[ О дефектах менталитета ] [ На главную страницу ]

Игорь Кондрашин

Коррекция менталитета

 

"Понимать, что справедливо,
чувствовать, что прекрасно,
желать, что хорошо, -
вот цель разумной жизни."

А. Платен

  1. Оценка функциональных способностей менталитета
  2. Выявление причин и обстоятельств появления дефектов
  3. Устранение дефектов и коррекция

Оценка функциональных способностей менталитета

В мире, к сожалению, почти не существует идеальных (эталонных) людей, очень мало вокруг себя мы можем встретить интеллигентов и личностей. У большинства индивидов, включая нас самих, обязательно обнаруживаются какие-то дефектные элементы или компоненты менталитета, которые недоразвиты или искажены, т.е. подвержены либо дистрофии, либо атрофии, либо гипертрофии. Поэтому все мы своего рода в чем-то ментальные атрофики, в чем-то дистрофики, а в чем-то гипертрофики. Это доказанный факт, вытекающий из естественного материального статуса происхождения и бытия человека, нормальное функционирование менталитета которого зависит от столь большого числа переменных, трудно регулируемых факторов. При этом следует иметь в виду сложнейший характер самой конструкции головного мозга, систем поддержания его жизнеобеспечения, жизнедеятельности и функционирования.
Вместе с тем лишь у нелюдеподобных индивидов все дефекты приобретают опасный, необратимый, а в чем-то даже и трагический характер. В то же время у людей со здоровыми компонентами менталитета, с нормальной в принципе ориентацией сознания они поддаются необходимой перенастройке, позитивному регулированию, в особенности если отклонения сами по себе незначительны.
В этой связи, перед тем как начать коррекцию дефектов менталитета данного индивида, необходимо сперва провести оценку, своего рода инвентаризацию состояния составляющих его менталитета: психики, алгоритмического модуля, интеллекта и сознания. При этом необходимо помнить о существовании возрастной шкалы, влияющей на способности, в т.ч. ментальные, любого человека, в соответствии с которой должны применяться соответствующие возрастные коэффициенты.
Для этого напомним схему становления (созревания), периода зрелой активности и затухания ментальных способностей человека в течение его биологической жизни:

Поэтому оценка развитости менталитета и обнаружения у людей дефектов должна производиться исходя из возрастной группы, к которой они в данный момент принадлежат. Вполне естественно, что наилучшие показатели люди демонстрируют в возрасте 18 - 65 лет.

Оценка психики

Осуществляется в соответствии с графическим шаблоном, отображающим поле проявления суммативной реакциеспособности всех фн. центров головного мозга:

Результирующая оценка индивидуальной психики каждого человека находит свое отражение на четырех ординатах степени адекватности рефлексии каждого человека норме, т.е. на ординатах:
1) возбудимости - от пониженной до ненормально высокой;
2) торможения (подавления) реакции - от слабого, недостаточного торможения до полного невосприятия;
3) 4-х сигнальных подсистем - от обладания частично функционирующей только первой до наличия всех четырех с учетом как ноосферного, так негасферного направлений.
Выделенная на правой половине графика область охватывает параметры, соответствующие здоровой, нормальной психике. Любые отклонения от обозначенной области характеризуют ту или иную степень ее неразвитости или искаженности.
Иными словами, нормальной для нынешнего времени следует считать такую психику, которая адекватно рефлекcивна, при этом человек способен при необходимости сдерживать свои эмоции при любых обстоятельствах. Кроме того, его психика должна быть способна надлежаще реагировать на раздражители всех четырех сигнальных подсистем ноосферного направления, но прежде всего на полезные ассоциации и инициации позитивных подсознаний его сознания.

