[ О менталитете ] [ На главную страницу ]

Игорь Кондрашин

Каким быть, чтобы быть ЧЕЛОВЕКОМ

 

"Что значит человек,
Когда его заветные желанья -
Еда да сон? Животное и все".

Вильям Шекспир

 

"Если существует наука, действительно нужная человеку, то это [философия, которая учит, как] подобающим образом занять указанное человеку место в мире - и из которой можно научиться тому, каким быть, чтобы быть человеком".

Иммануил Кант

Генетическая неоднородность, отражающаяся на человеческом hardware, скорректированная фенотипным наложением software (то есть програмным обеспечением, приобретённым в начальный период жизни индивидуума посредством воспитания и образования, опыта и знаний), делит всё человеческое многообразие по параметрам менталитета на несколько совершенно различных внутренне, но практически ничем не отличающихся внешне разновидностей людей, т.е. индивидуумов феногенетически высшей, средней и низшей категории, имеющих, как правило, совершенно различные жизненные установки и вносящих в дело развития общества далеко не идентичный, часто совершенно противоположный вклад.
Так, индивидуумы, относящиеся к высшей и отчасти к средней категориям, стремятся поддерживать здоровый образ жизни, постоянно расширять свой кругозор, пополняя свои знания из ноосферных источников, соблюдать общепринятые в хорошем обществе нормы и правила поведения, или просто следовать эталонным, позитивно воздействовать на окружающий их мир, по мере своих способностей улучшая, совершенствуя то, что их окружает. В отличие от них индивидуумы низшей категории нацелены лишь на разрушение, дестабилизацию, игнорирование всех правил и устоев. В этой связи первая группа людей нормальна, здорова по определению, в то время как представители второй, скорее всего, нормальными людьми никогда не станут и будут лишь вызывать дискуссии типа: недоразвитость их менталитета - это болезнь или устраняемый вместе с носителями вредный для общества недостаток?
Вместе с тем, существует немало индивидов, имеющих лишь незначительные отклонения в своем менталитете, кто хотел бы от них избавиться и влиться в нормальную, ментально здоровую часть населения. Поэтому попытаемся разобрать факторы, влияющие на становление человека нормально развитым, исходя из общих принципов и логики формирования менталитета.

Фактор 1 - генетическая наследственность
Это единственная составляющая формируемого менталитета, во многом главная, определяющая, повлиять на выбор которой человек ни при каких обстоятельствах не в состоянии. Родителей не выбирают! Поэтому то, что досталось ему от предков - и хорошее, и плохое - человек будет вынужден нести по жизни, борясь с полученными пороками или развивая в себе доставшиеся от них способности, задатки. Более того, часть из них он вольно или невольно будет вынужден передать, в свою очередь, в качестве генетического наследства своему потомству.
Здесь уместно вспомнить слова Бехтерева: “Первым и основным условием правильного развития личности является природа организма, наследие его отцов или те антропологические особенности, которые составляют почву для развития личности”.
На что каждый человек может реально повлиять - это на генотип своих детей и всего будущего потомства. А для этого надо помнить, что геном вашего ребенка впитает в себя не только ваши гены, включая гены ваших предков, и всю записанную на них биохимическую информацию, но и гены вашего супруга (супруги, точнее, второго родителя ребенка), включая гены и его предков с соответствующей информацией. В какой пропорции их впитает геном ребенка, от нас с вами это тоже пока не зависит, однако, в любом случае, следует очень внимательно и осторожно подходить к выбору сородителя вашего будущего ребенка.

