[ Другие произведения ] [ Гиперинтеллект России ] [ На главную страницу ]

Игорь Кондрашин

Парадоксы волн миграции

В интернете этот трактат был опубликован в виде статьи на "Форуме".

 

"Чаще всего выход там, где был вход".

Станислав Лем

Наблюдая за спорами россиян, а также за реакцией бывших соотечественников, пребывающих за рубежом, на все, что касается вопросов эмиграции, понимаешь, насколько данная тема еще далека от своей исчерпанности и завершенности.

     Как и все живое на Земле, в течение многомиллионной истории своего существования в силу действующих законов развития те или иные группы человеческой популяции имели и до сих пор имеют склонность к перемещениям по географическим просторам планеты, преодолевая преграды и условные границы. Мотивы разного рода знаковых перемещений, их сущность требуют квалификации с тем, чтобы иметь о них более систематизированное представление, или понимание.
     Начнем несколько издалека. Осенне-весенние миграции птиц с севера на юг и наоборот, сезонные массовые передвижения животных по Африке в поисках воды - все это давно известные случаи естественных пространственных перемещений представителей животного мира. Они носят, как правило, регулярный, повторяющийся характер и присущи всем поколениям данного вида. В то же время перевозка животных в зоопарки мира, по частным коллекциям, с цирковыми труппами - это уже противоестественные разовые ее варианты. Что взять за точку отсчета у животных в определении направленности их перемещений? Существуют ли различия между альтернативными местами обитания?
     Вполне очевидно, что место репродукции, выхаживания потомства определяет у мигрирующих животных их "родину". Особи же, подвергшиеся противоестественному перемещению, так же неестественно и репродуцируют. Это уже категория искусственников, оторванных от привычной для организма среды обитания, зафиксированной биохимическим путем в их генах и являющей основу их нормальной жизнедеятельности.
     Возвращаясь теперь к вопросу о людских перемещениях, мы можем заметить, что что существовали и до сих пор существуют естественные и противоестественные мигранты.
     Походы Александра Македонского и Наполеона, набеги скифских племен, крестовые походы, научные экспедиции, "хождения за три моря" купцов, освоение новых земель (сибирский поход Ермака), миссионерство и т.п. - это все естественные миграции в целях завоеваний, освоения новых пространств, просвещения, в поисках новых возможностей, а то и просто приключений. Здесь, как и в случае с животными, место репродукции мигрирующих пространственно зафиксировано, их родовые корни без труда позволяют определить их географическую родину, куда они в конечном итоге всегда возвращались.
     К естественной миграции логично отнести и все переселения внутри страны.

     Вместе с тем такие явления, как нашествие на Европейский континент татаро-монгольских орд, массовые миграции европейцев в Северную Америку, Австралию и Новую Зеландию, позволяют говорить хотя и о некотором естестве этих миграционных процессов в рамках освоения человечеством пространств Земли, но в то же время и об определенной неординарности менталитетной матрицы сознания мигрировавших людей, ввиду их своего рода готовности, возможности или вынужденности приспособиться к утрате исторической родины и привычной среды обитания.
     И действительно, что толкало людей раз и навсегда оторваться от родного крова, от знакомых для глаз пейзажей, от соотечественников, земляков в столь массовом порядке?
     Явно не любопытство - в случае с татаро-монголами, неудовлетворенность своим положением и желание обогатиться - у мигрантов в Северную Америку, перевозка против их воли туда же невольников-рабов из черной Африки, желание избавиться от недостойных членов британского общества посредством их высылки куда подальше - в случае с Австралией. К свежим примерам можно отнести расселение вьетнамцев, китайцев и турок за границами своих стран, выходцев из Кавказа в центральные районы России.
     Что касается миграционных потоков из России на Запад в последние десятилетия (в отличие от многовековой миграции русских на восток), то они уж точно всегда носили и до сих пор носят явно выраженный противоестественный и, как правило, разовый характер: либо побег от репрессий (спасение жизни), либо жажда обогатить свои знания и/или кошелек, либо просто стремление удовлетворить обывательское чувство условной сытости (известное веяние последних лет - т.н. "колбасная эмиграция"), либо вообще неумение или невозможность найти применение своим способностям вследствие оторванности собственных стандартов от реалий жизни на родине.(Вполне понятно, что о всех видах путешествий и зарубежном туризме здесь речь не идет.)
     Как же относиться в целом к такого типа людям-неестественным мигрантам в наше время? Прежде всего с чувством сожаления, а может, даже и жалости. (Лишь "колбасники" вызывают чувство брезгливости, а иногда и гадливости.) Ведь они покинули родину, лишаясь важного ощущения ее наличия в спектре своих человеческих чувств. Чувство родины - это прежде всего психический аспект сознания (который порой отсутствует и у живущих в родных краях). Одни из них не замечают этой потери (что лишь свидетельствует о недоразвитости этой части их палитры сознания), другие, более нормальные, болезненно переживая, ностальгируют. Третьи не выдерживают и возвращаются назад хотя бы умереть, но на родине. В любом случае, все они по-своему психически дефективные, поэтому вызывают к себе у окружающих на новом месте определенную настороженность, но чаще пренебрежение. Поэтому и стараются они как-то кучковаться, держась на чужой стороне вместе и образуя всякого рода общины и землячества.
     В.И. Ленин был очень хорошо осведомлен о наличии чувства родины у нормальных людей. Поэтому одним из его первых указов о наказании контрреволюционеров и саботажников был указ об их расстреле или высылке из страны без права возвращения. Т.е. высылка с родины без права возвращения по тяжести наказания справедливо приравнивалась им к расстрелу, т.е. лишению жизни, что, впрочем, совершенно логично.
     Александр Солженицын в свое время имел и виллу в американском штате Вермонт, и достаток немалый, ан нет, как только появилась такая возможность, бросил там все и вернулся назад на Родину, к соотечественникам. Потому что Россию обустраивать надо. Потому что Человек. И примеров тому немало.