Какие способы оценки психики (своей, чужой) известны в настоящее время? Врач-психиатр с помощью своего молоточка банальным ударом по коленке может определить уровень реакций возбуждения-торможения лишь некоторых, самых примитивных фн. центров I-ой сигнальной подсистемы. Ничего более. Фн. центры высшего порядка I-ой сигнальной подсистемы и фн. центры всех прочих сигнальных подсистем пока с достоверностью можно оценить лишь посредством наблюдений за поведением индивида в жизни, в быту, что специалистам вне стен клиники делать затруднительно. При этом сами специалисты должны владеть соответствующими медицинско-философскими знаниями. В принципе, этими знаниями должен научиться пользоваться в повседневной жизни каждый образованный, разумный человек на основании предлагаемых методик. Других способов проверок и тестов пока не существует. Во всяком случае, о них широко не известно.
Так, например, следует иметь в виду, что нормальная работа фн. центров II-ой сигнальной подсистемы выражается в послушании, в исполнении просьб, приказаний, указов, дисциплине индивида, включая самодисциплину. В православных монастырях, кстати, любое поручение монаху так и называется - "послушание". В силу этого балансировка, настройка, программирование указанных центров и наполнение содержанием соответствующих РАД осуществляется в процессе воспитания человека, а дисбаланс или отсутствие настроенных требуемым образом РАД проявляется при недостатке воспитания или его полном отсутствии.
Нормальная работа фн. центров III-ей сигнальной подсистемы выражается в умении быстро находить оптимальные решения в череде каждодневных проблем. Отсутствие или недостаток такого умения соответствующим образом характеризует состояние III-ей сигнальной подсистемы.
Нормальная работа фн. центров IV-ой сигнальной подсистемы выражается в умении "заглядывать в БУДУЩЕЕ", т.е. предвидеть, предусматривать появление со временем тех или иных проблем и заранее находить способы соответствующей подготовки к ним. Отсутствие таких способностей и умений характеризует неблагоприятное положение с развитием IV-ой сигнальной подсистемы.
В целом нормальная психика должна характеризоваться ее четким взаимодействием с собственным сознанием человека, способностью активно реагировать на продуктивные ассоциации и инициации позитивных как своих, так и подсознаний других людей и тормозить, глушить деструктивные ассоциации и инициации также как своих, так и негаподсознаний других индивидов. В ней обязательно должна быть видна работа как по самоанализу и самооценке собственных суждений и действий, так и анализу, оценке суждений и действий окружающих людей и соответствующая ответная реакция на них.
Вполне естественно, что любые отклонения от нормы в реакциях возбуждения-торможения по всем 4-м сигнальным подсистемам, и уж тем более фиксация негасферного влияния на психическую деятельность индивида, свидетельствуют о дефектности его психики, т.е. либо о недоразвитости тех или иных соответствующих ее элементов, либо об их искаженности.
Психическая ненормальность человека связана с широким спектром расстройств психики - от легких кратковременных ее отклонений (потеря внимательности, неврозы и другие т.н. пограничные состояния) до тяжелых длительных заболеваний, связанных с глубокими значительными расстройствами и функциональными изменениями психической деятельности, сопровождающимися арефлексией или даже нарушением отражения реальности (шизофренический бред) и поведения (психозы).
Эти отклонения влияют прежде всего на адекватность реакции человека на те или иные события и явления жизни, что тем или иным образом отражается на изменении характера и манер его поведения (равнодушие или, напротив, потеря спокойствия, уравновешенности, рассудительности и т.д.), а также в итоге на параметрах его менталитета в целом. Если эти отклонения игнорировать, не обращать на них внимания, то они в скором времени могут перерасти в полное отупение или, наоборот, в неврастению, либо вовсе приобрести стойкий шизофренический характер, а чаще вылиться в то, другое и третье вместе.
Способен ли человек позитивно влиять на рефлексивную способность своей психики, скорректировать обнаруженные отклонения? Способен, но лишь в той степени, в какой он осознает свои отклонения, знает эталонные параметры психики и сознания, наделен волевыми качествами отвергнуть имеющиеся отклонения и обрести эталонные качества. И, как говорится, "дорогу осилит идущий". В противном случае он обречен до конца своей жизни иметь недоразвитую (арефлексивную) либо в чем-то искаженную (неврастеническую), словом, с прогрессирующими отклонениями от нормы психику.

