[ Оглавление ]

Игорь Кондрашин

Гармония как путь
нетупикового развития материи

                       

 

"Nihil magis praestandum est, quam ne pecorum ritu sequamur antecedentium gregem, pergentes, non qua eundum est, sed qua itur."

Seneca "De vita beata", cap.1

[ "Для нас нет ничего более достойного, чем то, чтобы не следовать подобно овцам за стадом идущих впереди и двигаться не тем путем, по которому идут все, а тем, по которому должно идти."

Сенека "О счастливой жизни", глава 1 ]

     Окружающий нас мир находится в процессе постоянного развития. Отрицать это означает отрицать очевидное. Процесс развития мира происходит в трех ипостасях посредством движения материальных образований: во времени - в качестве - в пространстве и направлен от раннего к позднему, от простого к более совершенному, от меньшего к большему.

В этой связи Кант писал: "Я считаю, что материя подчинена некоторым необходимым законам. Я вижу, как из ее состояния полнейшего разложения и рассеяния вполне естественно развивается некое прекрасное и стройное целое. И происходит это не случайно и не вслепую, а, как мы видим, необходимо вытекает из естественных свойств. Разве отсюда не возникает вопрос: почему же материи должны были быть присущи как раз эти законы, приводящие к порядку и согласию? Возможно ли, чтобы множество вещей, из которых каждая имеет свою собственную независимую от других природу, сами определяли друг друга именно так, чтобы отсюда возникло стройное целое, а если результат именно таков, то не служит ли это неоспоримым доказательством того, что у них общий источник?
Итак, материя, составляющая первичное вещество всех вещей, подчинена известным законам и, будучи предоставлена их свободному воздействию, необходимо должна давать прекрасные сочетания. Она не может уклониться от этого стремления к совершенству, поскольку она необходимо была поставлена в такие гармоничные соотношения некоей господствующей над ней первопричиной."
     Развитие на биосферном уровне само по себе является сложным, но определяемым процессом движения того или иного масштаба. Если рассматриваемый процесс протекает под влиянием ноосферы в правильном, верном направлении, то происходит прогресс, т.е. движение вперед, к более совершенному состоянию, изменение к лучшему, распространение этого лучшего в пространстве, переход на более высокую ступень развития. Любой перекос в том или ином процессе развития под влиянием негасферы может приостановить его ход, а иногда и вовсе прекратить данный процесс развития, вызвать стагнацию или деградацию на том или ином участке, в общем, регресс, т.е. движение назад, изменение к худшему, к низшим формам существования, к хаосу.
     Если в силу каких-то обстоятельств регресс возможно наблюдать на каких-то отдельно рассматриваемых участках развития, бытия, то в глобальном масштабе такое положение законами развития материи не допускается, поскольку прогресс, т.е. равномерное, устойчивое развитие, является не столько целью, сколько условием существования материального мира.
     Поэтому, чтобы совпадать с общими целями и принципами, быть устойчивым, любой процесс развития должен протекать под воздействием ноосферы максимально равномерно, направленно и вести к сравнительно еще большему совершенству, т.е. к приобретению новых, ранее не существовавших и позитивных с точки зрения прогресса качеств. Во всем, что касается развития, должны соблюдаться соразмерность, равновесие, пропорциональность, логичность, изящество, беспрерывность, соответствие, одним словом, максимальная гармония. Только тогда слияние различных компонентов окружающего мира в единое целое может быть органичным и долговременным.
     В противном случае при наличии каких-либо негасферных отклонений, диспропорций, при явном переизбытке или нехватке чего-либо мы будем иметь все признаки хаоса, дисгармонии и как следствие отсутствие предпосылок для дальнейшего развития в сторону прогресса, чего существование Материи в целом не может допустить по определению.

