ценностей, но и их разнообразие и истинность, сочетание с разумностью, и с учетом этого будет принципом, существующим в движении и развитии.

Итак, под светским поведением следует понимать общепринятое в данном обществе благовоспитанное поведение людей – разумное, высоконравственное, добродетельное, основанное на солидарности и взаимопощи. Оно может быть мотивировано помимо собственных индивидуальных интересов и желаний каждого конкретного индивидуума разумными интересами и желаниями других индивидов, членов данного общества. Оно может также побуждаться необходимостью противодействовать проявлениям пороков и безнравственности, которые должны повсеместно осуждаться.

Это означает, что все поступки, высказывания, эмоции и даже мысли людей должны носить ноосферный характер, т.е. порождаться разумом и высокой моралью. Светское поведение исключает недостойные и безнравственные поступки, а также проявление в поведении или во внешнем виде элементов религиозного или сектантского характера, которые отдельные индивиды не должны никому в обществе не только навязывать, но и демонстрировать.

В то же время в светском государстве приветствуется распространение через государственную систему просвещения официальной светской (научно-философской) идеологии, как и манер, норм и правил светского поведения в обществе, не имеющих специфических обрядов и ритуалов, и построенном на принципах разумности, высокой культуры и здравого смысла.

При этом следует иметь в виду, что на поведение любого человека помимо духовного влияния извне также оказывает воздействие знание им своих светских прав и обязанностей, т.е. их осознание должно быть максимально сбалансировано и освобождено от религиозно-сектантской окраски.

Гегель в свое время утверждал, что «человек обладает правами постольку, поскольку у него есть обязанности, и обязанностями, поскольку у него есть права». Шопенгауэр в свою очередь определял обязанность, как поступок, простым несовершением которого другим причиняется несправедливость, т.е. нарушаются права других.

Под светскими правами понимается данная кем-либо или признанная обычаем власть, сила, воля, свобода действия, но власть и воля всегда в условных пределах. Под светскими же обязанностями понимается главным образом долг, все должное, все, что лежит на совести человека, что он исполнять и соблюдать должен, обязан в интересах других, с учетом их прав и желаний.

Естественно, что на каждом человеке всегда лежат обязанности по отношению к самому себе (личные). Но в не меньшей степени каждый человек должен помнить о своих обязанностях по отношению к ближнему (своей семье, родственникам, друзьям), к окружающему обществу и, наконец, государственные, или гражданские. И чем выше светское сознание человека, тем выше интересы других, общественные, государственные он ставит по сравнению с интересами и желаниями своими, индивидуальными, т.е. над ними. В этом идеология светскости практически полностью уподобляется идеям подлинного социализма. Как показала практика развития обществ истинно социалистических стран (Швеция, Австрия и т.п.), эти идеи способны обеспечить достижение наивысшего качества жизни их населению.

С учетом вышесказанного можно констатировать, что российская нация вследствие забвения азов светского поведения, как самими гражданами, так и ее лидерами, находится сейчас в очень тяжелом положении, и от того, сумеет ли население нашей страны изменить в правильную сторону, усовершенствовать свое поведение, зависит, прежде всего: вымрет ли оно (процесс вымирания уже идет полным ходом) и его заменят представители более жизнестойких соседних народов и наций, или, наконец, коренные жители страны – наш народ “одумается” и продолжит свое поступательное развитие.

Анализ превалирующих в стране тенденций позволяет делать пока лишь печальные выводы и прогнозы: нация дебилизируется, алкоголизируется, в итоге, деградирует и, как следствие, вымирает. Очевидны и симптомы вымирания: это нецивилизованное, а значит, неправильное поведение граждан России в семье, в быту, в общественных местах, это – безудержное распространение наркотиков, алкоголя, табакокурения, СПИДа, сквернословия и т.п. либеральных ценностей.

Таким образом, уровень светскости в поведении населения страны следует считать одним из важнейших, если не самым важным фактором национальной безопасности страны, поскольку только создание подлинно светского государства может помочь решить весь комплекс накопившихся проблем и вывести нацию из затяжного морально-духовного кризиса.

Поведение, как таковое, является главной составляющей осознанной жизни человека. Оно складывается из ежедневных, ежечасных, поминутных его поступков при тех или иных обстоятельствах, в той или иной обстановке течения событий. Именно по тому, как индивид ведет себя в быту, в общественных местах, в гостях, при выполнении человеческих и гражданских обязанностей, то есть по его повседневному поведению можно без труда определить, как он воспитан, насколько интеллигентен и цивилизован, уровень его светскости, насколько адекватны его сознание и психика, насколько он подготовлен и соответствует требованиям, предъявляемым современными условиями жизни на Земле к каждому ЧЕЛОВЕКУ, к каждому ГРАЖДАНИНУ, и поэтому можно даже сделать вывод: насколько данный индивид отвечает этим высоким званиям.