Оценка алгоритмического модуля

Производится путем оценки наличия необходимого набора наиболее совершенных и современных РАД по всему спектру алгоритмов функционального назначения:

  1. Бытовых
  2. Поведения в обществе
  3. Ученических - приобретения знаний
  4. Прикладных
  5. Профессиональных
  6. Гражданских
  7. Гиперорганизменных
  8. Гуманистических

Итоги оценки набора РАД вносятся в индивидуальную таблицу знаний-умений-навыков алгоритмического модуля данного индивида:

Что надо знать, уметь Что знаю (знает), умею (умеет) Что не знаю (не знает), не умею (не умеет)
читать + -
писать + -
и т.д.    
Что не надо уметь, знать    
курить - +
воровать - +
и т.п.    

После этого рисуется соответствующий график, который сравнивается с эталонным:

На практике пока широко используются методы косвенной оценки алгомодулей различных индивидов путем их сравнения между собой. Это осуществляется прежде всего в профессиональной сфере и в прикладной деятельности. Для этого устраиваются конкурсы, тесты, соревнования, чемпионаты, дегустации, салоны, выставки и т.п. алгоритмические состязания. По оценке полноты наборов и совершенству РАД других назначений, предрасположенности индивида к их своевременной модуляции постепенно вводятся рейтинговые системы, которые еще не применяются широко, но по мере их совершенствования со временем возрастет и частота их использования. Со временем наборы РАД каждого индивида будут оцениваться не только по количеству и качеству, но и по эффективности и оптимальности, а также их полезности как для самого индивида, так и для общества, для ноосферы Человечества в целом.

Оценка интеллекта

Измерение уровня развитости интеллекта осуществляется пока в основном путем определения коэффициента интеллекта - IQ (intelligence quotient), обозначающего количество интеллекта (КИ) и отражающего уровень интеллектуальности мышления индивида, т.е. живости его ума, глубину и объем его памяти.
Для приближенного измерения способностей индивидуального интеллекта все шире используются IQ-тесты со шкалой от 0 до 200. Интеллект среднего человека составляет на сегодняшний день 100 условных единиц (половина решенных задач). Интеллект человека, полностью ответившего на все задания, соответствует 200 единицам. Тесты не только показывают КИ человека, но и выявляют предпочтительный стиль его мышления (логический, образный, математический, вербальный). Выявив пробелы в своих стратегиях, индивид может натренировать способности и поднять свой КИ. Естественно, что существующие тесты IQ пока далеки еще от совершенства и со временем будут использоваться более точные. В то же время будет расти и планка требований. Однако уже и сейчас такого рода тесты могут с определенной степенью достоверности характеризовать уровень развития интеллекта и наличие дефектов в нем.

  IQ  Здесь можно провести тест своего интеллекта и сравнить его с графическим шаблоном:

Если измерения собственного интеллекта превышают средний уровень 70 - 120 единиц, то человек является "интеллектуалом", т.е. обладателем хорошо организованного и отлаженного головного мозга, а с ним и высокоразвитого, мощного интеллекта, и ему не о чем особо беспокоиться. Показатели, не достигающие 70 единиц, свидетельствуют о недоразвитости отдельных структур мозга, а с ним и интеллекта, о попадании его владельца в разряд "дебилов", т.е. людей интеллектуально слабых, неполноценных. В таких случаях и сам индивид, и его окружение должны бить тревогу, пытаясь всеми доступными способами улучшить полученный при тестировании показатель.

Оценка сознания

Поскольку сознание есть наивысшая мыслительная деятельность коры головного мозга человека, оценка уровня его развитости и обнаружение каких-либо дефектов в нем (а они имеются практически у каждого человека - это активно развивающаяся и конструктивно самая сложная составляющая менталитета) представляет собой довольно трудную задачу, которую могут выполнить далеко не все.
Начинать оценку развитости-дефектности сознания всегда следует с того, с чего ее начинал герой стихотворения В.В. Маяковского:

Крошка-сын к отцу пришел
И спросила кроха:
"Что такое хорошо
И что такое плохо?"