     Прогресс, а значит, и гармония происходят во всех сферах бытия, но наиболее заметно в быту, в науке, культуре. Позитивно должны преображаться внутренний мир человека, окружающая его среда.
     Развитие, как и время, нельзя ни остановить, ни ускорить. Оно протекает со скоростью (во всяком случае на Земле), определяемой соотношением . Эту формулу, отражающую также течение социального времени, следует развесить повсеместно - на каждом столбе, над каждым письменным столом или кроватью, ее надо разъяснять детям еще в детском саду. Поэтому хотим мы того или нет, но ноосферный процесс развития будет двигаться вперед, с нами или без нас, независимо от нашей или чьей-либо воли только по нетупиковому пути в сторону прогресса, еще большего совершенства, а значит, гармонично. Это объективный закон, истина 3-й ступени, непререкаемый абсолют.
     Если кто хочет соответствовать этому процессу, то он должен идти в ногу с ним, максимально под него подстраиваясь, выбирая через ноосферу верное направление, а значит, гармонизируя себя и свое окружение. Именно это имел в виду Сенека, утверждая, что "счастливой жизни" можно достичь лишь достойно двигаясь именно тем путем, по которому должно идти.
     Не следующий этому правилу индивид всем своим негасферным существованием противоречит процессу развития и поэтому рано или поздно, но обязательно тем или иным способом будет из него выведен, устранен вплоть до фатального исхода (болезнь, несчастный случай, вымирание народа, гибель цивилизации и т.п. примеры ИСТОРИИ о падении великих империй, о вымирании индейцев, эскимосов и аборигенов). Объективные законы развития материи более суровы и действенны, чем иные писаные обществом кодексы.
     "Что не развивается, то не живет, а что не живет, то умирает" - пророчески написал еще более 150 лет назад, осознав эту закономерность, русский мыслитель В.Г. Белинский. С тех пор его слова не стали менее актуальными.

     В настоящее время человечество на пути своего нетупикового развития вступило в фазу довольно сложной и все более усложняющейся структурной самоорганизации. Поэтому, чтобы иметь дальнейшую жизненную перспективу, вопросам гармонизации должны уделять все больше внимания не только сознательная часть человечества, мировые лидеры и общественные деятели, но и простые граждане, рядовые жители планеты Земля.
     Вопросам гармоничного развития всего в мире, включая человеческую личность, придавалось, как известно, большое значение с древних времен. Так, Платон, отстаивая идею об универсуме как стройном и соразмерном порядке, приводил довод, что именно поэтому нашу Вселенную называют "космосом", а не "беспорядком" и не "бесчинством". Аристотель, в свою очередь, также отмечал, что: "У гармонии и ритмики существует какое-то сродство, почему многие из философов и утверждают, что душа есть гармония, а некоторые - что она носит гармонию в себе". Эпикур связывал развитие личности с получением наслаждений. Однако под наслаждениями он понимал не пьянство и обжорство, а утонченные и благородные духовные и телесные занятия. Он призывал к воздержанности в питье и еде, умеренности в низменных желаниях и большему занятию философией. "Пусть никто не откладывает занятия философией, даже в молодости", - говорил он.