     М.Ю. Лермонтов еще 150 лет тому назад, касаясь вопросов мотивации эмиграции, образно вопрошал с поэтической прямотой:

                  Что же их гонит: судьбы ли решение?
                  Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?
                  Или на них тяготит преступление?
                  Или друзей клевета ядовитая?
И тут же сам как бы отвечал на поставленные вопросы:
                  Нет, им наскучили нивы бесплодные...
                  Чужды им страсти и чужды страдания;
                  Вечно холодные, вечно свободные, 
                  Нет у них родины, нет им изгнания.

     Таким образом, говоря современным языком, матрица сознания у эмигрантов действительно выглядит довольно искаженной, признавай или осознавай они это или нет. Скорее всего они будут не согласны с вышесказанным и приведут массу доводов в свое оправдание. Но из песни слов не выбросишь, равно как и искаженность из их сознания, приравнивающая их к животным в зоопарках или, если им это больше нравится, в цирках.
     Хорошая аналогия - муравейник. Кроме муравьев в муравейнике проживают и так называемые "симбионты". Одни просто так живут: тепло, светло, нет хищников. Другие, прикинувшись муравьем с помощью характерных движений, доят фуражиров. А простой муравей глупый, ну где ему до таких высот абстракции подняться, чтобы мимикрию симбионта раскусить, когда он пашет с утра до вечера. Есть такие симбионты, что выделяют наркотики-феромоны, так что муравей безропотно стоит и "балдеет", пока "нарком" его обшаривает. Есть еще симбионты-поедатели муравьиного потомства.
     Все и кормятся за счет муравейника. Между тем пропади эти симбионты совсем, в целом эффективность муравейника существенно возрастет. Есть, говорят, какие-то слегка полезные симбионты (яички помогают пересчитывать), но и без этих полезных муравейники неплохо живут. И всем симбионтам, полезным, вредным, нейтральным, наплевать на собственно муравейник, хотя, паразитируя на его структуре, они и живут. Это глупые муравьи-работники болеют "душой", заботятся именно о своей куче-доме. Суетятся, жизнеобеспечивают ее и не мыслят себя без "родины", а симбионт спокоен. Потому что знает, что в случае чего он всегда пристроится в другом муравейнике, всего-то и дел. Такова внутренняя, физиологическая суть "Homo эмигрантов".

     Сейчас уже все меньше остается сомнений, что народы, этносы, суперэтносы, нации - суть живые общественные организмы разной величины и степени зрелости развивающейся материальной природы. И отрыв индивида от материнского (отеческого) общественного организма, даже хворого, но своего - сродни пересадке какого-либо органа, даже кусочка ткани с одного организма на другой. И не чувствует себя никогда пересаженный орган так же комфортно на новом месте, как на родном, изначально предназначенном ему судьбой. Да и новый организм все время его отторгнуть пытается. Поэтому нужно регулярно принимать какие-то лекарства, чтобы подавлять, не допустить полного отторжения.
     При наличии нормального спектра человеческих чувств человек все равно не должен чувствовать комфортности на чужбине (потому и называется она так - чужбина), тяга несчастного к родине, если он нормальный, все время будет напоминать о себе, как кровоточащая рана, глуши ее, не глуши.
     Так что ущербность такого рода людей очевидна - хоть статусная, хоть духовная, хоть с этой стороны посмотри на них, хоть с той. Поэтому либо они ее на ментальном уровне не ощущают ввиду притупленности соответствующих чувств, либо глушат.
     Работая за границей, я много раз наблюдал и сравнивал психическое состояние работников наших посольств-торгпредств с психосостоянием тех или иных эмигрантов, как бы материально при этом они ни были обеспечены, и всегда сравнение было не в пользу последних.
     Учитывая все это, одного хочется пожелать всем этим вынужденным переселенцам (прежде всего из России), состоявшимся или еще собирающимся ими стать, и посоветовать им в любом случае: либо уж смириться со своей ущербностью, участью изгоя, не слышащего голоса совести, но это тогда все равно что потерять свой полноценный человеческий облик, впасть в забытье. Многие действительно впадают, находя себе в моменты сомнений разного рода оправдания: но ведь в России такая коррупция (дикость, бескультурье), а под Мюнхеном (Нью-Йорком) пиво такое пенное, дома такие ухоженные! А кругом вежливые все какие!
     Либо им все-таки следует стараться чувствовать, ощущать себя как бы во временной командировке, некими послами или купцами в экспедиции, стажерами ("мы не в изгнании, мы в послании"). Тогда некоторая душевная комфортность должна будет постепенно к ним вернуться, но вместе с ней появится и целевая установка-вопрос: когда возвращусь на Родину-мать (а я обязательно вернусь!), что напишу в отчете о командировке (стажировке), что людям скажу? Даже не наяву, в душе своей, но все равно придется сделать отчет о целях длительного своего расставания с родиной, стыковать его с логикой совести, или ее остатков. Для того чтобы в своих же глазах остаться достойным звания нормального человека, а смысл всей собственной жизни чтоб приобрел в итоге хотя бы какой-то позитивный оттенок. Тогда и умирать будет не так мучительно больно.
     Все более становится очевидным, что недалеко то время, когда начнется массовая миграция землян по просторам Вселенной. Но даже тогда у них несомненно сохранится неповторимо волнительный атавизм - чувство родины (но, опять же, лишь у нормально развитых индивидуумов).

[ Другие произведения ] [ Гиперинтеллект России ] [ На главную страницу ]