то есть с построения собственной таблицы ценностей-пороков, если у кого ее еще нет. Для этого создается своя персональная классификационная таблица ценностей и пороков, отражающая, что вы лично предпочитаете:

I. Любить, считать превыше всего  
II. Уважать, одобрять, почитать  
III. Воспринимать как данность  
IV. Осуждать, считать недопустимым  
V. Быть непримиримым, бороться с  

Эту таблицу вы заполняете нижеследующими, а возможно, другими, специфичными только для вас ценностями и пороками согласно вашим убеждениям, одним словом, по совету "внутреннего голоса":
глубокие знания, ум (разум), труд, правда, наука, истина, Родина (патриотизм), общечеловеческие ценности, мудрость (философия), семья, порядочность, доверие, честность, совестливость, справедливость, честь, дети, старшие, воспитанные, образованные, умные, родители, наставники, воспитатели, друзья, законы, демократия, свобода, свобода слова, гражданские обязанности и права, красота (прекрасное), просвещенность, творчество и выдающиеся творения, гармония, культура, добросовестность, достоверность, выполнение долга, обещаний (сдержать слово), ответственность, государственная система, служение обществу, надлежащее исполнение поручений и служебных обязанностей, история, технология производства, нравственность (мораль), бережливость, хороший вкус, доброта, уважение к родителям, сострадание, вежливость, гордость, благотворительность, благожелательность, искренность, благородство, аккуратность, точность, мужество, храбрость, смелость, целеустремленность, решительность, жертвенность, интеллигентность, успех, порядок, дисциплина, грамотность, хорошие книги, театр, юмор, стремление к совершенству, здоровье, физкультура, гигиена, чистоплотность (чистота), свое жилище, соседи, сослуживцы, земляки, соотечественники, сограждане, профессионализм, товарищи по партии, союзники, среда обитания, природа, животные, материалистическое миропонимание, окружающий мир, общество, своя профессия, место рождения, книги, телевидение, Интернет, спорт и спортивные мероприятия, различные виды искусства, игры, кинематография, философствование и философствующие, калеки, больные, выступления различных певцов, актеров, секс, сила, рестораны, бюрократия, налоги, государственная власть, успех, карьера, расовая принадлежность, национальность, мировоззрение, церковь, религия любых вероисповеданий и конфессий, богатство, бедность, честно заработанные деньги, снисходительность к окружающим, неграмотность, алкоголизм, курение, токсикомания, сквернословие, невежество, переедание (обжорство), лень, апатия, нежелание иметь семью (здоровое потомство), алчность, чванство, трусость, тупость, хамство, отсутствие воли, жадность, злоупотребление служебным положением, войны, безответственность, иждивенчество, пошлость, жульничество, неряшливость, нечистоплотность, неуважение к родителям и старшим, тщеславие, злость, уныние, обман (дезинформация), зависть, подлость, бесчестие, лицемерие, цинизм, ревность, ненависть, издевательство, хулиганство, провокации, зомбирование, грязь и запущенность, мошенничество, ухудшение экологии, замусоривание, нарушение технологии, забвение предков, национализм, нерешительность, непатриотичность, обидеть человека (животное), мещанская психология (обывательство), наличие на госслужбе криминалитета и людей с шизоидными отклонениями, религиозное сектантство, гомосексуализм, вымогательство, гиподинамия, проституция, незнание хотя бы одного иностранного языка, неделание умственной (шашки, шахматы) и физической (бег, плавание, упражнения) гимнастики, бандитизм, грабители, террористы, убийцы, оголтелый коммунизм (большевизм), мракобесие, фашизм, экстремизм, милитаризм, изменники и предатели Родины, наркомания, коррупция, ложь, захват заложников, воровство, демагогия, клевета, зло, совратители детей, вредители окружающей среды, отупители сознания -
а затем сравните ее с искомой эталонной (общечеловеческой), имеющейся в соответствующем разделе. Вы можете тем же способом заочно составить аналогичные шкалы-таблицы ваших близких и знакомых вам людей и сравнить их как со своей, так и с эталонной.
После этого вспомните, каким эталонным образам и идеалам вы стремитесь подражать, на кого хотите быть похожими.
И только после проделанной подготовительной работы вы сможете приступить к составлению матрицы собственного сознания, вырисовывая ее на основе типового шаблона (порядок заполнения шаблона см. в разделе "Индивидуальное сознание"):

 

Если вы верно отобразили на матрице-шаблоне свои подсознания, уровень их развитости, то, сравнивая вашу индивидуальную матрицу сознания с эталонной (см. там же), вы сможете присвоить ей то или иное цифровое значение диоптрий сознания, тем самым установив различия и определив степень недоразвитости или искаженности вашего (или чьего-то другого) сознания.