 Философия в России  

     "Та жизнь счастлива, - писал чуть позже Сенека, - которая согласуется с природой, а согласоваться с природой она может лишь тогда, когда человек обладает здравым умом, если дух его мужествен и энергичен, благороден, вынослив и подготовлен ко всяким обстоятельствам, если он, не впадая в тревожную мнительность, заботится об удовлетворении своих физических потребностей, если он вообще интересуется материальными сторонами жизни, не соблазняясь ни одной из них, если он умеет пользоваться дарами судьбы, не делаясь их рабом". Заботу о собственном саморазвитии он понимал как психологическую гармонию внутреннего мира человека, господство разумного начала над страстями как низшим началом. Всего этого, и по его мнению, можно добиться с помощью философии, которой он придавал первостепенное значение в жизни.
     В связи со счастливым образом жизни, проповедуемым Сенекой, заслуживают внимания его мысли о проблеме рационального использования времени, которое нужно беречь и, что наиболее важно, эффективно его расходовать. "Убедитесь, - писал он, - что часть времени у нас отбирают силой, часть похищают, часть утекает впустую. Но позорнее всего - потеря по нашей собственной небрежности. Вглядитесь пристальней: ведь наибольшую часть жизни тратим мы на дурные дела, немалую - на безделье и всю жизнь - не на те дела, что нужно. Укажите мне такого, кто ценил бы время, кто знал бы, чего стоит день, кто понимал бы, что умирает с каждым часом? В том-то и беда наша, что смерть мы видим впереди, а большая часть ее у нас за плечами, - ведь сколько лет жизни минуло, все принадлежит смерти". Таким образом, Сенека одним из первых осознал "теорию размещения людей на острие секундной стрелки часов", с которой мы двигаемся от начала до конца своей жизни, равномерно преобразующей простертое перед нами БУДУЩЕЕ в невозвратимо ушедшее ПРОШЛОЕ.

Уже упоминавшийся выше величайший мыслитель прошлого Кант полагал, что "полное соответствие воли с моральным законом есть святость - совершенство, недоступное ни одному разумному существу в чувственно воспринимаемом мире ни в какой момент его существования. А так как оно, тем не менее, требуется, как практически необходимое, то оно может иметь место только в прогрессе, идущем в бесконечность к этому полному соответствию, и согласно принципам чистого практического разума необходимо признавать такое практическое движение вперед как реальный объект нашей воли."
Достичь гармоничного развития личности, считал Кант, можно, прежде всего, с помощью философии. Ибо философия, - утверждал он, - есть идея совершенной мудрости, указывающей нам последние цели человеческого разума, являясь таким образом законодательницей разума. Она является единственной наукой, которая имеет систематическую связь в собственном смысле и придает всем другим наукам систематическое единство. Философ - не виртуоз ума, но законодатель. По его мнению, основной смысл философии состоит в ее гуманистическом призвании. Перед человеком, перед наукой, перед философией стоят важнейшие вопросы: что я могу знать? что я должен делать? на что смею надеяться? Ответ на эти вопросы позволит решить главную задачу - понять, что такое человек. Отсюда Кант сделал вывод, что назначение философии - это помогать человеку формировать теоретическое мышление, помогать нравственно совершенствоваться. Он писал об этом так: "Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, которой я учу, - а именно, подобающим образом занять указанное человеку место в мире - и из которой можно научиться тому, каким быть, чтобы быть человеком".