Фактор 2 - воспитание
Под этим подразумевается передача от старшего поколения младшему всего того положительного в манерах поведения,в поддержании в здоровом состоянии своего организма, в умении общаться с другими людьми, в правильном понимании ценностей и пороков, чего сумели достичь сами воспитатели, наставники. Поэтому от того, кто у вас с малых лет был воспитателем, какими ценностными идеалами и эталонами он пользовался и прививал вам, зависит ваше здоровье, ваша культура, ваша воспитанность, а также то, насколько пригодны вы сами стать воспитателем для детей (своих и чужих), наставником для взрослых невоспитанных индивидов. "Воспитатель сам должен быть воспитан", - писал К. Маркс. А Д.И. Писарев и вовсе утверждал, что: "В воспитании все дело в том, кто воспитатель".
Цель воспитания - привить индивиду не только умение правильно следить за своим здоровьем, но и приобрести самые лучшие внутренние (духовные) признаки человека, научить его не только рассудочности, но и подлинной разумности, вооружить воспитуемого знаниями об эталонных манерах поведения и правильных алгоритмах действий в тех или иных жизненных ситуациях, помочь ему осознать смысл своей жизни. Говоря научным языком, во время воспитания осуществляется настройка, программирование адекватной рефлексии АФЦ сигнальных подсистем психики человека в соответствии с эталонной таблицей ценностей-пороков, формируется его матрица сознания, которая также должна быть близкой к эталонной, пополняется поведенческими РАД его алгомодуль.
Воспитание должно опираться на самые высокие требования, нравственные нормы и правила поведения и прививается воспитаннику путем нравоучений, собственным примером или ссылкой на описание и разъяснения эталонных моделей поведения, примеры из жизни достойных подражания людей, оценкой и объяснением ему его правильных и неправильных поступков, с применением поощрений и наказаний, воздействуя таким образом на его соответствующие АФЦ и РАД.
Недостаток воспитания в детский период жизни иногда можно восполнить в более взрослом возрасте при наличии у индивида воли, пробуждающегося сознания и повышения требований к себе посредством самодовоспитания. В то же время самодовоспитание должно присутствовать в любом случае при изменении жизненных обстоятельств или условий общежития индивида (например, при создании собственной семьи, рождении ребенка, поездке за границу, переезде в иное место жительства).
И. Кант, говоря "О ДОЛГЕ ПЕРЕД САМИМ СОБОЙ В РАЗВИТИИ И УМНОЖЕНИИ СОБСТВЕННОГО ПРИРОДНОГО СОВЕРШЕНСТВА", писал: "Возделывание (cultura) своих естественных сил (духовных, душевных и телесных) как средство для всяческих возможных целей есть долг человека перед самим собой. - Человек (как разумное существо) сам обязан не оставлять неиспользованными и не давать как бы покрываться ржавчиной свои природные задатки и способности, которые могут быть когда-нибудь использованы его разумом; допуская, что человек может удовлетворяться и прирожденной долей своих способностей для естественных потребностей, все же его разум должен лишь посредством основоположений указать ему на эту удовлетворенность малой долей своих способностей, так как человек как существо, способное ставить перед собой цели (делать предметы своей целью), обязан применением своих сил не одному лишь природному инстинкту, а свободе, которой он определяет эту долю. Следовательно, дело не в выгоде, которую можно иметь от культуры своих способностей (ставить разные цели), ибо выгода, быть может, годится только при грубости своих естественных потребностей; нет, возделывать свои способности (из них одну больше, а другую меньше в зависимости от его целей) и быть в прагматическом отношении человеком, соответствующим цели своего существования, - это веление морально практического разума и долг человека перед самим собой.
Духовные силы суть те, применение которых возможно только посредством разума. Они творческие постольку, поскольку их применение не черпается из опыта, а выводится a priori из принципов. Таковы математика, логика и метафизика природы, из которых две последние причисляются к философии, а именно к теоретической философии, которая в этом случае означает, правда, не учение о мудрости (таков ее буквальный смысл), а лишь науку, но которая, тем не менее, может быть полезна и для целей учения о мудрости.
Душевные силы суть те, что находятся в распоряжении рассудка и тех правил, которыми он пользуется для удовлетворения любых намерений; и именно постольку опыт может служить им руководящей нитью. Таковы память, воображение и т.п., на которых могут основываться ученость, вкус (внутреннее и внешнее украшение) и т.д., предоставляющие инструменты для различных целей.
И наконец, культура телесных сил (гимнастика в собственном смысле) есть забота о том, что составляет ткань (материю) в человеке, без которой цели человека остались бы неосуществленными; стало быть, постоянное преднамеренное оживление в человеке животного есть долг человека перед самим собой.
Которое из этих физических совершенств считать предпочтительным и в какой пропорции друг с другом делать их своей целью есть долг человека перед самим собой, - все это предоставляется и его разумному суждению относительно его наклонности к тому или иному образу жизни, и оценке требуемых для этого сил, дабы выбирать из указанных совершенств (например, будет ли это ремесло, торговое дело или наука). В самом деле, независимо от потребности в самосохранении, которая сама по себе не может обосновать какой-нибудь долг, быть полезным звеном мира есть долг человека перед самим собой, так как это также относится к достоинству человечества в его лице, которое он не должен унижать."
Рассуждая о воспитании, нельзя не вспомнить другие полезные наставления Канта, изложенные в его лекции "О педагогике". В ней он, в частности, писал: "Человек - единственное создание, подлежащее воспитанию. Под воспитанием мы понимаем уход (попечение, содержание) и обучение вместе с образованием. Сообразно с этим человек бывает грудным младенцем, питомцем и учеником". Под обучением Кант подразумевал формирование навыков и знаний и относит его к физическому воспитанию, которое включает в себя развитие телесных сил и душевных способностей, приучение к дисциплине, или, на современном языке, к развитию II-ой сигнальной подсистемы психики.
Полезно привести еще несколько постулатов из его лекции:
"Дикость есть независимость от законов. Дисциплина подчиняет человека законам человечности и заставляет его чувствовать власть законов. Но начинаться это должно заранее. Так, например, детей сначала посылают в школу не для того, чтобы они там чему-нибудь учились, но с тем, чтобы они постепенно привыкли сидеть спокойно и в точности соблюдать то, что им предписывают, чтобы впоследствии они не вздумали вести себя так, как им взбредет в голову...
Человек может стать человеком только путем воспитания. Он - то, что делает из него воспитание. Следует заметить, что человек может быть воспитан только человеком - людьми, точно так же получившими воспитание. Поэтому недостаток в дисциплине и обучении у некоторых людей делает их в свою очередь плохими воспитателями своих питомцев. Если бы когда-нибудь за наше воспитание взялось существо высшего порядка, тогда действительно увидели бы, что может выйти из человека. Но так как воспитание одному учит человека, а другое только развивает в нем, то неизвестно, как далеко простираются у него природные способности...