Оценка менталитета в целом

Оценив последовательно и по раздельности уровень развитости-искаженности своей (чьей-то) психики, алгомодуля, интеллекта и сознания, вы сможете после этого сделать предварительное заключение об уровне развитости-искаженности своего (чьего-то) менталитета в целом, внеся их параметры в сводную таблицу и дав целостную оценку менталитета и соответственно его владельца (см. раздел "Классификация индивидов по параметрам менталитета"):

Дефекты Описание дефектов
ПСИХИКИ  
АЛГОМОДУЛЯ  
ИНТЕЛЛЕКТА  
СОЗНАНИЯ  
МЕНТАЛИТЕТА в целом  

Вполне естественно, что правильность данной оценки во многом зависит от вашего понимания всего комплекса связанных с развитием менталитета аспектов, с теми специальными знаниями, которыми вы овладели по данной тематике, от желания получить правдивый результат и небоязни этого.
В любом случае окончательное заключение об уровне развитости-искаженности своего (чьего-то) менталитета вы сможете сделать лишь в результате тщательного повторного анализа после усердных попыток провести соответствующую коррекцию дефектов, обнаруженных в результате предварительной оценки.

В начало

Выявление причин и обстоятельств появления дефектов

Причин появления дефектов менталитета великое множество:
1. Прежде всего, они предопределены вашими предками, прапредками, прапрапредками, ответственными за формирование вашего генома, на основании которого складывался ваш генотип, развивались ваши способности и недостатки. Поэтому пусть астрологи и предсказатели сколько угодно убеждают вас, что судьба зависит от звезд и планет, от даты рождения и т.д. - не верьте им.
Ваша судьба в первую очередь зависит от тех ДНК, из которых состоял геном, из которого вы сформировались и благодаря которому вы до сих пор существуете. А ДНК попали в геном не из космоса, а из гамет ваших родителей в момент вашего зачатия, с которого и началось ваше фактическое рождение, формирование и развитие (а не со дня появления вас на свет из утробы матери, что почему-то принято праздновать как рождение). Так что за полученный геном вы и должны благодарить ваших предков всех поколений или на них обижаться.
Сами вы, в свою очередь, можете повлиять только на геном ваших потомков, развивая и улучшая себя (а это все записывается на ваши гены, включаемые затем в будущие геномы) или деградируя. И вот уже за полученное от вас генетическое наследство ваши дети и внуки будут благодарить вас, гордиться вами или проклинать!
2. Следующим аспектом, ведущим к дефектам менталитета, являются нарушения процессов клеточного метаболизма на каких-то этапах жизни, в те или иные ее периоды. В результате неполучения высокоценного питания (и включения вместо него в рацион малоценных или даже вредных продуктов) формирование и поддержание нервных клеток в режиме нормального функционирования становится для организма затруднительным или даже невозможным, и это ведет к их недоразвитию или даже дистрофии. Процесс сопровождается болезненными явлениями, ослаблением большинства органов организма, включая, прежде всего, его головной мозг, что, в свою очередь, естественно сказывается на функциях АФЦ, РД и РАД, вызывая те или иные дефекты менталитета.
3. Другим важным аспектом надлежащего развития менталитета являются правильные действия при формировании фенотипа человека, которые осуществляются с помощью воспитания и образования в начальный период, и самовоспитания и самообразования - впоследствии. Здесь необходимо соблюдать строгое правило, чтобы воспитатели и преподаватели соответствовали современным требованиям воспитания и образования и по своим профессиональным, нравственным и этическим качествам в наибольшей мере отвечали эталонным образам этих самых важных человеческих профессий.
В результате воспитания и образования человек должен получить в полном современном объеме ЛИЧНОСТНЫЙ МИНИМУМ ЗНАНИЙ и ЛИЧНОСТНЫЙ МИНИМУМ РАД. У него должны полностью сформироваться: зрелое современное мировоззрение, включающее необходимый набор понятий в их предельно истинном понимании; широкий кругозор, охватывающий все сферы макро- и микрокосмоса бытия; таблица ценностей и пороков, близкая к эталонной; представление об особенностях развития менталитета и факторах, влияющих на этот процесс. Он должен быть нацелен, постоянно стремиться к совершенству, к дальнейшему гармоничному развитию себя и всего окружающего. Он должен в обязательном порядке уметь следить за собой и своим жилищем, поддерживать нормальные семейные отношения, разбираться в домашней бытовой и оргтехнике, иметь навыки воспитания и ухода за детьми, иметь профессию, водить автомобиль, пользоваться компьютером и интернетом, знать и исполнять свои гражданские обязанности, владеть иностранным языком (предпочтительно английским, как фактическим языком общечеловеческого общения) и многое, многое другое. В соответствии с этим он строит свой образ жизни, придерживается установленных обществом норм и правил поведения (при условии, что само общество нормальное и его нормы близки к эталонным).
Недополучение воспитания или образования в должном объеме ведет к недоразвитости компонентов менталитета, тем или иным их деформациям, отклонениям от нормы.
4. И последним аспектом, влияющим на состояние компонентов менталитета и прежде всего сознания, на их дефектность, являются любые нарушения процессов информационного метаболизма. Даже в результате нерегулярного получения высокоценной информации, а уж тем более в случаях потребления вместо нее малоценной (информационного мусора) или даже вредной, происходит недоразвитие, дистрофия, атрофия или гипертрофия структур ансамблей АФЦ менталитета, нарушение режима их функционирования, что в итоге пагубным образом сказывается на результатах работы менталитета в целом.