Поведение, как таковое, является главной составляющей осознанной жизни человека. Оно складывается из ежедневных, ежечасных, поминутных его поступков при тех или иных обстоятельствах, в той или иной обстановке течения событий. Именно по тому, как индивид ведет себя в быту, в общественных местах, в гостях, при выполнении человеческих и гражданских обязанностей, то есть по его повседневному поведению можно без труда определить, как он воспитан, насколько интеллигентен и цивилизован, уровень его светскости, насколько адекватны его сознание и психика, насколько он подготовлен и соответствует требованиям, предъявляемым современными условиями жизни на Земле к каждому ЧЕЛОВЕКУ, к каждому ГРАЖДАНИНУ, и поэтому можно даже сделать вывод: насколько данный индивид отвечает этим высоким званиям.

Эта подготовленность совершенно различна у разных людей вне зависимости от их возраста, пола, цвета кожи, социального или материального положения. Нередко можно наблюдать, как совсем юные мальчики и девочки ведут себя достойно, показывая пример хорошего воспитания. В то же время можно увидеть телерепортажи, когда взрослые люди, даже депутаты парламента у нас или в какой-либо другой стране, то есть вроде бы лучшие выбранные представители народа, ведут себя, мягко говоря, очень невоспитанно.

Если же вспомнить поведение дебошира или хулигана, сквернослова или драчуна, мошенника или вымогателя, просто бандита или террориста, чтобы понять трагедию добропорядочных людей, вынужденных общаться с ними или подвергаться нападению с их стороны. Порядочные люди, может быть, и рады были бы не иметь отношений с такого рода индивидами, но если дурные манеры поведения демонстрирует твой сосед или начальник по работе, или задержавший тебя милиционер, или прохожий, то выбора нет. А поскольку, как показывает практика, такого рода нечеловеков становиться статистически все больше, встреча с ними неминуема, и трагедия такой встречи может не только оставить неизгладимый след на всю жизнь, но и в прямом смысле прервать жизнь нормального человека.

По определению человек по своему статусу выше, чем зверь или какое-либо животное, например, обезьяна-шимпанзе. Именно поэтому ему и дано высшее звание обитателей планеты Земля – Homo sapience, то есть человек разумный, поскольку то, что прежде всего и только отличает высшее животное-человека от просто животного, это его добродетельный РАЗУМ!

Но обладание разумом и моралью не приходит само по себе только лишь генетическим путем. По этой причине разум и мораль присущи не всем человекообразным индивидам. Становление добродетельного РАЗУМА, исходя из опыта, достигается посредством кропотливого воспитания (приучения) и широкого образования (научения), то есть постижения самых полезных знаний, достигнутых предыдущими поколениями человечества.

К сожалению, нередко можно увидеть в странах Европы, включая и нашу страну, невежественных «маугли» и «шимпанзе», обитающих в «джунглях» городского типа: трущобах, свалках, притонах. Однако, по мере распространения поведенческого невежества они постепенно занимают все более высшие слои социальных структур, включая производственные, силовые, выборные и властные – государственные. Поэтому невежественных «шимпанзе» можно встретить и в дорогих «Мерседесах», «Ауди», и в шикарных квартирах, и в загородных коттеджах.

Мало кто скажет, что ни разу в жизни не встречал “маугли” или «шимпанзе» –  невоспитанного, необразованного индивида, лишенного малейшего чувства долга, такта, стыда или вины, который не просто неспособен проявить элементарную вежливость, а напротив, единственное, что умеет, так это грабить, воровать, обманывать, мошенничать, вымогать, совершать акты вандализма или даже просто насиловать или убивать невинные жертвы. Такое свое “умение”, т.е. образцы негасферного поведения, он и реализует каждый день, не испытывая при этом ни стыда, ни вины. Однако назвать подобного индивида человеком было бы неверно, ибо многое в его поведении не может быть отнесено к общепринятому среди нормальных людей и названо разумным и нравственным.

Как такого индивида называть? Если индивид получил надлежащее светское воспитание и образование и, опираясь на приобретенные навыки и знания, ведет себя во всех случаях жизни РАЗУМНО и НРАВСТВЕННО, то есть наилучшим образом, благопристойно, как вели бы себя самые достойные человеческого звания культурные люди, то такого индивида тоже можно и нужно называть ЧЕЛОВЕКОМ.

Однако, если индивид не получил надлежащего воспитания и образования или, получив, не усвоил соответствующие культурные навыки и знания, если он лишен совести, а также чувств долга, такта, стыда и вины, в связи с чем его поведение по большей части случаев НЕРАЗУМНО и БЕЗНРАВСТВЕННО, то назвать его человеком никоим образом нельзя, так как это будет звучать оскорблением для настоящих, подлинных людей. Для такого рода индивидов подходит лишь одно наименование – нечеловек, или нелюдь.  Именно такое название для такого рода индивидов включил в свой словарь великий поборник русского языка Владимир Иванович Даль.