Нет никого, кто, будучи в юности оставлен без присмотра, в более зрелом возврате не заметил бы этого сам, будь то проблемы в дисциплине или культуре (так можно назвать обучение). Тот, кто не культурен - груб, кто не дисциплинирован - дик. Упущение в дисциплине - большее зло, чем упущение в культуре, так как последнее можно наверстать еще и впоследствии; дикость же нельзя искоренить, и упущение в дисциплине возместить невозможно. Может быть, воспитание будет постепенно улучшаться, и каждое последующее поколение будет делать шаг вперед по пути к усовершенствованию человечества: ведь в воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы. Теперь это может осуществиться. Ибо лишь теперь начинают судить правильно и давать себе ясный отчет в том, что, собственно, относится к хорошему воспитанию. Заманчиво представить себе, что благодаря воспитанию человеческая природа будет развиваться все лучше и лучше и что ей можно придать такую форму, которая соответствовала бы идеалу человечности. Эта надежда открывает перед нами в перспективе будущее, более счастливое поколение людей...
При современном воспитании человек не вполне достигает цели своего существования. Ведь как различно живут люди! Однообразие между ними может водвориться только тогда, когда они будет действовать по одинаковым правилам, причем эти правила должны стать для них второй природой. Мы можем работать над планом более целесообразного воспитания и передать руководство к нему потомству, которое может постепенно осуществить его...
В человечестве заключено много задатков, и наша задача - пропорционально развивать природные способности и раскрывать свойства человека из самых зародышей, делая так, чтобы человек достигал своего назначения. Животные исполняют последнее сами собой и притом бессознательно. Человек должен сперва стремиться достичь его, а этого не может быть, если он не имеет даже понятия о своем назначении. Для отдельной личности достижение этого назначения совершенно невозможно...
Воспитание есть искусство, применение которого должно совершенствоваться многими поколениями. Каждое поколение, обладая знаниями предыдущего, может все более и более осуществлять такое воспитание, которое пропорционально и целесообразно развивает все природные способности человека и таким путем ведет весь род человеческий к его назначению. Провидению было угодно, чтобы человек воспроизводил добро из самого себя...
Человек должен еще развить свои способности к добру. Провидение не вложило их в него в уже готовом виде; это только одни способности, не различающиеся в нравственном отношении. Самому себя совершенствовать, самому себя образовывать и, в случае склонности ко злу, развивать в себе нравственные качества - вот в чем обязанности человека. По зрелом размышлении придешь к тому выводу, что это весьма трудно. Поэтому воспитание - величайшая проблема и труднейшая задача для человека, так как сознание зависит от воспитания, а воспитание, в свою очередь, от сознания.
Поэтому-то воспитание и может двигаться вперед лишь постепенно, и только благодаря тому, что одно поколение передает свой опыт и сведения последующему, а оно прибавляет что-нибудь и в свою очередь в таком виде передает их дальнейшему поколению, может возникнуть правильное понятие о способе воспитания. Какую же, следовательно, высокую культуру и опытность предполагает это понятие? Сообразно этому оно могло возникнуть лишь в позднейшее время, и мы сами еще не вполне уяснили его себе.Не должно ли воспитание, в частности, подражать образованию человечества в общем в том виде, как оно шло через различные поколения?
Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными, а именно: искусство управлять и искусство воспитывать, и, однако, до сих пор еще существуют разногласия даже относительно их идеи...
Следовательно, искусство воспитания, или педагогика, должно стать разумным, раз оно должно развивать человеческую природу так, чтобы она достигала своего назначения. Уже воспитанные родители представляют собою примеры для подражания, на которых учатся дети. Но если дети должны становиться лучше, то педагогика должна стать предметом изучения; в противном случае от нее нечего ожидать: иначе извращенно воспитанный воспитывает и другого так же извращенно. Механизм в искусстве воспитания должен превратиться в науку, так как в противном случае оно никогда не станет осознанным стремлением и одно поколение сможет ниспровергнуть то, что успело воздвигнуть другое.
Принцип искусства воспитания, который в особенности должны были бы иметь перед глазами люди, составляющие планы воспитания, гласит: дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего, состояния рода человеческого, т.е. для идеи человечества и сообразно его общему назначению. Этот принцип имеет великое значение. Родители воспитывают обыкновенно своих детей только так, чтобы они годились для современной жизненной обстановки, хотя бы и далекой от совершенства. Но они, собственно, должны были бы воспитывать их лучше, чтобы тем самым вызвать к жизни лучшее будущее.
Но здесь имеются два препятствия: а) родители заботятся обыкновенно только о том, чтобы их дети хорошо устроились в жизни; б) правители же смотрят на своих подданных как на средства для своих целей.
Родители заботятся о своей семье, правители - о государстве. И те и другие не ставят своей конечной целью всеобщее благо и то совершенство, к которому предназначено человечество и для которого оно имеет все данные. А план воспитания должен быть составлен с космополитической точки зрения. Да и на самом деле, разве всеобщее благо есть такая идея, которая может нам повредить в нашем личном благе? Никогда! Хотя, по-видимому, во имя ее и приходится чем-то жертвовать, тем не менее, именно благодаря ей мы непременно содействуем также и своему благу в настоящем. И затем, какие прекрасные последствия сопутствуют ей! Доброе воспитание есть как раз то, из чего возникает все добро на свете. Следует лишь постоянно развивать лежащие в человеке задатки, так как злых начал в природе человека нет. Единственная причина зла состоит в том, что человеческую природу не подчиняют правилам. В человеке лежат лишь зачатки добра...
Итак, при воспитании человека следует:
1. Приучить к дисциплине. Дисциплинировать - значит обезопасить себя от того, чтобы животная природа человека, будем ли мы рассматривать последнего как отдельную особь или как члена общества, не шла в ущерб его чисто человеческим свойствам. Следовательно, дисциплина есть только укрощение дикости.
2. Человека следует приобщить к культуре. Культура включает наставление и обучение. Она есть сообщение навыков. Навык - это обладание какой-либо способностью, достаточное для любых целей. Он, следовательно, не определяет ровно никаких целей, но предоставляет это впоследствии обстоятельствам.
Иной навык пригоден во всех случаях, например чтение и письмо; другой - только для некоторых целей, например музыка - для того, чтобы снискать к нам расположение. Из-за множества целей число навыков простирается до бесконечности.
3. Следует также обращать внимание на то, чтобы человек стал умен, пригоден для человеческого общества, приятен и пользовался влиянием. Сюда относится известный род культур, который называют цивилизованностью. Для последней необходимы манеры, вежливость и известный такт, обладая которым можно использовать всех людей для своих конечных целей. Понятие цивилизованности изменяется сообразно со вкусами каждого столетия. Так, несколько десятков лет тому назад церемонность в общении была в большом ходу.
4. Следует обратить внимание и на морализирование. Человек должен быть не только пригодным для всякого рода целей, но и выработать такой образ мыслей, чтобы избирать исключительно добрые цели. Добрые цели есть такие, которые по необходимости одобряются всеми и могут быть в одно и то же время целями каждого".