Устранение дефектов и коррекция менталитета

Проведя оценку развитости-недоразвитости и дефективности компонентов менталитета, выявив предварительные причины имеющихся отклонений, можно приступить к попыткам их устранения, т.е. осуществить возможную коррекцию функций менталитета с тем, чтобы максимально приблизить их общепринятой норме, к эталонным параметрам. Процедура эта очень напоминает действия, производимые при сбоях или неудовлетворительной работе по каким-либо причинам персонального компьютера, т.е. осуществляется дооснащение его материальной основы (hardware) и переустановка его программ в соответствии с лицензионными (software). В любом случае главными критериями при оценке и коррекции менталитета остаются логика, целесообразность, разумность.
Устранение выявленных дефектов в функциях менталитета необходимо начинать с ликвидации причин, приведших к его недоразвитости-искаженности, в следующей последовательности:
1. Генетическая предопределенность
В этой области при нынешнем уровне развития генной инженерии для актуально живущего индивида, как мы уже отмечали, изменить ничего нельзя. Со временем ситуация явно изменится, а пока все усилия должны быть направлены только на будущее - на здоровое генетическое наследование детям и внукам.
2. Восстановление и поддержание в норме процессов клеточного метаболизма
Этот аспект наиболее простой для понимания, хотя и нелегкий для выполнения. Отказаться от малоценных или даже вредных продуктов питания (хлеб, макароны, колбаса, торты, фанта, конфеты, печенье) и перейти только на высокоценное (фрукты, овощи, мед, орехи, диетически приготовленные рыба и мясо) может по разным причинам далеко не каждый. Вне всякого сомнения, навсегда прекращается курение, употребление любых наркотиков, злоупотребление алкоголем. Ради собственного здоровья, ради обеспечения надлежащего обмена веществ в клетках головного мозга, ради здоровья будущих потомков это необходимо сделать каждому при любых параметрах менталитета.
3. Переформатирование и допрограммирование фенотипа
Тот, кто не получил достойного воспитания и образования - обделен своими родителями, обществом, государством больше всего. Потому что невоспитанность и необразованность всегда ведут к бескультурью и невежеству, т.е. качествам, несовместимым с современными требованиями к нормальному члену общества. Даже имея генетически заложенные хорошие способности к овладению знаниями и не развив их своевременно, не наполнив память положенным объемом понятий в их предельной истинности, мы все равно в итоге получим негативный результат. Поэтому, зная о пробелах в собственном (или чьем-то) воспитании или образовании, необходимо приложить максимум усилий к восполнению обнаруженных пробелов путем досамовоспитания и досамообразования, пополняя, модулируя свой ЛИЧНОСТНЫЙ МИНИМУМ ЗНАНИЙ, свой ЛИЧНОСТНЫЙ НАБОР РАД (эталонные наборы которых, следуя прогрессу, тоже постоянно трансформируются) и всячески снижая, истребляя, выкорчевывая свои невежество, бескультурье и необразованность. Большую помощь в этом могут оказать труды классиков философии и литературы.
Конечно, искоренить быстро и полностью все то плохое, что прививалось долгими годами в юном возрасте, и восполнить, заменить это тем полезным, что должно прививаться каждому человеку с рождения, ежегодно пополняясь, нелегко, особенно в зрелом возрасте, но стремиться к этому надо. Учитывая же, что прогресс человечества с некоторых пор, ввиду течения социальных процессов на Земле согласно формуле , становится все более ускоренным, досамообразование в продолжение всей жизни в любом случае становится обязательным, если человек не хочет отстать от норм и требований современности, совмещенной с движением точки Актуальной Действительности.
4. Восстановление и поддержание в норме процессов информационного метаболизма
Этот аспект также несложен как для понимания, так и для выполнения. Достаточно лишь отказаться от негасферной малоценной (мусорной) и вредной информации (чтение пустых книг и журналов, растрата времени на низкопробную теле- и кинопродукцию, низкопробные сайты в Интернете и прочий информационный хлам) и перейти на потребление ноосферной высокоценной информации (классическая литература и музыка, произведения великих философов, посещение лекций, музеев и выставок, просмотр высокохудожественных фильмов, регулярное прослушивание новостей и комментариев, передаваемых неангажированными телеканалами и журналистами, которых, как и воспитателей-преподавателей, должны отличать высокий профессионализм, следование эталонным нравственным и этическим нормам).