     Однако, к сожалению, можно смело констатировать, что над тем, каким быть, чтобы стать человеком, мало кто задумывается. Еще меньше тех, кто систематически над собой в этом направлении работает. Нет для этого ни ясных ориентиров, ни соответствующих разъяснений. На сегодняшний момент понятие "гармонично развитая личность" для подавляющего числа населения находится лишь где-то на 1-й ступени понимания, а многие в этом вопросе и вообще пребывают в беззаботном неведении.
     Естественно, что какие-то шаги в области развития гармонии человека все же делаются и гармонично развитые личности существуют, но их до обидного немного и о них мало кому известно - это пока и немодно, и не востребовано. Пока гармонией занимаются, в основном, музыканты, скульпторы и художники, архитекторы и дизайнеры. Выдающихся архитекторов и дизайнеров человеческих душ, оперирующих лучшими понятиями ноосферы, кроме самой природы, пока нет.
     Это несложно объяснить: до сих пор общественное самосознание не выработало понятных критериев гармонии и совершенства человека, в особенности его духовных, нравственных, ментальных параметров, не выстроило их в какую-то систему (т.е. не обозначило "современный образец - эталон совершенства по состоянию на такой-то год"), не научилось их вычислять, оценивать, сравнивать, научать им, их пропагандировать, составлять соответствующие рейтинги.
     Поэтому внутренним миром людей занимаются все кому не лень - духовники различных конфессий всех религий, идеологи всех партий, полуграмотные журналисты и комментаторы различных СМИ и СМД (средств массовой дезинформации), проповедники и активисты многочисленных сект, PR-щики и лохотронщики всех мастей, просто психически больные люди. На ниве повсеместной неграмотности в этой области ведутся информационные войны, строятся финансовые пирамиды, процветает мошенничество разного калибра, набирает силу наркомания.
     Вот почему внутренний мир среднестатистического человека, подверженный влиянию как ноосферы, так и негасферы, фактически не гармонизирован, замусорен и несовершенен, в нем царит хаос и неразбериха, в особенности, если рассматривать человечество в целом. Объем ЛИЧНОСТНОГО МИНИМУМА ЗНАНИЙ по сферам кругозора, хранящимся в ноосфере, не унифицирован, пополняется нерегулярно и бессистемно и поэтому включает в себя разрозненные, несистематизированные, часто устаревшие или ложные понятия и информацию негасферы, далекие от истин, что ведет к неправильному воспитанию и образованию, порождает в умах разницу в оценке добра и зла, текущих событий и явлений Актуальной действительности, мешает сближению архетипов в процессе эволюционного развития.
     Философия, в свою очередь, вообще с некоторых пор прозябает на научных задворках, подменяемая негасферным философствованием (против которого особенно активно выступал Эдмунд Гуссерль), вместо того чтобы быть тем, чем она призвана быть - законодательницей разума. В этой связи так противоречивы суждения об окружающем нас мире, так неоднозначна, разнородна общечеловеческая таблица ценностей и пороков, их понимание, что порождает разногласия и конфликты на всех уровнях, вплоть до международных.

     Исходя из всего вышесказанного, под ГАРМОНИЧНЫМ РАЗВИТИЕМ ЛИЧНОСТИ следует понимать последовательное овладение индивидом унифицированным объемом ЛИЧНОСТНОГО МИНИМУМА ноосферных ЗНАНИЙ, включающего информацию о большинстве сфер макро- и микрокосмоса, перечень актуальных нравственных понятий, расставленных по убывающей в соответствии с эталоном, общепринятые в цивилизованном обществе нормы и правила поведения и здорового образа жизни, а также необходимый в быту набор умений и навыков помимо профессиональных знаний и опыта.
     В соответствии с этим у индивида в результате должно поддерживаться в норме в течение его жизни физическое состояние организма, упорядочиться его внутренний мир и сложиться правильное представление о внешнем мире, но прежде всего об окружающей его среде. Он должен адекватно нормам действовать в текущих жизненных ситуациях и адекватно рассуждать. Он также должен быть нацелен через самоорганизацию на эффективное использование времени в своей жизнедеятельности, постоянное совершенствование себя (самосовершенствование) и окружающего его мира в соответствии с растущими со временем требованиями прогресса, регулярное пополнение ЛИЧНОСТНОГО МИНИМУМА ноосферных ЗНАНИЙ.
     Под ГАРМОНИЧНЫМ РАЗВИТИЕМ ОБЩЕСТВА следует понимать последовательное овладение всеми членами данного общества унифицированным объемом ЛИЧНОСТНОГО МИНИМУМА ЗНАНИЙ, одинаковое понимание и усвоение имеющихся в нем ноосферных понятий, норм и правил, умений и навыков, их рациональную самоорганизацию, направленную на указанное развитие, на повышение эффективности их совместной жизнедеятельности, одинаковое понимание и оценку исторических событий, т.е. связь с предшествующими поколениями и заботу о будущем. В результате в данном обществе должна царить атмосфера взаимопонимания между его членами, взаимодействия и взаимоподдержки, наблюдаться бескризисное его развитие во времени-пространстве.
     Под ГАРМОНИЧНЫМ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА следует понимать последовательное овладение всеми жителями Земли унифицированным объемом ЛИЧНОСТНОГО МИНИМУМА ЗНАНИЙ, одинаковое понимание и усвоение имеющихся в нем ноосферных понятий, норм и правил, умений и навыков, с учетом их национальной и климатической специфики. Должна совершенствоваться и становиться более эффективной система международной самоорганизации, направленной на глобальное развитие актуально живущего поколения жителей планеты, на борьбу с негасферными явлениями, на повышение эффективности их совместной жизнедеятельности на уникальном островке Вселенной.
     В результате в мировом сообществе должна укрепляться атмосфера взаимопонимания и взаимодействия, усиливаться забота о последующих поколениях людей, обеспечиваться бескризисное его развитие, с тем чтобы жизнь Человечества при этом не только не прекратилась, даже со временем, не только была бы вне опасности такого трагического конца, но и развивалась должным образом в ноосфере в соответствии с объективно действующими законами развития материального мира.