Фактор 3 - образование
Под этим подразумевается передача от старших поколений последующим всего объема ноосферных знаний, касающихся современных мировоззренческих понятий, научных теорий и профессиональных технологий (алгоритмов). Знания следует разделять на общие и специальные. Специальные знания (в первую очередь профессиональные) носят все более специфические оттенки и имеют все большую специализацию. Они не должны быть поголовным устремлением всех и каждого и должны изучаться только теми, кто выбрал их в качестве профессиональных.
В то же время большой объем в современном мире составляют ноосферные знания, имеющие общечеловеческий, или глобальный, характер, которые должны знать буквально все. Они вместе со знаниями, полученными в процессе воспитания, составляют, как известно, обязательный для каждого человека ЛИЧНОСТНЫЙ МИНИМУМ ЗНАНИЙ. Сюда, прежде всего, следует отнести грамотность, т.е. устное и письменное общение, компьютерную, общетехнологическую (умение обращаться с электричеством, стиральными машинами, эксплуатировать автомобиль, кататься на лыжах, посещать бассейн и т.д.), социальную (умение строить семейные отношения, воспитывать детей, вести себя пристойно в том или ином общественном месте, общаться с коллегами по работе, пользоваться телефоном, факсом, телевизором, интернетом, вызвать пожарных, милицию, сантехника и т.д., водить автомобиль, совершать банковские операции и т.д.), экологическую (не загрязнять, не мусорить, не топтать, сажать цветы, деревья, разводить рыб, животных), включая экологию сознания, знание истории своего народа, своей страны, других стран мира, развития человечества, знание культуры, эталонов семейных, производственных отношений, обустройства собственного жилища, окружающей среды, правил общественного поведения, знание английского языка как современного средства международного общения.
Однако главным разделом в ЛИЧНОСТНОМ МИНИМУМЕ ЗНАНИЙ являются, вне сомнения, современные знания по философии. Сюда следует отнести знания предельно познанных истин о мироздании, о внутреннем и внешнем мире человека, о его менталитете, об общепринятой (эталонной) таблице ценностей и пороков, об этике, логике, о будущем человечества.
Образование постигается несколькими способами:

  1. В школах, гимназиях - начальное и неполное среднее.
  2. В университетах и других видах ВУЗов - полное среднее и неполное высшее.
  3. В аспирантурах, докторантурах - высшее.
  4. Постоянное в течение жизни самообразование - современное (актуализируемое) высшее.

Вполне естественно, что очень важным при получении образования является то, кто был учителем в школе, преподавателем (профессором) в ВУЗе, какие по степени устарелости-новизны использовались учебники и другие источники знаний, в каком возрасте образование прекратилось.

Здесь будет уместно добавить еще несколько постулатов из лекции И. Канта "О педагогике":
"Человек нуждается в уходе и образовании. Образование включает в себя дисциплину и обучение... Школьное образование, или обучение, необходимо человеку, чтобы уметь достигать всех своих целей. Оно придает ему ценность в его собственных глазах, потому что он может рассматривать себя как личность. Если им руководят в приобретении разумности, из него выходит гражданин и он получает общественную ценность. Тогда он учится руководить обществом сообразно своим целям и самому приспосабливаться к гражданскому обществу. Благодаря моральному образованию, наконец, он приобретает ценность с общечеловеческой точки зрения.
Школьное образование - самое раннее и самое первое. Разумность уже всегда предполагает умение. Разумность есть способность искусно применять свое умение. Моральное образование, поскольку оно основано на принципах, которыми человек должен проникнуться сам, - наиболее позднее; но поскольку оно основывается на общем человеческом разуме, оно должно быть принято во внимание с самого начала, при физическом воспитании, потому что иначе легко укореняются такие недостатки, которые делают всякую воспитательную работу напрасной. Что касается умения и разумности, то все должно развиваться в свое время. По-детски умелый, умный и благонравный не должен быть хитрым на взрослый манер. Для ребенка это подходит так же мало, как ребяческий образ мыслей для человека пожилого".