Индивидуальный менталитет

В результате предпринимаемых разумных действий по налаживанию процессов клеточного и информационного метаболизмов, переформатированию и допрограммированию, доналадке фенотипа можно надеяться инициировать начало восстановления не(до)развитых или утраченных элементов менталитета.
В первую очередь постепенно должна начать восстанавливаться рефлексия сигнальных подсистем психики, в том числе наиболее важных в современной жизни человека - третьей и четвертой. Человек после этого сможет не только заново увидеть голубизну неба, яркость звезд, орнамент узоров, восхититься запахом трав и цветов, услышать глубину классических мелодий, но вновь обрести способность самостоятельно решать возникающие вопросы, не делая из них проблем, часто заранее их предвидя.
Расширится спектр познанных РАД алгоритмического модуля мозга, набор которых станет более современным и эффективным, что повлечет за собой более наполненное содержание и смысл существования данного индивида, у которого могут появиться новые навыки, умения и станут реализовываться разносторонние интересы, повысится его приспособленность к жизни, уровень профессионализма, социальная значимость, его действия будут более полезны как для него самого, так и для общества.
Улучшатся мыслительные возможности мозга, его мощь и способность к запоминанию. Это в значительной степени поднимет коэффициент интеллекта IQ.
В настоящее время считается, что коэффициент интеллекта человека напрямую зависит в наибольшей степени от наследственных факторов. Но его можно увеличить, занимаясь специальными упражнениями (на развитие памяти, наблюдательности, быстрорешания). В любом случае интеллект требует регулярной тренировки, эдакой интеллектуальной гимнастики. Кто-то для этого время от времени играет в шахматы (желательно с часами), шашки, домино, нарды и т.п., другие тренируют мозг, решая кроссворды, упражняясь с тестами КИ.
Но все же главное, ради чего следует проводить все коррекции параметров менталитета - это восстановление в полном объеме и дальнейшее гармоничное развитие всего перечня позитивных подсознаний сознания с одновременным избавлением от негаподсознаний. Благодаря этому человек излечивает свою понятийную слепоту, расширяя до нормы кругозор мировидения и увеличивая тем самым свою мыслительную дальнозоркость, получает приближенную к искомой эталонной таблицу ценностей-пороков, в соответствии с которой он начинает более правильно оценивать происходящие события, а также поступки свои и окружающих его людей. В любом случае изменяются к лучшему стиль его жизни и манеры поведения, более разумными становятся его суждения и практические действия.
И вот только тогда, когда на фенотипическом уровне исправить и улучшить что-либо еще более не удается, и следует проводить повторную оценку компонентов менталитета и вывести уже окончательное заключение об уровне его развитости-искаженности.