     Гармоничное, устойчивое развитие, повышение функциональной значимости, полезности должно стать, таким образом, приоритетным направлением и смыслом в жизни каждого индивида, любого общества, каждого поколения людей, всего человечества в целом. Цель такого развития - гармоничное совершенство. Все прочие цели ведут через негасферу к регрессу, а значит, античеловечны и противоестественны, т.е. противоприродозаконны.

Великий русский невролог В.М. Бехтерев в этой связи писал: "Во всяком случае, нельзя не принять во внимание того факта, что только гармоническое развитие тела и духа обеспечивает правильное совершенствование личности. Если физическое развитие от природы слабо, если человек от раннего возраста подвергается физическим невзгодам и целому ряду общих инфекционных болезней, особенно с затяжным течением, если вместе с тем у него развиваются общие болезненные поражения, коренящиеся в недостаточном и неправильном питании организма, то уже полный расцвет личности будет в той или иной мере задержан. Если затем и в более возмужалом возрасте продолжаются физические невзгоды, то упадок личности обнаруживается уже вполне ясно."
Совершенным, функционально значимым и полезным должен стремиться стать не только каждый человек. Все более совершенными, функционально полезными должны быть его семья, дом, друзья, предприятие, город, правительство, все государство, весь окружающий нас мир. Только тогда будет возможен прогресс, и жизнь будет приносить всем радость и удовлетворение. Только тогда все могут быть по-настоящему счастливыми. При этом необходимо помнить, что нет ПРЕДЕЛА совершенству.
     В то же время необходимо понимать, что совершенство является относительным понятием, оно не может быть абсолютным. Поэтому согласно законам развития ноосферы материального мира всякой точке Актуальной действительности на ординате времени соответствует своя, строго определенная степень совершенства. Большой индивидуальный отрыв от нее вперед, но лишь в правильном направлении, ведет к появлению гениев (в противном случае, если направление неверно, негасферно - злодеев, параноиков и маньяков), отставание - ведет к примитивизму, ограниченности, деградации и дебилизму. Только достижение полного соответствия актуальной на данный период времени степени совершенства делает из человека нормальную, современную, полезную для всех личность, гражданина и достойного жителя планеты Земля.
     Достигнуть всеобщей цели развития - гармоничного совершенствования общества, Человечества в целом - возможно только в одном единственном случае: если к ней устремится большинство людей на Земле, т.е. все большее количество индивидов осознают необходимость стать совершенником, быть полезным друг другу. И тогда каждый будет стремиться не только помогать друг другу, но и к тому, чтобы у него, как говорил А.П. Чехов, все стало совершенным - "и лицо, и одежда, и душа, и мысли" или, как писал Л.Н. Толстой, "красота внешняя стала бы отражать красоту внутреннюю", духовную. Об особенностях такого становления, о совершенствовании прежде всего внутреннего мира человека, о становлении и развитии его души, мыслей, вернее, менталитета, рассказывается в последующих разделах повествования.

[ Менталитет ] [ Оглавление ]