Фактор 4 - набор РАД и АФЦ
Если АФЦ тяготеют больше к генетической природе образования и влиять на этот процесс человек может скорее косвенно, чем прямо, то уж на качественные и количественные показатели набора РАД человек не только может, он просто обязан влиять, постоянно его улучшая, умножая и совершенствуя. Так, в результате полученных в процессе воспитания (самодовоспитания) и образования (самообразования) знаний человек должен стать обладателем приличного набора необходимых в жизни позитивных РАД (своего рода обязательного ЛИЧНОСТНОГО МИНИМУМА РАД) - умения и навыков делать что-то полезное: готовить пищу, убирать жилище, дом, двор, ухаживать за одеждой, за техникой, за супругом, за родителями, растить и воспитывать детей, сажать деревья, цветы, правильно эксплуатировать и при необходимости ремонтировать бытовую технику, обучать хорошему других и т.д.
Вместе с тем, он должен придерживаться правил экологии сознания и максимально избегать засорения своего менталитета малополезными, балластными, мусорными РАД: просмотр по ТВ отупляющих футбольных и хоккейных матчей, боевиков, "ужастиков", мыльных сериалов и комедий, рекламы, истязание тела татуировками, проколками, посещение рок-, поп- и т.п. концертов, всяческих сект и непонятных сборищ, ведение пустых разговоров (ни о чем) как в личной беседе, так и по телефону, ICQ, в интернет-чатах, просто пустое времяпровождение.
Еще более он должен опасаться подпасть под тотальное воздействие негасферного влияния и приобрести, иметь в своем арсенале какие-либо порочные, вредные РАД, или РАД-паразиты: умение воровать (красть), бить, ругаться и нецензурно выражаться, лгать, курить, употреблять наркотики и крепкий алкоголь, мошенничать, насиловать, терроризировать, захватывать заложников, взрывать, совращать малолетних, обманывать, брать и давать взятки и т.д.
Подытоживая вышесказанное, можно смело утверждать, что нормальный человек должен, прежде всего, осознавать, что "его генотип + фенотип (воспитание, образование, набор РАД и АФЦ) = его богатство".
И, как говорил Кант, заканчивая свою лекцию "О педагогике": "Нужно обратить внимание каждого человека на необходимость ежедневного отчета перед самим собой, чтобы в конце своих дней можно было бы правильно определить ценность своей жизни".

Таким образом, в итоге совершенный, вполне нормальный человек должен обладать здоровым организмом, здоровым головным мозгом, в котором легко обнаруживается разум, подкрепленный здоровой, уравновешенной психикой с наличием всех четырех сигнальных подсистем, четко связанных с его сознанием, достаточным для жизни набором позитивных и наиболее эффективных РАД алгоритмического модуля, обеспечивающим все необходимые полезные навыки и умение, хорошо развитым, натренированным интеллектом не менее 100 единиц шкалы, поддерживающим на высоком уровне его мыслительную деятельность и все виды памяти, и логикой хорошо развитого, правильно сформированного сознания с желательным наличием всех 16 позитивных (продуктивных) подсознаний, т.е. рефлексивность должна быть близка к расчетному нулю диоптрий сознания, и исключающее даже отдаленные признаки негаподсознаний.
Он должен владеть ЛИЧНОСТНЫМ МИНИМУМОМ ЗНАНИЙ и ЛИЧНОСТНЫМ МИНИМУМОМ РАД, в результате чего у него должны полностью сформироваться зрелое современное мировоззрение, опирающееся на максимально достижимый макро- и микрокругозор и включающее понятия в их предельно истинном понимании; таблица ценностей и пороков, близкая к эталонной; представление о развитии менталитета вообще и факторах, на него влияющих, а также о собственных ментальных недостатках и преимуществах. Он обязательно должен уметь следить за собой и своим жилищем, разбираться в домашней бытовой и оргтехнике, иметь навыки воспитания и ухода за своими детьми, иметь профессию, водить автомобиль, пользоваться компьютером и интернетом, знать и исполнять свои гражданские обязанности, владеть иностранным (желательно английским) языком. В соответствии с этим он строит свой образ жизни, придерживается установленных обществом норм и правил поведения, одновременно своими манерами и суждениями стремясь приблизить их к эталонным.
Он должен постоянно стремиться:

  1. Иметь в своем арсенале совершенные, хорошо и гармонично развитые наборы АФЦ и РАД, поддерживаемые, благодаря правильным клеточному и информационному метаболизмам, в рабочем, функциональном состоянии.
  2. Иметь в своих индивидуальных ансамблях и наборах только позитивные (продуктивные), наиболее необходимые АФЦ и РАД соответствующей части эталонной матрицы сознания, формируемые на основе ноосферных понятий и знаний, при этом изживая все негасферное, негативное, порочное, деструктивное.
  3. Иметь менталитет, в целом максимально отвечающий своими параметрами последним (современным) требованиям развития человеческой цивилизации.
  4. Благоприятным образом воздействовать на окружающую среду, общество, в итоге на все человечество (как ни странно это звучит), воспитывая лучшему других, облагораживая себя, свою семью, своих коллег и приятелей, свой дом, улицу, страну, т.е. максимально возможную часть планеты Земля.