Общественное сознание

Общество состоит из индивидов, поэтому общественное сознание отражает среднестатистическую результирующую сумму индивидуальных сознаний его членов.
Вместе с тем, учитывая, что любое общество является своего рода гиперорганизмом высокого уровня, необходимо отслеживать, чтобы все структуры, влияющие на его жизнедеятельность, были заполнены людьми, имеющими соответствующие нормально развитые менталитеты, максимально отвечающие необходимым требованиям. Поэтому их отбор на каждый общественный или государственный пост или должность (судьей, депутатов, чиновников, прокуроров, пожарных, военных, журналистов) должен осуществляться в соответствии с эталонными образами. Кстати, граждане - это тоже государственная должность, хотя и общественная, и гражданином нужно уметь быть! Любому иммигранту, пожелавшему получить гражданство в США, необходимо сдать специальный экзамен. Именно несоответствие людей занимаемым ими постам и должностям, нет, не по профессиональным АФЦ и РАД алгомодуля, а, главным образом, по структуре, по развитости, ноосферности и бездефектности их сознания, как правило, тянет общество, страну, государство к деградации, хаосу и развалу.
Необходимо формирование в каждом обществе подлинной человеческой ЭЛИТЫ, которую отличает от той тусующейся на телеэкранах псевдоэлиты более высокоразвитое сознание, нравственность и культура. ЭЛИТА, а не псевдоэлита должна стать нравственным компасом для всего данного общества.
На общественное сознание влияют, вполне естественно, не только властные структуры, вернее, те псевдоэлитные индивиды, кто их заполняет, но и средства массовой информации (СМИ), которые в ходе ведущихся по всему миру информационных войн очень часто становятся средствами массовой дезинформации (СМД). Характерных тому примеров в современных газетно-журнальных изданиях и каналах телевещания по всему миру, включая Россию, великое множество, когда, прикрываясь свободой слова, многие СМИ давно превратились в СМД.
Поэтому общество в целях самосохранения, предотвращения искажений в развитии общественного сознания, избежания шизофренизации, а также коррекции уже искаженных элементов должно стремиться максимально избавить своих членов от влияния СМД, обеспечивая их информационный метаболизм через подлинные СМИ.

Подводя итог всему сказанному о свойствах и дефектах менталитета, хочется надеяться, что со временем люди все же научатся распознавать встречающиеся в бытии разновидности менталитетов, отличать здоровые варианты от больных, определять суть их дефектов и находить пути их коррекции. Эти знания и навыки, носящие более философский, нежели медицинский оттенок, должны входить в обязательный для всех ЛИЧНОСТНЫЙ МИНИМУМ ЗНАНИЙ.
Вместе с тем широкое их применение станет возможным лишь после того, как ими овладеет значительная часть социума, а это, в условиях нынешнего не совсем высокого авторитета философии среди не только обычных людей (народа), но и у невежественной властной псевдоэлиты (власти), довольно сложная задача. Решить ее, начиная с себя, со своего окружения (родственников, друзей, коллег по работе, соседей, приятелей), цель и смысл жизни каждого мыслящего человека.
Поэтому неслучайно девизом ХХ Всемирного философского конгресса стал - "PAIDEIA: Философия в воспитании человечества", поскольку действительно только научная философия способна сыграть решающую роль в умножении "мыслящей, по выражению Канта, общественности", только ее распространение поможет в деле сохранения и гармоничного развития в сторону еще большего совершенства человеческой цивилизации.
Все люди должны заняться более серьезно, чем сейчас, изучением самих себя, познанием собственного менталитета, а с его помощью осознанием основ бытия, составляемых ими общественных гиперорганизмов, смысла жизни и целей всеобщего развития. И это должно стать основной задачей для Человечества в XXI веке.

[ О дефектах менталитета ] [ О нормах менталитета ] [ На главную страницу ]