Поэтому задачу светского воспитания следует сформулировать следующим образом: это процесс научения и привития индивидам правильных навыков и знаний культуры с целью формирования в них признаков ЧЕЛОВЕКА с максимально достижимыми параметрами разума, совести, интеллигентности и соответствующим поведением, учитывающим разумные интересы и желания других членов общества и противоборствующим невежеству, безнравственности, порокам, злу и насилию.

В противном случае, при отсутствии должного воспитания не прививается соответствующая культура, не возникают чувства долга, такта, стыда и вины, и из индивида формируется, как правило, лишь невежественное и невоспитанное существо с прямо противоположными качествами, одним словом – нелюдь, которое и ведет себя соответственно. Тем же самым, образно говоря, занимаются садоводы, прививая в саду каждую яблоню, иначе вместо сладких яблок на яблоне вырастут одни неприятно кислые дички.

Характерным признаком светскости, интеллигентности является солидарность и взаимопомощь людей в противоположность церковной отсылке к помощи Бога: «Да поможет вам Бог!» Однако помощь можно ждать только от людей. В этой связи не зря родилась и поговорка: «На Бога надейся, а сам не плошай!»

Подходя к светскому воспитанию и обучению с исторических позиций, можно констатировать, что с давних времен в этих вопросах использовались две важнейшие, близкие по сути области знаний: педагогия – в переводе с греческого языка (светское) воспитание и обучение детей и демагогия – (светское) воспитание и обучение людей. Именно педагог и демагог были самыми уважаемыми людьми в Древней Греции. Однако со временем это уважение незаслуженно снизилось, а термину демагог и вовсе придали противоположное значение, с некоторых пор обозначая этим словом бессовестных, нечестных политиков, дающих лживые обещания, т.е. из разряда нелюдей.

Известно, что жить среди нелюдей людям очень трудно. Не легче жить среди нелюдей и самим нелюдям. Поэтому при превышении критической массы нелюдей над людьми общество становится нежизнеспособным, то есть обречено на вымирание, ибо природе требуется прогрессивное развитие, а нелюди обеспечить его не могут, они его тормозят, вызывая регресс.

Известно также, что современный нам период развития человечества – это эпоха бурного роста объема информации. Каждый день на каждого человека обрушивается все нарастающий информационный поток, и многие теряются, будучи не в силах сделать верный выбор: какую информацию принять во внимание, на какой особо сосредоточиться, а какую просто пропустить, чтобы не растрачивать впустую свое драгоценное время.

Очевидно, что со всем объемом исходящей из многочисленных источников массовой информации (учебников, газет, радио и телевидения, журналов, книг технической и художественной литературы, рекламных брошюр, инструкций, правил, постановлений и законодательных актов, дисков и дискет, сайтов интернета, лекций и публичных выступлений, и т.д. и т.п.) невозможно даже физически ознакомиться – просто не хватит времени.

Тем не менее, существует наиважнейшая информация, без знания которой человек не в состоянии правильно каждодневно действовать – это научительная информация о поведении. Эта информация настолько важна, что от ее знания или незнания могут совершаться правильные или неверные поступки как в индивидуальном порядке, так и в групповом или даже в национальном масштабе. В результате может нормально развиваться или, наоборот, ухудшиться в той или иной степени судьба как отдельного индивида, так и какой-то группы людей, а то и нации в целом. Если совершено неправильное действие или поступок, либо индивид пребывает в преступном бездействии – все это элементы неверного поведения, от которого кто-то может серьезно пострадать, т.е. произойти, случиться трагедия любого масштаба, даже с фатальным исходом.

С учетом этого максимальное овладение знаниями о нормах и правилах правильного поведения, о примерах неправильного поведения с целью совершенствования собственной культуры отношений – это не только не напрасная трата времени, это его огромная экономия, поскольку данные знания позволяют в наибольшей степени добиваться успехов в семье, в обществе и избегать множества ненужных проблем, подстерегающих человека на каждом отрезке его жизненного пути.

Поэтому воспитание у индивидов достойного поведения, т.е. светского поведения – это не прихоть и не блажь. Это насущная потребность любой нации, нацеленной на выживание, желающей иметь достойное будущее, человечества в целом. И если до последнего времени утверждалось – «Красота спасет мир», то теперь все более становится очевидным, что только «Светскость спасет мир!», спасет человечество от конфессионального хаоса сотен религий, от безумства невежества и безнравственности.

В этой связи именно на вопросы правильного светского воспитания обращено внимание всех здравомыслящих людей, нормальных граждан, имеющих полноценное сознание, общественности и правительств многих думающих о своем будущем народов и стран мира. И чем большее количество граждан страны от мала до велика овладеет и воспользуется азами светского поведения в своей каждодневной практике, тем большее количество РАЗУМНЫХ и НРАВСТВЕННЫХ ЧЕЛОВЕКОВ появится в нашей стране, сокращая число НЕЛЮДЕЙ, а значит, жизнеустойчивей будет наше общество, перспективней будущее России, все больше возможностей будет у россиян позитивно влиять на дальнейший ход развития своей страны и всего Человечества.

 

v   v   v

[ О демократии ]       [ На главную страницу ]      [ О патриотизме ]