Несомненно, что есть среди нас, т.е. в ныне живущем поколении, люди, достойные звания человека, интеллигента, личности, достигшие требуемых параметров менталитета, которые они продолжают поддерживать или стремятся их еще более улучшать. Их немного, но только они способны воспринимать Жизнь во всей ее полноте, осознанно. Следует гордиться ими, брать с них пример самим и ставить их в пример другим, а также детям в назидание. Слава им!
Естественно, что есть также и люди, которые еще не стали интеллигентами, личностями, но, имея для этого задатки и желание, делают много, чтобы стать ими. Пожелаем им успеха!
Есть среди нас и люди, стремящиеся стать интеллигентами, личностями, но не имеющие для этого соответствующих задатков на генетическом уровне. Посочувствуем им. Все равно они станут лучше и будут оставаться хотя бы людьми.
Но есть, к сожалению, немало индивидов, имеющих по природе хорошие задатки и способности, но не развивающих их, не стремящихся стать лучше. Именно они пополняют популяцию обывателей или, еще хуже, обывателей с дурными наклонностями и становятся иногда хуже животных. Детям их следует показывать в качестве дурного примера, наставляя, какими не надо быть. Они достойны презрения и позора!
И, наконец, существуют на свете выродки, растерявшие все человеческие качества и не стремящиеся даже что-либо исправить, наладить, улучшить. Это самый опустившийся человекоподобный сброд - нелюди, внутренний мир которых - сплошная негасфера. Ими не следует даже пугать детей, настолько они омерзительны. К себе они могут вызвать только ненависть и никакого сострадания.

Общество, чтобы иметь условия для устойчивого развития, своего дальнейшего совершенствования, должно поставить дело так, т.е. так сорганизоваться, чтобы:

  1. Большинство его членов стремилось стать людьми, интеллигентами, личностями, ориентируясь на соответствующие параметры, эталоны, примеры и идеалы. Для этого среди обывателей должна вестись активная просветительская работа, в особенности среди обывателей с дурными наклонностями. Именно на это должна быть также нацелена вся государственная система воспитания и образования. Сфера ноосферного влияния должна максимально расширяться, охватывая все более широкие слои населения, а негасферного, напротив, сводиться к нулю.
  2. Очиститься от нелюдей путем их изоляции и последующего перевоспитания, если это возможно. Необходимо, чтобы нелюди выявлялись через соответствующие тесты и оценки и изолировались от нормального социума не тогда, когда они совершат тяжкие преступления, будь то в быту или на государственной службе, не тогда, когда они все настойчивее мешают развитию здоровых членов общества, а тогда, когда они еще только пытаются проникнуть во все сферы государственного и общественного устройства, когда уже своим недостойным поведением и образом жизни они привлекают к себе внимание и общество обязано им это внимание уделить, сделав соответствующие исправительные выводы. "На то дан человеку разум, - говорил Лев Толстой, - чтоб избавиться от того, что его беспокоит".
    Адекватная реакция на все проявления нелюдского поведения и суждений свидетельствует о нравственном здоровье данного общества, о нормальной рефлективности общественной психики. Напротив, игнорирование поведения нелюдей во всех проявлениях, включая такие распространенные, как дезинформация в СМИ, крупные финансовые мошенничества (что особенно актуально в настоящее время), т.е. отсутствие в обществе надлежащей реакции - социальная арефлексия, говорит, что само такое общество не совсем здорово, нормально и люди с нормально развитым сознанием, присутствующие в нем, должны бить тревогу, обращая на это внимание тех, у кого психика на данные виды раздражений должным образом не реагирует в силу ее заторможенности или по каким-либо другим причинам (например, сильно запущенная индивидуальная арефлексия).
  3. Во главе общественных институтов, во властных структурах, на государственной службе, в правоохранительных органах, органах воспитания и образования находились после тщательного отбора индивиды с наивысшими личностными показателями менталитета, с матрицей сознания, близкой к современной эталонной. (А не так, как сейчас в России, почти по А. Грибоедову: "Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы, не эти ли, грабительством богаты...")

Для такой соорганизованности обществу нужно иметь на вооружении и широко применять на практике:

  1. Систему периодической проверки и оценки уровня развитости всех компонентов менталитета (психики, алгомодуля, интеллекта и сознания) своих членов, позволяющую выделять и отличать по параметрам как людей, так и нелюдей, обывателей и т.д. Желательно результаты этих оценок делать гласными, чтобы люди, помимо списков самых богатых, публикуемых регулярно (прежде всего, о самых богатых на Земле), рейтинга теннисистов и футболистов, знали также и о самых разумных, самых порядочных личностях (о подлинной человеческой ЭЛИТЕ), т.е. имеющих самые высокие параметры менталитета. Не деньги являются в конечном итоге мерилом совершенства людей, а их разум и нравственность.
  2. "Борьбу, - как писал Бехтерев, - с биологическими факторами вырождения, которая очевидно также должна способствовать более правильному и более здоровому развитию личности. Эта борьба может вестись в двух направлениях: в виде установления законов, воспрещающих вступление в брак не с одними только душевнобольными и эпилептиками, но и с тяжелыми истериками, невропатами и хроническими алкоголиками. Брак во всяком случае должен быть регламентирован согласно взглядам науки на возможное развитие и состояние будущего потомства.
        Для здорового развития личности необходимо также устранение губительного распространения спиртных и иных опьяняющих напитков.
        Меры борьбы с пьянством, как известно, широко намечались и намечаются в целом ряде исследований, посвященных действию алкоголя на организм и искоренению пьянства в народе.     Между теми мероприятиями, которые здесь имеются в виду, мы отметим устранение сивушного масла из спиртных напитков, обращающихся в народе, увеличение пошлины и налога на крепкие вина, понижение пошлины и налога на напитки, содержащие малое количество алкоголя, распространение в народе чайных вместо трактиров и водочных лавок, строгий контроль над пьяницами, устройство особых алкогольных здравниц, лечебниц и амбулаторий, образование обществ трезвости, нравственное перевоспитание народа и проч., и проч.
        Нет надобности доказывать, что все эти меры рациональны и хороши, но их значение совершенно парализуется, если государство смотрит на потребление спиртных напитков как на важнейший источник дохода. Вот почему борьба с пьянством в народе будет бессильной до тех пор, пока наш государственный бюджет будет искать свою опору в тех сотнях миллионов, которые извлекаются из народного обращения в счет потребления им спиртных напитков."
  3. Совершенную систему просвещения, базирующуюся на передовых ноосферных научных знаниях и современных методах воспитания и образования, позволяющих воспитывать и образовывать взрослеющее, зреющее поколение, прививая ему регулярно обновляемый ЛИЧНОСТНЫЙ МИНИМУМ ЗНАНИЙ и ЛИЧНОСТНЫЙ НАБОР РАД, современную таблицу ценностей и пороков, близкую к эталонной матрицу сознания с тем, чтобы его образ жизни и социальное поведение отвечали самым высоким требованиям, а само оно было постоянно нацелено на самосовершенствование.
  4. Систему коррекции недоразвитых менталитетов обывателей путем максимального их довоспитания и дообразовывания, а также более глубокой коррекции или, если необходимо, даже ломки обнаруженных искажений негативных подсознаний менталитета нелюдей в условиях их изоляции или без нее, но все равно под строгим контролем и фиксацией положительных изменений со стороны специалистов.
  5. Подлинную демократию, постепенно переходящую в ноосферную политию - ноократию, позволяющую выбирать во властно-организующие ячейки общественных структур лучших по ментальным, в особенности нравственным качествам сограждан и удалять оттуда недостойных или менее пригодных, не говоря уже о нелюдях.
  6. Подлинную свободу слова, обеспечивающую информированность граждан о позитивных фактах и факторах в развитии данного социума, о лучших с ноосферной точки зрения согражданах, а также освещение всех ошибок и извращений в деяниях высокопоставленных сограждан и других общественно значимых фигур - судей, депутатов, чиновников, самих журналистов, если в их качествах обнаружились нелюдские черты и они выступили в роли дезинформаторов или внесли в общественное сознание мусорную или вредную информацию или неверные решения.
  7. Эффективную систему не только национальной безопасности, но и национального развития, опирающуюся на все вышеизложенное.

Только имея в своей структуре указанные компоненты, а также исходя из здоровой логики, разумности и целесообразности хода своего развития, общество может не только считаться, но и быть по настоящему совершенным, а значит, жизнеспособным, быстро адаптироваться к требованиям современности, т.е. актуальной действительности. Альтернатива этому безальтернативна: его неминуемые регресс, деградация, дебилизация и постепенное вымирание его членов, что мы наблюдаем, например, в настоящее время в России и ряде других стран, причиной чему являются многочисленные дефекты менталитета как у рядовых граждан, так и у так называемой политической псевдоэлиты, проникшей в государственные структуры и зоны влияния.

[ О дефектах менталитета ] [ О менталитете ] [ На главную страницу ]